Герман Тулупов выправил текст (и заголовок) по макарьевским Великим Четьим Минеям. Поскольку эта правка не отразилась в Тихонравовском списке, то последний не может восходить к Тулуповскому. В свою очередь, Тулуповский и Тихонравовский списки не восходят к Библиотечному, поскольку в Библиотечном списке имеются свои искажения: после слов «съкрывшаго талантъ» (л. 201) опущено «господина своего»; после слов «браняаше ему итти» (л. 202) опущено «в Орду»; вместо «соимася» написано «поимася» (л. 204); после слов «не дадяше сна очима своима» добавлено «ни векома дреманиа» (л. 206 об.); пропущены слова «в он же день, аще тужу, приклони ко мне ухо Твое» (л. 206 об.); название реки Адеж, испорченное в Тулуповском и Тихонравовском списках («идеже»), в Библиотечном вообще опущено (л. 210 об.). Можно думать, что Библиотечный и Тулуповский списки происходят от одного протографа: во-первых, в их приписках фигурирует название одного месяца (ноябрь), в то время как в Тулуповском указан сентябрь; во-вторых, в тексте имеется сближающий их одинаковый пропуск имени князя Владимира после слов «приведе князя Русскаго» (Библ., л. 201 об.; Тул., л. 112 об.). В. А. Кучкин предположил, что название месяца ноября ошибочно внесено в приписку Германом Тулуповым 326 ; теперь мы видим, что искажение внесено уже в протографе списков Библиотечного и Тулуповского. Вместе с тем можно согласиться с В. А. Кучкиным, что в протографе всей группы списков значилась дата 17 сентября 1485 г. 327 При выборе для публикации основного списка Пространной редакции Жития Михаила Ярославича приходится констатировать, что для данной цели мало подходят рукописи Первичного вида: Лихачевский список представляет лишь небольшой фрагмент текста, а Милютинский и Тверской списки, во-первых, восходят к дефектному оригиналу, во-вторых, являются довольно поздними и датируются серединой – 60-ми годами XVII в. Из списков Вторичного вида останавливаемся на Уваровском списке, как самом старшем и наиболее авторитетном (помимо Жития Михаила Ярославича, список содержит службы Михаилу Тверскому и епископу Арсению, что скорее всего свидетельствует о тверском происхождении сборника).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Житие затворника Иринарха, подвизавшегося в Борисоглебском монастыре на Устье, написано учеником его Александром по завещанию учителя и, как можно думать, вскоре после его кончины в 1616 г. Одно из последних посмертных чудес, приложенных к житию, помечено 1653 г., а последнее 1693-м; но по изложению их видно, что они записывались позднее жития постепенно, разными людьми и даже в разных местах 487 . Простой рассказ Александра, сообщая несколько любопытных черт из истории Смутного времени, особенно ярко рисует падение монастырской дисциплины и нравственную распущенность, обнаружившуюся в русском монашестве с половины XVI в. Несколько любопытных черт из жизни сельского населения на дальнем Севере дает длинный ряд чудес, приложенных к сказанию об Артемии Веркольском, писанному жителем Верколы по благословению митрополита Новгородского Макария (1619–1627). Этот ряд, начинаясь с 1584 года, оканчивается чудом 1618 и с 1605 г. записывался автором со слов самих исцеленных: по-видимому, сказание составлено вскоре по принятии епархии Макарием в управление 488 . В рукописях XVI в. встречается простое по составу и изложению житие Макария Желтоводского, без ясных указаний на время и место написания 489 . Герман Тулупов поместил в сборнике 1633 г. другую, более пространную редакцию жития, составленную бойким пером, с изысканной витиеватостью. Этот редактор, сказав, что и до него писали о Макарие, прибавляет: «еже что от слышавших и видевших и писавших известихся, сие просто и вообразих». Биографическия известия этой редакции взяты из