Преподобный Антоний Великий и святитель Василий Великий жили в глубокой древности. Актуальны ли их советы для тебя, человека, который желает спасти свою душу в современном мире? Твердо уясни, что духовная сущность человека и путь спасения остаются неизменными на протяжении тысячелетий. Поэтому наставления древних святых имеют непреходящее значение. Встреча, изменившая жизнь Расскажу тебе о благочестивой христианке, одной из моих знакомых. Эта женщина крестилась вместе со своей сестрой-близняшкой в подростковом возрасте в конце советской эпохи. Однако к моменту крещения сознательной веры в них было мало. К Таинству их подвиг больше пример матери, незадолго до этого пришедшей к вере и принявшей Крещение. Первоначально сестры не испытывали никакого влечения к духовной жизни, пребывание на богослужениях их даже тяготило. Поворотным пунктом В церковной жизни сестер стало обретение духовника. Им стал один из известных в то время насельников Троице-Сергиевой Лавры. Как они его нашли? По их словам, у них сложилось впечатление, что он их ждал, когда они вошли в храм, где происходила исповедь. Постоянное общение с духовником, его духовное руководство заставили их по-новому взглянуть на себя и на свою жизнь. Духовник отличался строгостью. Однако именно это его качество, как считают сестры, повлияло на их духовное развитие. Он очень быстро смог развеять девичью мечтательность о собственной исключительности и показал девушкам всю глубину падения человеческой природы, свойственной в том числе и им самим. Строгость требований духовника не отпугнула сестер, недавно обретших не очень крепкую веру. Наоборот, духовная требовательность подстегнула формирование их личностей. Другим фактором, положительно повлиявшим на воцерковление девушек, явилось приобретение ими друзей-христиан. Ни в школе, ни в институте, где они учились, близких по вере им людей найти не удалось. Жить сестрам приходилось в некоторой духовной изоляции. Когда же они попали под окормление духовника, он сразу ввел их в круг своих духовных чад и девушки оказались среди большой церковной семьи, живущей одним духом и стремящейся к одним идеалам. Такое окружение, наряду с наставлениями духовника, значительно ускорило духовное формирование новообращенных христианок.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Ты, надеюсь, уже понял, какое важное значение имеют первые слова духовника, сказанные в ответ на твой вопрос. Именно они – от Бога, именно в них заключена Его воля, познать которую ты желал. Об этом говорил великий духовник земли Русской преподобный Серафим Саровский : «Первое помышление, являющееся в душе моей, я считаю указанием Божиим и говорю, не зная, что у моего собеседника на душе, а только верую, что так мне указывает воля Божия для его пользы» 108 . Мнения преподобного Серафима придерживались и другие святые духовники. Так, иерей Петр Петриков писал о праведном протоиерее Алексии Мечёве : «Воли своей он не навязывал даже своим духовным детям. Когда же просили у него на что-либо благословение, он говорил  обыкновенно свое мнение. Если же тот настаивал на своем, приводя доказательства, якобы опровергающие совет батюшки, то он, бывало, и согласится, и благословит, но мнение свое, которое всегда было единственно правильным, он высказывал лишь однажды» 109 . Видишь, как сами благодатные духовники ценили свой первый совет. Они дорожили им, потому что он исходил от Бога и не имел никакой примеси их человеческой воли. Эти духовники знали: чем их чадо будет пространнее рассказывать обо всех обстоятельствах дела, настаивать на своем мнении по поводу его решения, а они глубже вникать в проблему и больше рассуждать о ней, тем реальнее опасность привнесения в совет человеческого субъективизма и пристрастности. Советы, следующие за первым наставлением, могут быть более приятны сердцу духовного чада, но при этом менее для него приемлемы и полезны. По своему смирению духовники делают иногда уступки своим настойчивым чадам. Однако приносит ли напористость пользу этим людям? «Преподавая советы, преподобный Амвросий Оптинский не имел обыкновения настойчиво требовать, чтобы они непременно исполнялись, и никогда не связывал относившихся к нему каким-либо запрещением. И если видел, что совет кому-либо не по сердцу, всегда прибавлял: – Впрочем, смотрите сами и, как найдете для себя более удобным, так и поступите.