20. Алексеев В. Н . Троицкий книгописец Герман Тулупов. – Сибирское собрание М. Н. Тихомирова и проблемы археографии: Сборник научных трудов. – Новосибирск, 1981. 21. Красин Д . Четии Минеи священника Иоанна Милютина. – Московские университетские известия, 1870, 8. 22. Иосиф, иеромонах . Оглавление Четиих Миней священника Иоанна Милютина, – Чтения в Московском обществе любителей духовного просвещения, 1868. 23. Книга житий святых. – Киево-Печерская Лавра, 1689. 24. Макарий, игумен . Школа Всероссийского митрополита Макария. – БТ, 1986. 25. Ключевский В. О . Древнерусские жития святых как исторический источник. – М., 1871. 26. Кадлубовский А . Очерки по истории древнерусской литературы житий святых. – Варшава, 1902. 27. Голубинский Е. Е . История Церкви, т. 2, – М., 1911. 28. Макарий, архиепископ Литовский и Виленский . История Русской Церкви в период разделения ее на две Митрополии, т. 7, кн. 2. 29. Спасский Ф. Г . Русское литургическое творчество Макарьевского периода. – Православная мысль, вып. 8. – Париж. 1951. 30. Спасский Ф. Г . Поэт XVI века, игумен Маркелл Безбородый. – Православная мысль, вып. 6. – Париж, 1948. 31. Спасский Ф. Г . Русское литературное творчество (по современным Минеям). – Париж, 1951. 32. Успенский Н. Д . Древнерусское певческое искусство, – М., 1971. 33. Калиганов И . О предполагаемом автографе Василия-Варлаама. – Старобългаристика, 1983, т. 7, 3. 34. Калиганов И . Житие Георгия Нового в русской литературе XVI века (Исторический фон, идеологическая направленность, литературное окружение). – Старобългарска литература, 1980, 6. 35. Рогов А. И . «Повесть об Исидоре Юрьевском» как исторический источник и памятник русской публицистики периода Ливонской войны. – Славяно-германские культурные связи и отношения. – М., 1969. 36. Спасский И . Св. Иоанн, епископ Суздальский. – ЖМП, 1947, 9. 37. Колобанов В. А . Владимиро-Суздальская литература XIV-XVI веков, вып. 1. – Владимир, 1975. 38. Лозинский Р ., протоиерей. Русская литургическая письменность. (Пути исторического развития и анализ богословского содержания). Т. 1: XI-XVI ст. – Кострома, 1967 (МДА, машинопись).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

20) РГБ, ф. 209 (Собр. П. А. Овчинникова), 317 (л. 1–48) – 20-е годы XVII в. (почерк троицкого книгописца Германа Тулупова, текст восходит к списку Троиц. 136). Филигрань: Кувшин с одной ручкой под короной с полумесяцем, на тулове литеры FA и О – Дианова и Костюхина, 667 (1620–1621 гг.). 21) РГБ, ф. 304/I (Собр. библиотеки Троице-Сергиевой Лавры), 699 (л. 279–349 об.) – нач. 30-х годов XVII в. Текст восходит к списку Троиц. 136, писец – Герман Тулупов, правка текста – рукой архимандрита Дионисия Зобниновского. Описание см. в разделе Пространной редакции. 22) РГБ, ф. 212 (Собр. Олонецкой семинарии), 15 (л. 239–290)- 30-е годы XVII в. Филиграни: Кувшин с двумя ручками под полумесяцем, на тулове буква I – Гераклитов, 931 (1633 г.), Дианова и Костюхина, 788 (1633 г.); Домик под крестом, обвитым змеей – Дианова и Костюхина, 533 (1639 г.). 23) РГБ, ф. 98 (Собр. Е. Е. Егорова), 300 (л. 48–75) – сер. XVII в. Копия списка Троиц. 699. Описание см. в разделе Пространной редакции. Текст содержит следующие отличия: в увещеваниях матери к Сергию фраза «скърбь немалу исходатаист-вуеши» (так же и в Вифанском списке) читается иначе – «немалу исхо-датаиствуеши печаль»; внесена дата смерти Никона Радонежского, и др. Заголовок (по списку Син. 494): «Житие и жизнь преподобнаго и богоноснаго отца нашего Сергиа, в нем же имать и от божественых чюдес его. Списася от священноинока Пахомиа Святыя Горы». Текст опубликован (по списку Тихонр. 705): Тихонравов Н. С. Древние жития преподобного Сергия Радонежского, М., 1892. Отд. II, С. 3–60. 