Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕРМАН (Тулупов Георгий (Юрий) Иванович; ок. сер. 50-х гг. XVI в., г. Старица - 1636/37), иером. Троице-Сергиева мон-ря, книжник, профессиональный писец. Мать Г. в миру звалась Мария, отец в иночестве носил имя Иона. В нач. XVII в. свящ. Георгий Тулупов служил в Сретенской ц. Старицы, об этом сообщает запись на переписанном им между 1599 и 1605 гг. Евангелии (Рукописные книги собрания М. П. Погодина: Каталог. Л., 1988. Вып. 1. С. 120-121). Из записи явствует также, что свящ. Георгий занимался в это время перепиской книг на заказ - Евангелие написано для церкви в имении В. А. Брашевитинова. Между 1597 и 1602 гг. Г. дал вкладом в старицкий в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-рь Евангелие с толкованиями Феофилакта Болгарского, упоминаемое в переписной книге обители 1607 г. (Описные книги старицкого Успенского мон-ря 7115-1607 г.//Тверская старина. Старица, 1911. 5. С. 37), не исключено, что также своего письма (дата вклада определяется тем, что он уже был отмечен в «прежних» переписных книгах и помещен перед Апостолом (1597), Минеей общей (1600) и Служебником (1602) «московской печати»). В Старице свящ. Георгий вместе с мон. Гурием Ржевитиным учил грамоте юного Давида Зобниновского (см. Дионисий (Зобниновский) , прп.), о чем сообщает Житие прп. Дионисия, составленное Симоном (Азарьиным) (ГИМ. Син. 416. Л. 17-17 об.; автограф Симона (Азарьина)). (Время рождения Г. определяется, исходя из этого факта: поскольку прп. Дионисий род. ок. 1570, его учитель, к-рый был по крайней мере на 12 лет старше, род. в 50-х гг. XVI в. Возможно, родственником Г. был житель Старицы И. И. Тулупов, рассказ о явлении к-рому в 1609 Богородицы и патриарха св. Иова изложен в «Истории о первом Патриархе Иове» - РИБ. Т. 13. Стб. 940-943. Необоснованным является предположение о принадлежности Г. к княжескому роду Палецких-Тулуповых (из стародубских князей).) Возможно, после 1619 г. (после оправдания прп. Дионисия в связи с проводившейся им в 1616-1618 правкой книг) свящ. Георгий перебрался в Москву, служил, по-видимому, во Власьевском приделе ц. в честь Зачатия Иоанна Предтечи в дворцовой Конюшенной слободе (район Белого города в Занеглименье, по обе стороны ул. Знаменки). Георгий назван власьевским священником во вкладной книге Троице-Сергиева мон-ря (ВКТСМ. С. 214) и предтеченским иереем в записи на вложенном им в Троице-Сергиев мон-рь в 1626 крюковом Стихираре (РГБ. Ф. 304. 427. Л. 1). 1 окт. 1626 г. свящ. Георгий в Троице-Сергиевом мон-ре принял постриг с именем Герман, при этом он дал вкладом 10 р., печатное Евангелие и упоминавшийся уже крюковой Стихирарь. (Возможно, одна из инокинь, упоминаемых в послесловиях к переписанным Г. книгам,- Акилина или Анисия ( Понырко. С. 197) - была его женой и приняла монашеский постриг одновременно с Г.) |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Церковь. Введение патриаршества (1589 - 1700 гг.). Монашество АЛЕКСАНДР МЕЗЕНЕЦ (Стремоухов; нач. XVII в.