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Может возникнуть вопрос: как же тогда относиться к крайне низким оценкам, которые давали себе публично или в своих творениях некоторые святые отцы? Во-первых, эти праведники, не знавшие лукавства, искренно считали себя самыми грешными людьми, и их уста говорили от избытка сердца. Во-вторых, многих подвижников благочестия еще при земной жизни почитали за святых, и поэтому они пытались своими негативными самооценками погасить пыл своих почитателей. В XIX веке на Валааме среди мирян большим уважением пользовался схимонах Иоанн. Они часто подходили к нему в церкви и просили его дать им наставление. На эти просьбы он обычно отвечал: – Что полезное хотите вы услышать от меня – бесполезного? Я – козлище, никуда негодное, пустосвят. Я вас всех прельстил; оделся в монашеское схимническое одеяние, как будто бы что и значу; ничего я не значу, все пустота, хочу только начало положить, да все не могу, никак со своей леностью не справишься. Однажды игумен Ионафан, испытывая отца Иоанна, жестоко укорил его по какому-то ничтожному случаю и назначил ему в наказание большое число земных поклонов. В ответ на это старец еще сильнее сам себя уничижил, встал на колени и попросил: – Мало мне этого, накажите больше! – Ну, что с тобой делать? – засмеялся игумен. – Ничем тебя не одолеешь: ты смирением все побеждаешь! Игумен применил испытанное средство для проверки смирения – внешнее уничижение. У праведного схимонаха Иоанна смирение оказалось истинным. Своим смиреннословием он боролся со своей славой среди мирян. Однако, что позволительно выдающимся подвижникам не всегда полезно для нас, простых христиан. Нам надо помнить святоотеческий совет: хвалят тебя или ругают – молчи, потому что отвечать и на то, и на другое не совместимо со смирением, и в этом проявляется гордость. Итак, подведем итог вышеизложенного. 1. Идя по пути приобретения смирения, нам надо внимательно наблюдать за собой: как бы от успехов не впасть в гордость. 2. Среди православных людей выработался некий стереотип поведения, одним из признаков которого является употребление в собственный адрес слов типа «грешный», «недостойный», «немощный» и т.п. Эти слова, когда выражают наше искреннее мнение о себе, не вредны, но беда в том, что чаще они остаются только словами, за которыми нет никакой внутренней сути. Подобное смиреннословие нам необходимо исключить из своего лексикона.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Пожалуйста, когда общаешься со своим духовником, всегда помни эти слова святителя Игнатия. Надеюсь, что и твой наставник будет оберегать тебя и все ваше духовное семейство от излишней привязанности к своей личности. Оберегать так, как, например, это делал святитель Афанасий (Сахаров ; 1887–1962). В июле 1962 года святителю исполнилось семьдесят пять лет. С августа владыка «начал говорить, что ему пора умирать. Когда однажды ему ответили, что близкие чада не перенесут разлуки с ним, он строго заметил: – Разве можно так привязываться к человеку? Этим мы нарушаем свою любовь ко Господу. Не одни ведь, а с Господом остаетесь» 189 . Предсказав заранее день и час своей кончины, святитель Афанасий мирно предал свой дух Богу 28 октября 1962 года. Видишь, как поступил истинный пастырь? Даже перед лицом смерти, перед разлукой со своими духовными чадами он ограждал их от малейшего проявления пристрастия к своей особе.                                                   Как узнать, что духовная семья живет полноценной христианской жизнью? Обрати внимание на дух, царящий в этой общине. Греческий церковный писатель архимандрит Херувим (†1979) оставил замечательные воспоминания о подвижниках и духовниках, живших в середине прошлого века на горе Афон. Один из них, отец Елевферий, отличался евангельской простотой и необыкновенным чистосердечием. Эти добродетели он передал и своим духовным чадам. В его маленькой духовной семье царила атмосфера перво-христианской любви, простоты и кротости. У всех было одно сердце и одна душа ( Деян. 4:32 ). Архимандрит Херувим пишет: «На их лицах выражалась христоподражательная любовь и доброта, так что возникало чувство постоянного мира, которое при общении с ними проникало со всей своей силой до самых глубин. Действительно, насколько образ, жизнь и внутреннее состояние старца духовного отца влияет на жизнь всех членов общины! Это влияние является и физическим, и сверх-физическим» 190 . Преподобный Леонид Оптинский, возглавляя многочисленное духовное семейство, очень заботился о духовной атмосфере внутри него. Преподобный Леонид «особенно увещевал учеников своих хранить между собою взаимную любовь, мир и единомыслие. Часто он повторял трогательные слова Христовы: По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою ( Ин. 13:35 ); и это были его любимые слова к близким своим ученикам» 191 .

