Пифагорейская идея о числе как первоначале всего сущего довольно-таки сложна, и сам Пифагор часто объяснял её на свойственном ему языке. В частности, все числа он делил на чётные и нечётные. Все они происходят из единицы, которая объединяет в себе все числа и является началом всего мира. Единица – это символ единства, тождества, равенства, целости. За единицей идёт двоица, которая символизирует различие, неравенство, изменчивость, всё то, что состоит из частей. Троица – это то, что имеет середину, т.е. всё совершенное. А наиболее совершенным числом является десятка. Как все числа делятся на чётные и нечётные, так и всё в мире подчиняется этим числам. Все в мире состоит из противоположностей: нечётное – чётное, предел – беспредельное, единое – многое, правое – левое, мужское – женское, светлое – тёмное, хорошее – плохое. Всё существует в силу гармонии этих противоположностей. Когда перевешивает одна из противоположностей, возникает отсутствие гармонии, что в человеке, в частности, проявляется как болезнь. §3. Гераклит Гераклит Эфесский, один из самых загадочных и непонятных философов античности, родился в городе Эфесе в Ионии. Дату рождения можно также высчитать по его акмэ, которое, как указывает Диоген Лаэртский, приходится на 504–501 гг. до Р. Х. Следовательно, он родился ок. 540 г. до Р. Х. и жил, как указывают биографы, около 60 лет. По некоторым данным, Гераклит имел благородное происхождение, принадлежал к царско-жреческому роду, но отказался от царствования, передал его брату, а сам ушёл в горы, где жил отшельником. Впоследствии, заболев водянкой, Гераклит спустился в город, однако, будучи не совсем хорошего мнения о людях, не мог сказать причину своей болезни и спрашивал загадками у врачей, смогут ли они превратить ливень в засуху? Врачи, конечно же, не поняли, что он имел в виду просьбу излечить его от водянки, и поэтому Гераклит попытался заняться самолечением: зарылся в навоз, надеясь, что тепло, исходящее от навоза, излечит его. О том, что произошло далее, существуют разные версии: по одной – навоз застыл, и Гераклит не смог выбраться и так умер; по другой версии – на него напали собаки и разодрали его. Но так или иначе, в возрасте 60 лет Гераклит умер от водянки.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor-Lega/is...

Все существует в силу гармонии этих противоположностей. Когда перевешивает одна из противоположностей, возникает отсутствие гармонии, что в человеке, в частности, проявляется как болезнь. §4. Гераклит Гераклит Эфесский (ок. 540 – ок. 480) имел благородное происхождение, принадлежал к царско-жреческому роду, но отказался от царствования и ушел в горы, где жил отшельником. Ему принадлежит сочинение «О природе», в которой говорится о вселенной, государстве и божестве. Умению самостоятельно рассуждать Гераклит придавал большое значение: «Многознание уму не научает», – писал он. Гераклит оказал большое влияние на последующую философию. Цитируют его и Платон, который непосредственно испытал влияние Гераклита, и Аристотель, и, что немаловажно, многие отцы и учители Церкви. В философии Гераклита можно выделить некоторые основные положения: это учение о всеобщем изменении, о противоположностях, о логосе, о природе и о человеке. Все сущее, согласно Гераклиту, постоянно изменяется, так что «дважды нельзя войти в одну и ту же реку». Подлинное бытие не постоянно, а непрестанно изменяется. Все переходит из одного в другое. Гераклит приводит этому множество примеров: ночь переходит в день, жизнь переходит в смерть, болезнь переходит в здоровье, и, наоборот, даже боги (конечно же, олимпийские) смертны. Собственно говоря, что такое боги? Как сказал Гераклит, боги – это бессмертные люди, а люди – это смертные боги. Поскольку все вещи переходят друг в друга, то каждый раз одна и та же вещь является и не является самой собой. Поэтому вещи всегда несут в себе противоположные свойства. Если день переходит в ночь, а ночь переходит в день, то когда-то одновременно существует и день и ночь. Поэтому все в мире полно противоположностей, находящихся друг с другом в гармонии: «Враждебное находится в согласии с собой: перевернутое соединение, как лука и лиры». Первоначалом мира, по Гераклиту, является огонь. Мир не вечен и через каждые 10800 лет сгорает. Из огня возникает следующий мир. Космос в целом вечен, его «не создал никто из богов, никто из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живой огонь, мерно возгорающий, мерно угасающий» Все это происходит не случайно.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor-Lega/re...