– после 1667), мон. звенигор. Саввино-Сторожевского мон-ря, муз. теоретик АНАСТАСИЯ († 1609 ?), игум. угличского в честь Богоявления Господня жен. мон-ря, прмц. ( пам. 19 марта., 10 апр., 22 дек. и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АНТОНИЙ ЛЕОХНОВСКИЙ (2-я пол. XVIb. - ок. 1613.), основатель Антониева Леохновского мон-ря, прп. (пам. 17 окт., в Соборе Новгородских святых, в Соборе Тверских святых и во 2-ю пятницу после 29 июня - перенесения мощей) АНТОНИЙ ЧЕРНОЕЗЕРСКИЙ († 1598), осн. Антониевой Черноезерской пустыни, прп. (пам. 17 янв., в Соборе Новгородских святых) АРСЕНИЙ († 1609), архим. угличского во имя святителя Алексия монастыря, прмч. (пам. в Соборе Ростово-Ярославских святых) АРСЕНИЙ (Суханов Антон Путилин; † 1668), келарь Троице-Сергиевой монастыря, дипломат, писатель, заведовал Московским Печатным двором ВАРЛААМ И МАКАРИЙ († кон. 1654), отец и сын, иноки, первые подвижники Флорищевой в честь Успения Пресв. Богородицы пуст. ВЕНЕДИКТ (Буторин; посл. четв. XVII в.), инок Новодевичьего московского в честь Смоленской иконы Божией Матери мон-ря ГАЛАКТИОН (сер. XV в. - 1506), блж., Христа ради юродивый (пам. 12 янв. и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборах Вологодских и Новгородских святых) ГЕРАСИМ (Замыцкий Григорий Петрович; † после 1526 - ранее марта 1529?), архим. Симонова Нового московского в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ря (1520-1526), писец-каллиграф ГЕРМАН Столобенский (1-я пол. XVI в. - 1614), устроитель Ниловой Столобенской в честь Богоявления муж. пуст., прп. (пам. 22 февр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ГЕРМАН (нач. 40-х гг. XVII в.? - 1682), архим., настоятель Новоиерусалимского в честь Воскресения Господня муж. мон-ря ГЕРМАН (Тулупов Георгий (Юрий) Иванович; ок. сер. 50-х гг. XVI в. - 1636/37), иером. Троице-Сергиева мон-ря, книжник, профессиональный писец |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История книги. Церковные книги БУСЛАЕВСКАЯ ПСАЛТИРЬ рукопись посл. четв. XV в., выдающийся памятник древнерус. каллиграфии, книжного и изобразительного искусства ВРАЧАНСКОЕ ЕВАНГЕЛИЕ краткий апракос, 1-й пол. (нач.?) XIV в.; памятник болг. книгописания, книжной иллюминации и русско-болг. культурных связей ВУКАНОВО ЕВАНГЕЛИЕ один из древнейших памятников сербского извода церковнославянского языка, книгописания и книжной иллюминации ГАНКЕНШТЕЙНА КОДЕКС богослужебный сборник сложного состава, древнерус. рукопись галицко-волынского происхождения раннего XIII в. ГЕРМАН (Тулупов Георгий (Юрий) Иванович; ок. сер. 50-х гг. XVI в. - 1636/37), иером. Троице-Сергиева мон-ря, книжник, профессиональный писец ДОБРИЛОВО ЕВАНГЕЛИЕ апракос полный, один из немногих, точно датированных памятников древнерус. (и в целом слав. кириллического) книгописания и книжной иллюминации 2-й пол. XII в. ДОБРОМИРОВО ЕВАНГЕЛИЕ (нач. (?) XII в.), тетр среднеболгарского извода, один из древнейших кириллических списков этого типа книги ЕВАНГЕЛИЕ УСПЕНСКОГО СОБОРА МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ одна из самых известных рус. рукописей времени вел. кн. Московского Василия Димитриевича (1389-1425) ЕВАНГЕЛИЕ ХИТРОВО лицевая рукопись времени прп. Андрея Рублёва, получившая название по имени последнего владельца Б. М. Хитрово; памятник древнерус. книжного искусства ЗОГРАФСКОЕ ЕВАНГЕЛИЕ -тетр, старослав. (древнеболг.) кодекс, одна из частей к-рого является древнейшим памятником слав. глаголической письменности МАМОНИЧИ семья книгоиздателей, внесших значительный вклад в развитие кириллического книгопечатания в Литовском великом княжестве МАРИИНСКОЕ ЕВАНГЕЛИЕ Евангелие-тетр служебного типа, написанное глаголицей в нач. XI в. (в болг. и македон. лит-ре его принято датировать рубежом X и XI вв.), памятник