Норман Л. Гайслер (протестант) Ч Частное откровение см. Откровение частное, или особое Честертон. Гильберт Кит (CHESTERTON, GILBERT К.) Гильберт К. Честертон (1874–1936) – блестящий и остроумный английский эссеист и поэт, которому многим был обязан К. С. Льюис (Lewis). Занятия искусством Честертон оставил ради журналистики, а Английскую церковь – ради Римской католической (в 1922). В число его религиозных трудов входят книги «Еретики» (Heretics; 1905), «Ортодоксия» (Orthodoxy; 1908), «Бессмертный человек» (The Everlasting Man; 1925), «Признание и отрицание» (Avowals and Denials; 1934). В его «Автобиографии» (Autobiography; 1936) приведено много проницательных наблюдений по поводу религиозной жизни в 1895–1936 гг. Взгляды . Бог. Честертон отстаивал ортодоксальный католицизм, и его произведения наполнены остроумной апологетической аргументацией в защиту христианской веры. В книге «Ортодоксия» он заявил, что «никогда ещё не было ничего столь рискованного и волнующего, как ортодоксия» (Orthodoxy, 106). У каждого могут быть свои религиозные мании, от гностицизма до Христианской науки, «но избежать их всех – значит попасть в целый водоворот приключений; и в моем воображении небесная колесница с громом и молнией мчится сквозь века; унылые ереси, распростёршись, падают ниц, а непокорная истина шатается, но стоит прямо» (ibid., 107). Честертон критически относился к нетеистическому мировоззрению. Он называл °атеизм «самой дерзкой из всех догм [...] Это провозглашение вселенского отрицания; ведь для человека сказать, что в мироздании нет Бога, – всё равно что заявить, что ни на одной из звёзд нет насекомых» (Five Types, 59). Честертон критикует пантеизм за его неспособность воодушевлять на нравственные поступки. «Ведь пантеизм по самой своей природе подразумевает, что одно так же хорошо, как другое; тогда как поступок по самой своей природе подразумевает, что одно гораздо лучше другого» (Orthodoxy, 143). Даже язычество предпочтительней пантеизма, продолжает он. «Язычество вольно измышлять себе божества, тогда как пантеизм вынужден притворяться самым педантичным образом, что все вещи равно божественны» (The Catholic Church and Conversion, 89).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

