Андрей 22 мая 2018, 20:13 Вячеслав 22 мая 2018, 07:14, про освоение Сибири подробно говорилось даже в советских учебниках истории, как и о нежелании крестьян переезжать. Кстати, при каком царе была построена транссибирская железная дорога? А старые люди, бывало, рассказывали внукам: «Мы Сибири боялись, думали там холод и голод, плакали по дороге, а как приехали то земли плодородной - сколь хочешь, лесу - только строй, а что холода… так и дров без меры, и овчинных тулупов». Больше того, кто остался жить в западных регионах, тот попал под войну с запада, да под германскую пяту, да под войну с востока. Впрочем, война гражданская была ещё хуже, но не будем забывать, кто и зачем устроил ту братоубийственную бойню. Алексей 22 мая 2018, 19:59 Каюсь: цитата о " слезинке ребенка " была взята в мой коммент неудачно - совсем забыл, что это слова из богоборческой тирады Ивана Карамазова. Ну, а если о слезах - и без демагогии? Неужели " злодейство позволительно, если конечная цель хороша " (слова Свидригайлова)? К сожалению, некоторые здесь оценивают руководителей страны по чисто прагматическому критерию - экономической и политической целесообразности и эффективности их деятельности. Но в обсуждаемой теме - слезы и кровь уже не риторических младенцев, а реально пролитые миллионами людей как плата за " земной рай " . А статья в своей основе все равно хорошая. Вадим К. 22 мая 2018, 16:57 О решающей роли ГУЛАГА в индустриализации вот какие сведения дает ВИКИПЕДИЯ, явно не замеченная в симпатиях к сталинскому СССР: кол-во заключенных не более 1% от населения, доля в ВВП 3%. Конечно, она проходила в самых крайних условиях, " бесплатно " работали тогда не только в ГУЛАГЕ, но какой выход был еще? У Сталина был совершенно другой расклад, чем у Николая II, и почему другой, уже другая история. И у нас теперь расклад не такой, как в 1900-е, т.к. тогда санкциями нас не душила Европа с США, и, к счастью, все же не такой, как в 20-30-е. В РИ было и немало проблем, которые решались половинчато, и одна из них - крестьянский вопрос, который и взорвал ее изнутри. Об этом ничего не сказано.

http://pravoslavie.ru/113013.html

Когда меня довели до Кишинева, то там меня ожидали отцы Георгий, Стахий и еще один священник. Я обратилась к ним, чтобы они упросили начальство, если возможно, отправить меня не в СССР, а в Сербию. Они пошли к владыке, который по телефону связался с генералом. В это же самое время у ворот стоял наготове закрытый полицейский автомобиль, и агент тайной полиции пришел за мной, чтобы препроводить меня к машине. Молюсь Господу. Мне было очень скорбно, жалко было сестер. Сердце мое будто распинали на кресте. Оставалось несколько шагов до автомобиля. В это время священники — отцы Георгий, Стахий и еще один — все почтенные старцы, а тут вижу, как малые дети бегут к воротам и кричат агенту: “Отменили, разрешили в Сербию!” Я поблагодарила Бога. Отец Георгий взял меня на поруки, поселил у себя дома. Надо сказать, что я ничуть не удивлялась происходящему, во всем узнавала действия тех же сил, которые раньше шумели у меня в келлии. Я жалела мать Дорофею и молилась, чтобы Господь не вменил ей в грех преследование меня. Через год на месте настоятельницы ее сменили, она заболела и перед смертью, как рассказывали сестры, каялась в этих гонениях. У меня было много утешений. Когда держали взаперти, то получала великие утешения в церкви за богослужением. Молитвы и любовь старца Филимона были для меня неизреченно дороги. В горячей преданности сестер открывалось общение во Христе. Я чувствовала, что Промысл Божий готовит мне иной путь. Иногда вспоминала, что мать Диодора говорила некоторым сестрам, будто я буду их игуменьей. Послушник Филимон, когда сестры пришли к нему в скорби, сказал им: “У вас есть сестра Лидия, у нее есть много тулупов, теплые у нее тулупы” — и благословил их прийти ко мне. Видно, благословения старицы Диодоры и старца Филимона исполнялись. Некоторых сестер невозможно было разлучить со мной. Я не представляла, как же теперь быть со стремлением к уединенной жизни, которую возлюбила с детства, но решила предаться в волю Божию. В Кишинев ко мне по очереди [одна за другой] приехали все двадцать сестер. Отец Георгий устроил их на время в одном приюте. Я решила попроситься в Сербию, в какой-нибудь монастырь, и забрать с собой этих сестер, а пока жила у отца Георгия, который поручился за меня.

