34) РГБ, ф. 304/I (Собр. библиотеки Троице–Сергиевой Лавры), 727 (л. 85—88 об.) — 1632 г. Писец — Герман Тулупов. 35) РГАДА, ф. 201 (Собр. М. А. Оболенского), 74 (л. 83 об. — 84) — 30–е годы XVII в. Краткая запись о Сергии Радонежском под 25 сентября: «Сергии родомъ ростовець, от отца бояръ меншихъ. Преже пострижения вселился в пустыню и созда монастырь, в нем же и постри–жеся, ид же нын лежитъ тло его святое. И усп в лто 6900, живъ лт 78». Филиграни: Двуглавый орел, на щите литеры ID — Дианова и Костюхина, 1024 (1628—1629 гг.); Двуглавый орел, на щите литеры IM — Гераклитов, 126 (1638 г.); Ворота — Гераклитов, 41 (1638 г.); Дианова и Костюхина, 30 (1635—1639 гг.). 36) РНБ, Соловецкое собр., 699/807 (л. 68—71) — 30–е годы XVII в. 1) РГБ, ф. 304/I (Собр. библиотеки Троице–Сергиевой Лавры), 466 (л. 278—287) — 1505 г. Писец — Михаил Медоварцев; Москва, монастырь Николы Старого. 2) РНБ, Софийское собр., 1364 (л. 280—295) — около 1547 г. Проложная редакция, продолженная по Синодальному виду Четвертой Пахомиевской редакции, текст доведен до главы «О бснующемся велможи», кончается словами: «б велможа вдал от Лавры преподобнаго отца нащего Сергя на рце Волз глаголеми». На л. II форзаца помещена вкладная запись 1547 г. старца Аркадия в Кирилло–Белозерский монастырь. Филигрань: Рука под короной с 5 фестонами — типа: Брике, 10907 (1534—1537 гг.). 3) ГИМ, собр. И.А. Вахромеева, 50 (л. 100—109 об.) — 20–е годы XVII b. Соединение Проложной редакции с Синодальным видом Четвертой Пахомиевской редакции. Текст кончается рассказом о пострижении Сергия. Филиграни: Кувшин с одной ручкой под пирамидой из кружков — типа: Дианова и Костюхина, 766 (1623 г.); Кувшин с одной ручкой под короной с розеткой, на тулове литеры P и GO — Гераклитов, 459 (1626 г.). 4) РГБ, ф. 304/I (Собр. библиотеки Троице–Сергиевой Лавры), 694 (л. 400—409) — 1633 г. Копия списка Троиц. 466, писец — Герман Тулупов. В ранней рукописи Стишного пролога РГБ, ф. 304/I (Собр. библиотеки Троице–Сергиевой Лавры), 717 второй четверти XV века (филигрань: Наковальня — типа: Брике, 5956 гг.]) имеется несколько вставок XVI в., посвященных памяти Преподобного Сергия Радонежского. Так, на вклеенном листе 322а почерком второй четверти XVI в. вписана особая редакция жития Сергия Радонежского, представляющая сильное сокращение Проложной редакции, но со вставкой дополнительного фрагмента:

http://predanie.ru/book/141629-zhitie-se...