1) ГИМ, Синодальное собр., 494 (л. 109–189 об.) – сер. XV века. На л. 157–175, 176–189 об. почерк переяславца Алексея Рылова, несомненно трудившегося в Троице-Сергиевом монастыре (ср. МДА, 23). Филиграни: Фляга пилигрима – два варианта, как в рукописи Троиц. 687 (по-видимому, остатки бумаги); Гроздь винограда – Брике, 12998 (1450–1456 гг.). 2) РГБ, ф. 299 (Собр. Н. С. Тихонравова), 705 (л. 37–105 об.) – 60-е годы XV в. Филиграни: Голова быка под цветком и трилистником – Брике, 14850 (1458–1469 гг.); Голова быка под 5-лепестковым цветком – Брике, 14725 (1453–1480 гг.); Голова быка под 7-лепестковым цветком – Брике, 14728 (1472 г.); Башня под крестом – Брике, 15878 (1450–1469 гг.); Гроздь винограда – Брике, 13008 (1452 г.); Корона – Брике, 4646 (1473 г.); Якорь – Брике, 401 (1454–1459 гг.); Голова быка под крестом – Брике, 14382 (1457–1465 гг.).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

258 Минея Четья, март. Писец Герман Тулупов. 30 марта 1630 г., см. Иларий, иером.; Арсений, иером. Описание славянских рукописей библиотеки Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Ч. 3. С. 2−27, 675 (1614). 259 Статьи о Макарии Калязинском (л. 674−697) и Житие Даниила Столпника (л. 122−194) написаны третьим писцом. Согласно водяным знакам на этих листах (голова шута с 5-ю бубенцами и маркой «PG» – близко: Дианова. Шут, 11−12, 1651−1652 гг.; голова шута с 7-ю бубенцами – близко: Дианова. Шут, 235−236, 1664 г.), списки написаны в 50-е, 60-е гг. XVI в. 260 Судя по водяным знакам на листах с текстами о Макарии Калязинском (два вида пеликана в круге с литерами «GV» и маркой «IR» – близко: Дианова, Костюхина, 1106, 1108−1654 г.; голова шута с 5-ю бубенцами и маркой «FD» – близко: Дианова. Шут, 286, 1650−1651 гг.), списки были созданы в середине XVII в. 261 Водяные знаки на листах с текстами о Макарии Калязинском (л. 112−138) в сборнике датируются 40-ми гг. XVI в.: одноручный кувшин с лилией на тулове – близко: Лихачёв. Вод. зн., 1710, 1715−1716, 1544 г.; перчатка с изображением сердца на ладони под короной – близко: Брике, 10999−11000, 1544−1545 гг. Вместе с тем, наличие в сборнике Жития архиеп. Евфимия Новгородского (л. 421−435), канонизированного на Соборе 1549 г., свидетельствует о том, что сборник был составлен не ранее этой даты. 262 Написана полууставом одного почерка в 1598 г., о чём на л. 1060 свидетельствует запись писца – дьячка Кирилло-Белозерского монастыря Никифора Ермолаева Ковригина. 264 Водяные знаки на листах с текстами о Макарии Калязинском – два варианта герба Амстердама – близко: Дианова, Костюхина, 135−694 г. или Хивуд, 432−1686 г. 265 Сборник конца XVI в., см. Викторов А.Е. Описи рукописных собраний в книгохранилищах Северной России. СПб. 1890. С. 88, 107; Белова Л.Б., Кукушкина М.В. К истории изучения и реконструкции рукописного собрания Антониево-Сийской библиотеки//Материалы и сообщения по фондам Отдела рукописной и редкой книги. Л., 1978. С. 178, 228; Рукописи Архангельского собрания/Сост. М.В. Кукушкина, А.А. Амосов, Л.В. Белова. Л., 1989. С. 105−108. (Описание рукописного отдела БАН; Т. 8, вып. 1).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

3 Преподобного отца нашего Иоанна, игумена Синайской горы, Лествица. Сергиев Посад: ТСЛ, 1991. С. 214 (Далее – Лествица). 4 Феофан (Говоров), еп. Владимирский и Суздальский. Что потребно покаявшемуся и вступившему на добрый путь спасения. м.: Моск. духов. акад.: Новая кн., Б. г. 1995. С. 6–7. 9 Феофан (Говоров), еп. Владимирский и Суздальский. Что потребно покаявшемуся и вступившему на добрый путь спасения. С. 4. 17 Никон (Воробьев), игум. Нам оставлено покаяние: Письма. М.: Приход храма Святого Духа сошествия, 2003. С. 426–427 19 Концевич. И. М. Стяжание Духа Святого в путях Древней Руси. Киев: Экзархат всей Украины, 1990. С. 44. 