Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Гераклит Эфесский. Гравюра. Нач. XIX в. Язык фрагментов Г.- высокохудожественная, богатая звукописью ритмическая проза, изобилующая поэтическими фигурами и многозначными конструкциями. Ввиду огромных трудностей, с к-рыми сопряжено филологическое восстановление буквы и смысла дошедших текстов, до сих пор не существует сколько-нибудь общепринятого понимания его учения. Нижеследующее краткое изложение является несовершенным итогом многолетней работы по изданию и переводу дошедших до нас источников и реконструкции книги и учения Г. Книга Г.- руководство к мудрости, ее основная философема - «единое Мудрое». Это - и мудрость мудреца, и то знание, «отличное от всех (отдельных) вещей» (108; ссылки на фрагменты даются в нумерации DFV), приобщение к чему делает мудреца мудрецом. Мудрость же «Мудрого» и, стало быть, мудреца - в едином «все знать» (50), т. е. в овладении таким знанием, усвоив к-рое «можно управлять всеми вещами» (41). От «Мудрого» к мудрецу это всезнание передается, как от мудреца к его ученику, через «Глагол» ( Логос ): если устами истинного мудреца (ср. 87), изрекающего «единое всезнание», глаголет само «Мудрое», то глагол мудреца есть не что иное, как изречение предсуществующего своему изречению «Глагола» «Мудрого» (50). Как таковой «Глагол» (Логос) вечен и отражает и определяет действительное положение вещей в мире (1). Хотя «Глагол» доступен («общ») всем (17, 2, 113, 116), люди его чураются, отказываясь от мудрости (1, 34, 19, 72, 17; ср. 73-74; 70, 97, 56), как, впрочем, и их «мудрецы»: поэты - Гомер (56, А 22, 105?, 42), Архилох (42), Гесиод (57, 99, 106; ср. 120; 40); философы - Фалес (38?), Пифагор (129, 81, 40, 35), Ксенофан (40), а также историк и географ Гекатей (40). Все они, за исключением Бианта Приенского (одного из «семи мудрецов») и Гермодора, «единому знанию всего» предпочли различные виды «многоучености», к-рая «уму не научает» (40; ср. 129, 104). Но, «чтобы говорить с умом (ξν νωι), нужно опираться на всеобщее (ξυνι πντων), как города на закон...» (114), а это значит понимать, что «единое расходясь само с собою сходится» (отсутствие запятых отражает преднамеренную двусмысленность текста оригинала.- С.

http://pravenc.ru/text/164523.html

Содержание Письмо 135 к Евоптию Письмо 147 к Олимпию Письмо 113 к Евоптию Письмо 4 к Евоптию Письмо 105 к Евоптию Письмо 16 к Гипатии     Настоящая публикация представляет собой первый перевод на русский язык избранных писем Синесия Киренского, а именно: 135, 147 (фрагмент), 113, 4, 105, 16. Публикация сопровождается вступительной статьей и комментариями. Публикация представляет собой перевод избранных писем Синесия Киренского, греческого автора конца IV – начала V в. Дата его рождения до сих пор является предметом споров: некоторые ученые приводят 365 г. 1 , большинство же исследователей согласны в том, что Синесий родился не позднее 370 г., вскоре после смерти Юлиана, и жил при императорах Валенте, Феодосии Великом, Аркадии и Феодосии Младшем, пока не исчез с исторической арены около 413 или 414 г. Своим отечеством Синесий считал Спарту и возводил свой род через спартанского царя Эврисфена к Гераклидам 2 . О родителях Синесия ничего не известно, кроме того, что они были людьми обеспеченными и имели репутацию в обществе. Скорее всего, они умерли, когда он был еще ребенком 3 . У Синесия были брат и сестра 4 , к которым он всю жизнь питал нежную привязанность и дружбу. Его сестра Стратоника, чью красоту он воспевает в эпиграмме, была женой Феодосия, придворного императорского двора 5 . Брат Синесия (скорее всего, младший 6 ) Евоптий на протяжении всей жизни был для Синесия одним из самых дорогих и близких людей. На основании того, что под актами Эфесского собора (431) стоит подпись Евоптия, можно предположить, что он стал епископом Птолемаиды после смерти Синесия. Однако, скорее всего, это простое совпадение имен 7 . Детство и юношеские годы Синесий провел в родной Кирене. Ни в одном из своих сочинений Синесий не упоминает имен своих учителей в Кирене, однако его знакомство с творчеством греческих поэтов, философов и риторов указывает на то, что он получил классическое образование. В 393 г. Синесий приехал в Александрию и оставался там вплоть до 395 г. Этот период его жизни является неким ключом к пониманию религиозного самосознания Синесия, т. к. в этот период он не просто становится неоплатоником, но, что более существенно, изучает неоплатонизм под руководством Гипатии. Гипатия также была одной самых близких друзей и наставников Синесия. Он расстраивался, если долго не получал от нее письма, просил помощи в своих научных изысканиях, советовался с ней по поводу своих сочинений.

http://azbyka.ru/otechnik/Sinezij_Kirens...