34) РГБ, ф. 304/I (Собр. библиотеки Троице-Сергиевой Лавры), 727 (л. 85–88 об.) – 1632 г. Писец – Герман Тулупов. 35) РГАДА, ф. 201 (Собр. М. А. Оболенского), 74 (л. 83 об. – 84) – 30-е годы XVII в. Краткая запись о Сергии Радонежском под 25 сентября: «Сергии родом ростовець, от отца бояр менших. Преже пострижения вселился в пустыню и созда монастырь, в нем же и постри-жеся, иде же ныне лежит тело его святое. И успе в лето 6900, жив лет 78». Филиграни: Двуглавый орел, на щите литеры ID – Дианова и Костюхина, 1024 (1628–1629 гг.); Двуглавый орел, на щите литеры IM – Гераклитов, 126 (1638 г.); Ворота – Гераклитов, 41 (1638 г.); Дианова и Костюхина, 30 (1635–1639 гг.). 36) РНБ, Соловецкое собр., 699/807 (л. 68–71) – 30-е годы XVII в. 1) РГБ, ф. 304/I (Собр. библиотеки Троице-Сергиевой Лавры), 466 (л. 278–287) – 1505 г. Писец – Михаил Медоварцев; Москва, монастырь Николы Старого. 2) РНБ, Софийское собр., 1364 (л. 280–295) – около 1547 г. Проложная редакция, продолженная по Синодальному виду Четвертой Пахомиевской редакции, текст доведен до главы «О беснующемся велможи», кончается словами: «бе велможа вдале от Лавры преподобнаго отца нащего Сергея на реце Волзе глаголемеи». На л. II форзаца помещена вкладная запись 1547 г. старца Аркадия в Кирилло-Белозерский монастырь. Филигрань: Рука под короной с 5 фестонами – типа: Брике, 10907 (1534–1537 гг.). 3) ГИМ, собр. И.А. Вахромеева, 50 (л. 100–109 об.) – 20-е годы XVII в. Соединение Проложной редакции с Синодальным видом Четвертой Пахомиевской редакции. Текст кончается рассказом о пострижении Сергия. Филиграни: Кувшин с одной ручкой под пирамидой из кружков – типа: Дианова и Костюхина, 766 (1623 г.); Кувшин с одной ручкой под короной с розеткой, на тулове литеры P и GO – Гераклитов, 459 (1626 г.). 4) РГБ, ф. 304/I (Собр. библиотеки Троице-Сергиевой Лавры), 694 (л. 400–409) – 1633 г. Копия списка Троиц. 466, писец – Герман Тулупов. В ранней рукописи Стишного пролога РГБ, ф. 304/I (Собр. библиотеки Троице-Сергиевой Лавры), 717 второй четверти XV века (филигрань: Наковальня – типа: Брике, 5956 гг.]) имеется несколько вставок XVI в., посвященных памяти Преподобного Сергия Радонежского. Так, на вклеенном листе 322а почерком второй четверти XVI в. вписана особая редакция жития Сергия Радонежского, представляющая сильное сокращение Проложной редакции, но со вставкой дополнительного фрагмента:

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В ТМ особо выделяется августовский том (РГБ. Троиц. 681), самый большой по объему. Размер его листов отличается по формату от последующих томов (августовский - 32×19 см, тогда как сентябрьский - 28,5×18 см, октябрьский - 28,5×19 см). Судя по выставленным иером. Германом датам, именно этот том был подготовлен раньше других и, вероятно, был «пробным» - на это указывают и др. формат, и состав свода. В отличие от последующих томов, августовский включает и тексты, уже имевшиеся в монастырской книгохранительнице, и новые, поэтому он и получился таким объемным. Следующие тома были уже дополнительными к книгам, хранящимся в монастырском собрании, что и отразилось в тексте выходной записи - «Жития выбором». Том на май (РГБ. Троиц. 676) также имеет большой объем, частично за счет включения Киево-Печерского патерика , помещенного под 3 мая - днем памяти прп. Феодосия Печерского. Внесение памятей киево-печерских святых в печатные святцы произойдет несколько позднее и является характерной чертой издания Месяцеслова 1659 г. ( Карбасова Т. Б. Святцы 1646 г.: Памяти рус. святых//Рус. агиография: Исслед., мат-лы, публикации. СПб., 2011. Т. 2. С. 254). Тома на сент. (РГБ. Троиц. 665) и окт. 668) были для какой-то цели скопированы и остались в составе троицкой книгохранительницы 664 и 667 соответственно). Записей, указывающих на то, кем и с какой целью была сделана копия, в рукописях нет. Можно предполагать, что ТМ имеют 2 «дополнительных тома»; очевидно, после завершения годового корпуса Миней иером. Герман продолжил работу над агиографическими текстами, о чем свидетельствуют сборник Житий (РГБ. Троиц. 694), датированный 1633 г., и 2 Жития, переписанные рукой иером. Германа (Тулупова), вошедшие в состав конволюта (РГБ. Троиц. 696). Лит.: Иларий, иером., Арсений, иером. Описание славянских рукописей б-ки Свято-Троицкой Сергиевой лавры. М., 1879. Ч. 3. С. 7-8, 12-15, 18-33, 36-38, 40-46; Алексеев В. Н. Троицкий книгописец Герман Тулупов//Сибирское собр. М. Н. Тихомирова и проблемы археографии. Новосиб., 1981. С. 120-137; Понырко Н. В. Герман//СККДР. Вып. 3. Ч. 1. С. 196-198; Алексеев В. Н., Турилов А. А. Герман//ПЭ. 2006. Т. 11. С. 252-253; Карбасова Т. Б. Житие [Кирилла Новоезерского] в составе Четьих Миней Германа Тулупова// Она же. Кирилл Новоезерский: История почитания. М.; СПб., 2011. С. 78-81.

