Биограф Феофана (у Шерера) говорит, что Феофан не только позволял, но сам завел в школе сценические представления. 528 Законоучители кадетского корпуса, иеромонах Лука Конашевич (впоследствии архиепископ казанский) и иеродиакон Варлаам Скамницкий (впоследствии епископ вятский), бывшие вероятно законоучителями в школе Феофана, дарили питомцев его школы деньгами. Феофан написал на этот счет два небольших юмористических стихотворения. К иеромонаху и диакону кадетским, когда они деньгами питомцев подарили: Pressi pavperie nostros ditastis alumnos, Quos sancta argentum lex vetat accipere. Utque abitu vestram rem vestra pecunia lesit, Sic illis aditu noxia factu sua est. Phoebe doce, quod sit plagae medicameu utrique? Nummorum ex reditu, non nisi, Phaebus ait. Сами бедны сверх наших питомцев дарили, Которым не брать наши правила учили. И как вам ваши деньги вредны при отходе Так оным вредны стали при оных приходе. Скажи, о солнце, какое обоим лекарство надо? Говорит: разве деньги отослать отрада. Рано Лука в сундуки кладешь руку Из пустого черпаешь……………… Много даешь, а мало имеешь – все знают. Поверь мне Лука, что ты делаешь противно. Презкде салгь разбогатей, потом дать не дивно. Из переписки Феофана видно, что он посылал своих учеников, для усовершенствования в науках, в гимназии при Академии Наук. В 1730 г. посланы были к профессору Гроссу: Илья Ксиландер, Михайло Живицкий (Vives), Иван Меньшой, Иван Воииов, Яков Одноглазый (Monoculus), Яков Воронков, Григорий Теплов, Петр Тулупов, Симеон Седяк (Sedens) и Алексей Колумелла. 529 Всего обучалось в его школе, во время пятнадцатилетнего её существовали, до 160 юношей. Мы имеем список учеников только за последний год школы. Михаил Живицкий. Яков Петрулин. Григорий Теплов. Петр Тулупов. Трофим Ульянов. Яков Зверев. Яков Мултьянскш. Иван Сыч. Иван Моисеевы Прокопий Макарьев. Степан Савицкий. Алексей Флоров. Федор Светлой. Наум Покуска. Степан Гулевич. Сергей Львов. Василий Несторов. Алексей Чиж. Ульян Калмык. Николай Горканецкий.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Поэтому выявить целостный мировоззренческий смысл фундаментализма довольно непросто». Уляхин В.Н. «Фундаментализм в православии: теория и практика». Российское востоковедение в память о М.С. Капице: Очерки, исследования, разработки. М.: 2001. – С. 132. 18 Киприан Карфагенский , свт. «О единстве кафолической Церкви». Творения. Киев: 1891. – С. 184. 19 Илларион (Алфеев), еп. Керченский. Православное богословие на рубеже эпох. – С. 458. 20 Гололоб Г.А. Евангельские возражения православию. § 2. [Электронный ресурс] http://rus-baptist.narod.ru/dop/antipr1.htm 21 Сергиенко Г.А. Христианская община 1го и 21-го веков. [Электронный ресурс] http://baptist.org.ru/articles/theology/117 22 С одной из них, на мой взгляд, наиболее выверенных – «Made in America» можно познакомиться заглянув в «Читальню Русского Баптиста» на электронном ресурсе www.rus-baptist.narod.ru 23 Солодовников В. Есть ли духовное пристанище у русской интеллигенции? Только не в баптизме! [Электронный ресурс] http://www.zip.org.ua/talent/no_bap.htm 24 Фёдоров В., прот. Православная миссиология на пороге третьего тысячелетия. [Электронный ресурс] http://missionerdona.ru/content/view/245/82 25 Почаевский листок. Евангельские христиане-баптисты. [Электронный ресурс] http://pravosludm. narod.ru/arxiv/n08822/st7.html. Та же фраза слово в слово встречается и в более респектабельных изданиях: Православная Церковь. Современные ереси и секты в России. Раздел IV [Электронный ресурс] http://www.klikovo.ru/db/book/msg/6614. 26 Роман, игумен. Разговор с баптистом. [Электронный ресурс] 27 Тулупов Т.С. Путь жизни: собрание сочинений. Самара: Офорт, 2008. – С. 201. 28 Роман, игумен. Разговор с баптистом. [Указ. Электронный ресурс] 29 Тулупов Т.С. Путь жизни: собрание сочинений. – С. 221 30 Иларион (Алфеев) , иером. Православное богословие на рубеже столетий. – М.: Крутицкое подворье, 1999. – С. 459. 31 Шмеман А., прот. Исторический путь Православия. М.: 1993. – С. 299. Некогда митрополит Киевский Георгий обличал латинян в следующем: «Едят медведину и ослов; попы их едят в посты бобровину, говоря, что она от воды и есть рыба.

http://azbyka.ru/teoreticheskie-osnovy-i...