старославянского языка МИХАНОВИЧА АПОСТОЛ отрывки глаголического списка краткого апракоса, один из древнейших глаголического списка краткого апракоса, один из древнейших глаголических и южнославянских кодексов (XII в.) МИХАНОВИЧА ГОМИЛИАРИЙ (Арх. Хазу. III.c.19), кириллический пергаменный торжественник триодный и минейный на март-авг. (кон. XIII - нач. XIV в.) МЛКЕ ЕВАНГЕЛИЕ (Евангелие царицы Млке), иллюстрированная арм. рукопись Четвероевангелия; названа по имени жены царя Васпуракана Гагика I Арцруни (904 - между 936/937 и 943/944); создана в 862 г. и является древнейшей точно датированной арм. рукописью; редкий и художественно значимый памятник христ. искусства МОКВИ монастырь (в X - нач. XVIII в. мужской; в 1903 - ок. 20-х гг. XX в. женский) с кафоликоном в честь Успения Пресв. Богородицы (X в.) МОКВСКОЕ ЧЕТВЕРОЕВАНГЕЛИЕ иллюминированная груз. рукописная книга, выполненная по заказу Моквского архиеп. Даниила каллиграфом Ефремом МСТИСЛАВОВО ЕВАНГЕЛИЕ одна из древнейших слав. и рус. лицевых рукописей, написанная на пергамене и украшенная драгоценным окладом, хранится в ГИМ |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Книговедение «ВЛАДИМИРСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ» журнал, разрешенный к изданию Святейшим Синодом в 1864 г. по ходатайству еп. Владимирского свт. Феофана Затворника ВЛАДИСЛАВ ГРАММАТИК (не позднее нач. 40-х гг. XV в.- после 1480), южнослав. книгописец-каллиграф, агиограф, последователь тырновской книжной школы «ВОСКРЕСНЫЙ БЛАГОВЕСТ» издавался в 1903-1917 гг. в С.-Петербурге первоначально в качестве воскресных листков как приложение к еженедельному ж. «Отдых христианина» «ВОСКРЕСНЫЙ ДЕНЬ» издавался в 1887-1917 гг. в Москве с подзаголовком «Иллюстрированный журнал для чтения в христианской семье» ВРАЧАНСКОЕ ЕВАНГЕЛИЕ краткий апракос, 1-й пол. (нач.?) XIV в.; памятник болг. книгописания, книжной иллюминации и русско-болг. культурных связей ВУКАНОВО ЕВАНГЕЛИЕ один из древнейших памятников сербского извода церковнославянского языка, книгописания и книжной иллюминации «ВЫШЕНСКИЙ ПАЛОМНИК» правосл. журнал, выпускаемый братством во имя свт. Феофана Затворника совместно с МДА. Издается в Рязани с 18 июня 1996 г. ГАВРИИЛ (не позднее кон. 90-х гг. XIV в.- после 1451), мон. из Нямецкого мон-ря, книгописец, каллиграф и оформитель рукописей, создатель славяно-молдав. каллиграфической школы ГАНКЕНШТЕЙНА КОДЕКС богослужебный сборник сложного состава, древнерус. рукопись галицко-волынского происхождения раннего XIII в. ГЕННАДИЕВСКАЯ БИБЛИЯ первый в истории слав. кириллической письменности полный свод библейских книг Ветхого и Нового Заветов ГЕННАДИЙ СВЯТОГОРЕЦ (XV в.), серб. иером., доместик одного из крупных афонских мон-рей, агиограф, гимнограф, переводчик (?), книгописец ГЕРАСИМ (Замыцкий Григорий Петрович; † после 1526 - ранее марта 1529?), архим. Симонова Нового московского в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ря (1520-1526), писец-каллиграф ГЕРАСИМ († 1-я четв. XVI в.) Волоколамский, прп. (пам. в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) ГЕРМАН (Тулупов Георгий (Юрий) Иванович; ок. сер. 50-х гг. XVI в. - 1636/37), иером. Троице-Сергиева мон-ря, книжник, профессиональный писец «ГОЛОС ПРАВОСЛАВИЯ» ежемесячный журнал, издававшийся в Берлине Германской епархией Московской Патриархии в 1952-1954 гг. на рус. языке |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Персоналии агиографов АЛКУИН (ок. 730-804), англосакс. ученый-энциклопедист, богослов, педагог эпохи Каролингского возрождения АРСЕНИЙ (Иващенко Антоний Ильич; 1830-1903), епископ Кирилловский викарий Новгородской епархии, церковный историк, византинист, агиограф БЕДА ДОСТОПОЧТЕННЫЙ (672 - 735), св., богослов, экзегет (пам. в День всех святых Британских о-вов, 3-я неделя по Пятидесятнице; в католич. Церкви - 27 мая) ВЛАДИСЛАВ ГРАММАТИК (не позднее нач. 40-х гг. XV в.