http://pravenc.ru/text/2563256.html

426 . (1350.) Стихирарь крюковый, полууст., исх. XVI века, в осьмую долю, 476 листов. л. 1. Ирмолог, начальная тетрадь утрачена. л. 149 об. Октоих. л. 220. Из обихода церковного. л. 266. Стихиры и славники на Владычни праздники и нарочитым Святым по порядку месяцеслова. В конце разные отрывки. л. 401. Ирмосы указны из Охтаиков и Троичны и Богородичны на 8 гласов, потом из Треоди и 12 месяцев. л. 475. Имена знамению. 427. (1322.) Стихирарь крюковый, полууст., XVI века, в большую четверть, 895 листов. л. 6. Заглавие: Книга глаголемая Стихераль, еже есть диячее око; бес тоя бо мнящеся пение исправляти, яко во тме шатаются. См. 414 л. 307, в начале и в конце с л. 246 дополнения. л. 389. Стихиры в двунадесятые праздники и некоторым Святым, напр. сент. 9, препод. Иосифу иже на Волоце на ламском. л. 483. Стихераль постный. С л. 521 постнаго стихираря оставшие стихи, кои в ряду не написаны. л. 646. Богородичны и крестобогородичны минейные. л. 685. Обиход церковный. л. 722. Светилны и стихиры евангельския, творение Лва премудраго деспота. С л. 733 до конца разные статьи под крюками, нач. догматиками на Господи возвах и на стиховне, оканч. часами царскими на Р. Христово и Крещение; некоторые из них повторены до двух и трех раз, напр., многолетие благоверному Царю В. Князю Феодору Ивановичу (л. 741, 790 и 853). Впереди на белом листе: (Лета) 7135 (1627) дал священник Юрьи Предтеченской (церкви г. Старицы, см. 2694 по стар. гл. 21), во иноцех Герман Тулупов, – книгописец, сконч. 1637 г. (см. 41). Он был учителем препод. Дионисия, а Дионисий сконч. 1633. г. около 60 годов отроду, след., Герман трудился в списывании книг в самых преклонных летах. (см. 700). Но владелец ркп. едва ли не отличное лице от книгописца старичинина; в кн. Вкладной гл. 640 записано: 135 г. октябра в 1 день дал вкладу с Москвы конюшенные слободы Власьевской священник Юрьи Иванов сын Тулубов (sic) книгу Стихараль в полдесть в цену за 9 рублев, да Евангелие печатное толковое в десть в цену за 3 рубли, да денег 10 рублев, и за тот вклад ево постригли, во иноцех Герман.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

В 1514 году, на Минее служебной какой-то писец писал: «о Отце и Сыне и Дусе Святем упование по вере имея, коснухся трудолюбне книги сея, еже есть месяц Июнь; нас же хотение желанием распали к таковой купли труда, аще и хитре сию написав за грубость нашу, но обаче трудолюбно края достигох... по благословению игумена Памвы 28 . Некоторые архимандриты Лавры и сами писали книги. В лето 1677... «написася сия книга, жития иже во святых отца нашего Серапиона архиепископа Новгородского и преподобного отца нашего Стефана, иже на Махрищи, в дому Живоначальныя Троицы убогим архимандритом Викентием» 29 . Много книг писалось при игумене Серапионе, бывшем потом архиепископом в Новгороде 30 . Едва ли не полным развитием троицкого книгописания было время Преподобного Дионисия – первая половина XVII в. В это время жил знаменитый в Τроицких летописях книгописец Герман Тулупов 31 , после которого осталось письма его руки до 20-ти рукописей 32 . Он был учителем Преподобного Дионисия и умер в 1637 г., пережив четырьмя годами своего ученика (Дионисий умер в 1633 году). Он писал в преклонных летах (1624–1633 гг.), отличался слабым зрением; поэтому далеко не везде соблюдал точность, что видно из того, между прочим, что некоторые его рукописи исправлял Препод. Дионисий 33 . Сколько всего им переписано – неизвестно. Сохранилось рукописей его письма до 7738 листов, большею частью Четьих-Миней и житий святых, писанных полууставом. Почти в каждой рукописи Герман делает следующее послесловие, объясняющее мотивы его трудолюбия: «Изволением Бога и Отца и споспешением Единородного Сына его и совершением Святого Духа написана бысть сия святая книга месяц Сентябрь Четья, словеса праздничныя и жития и мучения святых, в дому пресвятыя и Живоначальныя Троицы и великих чудотворцев преподобных отец, Сергия и Никона иже в Маковцы Радонежском при державе христианом государя Михаила Феодоровича и при Филарете патриархе... повелением и благословением тояже обители господина архимандрита Дионисия и при келаре старце Александре и при казначее старце Пафнутие соловецких с братиею.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

л. 528 об. Мес. тогоже в 28 день, житие блаженнаго князя Вячеслава. Нач. Се ныне сбыстся пророческое слово. Напеч. в Моск. Вестнике 1827 г. 17. л. 555. Мес. того же в 30 день, мучение Григория еп. арменьскаго, и Ринсимия, и Гаиании и других 36-ти дев, пострадавших во Арменех. Нач. Царствующу Диоклитияну Римом, Тиридату же в Раменех. л. 586. В тойже день, житие и подвизи от чюдее похваление препод. отца нашего игумена Григория чюдотворца пельшемскаго. Нач. Добро убо и полезно зело, иже божественых мужей житие повествовати. Чудес 8 и Похвала. 665. (1617.) Минея четья мес. сентябрь, полууст., напис. 1627 года старцем Германом Тулуповым, в лист, 566 листов, совершенно одинакова с предыдущим списком, ошибки те же. Послесловие (одинаковое во всех рукописях сего писца): Изволением Бога Отца и споспешением единороднаго Сына Его и совершением Св. Духа написана бысть сия святая книга месяць сентябрь Четья, словеса праздничныи и жития и мучения Святых (под 668, 679: Минея четья выбором жития, 671 – слова выбором, 672 – выборные словеса и жития), в дому Пресвятыя и Живоначалныя Троицы и великих чюдотворцов препод. отец Сергия и Никона иже в маковцы радонежьском, при державе, христианом Государя Царя и Вел. Князя Михаила Феодоровича всея Русии в 15-е лето государьства его, и при великом господине святейшем Филарете патриархе московском и всеа Русии в 11 лето святительства его, повелением и благословением тояже обители господина архимарита Дионисия и при келаре старце Александре а при казначее старце Пафнотие соловецких з братиею. А писал сию святую книгу многогрешный чернец Герман Тулупов стариченин в лета от создания миру 7136 (1627) сентября 12 день, индикта 11, по отце своем иноке Ионе и матери Марии, и по инок(ин)е Акилине и по инок(ин)е Анисие, и по дияконе иноке Серапиопе и по Козме 671 и др. прибав: и по Дарье) и по своей душе и по всех своих родителех. – Вы же, о Христе отцы и братиа, аще что видите кое погрешение, и вы Господа ради собою исправляйте, а меня грешнаго не клените, и в том Господа ради простите, и во святых своих молитвах поминайте, а вас Господь Бог простит и помянет во царствии небеснем. Между творениями рук человеческих я бы отдал преимущество труду переписчиков духов. манускриптов, скажем, с Кассиодором, писателем VI в., если они делают свое дело с самою возможною точностию (De instit. divin. script. lib. 1. р. 27–30), к сожалению, трудолюбивый Герман не везде соблюдал точность, вероятно, по слабости зрения, см. 427.