http://azbyka.ru/fiction/gody-stranniche...

– Ты, сынок, вот тут с год потолкался, повидал все, в храме бок о бок с нами стоял. И должен все это сердцем запомнить. Понять, почему сюда власти попов да монахов согнали. Отчего это мир на них ополчился? Да нелюба ему правда Господня стала, вот дело в чем! Светлый лик Христовой Церкви – помеха, с нею темные да злые дела неспособно делать. Вот ты, сынок, об этом свете, об этой правде, что затаптывают, почаще вспоминай, чтобы самому от нее не отстать. Поглядывай в нашу сторону, в полунощный край небушка, не забывай, что тут хоть туго да жутко, в духу легко... Ведь верно? Преосвященный старался укрепить во мне мужество перед новыми возможными испытаниями. Я же вовсе отбросил думы о них: мечтал о встречах, удаче... Лелеял неопределенные заманчивые планы. Себя я чувствовал не только физически сильным, но и окрыленным. Словно то обновляющее, очищающее душу воздействие соловецкой святыни, неопределенно коснувшееся меня в самом начале, теперь овладело мною крепко. Именно тогда я полнее всего ощутил и уразумел значение веры. За нее и пострадать можно! ...Наш кормчий пришел далеко за полдень и заторопил с отплытием. Мы сняли полушубки и бушлаты, взялись за концы крепких перекладин, вдетых по две в скобы на бортах лодки. Навалились на них всем телом и поволокли по льду стоящие на килях посудины. Предводитель наш, не оглядываясь, быстро шел впереди, выбирая путь по нагроможденным льдинам. Подниматься по ним было тяжело, но и спускаться не легче: лодки приходилось изо всех сил удерживать. Зато по ровному они скользили хорошо, и только масляно шипел под окованным килем неглубоко прорезаемый лед... С места мы пошли так ходко, что я все не успевал как следует оглянуться и еще раз помахать рукой стоявшему на берегу Вятскому епископу. Он не уходил. Поначалу была видна поднимающаяся в благословении рука, потом приземистая фигура Преосвященного Виктора стала сливаться с окружением, теряться. И вскоре весь низкий берег протянулся темнеющей полосой... ...До кемьского берега мы добрались меньше чем за двое суток. До ночи второго дня никак не удавалось отойти от Соловков. Сильные течения и ветер закрыли чистую воду большими ледяными полями, и сколько мы ни шли по ним, их движение в обратную сторону сводило все на нет. Мы по-прежнему маячили в виду острова, нас даже сносило ближе к берегу. Убедившись в тщете усилий, начальник велел готовиться к ночевке. На лодки, подпертые распорками, натянули брезенты, под ними зажгли примусы, засветили свечи. После ужина, выставив дежурных, полегли. На груде поморских шуб и тулупов было тепло и мягко, но, несмотря на усталость, мне не спалось. Уже глубокой ночью я выбрался из-под брезента на лед.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Поэтому советую тебе не предъявлять завышенных требований к духовнику. Выбирай из кандидатур, которые в действительности существуют вокруг тебя. 3 . Епископ Петр (Екатериновский;  † 1889) писал: «Трудно ныне найти хорошего руководителя в духовной жизни». Это замечание актуально и для нашего времени. Епископ Петр считал, что не надо искать духовника, непременно достигшего святости. Достаточно того, чтобы духовный отец был человеком благочестивым, рассудительным и опытным. При этом он должен иметь желание и возможность руководить своим духовным чадом. «Если не находится такой руководитель, отмечал епископ Петр, то надобно молить Бога, чтобы Он послал нам желаемого наставника». 4 . Имей в виду, что на твоем пути может встретиться ложный наставник. Святитель Феофан предупреждал, что человек, почитаемый за старца, часто оказывается старцем «только по сединам. И это бывает или очевидно для всех, или очень не видно, глубоко скрыто под благовидною наружностью. Потому всегда есть опасность попасть вместо истинного руководителя на ложного и потерпеть потом вместо пользы вред, вместо спасения гибель». 