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

От идеи восстановления монастыря в прежнем виде пришлось отказаться. По мнению искусствоведов и историков, архитектурный ансамбль Николаевского Малицкого монастыря ко времени его упразднения включал в себя разностильные строения, складывавшиеся с конца XVII до начала ХХ вв. Полного описания и результатов обмера большинства разрушенных зданий не сохранилось. В ту пору будущий настоятель монастыря побывал на Афоне и его не оставляло желание перенести частичку святогорского благочестия на тверскую землю. После долгих размышлений за основу первого монастырского храма было решено взять храм Святого Пояса Богородицы Ватопедского монастыря, размеры которого примерно совпадали с размерами церкви Покрова Пресвятой Богородицы Николо-Малицкого монастыря. К середине 2008 г. архитектором Михаилом Будкиным был разработан проект будущего храма с использованием опубликованных планов церкви в Ватопеде. 4 сентября того же года состоялась торжественная закладка церкви в присутствии архиепископа Тверского и Кашинского Виктора, который совершил молебен. В конце 2008 г. игумен Борис, ставший к тому времени наместником действующего Николаевского Малицкого монастыря, поселился в обители. Богослужения в монастыре с тех пор стали проводиться ежедневно. К этому времени был восстановлен братский корпус, построено здание трапезной, на втором этаже которой устроены кельи. В ноябре 2009 г. над куполом Покровской церкви был установлен крест. В мае 2010 г. завершилось строительство колокольни, вскоре была построена каменная ограда с четырьмя башнями. На средства благоустроителей в городе Бежецке были отлиты 15 колоколов. 1 июня 2012 г., в день Святой Троицы, в полностью построенной Покровской церкви была отслужена божественная литургия. Ранее, в 2010 г., по благословению архиепископа Виктора, из собора Белая Троица в Николо-Малицкий монастырь была возвращена главная святыня – чудотворный образ Святителя Николая. Весной 2016 года по восточной стороне Николаевского Малицкого мужского монастыря было начато строительство нового братского корпуса. 29 октября 2017 года после богослужений братия и прихожане имели радость присутствовать на установке купола и креста на главку домовой церкви братского корпуса, церкви в честь Преподобных Отцов, во Святой Горе Афонской просиявших. Молебен и освящение креста совершил настоятель обители игумен Борис (Тулупов). Все было подготовлено и четко организовано – купол в мгновение ока взлетел и накрыл главку церкви. Крест поднимался на купол под пение всеми присутствующими «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко…». Вот и свершился еще один важный этап в возрождении поруганной святыни.

http://sobory.ru/article/?object=04650

После освящения архиерей возглавил в храме Божественную литургию. Его Высокопреосвященству сослужили секретарь Тверской епархии, настоятель Николаевского Малицкого мужского монастыря в Тверской области игумен Борис (Тулупов), и.о. настоятеля Новоторжского Борисоглебского мужского монастыря в Тверской области архимандрит Амфилохий (Желябовский), наместник Старицкого Успенского мужского монастыря в Тверской области игумен Дамаскин (Леонов), благочинный Всехсвятского округа Московской епархии протоиерей Сергий Дикий, и.о. благочинного Вышневолоцкого округа Тверской епархии священник Игорь Киричук, клирики храмов Вышневолоцкого благочиния. За Литургией молились настоятельница Казанского Вышневолоцкого монастыря игумения София (Сухова) с сестрами обители, настоятельница Екатерининского женского монастыря г. Твери игумения Иулиания (Ритониеми), настоятельница Вознесенского Оршина женского монастыря в Тверской области игумения Евпраксия (Инбер), настоятельница Николаевского Клобукова женского монастыря в Тверской области игумения Варвара (Иванова), паломники из разных регионов России. В храме присутствовали министр культуры Тверской области К.О. Лаврова-Глинка, глава Вышневолоцкого городского округа Н.П. Рощина, помощник генерального директора госкорпорации «Роскосмос», ктитора обители Ю.И. Борисова Н.В. Елина, заместитель генерального директора ООО «РК " Ингрия " » И.В. Афанасьев, руководитель проекта ООО «РК " Ингрия " » А.В. Артушников. После чтения Евангелия митрополит Амвросий произнес проповедь. «Мы должны помнить о своей равнозначности и равноценности перед Богом. Он всех нас любит одинаково и одинаково для всех желает спасения. Он ради каждого из нас, ради каждой женщины и каждого мужчины восшел добровольно на Крест, принял смерть и воскрес. Он заплатил высокую цену за наше равенство перед Ним. А потому всякий раз, когда мы видим пренебрежительное отношение к другому человеку по какому-либо поводу, по признаку пола или возраста, или социальному статусу, национальности, или по политическим взглядам, — мы должны помнить, что это не от Бога и не к Богу ведет. Это результат грехопадения. Давайте помнить об этом и, как христиане, всякого человека — мужчину и женщину, бедного и богатого, заслуженного и простеца — считать равным Богу и через это — равным себе, даже большим, чем мы сами. Потому что Христос Своими действиями и словами учит нас именно этому: все в Нем равны, все одинаково достойны, все Им любимы и всем Он хочет спасения до такой степени, что вочеловечился, пострадал, принял смерть и воскрес, пообещав воскресить всех нас в последний день», — сказал, в частности, архиерей.