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Самое большое отличие корпуса ТМ и от Макарьевских, и от Милютинских Миней в том, что статьи в ТМ приходятся не на каждый день. Существует представление, согласно которому ТМ - это корпус Житий русских святых, однако в Минеи включено большое количество не только Житий мучеников, но и Слов на дни памяти святых. Сравнивая набор текстов в Минеях с репертуаром книг, хранившихся в монастырской б-ке, можно прийти к заключению о том, что они чаще всего не совпадают. Вероятно, подготовленный иером. Германом (Тулуповым) корпус книг был призван «дополнить» те наборы минейных чтений, которые уже имелись в монастыре. Так, напр., в Минеях отсутствуют основные Жития преподобных (Феодосия Великого, Антония Великого, Евфимия Великого, Пахомия Великого, Онуфрия Великого, Петра и Афанасия Афонских и др.), имеющиеся в монастырской книгохранительнице в нескольких экземплярах (напр., в специальной книге «преподобнических» Житий, принадлежавшей митр. свт. Иоасафу (Скрипицыну) - РГБ. Троиц. 684). На дни памяти этих святых иером. Герман в некоторых случаях помещает не Жития, а тексты, с ними связанные. Так, в день памяти прп. Иоанна Дамаскина в декабрьской Минее помещены тексты 2 его Слов (РГБ. Троиц. 672. Л. 36, 57), в день памяти Онуфрия Великого в июньской Минее - Похвальное слово святому (РГБ. Троиц. 677. Л. 107). Однако гипотеза, согласно которой ТМ были «дополнительными» к бытовавшим в то время в книжном собрании Троице-Сергиева монастыря текстам, требует особого исследования. Характерная черта ТМ - увеличение количества памятей русских святых как часть более общего процесса. Включение в свод новых Житий святых связано также и с изменением репертуара Служебных Миней в связи с увеличением количества памятей русских святых в церковном месяцеслове. Этот процесс получил отражение не только в Ч.-М., но и в Служебных Минеях. Важнейшей чертой комплекта Служебных Миней, вышедших на Московском Печатном дворе в 1619-1630 гг., по мнению М. А. Лебедь, «было то, что в московские издания впервые вошли службы в честь почитаемых Богородичных икон и в честь большинства общерусских святых» ( Лебедь М. А. Деятельность Моск. печатного двора как фактор укрепления рос. государственности: На примере минейного комплекса 1-й трети XVII в.: АКД. М., 2011. С. 4). «В служебных Минеях 1619-1630 гг. были напечатаны 59 служб в честь русских святых и Богородичных икон» (Там же. С. 17). В 1628 г. иером. Герман (Тулупов) переписал Печатную Минею на дек. (РГБ. Троиц. 514), добавив к напечатанным службы Савве Сторожевскому (под 3 дек.), Антонию Сийскому (под 7 дек.) и Нилу Столобенскому (под 7 дек.). Соответствующие им Жития Нила Столобенского и Саввы Сторожевского он поместил в декабрьской Минее, а Житие Антония Сийского - в дополнительном относительно всего корпуса Миней томе (Троиц. 694). Всего в свои Минеи он поместил 63 памяти рус. святых и дней празднования Богородичным иконам, а в дополнительных томах - памяти еще 12 святых.

