10. Что в представлении о Митре могло соответствовать христианскому учению о Христе? 11. Какие христианские авторы обращали внимание на поклонников Митры? 12. Как эти писатели объясняли схожие черты некоторых христианских и митраистских обрядов? Какие обряды при этом они имели в виду? 13. Что способствовало упадку митраизма в империи? 14. Какое религиозное направление ассимилировало митраизм? ЦЕРКОВНЫЕ ПИСАТЕЛИ И БОГОСЛОВИЕ ДОНИКЕЙСКОГО ПЕРИОДА. УЧЕНИЕ О ЛОГОСЕ 1. Кого называют мужами апостольскими? Имена мужей апостольских. 2. В какой период были написаны сочинения апостольских отцов? 3. Кого называют христианскими апологетами? Имена ранних апологетов. 4. Что в первые христианские века понимали под термином «богословие» и «домостроительство»? 5. Что в христианской проповеди об Иисусе иудеям было самым важным? 6. Почему христиане использовали в учении о Сыне Божием античный термин «Логос»? 7. Что учил о Логосе Гераклит Эфесский? 8. Какие христианские авторы обращали внимание на учение о Логосе Гераклита? 9. Что учили о Логосе стоики? 10. Какова основная особенность учения о Боге Филона Александрийского? Почему Филон пришел к необходимости признания существования Логоса? 11. Как понимал Логос Филон? 12. Какие негативные последствия имело для некоторых христианских богословов использование античного учения о Логосе? 13. Как называют христианских писателей II века, которые развивали учение о Логосе? Кто из них впервые употребил термин «Троица»? 14. Какие недостатки учения о Логосе были характерны для Иустина Философа ? МОНАРХИАНСКИЕ ДВИЖЕНИЯ КОНЦА II– III ВЕКА. ОРИГЕН И ТЕРТУЛЛИАН 1. Кто такие алоги? В связи с критикой какого учения они обнаружились? 2. Кто такие монархиане? Кто ввел в употребление такое их наименование? 3. Какими двумя путями монархиане утверждали единобожие? 4. Кого называют монархианами динамистами? Каковы особенности их представления о Логосе и Христе? 5. Кто является основателем этого направления? Что говорят о нем древние критики? 6. Какой собор и в каком году осудил учение Павла Самосатского?

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

397 Я L. c. 35 (105. 811). О том, что его поставил в епископы именно Иоанн, прямо не сказано. Однако, вне всяких сомнений, он дает ему ответственную должность на Константинопольском соборе 400 года D. V.C.c. 14(87.11). 403 D. V. С. с. 17 (105. 914); Soz. Я. Ε. VIII. 17. 5 (Сократ Socr. Я. £ VI. 17 не столь хорошо информирован). 409 Ibid. Палладий говорит здесь о двух Исааках. Пресвитер Келлий, возможно, являлся учеником Крония. В Apophthegmata (G Isaac 5) говорится о том, что он уцелел при разорении Скита в 408 году. 410 О. V. С. с. 3 (19. 9); Soz. Я. Ε. VIII. 26 (Послание папы Иннокентия клиру и народу Константинополя). Эдикт Аркадия от 29 августа 404 года предписывал вернуться в свои страны сторонников Иоанна. 415 D. V. С. с. 20 (126. 1820); Я. L. Prol. (10. 5). См. также Butler, У. Т. S. XXII, по. 86, р. 141. 416 Я. L. сс. 58–60. В последней главе он пишет о себе как о «изгнанном епископе». Мы можем предположить, что запись эта сделана во время пребывания Палладия в пахомианском монастыре в Панополе (с. 32), где он подружился с Аффонием, помощником настоятеля Фау. 417 О времени написания «Диалога» см. ColemanNorton " s Introduction, pp. lxvlxix. Предполагаемая датировка «Диалога» июль 408 года или несколько месяцев спустя Златоуст уже умер (14 сентября 407 года), а Гераклид Эфесский провел в заключении четыре года. 420 В Антиохии в 413 году (JaffeWattenbach 305, 306, послание Иннокентия); вскоре после этого в Константинополе (Cyril, Ер. 75 послание Аттика Константинопольского , на которое Кирилл отвечает гневным посланием Ер. 76); вероятно, даже в Александрии около 418 г. 427 G Moses 10. Однако Палладий Я. L. с. 19 (62. 1315) пишет о том, что он умер в возрасте 75 лет, ничего не говоря ни о самой кончине, ни о нападении варваров. 429 Augustine, Ер. Ill (Nov.? A. D. 409). Филосторгий (Philostorgius, Я. Ε. XI, 8) пишет, что при Аркадии мазики (Mazices) «опустошили Ливию и немалую часть Египта». 430 G Arsenius 21. Разумеется, Evelyn White (History, p. 162) ошибается, связывая эту апофтегму со вторым разорением Скита (около 435 года), которое случилось через двадцать пять лет после разорения Рима.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