- после 1480), южнослав. книгописец-каллиграф, агиограф, последователь тырновской книжной школы ГЕННАДИЙ СВЯТОГОРЕЦ (XV в.), серб. иером., доместик одного из крупных афонских мон-рей, агиограф, гимнограф, переводчик (?), книгописец ГЕРМАН (Тулупов Георгий (Юрий) Иванович; ок. сер. 50-х гг. XVI в. - 1636/37), иером. Троице-Сергиева мон-ря, книжник, профессиональный писец ГРИГОРИЙ Цамблак (ок. 1364-1365 - зима 1419/20), митр. Киевский Западнорусской митрополии, дипломат, болг., серб., молдав. и рус. писатель (проповедник, агиограф, гимнограф), представитель тырновской книжной школы ГРИГОРИЙ ТУРСКИЙ [мирское имя Георгий Флоренций] (538/9 - 593/4), св. (пам. зап. 17 нояб.), еп. Турон, зап. церковный писатель, историк, агиограф ДАНИИЛ III Баньский, Младший (ок. 1350 - кон. 90-х гг. XIV в.), патриарх Сербский (1390/91 - не позднее 1400), агиограф, гимнограф ДЕЛЕЭ Ипполит (1859 - 1941), бельг. ученый-агиолог, историк Церкви, монах-иезуит, член об-ва болландистов ДИМИТРИЙ (Савич (Туптало) Даниил Саввич; 1651 - 1709), митр. Ростовский и Ярославский, свт. (пам. 21 сент., 28 окт., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 10 июня - в Соборе Сибирских святых) ЕПИФАНИЙ ПРЕМУДРЫЙ (2-я пол. XIV в.- после 1443), иером., агиограф, прп. (пам. в Соборе Радонежских святых и в Соборе Ростово-Ярославских святых) ЕРМОЛАЙ [в иночестве Еразм] (1-я четв. XVI в. - после сер. 60-х гг. XVI в.), богослов, полемист, агиограф ЗИНОВИЙ (кон. XV в. (?) - 1571/72 (?)), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), Отенский, инок Отенского муж. мон-ря близ Новгорода, богослов-полемист, агиограф ИАКОВ ИЗ ВАРАЦЦЕ [Ворагинский, из Ворагина] (ок. 1226 или 1230 - 1298), архиеп. Генуэзский, блж. Римско-католической Церкви (пам. 13 июня), доминиканец, агиограф, церковный историк ИОАНН ЭФЕССКИЙ (ок. 507 - после 585 (по др. данным, 589)), еп. Асии (558-571), монофизит, церковный историк и агиограф |
о времени написания «Слова». М.; Л., 1966. С. 264-291; Каган-Тарковская М. Д. «Слово о женах, о добрых и злых» в сборнике Ефросина//Культурное наследие Др. Руси: Истоки, становление, традиции. М., 1976. С. 382-386; она же. Энциклопедические сборники XV в. и круг интересов книгописца Кирилло-Белозерского мон-ря Ефросина//Рус. и груз. средневек. лит-ры: [Сб. ст.]. Л., 1979. С. 195-196; Творогов О. В. Мат-лы к истории рус. хронографов: 1. Ефросиновский хронограф//ТОДРЛ. 1977. Т. 32. С. 256-274; Каган М. Д., Понырко Н. В., Рождественская М. В. Описание сборников XV в. книгописца Ефросина//ТОДРЛ. 1980. Т. 35. С. 3-241; Каган М. Д., Лурье Я. С. Ефросин//СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 227-236 [Библиогр.]; Кистерёв С. Н. Кодикологические наблюдения над ефросиновским сборником с «Задонщиной»//Архив РИ. 1993. Вып. 3. С. 209-216; он же. Из наблюдений над сборниками белозерского писца Ефросина//Там же. 1994. Вып. 5. С. 176-192; он же. Ефросин Белозерский в отечественной историографии//Очерки феод. России. М., 1997. Вып. 1. С. 65-79; он же. Ефросиновский извод слав.