протоиерей Вячеслав Тулупов Письмо первое. Для чего в духовной жизни нужен наставник Кормчий коробля Как ты думаешь, можно ли достичь успеха на пути спасения, не живя под руководством духовного отца? Святитель Григорий Нисский писал: «Прежде всего должно заботиться о том, чтобы найти себе руководителя на этом пути и хорошего наставника, дабы по своей неопытности не пойти по каким-нибудь новым, непроходимым и уклоняющимся от истинного пути дорогам». Вот пример, подтверждающий истинность слов святителя Григория. В древности богатый купец по имени Чернь раздал свое имущество нищим и монастырям. 1 После этого он пришел в Киево-Печерский монастырь к преподобному Антонию. Купец  попросил святого постричь его в монахи. Преподобный согласился и при пострижении дал ему имя Исаакий. Новый инок сразу облекся во власяницу и стал вести очень суровую жизнь. Вскоре Исаакию и этого показалось мало. Он содрал с козла шкуру и одел ее сырую поверх власяницы. Когда она засохла на нем, его терпению подивились даже опытные подвижники. Беря на себя все новые и новые подвиги, Исаакий затворился в пещерном монастыре в крохотную келлию и стал вкушать пищу через день, да и то довольствовался только одной просфорой, которую через окошечко передавал ему преподобный Антоний. Все свое время Исаакий проводил в молитве, спал же совсем мало, сидя на стуле. Велики были труды Исаакия, да вот беда: он возложил надежду на свои подвиги, а не на духовный опыт преподобного Антония, который мог бы при желании заимствовать. Принимая от святого просфору, Исаакий не принимал от него наставлений.  Прошло семь лет. Однажды Исаакий закончил петь псалмы, потушил свечу и в полном мраке сел отдохнуть. Вдруг его пещера озарилась необыкновенным светом и перед ним появились два прекрасных юноши, от лиц которых исходило неземное сияние. – Исаакий, мы ангелы. А вот идет к тебе Христос. Поклонись ему!  Подвижник вскочил и, не перекрестившись, пал на колени перед бесом, явившимся в образе Христа. Юноши, оказавшиеся также демонами, закричали:

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

5 . Духовник должен оберегать свое духовное семейство от всякой привязанности к собственной личности. Ему необходимо почаще вспоминать призыв святителя Игнатия: «Наставник, охранись от начинания греховного! Не замени для души, к тебе прибегшей, собою Бога». 6 . Всякая христианская община имеет большое значение для всей Церкви. Зная об этом, нечистые духи постоянно стараются разобщить членов духовного семейства и посеять между ними плевелы взаимной неприязни. Духовник, борясь за единство своей паствы, должен в равной мере любить всех своих духовных детей. Они же обязаны искоренять из своего сердца чувства ревности, соперничества и зависти. 7 . Цель существования духовной семьи состоит в том, чтобы все ее члены тесно дружили между собой, помогали друг другу и, главное, жили в духе истинно христианской любви. Духовная семья должна являться школой такой любви. Подлинная общинная жизнь под руководством богомудрого пастыря способствует духовному развитию каждого члена духовной семьи и самого духовника. P.S. Автор текста – протоиерей Вячеслав Тулупов, настоятель храма во имя Архангела Михаила в г. Сергиев Посад, кандидат богословия, долгое время преподавал Церковную историю в Московской Духовной Академии. В книге использованы рисунки священника Михаила Малеева из его альбома «Вертикаль» (М.: Приход храма Покрова Пресвятой Богородицы в Братцеве, 2001). 1 Духовно-назидательные примеры из жизнеописаний святых и подвижников благочестия иногда приводятся автором в литературной обработке. Чтобы излишне не насыщать текст сносками и ссылками, автор не всегда указывает источники, из которых почерпнуты те или иные мнения Святых Отцов. В основном это относится к тем местам книги, где мысли церковных писателей приведены в свободном изложении или когда они являются настолько утвердившимися в святоотеческой литературе духовно-нравственными истинами, что почти невозможно точно установить их первоисточник. 2 Киевопечерский Патерик: [По древ. рукописям с доб. грав. XVIII в.]. Сергиев Посад: ТСЛ, 1991. С. 12–15.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