http://pravenc.ru/text/2563256.html

108 Никто из современников не сомневался, что царевич убит по воле Годунова. Только в наше время стали возникать сомнения: некоторые полагали, что вместо царевича подставлен и убит другой ребенок; другие разделяли мнение следователей о самозаклании царственного отрока; наконец третьи отвергали виновность Годунова. Но если бы убитый не был царевичем, могли ли не видеть обмана не только царица и братья ее, но и весь народ Угличский, хорошо знавший и любивший Димитрия? При осмотре тела царевича, в левой руке его нашли ширинку (платок), а в правой орехи: мог ли он держать орехи, если бы бросал ножом в тычку? Если бы он, в припадке болезни, упал на нож, горло было бы проколото, а в действительности – гортань была перерезана рукою сильного злодея, а не слабою, детскою. Если же царевич пал от руки злодея, то кого можно считать главным виновником страшного преступления, кроме правителя Годунова? Кому, кроме Бориса, нужна была смерть Димитрия? Пределы статьи не дозволяют нам дальнейших подробностей; желающие могут найти их в превосходной статье покойного преосв. Филарета Черниговского : «Исследование о смерти царевича Димитрия» (Чтения в Общ. Ист. и Древн. Росс. 1858. 1). 109 Прославление мощей св. страстотерпца царевича Димитрия будет описано в одной из следующих глав. 111 Кирилл Завидок, в последствии архимандрит Сергиевой лавры (с 1594 г.), а с 1605 года митрополит Ростовский, скончался в 1619 году и погребен в Ростовском Успенском соборе. (Историч. описание Святотроицкой Серг. лавры изд. 1857 г. стр. 90. Древние святыни Ростова Великого, соч. гр. М. Толстого , изд. 3-е прилож. I, стр. 12 и 13). 112 Анания иконописец, помещенный в списке святых Новгородских в одной рукописи XVII века, погребен в обители, но место могилы его забыто. 113 Этот самый Нифонт написал обширное описание преложения мощей преподобного Антония и бывших при том чудес. Он говорит о себе так: «Аз многогрешный первый желатель бых и понудитель преложити честное тело преподобнаго из гроба на верх земли» (лист. 215). Описание составлено им в Сергиевой Лавре в первые дни царствования Бориса Годунова, 22 марта 7106 (1598) года, по повелению патриарха Иова, от которого были сообщены ему подлинные документы: «взимах у него (патриарха) чудесем святаго писанныя памяти до преложения честнаго и многочудеснаго тела преподобнаго и имена исцелевшим» (лист. 216). Монах Сергиевой Лавры Герман Тулупов списал сказание Нифонта в 1627 году, и был без сомнения современником сего последнего. Тем важнее для нас труд старца Германа, в Минее-четье месяца августа, писанной его рукою (Библ. Серг. лавры рук. 681).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

13 В рукописном житии Дионисия, хранящемся в Императорской Публичной Библиотеке, учитель Дионисия назван не Германом, а Гермогеном (Опис. рус. и слав. Рук. Имп. Пуб. Библ., Бычкова, сб. 1 стр. 100). Но это не верно. 14 У Германа отец был также иноком , как это видно из надписи на рукописи Моск. дух. ак.: «книга Иосифа Волоцкого », которую Герман Тулупов дал «По отце своем иноке Ионе и матери Марье» (Свид. о славянских рук., перешедших из Троиц. Лавры в Моск. дух. ак. архим. Леонида, II стр. 25). 15 Описание рук. Троиц. Лавр. Библ. 303, 514, 628, 693, 696, 699 и 727. Все книги, внесенные под этими номерами, написаны Тулуповым. Житие пр. Сергия и Никона, написанное рукой Германа, исправлял и дополнял сам препод. Дионисий 19 Это тот самый Никита Кучин, которому было видение во сне человека, давшего ему складни с написанным житием преподобного Дионисия. 24 Известно, что некоторые постриженики старались выбрать для себя такой монастырь, в котором больше книг. Так инок Сергиевой Лавры пр. Епифаний пишет о св. Стефане Пермском, что он потому самому избрал для иноческой жизни Ростовский монастырь «яко многи книги баху ту» (Пр. Сов. 1858 г.ч. 1, стр. 303). 25 Имя Вассы значится во всех надписях в книгах, данных Дионисием на поминовение своих родственников 9см. выше примеч. 1 стр. 4–5), а также в Лаврском Синодике (Рук. Тр. Лавр. Библ. 41, л. 30). 31 Эти известия сохранились в рук. Сав.-Стар. Монастыря 84 в статье: «История о первом Иове патриархе», а также в рукописях Румянцевского Музея 156, 39, 364 (См. Востокова, Опис. Румянц. Музея под указанными номерами). Но мы, не имея под руками этих рукописей, изложили эту историю по Макарию (т. 10, стр. 95–96). 32 Так определяется год назначения Дионисия в архимандрита у Макария (т. 10), в истории Рос. иерарх. т. 6, стр. 296, в Чтен. Общ. Люб. 1855 г. 2, стр. 26 33 Истор. Библ. Твер. епар. т. 1, где находится на первом плане и эта «Описная книга» 1607 г. авг. 6. 36 Стоит заметить, что эта грамота выдана тогда, когда у Шуйского дела несколько поправились; т.е. после разрешения, которое дал народу Иов.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Skvorc...