5 . Как отличить истинного наставника от ложного? По слову Симеона Нового Богослова , характерной чертой истинного духовного отца является отеческая любовь. Старец Паисий Афонский говорил: «Доказательство истинности духовного состояния духовника то, что он к самому себе очень строг, а к другим весьма снисходителен и не использует, как правило, каноны Церкви против других!» 6 . Если у тебя появятся какие-то сомнения, даже не очень определенные, в духовности избранного тобой наставника, лучше тебе не входить с ним в тесный контакт до наступления полной ясности. На пути спасения не надо ставить рискованных экспериментов. Они могут нанести тебе непоправимый ущерб. 7 . Нас окружают разные духовники. Они отличаются между собой характером, опытом и степенью духовного совершенства. Кого же из них тебе выбрать в наставники? При поиске наставника соблюдай главное правило обращай внимание не на его ум, характер, образование, а на его веру и твердую приверженность церковному учению.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

– Знаете, геронда, у нас в Афинах нет хороших священников-духовников. Может, вы имеете в виду кого-либо, посоветуйте мне. – Послушай, чадо, твердо сказал старец Паисий, все священники-духовники хорошие, потому что носят епитрахиль. На них Божественная благодать, и когда они читают разрешительную молитву, Бог все прощает. Итак, иди в церковь  и исповедуйся! Старец Паисий часто подчеркивал своим собеседникам, во время исповеди через священника действует Сам Бог . Поэтому каждый из них имеет возможность принимать исповедь и прощать людям грехи. Однако при этом старец пояснял: – Если кто нуждается в духовном наставнике, то ему не следует идти наудачу. Наставлять могут только те, кто прежде сам позаботился о своем очищении. Обретя опыт через делание, они получают заповедь и учить.         Ты понимаешь, о чем говорил старец Паисий? Малоопытный в духовном отношении священник в своих проповедях может прекрасно излагать евангельское учение и церковные догматы , однако он неспособен решить конкретную проблему. Он преподаст тебе общие правила, но у него может не получиться применить их в твоем частном случае. Что же делать, если рядом нет опытных пастырей? За неимением опытных вполне можно обращаться за советом к любому священнику. Однако при этом надо соблюдать благоразумную осмотрительность, которая должна основываться на знании Священного Писания и наследия Святых Отцов. – Изучай Божественные писания и писания Святых Отцов, наставлял преподобный Симеон Новый Богослов , чтобы с ними сличать то, чему учит тебя твой учитель, и чтобы как в зеркале видеть, насколько они согласны между собою. Согласное с писаниями надо усваивать и удерживать в мысли, а несогласное необходимо отвергать, дабы не прельститься: «Ибо знай, что во дни сии много явилось прелестников и обманщиков» 14         Если тебя окружают только духовно незрелые священники, то это, конечно, печально. Когда Петр Александрович Брянчанинов оказался в подобной ситуации, он получил от своего знаменитого брата, епископа Игнатия, письмо. Святитель писал: «Весьма благоразумно делаешь, что не сводишь близкого знакомства ни с одним духовным лицом: такое знакомство может очень легко послужить ко вреду и весьма, весьма редко к пользе. Советуйся с книгами святителя Тихона, Димитрия Ростовского  и Георгия Затворника, а из древних Златоуста; говори духовнику грехи твои  и только. Люди нашего века, в рясе ли они, или во фраке, прежде всего внушают осторожность» 15 .