24 Феофан (Говоров), еп. Владимирский и Суздальский. Что потребно покаявшемуся и вступившему на добрый путь спасения. С. 70 26 Феофан (Говоров), еп. Владимирский и Суздальский. Что потребно покаявшемуся и вступившему на добрый путь спасения. С. 73 27 Герман (Гомзин), схиигумен. Старец Гефсиманского скита: Жизнеописание старца-затворника Гефсиманского скита, иеросхимонаха Александра. М.: Изд-во им. Святителя Игнатия Ставропольского, 2000. С. 54–56. 30 Феофан (Говоров), еп. Владимирский и Суздальский. Что потребно покаявшемуся и вступившему на добрый путь спасения. С. 16 34 Феофан (Говоров), еп. Владимирский и Суздальский. Что потребно покаявшемуся и вступившему на добрый путь спасения. С. 59–60 36 Житие и чудеса блаженной старицы Матроны. Авт..-сост. Жданова З. В. М.: Букварь. 1998. С. 130. 37 Пастырь добрый: Жизнь и тр. моек. старца протоиерея А. Мечёва: [Сборник: Сост. С. Фомин; Вступ. СТ. С. Дурылина]. М.: Паломник: ТУГА, 1997. С. 640. 38 См.: Христодул (Агиорит), иеромон. Избранный сосуд/СПб. Новый город Свято-Покровская монашеская община.2000. С. 172–173. 39 Христодул (Агиорит), иеромон. Старец Паисий, 1924– 1994. [Пер. с новогреч. игумена Илии (Жукова)]. СПб.; Покров-3адорожье: Новый город: Свято-Покров. монаш. община. 2000. С. 194 . 40 Херувим (Карамбелас), архим. Современные старцы Горы Афон. [Пер. с англ. Л Васениной]. Платина, Калифорния; М.: Братство преподоб. Германа Аляск.: Рос. отд-ние Валаам о-ва Америки, 2002. С. 493.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

6) Тулуповский: РГБ, ф. 304 I (Главное собр. библиотеки Троице-Сергиевой Лавры), 671. Минея четья на ноябрь Германа Тулупова, составлена в 1628–1629 гг. На л. 258 об. – 259 запись писца: «А писал сию святую книгу многогрешныи чернец Герман Тулупов Стариченин в лето от создания миру 7137, индикта 12, по отце своем иноке Ионе и по матери Марье, и по иноке Акилине, и по иноке Анисие, и по дияконе иноке Серапионе, и по Дарье, и по Козме, и по своеи душе и по всех своих родителех». Впрочем, рукой Германа Тулупова переписаны лишь л. 1–216 об., 245–259; л. 217–244 об. написаны другим почерком и на другой бумаге (Кувшин с одной ручкой под полумесяцем, на тулове полумесяц и литеры F BH – Дианова и Костюхина, 665 (1617 г.)). Пространная редакция Жития Михаила Ярославича находится на л. 111–129 об., заголовок: «Месяца того же в 22. Убиение великаго князя Михаила Ярославича Тверскаго от безбожнаго царя Азбяка». В конце текста помещена приписка: «В лето 6994 написана бысть сие убиение великаго князя Михаила Ярославича месяца ноемврия 17 день». 7) Тихонравовский: РГБ, ф. 299 (Собр. Н. С. Тихонравова), 587. Сборник начала 30-х годов XVII в. Водяные знаки: Столбы – Дианова и Костюхина, 1185 (1632 г.); Кувшин с двумя ручками под полумесяцем, на тулове литеры AG – Гераклитов, 808 (1631–1633 гг.); Рог изобилия (бумага в остатке) – Дианова и Костюхина, 1128 (1626 г.) 314 . Житие Михаила Ярославича расположено на л. 305–326 об., заголовок: «Месяца ноября в 22 день. В лето 6800-ное убиен бысть благоверныи христолюбивыи великии князь Михаил Ярославичь в Орде». В конце текста приписка: «В лето 6994-е написано бысть сие убиение великаго князя Михаила Ярославича месяца сентяврия в 17 день». 8) Милютинский: ГИМ, Синодальное собр., 799. Минея четья на ноябрь Иоанна Милютина (комплект Милютинских миней датируется 1646–1654 гг.). Житие Михаила Ярославича находится на л. 1152– 1179, заголовок: «В лета 6826-го месяца ноября в 22 день. Убиение святого благовернаго и христолюбиваго великаго князя Михаила Ярославича Тверскаго».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