Беседа, которую император Кантакузин вел в июне месяце пятого индикта шесть тысяч восемьсот семьдесят пятого года с господином Павлом, который пришел от папы вместе с графом Савойским и который, являясь митрополитом Фив, назван теперь папой патриархом Константинополя. 1. Император Палеолог, придя из Венгрии, и граф Савойский, который вместе с господином Павлом, прежде бывшим митрополитом Фив, ныне же наименованным папой патриархом Константинополя, пришел из этой страны, встретились в Созополе. Здесь и был поставлен ими, т.е. графом и Павлом, вопрос о единстве церквей. Император ответил им так: — Я один ничего не могу сказать об этом; разве только, когда мы вернемся в Константинополь, ибо там находится мой отец-император и пребывает патриарх, и его собор выслушает то, что вы говорите, мы все вместе дадим вам на это ответ. 2. По прибытии их в Константинополь, когда Павел захотел и старался увидеться и обсудить с патриархом вопрос о церкви, тот не пожелал этого сказав: — Как могу я при соборе видеться с ним и обсуждать какие бы то ни было вопросы о церкви, когда он не принес с собой письма от папы? Но если он хочет побеседовать со мной дружески, один на один, я уступлю ему и соглашусь. Графу и Павлу это показалось в высшей степени удручающим и как бы знаком некоторого презрения, так что последний стал решительным образом требовать ответа на эти вопросы. Поскольку же император Палеолог, патриарх и архиереи просили императора Кантакузина, чтобы он с этой целью встретился с ним и побеседовал, он взялся вести этот спор сам. В назначенный день вместе с ним прибыли во Влахернские палаты его сын, император Палеолог, его дочь, деспина госпожа Елена, император господин Андроник и деспот господин Мануил, их дети, еще же некоторые из архонтов и его духовный отец господин Марк, а также три архиерея — Эфесский, Гераклейский и Адрианопольский — с другими избранными церковными архонтами; вошел и Павел и, сотворив обычное приветствие, сел. 3. И после того, как все расселись, император Кантакузин спросил его:

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/6...

И. о. декана философского факультета, доцент кафедры истории русской философии Алексей Павлович Козырев выступил со вступительным словом. Алексей Павлович отметил важность наследия П. А. Флоренского для отечественной и международной философии, науки и культуры. Ведущим утреннего заседания выступил Михаил Александрович Маслин, заведующий кафедрой истории русской философии философского факультета МГУ. Конференция продолжилась выступлениями докладчиков. Флоренский Павел Васильевич , доктор геолого-минералогических наук, профессор Российского государственного университета нефти и газа имени И. М. Губкина, руководитель Экспертной группы по чудесам при Синодальной библейско-богословской комиссии Русской Православной Церкви. Возвращение священника Павла Флоренского (1956–1982). Филипп Серс (Франция), философ, историк искусства, профессор «Collège des Bernardins», Париж. Флоренский и Кандинский . Тихонова Мария Юрьевна , директор Фонда науки и православной культуры священника Павла Флоренского. Мемориальная программа: увековечивание памяти мученика священника Павла Флоренского. Едошина Ирина Анатольевна , доктор культурологии, профессор Костромского государственного университета. Феномен Павла Флоренского. Ванчугов Василий Викторович , доктор философских наук, профессор философского факультета МГУ. Опыты научно-технического типа философствования в России: от эпохи Просвещения до Флоренского. Маслин Михаил Александрович , доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой истории русской философии философского факультета МГУ. Флоренский и Розанов в их переписке. Троицкий Виктор Петрович , старший научный сотрудник Библиотеки-музея «Дом А.Ф. Лосева». «Пределы гносеологии» Флоренского, «парадигма» Николая Кузанского и «энантиодромия» Гераклита Эфесского. Джорджия Римонди (Италия), кандидат педагогических наук, исследователь, Сиенский университет для иностранцев (ОНЛАЙН). В поиске основ религиозной метафизики. П. А. Флоренский и А. Ф. Лосев. Астанков Василий Александрович , кандидат исторических наук, главный специалист Государственного архива Российской Федерации. Неизвестные документы о священнике Павле Флоренском, его семье и окружении в фондах Государственного архива Российской Федерации.