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

4 . Помни предупреждение святителя Игнатия: «Советуйся с добродетельными и разумными отцами и братиями; но усваивай себе советы их с крайнею осторожностью и осмотрительностью». От всего сердца моли Господа о том, чтобы тебе непоколебимо пребывать в Его святой воле и чтобы исполнение какого-либо совета не привело тебя к уклонению от пути спасения. Все советы всегда сверяй с евангельскими заповедями и святоотеческими наставлениями. Отметай от себя все, что не соответствует духу и букве Священного Писания и Священного Предания. 5 . «Жизнь по  совету», слову святителя Феофана Затворника , бесхитростна и смиренна. Тем не менее, как отмечал тот же святой отец, такому образу жизни свойственны существенные недостатки. Поэтому никогда не прекращай поисков опытного духовного руководителя. Письмо четвертое. Какие бывают духовные отцы Идеальный Итак, какого духовного отца ты должен искать? Давай сначала определим его идеальный духовный облик. Описание такой личности можно найти в трудах преподобного Симеона Нового Богослова . Предъявляя к духовному отцу очень высокие требования, он писал: «Невозможно родиться свыше, то есть принять благодать Святого Духа тому, кто не имеет духовного отца, рожденного свыше. И как плотской отец рождает и детей плотских, так и отец духовный тех, которые желают быть чадами его, делает чадами духовными. Но тот, кто сам еще не родился, или родился, но еще дитя есть, то есть еще не достиг совершенства, тому как возможно быть отцом других?». 28 «Кто ищет духовного отца, советует преподобный Симеон, должен искать человека, который родился духовно и сознательно знает  Бога и Отца своего, чтоб он родил духовно и его и сделал воистину сыном божиим» 29 . О высоких достоинствах наставника ты можешь прочесть в писаниях многих Святых Отцов. Значит ли это, что ты должен искать именно такого духовного отца? Имей в виду: слова Святых Отцов о духовном совершенстве, которым должны обладать наставники, почти всегда относились к старцам, получавшим над своими учениками полную власть. Помни: старцы не просто руководят духовной жизнью своих пасомых, а почти в прямом смысле слова несут их на себе по пути спасения 30 . Для этого, конечно, необходимо быть духовно совершенным.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Некоторым людям нужен очень строгий духовник. Подумай, не из их ли ты числа? Преподобный Иоанн Лествичник в своей знаменитой книге «Лествица» приводит следующий случай. Однажды молодой человек попросил у старца Иоанна Савваита наставление. Подвижник, прозорливо увидев духовное состояние юноши, сказал: – Непрестанно помни сие слово Господа: претерпевый до конца, той спасется ( Мф. 24:13 ). Иди и, если возможно, избери себе наставника о Господе суровейшего и строжайшего из всех людей и, укрепившись терпением, ежедневно пей от него поругание и уничижение, как мед и молоко 42 Конечно, это будет удачей, если ты найдешь подобного прозорливца, который четко определит твое душевное устройство и твердо скажет, какого именно духовника ты должен искать. Однако подлинных прозорливцев очень мало. Строгих же духовников значительно больше. Одни из них суровы не в меру и не по разуму. Таких обходи стороной. Другие требовательны к своим духовным чадам только по одной причине: они понимают огромную ответственность наставника за душу своего ученика и всем сердцем переживают за его спасение. Греческий старец Георгий Карслидис (1901–1959) «не старался приобрести много духовных чад. Не желал чести и славы и множества похвал. Когда видел, что не имеют желания сохранять слов его, тех посылал к другим духовникам. Деятельность духовника считал многотрудной, многоценной и ответственной и не был уступчивым в непозволительных снисхождениях. Предпочитал, пусть лучше скажут, что он странный, строгий, нечеловеколюбивый, злой или что иное, нежели преступить священные каноны Церкви. Справедливая строгость его увеличивалась, когда видел нераскаянность. Тогда старался представиться жестоким, чтобы хотя этим способом исправить жестокосердие исповедуемого. Много раз испытывал различными способами настойчивость и терпение пришедшего, чтобы лучше помочь ему в спасительном обращении. Всякие средства использовал блаженный старец, чтобы приобрести заблудших. Особенно огорчался, когда некоторые нарочно скрывали свои грехи, и недоумевал: почему? Чтобы приложить грех ко грехам своим? Тогда бывал, по дарованию своему, обличительным, обнародовал несуразность, так, чтобы смирился скрывающий лукавое. Он понимал немощь человеческой природы, но не ослабевал бороться с ложью, грехом и дерзостью. Епитимьи его не были столь строгими, как можно думать. Были по силам человека и имели целью более полное покаяние, действительное познание заблуждения, ощущение величины греха и удаленности от Бога» 43 .