399 Евагрий умирает. Пасхальное послание Феофила, направленное против антропоморфизма. Палладий и Кассиан покидают Египет. Феофил становится противником Оригена . 399 В течение непродолжительного времени Палладий находится в Палестине. 400 Кассиан посвящен в диаконы в Константинополе. Палладий, епископ Епенопольский. 400 Александрийский синод выступает с осуждением оритенизма. Паломничество Постумиана. 400 Мепания возвращается наЗапад. Длинные Братья вместе с другими монахами приходят в Скифополь. Гераклид, епископ Эфесский. 401 Длинные Братья в Конетактинополе. 403 Епифаний умирает. Собор «под Дубом». 403 Уцелевшие иноки возвращаются в свою пустыню. 404 Павла умирает. Иероним переводит Правила Пахомия и пр. Руфин переводит Historie Monachorum. 405 Кассиан в Риме. 405 Пришедший в Иерусалим Евфимий поселяется в Фаре. Общие события Египет Палестина 406 Палладий отправлен в Сиену (Суан). 4078 Первое йщение Скита. 410 Мелания возвращается вИерусалим, где и умирает. 408 Аркадий умирает. Феодосий II (родился в 401 г.). Палладий в Антиноэ. 410Аларих отдает Рим на разграбление. Руфин умирает. 411 Евфимий и Феоктист поселяются в Вади Мукеллик. 412 Кирилл, папа Александрийский. Палладий покидает Египет. 415Синод в Диосполе. Убийство Ипатии. Около 417 Палладий, епископ Аспунский. 417 Евстохия и Иоанн, епископ Иерусалимский, умирают. Праил, епископ Иерусалимский. Мелания Младшая приходит в Иерусалим. 41920 Палладий пишет «Латот» Около 421 Кассиан пишет в Марселе «О постановлениях•. Около 422 Обращение Петра Аспевета. Евфимий оставляет Феоктиста в ВадиМукеллик. 425 Ювеналий, епископ Иерусалимский. Около 426 Кассиан пишет «Собеседования» Около 426 Евфимий поселяется в Хан эльАхмар. 428 Несгорий, епископ Конетантинопольский. 428 Освящение церкви Лавры Евфимия. Муреан (Петр Ивериец) приходит в Иерусалим. Пассарион умирает. Около 430 В Могариссосе родился Феодосии Киновиарх. 431 Собор в Эфесе (Христос неразделим; Богородица; низложение Нестория). Около 434 Второе Разорение Скита. Арсений переходит на гору Троган.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