http://sedmitza.ru/text/10188711.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БЫТИЕ [греч. τ εναι; лат. esse], философский и богословский термин; в философии — предмет исследования; центральная тема, определившая универсальный характер философии как науки, изучающей мир в целом; учение о сверхчувственных началах и причинах бытия — метафизика и учение о бытии вообще — онтология, по сложившейся традиции, принадлежат к основным философским дисциплинам. В христ. богословии и святоотеческой лит-ре Б. не является предметом специального исследования; понимаемое в самом общем смысле как существование, оно рассматривается в следующих основных аспектах: нетварное Б. Бога, Пресв. Троицы, Иисуса Христа—Богочеловека; сотворенное Б. ангелов, мира и человека; Б. как творение и дар Божий; поврежденное грехом Б. тварных и свободных существ, по ведению или неведению нарушающих замысел Бога о твари (Б. падших ангелов, людей после грехопадения); благобытие ( ε ενα), т. е. нравственно-благое Б. и блаженнство, достигаемое сознательным волевым выбором свободного разумного существа (ангела, человека); Б. как жизнь вечная, «жизнь будущаго века» и цель домостроительства спасения (приснобытие, греч. ε ενα). I. Проблема Б. в античной философии Происхождение античной философии из древнегреч. религии и мифологии определило характер философии, обусловило ее предметную область, веру в существование истины и притязания на учительство в жизни. Всеобъемлющая и универсальная природа религии находит в философской проблематике Б. свое логико-рационалистическое и умозрительное выражение. Высшие основоположения античной философии о Б. и ничто прямо или косвенно имели отношение к религии и религ. культу, были связаны с представлениями о Боге и вели к разработке философского учения о Боге. Призванная восполнить «догматическую» неразработанность древнегреч. религии и отсутствие в ней теоретического учения о Боге, философия занимает по отношению к мифологии и религии двойственную позицию. В античной философии, начиная от Пифагора и Гераклита Эфесского до Прокла Диадоха включительно, попытки реставрации мифа и древнегреч. религии идут параллельно с процессами разработки умопостигаемого учения о Боге и реформирования многобожия в единобожие. Климент Александрийский , отмечая роль философии в преодолении многобожия, писал, что «философия для эллинов - это то же, что закон для иудеев, а именно наставник, ведущий их к Христу» ( Clem. Alex. Strom. I 5. 28). На историческом пути от многобожия к единобожию разработка проблемы Б. в античной философии имела исключительно важное значение.

http://pravenc.ru/text/153741.html

Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января О концепциях языка в истории философско-лингвистической мысли В данной статье автор обращается к двум концепциям языка, предпосылки возникновения которых берут начало в эпоху Нового времени. С точки зрения «абстрактного объективизма» язык – это абстрактная система вербальных знаков, необходимая лишь для коммуникации. Противники этого взгляда выступают за более широкое значение языка, включающее, например, с точки зрения В. фон Гумбольдта, понятия деятельности и процесса. В рамках данного направления создавали свои произведения и о. Павел Флоренский, А. Ф. Лосев, о. Сергий Булгаков. Они оказали влияние на формирование в отечественной гуманитарной науке самобытной и оригинальной философско-лингвистической доктрины, истоки которой восходят к святоотеческой традиции. Статья Опыт философского построения лингвистических концепций восходит к античной культуре. Учение о Логосе Гераклита Эфесского, трактаты Платона, труды Аристотеля, лингвистические идеи стоиков, риторические школы – это наследие античности на многие века вперед определяет характер теоретических дискуссий вокруг феномена языка. Средневековый спор об универсалиях и их языковом статусе привнес концептуализацию в античную проблематику и поставил вопрос об онтологической природе языка, который получил выражение в теориях номинализма и реализма, в богословских спорах о нетварных и тварных энергиях Божьего Имени. В эпоху Возрождения, благодаря появлению культурного интереса к классическим языкам древности, возникает филология как наука о литературных текстах, а вслед за этим в рамках рационалистической парадигмы Нового времени была предпринята попытка осмысления языка как фактора культурного творчества.