первой большею частью с переделкой изложения, иногда в дословном извлечении 490 . Патриарх Филарет в 1619 г. писал царю, что произведено церковное следствие о чудесах Макария, спрошены 74 исцеленных; патриарх обещал прислать и житие с подлинной росписью чудес 491 . В новой редакции прибавлено к чудесам прежней еще 6 и первое из них помечено 1615 годом; но нет намека ни на церковное следствие, ни на многочисленные исцеления, о которых писал Филарет. Житие Галактиона, сына казненного кн. Ивана Бельского, любопытно чертами, характеризующими древнерусский взгляд на отшельничество 492 . Лет через 30 по смерти Галактиона (†1612), по поводу построения жителями Вологды храма и обители в искусственной пустыне Галактиона, архиепископ Вологодский Варлаам (1627–1645) поручил составить его житие одному из иноков, вступивших в новый монастырь. Впоследствии прибавили к житию чудо 1652 г., записанное казначеем Ефремом и братией со слов исцеленного.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Знаменитый келарь Авраамий Палицын писал тогда свои сказания о Смутном времени. Отец Герман Тулупов работал над новой редакцией " Четьих Миней». Среди духовенства и братии жили известный справщик и апологет о. Наседка, о. Александр Булатников, автор жития Елизария, видный грамматик и тоже справщик Арсений Глухой 2051 . Здесь, в лавре, Иван встретился с русской культурной элитой, познакомился с национальной православной идеологией. Вероятно, в этом кругу Иван научился больше, чем его будущие союзники по оппозиции Никону, ценить духовное единство страны и Церкви. Отсюда же, надо предполагать, Неронов вышел, еще больше уверившись в необходимости христианского обновления Руси. Ведь недаром его современники считали, что тяжелые годы Смутного времени были Божиим испытанием и наказанием за грехи. Иван вернулся в Никольское диаконом и скоро стал священником, но бывшему дьячку было трудно стать там достаточно авторитетным, и он скоро ушел в Нижний Новгород. В Нижнем о. Иван обосновался в заброшенной маленькой церкви Воскресения Христова. Здесь о. Иван начал свое большое миссионерское дело христианского возрождения. Он читал Слово Божие и Святых отцов и другие»божественные книги с рассуждением, и толковал все таинства и зело просто слушателям простым«. Он часто обходил город,»нося с собою книгу святителя Иоанна Златоуста , возвещая всем путь спасения«. Проповедь и толкование Слова Божия были тогда мало распространены, и пламенный призыв о. Ивана вести жизнь, достойную христианина, нашел глубокий отклик среди народа. Вдохновенная служба, личная строгая жизнь, безграничная доброта ко всему, что не грех , бессребреничество укрепляли его авторитет, и скоро он завоевал весь Нижний. Энтузиазм, личное смирение, умение подойти и объяснить учение Христа простому русскому человеку сделали о. Ивана новым апостолом Православия; население поняло его и пошло за ним. Он организует помощь бедным, образует сестричество, а его жена протопопица ведет работу среди женщин и девушек. Но самое главное было то, что о.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej-Zenkovs...

И повел на оба крылоса во святей церкви воспти «Спаси, Христе Боже, отца нашего, архимарита Дионисия» трижды; и обратився ко братии, всм глагола: «Запишите себ се вс, яже содях о отце вашем архимарите; и впредь егда кто от братии нашея аще будет на поклонение зд, и то да буди нашего смирения изволение вдомо впредь по нас сущим родом, да и вам бы наше смирение и любовь не забывать и в молитвахъ своих памятьствовати» – и паки прослезився. Братия же и вси людие поклоншеся ему до земля и начаша глаголати попросту. Три последующие главы Жития Дионисия приведены по списку ГИМ, Синод. собр., 416, так как в Погодинском списке они опущены. 479 ...