20) РГБ, ф. 209 (Собр. П. А. Овчинникова), 317 (л. 1—48) — 20–е годы XVII в. (почерк троицкого книгописца Германа Тулупова, текст восходит к списку Троиц. 136). Филигрань: Кувшин с одной ручкой под короной с полумесяцем, на тулове литеры FA и О — Дианова и Костюхина, 667 (1620—1621 гг.). 21) РГБ, ф. 304/I (Собр. библиотеки Троице–Сергиевой Лавры), 699 ( л. 279—349 об.) — нач. 30–х годов XVII в. Текст восходит к списку Троиц. 136, писец — Герман Тулупов, правка текста — рукой архимандрита Дионисия Зобниновского. Описание см. в разделе Пространной редакции. 22) РГБ, ф. 212 (Собр. Олонецкой семинарии), 15 (л. 239—290)— 30–е годы XVII в. Филиграни: Кувшин с двумя ручками под полумесяцем, на тулове буква I — Гераклитов, 931 (1633 г.), Дианова и Костюхина, 788 (1633 г.); Домик под крестом, обвитым змеей — Дианова и Костюхина, 533 (1639 г.). 23) РГБ, ф. 98 (Собр. Е. Е. Егорова), 300 (л. 48—75) — сер. XVII в. Копия списка Троиц. 699. Описание см. в разделе Пространной редакции. Текст содержит следующие отличия: в увещеваниях матери к Сергию фраза «скърбь немалу исходатаист–вуеши» (так же и в Вифанском списке) читается иначе — «немалу исхо–датаиствуеши печаль»; внесена дата смерти Никона Радонежского, и др. Заголовок (по списку Син. 494): «Житие и жизнь преподобнаго и богоноснаго отца нашего Сергиа, в немъ же имать и от божественых чюдес его. Списася от священноинока Пахомиа Святыя Горы». Текст опубликован (по списку Тихонр. 705): Тихонравов Н. С. Древние жития преподобного Сергия Радонежского, М., 1892. Отд. II, С. 3—60. 1) ГИМ, Синодальное собр., 494 (л. 109—189 об.) — сер. XV века. На л. 157—175, 176—189 об. почерк переяславца Алексея Рылова, несомненно трудившегося в Троице–Сергиевом монастыре (ср. МДА, 23). Филиграни: Фляга пилигрима — два варианта, как в рукописи Троиц. 687 (по–видимому, остатки бумаги); Гроздь винограда — Брике, 12998 (1450—1456 гг.). 2) РГБ, ф. 299 (Собр. Н. С. Тихонравова), 705 (л. 37—105 об.) — 60–е годы XV в. Филиграни: Голова быка под цветком и трилистником — Брике, 14850 (1458—1469 гг.); Голова быка под 5–лепестковым цветком — Брике, 14725 (1453—1480 гг.); Голова быка под 7–лепестковым цветком — Брике, 14728 (1472 г.); Башня под крестом — Брике, 15878 (1450—1469 гг.); Гроздь винограда — Брике, 13008 (1452 г.); Корона — Брике, 4646 (1473 г.); Якорь — Брике, 401 (1454—1459 гг.); Голова быка под крестом — Брике, 14382 (1457—1465 гг.).

http://predanie.ru/book/141629-zhitie-se...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010