Антония Римлянина, а примерно в 1558 г. инок этого же монастыря по имени Никифор написал новое, весьма пространное житие Антония. На основе записей монаха Германа, современника прп. Нила Столобенского, Филофей Пирогов, инок Болдинского монастыря, в конце XVI в. написал житие этого святого и канон. В 1590 г. в Соловецком монастыре, в связи с перенесением в эту обитель мощей св. митрополита Филиппа, неизвестным монахом было составлено житие святого. Монах Сергий из Даниловского монастыря в Переяславле и воевода С. Р. Олферьев совместно составили «Повесть о св. князе Романе Угличском» и канон св. князю Даниилу Московскому. Незадолго до 1600 г. монах Нафанаил из Корнилиева Комельского монастыря написал житие основателя этой обители прп. Корнилия и канон ему. По поручению патриарха Иова архимандритом Ионой Думиным из Вологды составлено было еще одно (уже третье по счету) житие св. князя Александра Невского, которое по сути явилось лишь переработкой двух первых житий . В 1627–1632 гг. ведется работа по составлению грандиозного агиографического сборника. Иеромонах Герман Тулупов († 1637) был редактором этого обширного труда. За основу он взял Минеи митрополита Макария, которые восполнил житиями, не включенными в макариевские Минеи, некоторые жития он поместил в своем сборнике в нескольких редакциях. Поскольку Герман переписывал жития в полном виде, без всякого сокращения, его сборник имеет определенную научную ценность . В связи с прославлением митрополита Филиппа монах Герасим Фирсов из Соловецкого монастыря написал в 1652 г. три сочинения: житие святого, похвальное слово ему и канон . Завершают агиографическую литературу XVI–XVII вв. Четии Минеи св. Димитрия Ростовского († 1709), первый том которых был напечатан в 1689 г. Эти Минеи, которые с самого начала получили очень широкое распространение и полюбились русскому народу, составлены в повествовательной форме, при этом потребовалась довольно большая предварительная научная работа над материалом. Их популярность у русского народа ни с чем не сравнима, а имя прославленного составителя этих Миней хорошо знают в самых глухих уголках России.

http://sedmitza.ru/lib/text/436612/

В 1614 г., незадолго до смерти, Г. составил «Духовную память», являющуюся первым историческим описанием Ниловой Столобенской пуст. Дата кончины святого указана в монастырском синодике 1638 г. Преемником Г. по управлению пустынью стал его ученик, избранный святым на игуменство, св. Нектарий (Теляшин) , впосл. архиеп. Тобольский и Сибирский. Г. был похоронен у колокольни монастырской Богоявленской ц., могила святого почиталась в обители. После того как в 1821-1825 гг. был построен каменный Богоявленский собор (сохр.), гробница святого оказалась в подвале собора. Канонизация Г. подтверждена включением его имени в Собор Новгородских святых, празднование к-рому было возобновлено в 1981 г. по благословению Новгородского митр. Антония (Мельникова) (Собор установлен ок. 1831). 5 июля 2005 г. в дер. Соснице Осташковского р-на архиеп. Тверской и Кашинский Виктор (Олейник) и архиеп. Новгородский и Старорусский Лев (Церпицкий) освятили строившуюся с 2003 г. 2-этажную деревянную церковь, в к-рой верхний храм посвящен Г., нижний - прп. Нилу Столобенскому. В 2005 г. было создано правосл. братство во имя Г. Арх.: РГБ. Ф. 304. 672. Л. 85-108 [Житие прп. Нила Столобенского в декабрьской Четьей-Минее/Сост. Г. Тулупов, 1630 г. История создания Жития - л. 85-86]. Ист.: Герман Столобенский. Духовная память// Успенский В. П. Историческое описание Ниловой Столобенской пуст. Тверской епархии Осташковского у. Тверь, 18762. С. 17, 135, 138; Рукописные собрания ГБЛ. М., 1986. Вып. 1. Ч. 2. С. 338, 339, 341. Лит.: Пустынь прп. Нила//Журн. МВД. 1843. Июнь. С. 397-398; Филарет (Гумилевский). РСв. 1865. Кн. 3. С. 527-528; Ключевский. Древнерусские жития. С. 313-314; Рачинский А. В. Нилова пустынь в первые полтораста лет ее существования. М., 1876. С. 2, 10; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Вып. 6. Февр. С. 192-195; ЖСв. Кн. доп. 1. С. 498-499; Будовниц И. У. Монастыри на Руси и борьба с ними крестьян в XIV-XVI вв.: (По «житиям святых»). М., 1966. С. 349, 352-353; Лихачёв Д. С. Филофей Пирогов//СККДР. Вып. 2. Ч. 2. С. 473-474; Нило-Столобенская пустынь/Сост.: иером. Митрофан (Заридзе). Тверь, 2000. С. 29-32; Барсегян Т. В. Земля истока... Очерки культуры Верхневолжья. М., 2001. С. 110-112, 122-305.