927 ... Сабуровых... Сарыхозиныхъ... – О родах Долгово-Сабуровых и Сарыхозиных известно очень немногое. Известен Марк Сарыхозин, бежавший с Курбским в Литву (см. Послание Курбского Марку Сарыхозину). 929 ...Михаилъ Морозовъ... – Михаил Яковлевич Морозов был казнен летом 1573 г. Скорее всего, «История» была дополнена сообщением о его смерти позже ее написания. 931 ...Афонасия... – Афанасий оставил митрополичью кафедру в мае 1566 г. и удалился в Чудов монастырь. 936 На поле: Яко святый Герасим аргументует или свидтелствуетъ о святой первомучениц Фекл тому подобно, иже ея сть и медвди устыдшася и почиташа ее, чрез естество в кротость преложишися, и прочее. 938 ...глаголемомъ Слободе... – Александровская Слобода, ныне г. Александровск под Москвой, центр опричнинного правления и резиденция Ивана Грозного после оставления им Москвы. 942 ...Германъ... – Герман Полев был архиепископом Казанским с марта 1564 по ноябрь 1567 г. Никаких сведений о том, что он был митрополитом, а затем убит, не сохранилось. 943 ...Пимина. – Во время похода на Новгород Иван Грозный обвинил новгородского архиепископа Пимена в предательстве и в подготовке города к сдаче его полякам. Пимен был отправлен в Москву и умер в 1571 г. Здесь, как и в некоторых других случаях, когда речь идет о событиях, которые произошли после бегства Курбского в Литву, его информация бывает не всегда точной. 944 ...Андрй, глаголмы Тулуповъ... – Князь Андрей Васильевич Тулупов-Стародубский был казнен в Новгороде в 1570 г. 946 ...другаго архиепископа... – Имеется в виду преемник Пимена Леонид. Разные источники дают противоречивые сведения о времени возведения его в сан и о его смерти. 947 ...Корнили-игумен... – Настоятель Псково-Печерского монастыря. Корнилий был послан жителями Пскова встречать Ивана Грозного на подступах к городу с просьбой не разорять его подобно Новгороду. Был казнен в феврале 1570 г. одновременно со старцем Вассианом Муромцевым. 948 ...мнихъ... Васьян именемъ... – Старец Псково-Печерского монастыря Вассиан Муромцев. Курбский познакомился с ним, вероятнее всего, в ходе Ливонской войны и состоял с ним в переписке (см. три Послания Курбского Вассиану Муромцеву).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

95 остюхина Л. М. Книжное письмо в России в. М., 1974, с. 28, 30; Она же: Писцовая школа Московского Чудова монастыря в конце XVI в. – В кн. Новое о прошлом нашей страны М., 1967, с. 136, 139. Она же отмечает связь Миней и первопечатного Апостола: «Почерки же XVI в., подобные письму Макарьевских Миней, послужили образцами для шрифта московских печатных изданий И. Федорова» (там же, с. 14). Об этих Минеях см также: Костюхина Л. М. Из истории рукописного дела России в. – В кн.: Археографический ежегодник за 1964 год М., 1965, c. 59. 96 Алексеев В. Н. Троицкий книгописец Герман Тулупов, – В кн. Сибирское собрание М. Н. Тихомирова и проблемы археографии. Сборник научных трудов. Новосибирск, 1981, с.127. 99 Красин Д. Четии-Минеи священника Иоанна Милютина. – Московские университетские известия, 1870, 8, с. 775, 777. 101 См. например, л. 157, 237, 246 об., 313, 347, 401 об и т. д. См. также: Абрамович. джерела Дмитра Ростовського – Науковий сборник за pik 1929 Записки Наук, 1929, т. 32, с. 32, прим. 2. 103 Державин А., прот Четии-Минеи Святителя Димитрия, митрополита Ростовского как церковно-исторический и литературный памятник – Богословские труды. М., 1976, сб 16, с. 103 104 Предполагают, что в противовес этим Минеям братьями Денисовыми были созданы свои Минеи для старообрядцев (Барсов Е. В. Четии-Минеи братьев Денисовых – В кн.: Сборник статей в честь Матвея Кузьмича Любавского. Пгр., 1917, с. 678. Переиздание книги см: Slavica Reprint, 57, Düsseldorf, 1970). 