Что касается до отношения других древних философов к Орфикам, то в древности некоторые высказывали мнение, что Гераклит эфесский заимствовал многое от Орфея и учителя его Лина 157 . Климент александрийский приводит изречения Гераклита сопоставляя их с орфическими стихами (Strom. VI, р. 624). Лобек не соглашается с этим и говорит, что если есть некоторое сходство в мнениях Гераклита с Орфиками, то оно было случайным явлением; если же оно не было случайным и образовалось через заимствование, то вероятнее думать, что орфические поэты подражали Гераклиту, нежели наоборот Гераклит, гордый и презиравший поэтов, заимствовал что-либо у Орфиков 158 . Но против этого можно заметить, что господствующее и сделавшееся общим мировоззрение неотразимо действует на умы; что орфическое мировозрение во время Гераклита и было такой силой, подчинившей себе даже такие развитые и независимые умы, как умы философов, и что наконец для Гераклита, по самому направлению его мышления и свойству его принципа, не было основания относиться враждебно и отрицательно к мировоззрению Орфиков. Возьмем классическое изречение Гераклита: «мы живем смертью душ, они живут нашей смертью» 159 . Филон передает его так: «прекрасно говорит Гераклит, следуя в этом учению Моисея: мы живем их смертью и умираем их жизнью, как именно теперь, когда мы живем, душа умерла и погребена в теле, как в темнице (ως ον ν σματι τ σματι ντετυμμευμνης); но когда мы умираем, душа живет собственной жизнью и освобождается от зла и мертвого связанного с ней тела» 160 . Слово σμα здесь указывает на такое же сопоставление его у Платона, возводимое последним к орфическому представлению 161 . Лассаль 162 отвергает это сходство Гераклита с Орфиками по другому побуждению, именно по разности их принципов. Орфики смотрят на жизнь и смерть с религиозно-нравственной, Гераклит напротив – с философской стороны. Гераклит смотрит на жизнь и смерть как на две стороны одного и того же физического процесса, в котором душа то обособляется от общей жизни природы, то сливается с ней; след. как между душой и природой, так между жизнью в теле и последующей вовсе нет метафизической противоположности, но только физическая – двух состояний, развивающихся по всеобщему закону природы, как молодости и старости, сна и бодрствования и проч.». Живой и умерший одно и то же, потому что этот превращается в того и тот опять в этого. Но это значит только, что Гераклит возвел религиозное мировоззрение Орфиков в философский принцип; между тем существенное у Орфиков остается и у Гераклита. Боги, бестелесные духи, умирая становятся человеческими душами; души, умирая, т. е. отделяясь от тела, становятся богами или демонами (νϑρωποι ϑεο ϑνητο, ϑεο τ’ νϑρωποι ϑνητοι, ζντες τν εινων ϑνατω, ϑνσοντες τν εινων ζων). Но что он душам, по отделении от тела, приписывал дальнейшее существование в аиде, это видно из многих его фрагментов. (Zeller, Philosophie der Griechen, Th. I, S. 582).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