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Заповеди однозначно говорят, что нам делать, чтобы спастись. Но жизненные ситуации бывают иногда столь неоднозначны, что и сам духовник колеблется в том, какое решение проблемы будет оптимальным для его духовного чада. Вот, после раздумья и молитвы, он находит, как ему кажется, самое верное решение. Однако истинно ли оно на самом деле? Как это узнать? Однажды архимандрит Епифаний (Феодоропулос) доверительно сказал своим духовным чадам: – Часто, когда вы исповедуетесь и рассказываете о своих трудностях, я стараюсь подготовить для вас какой-то ответ. Но, начиная говорить, произношу совсем иное. Вот свидетельство того, что здесь действительно совершается Таинство 103 . Обрати внимание, как много значит молитва духовника и его забота о своем чаде. Воистину, взаимоотношения между духовником и его паствой являются таинством, в котором действует благодать Божия. Она явно обнаруживает свое влияние на духовника, когда тот неожиданно для самого себя произносит то, что не собирался говорить. Так Господь Сам решает неоднозначность ситуации и вносит Свои божественные коррективы в наставление духовника. По слову пророка Давида, Божия заповедь безмерно обширна ( Пс. 118:96 ). Однако, когда необходимо, Господь через нежданный благодатный ответ духовника как бы сужает значение заповеди и она становится вдруг очень конкретна и локальна. Преподобный иеросхимонах Алексий Зосимовский на склоне своих лет говорил: – Если я сделал кому доброе, то это не я сделал, а сила Божия, которая мне помогла. Часто, например, мне задавались трудные и неудоборешимые вопросы и я не знал, что мне сказать, но Господь в те минуты вразумлял меня и вкладывал в уста мои нужный ответ, так что я потом сам удивлялся тому, как вышел из затруднительного положения. Я всегда говорил и говорю, что без помощи Божией и без воли Божией ничего доброго не делается 104 . Заметь, что сами духовники удивляются своим неожиданным ответам. Очень показательно! Не правда ли? А как духовнику не удивляться, если совет, в который он вложил все свое знание духовной жизни и весь свой опыт, вдруг оказывается неверным для конкретного человека, стоящего перед ним? И при этом духовник из собственных уст слышит истинный ответ, который дает Сам Господь. Такому чуду изумляются даже люди, постоянно пребывающие с Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Тебе надо знать еще об одной опасности, часто возникающей во взаимоотношениях между чадом и духовником. Иначе ты можешь допустить ошибки и понапрасну потратить то драгоценное время, которое будешь проводить с твоим наставником. Что я имею в виду? Неоправданную любознательность. Иногда мы начинаем относиться к своему духовнику словно студенты к маститому профессору. Задаем ему вопросы на интересующие нас темы и спрашиваем его мнение по актуальным для современного общества проблемам. Сами того не замечая, мы подчас обращаемся со своим наставником как с некой аудиоэнциклопедией, которая при нажатии кнопки тотчас должна озвучить нам соответствующий раздел. По мнению некоторых людей, в таком отношении к духовнику вроде бы ничего плохого и нет. Мы же, считают они, должны при общении с духовником обогащаться знаниями о духовной жизни! Да, это так. Но только главное значение духовника заключается совсем в другом. Знания можно черпать из книг. Наставник же предназначен для непосредственного, живого руководство нашей духовной жизнью. Преподобный Антоний Оптинский (Путилов) рассказывал, что в молодости он, как и все молодые люди, был малоопытен в духовной жизни. Иногда он задавал вопросы своему старцу из чистого любопытства. Ему было интересно, что ответит духовный отец на его очередной вопрос. Молодой человек как бы искушал духовника. Однако, вспоминал преподобный Антоний, на легкомысленные вопросы следовали ответы, не доходившие ни до его ума, ни до его сердца. Беседы с наставником не приносили ему никакой духовной пользы. С течением времени он понял свою ошибку и стал вести себя совсем по-другому. На склоне своих лет, основываясь на собственном опыте, преподобный Антоний говорил своим ученикам: – Если положишь на сердце, что услышишь от старца ответ Бога Самого, то и Бог известит, и совсем человек другой станет, и услышишь, чего не ожидаешь 117 . Советую тебе всегда помнить это наставление преподобного Антония. Точное исполнение наставлений Став опытным духовником, преподобный Антоний Оптинский относился к наставлениям, которые давал своим духовным чадам, очень серьезно 118 . «Общее правило отца Антония, равно как и всех духовных старцев, было такое, чтобы без вопроса никому не предлагать своих советов, считая это не только бесполезным, но и вредным празднословием. Вместе с тем отец Антоний зорко следил за вопрошавшими: если кто предлагал вопросы не по душевной потребности, а из пытливости или подобных побуждений, в таком случае ничего не отвечал» 119 .