http://bogoslov.ru/article/5075407

А. проводит время в лесах и горах, в сопровождении нимф-охотниц (Hymn. Hom. XXVII; Callim. Hymn. III 81-97), вооруженная луком и окруженная сворой собак. Она следит за исполнением законов, гармонизирующих растительный и животный мир, пользуясь своими стрелами как орудием наказания. Перед А. и Аполлоном должен был оправдаться Геракл, убивший керинейскую златорогую лань ( Pind. Ol. III 26-30). Не получив положенной жертвы от царя г. Калидона (Этолия), богиня наслала на город вепря, опустошавшего поля и убивавшего жителей ( Hom. Il. IX 529). Когда Агамемнон убил священную лань А., она потребовала принести в жертву его дочь Ифигению. Однако тайно от людей богиня унесла ее с жертвенника (заменив ланью) в Тавриду, где Ифигения стала жрицей Артемиды Тавридской, к-рой приносились человеческие жертвы ( Eur. Iphig. T.). Эти факты, подчеркивающие губительные функции богини, связаны с ее архаическим прошлым, т. к. в крито-минойскую эпоху А. считалась «владычицей зверей» ( Hom. Il. XXI 470). Древнейшая А. не только охотница, но и сама медведица. Даже в классической Греции, в Аттике (в Бравроне), жрицы Артемиды Бравронии надевали в ритуальном танце медвежьи шкуры и назывались «медведицами» ( Aristoph. Lys. 645). Святилища А. часто находились вблизи источников и болот, где почиталась Артемида Лимнатис - «болотная», символизирующая влажность и плодородие растительного божества (ср., напр., культ Артемиды Ортии в Спарте, восходящий к минойской эпохе и связанный с растительным миром). Рудименты архаической растительной богини сказываются и в том, что она через свою помощницу (а прежде ипостась) Илифию помогает роженицам ( Callim. Hymn. III 20-25); только появившись на свет, А. помогла матери принять родившегося вслед за ней Аполлона ( Apollod. I 4. 1). Хтоническая необузданность приближает А. к образу Великой матери богов, Рее- Кибеле в М. Азии, откуда и пришли оргиастические элементы культа, прославляющего богиню плодородия. Именно в М. Азии почиталась А. «многогрудая» - А. Эфесская, культ к-рой в Эфесе сохранялся и в первые века христианства (см. Деян 19).

http://pravenc.ru/text/76360.html

Глава пятая Ложные мнения философов о богах § LXIV. Об обожествлении философами стихий Обратимся, если хочешь, к мнениям, которые дерзают высказывать о богах философы. Если мы каким-нибудь образом обнаружим, что и сама философия из-за своего суемудрия превращает материю в идолов или обожествляет неких демонов, то нам будет легко показать, что она видит истину как бы во сне. Философы дали нам стихии в качестве первоначал, прославив: Фалес милетец – воду, Анаксимен, который тоже был из Милета, – воздух. За Анаксименом в этом позднее последовал Диоген, житель Аполлонии. Парменид же из Элеи сделал богами огонь и землю, из которых Гиппас метапонтиец и Гераклит Эфесский считали богом только огонь. Эмпедокл акрагантиец, погнавшись за количеством, прибавил к этим четырем элементам Вражду и Дружбу. Безбожниками являются и они, поклоняющиеся из-за своей бестолковой «мудрости» материи, воздающие почести не камню и дереву, а обожествившие их матерь – землю; не выдумывающие Посейдона, но обращающиеся с мольбой к самой воде. Ибо что иное есть Посейдон, если не некая влажная сущность, получившая имя от слова πσις – «питье»? Точно так же и воинственный Арес назван от слова ρσις «подъем» и ναρεσις – «уничтожение». Главным образом по этой причине, мне кажется, многие, воткнув в землю меч, приносят ему жертву, словно Аресу. Такой обычай есть у скифов, как говорит Евдокс во второй книге «Землеописания». Савроматы же, одно из скифских племен, как говорит Гикесий в книге «О мистериях», почитают меч-акинак. То же самое случилось и с чтящими огонь как первоэлемент последователями Гераклита: ведь иные огонь этот назвали Гефестом. § LXV. Приоритет персов в обожествлении стихий Почитали его персидские маги, некоторые из живших в Азии, а также македонцы, как говорит Диоген в первой книге «Персидской истории». Зачем мне рассказывать о савроматах, которые, как сообщает Нимфодор в книге «Обычаи варваров», боготворят огонь, или о персах, мидийцах и магах? Динон говорит, что они приносят жертвы под открытым небом, считая образцами богов лишь огонь и воду.

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksa...