ради казначйския... келарскаго ради строения... – Симон Азарьин называет должности – казначея (1634–1645) и келаря (1645–1658), – которые он занимал в Троице-Сергиевом монастыре. 480 когда отторгнут есмь... и удалихся от него... – Симон Азарьин упоминает о переводе в Алатырский Троицкий монастырь (1631–1634). 481 И пребых бездленъ в размышлении... убо побждаяся... – Ср. Предисловие к Житию Сергия Радонежского: наст. изд., т. 6, с. 254. 485 ...на преподобных чюдотворцов Сергия и Никона... – Имеются в виду Сергий Радонежский (ум. в 1392 г.) и его ученик Никон Радонежский (ум. в 1427 г.). 486 ...и на твои святые молитвы, а яко от теб повелнъ быхъ... дерзнухъ гршною моею рукою написати... – Здесь и далее автор обращается к Боголепу Львову, строителю Богоявленского монастыря (ум. в 1675 г.), который поручил Симону Азарьину написать Житие Дионисия. См.: Понырко Н. В. Боголеп//Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 3. XVII в. Ч. 1. А–З. СПб., 1992. С. 140–141. 487 ...Никодима, боголюбиваго пустынножителя... – Никодим Кожеозерский, пустынножительствовал на Севере 36 лет, ум. около 1640 г.; ранняя редакция его жития написана до 1648 г. Боголепом Львовым. 488 ...яко во училищахъ филосовскихъ не бхъ, ниже грамматическия хитрости не навыкохъ... – Приведена традиционная формула авторского самоуничижения, распространенная в культуре русского средневековья. 489 ...преподобнаго отца Давида, иже в Селуни. – Давид Солунский, греческий святой (ум. в 540 г.), память его 26 июня, житие составлено ок. 720 г. 490 ...Германъ книгописецъ Стариченин... – Герман Тулупов (ум. в 1636 г.) занимался перепиской книг для Старицкого Успенского монастыря, для Троице-Сергиева монастыря, составил и переписал Четьи Минеи (1627–1632). 491 ...слуга именем Никита Кучинъ... – Записан как щедрый вкладчик под 1630, 1643 и 1660 гг. (см.: Вкладная книга Троице-Сергиева монастыря. Загорск, 1987. С. 247 и 254). Среди вкладов названы два коня, изба, иконы, сабля, пара пистолей, пороховница.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Из русских и славянских Святых встречаются жития: л. 13 об. Сент. 5. Убиение Глеба князя русьскаго. л. 551. Февр. 14. Память препод. отца нашего Кирила философа, учителя словенскаго. л. 40 об. Сент. 16. Св. мученице Людмилы, бабы св. Вячеслава. л. 68 об. – 28. Страсть св. Вечеслава, князя чешьскаго. 727. (1726.) Пролог, сентябрьская половина, полууст., напис. 1632 года старцем Германом Тулуповым, в лист, 786 листов. Заглавие: Пролог с Богом починаем. Благослови отче. Книга, заключающая собрание, кратких повестей о Святых, у Греков называется Синаксарь (Συναξρεον), а слово Пролог (Πρλογοι) значит Предисловие, которое тут и следует: Мнози философиею велми восиявше и яко тщанием множайшем положиша на всяк день поминаемых Святых, отечество и житие и конец, каковый имея кождо, и проч. Первые четыре месяца, с римскими названиями, имеют и славянские. См. 725. Из русских Святых и праздников упомянуты здесь те же, что под 725, за исключением сказания о убиении Михаила кн. черниговского и след. прибавления: л. 85. Сентяб. 25. Память препод. отца нашего Сергиа. л. 268 об. Ноябр. 4. Священие св. София яже в Русии, юже созда благоверный князь Ярослав, и митрополию св. Софеи сотвори, посем церковь на Златых вратех св. Богородица Благовещение, еже бе заложил град великий Киев, посем св. Георгиа монастырь, и проч. л. 279 – 6. Преставление препод. и блаж. отца нашего Варлама игумена св. Спаса на Хутыне. л. 785. Послесловие, в коем сказано, что сия св. книга Пролог от мес. сентября на полгоду шесть месяць написана бысть в дому Пресвятыя и Живоначалные Троицы и великих чюдотворцов Сергиа и Никона, повелением и благословением отца нашего господина архимарита Дионисиа, при келаре старце Александре, и при казначее старце