Позже всего – и это естественно – католическая церковь обратила внимание своих монашеских орденов и своих миссионеров на Австралию и острова Океании. Два патера, распространявшие католичество на острове Таити, по наущению протестантских миссионеров, в 1836 году были высланы из страны и до 1842 года, т. е. до протектората Франции над этим островом, католические миссионеры там не появлялись. В средней Океании на островах Колеса и Футаны в качестве католических миссионеров действовали члены общества маристов в 1837 году, и скоро все население этих островов было обращено в католичество. На Ново-Гебридских островах миссионер Вильямс был умерщвлен языческими дикарями в 1839 году. С его смертью католическая миссия на этих островах замолкла, – и только в недавнее время там появились маристы, в числе 16 миссионеров-патеров, для распространения христианства. В 1844 году учреждена католическая миссия на островах Маркезовых и на о. Гавайи, а на острове Самоа – в 1851 году. Еще позже появились католические миссионеры на островах: Вити (в 1863 г.), Новой Попирании (в 1880 г.), Соломоновых и Гильбертовых (в 1897 г.). На всех указанных островах католические миссионеры вынуждены были вести упорную борьбу с миссионерами протестантскими. Борьба эта тем более была тяжелой, что сторону протестантских миссионеров большей частью поддерживали протестантские правительства, которым принадлежат острова Океании, в особенности – великобританское и германское. Французская республика не выражала намерения покровительствовать распространению католичества и его усилению. Обращенные в христианство дикари часто переходили из рук в руки – от католиков к протестантам и наоборот. Кроме того европейцы трудно сживались и с климатическими условиями Океании: приходилось часто заменять одних миссионеров другими, что не могло не отзываться неблагоприятно и на делах миссии. При всем этом успехи католической миссии в Австралии и на островах Океании за столь короткое время таковы, что им нельзя не удивляться. Напр., на Гильбертовых островах католические миссионеры появились только в 1897 году, – и не прошло пяти лет, как там уже было 11 миссионерских станов, 67 школ, 1,220 человек учащихся и 11,230 обращенных в католичество дикарей. Такие же успехи миссии были достигнуты и на всех других островах Океании. В настоящее время в Австралии и на островах 0кеании числится: миссионерских станов – 211, патеров-миссионеров – 271, орденских братьев – 246, сестер – 431, школ – 429, учащихся – 21,724, католиков – 162,040.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГИЛЬБЕРТИНЦЫ [лат. gilbertines], средневек. католич. монашеский орден в Англии. Получил название по имени основателя католич. св. Гильберта из Семпрингема (1083/89-1189, канонизирован в 1202, пам. 4 февр.). Св. Гильберт, будучи приходским священником, при содействии еп. Линкольнского Александра, в 1130/31 г. основал жен. мон-рь в Семпрингеме со строгой дисциплиной и затворничеством. Исходя из хозяйственной необходимости, он добавил к 7 монахиням мирских сестер, а позднее мирских братьев по аналогии с цистерцианскими конверсами . Ок. 1139 г. еп. Линкольнский Александр передал мирским сестрам из Семпрингема часть замка на о-ве Хаверхолм (близ Слифорда, графство Линкольншир). В 1147/48 г. Гильберт на генеральном капитуле цистерцианских аббатов в мон-ре Сито (Бургундия) просил взять основанный им в Англии орден под опеку капитула. Получив отказ, он провел частичную реорганизацию Г., добавив группу регулярных каноников. Так сложилась 4-частная система «двойных монастырей» Г., к-рая в 1148 г. была одобрена папой Евгением III . Позднее в ордене появились мон-ри только для мужчин. Всего Гильбертом было основано 13 мон-рей, из к-рых 4 были только мужские. Уже при его жизни основание новых мон-рей пошло на убыль, а после смерти были основаны 1 «двойной монастырь» и 6 мужских. Наибольшее число мон-рей Г. находилось в графстве Линкольншир, по 1 мон-рю - в графствах Йоркшир, Бедфордшир и Норфолк. Помимо мон-рей орден опекал госпитали для прокаженных в Йорке, Клаттеркоте и Линкольне. Попытки основать мон-ри ордена за пределами Англии успеха не имели. Единственным исключением стал небольшой мон-рь в Шотландии. В «двойных монастырях» число женщин вдвое превышало число мужчин. Так, в приорате св. Марии (Уоттон, графство Йоркшир), основанном ок. 1150 г. Евстахием Фицджоном, могло быть 140 женщин и 70 мужчин, а в приорате св. Андрея в Семпрингеме - соответственно 120 и 60. Муж. мон-ри были значительно меньше. Число каноников в приорате Молтон (основан ок. 1150) не должно было превышать 35 чел. Иным было соотношение в госпиталях: напр., в линкольнском госпитале, опекаемом Г., служили 16 мужчин и 20 женщин (в госпиталях работали только каноники, мирские братья и сестры).

http://pravenc.ru/text/164987.html

Новый импульс развитию библейских глосс приходится на 2-ю пол. XI в., когда появляется идея создания свода глосс для полной Библии. Ключевая роль в начале этого процесса, по мнению комментаторов XIII в., принадлежала Ансельму Ланскому (ок. 1100), к-рый составил глоссы к Псалтири, Евангелию от Иоанна, Павловым посланиям и, вероятно, на Песнь Песней. Его брат Радульф ( 1131 или 1133) составил глоссы к Евангелию от Матфея; кто-то из них или оба вместе - к Евангелию от Луки. Глоссы к Евангелию от Марка более позднего происхождения. Среди учеников Ансельма в качестве глоссатора прославился магистр Гильберт Универсал (ок. 1110-1120 диакон в Осере, а в 1128-1134 епископ Лондона), к-рому принадлежат глоссы на Пятикнижие, книги Пророков и Плач Иеремии, а также на книги от Иисуса Навина до 2-й Царств. Его имени приписываются также глоссы на 12 малых пророков. В Лане появились глоссы к Соборным посланиям и на Апокалипсис. К нач. XIII в. глоссы, составленные в школе Лана и пользовавшиеся большим авторитетом, тем не менее подверглись переработке. В XII в. в Сен-Викторском аббатстве в Париже возникает центр создания библейских глосс. В Париже впосл. преподавал один из учеников Ансельма и Радульфа - Гильберт Порретанский ( 1154). Глоссы Ансельма значительно расширил Петр Ломбардский († 1160). Его труд был назван «Magna glosatura» (Великие глоссы), комментарий Гильберта - «Media glosatura» (Средние глоссы), Ансельма - «Parva glosatura» (Малые глоссы). На основании изучения этих комментариев велось преподавание в Парижском ун-те. Стандартный текст глосс оформился к XIII в., определение ordinaria появляется не ранее XIV в. В рукописях библейский текст помещался посередине, а по краям (marginalis) и между строк (interlinearis) находились глоссы (в эпоху позднего средневековья считалось, что первые принадлежат Валафриду, а вторые - Ансельму). Комментарии заимствовались преимущественно из лат. переводов сочинений Оригена, свт. Амвросия Медиоланского и Амброзиастера, блж. Иеронима, блж. Августина, свт. Григория Великого, Кассиодора, Беды Достопочтенного, Алкуина, Рабана Мавра, Валафрида Страбона, Иоанна Скота Эриугены, Пасхазия Радберта, Ремигия и Гаймона Осерских, Беренгара Турского, Ланфранка Бекского и Гильберта Универсала. Петр Ломбардский включил в состав «Magna glosatura» комментарии жанра quaestiones (вопросы).