105 Флоровский А. Чудовский инок Евфимий. Один из последних поборников «греческого учения» в Москве в конце XVII века – Slavia, 1949–1950, Ron 19, sesit 1–2, s. 120. 106 облени И. Н. Андрей Иванович Богданов 1692–1766. Из прошлого русской исторической науки и книговедения. М., 1958, с. 146–147. 107 См. Максимович Л. М. Путеводитель к древностям и достопамятностям Московским. Ч. 1. М., 1792, с. 83–90. 108 Ундольский В. Оглавление Четьих-Миней Всероссийского митрополита Макария, хранящихся в московском Успенском соборе, составленное справщиком, монахом Евфимием – ЧОИДР, 1847, кн. 4, отд. 4, с. III–VIII, 1–78. Т. Н. Протасьева говорит, что это оглавление осталось неизданным (Описание рукописей Синодального собрания, ч. 1, с. 208), но это неверно (Дробленкова Н. Ф. Великие Минеи Четьи – ТОДРЛ, Л., 1985, т. 39, с. 240).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

9 . Церковный Устав со многими нравоучениями, в лист, писан уставом на 930 листах. Список первопечатного Устава 1608 года, напечатанного в Москве мастером печатных дел Онисимом Михайловым Радошевским с товарищи, повелением Царя и Великого Князя Василия Ивановича Шуйского. «А переписана бысть сия богодохновенная книга во устав в дому Пресвятые и Живоначальные Троицы и Великих Чудотворцев, Преподобных Отец Сергия и Никона, иже в Маковцы Радонежском, при державе Государя Царя и Великого Князя Михаила Феодоровича всея России, в 18 лето государствия его. И тоя же великие обители при Архимандрите Дионисие Старицком и при Келаре старце Александре, при Казначее Пафнутие Соловецких. А писал сию святую книгу многогрешный и немощный и грубый чернец Герман Тулупов Стариченин, по повелению старца Священника Дионисия Можаитина, в лето от создания мира 7138» (1630 г.). Переплетен в корешке. 10 . Устав Церковный (Иерусалимский), писанный полууставом мелкого письма, на 577 листах, по повелению Патриарха Филарета Никитича в 1622 году. Скреплен по листам рукою Патриарха Никона . В корешке. 11 . Устав Церковный (Иерусалимский), писанный полууставом XVI века на 515 листах, внизу по местам подпись: «Лета 7100 (1592) при державе Благоверного и Христолюбивого и Богоданного Государя Царя и Великого Князя Феодора Иоанновича, Московского и всея Руси Самодержца, и при Преосвященном Патриархи Иеве, Московском и всея Руси, дал в дом Пречистой Богородицы в Высоцкий монастырь сию книгу глаголемую Устав, Князь Петр Горчаков по своих детей, по Князех Феодоре убиенном, да по Князе Григории младем, и по своим родителем, при Архимандрите Никифоре». На последней странице подпись: «Сию книгу устав продал Исай Тархов сын Нарышкин Медынец, сын Боярской, Митрофану Книжнику, и руку приложил». Видится, что эта подпись древнее предыдущей. Переплет корешковый. 12 . Устав Церковный (Иерусалимский), в ¼ листа, писанный полу-уставом XV–XVI столетий, на 468 листах. Скреплен по листам рукою Патриарха Никона . Переплет в корешке.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

A писал сию св. книгу многогрешный чернец Герман Тулупов стариченин в лето от создания мира 7136 (1627 г.) сентября 12 день, индикта 11, по отце своем иноке Ионе и матери Марии и по инокине Акилине, и по инокине Анисии, и по диаконе иноке Серапионе, и по Козьме и по своей душе и по всех своих родителех. Вы же, о Христе отцы и братие, аще что видите кое погрешение, и вы Господа ради собою исправляйте, а меня грешного не кляните, и в том Господа ради простите и во святых своих молитвах поминайте, а Вас Господь Бог и простит и помянет в царствии небесном» 34 . Много и других, книг написано было в Лавре при архимандрите Дионисии и келаре Авраамии Палицыне (напр. каноны пресв. Троице 35 ), что подтверждается свидетельством Дионисиева жития, гласящим, что у Преподобного по келиям были «писцы добрые». Из