Иосафе соловецких с братиею. А положил сию св. книгу Пролог отец наш архимарит Дионисий Живоначалные же Троицы и великих чудотв. Сергия и Никона в служню слободу, в церковь Рожества Господа Бога и Спаса нашего Ис. Христа от себя по отце своем иноке Феодосие, и по матери своей иноке Улее, и по иноке Еуфросиние, и по Вассе и по своей душе и всех своих родителех, при Рожественском священнике Феодоре Феодорове же сыне Попове стариченине. А писал сию св. книгу Пролог многогрешный чернець Герман Тулупов стариченин в лета от созданиа миру 7140 (1632), индикта 15, мес. июля в 12 день, на память св. муч. Прокла и Лария и препод. отца нашего Михаила Малеина.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

к работе над «Житием» Сергия обращались такие известные писатели своего времени, как Герман Тулупов, Симон Азарьин, святитель Димитрий Ростовский . В следующем столетии дань этой тематике отдали митрополит московский и коломенский Платон (Левшин) и даже сама императрица Екатерина II. XIX век также внес свой вклад в агиографию преподобного Сергия. Новое житие было составлено митрополитом московским Филаретом (Дроздовым) 23 . В XX в. вклад в агиографию преподобного Сергия внесли архимандрит Никон и патриарх московский и всея Руси Алексий I 24 . Столь частое появление новых переработок «Жития» во многом объясняется тем, что оно использовалось в церковных службах и читалось в уставном порядке за всенощным бдением в Троице-Сергиевом монастыре (лавре) в канун церковных праздников, связанных с именем преподобного. Таким образом, видим, что традиция переработок «Жития» Сергия, начавшись в XV в., продолжалась более пятисот лет – вплоть до середины XX в., а в виде дальнейших перепечаток различных вариантов жизнеописания Сергия Радонежского, которые снабжаются соответствующими комментариями издателей, продолжает успешно бытовать и поныне. Все это привело к тому, что за всеми этими переработками постепенно исчезала реальная фигура троицкого игумена, а сам облик Сергия все более и более приобретал трафаретный схематичный вид, изображаясь во многом в соответствии с представлениями и вкусами последующих эпох. Подобное нередко бывает со старыми иконами – поверх первоначального изображения в процессе «поновления» пишется новое, хотя и близкое к оригиналу, но все же отличное от прежнего. В итоге нескольких таких операций лик святого приобретает новые, нехарактерные для него черты. То же самое можно сказать и о «Житии» Сергия Радонежского. По словам одного из биографов Сергия Радонежского, «этот памятник русской агиографии – один из самых сложных, если не самый сложный среди всех агиографических сочинений русского средневековья. Представленное огромным количеством списков, что само по себе требует колоссального времени на их перекрестное сличение и установление последовательности различных переделок жизнеописания Сергия, Житие основателя подмосковного Троицкого монастыря изобилует такими подробностями из жизни Сергия, которые исключают одна другую.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

М., 2014; Духанина А. В. Житие Сергия Радонежского: Пространная ред. М.; Брюссель, 2015. С. 571-597; она же. Атрибуция Пахомию Сербу старшего Проложного Жития Стефана Пермского//ДРВМ. 2017. 4(70). С. 93-106; Левшина Ж. Л. Служба мч. Андрею Стратилату - еще одно гимногр. творение Пахомия «иже от Святыя Горы Сербина»?//Святые подвижники - основатели монастырей и книжные собрания этих обителей: Мат-лы междунар. науч. конф. «IX Загребинские чт.». СПб., 2015. С. 26-30; Агафонов И. С. Осада Новгорода в 1170 г. по письменным источникам: АКД. М., 2016. С. 20-21; Алексеева А. С. «Чудо о новгородце Алексее» архиеп. Моисея: Культ.-ист. контекст//Медиевистика: новые имена: Мат-лы III междунар. науч.