http://pravenc.ru/text/165159.html

Твердо отстаивая совпадение в Боге quo est и quod est, которые различаются лишь в тварных сущих, Майстер Экхарт, видимо, не выполнял (по крайней мере, в латинских сочинениях) той аналитической процедуры, которую выполнил Порретанец: она требует различать в божественном Бытии конкретное Ens и абстрактное Esse, благодаря которому Бог есть то, что Он есть. Хотя в некоторых немецких проповедях 1362 Экхарт противопоставляет Божественность (gotheit) Богу (got), превознося «одиночество Божественности» превыше «Троицы, ее являющей», это различение, сколь бы тревожным и причудливым оно ни казалось, имеет лишь отдаленное родство с аналогичным различением у Гильберта, осужденным на Реймсском соборе 1143 г. Не входя пока в подробное рассмотрение этого пункта в мистической доктрине Майстера Экхарта, ограничимся в данный момент несколькими замечаниями: 1) различение между Богом и Божественностью затрагивает два аспекта – внешний и внутренний, в которых творения in via мыслят одну и ту же простую реальность, тем самым противопоставляя друг другу два уровня оптической ошибки, которая в земной жизни неизбежна 1363 ; 2) представление о действующем Боге, противостоящем пассивности тварного, соответствует внешнему характеру первой Причины по отношению к тварным следствиям, тогда как Божественность, в коей вовсе нет действия, предстает перед творениями как высший термин единения, по ту сторону всякого отношения следствия к Причине; 3) недействующая Божественность – не абстрактная Сущность Гильберта, формальное начало конкретного Бога, а внутренний покой «Бога в себе», Deus absconditus [«сокрытый Бог», см. «Теархию» Дионисия], непознаваемый вне его сущностного единства; 4) будучи явленным в Троице, то самое «Божество» 1364 , которое остается неотличным от «Бога» во внутрибожественной жизни (где оно никогда не выступает «формой» quo est абсолютного Ens), предстает как формальное основание нераздельного действия Троицы в творениях 1365 . Это – Esse, «начало всякого божественного действия», абсолютная форма действия, простирающаяся на все, что есть или может быть 1366 . «Порретанизм» Майстера Экхарта в латинских сочинениях сводится к этой внешней функции божественности: в той мере, в какой аналогическое отношение творений к Богу предполагает форму, «secundum quam analogantur» [«согласно которой они аналогичны»] 1367 , форму Esse надлежит отличать от абсолютного Ens Бога. Это божественное Quo est обращено к тварному quod est, к «нищим сущностям» творений, которые «едят» Esse, будучи entia, но всегда алчут еще, ибо их quod est, недостаточное, чтобы быть через себя, всегда остается отличным от Esse-фopмы, от божественного Quo est, тождественного Quod est в нетварном, абсолютном и единственном Ens.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