http://pravenc.ru/text/164713.html

апостолов. В праздник, преп. Макарий, отойдя в сторону от прочих, преклонил колена и, воздав благодарение Господу за Его благодать всесильную, молил Его пропитать гладных спутников его. И вот неожиданно явился тот самый лось, которого пустили на свободу за три дня пред тем. Св. старец с радостию благословил его для трапезы. «Надейтесь же, друзья мои, на Господа, прибавил он, Он не оставит нас и впредь». И точно после того то попадался им лось, то без труда ловили оленя и так благополучно дошли до старинного и многолюдного города Унжи. Там спутники Макария рассказали жителям Унжи об избавлении своем из плена, о чудном прокормлении в дальнем странствии, и УНжане приняли Макария, как ангела Божия, а он отыскал себе безмолвное место в 15 верстах от города, на правом берегу р. Унжи, окруженное лесом, ровное и красивое. Здесь он поселился, основал третью обитель и преставился 25 июля 1444 года на 95 году от рождения, после 83-летнего монашества. Мощи его почивают в соборной Троицкой церкви Макариева-Унженского монастыря (Ист. Росс. иерар. V. 40. Рассказы из Ист. Р. Церкви, стр. 293–296). Память совершается 25 июля. В рукописях XVI в. встречается простое по составу и изложению житие Макария Желтоводского, без ясных указаний на время и место написания. Герман Тулупов поместил в Сборнике 1633 г. (Библ. Тр. Серг. Лавры N 694) другую, более пространную редакцию жития, составленную бойким пером, с изысканной витиеватостью. Сказав, что и до него писали о Макарии, он прибавляет: «еже что от слышавших и видевших и писавших известихся, сие просто и вообразих». Биогрфаические известия этой редакции взяты из первой, большею частью с переделкой изложения, иногда в дословном извлечении. Патриарх Филарет в 1619 г. писал царю, что произведено церковное следствие о чудесах Макария, спрошены 74 исцеленных; патриарх обещал прислать и житие с росписью чудес. В новой редакции прибавлено к чудесам прежней еще 6 и первое из них помечено 1615 годом; но нет намека ни на церковное следствие, ни на многочисленные исцеления, о которых писал Филарет ( В.О. Ключевский , стр. 324). В «Иконописном Подлиннике»: «Макарий подобием стар и сед, лицем блед, власы просты на главе, брада аки Сергия Радонежскаго, ризы преподобническия, в руке свиток, а в нем написано: «Хвалю тя Господи Иисусе Христе, благословенный Боже, соблюдый нас доселе живы» и проч. Филимонов, стр. 398). 375. Преподобный Авраамий игумен Городецкий иже на Чухломе озере Наличский чудотворец ученик Сергиев преставися в лето 6883 месяца июля в 20 день