IV. ЭСТЕТИКА ОБЩЕМАТЕРИАЛЬНОГО КОНТИНУУМА, ГЕРАКЛИТ 1. Вступление 1. Место Гераклита Относительно Гераклита имеются две хронологические версии. Более достоверная относит время расцвета его творчества к 504 – 501 гг., вторая – к 460 – 459 – 456 – 455 гг. до н.э. Гераклит принадлежал к знатному эфесскому роду; от своей должности басилевса он отказался в пользу брата. К своему городу Гераклит питал чувство ненависти и презрения, так как эфесяне изгнали его брата Гермодора, которого он считал лучшим человеком. В древности славился труд Peri physeos " О природе " (название не принадлежит самому Гераклиту) . Дильс считает, что это произведение сплошь состояло из афоризмов. Установившееся за Гераклитом прозвище " Темный " нельзя объяснить ни преднамеренной неясностью (как думал Цицерон, De finib. II 5, 15), ни стилистической небрежностью (как думали античные риторы вслед за Аристотелем Rhet. III 5), ни желанием заставить своих читателей плодотворно потрудиться над его сочинением (как думал Плотин IV 8, 1). Это эсхило–пиндаровская, архаически–торжественная темнота, за которой скрыт тщательно выработанный стиль . Этот стиль неотделим от самой философии и эстетики Гераклита и требует специального изучения. Он придает новый смысл тому общему гераклитовскому учению, которое, как и вся классическая эстетика, трактует о живых стихиях, об их вечном становлении, о наличии в них устойчивых моментов. Вместе с этим выясняется и отношение Гераклита к рассмотренным выше элейцам и милетцам. Все они – и элейцы, и милетцы, и Гераклит – учат о всеобщем становлении вещей, о всеобщей непрерывности и о сплошном континууме, в котором тонут отдельные вещи и категории. Но элейцы выдвинули на первый план самое понятие непрерывности, или континуума, отставивши раздельную и подвижную множественность вещей на второй план, поскольку она оказалась у них предметом только чувственного ощущения, но никак не познания путем разума. Милетцы тоже признают всеобщий континуум, но они конструируют его путем непрерывного перехода одних элементов материи в другие. У них, таким образом, материал в своих элементах фиксируется уже более определенно, хотя и взаимное превращение в одном непрерывном потоке остается незыблемым. Гераклит идет еще дальше в выдвижении на первый план отдельных изолированных вещей. Это уже не просто элементы вещей, а самые вещи. И тем не менее все эти вещи, при всех их взаимных различиях, все же необходимо вечно и непрерывно переходят у него одна в другую, так что общий космический континуум все равно остается незыблемым. Поэтому эстетику Гераклита и нужно назвать эстетикой общематериального континуума, имея в виду взаимное и непрерывное превращение у него не только элементов вещей, но и самих вещей, как бы они ни были между собою различны.

http://predanie.ru/book/219660-iae-i-ran...

Особенно интересно сравнить книгу Доддса с новейшей рационалистической обработкой греческой философии у G.Boas. Rationalism in Greek philosophy. Baltim., Lond. Oxf., 1962. Cp. A.Rivier. Sur le rationalisme des premiers philosophes grecs. (Revue de Theologie et de Philosophie, 3 Ser. V, 1955, 1 15, Lausanne). Полезные сведения читатель найдет также в книге C.Diano. Forma ed evento. Principii par una interpretazione del mondo greco. Venezia, 1952; K.Joel. Der Ursprung der Naturphilosophie aus dem Geiste der Mystik. Jena, 1906 (несмотря на неправильность исходной позиции, этот автор дает много очень важных наблюдений относительно стиля древнейшей натурфилософии). P.Haeberlin. Zum Ursprung der Naturphilosophie aus dem Geiste der Mystik (Festschr. Joel, стр. 121 — 141, Basel, 1934): W.Jaeger. Die Theologie der fruhen griechischen Denker, Stuttg., 1953 (ср. С.И.Данелиа. Научное знание в представлении Гераклита, Тифлис, 1935). Все эти работы весьма полезны для понимания борьбы идеализма и материализма в античности. Для этих же целей необходимо указать и те работы, которые отчасти были указаны у нас выше в своем месте. Среди них необходимо иметь в виду все работы, указанные выше в главе о Гераклите, и особенно работу М.А.Дынника. Диалектика Гераклита Эфесского. М., 1929; его же. Очерк истории философии классической Греции, М., 1936, стр. 54 — 76; Ф.Х.Кессиди. Диалектика и материализм в философии Гераклита Эфесского ( " Вопросы философии " , 1953, ? 5). Тому же автору принадлежит весьма ценная работа по Гераклиту, как раз содержащая в себе анализ специально эстетических взглядов этого философа в связи с его миропониманием, — Ф.Х.Кессиди. Философия и эстетические взгляды Гераклита Эфесского. М., 1963. См. литературу в статье " Гераклит " I тома " Философской энциклопедии " , 1960. Также очень важны работы по Демокриту: А.О.Маковельский. Древнегреческие атомисты, Баку, 1946, а также многочисленные работы о Демокрите, принадлежащие С.Я.Лурье. Интересны работы: В.Е.Тимошенко. Материализм Демокрита, М., 1959; В.Ф.Асмус. Демокрит. М., 1960. Без внимательного рассмотрения того, как соотносится идеализм и материализм в античной эстетике, изучение последней является почти бесполезным.

http://predanie.ru/book/219660-iae-i-ran...