-рус. редакции визант. земледельческого закона//Русь и южные славяне: Сб. ст. к 100-летию со дня рожд. В. А. Мошина. СПб., 1998. С. 295-304; Шибаев М. А. О новом автографе монаха Кирилло-Белозерского мон-ря Ефросина//Опыты по источниковедению. Древнерус. книжность: Археография, палеография, кодикология. СПб., 1999. С. 208-222; он же. Загадки биографии инока Ефросина - книжника Кирилло-Белозерского мон-ря 2-й пол. XV в.//История и культура: Актуальные проблемы: Сб. ст. в честь 70-летия проф. Ю. К. Руденко. СПб., 2005. С. 85-93; Анисимова Т. В. Об источнике Ефросиновского хронографа (по списку 70-80-х гг. XV в. из собр. Г. Г. Юдина)//ТОДРЛ. 2004. Т. 55. С. 98-110. М. А. Шибаев Рубрики: Ключевые слова: ГЕРМАН (Тулупов Георгий (Юрий) Иванович; ок. сер. 50-х гг. XVI в. - 1636/37), иером. Троице-Сергиева мон-ря, книжник, профессиональный писец АВРААМИЙ (Часовников Василий Сасильевич; 1864-1918), архим., миссионер, редактор " Китайского благовестника " |
Антония Римлянина, а примерно в 1558 г. инок этого же монастыря по имени Никифор написал новое, весьма пространное житие Антония. На основе записей монаха Германа, современника прп. Нила Столобенского, Филофей Пирогов, инок Болдинского монастыря, в конце XVI в. написал житие этого святого и канон. В 1590 г. в Соловецком монастыре, в связи с перенесением в эту обитель мощей св. митрополита Филиппа, неизвестным монахом было составлено житие святого. Монах Сергий из Даниловского монастыря в Переяславле и воевода С. Р. Олферьев совместно составили «Повесть о св. князе Романе Угличском» и канон св. князю Даниилу Московскому. Незадолго до 1600 г. монах Нафанаил из Корнилиева Комельского монастыря написал житие основателя этой обители прп. Корнилия и канон ему. По поручению патриарха Иова архимандритом Ионой Думиным из Вологды составлено было еще одно (уже третье по счету) житие св. князя Александра Невского, которое по сути явилось лишь переработкой двух первых житий . В 1627–1632 гг. ведется работа по составлению грандиозного агиографического сборника. Иеромонах Герман Тулупов († 1637) был редактором этого обширного труда. За основу он взял Минеи митрополита Макария, которые восполнил житиями, не включенными в макариевские Минеи, некоторые жития он поместил в своем сборнике в нескольких редакциях. Поскольку Герман переписывал жития в полном виде, без всякого сокращения, его сборник имеет определенную научную ценность . В связи с прославлением митрополита Филиппа монах Герасим Фирсов из Соловецкого монастыря написал в 1652 г. три сочинения: житие святого, похвальное слово ему и канон . Завершают агиографическую литературу XVI–XVII вв. Четии Минеи св. Димитрия Ростовского († 1709), первый том которых был напечатан в 1689 г. Эти Минеи, которые с самого начала получили очень широкое распространение и полюбились русскому народу, составлены в повествовательной форме, при этом потребовалась довольно большая предварительная научная работа над материалом. Их популярность у русского народа ни с чем не сравнима, а имя прославленного составителя этих Миней хорошо знают в самых глухих уголках России. |