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Вот какое сведение доставляет наш современный писатель о кончине Димитрия! Он передает нам не то только, что сам знал, а что известно было всей России. Он рассказывает об обстоятельствах смерти кратко, но удовлетворительно, просто и с ясными признаками не негодования, а расположения, благосклонности к Борису. Сергиева обитель представляет еще и другого писателя о смерти Царевича Димитрия. Чернец обители пр. Сергия, Герман Тулупов, Старичанин (уроженец города Старицы), переписывая жития Святых мая месяца «повелением», – как говорит он сам, – «и благословением тояжде обители господина архимандрита, Дионисия, в 18 лето царя Михаила Феодоровича», помещает и «Убиение св. и благоверного Царевича». После означения времени рождения Царевича и нескольких обстоятельств смерти его отца, Старичанин пишет: «прият же тамо (Димитрий в Угличе) многи скорби и гонения от раба, зовомаго Бориса Годунова … оттуду же помышляти начат лукавый раб, как бы ему исторгнути корень, Богом избранный Царский, сего тезоименитаго, благочестиваго Царевича, не хотя оставити наследника отеческому их престолу, по нем желая царство себе улучити. Скорбь же и тесноту сему благочестивому Царевичу нанося многажды, и смертнаго яда вкушением, злотворным умышлением посылая к нему, восхоте злей смерти предати…Таже некия от единородных себе призва…Един же от них, именем Даниил, прослытием же Битяговский, другий же Никита Качалов, тако зовомый, и ины… Внезапу же исшедшу св. Отроку, по детскому обычаю, на играние, абие же, яко волцы немилостивии, нападше на Святаго. Един же от них извлек нож напрасно (внезапно) удари святаго по выи его, и прореза гортань ему» и проч, После сего Старичанин говорит о побиении убийц Димитрия народом, о прославлении юного мученика, и о том, что главный убийца хотя и получил царство, коего домогался, но не остался без наказания. Здесь новое, чего нет у Авраамия, находим то, что Годунов, по властолюбивым замыслам, употреблял разные меры лишить Царевича жизни. О достоверности известий Германа надобно тоже сказать, что и об Авраамии.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Итак, прп. Дионисий Радонежский (в миру Давид Федорович Зобниновский) родился около 1570 г. в городе Ржеве (Тверская губерния), отчего он иногда именовался, по обычаю того времени, Ржевитином, и был крещен в честь прп. Давида Солунского. Когда ему было пять или шесть лет, родители его (Феодор и Иулиания, впоследствии в монашестве Феодосий и Иулия) переехали в г. Старицу той же губернии, где отец будущего архимандрита был выбран в старосты ямской слободы. Там же, в Старице, отрок Давид был отдан для научения грамоте двум Старицким монахам, один из которых (Герман Тулупов) спустя много лет будет монахом Троице-Сергиева монастыря при архимандритстве своего бывшего ученика. По свидетельствам знавших его в то время, Давид был прилежен в учении: «страху Божию присно прилежа и учению усердно внимая» , скромен, старался уклоняться от детских игр и шалостей, за что сверстники часто смеялись над ним, обзывали каким-то прозвищем и даже порой били его. Словом, будущий преподобный в детские годы был тем, что в наше время называется «белой вороной», «недостаточно социализированным» ребенком и проч. Однако это послужило только к укреплению характера будущего святого, «он не сделался ни озлобленным, ни запуганным» вследствие такого давления и впоследствии принес Церкви и Отечеству неоценимую пользу. По окончании учебы Давид, достигший к тому времени совершеннолетия, хотел уйти в монастырь – вероятно, по склонности к иноческой жизни и, может быть, ученым занятиям, которые в то время возможны были почти в одних только богатых монастырских библиотеках (а усердие к учебе отрока Давида делает такое предположение вполне вероятным). Однако родители будущего преподобного иначе видели жизненный путь своего сына; Давид, «понуждением родителей своих» , отказался от мысли поступить в монастырь, женился на некоей девице Вассе и в скором времени был рукоположен во священника и поставлен служить в церковь Богоявления Господня в селе Ильинском, одном из владений Старицкого Успенского мужского монастыря. Тут бы можно было вздохнуть, что молодой Давид уж очень податлив был на внешнее влияние, но невольно ведь на память приходят сходные, пусть и не во всем, обстоятельства жизни великого прп. Сергия, тоже примерно в этом возрасте поставившего волю родительскую выше того, что желало его сердце. Конечно, мы знаем и противоположные примеры в житиях святых, однако ж не будем считать и такое поведение недостатком характера: у каждого свой путь. А характер у прп. Дионисия, как мы видели выше и увидим еще ниже, как раз был очень сильный.