52. Ср. также Cic. De Invent. II 1, 1; Dionys, Hal. De prisco script. cens. 1. 53. В.И.Ленин. Соч., т. 38, стр. 253. 54. О том, что беспредельное Анаксимандра не является отрешенным от вещей и от их становления, а, наоборот, всякое движение, и, в частности, мировое кругообращение, совершается на лоне беспредельного, постоянно из него выделяясь и в него разрешаясь, очень хорошо показал М.И.Каринский в своей известной работе " Беспредельное Анаксимандра " ( " Журнал Министерства народного просвещения " , 1890, июнь, стр. 250). 55. Относительно термина physis необходимо сказать, что он меньше всего означает " природу " в нашем понимании этого слова. Понять этот термин можно только из греческого глагола phyzphyesthai ( " рождать " , " рождаться " ). Поэтому Peri physezs мы бы перевели " О сушествующем " (или о вещах, о природе вещей с точки зрения их происхождения, возникновения). 56. Диоген Лаэрций (IX 16) приводит эпиграмму, где говорится, что для мистов эта гераклитовская темнота была бы яснее солнца. О стиле Гераклита см. E.Norden. Die antike Kunstprosa. I. 1898, стр. 18 сл., 23 сл.; B.Snell. Die Sprache Heraklits. Hermes. 1926, LXI, 353 — 381; H.Frankel. Wege und Formen fruhgriechischen Denkens. Munchen, 1960, S. 253 — 283; C.Ramnoux. Vocabulaire et structures de pensee archaique chez Heraclite. These, Р. 1959. 57. Написать историю разных пониманий Гераклита является настоятельной и увлекательной задачей. Подготовительными работами к такой истории гераклитизма являются: E.Howard. Heraklit und seine antiken Beurteiler. Neue Jahrb. f. d. Klass. Altert. 1918, 81 слл. J.Draseke. Patristische Heraklitosspuren. Arch. f. d. Gesch. d. Philos. 1894. VII. 158 слл.; М.А.Дынник. Диалектика Гераклита Эфесского. М., 1929, стр. 135 — 167 (Критический обзор пониманий гераклитовского Логоса). 58. E.Loew. Ein Beitrag zum heraklitisch — parmenideischen Erkenntnisproblem. Arch. f. d. Gesch. d. Philos. XXXI (XXIV N. F.) 65 слл. 59. Об образе реки, который очень важен для всех античных авторов, излагающих Гераклита, см. C.Ramnoux, ук. соч., стр. 223 — 231, 251 — 458.

http://predanie.ru/book/219660-iae-i-ran...