Маргарита Шотландская (изображение в часовне св. Маргариты в Эдинбурге) Скажем еще о двух «шотландских» послераскольных святых, которые по происхождению вовсе не были шотландцами, но по духу они ближе Православию. Оба они связаны с Оркнейскими островами. Это Магн, граф Оркнейский (ок. 1075 – 1116, память в Католической Церкви 16 апреля), и его племянник Рогнвальд (Рональд). Магн (по-гречески – Максим) был покаявшимся пиратом («викингом»), который отказался от образа жизни воина, предпочтя ему чтение Псалтыри. Он принял христианство. Магна считают мучеником, поскольку он, будучи христианином, был убит по политическим причинам. Этим он напоминает русских «страстотерпцев». Мощи Магна почивают в кафедральном соборе города Керкуолл на Оркнейских островах по сей день. Рогнвальд (1100 – 1158/1159; память в Католической Церкви 20 августа), тоже граф Оркнейский, был благочестивым христианином. Он начал возведение кафедрального собора в Керкуолле, но был убит в районе Кейтнесс в Шотландии, после чего начало расти его почитание. Теперь упомянем трех «святых», которые действительно были по происхождению своему шотландцами. Первый из них – Вильгельм Пертский († 1201; память в Католической Церкви 23 мая). Вильгельм, благочестивый рыбак, заботившийся о бедных, после паломничества на Святую Землю был убит в Рочестере в Англии, где его местно почитали. Далее назовем Адама, епископа в Кейтнесс († 1222; его неофициально почитали 15 сентября). Он по чисто политическим соображениям вдвое увеличил десятину, за что и был убит своей разгневанной паствой. Адама никогда официально не почитали даже в Католической Церкви, жестоко относившейся к убийцам и их семьям. После Адама был Гильберт, епископ Кейтнесса († 1245; память в Католической Церкви 1 апреля). Сын феодального лорда, Гильберт был знаменит, прежде всего, как администратор, что вряд ли может служить критерием святости. Англия 33 английских католических святых, а точнее – католических святых, либо живших в разных частях Англии, либо бывших англичанами по происхождению, можно разделить на несколько категорий:

http://pravoslavie.ru/49268.html

Глоссы на каждую книгу Свящ. Писания имеют неодинаковое количество источников. Как правило, их число ограничено (от 1 до 9). Большее количество авторов цитируется в глоссах на кн. Бытие, в к-рых чаще всего приводятся толкования блж. Августина (De Genesi ad litteram, Quaestiones in Heptateuchum libri VII), в меньшей степени - Исидора Севильского, блж. Иеронима, свт. Григория Великого (напрямую и через компиляцию Патерия), Беды Достопочтенного (Libri quatuor in principium Genesis; De natura rerum liber; De temporum ratione liber; особенно при толковании кн. Чисел), а также Валафрида Страбона, Алкуина и Рабана Мавра. Заметно отсутствие прямых ссылок на «Шестоднев» свт. Амвросия Медиоланского. Возможно, это связано с тем, что его толкования вошли в комментарии Беды и Рабана Мавра. Главными источниками глосс на кн. Исход послужили гомилии Оригена (In Exodum homilia) и комментарии Беды Достопочтенного, блж. Августина (Quaestiones in Heptateuchum libri VII; Locutiones in Heptateuchum libri VII), свт. Григория Великого (в форме выдержек из Патерия), Исидора Севильского (Mysticorum expositiones sacramentorum), Рабана Мавра, блж. Иеронима и Валафрида Страбона. Нек-рые глоссы, приписанные Рабану Мавру, принадлежат др. писателям: Иосифу Флавию, блж. Августину, Исидору Севильскому и др. В глоссах на кн. Исход кое-где используются толкования Гильберта Осерского (Исх 6, 7, 19, 30) и свт. Иоанна Златоуста (Исх 23. 23). Глоссы на кн. Левит составлены гл. обр. на основе гомилий Оригена (In Leviticum homiliae), комментария прп. Исихия Иерусалимского на кн. Левит (в форме извлечений из комментария Рабана Мавра). Ссылки на др. толкования (блж. Августина, Амвросия, свт. Григория Великого, Исидора, Беды, Гильберта Осерского и др.) немногочисленны. Фрагменты Адаманция являются выдержками Оригена, взятыми из комментария Рабана Мавра. Такой же состав источников, за исключением толкований прп. Исихия, имеют глоссы на кн. Числа. Основным комментатором в глоссах на Второзаконие выступает блж. Августин, к-рый лишь в очень редких случаях дополняется глоссами др. авторов. В глоссах на книги Иисуса Навина и Судей Израилевых вновь преобладают толкования Оригена (In liber Iesu Nave homilia; In liber Iudicum homilia), предваряемые во мн. рукописях леммой «Adamantius» и заимствуемые из комментариев Рабана Мавра. Глоссы с леммой «Origenes», видимо, восходят к др. источнику: или прямой традиции его гомилий, или к др. коллекции глосс. Гомилии Оригена комментируют книги Иисуса Навина и Судей Израилевых не полностью, поэтому в глоссах на нек-рые главы преобладают толкования блж. Августина, Исидора Севильского и свт. Григория Великого (из компиляции Патерия).