В 1614 г., незадолго до смерти, Г. составил «Духовную память», являющуюся первым историческим описанием Ниловой Столобенской пуст. Дата кончины святого указана в монастырском синодике 1638 г. Преемником Г. по управлению пустынью стал его ученик, избранный святым на игуменство, св. Нектарий (Теляшин) , впосл. архиеп. Тобольский и Сибирский. Г. был похоронен у колокольни монастырской Богоявленской ц., могила святого почиталась в обители. После того как в 1821-1825 гг. был построен каменный Богоявленский собор (сохр.), гробница святого оказалась в подвале собора. Канонизация Г. подтверждена включением его имени в Собор Новгородских святых, празднование к-рому было возобновлено в 1981 г. по благословению Новгородского митр. Антония (Мельникова) (Собор установлен ок. 1831). 5 июля 2005 г. в дер. Соснице Осташковского р-на архиеп. Тверской и Кашинский Виктор (Олейник) и архиеп. Новгородский и Старорусский Лев (Церпицкий) освятили строившуюся с 2003 г. 2-этажную деревянную церковь, в к-рой верхний храм посвящен Г., нижний - прп. Нилу Столобенскому. В 2005 г. было создано правосл. братство во имя Г. Арх.: РГБ. Ф. 304. 672. Л. 85-108 [Житие прп. Нила Столобенского в декабрьской Четьей-Минее/Сост. Г. Тулупов, 1630 г. История создания Жития - л. 85-86]. Ист.: Герман Столобенский. Духовная память// Успенский В. П. Историческое описание Ниловой Столобенской пуст. Тверской епархии Осташковского у. Тверь, 18762. С. 17, 135, 138; Рукописные собрания ГБЛ. М., 1986. Вып. 1. Ч. 2. С. 338, 339, 341. Лит.: Пустынь прп. Нила//Журн. МВД. 1843. Июнь. С. 397-398; Филарет (Гумилевский). РСв. 1865. Кн. 3. С. 527-528; Ключевский. Древнерусские жития. С. 313-314; Рачинский А. В. Нилова пустынь в первые полтораста лет ее существования. М., 1876. С. 2, 10; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Вып. 6. Февр. С. 192-195; ЖСв. Кн. доп. 1. С. 498-499; Будовниц И. У. Монастыри на Руси и борьба с ними крестьян в XIV-XVI вв.: (По «житиям святых»). М., 1966. С. 349, 352-353; Лихачёв Д. С. Филофей Пирогов//СККДР. Вып. 2. Ч. 2. С. 473-474; Нило-Столобенская пустынь/Сост.: иером. Митрофан (Заридзе). Тверь, 2000. С. 29-32; Барсегян Т. В. Земля истока... Очерки культуры Верхневолжья. М., 2001. С. 110-112, 122-305. |
Итак, прп. Дионисий Радонежский (в миру Давид Федорович Зобниновский) родился около 1570 г. в городе Ржеве (Тверская губерния), отчего он иногда именовался, по обычаю того времени, Ржевитином, и был крещен в честь прп. Давида Солунского. Когда ему было пять или шесть лет, родители его (Феодор и Иулиания, впоследствии в монашестве Феодосий и Иулия) переехали в г. Старицу той же губернии, где отец будущего архимандрита был выбран в старосты ямской слободы. Там же, в Старице, отрок Давид был отдан для научения грамоте двум Старицким монахам, один из которых (Герман Тулупов) спустя много лет будет монахом Троице-Сергиева монастыря при архимандритстве своего бывшего ученика. По свидетельствам знавших его в то время, Давид был прилежен в учении: «страху Божию присно прилежа и учению усердно внимая» , скромен, старался уклоняться от детских игр и шалостей, за что сверстники часто смеялись над ним, обзывали каким-то прозвищем и даже порой били его. Словом, будущий преподобный в детские годы был тем, что в наше время называется «белой вороной», «недостаточно социализированным» ребенком и проч. Однако это послужило только к укреплению характера будущего святого, «он не сделался ни озлобленным, ни запуганным» вследствие такого давления и впоследствии принес Церкви и Отечеству неоценимую