« 1571 год. 24 мая. Воспользовавшись несогласованностью действий русских военачальников, крымские татары Девлет-Гирея беспрепятственно подошли к Москве и подожгли посады. Выгорела вся Москва кроме Кремля. По татарским источникам, погибло около 200. 000 человек. Татары увели с собой до 150.000 пленных» (с.342)... « 1575 год. Август (Грозному 45 лет - В.С.). Посажен на кол окольничий, князь Борис Давыдович Тулупов . Он оставался в живых в течение пятнадцати часов, пока острый кол не вышел у него из горла, и первые часы разговаривал со своей матерью, которую заставили смотреть на эту казнь» (с. 345)... Что тут можно сказать? Или, все наши русские историки - лжецы? Или, как в драме Александра Пушкина «Борис Годунов » ( кстати, посвященной «Драгоценной для россиян памяти Николая Михайловича Карамзина»), словами юродивого Николки : «Нет, нет! нельзя молиться за царя Ирода - Богородица не велит»? Всё-таки, нельзя считать святым убийцу митрополита Филиппа и других истинных священников. Подводя итоги, можно сказать: Да, цель не оправдывает средства. Вера без любви - фанатизм. Всякое зверство, палачество, ненависть вместо христианской любви приводят к негативным последствиям. Что толку в удвоении территории, если души людей, дух народа изуродовали. Вот и породило царствие Ивана Грозного возмездие в скором времени - гибель царевича Дмитрия, конец династии Рюриков, бунты, убийство царя Фёдора Борисовича (сына Бориса Годунова) и его матери царицы Марии, по сути гражданская война, Лжедмитрий I и II, поляки в Москве, в Кремле. В общем, «Смутное время». Валентин Евгеньевич Семёнов , доктор психологических наук, профессор, заслуженный деятель науки России, председатель совета Собора православной интеллигенции Санкт-Петербурга Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 237. Ответ на 215., Инна Михайловна: Новгородские летописи 16 века могут говорить только о страшном разгроме Великого Новгорода, о массовых мучительствах и убийствах невинных жиьелей, от руки царя с его разбойниками.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/09/02/ob...

протоиерей Вячеслав Тулупов Скачать epub pdf Предисловие В 1208 году в православную Грузию вторглось войско мусульман. Возглавлял его султан персидского города Ардебиля. В день праздника Пасхи, на рассвете, мусульмане внезапно ворвались в город Ани и, разграбив его, убили двенадцать тысяч христиан. Грузинская царица Тамара, узнав о случившемся, приказала своему знаменитому полководцу Захарии Мхаргрдзели осуществить акцию возмездия. Военачальник дождался начала мусульманского поста и отправился с войском в Персию. В ночь полнолуния его отряды сосредоточились около города Ардебиля. На рассвете, когда горожане только-только начали пробуждаться от сна и муллы с минаретов возвестили об окончании поста, грузины завладели городом. По приказу Захарии Мхаргрдзели он был разрушен до основания, а двенадцать тысяч его жителей умерщвлены. Казнь настигла и захваченного в плен ардебильского султана. После этого случая мусульмане перестали совершать набеги на грузинские земли в дни великих христианских праздников. Во время правления царицы Тамары Грузинское государство достигло вершины своего могущества. Полководцы Тамары прославили Грузию многими удачными походами и сражениями. Однако сама царица была чужда какой-либо воинственности. Наоборот, Тамара всегда стремилась к разрешению споров с соседними государствами путем мирных переговоров. Ее войска постоянно занимали оборонительные позиции и переходили в наступление только тогда, когда к этому их вынуждал противник. Как свидетельствуют арабские и персидские источники, в Грузии во время царствования Тамары мусульмане жили в лучших социальных условиях, чем во многих исламских государствах. Благоверная царица отменила смертную казнь и даже запретила наказывать людей розгами. Она ежегодно отпускала из казны одну десятую часть государственных доходов на помощь нуждающимся и часто целыми ночами собственными руками шила одежду для бедняков. Тамара каждый день молилась за литургией в дворцовом храме. Современники удивлялись ее мудрости, смирению и благочестию. За свою праведную жизнь она была причислена Церковью к лику святых.