http://pravenc.ru/text/катены.html

Патриарх Кирилл встретился с членами Глобальной группы по лидерству при Всемирном экономическом форуме Москва, 14 марта 2011 г. 12 марта 2011 года в Красном зале кафедрального соборного Храма Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл встретился с членами Глобальной группы по лидерству при Всемирном экономическом форуме в Давосе, передаёт Патриархия Ру. Во встрече приняли участие председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата игумен Филипп (Рябых), ответственный секретарь Экспертного совета «Экономика и этика» при Патриархе Московском и всея Руси П.А. Шашкин, а также студенты Московской школы управления «Сколково». Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся с речью, в которой обозначил позицию Русской Православной Церкви по ключевым проблемам современной политики и экономики. Затем Святейший Владыка ответил на вопросы участников встречи. Профессор Гильберт Пробст, управляющий директор офиса лидерства и академических вопросов Всемирного экономического форума, передал Его Святейшеству приглашение от руководителя Давосского форума Клауса Шваба посетить Давос. Глобальная группа по лидерству (The forum of young global leaders) была образована при Всемирном экономическом форуме в Давосе в 2005 году. В состав группы входят более 700 руководителей со всего мира не старше 40 лет. Молодые лидеры представляют интересы правительств, бизнеса, гражданского общества, научного и культурного сообщества и средств массовой информации. 14 марта 2011 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/45270.html

Предстоятель Русской Церкви встретился с членами Глобальной группы по лидерству при Всемирном экономическом форуме в Давосе 12 марта 2011 г. 18:03 12 марта 2011 года в Красном зале кафедрального соборного Храма Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл встретился с членами Глобальной группы по лидерству при Всемирном экономическом форуме в Давосе. Во встрече приняли участие председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин , заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата игумен Филипп (Рябых) , ответственный секретарь Экспертного совета «Экономика и этика» при Патриархе Московском и всея Руси П.А. Шашкин , а также студенты Московской школы управления «Сколково». Святейший Патриарх Кирилл  обратился к собравшимся с речью , в которой обозначил позицию Русской Православной Церкви по ключевым проблемам современной политики и экономики. Затем Святейший Владыка ответил на вопросы участников встречи. Профессор Гильберт Пробст, управляющий директор офиса лидерства и академических вопросов Всемирного экономического форума, передал Его Святейшеству приглашение от руководителя Давосского форума Клауса Шваба посетить Давос. Глобальная группа по лидерству (The forum of young global leaders) была образована при Всемирном экономическом форуме в Давосе в 2005 году. В состав группы входят более 700 руководителей со всего мира не старше 40 лет. Молодые лидеры представляют интересы правительств, бизнеса, гражданского общества, научного и культурного сообщества и средств массовой информации. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 4 мая 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1427752.ht...

Предстоятель Русской Церкви встретился с членами Глобальной группы по лидерству при Всемирном экономическом форуме в Давосе 12 марта 2011 г. 21:06 12 марта 2011 года в Красном зале кафедрального соборного  Храма Христа Спасителя  Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл встретился с членами Глобальной группы по лидерству при Всемирном экономическом форуме в Давосе. Во встрече приняли участие председатель  Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества   протоиерей Всеволод Чаплин , заместитель председателя  Отдела внешних церковных связей  Московского Патриархата  игумен Филипп (Рябых) , ответственный секретарь Экспертного совета «Экономика и этика» при Патриархе Московском и всея Руси   П.А. Шашкин , а также студенты Московской школы управления «Сколково». Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся с речью, в которой обозначил позицию Русской Православной Церкви по ключевым проблемам современной политики и экономики. Затем Святейший Владыка ответил на вопросы участников встречи. Профессор Гильберт Пробст, управляющий директор офиса лидерства и академических вопросов Всемирного экономического форума, передал Его Святейшеству приглашение от руководителя Давосского форума Клауса Шваба посетить Давос. Глобальная группа по лидерству (The forum of young global leaders) была образована при Всемирном экономическом форуме в Давосе в 2005 году. В состав группы входят более 700 руководителей со всего мира не старше 40 лет. Молодые лидеры представляют интересы правительств, бизнеса, гражданского общества, научного и культурного сообщества и средств массовой информации. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1427977.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010