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Однажды преподобный Севастиан Карагандинский, беседуя о нравах людей, сказал: «Вот этих людей нельзя трогать, они, по гордости, не вынесут ни замечания, ни выговора. А других, по их смирению, можно». Иногда старец при всех укорял кого-нибудь из своих смиренных учеников, чтобы вразумить тех, которым нельзя было прямо сказать о проступках и недостатках. Таких он и сам не обличал, и другим не разрешал, но ждал, терпел и молился, пока человек сам не обратится с покаянием к Богу и духовному отцу. Бывали случаи, когда преподобный Севастиан заставлял старших просить прощение у младших, обиженных смирял, а обидчиков защищал. Его опытные ученики радовались этим урокам смирения, понимая, что во всех действиях старца скрывается духовная мудрость. «Кто может с радостью перенести обиду, – писал преподобный Исаак Сирин , – даже имея в руках средство отразить ее, тот приял утешение от Бога по вере в Него. И кто с смиренномудрием терпит возводимые на него обвинения, тот достиг совершенства, и ему удивляются святые ангелы. Ибо нет никакой иной добродетели столь высокой и трудной». Зная об этом, старцы через уничижения вели своих сильных духом учеников к совершенству, оберегая при этом более слабых. Руководя жизнью своих духовных чад, белгородский старец схиархимандрит Григорий любил давать им уроки смирения. Поругает, бывало, прилюдно за те грехи, в которых человек не виноват, и смотрит на его реакцию – обидится или нет? Старец наставлял: «Смирение – основа всех добродетелей. Колос, когда пустой, болтается во все стороны, а когда нальется зерном, склоняется, и ветры ему уже не страшны. Так и человек: пустой болтается туда-сюда, а смиренный при всех искушениях не может повредиться». Многие из тех, кто прошел школу схиархимандрита Григория, впоследствии стали игуменами, архимандритами, епископами. Если мы стремимся приобрести смирение, нам постоянно нужно просить Бога о помощи. Однако при этом необходимо помнить наставление аввы Дорофея : «Каждый молящийся Богу: «Господи, дай мне смирение,» – должен знать, что он просит Бога, дабы Он послал ему кого-нибудь оскорбить его. Итак, если кто-либо оскорбляет его, то он и сам должен досадить себе и уничижить себя мысленно, чтобы в то время, когда другой смиряет его извне, он сам смирял себя внутренне». Пример такого соединения внешнего уничижения с внутренним самоукорением можно найти в жизнеописании преподобного Макария Оптинского.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

– Однажды покойный государь Николай Павлович шел по улице Петербурга. Встретив военного писаря, он спросил: «Ты откуда?» «Из депа, ваше императорское величество», – отрапортовал писарь. «Слово «депо» – иностранное, – заметил государь, – оно не склоняется». Писарь в ответ: «Перед вашим величеством – все склоняется». Отношение преподобного Амвросия к собственной святости основывалось на глубоком понимании человеческой природы, пребывающей в падшем состоянии. Когда мы живо ощущаем всю пагубность своего нравственного падения, в нас просыпается стремление к духовному возрождению. Мы начинаем усиленно трудиться над спасением души, но очень быстро убеждаемся в своем бессилии. Успехи на пути спасения у нас появляются только тогда, когда мы, отвергая самонадеянность, всю надежду возлагаем на помощь Божию. Однажды оптинский старец Нектарий, указывая рукой на окружающую природу, сказал архимандриту, в будущем митрополиту, Вениамину (Федченкову) : – Смотрите, какая красота – солнце, небо, деревья, цветы… А ведь прежде ничего не было! Ни-че-го! И Бог из ничего сотворил такую красоту. Так и человек: когда он искрение придет в сознание того, что он – ничто, тогда Бог начнет творить из него великое. У схиигумена Антония Оптинского тридцать лет болели ноги. До колен они были покрыты страшными язвами, из которых струилась кровь. Случилось, что преподобного посетил известный православный мыслитель И.