http://pravoslavie.ru/157107.html

Мальчика обучали грамоте местные священники Гурий Ржевитин и Георгий Тулупов (в иночестве Герман). По настоянию родителей Д. женился, затем стал священником при ц. Богоявления в одном из владений старицкого в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря - с. Ильинском Раменской вол. Старицкого у. После смерти жены Вассы и детей ок. 1601-1602 гг. свящ. Давид принял постриг в Старицком мон-ре с именем Дионисий. Здесь он вскоре стал казначеем, затем, по-видимому в сер. 1605 или в авг. 1607 г., архимандритом. Успенский старицкий мон-рь, пользовавшийся особым покровительством царя Иоанна IV Васильевича и своего постриженика патриарха св. Иова , был в нач. XVII в. большой богатой обителью, в к-рой жили 73 монаха. В мон-ре имелось собрание рукописей с сочинениями преподобных Ефрема Сирина и Симеона Нового Богослова, свт. Григория Богослова; в годы настоятельства Д. б-ка мон-ря увеличилась за счет собрания книг свт. Иова. Вопреки инструкциям Лжедмитрия I Д. оказал теплый прием сосланному в Старицкий мон-рь низложенному патриарху Иову. Исследователи предполагают, что Д. сопровождал святителя во время поездки в февр. 1607 г. в Москву, когда москвичи просили прощения у первосвятителя за его изгнание; тогда же произошло знакомство Д. с патриархом сщмч. Ермогеном . Трудами Д. на могиле свт. Иова было поставлено каменное надгробие. В Старицком мон-ре Д. пробыл настоятелем более 2 лет. Во время осады Москвы войсками Лжедмитрия II Д. находился в городе, где, по свидетельству Симона (Азарьина), стал одним из ближайших помощников патриарха Ермогена. Вместе с первосвятителем Д. поддерживал царя Василия Иоанновича Шуйского, проявляя решительность и стойкость в самых трудных обстоятельствах. В февр. 1610 г. Д. был поставлен архимандритом Троице-Сергиева мон-ря. В сент. того же года патриарх Ермоген дал значительный (100 р.) вклад в Троицкую обитель. Как настоятель Д. оказался перед лицом очень трудных задач. В монастыре, только что пережившем многомесячную осаду польско-литов. войск, а также в его округе находилось большое количество больных и раненых людей, умиравших от голода и болезней.

http://pravenc.ru/text/178331.html

О. и повелел идти к игумену и сказать, чтобы писали образ на раку преподобного. Однако в мон-ре не знали, как изображать А. О., т. к. все «самовидцы» святого уже скончались. Однажды в обитель с р. Онеги пришел некий Никифор Филиппович, к-рый видел А. О. еще при жизни. он описал преподобного игумену и иконописцу Симеону: «Александръ бе возрастом средни человекъ, лицем сухъ, образом умиленъ, очи име влущене, брада невелика и не велми густа, власы русы в полысед» (РГБ. Унд. 276. Л. 96–96об.). По этому описанию Симеоном был создан первый образ А. О., положенный на раку преподобного. Мощи А. О. свидетельствованы еп. Вологодским Варлаамом по распоряжению митр. Московского Антония между 1576 и 1581 гг., и тогда же по благословению еп. Варлаама было установлено местное празднование А. О. на 20 апр. Алексей Корепанов составил службу преподобному (ГИМ. Син. 648, XVII в.), а мон. Герман (Тулупов) – сокращенный текст жития для Четьих-Миней (РГБ. Троиц. 694). Служба преподобному сочетает конкретность с традиц. образностью, по составу полиелейная , но имеет литию (Минея (МП). Апрель. Ч. 2. С. 73–85). Хотя память преподобному была включена в Устав московского Успенского собора (ок. 1634), А. О. не был канонизирован к общецерковному почитанию. Крестьянское происхождение и духовно-просветительская деятельность А. О. среди земледельческого населения Каргополья обусловили особое почитание преподобного среди сев. крестьян, о чем свидетельствуют распространенность икон А. О. в Прионежском крае и сохранение в окрестностях Каргополя преданий о памятных местах, связанных с А. О. Иконы А. О. были особенно распространены на Русском Севере, в надписях на них святой нередко именуется «Каргопольским чудотворцем». Одно из ранних изображений – в деисусном чине кон. XVI в. сев. писем (ГТГ). Устойчивым иконографическим изводом является изображение А. О. на фоне основанной им обители в молении Спасителю в облачном сегменте, в левой руке святого – развернутый свиток, на голове схимнический куколь, борода темная.