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Так, в наставлениях младшему сыну Федору царь предполагал, что может сложиться такая ситуация, когда его наследник, старший сын Иван, «государства не доступит», и предписывал младшему сыну, чтобы тот со своим старшим братом «вместе был заодин, и с его бы еси изменники и с лиходеи никоторыми делы не ссылалея». Федор не должен соблазняться и заманчивыми обещаниями, даже если его «учнут прельщать славою и богатством и честию или учнут тебе которых городов поступать». Таким образом, царю представлялось вполне вероятным, что после его смерти подданные могут поднять мятеж, чтобы не допустить его старшего сына на трон, и станут натравливать его сыновей друг на друга. Царь предполагал и худший вариант, при котором оба его сына будут изгнаны из страны. Не случайно он настойчиво предписывал сыновьям всегда поминать в молитвах своих родителей «не токмо, что в царствующем граде Москве, но аще и в гонении и во изгнании будете». Показательно и то, что поиски убежища в Англии с отменой опричнины вовсе не прекратились. Правда, в 1572 году царь сам прервал переговоры на эту тему, заявив английскому послу Энтони Дженкинсону, что «тому делу время поминовалося». Однако в 1574 году он снова вернулся к этому вопросу, дав понять английскому гонцу Даниелю Сильвестру, что, помимо грамоты Елизаветы, гарантировавшей ему почетное пребывание в Англии, он хотел бы получить такую же грамоту за подписями ее советников. Летом 1575 года произошли события, подтолкнувшие царя к решению принять особые меры для обеспечения своей безопасности. Эти события не получили отражения в каких-либо нарративных источниках (за исключением сочинения Горсея), и исследователям лишь с большим трудом, изучая «Синодик опальных» и сопоставляя его с другими источниками, удалось установить, что же тогда случилось на самом деле. Выяснилось, что в августе 1575 года был казнен не только «фаворит» царя князь Борис Тулупов. Вместе с ним казнили боярина Василия Ивановича Умного Колычева, одного из главных советников царя после отмены опричнины, думного дворянина Михаила Тимофеевича Плещеева, двоюродных братьев фаворита — князей Андрея и Никиту Тулуповых и ряд других дворян. На свадьбе царя с Анной Васильчиковой все эти люди занимали видное место (кто сидел на скамье возле молодых, кто ходил с платьем, кто мылся в мыльне вместе с царем) — иначе говоря, все они принадлежали к близкому окружению монарха. По сведениям Горсея, князь Борис Тулупов был «уличен в заговоре против царя и в сношениях с опальной знатью». Очевидно, такое же обвинение было предъявлено и другим казненным. Располагая лишь этим свидетельством Горсея и именами казненных, крайне трудно установить, сколько правды было в этих обвинениях. Ясно, однако, что сам царь, как и во многих других случаях, считал эти обвинения истинными. Оказалось, что «измена» снова свила себе гнездо в близком окружении монарха, и это, несомненно, заставило его не медлить более с осуществлением новых мер, которые укрепили бы его власть и обеспечили его безопасность.

http://sedmitza.ru/lib/text/438971/

– Геронда, а может ли человек, попросив у своего духовника помощи, одновременно предложить ему какое-то свое решение проблемы? – Какой же он тогда просит помощи? ответил старец Паисий. Одно дело, если человек смиренно, в виде помысла, говорит своему духовнику о чем-то, что, как он думает, может ему помочь. Это он делать обязан. Но совсем другое дело, если он настаивает на том, что его помысл правильный. Это как раз тот случай, в котором человек остается непреуспевшим. Он все равно что идет к врачу и говорит ему: «Пропиши мне такое-то лекарство». Но больной обязан оказывать врачу послушание, он не должен подсказывать врачу, какие лекарства тот должен ему прописывать. Ведь лекарство это не «дело вкуса», подобно кушаньям и сладостям, о которых человек может сказать: «Я хочу пирожное или пастилу». Врач прописывает больному лекарство в соответствии с его болезнью. 115 Так говорил старец Паисий. А ты видел больных, которые мечтали бы подвергнуться хирургической операции? Нет, они все как один ищут способы избавиться от своей болезни, минуя хирурга. Так и мы, желаем решить свою проблему, но только без радикальных мер со стороны нашего духовника. Поэтому и прибегаем ко всякого рода уловкам. На практике часто все оказывается сложнее, чем планировал наш испорченный страстями ум. Случается, духовник начинает упрямиться и настаивать на исполнении своего совета. Вот здесь-то и проявляется вся изощренность нашего лукавства. Ведь нам нужно повернуть дело так, чтобы духовник самостоятельно изменил свое первоначальное мнение и согласился с нашим взглядом на решение проблемы. Причем он должен сделать это сознательно, добровольно, и ни в коей мере не подозревая нас в упрямстве. Чтобы открыто восстать против духовника, ума и таланта иметь не требуется! Хочу тебя предупредить: опасайся собственного сердца, его тайных желаний. Лукавство наполняет человеческую душу до самого ее дна. Наше падшее сознание часто представляет проблему в таком свете и таким образом, что мы обманываем не только духовника, но и самих себя. Как тут в горести не воскликнуть вместе с апостолом Павлом: Не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю ( Рим. 7:15 )!