-практ. конф., 27-28 сент. 2016 г. Тюмень, 2016. С. 49-53; она же. «Идем и разграбим мнстрь на сковоротки…»: Коммент. к одному из чудес Моисея, архиеп. Новгородского//Filo Ariadne: Электр. науч. ж. 2017. 1(5). С. 197-207; Егорова М. С. «Пустыня безмолвия» как элемент интертекста в Пахомиевской Службе прп. Кириллу Белозерскому//Рус. агиография: Исслед. Мат-лы. Публ. СПб., 2017. Т. 3. С. 46-81; Пак Н. В. К вопросу об источнике сравнения «якоже неции от хитрых норец…» из Похвального слова Варлааму Хутынскому Пахомия Логофета//Славяноведение. 2019. 2. С. 42-54; она же. О неизвестном источнике Жития Никона Радонежского (в печ.); она же. 3-я Пахомиевская редакция Жития Никона Радонежского (в печ.); Карбасова Т. Б., Левшина Ж. Л., Шибаев М. А. Житие Варлаама Хутынского в автографе Пахомия Серба//ТОДРЛ. 2019. Т. 66. С. 171-189; Карбасова Т. Б., Милютенко Н. И. Пахомий Серб в работе над агиогр. циклом, посвященным Михаилу и Феодору Черниговским//Там же. 2019. Т. 66. С. 198-233; Милютенко Н. И. Летописные источники житий Пахомия Серба (Логофета)//ДРВМ. 2019. 2(76). С. 5-12. А. В. Духанина Рубрики: Ключевые слова: ГЕРМАН (Тулупов Георгий (Юрий) Иванович; ок. сер. 50-х гг. XVI в. - 1636/37), иером. Троице-Сергиева мон-ря, книжник, профессиональный писец ИЛИЯ (1-я пол. XVI в.), новгородский иером., свящ. домовых владычных церквей, агиограф и гимнограф, миссионер, вероятно, архиепископский нотарий МАРКЕЛЛ (Безбородый?), игум., агиограф, гимнограф и распевщик (?), принадлежавший к писательскому кругу митр. Московского и всея Руси Макария НИЛ (Прихудайлов Николай Иванович (в монашестве Никон); 1801-1870), иеросхим., настоятель Ниловой Сорской в честь Сретения Господня пустыни

http://pravenc.ru/text/2579870.html

Монах Владимир жил в скиту Параклит, вблизи Троице-Сергиевой Лавры. В 1901 году он решил перейти в какой-нибудь другой монастырь, в котором спасаться ему было бы более удобно. Сначала он отправился в Зосимову пустынь, где подвизался знаменитый старец иеросхимонах Алексий. Впоследствии отец Владимир вспоминал о своей встрече со старцем: «Он мне с первого раза не понравился: показался слишком не по-монашески веселым. Поэтому я и не поступил в эту обитель, а пошел смотреть другие монастыри, не найду ли чего получше. Много обителей осмотрел, но ни одной не нашел по душе и возвратился обратно в Зосимову пустынь, хотя и с неохотой. Попросился у игумена Германа в число братии. Игумен меня принял и, взяв мой паспорт, сказал: – Твоим старцем будет отец Алексий. В первый раз пошел я к нему в келлию после вечернего правила. Отец Алексий принял меня дружелюбно и все расспрашивал о Параклите, о жизни монахов и вообще обо всех правилах. В то время в Зосимовой пустыни еще не было определенного устава и отец Герман ездил по многим монастырям, чтобы выбрать для своей пустыни более приемлемый. С этой целью он побывал и на Валааме, и в Сарове. В первое время учеников у отца Алексия было немного всего человек пятнадцать. Все мы к нему очень привязались, полюбили его и часто стали его посещать. Беседы с ним продолжались до полуночи. Мы были усталые после дневных монастырских работ, но отец Алексий увлекал нас простотой и чистотой своего сердца. В беседе с ним мы забывали об усталости. Когда отец игумен узнал, что ученики отца Алексия не давали ему покоя до полуночи, то приказал батюшке принимать только до десяти часов вечера. После этого часа приходил монастырский сторож и прогонял тех, кого находил в келлии. После этого приказа мы стали бояться сторожа, но уйти от старца, не побеседовав с ним, мы не могли, поэтому, когда било десять часов, мы все прятались, чтобы нас не видел сторож. После обхода мы возвращались к отцу Алексию, он нас с любовью принимал и иногда удерживал до часу ночи, пока все мы не поговорим с ним» 72 .