http://pravenc.ru/text/82048.html

Охотникова выделяет первоначальный и основной виды редакции свящ. Василия. Главное отличие между ними заключается в том, что в первоначальном виде нет даты прихода Е. в пустынь на р. Толве. Елеазаровский вариант первоначального вида характеризуется тем, что в нем перечислены имена монахов, побудивших свящ. Василия взяться за написание Жития Е., а также особенностями упоминания в тексте имени свящ. Василия: первоначально в Житии оно не было названо, и переписчики вставляли его произвольно. Имеются еще 3 редакции Жития Е., сохранившиеся каждая в единственном списке: проложная (РГБ. Рум. 397, сер. XVI в.) и 2 краткие (РГБ. Овчин. 300, XVII в.; РГБ. Больш. 422, 2-я четв. XVII в.). Охотникова предполагает, что эти редакции, так же как и редакция свящ. Василия, восходят к не дошедшей до нас краткой редакции Жития Е., составленной в 80-х гг. XV в. Митр. Московский св. Макарий внес Житие Е. в редакции свящ. Василия под 15 мая в ВМЧ (Успенский и Царский списки), впосл. текст без изменений вошел в Тулуповские Минеи (см. Герман (Тулупов) ). В Милютинских Минеях (см. Милютин Иоанн ), составленных в 1646-1654 гг., помещена лишь глава о кончине Е. из редакции свящ. Василия. Свт. Димитрий Ростовский не включил Житие Е. в «Книгу житий святых», но в издании 1762 г. указал на наличие в Прологе Жития святого. Биография Год рождения Е. (1386) определяется на основании Жития, где указано, что святой преставился в 1481 г. в возрасте 95 лет. Из родного села Е. (Виделебье) происходил также прп. Никандр Псковский († 1581). В списке Жития Е. РГБ. Овчин. 300 содержится известие о ц. во имя свт. Николая в Виделебье. По происхождению Е. был скорее всего богатым крестьянином (в рассказе Жития о чуде с мон. Павлом Е. назван «мужиком», в завещании указана его собственность, вложенная в мон-рь). Родители хотели, чтобы Елеазар женился, но он тайно ушел в пригородный Снетогорский мон-рь и принял там постриг (вероятно, за «вкуп» - обязательный вклад при поступлении в монастырь). По-видимому, между 1419 и 1424/25 гг. Е. совершил путешествие в К-поль для разрешения шедшего в Пскове спора о том, как петь славословие с аллилуия: повторяя аллилуия дважды («Аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже») или трижды («Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже»).