104 См.: Четверухин Илия , прот., Четверухина Евгения. Иеросхимонах Алексий, старец-затворник Смоленской Зосимовой пустыни. С. 89. 110 Агапит (Беловидов), схиархим. Жизнеописание в Бозе почившего оптинского старца иеросхимонаха Амвросия. М., 1900. С. 149. 120 Житие оптинского старца иеромонаха Леонида (В схиме Льва)/Козельск: Введен. Оптина пустынь. 1994. С. 60. 127 Феофан (Говоров), еп. Владимирский и Суздальский. Что потребно покаявшемуся и вступившему на добрый путь спасения. С. 18. 129 Житие Оптинского старца Анатолия (Потапова). Козельск: Введенск. Оптина пустынь. 1995. С. 67–68. 137 Агапит (Беловидов), схиархим. Жизнеописание в Бозе почившего оптинского старца иеросхимонаха Амвросия. С. 55. 148 См.: Христодул (Агиорит ), иеромон. Старец Паисий/Свято-Покровская монашеская община. 2000. С. 8. 149 Крусталакис Георгий. Старец Порфирий/Сретенский монастырь, Свято-Покровская монашеская община. 2001.С. 84–85. 150 Христодул (Агиорит), иеромон. Избранный сосуд/Свято-Покровская монашеская община. 2000. с. 18–19. 159 См.: Жизнеописание отечественных подвижников благочестия: Август/Козельск, Введен. Оптина пустынь. 1994. С. 116. 162 Феофан (Говоров), еп. Владимирский и Суздальский. Что потребно покаявшемуся и вступившему на добрый путь спасения. С 63. 165 Четверухин Илия, прот., Четверухина Евгения. Иеросхимонах Алексий, старец-затворник Смоленской Зосимовой пустыни. С. 164. 170 Мария (Добромыслова), мон. Житие Оптинского старца Никона [О Н. М. Беляеве]. Козельск: Беден. Оптина пустынь. 1996. С. 328. 180 Феофан (Говоров),еп. Владимирский и Суздальский. Что потребно покаявшемуся и вступившему на добрый путь спасения. С. 59. 189 Житие святителя Афанасия, епископа Ковровского, исповедника и песнописца (1887–1962). М.: Отчий дом, 2000. С. 51. Читать далее Источник: Как найти духовного отца и жить под его руководством/протоиерей Вячеслав Тулупов. - Москва : Изд. совет Русской Православной Церкви, 2008. - 285 с. ISBN 978-5-94625-197-6 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Как же сочеталась в святой Тамаре кротость христианки с твердостью царицы? Почему грузинские войска по ее приказу наносили противнику ответные удары? Ведь мусульмане, зная слова Спасителя о том, что после удара по одной щеке христианин должен подставить другую, могли ожидать от грузинской царицы иного отношения к своим захватническим действиям. Или благоверная Тамара не обладала смирением? Эта добродетель, конечно, украшала святую царицу, но о христианском смирении во все времена многие имели превратное представление. Противники Христа всегда насаждали мнение о смирении как о характерном качестве рабских натур, придавленных бременем христианских догм. Однако на примере грузинской царицы мы убеждаемся в обратном. Из этой книги читатель узнает о сущности смирения, о путях его достижения и увидит, что обрести эту великую добродетель может только человек с твердой волей и мужественным сердцем. Глава 1. Значение и сущность смирения Смирение побеждает козни диавола Все мы, живущие на земле, находимся в большой опасности. Почему? Потому что, по словам апостола Петра, в окружающем нас мире диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить ( 1Пет. 5:8 ). Ни один из нас не может спасти свою душу, не победив в борьбе с падшими ангелами. Злобные демоны, сами низвергнутые в ад, поставили перед собой цель и человечество погубить в его безднах. Они соблазняют человека, опутывают его страстями и доводят до грехопадений. Для этого нечистые духи используют все доступные им средства. Не имея возможности насильно заставить людей совершать беззакония, демоны действуют хитростью. Что же мы можем противопоставить коварству диавола? Этот вопрос беспокоил христианских подвижников с древних времен. Однажды преподобный Антоний Великий духовным взором увидел все сети диавола, раскинутые по земле. Вздохнув, он сказал: – Горе роду человеческому! Кто может освободиться от этих сетей? В ответ преподобный услышал голос свыше: – Смиренномудрый спасается от них, и они не могут даже прикоснуться к нему.