пользу. По окончании учебы Давид, достигший к тому времени совершеннолетия, хотел уйти в монастырь – вероятно, по склонности к иноческой жизни и, может быть, ученым занятиям, которые в то время возможны были почти в одних только богатых монастырских библиотеках (а усердие к учебе отрока Давида делает такое предположение вполне вероятным). Однако родители будущего преподобного иначе видели жизненный путь своего сына; Давид, «понуждением родителей своих» , отказался от мысли поступить в монастырь, женился на некоей девице Вассе и в скором времени был рукоположен во священника и поставлен служить в церковь Богоявления Господня в селе Ильинском, одном из владений Старицкого Успенского мужского монастыря. Тут бы можно было вздохнуть, что молодой Давид уж очень податлив был на внешнее влияние, но невольно ведь на память приходят сходные, пусть и не во всем, обстоятельства жизни великого прп. Сергия, тоже примерно в этом возрасте поставившего волю родительскую выше того, что желало его сердце. Конечно, мы знаем и противоположные примеры в житиях святых, однако ж не будем считать и такое поведение недостатком характера: у каждого свой путь. А характер у прп. Дионисия, как мы видели выше и увидим еще ниже, как раз был очень сильный. |
Мальчика обучали грамоте местные священники Гурий Ржевитин и Георгий Тулупов (в иночестве Герман). По настоянию родителей Д. женился, затем стал священником при ц. Богоявления в одном из владений старицкого в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря - с. Ильинском Раменской вол. Старицкого у. После смерти жены Вассы и детей ок. 1601-1602 гг. свящ. Давид принял постриг в Старицком мон-ре с именем Дионисий. Здесь он вскоре стал казначеем, затем, по-видимому в сер. 1605 или в авг. 1607 г., архимандритом. Успенский старицкий мон-рь, пользовавшийся особым покровительством царя Иоанна IV Васильевича и своего постриженика патриарха св. Иова , был в нач. XVII в. большой богатой обителью, в к-рой жили 73 монаха. В мон-ре имелось собрание рукописей с сочинениями преподобных Ефрема Сирина и Симеона Нового Богослова, свт. Григория Богослова; в годы настоятельства Д. б-ка мон-ря увеличилась за счет собрания книг свт. Иова. Вопреки инструкциям Лжедмитрия I Д. оказал теплый прием сосланному в Старицкий мон-рь низложенному патриарху Иову. Исследователи предполагают, что Д. сопровождал святителя во время поездки в февр. 1607 г. в Москву, когда москвичи просили прощения у первосвятителя за его изгнание; тогда же произошло знакомство Д. с патриархом сщмч. Ермогеном . Трудами Д. на могиле свт. Иова было поставлено каменное надгробие. В Старицком мон-ре Д. пробыл настоятелем более 2 лет. Во время осады Москвы войсками Лжедмитрия II Д. находился в городе, где, по свидетельству Симона (Азарьина), стал одним из ближайших помощников патриарха Ермогена. Вместе с первосвятителем Д. поддерживал царя Василия Иоанновича Шуйского, проявляя решительность и стойкость в самых трудных обстоятельствах. В февр. 1610 г. Д. был поставлен архимандритом Троице-Сергиева мон-ря. В сент. того же года патриарх Ермоген дал значительный (100 р.) вклад в Троицкую обитель. Как настоятель Д. оказался перед лицом очень трудных задач. В монастыре, только что пережившем многомесячную осаду польско-литов. войск, а также в его округе находилось большое количество больных и раненых людей, умиравших от голода и болезней. |
| |