http://pravenc.ru/text/187848.html

226-227 ГЕРМАН († между 666 и 675), аббат мон-ря Грандис Валлис; совр. Швейцария, прмч. (пам. зап. 21 февр.) ГЕРМАН († 1589), прмч. Печенгский, Кольский (пам. 2 дек. , 15 дек. - в Соборе Кольских святых и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) 227-228 ГЕРМАН (Джаджанидзе), прмч. Грузинской Православной Церкви (пам. 14 авг.) - см. Назарий, Герман, Иерофей, Симон, Виссарион, новомученики Грузинской Православной Церкви ГЕРМАН (Полянский Борис Иванович; 1901 - 1937), архим., прмч. (пам. 22 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) 228-229 ГЕРМАН мч. Диррахийский (пам. 7 июля) - см. Перегрин, Лукиан, Помпей, Исихий, Папий, Саторин и Герман, мученики Диррахийские ГЕРМАН мч. Кесарие-Палестинский (пам. 13 нояб.) - см. Антонин, Никифор и Герман, мученики Кесарие-Палестинские 229-233 233-234 234-235 235-236 ГЕРМАН (Свайко Джозеф; род. 1932), архиеп. Вашингтонский и Нью-Йоркский, митр. всей Америки и Канады ( 2002 - 2008) 237-239 ГЕРМАН (нач. 40-х гг. XVII в.? - 1682), архим., настоятель Новоиерусалимского в честь Воскресения Господня муж. мон-ря 239-241 241-245 245-246 246-247 247-248 ГЕРМАН (Косолапов Николай Васильевич; 1882-1919), еп. Вольский, сщмч. (пам 27 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) 248-249 249-250 250-251 251-252 ГЕРМАН (Тулупов Георгий (Юрий) Иванович; ок. сер. 50-х гг. XVI в. - 1636/37), иером. Троице-Сергиева мон-ря, книжник, профессиональный писец 252-253 ГЕРМАН (Хребтович [Хрептович] Юрий Федорович; † 1558), архиеп. Полоцкий, Витебский и Мстиславский 253-254 ГЕРМАН I (630-650...653-658 - † до 754), патриарх К-польский (11 авг. 715 - 17 янв. 730), свт. (пам. 12 мая) 254-260 260-262 ГЕРМАН III († не позднее нояб. 1278), патриарх К-польский (1265 - 1266), сторонник союза лат. и греч. Церквей 262-263 263-264 264-265 ГЕРМАН ГАРЕДЖИЙСКИЙ прмч. Грузинской Православной Церкви (пам. 12 авг.) - см. Геронтий, Серапион, Герман, Виссарион, Михаил, Отар, Симон, преподобномученики Гареджийские 266-355 266-295 295-334

http://pravenc.ru/vol/xi.html

Великие Макарьевские Минеи оказали большое влияние и на последующую агиографическую письменность. В конце 60-х годов XVI столетия в Александровой слободе был создан годичный цикл Миней, позднее подаренный князем Димитрием Пожарским в Соловецкий монастырь. Исследование их показало, что оригиналом для них послужили Успенские Макарьевские Минеи (19, с. 243) . На рубеже XVI-XVII веков в Чудовом кремлевском монастыре были созданы так называемые Чудовские Четьи-Минеи. Почерковая традиция Макарьевских Миней наблюдается и в них 6 . В конце 20-х годов XVII века, когда Россия уже пережила разруху Смутного времени, в Троице-Сергиевом монастыре иеромонах Герман Тулупов создает комплект житийных Миней. Макарьевские Минеи, как мы помним, стремились собрать воедино всю письменность. «Подобный принцип собирания текстов можно увидеть и у чудовских писцов Четьих-Миней. Тулупов же выбирает из обилия материала отдельные тексты (20, с. 127) . Но между Макарьевскими и Тулуповскими Минеями есть и нечто объединяющее – это общие протографы» (20, с. 128–130) . В середине XVII века троицкий священник Иоанн Милютин переписал годовой круг Миней (9, II, с. 208–211) . Макарьевское наследие проникло сюда через опубликованные к тому времени материалы и Степенную книгу (21, с. 775, 777) , а также через рукописи Троице-Сергиева монастыря с тою лишь разницей, что в них, в отличие от Макарьевских Миней, «для краткости опущены предисловия и вступления к жизнеописаниям» (22, с. 102) . В конце XVII века на Украине начинается составление новых Четьих-Миней и впервые – их печатание. Составителем был скончавшийся на Ростовской кафедре митрополит Димитрий († 1709 г.). В «Предисловии к читателю благочестивому» говорится, что источником Миней, помимо греческих книг, послужили «отчасти же и западных древних святых в Православии просиявших... последи же аки верх всея истинны, и достоверия совершенство име великия книги Минеи Четьи блаженнаго Макария Митрополита Московского и всея России, жившаго в лето от бытия мира 7064... Я ты и его Великия книги Минеи Чети... согласия ради пишемых житий святых» (23, л. 2–2 об.) .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010