этих и множества других подобных свидетельств мы видим, что у Троицы писались книги всякими лицами – от игумена и архимандрита до простого монастырского служки. Писались книги по разным побуждениям, большею частью по инициативе настоятелей и всего освященного собора. Для игумена Сергиева монастыря Зиновия не только списывали, но, кажется, переводили книги на Востоке 36 . Лично переписчики смотрели на дело списывания книг, как на дело богоугодное, как на добродетель, как на дело, искупляющее грехи не только переписчика, но и его сродников. В тишине своих келий, под мирным кровом обители Преподобного, безмолвный любитель книжной грамотности, трудясь над списыванием книг, в то же время трудился для спасения своей души, находил в этом подвиге нравственное очищение. «Поющим же сия каноны и послушающим поемого молю, да Господа ради помолятся о мне, да аз помилован буду от Господа Бога, понеже не мало потрудихся в сих… хотя милость прияти от Господа нашего И. Христа» 37 . Иногда писались книги по обещанию, в благодарность за милости Преподобного. «Сей великий Круг Миротворный (XVI в.) алфу святой Пасхи христианам на 532 лета в пречестную, славную и великую обитель пресвятыя Живоначальныя Троицы… многогрешный поп Агафонище (Новгородского Софийского собора), грешною и непотребною своею рукою писавый по обещанию, еже обещахся Пресвятей Живоначальней Троице и преподобному Сергию Чудотворцу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

...а повелениемь смиренно инока Касияна, уставника печерьскаго... – Кассиан – монах Киево-Печерского монастыря, создатель двух редакций Патерика. Первую редакцию он, клирошанин монастыря, составил в 1460 году и посвятил Акакию, «наместнику киевскому», поэтому она иногда называется Акакиевскою. По мнению Α. Α. Шахматова, первая редакция Патерика, выполненная Кассианом, не отличалась творческой самостоятельностью и в основном повторяла состав Иоанновской редакции памятника (первая половина XV века). Кассиан дополнил Патерик рядом летописных статей: ο вписании имени Феодосия Печерского в Синодик; ο пострижении Святоши, князя Черниговского; ο видении и смерти Нифонта Новгородского; ο преставлении архимандрита Поликарпа и избрании Василия-попа. Β редакторской работе Кассиана уже на этом этапе видно исследовательское начало. Благодаря летописным источникам ему удалось закрепить за определенными датами отдельные вехи монастырской истории, дополнить ее новым материалом, атрибутировать тексты, вошедшие в состав Патерика. Введение в патериковый свод летописного материала нарушило принцип тематической группировки текстов, возможно, поэтому количество списков Патерика редакции 1460 года невелико. Через два года Кассиан, уже «уставник печерский», создал новую, более полную и в художественном отношении более стройную редакцию памятника. Β этой редакции читается текст Послания Феодосия Печерского князю Изяславу Ярославичу ο латинской вере, а основным принципом организации материала является хронологический. Автором вставок и разночтений, встречающихся в редакции 1462 года, Д. И. Абрамович считал самого Кассиана, Α. Α. Шахматов указывал на возможные источники заимствования – Печерскую летопись и Житие Антония Печерского. Ο популярности, быстром и широком распространении Кассиановских редакций Патерика свидетельствуют следующие факты: они были положены в основу всех позднейших рукописных и печатных редакций памятника; ими пользовались составители миней четий на май (митрополит Макарий, Герман Тулупов, Иоанн Милютин, Дмитрий Ростовский ); κ настоящему времени выявлено более 80 списков Патерика редакций Кассиана, самые ранние из которых датируются концом XV – началом XVI века.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010