И наконец, когда Гераклит говорит о закономерности, он разумеет под ней не просто «естественный» факт. Этот вселенский закон философ впервые называет Логосом, термином очень широким по значению. Его можно перевести и как «слово», и как «мысль», и как «закон», и как «разум» [ 35 ]. Логос у Гераклита — это начало, определяющее все процессы быстротечного мира, рациональная его сущность, сходная с тем, что человек сознает в себе как разум. Эту родственность мышления и «скрытой гармонии» космоса философ подчеркивает, называя и то и другое Логосом. «Идя к пределам души, их не найдешь, даже если пройдешь весь путь: таким глубоким она обладает Логосом»; «душе присущ самообогащающийся Логос». И по аналогии с человеческим разумом Логос мира проявляет себя как «замысел, устроивший все» [ 36 ]. Источником Логоса, по учению Гераклита, несомненно является вселенский Огонь. Мудрец неохотно называет его Богом; ведь слово «Бог» для грека было слишком связано с персонажами мифологии. Однако, когда нужно показать, что верховный Разум превосходит мысль человека, Гераклит прибегает к слову «Бог». «Мудрейший из людей, — говорит он, — обезьяна перед Богом» [ 37 ]. При всем этом для Гераклита-натурфилософа Божество не есть живое личностное начало, но скорее всего Сила, неотделимая от самого космоса. Как и Ксенофана, эфесского мудреца можно назвать пантеистом. С этим согласны и материалистические его толкователи. Тем более странной является их попытка втиснуть Гераклитово учение в свои рамки с ярлыком «стихийного материалиста» [ 38 ]. Этому противоречит не только самая суть философии эфесца, но и весь стиль его мышления. Он не был мистиком, но его мировоззрение пронизано чувством священного благоговения перед Высшим.   Древние говорили, что Гераклит «устранил из Вселенной покой и неподвижность»; из этого впоследствии делали, казалось бы, законный вывод: Парменид и Гераклит — антиподы. Более того, Гераклит тем самым оказывался каким-то исключением в истории античной мысли, которая представляла основу бытия статичной. Однако это выпадение Гераклита из общей традиции не было полным. Утверждая, что в мире нет ничего постоянного, философ, тем не менее, усматривал за изменчивой панорамой нечто вечное и постоянное. То был божественный Огонь, на который «обменивалось все» [ 39 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Однако кого же Диоген называет обособленными философами в IX и X книгах? Здесь можно только развести руками, когда мы вдруг узнаем, что под таким обособленным философом Диоген имеет в виду не кого иного, как общеизвестного Гераклита Эфесского, которому посвящена у него значительная часть IX книги (IX 1 –17). Мы тут уже не будем доказывать ту общеизвестную истину, что Гераклит является хотя и очень оригинальным, но все-таки типично ионийским философом. Мы только укажем на то, что Диоген сам не может здесь свести концы с концами и характеризует Гераклита весьма разнообразно. С одной стороны, Диоген говорит, что Гераклит ни у кого не учился и что всю свою философию он создал только путем личного самопознания, а с другой стороны, тут же сообщает, что Гераклит был слушателем Ксенофана (IX 5). Однако Ксенофан, один из основателей элейской школы, отрицавший всякую подвижность бытия, едва ли мог быть учителем того философа, который в основном как раз и учил о вечной подвижности бытия. Одиночкой не являлся Гераклит и в том смысле, что, по сообщению самого же Диогена, у него были многочисленные толкователи, последователи и даже перелагатели его прозы в стихи. Эти последователи Гераклита тут же и перечисляются (IX 15 –16). Следующую за Гераклитом группу философов Диоген характеризует как школу Ксенофана (IX 18 –20), Парменида (IX 21 –23), Мелисса (IX 24), Зенона Элейского (IX 25 –29), то есть как то, что мы называем элеатами. Значит, элеаты, по Диогену, тоже являются обособленными философами. Но как же это можно такую огромную группу досократовских натурфилософов, как мощная школа элеатов, именовать вдруг группой каких-то обособленных философов, то есть ничем не связанных ни между собой, ни с другими досократовскими группировками? Не менее удивительно и то, что к этим обособленным философам вдруг почему-то отнесены атомисты Левкипп и Демокрит (IX 30 –49), хотя тут же сам Диоген сообщает, что Левкипп был слушателем Зенона (IX 30), а Демокрит кроме магов и халдеев еще учился у Левкиппа, предположительно у Анаксагора, а главное, по Диогену, «был приверженцем пифагорейцев, да и о самом Пифагоре он восторженно упоминает в книге, названной его именем» (IX 34 –38).

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/o-z...