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Чудо 34 1744 года кашинец посацкой человек Стефан, Иванов сын, Тулупов был в тяжкой болезни, и одержим немотою так, что не говорил ничего два месяца, и обрекся преподобной благоверной княгине Анне отслужить панихиду. И по исполнении обещания чрез два дни даровал ему Господь Боги здравие, и стал говорить ясно молитвами преподобныя княгини-инокини Анны. Чудо 35 1744 года кашинец посадкой человек Иоанн, Емельянов сын, Бородкин посещением Божиим был в тяжкой болезни, и очима ничего не видел, и людей не знал год и шесть месяцов. И как обещался благоверной княгине Анне отслужить панихиду, и егда исполни обещание, и дарова ему Господь Бог здравие чрез неделю помощию и молитвами преподобныя благоверныя великия княгини Анны. Чудо 36 1745 года Бежецкого уезду Городецкаго стану, вотчины брегадира князя Ивана, Андреева сына, Прозоровскаго, села Кесова Горы у крестьянина Семена Панфилова жена Параскева Кирилова одержима была безумством, и обещася благоверной княгине-инокине Анне отслужить панихиду, и по совершении обещания получи исцеление. Чудо 37 1745 года вышеписанной вотчины села Кесова у крестьянина Тимофея Михайлова жена Стефанида Сергеева скорбела ногою с полгода и болше, и обещалась благоверной княгине Анне Кашинской отслужить панихиду, и по совершении обещания получи исцеление молитвами преподобныя княгини-инокини Анны. Чудо 38 1745 года вотчины Алексия, Денисьева сына, Норова, деревни Мотолыгина крестьянина Хрисанфа Евдокимова жена Евдокея Гордеева одержима была разслаблением, и обещася благоверной княгине-инокине Анне отслужить панихиду, и по совершении обещания получи исцеление молитвами преподобныя Анны. Чудо 39 1745 года вотчины Александра, Иванова сына, Суворова, деревни Мотолыгина крестьянина Логина Архипова жена его одержима была очною болезнию, и обещалась благоверной княгине-инокине Анне Кашинской отслужить панихиду, и по исполнении ея обещания получи исцеление молитвами преподобныя Анны чудотворицы. Чудо 40 1745 года села Кесова крестьянина Козмы Нестерова сын его Василий слеп был три лета, и мать его Мавра Семенова обещалась благоверной княгине-инокине Анне отслужить панихиду, и по окончании панихиды получи сыну своему прозрение молитвами преподобныя и благоверныя великия княгини-инокини Анны.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И к воскресной литургии 2 февраля народ завелся. Некоторые даже в храм не вошли, чтобы убедиться, что звучит привычный ЦСЯ, сразу начали митинговать. Кадры несанкционированного митинга на паперти тверского кафедрального собора обошли весь православный Рунет. Некий Борис Бугаев из села Коровино, который заявил, что «православие – это вам не хухры-мухры», к сожалению, теперь многими воспринимается как лицо местной православной общественности. Прихожане Воскресенского собора излагали свои представления о богословии на камеру ютьюб канала «Тверской прихожанин»: дескать, мы миряне, не должны ничего в Церкви решать, главный – епископ, а пресвитер – проводник его воли. Митрополит Савва (Михеев), возглавляющий Тверскую митрополию с 2018 года, как раз накануне взял отпуск. Весь скандал начался без него. И нелогичность апелляций к авторитету архиерея при полном игнорировании его воли в конкретном случае никого не смущала. На следующий день в 10 утра конференция должна была начаться в здании исторического факультета Тверского государственного университета. Однако участников просто не пустили в корпус. Хотя конференция была запланирована за полгода до того, в университете внезапно случились какие-то более важные мероприятия. 4 февраля в помещении для конференции безо всякого повода отказал отель «Оснабрюк». Всех участников пришлось срочно эвакуировать в помещение Боголюбского центра, принадлежащего местному Боголюбскому братству. Со скрипом, но 100 с лишним человек в это помещение поместились. Епархиальный секретарь игумен Борис (Тулупов) зачитал приветствие собравшимся от митрополита Саввы. В это самое время в Воскресенском соборе во время чтения Часов «незаметно» была свинчена мемориальная доска в память о предреволюционном братстве. Видимо, кто-то решил, что это нынешние братства сами себе доску повесили. Каменная 50-килограммовая доска была освящена, кроме того, она стоит немалых денег – за нее заплатил спонсор. В принципе, в соборе знают, чьих рук это дело. Но молчат. Митрополит Савва прервал свой отпуск. Сначала он выступил с видеообращением к прихожанам, где призвал тверских православных к единству. Затем он отслужил литургию в Воскресенском соборе на День новомучеников и исповедников, и по всем храмам епархии прочитали его слово:

http://pravmir.ru/sektanty-zahvatyvayut-...

Ты должен быть готовым к тому, что настанет момент, когда духовник по различным причинам не сможет больше с тобой «нянчиться». И это не должно послужить тебе поводом к недовольству наставником и тем более к мыслям об уходе от него. Наоборот, тогда ты обязан проявить духовную зрелость. Преподобный Никон Оптинский (†1931) говорил: «Духовный отец, как столп, только указывает путь, а идти надо самому. Если духовный отец будет указывать, а ученик его сам не будет двигаться, то никуда и не дойдет, а так и сгниет у этого столпа» 170 . Не капризничай и не обижайся на своего духовного отца, когда он что-нибудь требует от тебя как от духовно зрелого человека. Если вдруг у тебя появится желание уйти от него и найти себе духовную няньку, тотчас гони это желание от себя прочь. Недостаток внимания     Что еще может вызывать у чада недовольство духовником вплоть до решения уйти от него? Ситуация, когда духовник по каким-либо причинам начинает уделять меньше внимания и времени своему чаду. Человек, привыкший получать от наставника избыток того и другого, обычно очень строптиво реагирует на изменение обстоятельств. Вот воспоминание одного из духовных чад архимандрита Серафима (Тяпочкина). «Как-то было у меня искушение: я стал тяготиться тем, что к батюшке все труднее попасть, что он много внимания уделяет духовенству, которое шло к нему вне очереди. Я же ждал неделю-две. “Если он не может меня принять, то зачем тогда взял в духовные чада”, рассуждал я в раздражении. Однажды во время исповеди батюшка неожиданно вдруг говорит: – А знаете, Георгий, будьте довольны тем, что я за вас частичку вынимаю. Мне стало стыдно, я готов был сквозь землю провалиться. С тех пор эти помыслы меня больше не посещали. Я не понимал тогда, насколько важна молитва старца. Одним из первых данных мне батюшкой наставлений было пожелание всегда, когда читаешь утреннее правило, просить молитв своего духовного отца. Со временем, когда уже сам стал священником, я понял, что иереи приезжали к батюшке решать в основном церковные вопросы и редко личные. С годами и жизненным опытом пришло осознание того, что Господь по молитвам старца милует нас и посылает нам все необходимое» 171 .

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Перевод наш. 74 Кобзарь С., диак. Почему я не могу оставаться баптистом и вообще протестантом. – С. 45. 75 Новосёлов М.А. Догмат и мистика в православии, католичестве и протестантстве. М.: 2004. – С. 179. 76 Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию, § 2.11. – С. 806. 77 Городенцев, прот. Об иконопочитании. [Электронный ресурс] http://www.rusk.ru/st.php?idar=113909 78 Максимов Ю.В. Когда же всё это кончится? Некоторые размышления о протестантской антиправославной полемике на примере одной книги. [Электронный ресурс] http://mission-center.com 79 Оганезова М.А. О книге Павла Рогозина «Откуда все это появилось?». [Указ. Электронный ресурс] 80 Оуен Джон. Отступление от Евангелия. – СПб.: Миссия «Приди и помоги», 2005. – С. 38. 81 Ракман Питер С., доктор. Почему я не католик? Гл. 5. [Электронный ресурс] http://baptist.org.ua/ruckman/why_not_cath05.htm 82 Там же. 83 Подберёзский И.В. Бог. Вера. Общество. Личность. Мнение российского баптиста. – С. 119. 84 Илларион (Троицкий), архиеп. Христианства нет без Церкви. М.: Сретенский монастырь, 1999. – С. 44. 85 Варжанский Н. Доброе исповедание. Православный противосектантский катехизис. – М.: 1995. – С. 35. 86 Носов с. Папство и его борьба с православием. – М.: Стрижев-центр, 1993. – С. 17. 87 Фёдоров Владимир, прот. Православная миссиология на пороге третьего тысячелетия. [Указ. Электронный ресурс] 88 Варжанский Н. Доброе исповедание. Православный противосектантский катехизис. – С. 27. 89 Там же. – С. 30. Для сравнения, А.С. Хомяков считал недолжным задаваться вопросом, лишаются ли протестанты или латиняне вечного спасения? Это «Вопрос недостойный и узкий, обличающий сомнение в милосердии Всевышнего (вопрос, о котором, однако, часто долго и горячо спорили)». Хомяков А.С. Сочинения. М.: 1886, Т. 2. – С. 347. 90 Варжанский Н. Доброе исповедание. Православный противосектантский катехизис. – С. 39. 91 Там же. – С. 71. 92 Там же. – С. 72. 93 А те, кто «примкнули к этому явно душепогибельному еретическому скопищу», конечно же, идут в геенну (Тулупов Т.С.

http://azbyka.ru/teoreticheskie-osnovy-i...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010