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Самоукорение приводит нас к смиренномудрию и вселяет в наши души мир при всех жизненных неурядицах. Духовная польза от самоукорения очевидна. Для приобретения этой добродетели мы должны постоянно вслух или мысленно, в зависимости от обстоятельств, осуждать себя при всех удобных для этого случаях. Вначале такое духовное делание часто совершается почти механически, без соответствующего сердечного расположения. Однако со временем, если мы с усердием продолжим упражняться в осуждении самих себя, сердце соединится с умом и родит подлинное самоукорение, которое станет неотъемлемым качеством нашего характера. Трудясь над приобретением самоукорения, мы должны стремиться к идеалу этой добродетели. В чем он состоит? По словам преподобного Петра Дамаскина, «истинно смиренномудрый никогда не перестает укорять самого себя, хотя бы и весь мир на него нападал и его бесчестил». Смиренный христианин любит, когда его уничижают люди, потому что это гармонично дополняет его внутренний подвиг самоукорения. В заключение сделаем выводы из содержания третьей главы. Чтобы приобрести смиренномудрое отношение к людям, необходимо заниматься внутренним самоуничижением перед ними. Для этого нам нужно: – считать себя более других грешными, недостойными и духовно слабыми; – во всех случаях жизни ставить себя ниже своих ближних и не искать никаких преимуществ перед ними; –познавать собственные грехи и слабости и не обращать внимание на недостатки других людей; – в каждом человеке видеть прекрасное творение Божие. Во всех искушениях, связанных с другими людьми, нам необходимо прибегать к самоукорению, которое во время жизненных испытаний укрепляет в нас смиренномудрие. При самоукорении мы должны: –предать себя в волю Божию; – причины постигшей нас скорби искать в себе, а не в действиях других людей; – осознать, что жизненное испытание является одновременно и наказанием за наши грехи, и средством для исправления наших недостатков; – признавать себя достойными не только случившегося с нами искушения, но по нашим грехам еще больших скорбей. Глава 4. Внешнее уничижение

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Духовники, подобные отцу Серафиму, имеют универсальный талант. Они могут быть наставниками для совсем непохожих друг на друга особ. Разумно чередуя любовь и строгость, такие духовники с успехом ведут своих чад к Богу. Конечно, их сердца исполнены только любовью, но, будучи духовными хирургами, они используют скальпель строгости для удаления греховных страстей из людских душ. Выдающийся подвижник христианского благочестия иеромонах Игнатий (1827–1927) из своей столетней жизни восемьдесят лет провел на Афоне. Долгие годы он был мудрым наставником своих многочисленных духовных чад. «Отец Игнатий поднялся на недосягаемую высоту, неся душам исцеление и покой и направляя их. Исповедь у него была гаванью спасения для многих. Давая духовное направление, он придерживался золотой середины, избегая и слишком большой строгости, и чрезмерной снисходительности. Он знал, как наказать и как поощрить. Но более был склонен проявить милосердие, опасаясь всегда, как бы не повергнуть кого в отчаяние. Он знал, как высказать сочувствие и как снизойти к немощам духовных своих чад с отеческой любовью и с желанием исправить их. Его слова, лицо, манеры вызывали уважение и полное доверие. У него была редкая способность совершать Таинство исповеди, что изумляло духовных чад. Незабываемое впечатление производила исповедь на тех, кто приходил к нему впервые. Его окружала особенная атмосфера, в которой Божие присутствие было ощутимым» 49 . Духовники, обладающие универсальным даром духовного руководства, отлично знают глубины человеческой души. Каждого из своих чад они ведут по пути спасения персонально, в соответствии с характерными чертами его личности. В пример приведу тебе великого московского духовника праведного Алексия Мечёва . «Строго следуя принципу: “У каждого свой путь и своя мера”, батюшка считался с индивидуальным строем покорившейся ему души. От одного он требовал послушания во всем, даже в маловажных предметах (например, читать ту или иную книгу, идти или не идти в такое-то место, говорить или нет с тем или иным человеком).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Ближайшие села: Грязнуха в 7 вер., Ивановка в 10 в. и Елшанка в 12 в. Расстояние от Симбирска 22 в. 1. Почтов. адрес – с. Ключищи. Источник: Н. Баженов «Статистическое описание соборов, монастырей, приходских и домовых церквей Симбирской епархии по данным 1900 года (Приложение к Симбирским Епархиальным Ведомостям за 1903 год)» Симбирск, Типо-литография А.