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Но мастера печатного дела отнеслись с недоверием к повести Симона о новых чудесах, напечатали из нее 35 рассказов, некоторые неохотно и с поправками, остальные опустили вовсе. В 1653 году, восстановляя первоначальный вид своего сказания, Симон прибавил к нему обширное предисловие, в котором изложил свои мысли о значении Сергиевой обители и сделал несколько любопытных замечаний касательно истории жития ее основателя 549 . Здесь он говорит, что некоторые из новых чудес он сам видел, другие отыскал в летописных книгах и в сказании Авраамия Палицына об осаде Троицкого монастыря. Одновременно с этими трудами работал он над житием Дионисия. Этот труд был вызван просьбою кожеозерского инока Боголена Львова, предполагаемого автора записки о пустыннике Никодиме, жившего несколько времени до пострижения в Сергиевом монастыре. В 1648 году житие было уже готово и послано к Боголепу; но, считая его еще не вполне отделанным, автор долго не решался распространять его. Он дополнял биографию новейшими чудесами до 1654 года, когда она получила окончательную отделку. Симон смотрит на обязанности биографа гораздо строже сравнительно с большинством древнерусских писателей житий: он разборчивее в источниках и заботится не только о полноте, но и о фактический точности жизнеописания. Он хорошо знал 6 лет из жизни Дионисия, прожитых под одной с ним кровлей; многое сообщил ему сам Дионисий; остальное он старался изучить по рассказам наиболее достоверных свидетелей. Так, о молодости Дионисия ему поведали троицкие старцы, земляки архимандрита, Гурий и Герман Тулупов, учившие Дионисия грамоте. Руководясь мыслью, что «Бог не хощет ложными словесы прославляем быти и святым неугодно есть затейными чудесы похваляеллым быти», Силищ для успокоения своей совести и недоверчивых читателем старался достать от самих рассказчиков или других знающих людей письменное подтверждение сообщенных ему изустных рассказов. Повесть об иноке Дорофее, слышанную от учителя его Дионисия, он читал многим и возбудил сомнение; биограф послал ее для поверки к соборному московскому ключарю Ивану Наседке, сотруднику Дионисия в деле исправления книг и самовидцу Дорофеевых подвигов.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Петр Пушечников, строитель Стромынского мон., 239, 375. Пересвет Александр, инок Троиц. Серг. мон., 252, 818. Пещное действие, 740, 741. Пилат понтийский, 765, 774, 786, 797, 807. Его супруга Прокла в Святцах, 321, 341 и др. Пимен, архиеп. новгородский, 468. Пирогов Филофей, инок, биограф, 672. Писцы книг: Агафонко, Агафонище, поп новгородского Софийск. Собора, 736. Антоний, инок Троиц. Серг. мон., 165. Арсений Суханов , 189. Артемий Компанский, иером., 457. Афанасий Иванов Просфирнин, 639. Варлаам, инок Троиц. Серг. мон., 156. Варлаам, некто, 79. Вениаминишко, инок Троиц. Серг. мон., 123. Власий с. Остафьев, 143. Галасеишка Безсеньев, иеромонах, 771. Герман Тулупов, иеромон. Троиц. Серг. мон., 303, 514, 545, 628, 665, 668, 671, 672, 673, 674, 675, 676, 677, 679, 681, 694, 696, 699, 727. (Григорий, дьячок моск. Возн. мон., 676, 713). Григорий с. Якимов, 191. Гридица (Григорий Останыничь), 492. Данило Марков, книгописец Троиц. Серг. мон., 249. Димитрий, некто, 762. Евсевий, некто, 669. Евстафий Шепель, мирянин, 715. Евфимий, некто, 515. Елисей, инок Троиц. Серг. мон., 224, 759. Епифаний, некто, 22, 34. (Ермолай, дьячок моск. Возн. мон., 676, 713). Еремия, дьяк, 66. Ефрем, некто, 145. Игнатий, грек, 308. Игнатий, некто, 728. Игнатий Курачев, инок Троиц. мон., 316. Исаак Собака, инок Троицк. Серг. мон., 100. Исаия каргополец, инок Трц. Серг. мон., 133, 134, 316, 779. Иаков, священник Воздвиженский, 648. Иоанн и Алексей, 35. (Иона Колоб, головщик Троиц. Серг. мон., 98; другой Иона монах, 239). Иона, игумен угрешский, 746. Иван, некто, 120. Иван Елисеев, 446. Иван Басов, (слуга Серг. мон.), 353. Иосиф, некто, 190. Иосиф Ковалевский, 732. Иосифишко Опекалов, инок, 257. Козма, некто, 27; другой, 38. Козма, дьак Пятницкой церкви, 370. Леонид Хоцятовский, иеродиакон, 454, 455. Макарьище, иером. Троицк. Серг. мон., 747. Макарий, чернец, 660. Мисаил, иеродиакон голутвинский, 159, 770. Михаил Медоварцов, новгородец, 466. Микула, некто, 765. Моисей, диакон, 488, 494, 524, 536, 547, 559, 580, 590.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010