Сортировать по Исключить новости Елена Жосул: Православные Церкви должны ответить на вызовы, связанные с «информационной перегрузкой» 7 мая, 2015. Даниил Сидоров Нам нужно принять на себя часть информационной перегрузки. 7 мая. ПРАВМИР. Православные Церкви должны ответить на вызовы, связанные с «информационной перегрузкой». На этом пути необходимо обращение к опыту Отцов Церкви, считает заведующая кафедрой журналистики и связей с общественностью Российского православного университета Елена Жосул. В своем выступлении на Первой международной конференции «Электронные СМИ и православное пастырское душепопечение» Елена Жосул охарактеризовала существующую ситуацию в информационном пространстве как «информационную перегрузку». По словам Елены Жосул, из-за большого количества воспринимаемых данных ухудшается возможность человека концентрироваться. В отличие от многочасового поиска в архивах, поиск в Интернете может сводиться к нескольким минутам, однако такой «аутсорсинг поиска» ослабляет память и снижает способность критически анализировать окружающую действительность. Выступающая процитировала писателя Умберто Эко: «Со временем Интернет может превратиться в заговор и стать разрушительным для человеческой цивилизации». На этот вызов необходим адекватный ответ со стороны Православных Церквей, считает она. «В нашей Церкви такая работа началась в рамках Межсоборного присутствия», — отметила Елена Жосул. Она подчеркнула, что еще Екклесиаст предостерегал от того, что затем ученые назовут информационным взрывом: «Что сверх всего этого, сын мой, того берегись: составлять много книг — конца не будет, и много читать — утомительно для тела» (Еккл. 12:12). О том же впоследствии говорили Геракликт Эфесский, Сенека, французские энциклопедисты. Рост количества информации в сети легко увидеть на примере количества ежемесячных пользователей сети Facebook. Если в 2008 году их было всего 100 млн, то сейчас — уже около 2 млрд. «Если мы не хотим, чтобы виртуальная реальность стала пространством без Бога, то мы должны серьезно подумать, как Церковь может присутствовать в этой реальности более эффективно с точки зрения передачи миру и особенно молодежи своего послания», — напомнила Елена Жосул слова Святейшего Патрирха Кирилла.

http://pravmir.ru/elena-zhosul-pravoslav...

Сайт «Православие.ру» продолжает публикацию фрагментов новой книги церковного историка и канониста протоиерея Владислава Цыпина «История Европы дохристианской и христианской». Церковь на пути к V Вселенскому Собору. Часть 1 Церковь на пути к V Вселенскому Собору. Часть 2 Пятый Вселенский собор. Отцы православной Церкви и еретики; Балканы. Сербия. Дечаны; XIV в.      V Вселенский Собор открылся 5 мая 553 года в зале, соединявшем храм Святой Софии с патриаршим дворцом. В нем участвовали 153 епископа, которые, как и на прежних Соборах, представляли Поместные Церкви не равномерно и не пропорционально числу епископских кафедр. Более половины отцов Собора составляли епископы Константинопольского Патриархата – их было 83. Антиохийский Патриархат представлен был 39 епископами, Александрийский, опустошенный отпадением значительного большинства египетских христиан в монофизитство, – десятью, Иерусалимский – пятью. Присутствие Римского Патриархата на Соборе в лице девяти епископов Восточного Иллирика не соответствовало его масштабам и влиянию. Папа Вигилий, находившийся во время соборных деяний в Константинополе, несмотря на приглашения, которые ему неоднократно направлялись от лица Собора, уклонился от участия в нем, а следовательно, и от председательства. Западную Церковь представляли также семь африканских отцов. Святой Юстиниан, инициатор созыва Собора, предложивший его программу, в центре которой оказался возбужденный им вопрос о «трех главах», и предвосхитивший своим «Исповеданием» основные богословские идеи, сформулированные Собором, прямого участия в нем, не в пример своим предшественникам, не принимал, передавая свою волю отцам Собора через посланцев, которые, выполнив порученное им, тотчас покидали соборную палату. Со стороны императора это было проявлением деликатности и должно было способствовать нестесненному обсуждению богословских тем преемниками апостолов. Патриарх Константинопольский святой Евтихий Председательствовал на Соборе патриарх Константинопольский святой Евтихий, президиум составили патриархи Александрийский Аполлинарий и Антиохийский Домн, а также замещавшие отсутствовавшего Иерусалимского патриарха Евстохия епископы Раифский Стефан, Тивериадский Георгий и Созитанский Дамиан. В списке соборных отцов следующие за ними места занимают епископ Гераклеи Пелагской Бенигн, замещавший отсутствовавшего архиепископа Фессалоникийского Илию, Феодор Аскида – архиепископ Кесарии Каппадокийской, архиепископ Эфесский Андрей, епископ Тунийский Секстилитан, представлявший примаса Африки Примоза Карфагенского, и архиепископ Гераклеи Фракийской Мегефий. За ними по диптиху следовали митрополиты либо представлявшие их по причине их отсутствия епископы.

http://pravoslavie.ru/66460.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010