Т. Токарева. 1903 simbir-archeo.narod.ru Село Ключищи – самое большое село в Симбирском уезде как по числу жителей, так и по количеству принадлежащей к нему земли. Село Ключищи получило название от многочисленных ключей, протекающих в этой местности и очень обильных водою. В некоторых родниках, недалеко от села, водились прежде форели, но в последнее время, благодаря хищническому способу ловли ее местными жителями, эта рыба истреблена здесь окончательно. В настоящее время здесь 763 двора и 5509 человек жителей (2525 муж. и 2584 жен.) и крестьянское общество получило в надел 9432 дес. 2045 саж. (160 дес. усадебной земли, 7648 дес. 45 саж. пашни, 112 дес. 600 саж. выгону, 1008 дес. 500 саж. лугов, так называемые Полубенские луга по реке Свияге, и 504 дес. 900 саж. неудобной); но это количество земли далеко не достаточно, так что общество снимает у удела в аренду еще 1800 дес., да отдельные домохозяева арендуют у удела же до 600 дес. Главное занятое местного населения - хлебопашество, но кроме того здесь в значительной степени развито картофельное производство: огромные поля засеваются картофелем, которого, при хорошем урожае, собирают до полумиллиона пудов. В самом селе и в окрестностях его 22 терочных заведения и 4 паточных завода. Из промышленных заведений здесь 4 водяных мукомольных мельницы, из коих две на Поповом Ключе и на Ключе Среднинском построены еще в XVIII ст.; была еще паровая мельница на два постова, но в 1893 г. она сгорела; пять овчинных заводов занимаются выделкою овчин и тулупов в большом количестве. Кроме того, местные крестьяне охотно занимаются пчеловодством; у некоторых хозяев на пчельнике более ста пеньков.

http://sobory.ru/article/?object=23291

Так монах выложил рабочему всю свою подноготную. А этот рабочий, сидя в ближайшие выходные в какой-нибудь кофейне своего городка, перескажет его “исповедь”, чтобы повеселить своих собутыльников, а те разнесут это дальше, и потом о монахе-неудачнике будут чесать языками на всех углах. И нельзя сказать, что этот монах был слабоумным. Знаете, сколько у него было словарей? Древнегреческий язык он знал в совершенстве» 85 . Верное русло Естественную потребность беседовать и рассуждать о своих внутренних проблемах тебе надо направлять в верное русло. Каким образом? Советуйся о сокровенном с духовником. Игумен Никон (Воробьев) писал: «От себя и от дьявола никуда не убежишь. Не бегать, а с помощью Божией бороться надо. Свою борьбу, добродетели и свое душевное устроение надо скрывать ото всех, открывать только духовнику или человеку духовно опытному, иначе можете и себе сильно повредить, и других соблазнить» 86 . Наставник нужен прежде всего для того, чтобы советоваться с ним по всем вопросам, которые ставит перед тобой жизнь как в духовном, так и в материальном плане. Советоваться с духовником надо и о главных проблемах нашего бытия, и о повседневных заботах.  Однажды собеседник старца Паисия Афонского спросил его: – Геронда, как можно понять, в чем причина какого-то явления моей духовной жизни искушение ли это лукавого или виновата моя собственная невнимательность? – Надо пойти и спросить об этом духовника. – Значит, человек не может этого понять сам? –   Даже если он что-то и понимает, уверенным быть не может, сказал старец Паисий. Насколько бы духовным ни был человек, насколько бы хорошо он ни умел сам раскладывать по полочкам касающиеся его вопросы он не может найти внутреннего покоя, потому что Бог хочет, чтобы человек получал помощь от человека и исправлялся через человека. Благий Бог устраивает это для того, чтобы человек смирялся. Человек должен излагать свои помыслы и то, что с ним происходит, своему духовнику, советоваться с ним и не решать трудных вопросов самостоятельно. Христианин, не имеющий духовника, с которым он мог бы советоваться, продвигаясь по своему духовному пути, запутывается, выбивается из сил, плетется в хвосте. Достичь поставленной цели такому человеку очень непросто. Если человек сам разрешает свои проблемы, то, каким бы он ни был мудрым, он остается помраченным, поскольку ведет себя с самоуверенностью и гордостью. А вот тот, кто смиряется, с доверием и самоотверженностью идет к своему духовнику и спрашивает его мнение, получает помощь. Это происходит потому, что в последнем случае Бог обязательно просвещает духовника и духовник дает человеку правильный ответ 87 . Соломка никогда не помешает