Подготовка христианства в греческой философии. М., 1908. 14. Рассел Б. История западной философии. М., 1959. 15. Трубецкой С. Метафизика в древней Греции. М., 1890. 16. Трубецкой С. Учение о Логосе в его истории. М., 1906. 17. Трубецкой С. История древней философии, т. I—II. М., 1906, 1908. 18. Целлер Э. Очерк истории греческой философии. М., 1913. 19. Adamson Т. H. Development of Greek Philosophy. London, 1908. 20. Benn A. W. The Greek Philosophers. London, 1914. 21. Bultmann R. Primitive Christianity in its Contemporary. London, 1964. 22. Copleston F. A History of Philosophy. P. I—II. Greece and Rome. N. Yi 1962. 23. Joel К. Geschichte der antiken Philosophic, 1921. 24. Stenzel J. Metaphysik des Altertums, 1921.   5. ДОСОКРАТОВСКИЙ ПЕРИОД ФИЛОСОФИИ ГРЕКОВ Источники 1. Гераклит. Фрагменты. Пер. В. Нилендера. М„ 1910. 2. Лурье С. Демокрит. Тексты. Перевод. Исследования. Л., 1970. 3. Дынник М. Материалисты древней Греции. М., 1955. 4. Маковельский А. Досократики, т. I—III. Казань, 1914, 1916, 1919. 5. Diels H. Fragmente der Vorsokratiker, 1960.   Литература 1. Бергер А. Анаксагор и афинская демократия. — ВДИ, 1966, 2. Блонский П. Этюды по истории ранней греческой философии. М., 1914. 3. Брентано Т. Древние и современные софисты. СПб., 1886. 4. Введенский А. Об условиях возникновения греческой философии. Харьков, 1912. 5. Волков Г. У колыбели науки. М., 1971. 6. Гершензон М. Гольфстрим. Пг., 1922. 7. Данелиа С. Древние пифагорейцы. — «Труды института философии АН Гр. ССР», Тбилиси, 1961. 8. Дынник М. Диалектика Гераклита Эфесского. М., 1952. 9. Каринский М. Бесконечное Анаксимандра. СПб., 1890. 10. Кессиди ф. Философские и эстетические взгляды Гераклита Эфесского. М., 1963. 11. Кессиди Ф. От мифа к логосу (Становление греческой философии). М, 1972. 12. Кобылина М. Милет. М., 1965. 13. Дейкфельд Г. Древнеионийская философия, 1901. 14. Лосев А. История античной эстетики. Период архаики. М., 1963. 15. Макмельский А. Досократовская философия, т. I. Казань, 1918. 16. Макмельский А.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

37.  Гераклит. Фрагменты, 83. 38. См.: Ф. Кессиди. Философские и эстетические взгляды Гераклита Эфесского, М., 1963, где признается пантеистический характер учения Гераклита, с. 114. 39. «Гераклит всячески подчеркивает пребывание в смене, постоянство в изменении» ( А. Лосев. История античной эстетики. М., 1963, с. 368). Эта же мысль подчеркнута у С. Аверинцева (Древнегреческая «литература» и ближневосточная «словесность», с. 252). 40.  Гераклит. Фрагменты, 52. 41. Там же, 102. Глава девятая ОТ РАЗУМНОГО МИРА К МИРОВОМУ РАЗУМУ. АНАКСАГОР Афины, 500—430 гг. Пусть материя будет вечной или созданной, пусть существует одно пассивное начало или пусть его вовсе не будет, остается все-таки несомненным, что целое — едино и возвещает о едином Разуме. Ж.-Ж. Руссо   После падения Вавилона в 538 году империя персидских царей Ахменидов стала величайшей мировой державой, сатрапии которой протянулись от Египта и Малой Азии до Индии. Власть иранского монарха не посягала на местные обычаи, язык и верования, поэтому в ряде стран персы находили поддержку. Когда войска Ахменидов вторглись в Ионию, многие греческие полисы добровольно подчинились им. Здесь новые властители проводили ту же политику терпимости. Единственное, что они стремились упразднить, — это демократическую форму правления. Поэтому сопротивление персам в основном оказывали города, где царило народовластие. Ахмениды не желали мириться с тем, что европейская Греция все еще независима и в ней господствуют демократические порядки. Поэтому они поставили своей целью сломить ее главный центр — Афины. В 490 году флот Дapuя I высадился в Греции. Спарта отказала афинянам в помощи, и им пришлось принять на себя главный удар. Но, вопреки всем ожиданиям, Дарий не смог покорить Афин. Под Марафоном произошла знаменитая битва, в которой греки заставили врагов отступить. Через десять лет сын Дария Ксеркс предпринял новую попытку. Но афиняне уже успели построить собственный флот и в морском сражении у острова Саламина наголову разбили персов. Последующие победы греков окончательно закрыли Ахменидам путь в Европу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010