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Отказываясь от высоких должностей, святые в то же время весьма уважительно относились к самому понятию власти. В церковной и в государственной системах управления, основанных на методах подчинения одних людей другим и всех вместе общим законам, отцы Церкви усматривали богоустановленный порядок. Причем они считали, что этот принцип на земле есть подобие иерархического устройства Небесного Царства. Поэтому, уклоняясь от власти как от неудобоносимого для личного спасения бремени, праведники по необходимости все же занимали видные посты в Церкви и государстве, принимая во внимание общественные интересы. В своей деятельности на высоких должностях святые всегда руководствовались словами Господа: « Кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих » ( Мф. 20, 27–28 ). Занимая какой-либо значительный пост, смиренные подвижники считали себя орудиями воли Божией. Их отношение к подчиненным было исполнено любви и милосердия. Достаточно послужив общественному благу, они нередко оставляли свои должности и занимали какое-нибудь скромное место среди простых людей, особенно если их смиренномудрию грозила опасность. На Афоне в разные времена в безвестности подвизалось несколько подвижников, до удаления на Святую гору занимавших видные должности. Среди них были даже патриархи. Так, святитель Нифонт, патриарх Константинопольский, тайно пришел под видом поселянина в афонский монастырь святого Дионисия. Здесь ему поручили ухаживать за рабочим скотом и определили его в погонщики мулов. Через некоторое время, когда святитель Нифонт в лесу заготавливал дрова для монастыря, игумену в видении явился святой Иоанн Креститель и сказал: – Собери братию и выйдите навстречу патриарху Нифонту. Высота смирения его да будет образцом для вас. Он – патриарх, а снизошел до состояния одного из ваших рабочих. Пораженный видением, игумен долго не мог прийти в себя. Потом он собрал братию и рассказал о явлении Предтечи Господня. Когда святитель возвращался с послушания и подходил к церкви, все монахи устроили ему величественную встречу по патриаршему чину. Тронутый до глубины сердца неожиданным торжеством, святитель перед всеми упал на землю и заплакал.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Однажды епископ Переяславский Сильвестр рассказал князю Потемкину о высокодуховной жизни старца иеромонаха Клеопы. Светлейший князь, пожелав видеть его, тотчас послал за подвижником собственную карету. Спустя непродолжительное время между монахом и знаменитым вельможей состоялась беседа. Клеопа очень понравился Потемкину. Светлейший даже захотел представить его государыне императрице, но старец счел для себя за лучшее поскорее удалиться в свою Введенскую пустынь. По дороге на него напал солдат и жестоко избил. Офицер, знакомый Клеопе, увидел это и хотел наказать солдата, но старец упросил его: – Не троньте солдата – Бог приказал! Клеопа, не тщеславься! Ездил в карете! Был во дворце! Опытный наставник, старец Клеопа внимательно следил за духовным состоянием насельников своего монастыря и предпринимал все необходимые усилия для решения их внутренних проблем. Как-то раз один послушник объявил, что был удостоен чудесного видения. Отец Клеопа велел инокам поругать его. Послушник, не снеся поношения, смутился, пришел к старцу Клеопе и сказал: – Я не могу жить: меня оскорбляют! – Как же ты говоришь, что удостоился видения, а не можешь терпеть? – спросил старец. – Ты, брате, стало быть, в прелести. Под голову камень класть, поститься, на голой земле спать – это пустое. «Научитесь от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем» – сказал Господь, а чудеса и явления – это необязательно. Подобным образом иеросхимонах Лев Оптинский вразумлял своих учеников, иногда впадавших в восторженную мечтательность. Был в Оптиной один брат, который часто докучал отцу Льву просьбой дозволить ему носить вериги. Старец, который лично снял вериги с очень многих своих духовных чад, долгое время объяснял брату, что не в веригах спасение. Наконец, желая проучить его, отец Лев позвал монастырского кузнеца и сказал ему так: «Когда придет к тебе такой-то брат и будет просить тебя сделать ему вериги, дай ему хорошую пощечину». Через недолгое время брат, в очередной раз приставая к отцу Льву, услышал от него:

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010