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Отец Савва очень хорошо знал, сколь нелегко разрешать людей от грехов, открывать внутренние раны, вскрывать греховные нарывы и гнойники. Знал он также, что не может быть исцеления, покаяния и прощения вины без изобличения этих грехов. Чтобы это действительно произошло, он, движимый любовью и состраданием к своим больным братьям, прикладывал все усилия. Когда впервые встречал посетителя, то, независимо от времени и часа, встречал добротой, с радостным и теплым сердцем. Конечно, целителю душ мрачное и нахмуренное лицо не подходит. Выслушивая исповеди, он никого никогда не торопил, не считался с собственной усталостью. Все, о чем думал он на исповеди, это диагноз болезни и ее лечение, покаяние грешника и решимость исправиться» 45 . Ты, думаю, со мной согласишься, что каждому христианину хочется иметь духовника, сердце которого исполнено любовью. Может быть, человеку для духовной пользы необходим суровый наставник, но душа жаждет все понимающего, все прощающего, во всем милующего духовника, такого духовника, каким был, например, иеросхимонах Александр, старец Гефсиманского скита. Он всякому человеку «искренно сочувствовал, со скорбящими сам скорбел, с радующимися радовался. К ученикам и всем знавшим его старец был всегда приветлив и никогда никого не порицал, но ко всем относился с любовью, и немощи других переносил с великим долготерпением и сострадательностью. То же самое и ученикам заповедал. Между учениками при нем водворялись любовь, мир и согласие. Они говорили: – О, если бы и в будущей жизни сподобил нас Господь жить так блаженно и любовно» 46 . Нет ничего удивительного в том, что наше сердце стремится к любвеобильному пастырю. Мы же все любим, чтобы нас жалели, выслушивали наши сердечные излияния, покрывали недостатки, сорадовались нашим успехам и сострадали нашим скорбям. Полезно ли для нас такое к нам постоянное отношение духовника? Об этом не хочется задумываться. Ведь часто человек ищет в духовнике не наставника на пути спасения, а духовную няньку. Ищет подсознательно, не признаваясь в этом даже самому себе. Поэтому призываю тебя еще раз: внимательно рассмотри собственную душу.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Никогда не сомневайся, что в ответ на твою веру и горячее желание узнать волю Божию Господь всегда даст тебе через духовника необходимый совет. Ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят ( Мф. 7:7–8 ). Благодатные ответы Советы духовника важны для тебя в ситуациях, когда ты не можешь соотнести свои действия с волей Божией. Да, евангельские заповеди говорят нам, как вести себя в тех или иных ситуациях. Они объясняют, что есть добро и зло. Однако в жизни бывает много таких ситуаций, когда не понимаешь, каким образом можно исполнить ту или иную заповедь. Иногда же обстоятельства складываются так, что вовсе не ясно, где добро и где зло. Наш духовный взор оказывается неспособным различить цвета жизни, и вся картина мира предстает пред нами в полутонах. В жизни тебя будут постоянно подстерегать проблемы, решая которые ты не увидишь тотчас положительного или отрицательного результата. Последствия твоих решений проявятся в очень отдаленной перспективе. Тебе же придется очень волноваться: что же делать сейчас, чтобы в будущем предотвратить зло и сотворить благо? Например, принять монашество или избрать мирскую жизнь, жениться на этой девушке или на другой? Что именно является для тебя благом и что может послужить тебе в дальнейшем во вред, знает только Бог, Как же в такой ситуации не обратиться за советом к духовнику? Как не возложить надежду на Бога, сообщающего нам Свою волю через Своих пастырей? Ты, конечно, прекрасно понимаешь, что спасти душу можно только исполняя общие для всех людей Божии заповеди. Однако у каждого человека в этой жизни свой путь, для каждого из нас существуют свои благоприятные условия спасения души. Можно сказать, любая человеческая личность нуждается в некотором оптимальном варианте развития жизни, чтобы достигнуть спасения. И этот магистральный вариант слагается из массы подвариантов, ведущих нас к заветной цели. Какой из них выбрать нам именно сейчас? Этот вопрос часто встает перед нами. И чаще всего ответ на него может быть получен только через духовника. Особенно, когда он усердно молится за нас.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010