В. Киреевский. Видя страдания старца, он сказал: – Вот, батюшка, сбывается слово Писания, что многи скорби праведным: какой тяжкий крест возложил на вас Господь! То-то и есть, – возразил преподобный Антоний, – что праведным скорби, а у меня-то все раны, как и святой пророк Давид говорит: многи раны грешному. Если мы, надеясь на милосердие Божие, постоянно помним о своей ничтожности и греховности, то наша душа смиряется, а сердце приходит в сокрушение. Тогда Господь, взирая на наше смирение, укрощает в нас гордость и дает нам благодать вести себя скромно, презирать земные страсти и посмеиваться над славой видимого мира. Глава 3. Внутреннее самоуничижение

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Но вот зимой второго года пребывания их в ссылке и о. Е. и батюшка неожиданно получили вызов в Управление, куда они должны были регулярно являться для отметки — и там узнали радостную весть о своей свободе. Собрались в один день. Тепло провожали их ссыльные, плакали, расставаясь, монахини. Опять обоз и снова в путь, теперь уже радостный, обратный. Чудный, как в сказке, зимний лес, без всякой мошкары, весь застывший в своей красоте. Не обошлось без приключений. Все были закутаны в теплые тулупы, на ногах валенки, поверх тулупов еще что-то теплое. И вот, нечаянно обернувшись назад, батюшка вдруг обнаружил, что едущий в следующем возке сзади о. Ермоген вдруг исчез. Подняли тревогу. Оказывается, он как-то вывалился из возка и беспомощный лежал на снегу. Водворили его обратно. Смеху было много, но хорошо, что батюшка обернулся, иначе могло бы это окончиться совсем несмешно. На другой день мы услыхали торжественный звон колоколов. Подъезжали к Казани, звонили ко всенощной накануне праздника Введения во Храм Божией Матери… Ссылка кончилась. Общинная молодежь Община о. Анатолия состояла из сестричества Марии Магдалины и братства Иоанна Златоуста. Вступление в сестричество проходило через обряд посвящения, в который входили старинные молитвы, однако узнать что-либо конкретное об этом молитвенном чине не удалось. (Возможно, он родственен чину посвящения в дьякониссы). Обряд совершался над одной или несколькими новопосвящаемыми и происходил в присутствии других сестер. Сохранилась проповедь о. Анатолия «На посвящение в сестры М. Д.». Подобное происходило и при приеме в братство. Многие из юношей–братчиков знали о. Анатолия еще по университету и одни из первых пришли в общину. О. Анатолия называли священником интеллигенции, но не в узком смысле этого слова, а в общенародном, как пастыря людей, вкусивших знание. Община состояла из небольшого количественно ядра активных христиан–делателей (большая часть — молодежь, хотя были и люди зрелого и пожилого возраста), однако богослужение и самого батюшку посещало множество народа: те, о ком сказано: «поражу пастыря и рассеется стадо». Эти последние входили в число прихожан и так или иначе участвовали в общинной жизни.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=865...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010