537 Восточные епископы повторили свои анафематизмы против Маркелла Анкирского, Павла Константинопольского и свт. Афанасия Александрийского , присовокупив к ним осуждение вступивших с ними в общение епископов Юлия Римского, Осия Кордубского, Протогена Сердикского, Гауденция Наисского и Максимина Трирского: «Поэтому Юлия (епископа) города Рима, Осия, Протогена, Гауденция и Максимина из Трира осудил весь собор в соответствии с древнейшим законом как инициаторов общения с Маркеллом и Афанасием и другими преступниками и еще связавших себя с убийствами Павла Константинопольского и кровавыми его деяниями» (unde Iulium urbis Romae, Ossium et Protogenem et Gaudentium et Maximinum a Triveris damnavit omne concilium secundum antiquissimam legem ut auctores communionis Marcelli et Athanasii ceterorumque sceleramorum, quique etiam homicidiis Pauli Constantinopolitani (et) cruentis actibus eius communicaverunt) (Hilar. Fr. III. 27). Западные отцы осудили епископов Василия Анкирского, Григория Александрийского, Квинтиана Газского, Феодора Гераклийского, Наркисса Нерониадского, Акакия Кесарийского, Стефана Антиохийского, Урсакия Сингидунского, Валента Мурсийского, Минофанта Эфесского и Георгия Лаодикийского за то, что они «держатся арианского безумия» (της Αρεου μανας – comprehensi sunt furoris Ariani)u «за принесенные на них жалобы» (διà τà πενεχθνια ατοις γχλματα – propter objecta crimina) (Ath. Apol. contr. ar. 49; Hilar. Fr. II. 8). 538 Hilar. De synod. 34 (четвертая антиохийская формула: Ath. De synod. 25). Бог Отец назван в формуле «Всемогущим, Создателем и Творцом всяческих» (omnipotentem, creatorem et factorem universorum), «от Которого именуется всякое отцовство на небе и на земле» ( Еф 3. 15 ). О Боге Сыне говорится, что Он был рожден от Отца раньше всех веков (ante omnia saecula), Бог от Бога, Свет от Света (Deum ex Deo, Lumen ex Lumine), «через Которого сотворено все, что на небе и на земле, видимое и невидимое» ( Кол 1. 16 ), Который есть Слово и Премудрость, и Сила и Жизнь и истинный Свет (verbum, et sapientia, et virtus, et vita, et lumen verum)».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ill...

53 Имеется в виду г. Кастамон в Пафлагонии. События, о которых Анна рассказывает дальше, согласно Никифору Вриеннию (Nic. Br., II, 25), имели место не в Кастамоне, а в доме Докиана (см. прим. 56), где Алексей провел три дня до прибытия в Кастамон. 54 Согласно древнегреческому мифу, Геракл освободил из подземного царства Алкестиду, жену своего друга, фессалийского царя Адмета. 55 Исаак I Комнин (1057–1059) – дядя Алексея. 56 Феодор Докиан – сын сестры Иоанна Комнина, отца Алексея (Nic. Br., II, 25). 57 Никифор III Вотаниат (1078–1081), знатный малоазийский феодал, противник Романа Диогена, был отправлен в ссылку при этом императоре, а после его низложения возвращен и назначен стратигом фемы Анатолик. В конце 1077 г. Никифор поднял восстание против Михаила VII, был поддержан знатью и высшим духовенством и в апреле 1078 г. торжественно вступил в Константинополь (см., об этом Скабаланович, Византийское государство и церковь в XI в., стр. 114 и сл). Апологетом Никифора III был историк Атталиат. 58 Никифор Вриенний Старший, один из крупнейших византийских феодалов, дука Диррахия (см. прим. 62). В 1077 г., опираясь на фракийскую знать, он поднял мятеж против Михаила VII (см. Скабаланович, Византийское государство и церковь в XI в., стр. 113 и сл.). Восстание Никифора было поддержано его братом Иоанном, которому удалось взбунтовать варяжских и франкских наемников. Отряды обоих братьев встретились в Эносе, где в ноябре 1077 г. Никифор провозгласил себя императором. После этого объединенные силы мятежников заняли Адрианополь. Следующей зимой Иоанн Вриенний пытался захватить Константинополь, но был отражен отрядами под командой Руселя и Алексея Комнина (см.: Nic. Br., III, 9–10; IV, I, 18; Attal., pp. 242 sq., 284 sq. Ср. также сообщения Продолжателя Скилицы – Skyl., рр. 727–737, Зонары – Zon., XVIII, 18, Μ. Глики – Glycas, IV, рр. 615– 617 и Вильгельма Апулийского – Guil. Ар., IV, 88–92). Рассказ Анны о восстании Вриенния является переложением «Истории» ее мужа. 59 Подир и эпомида – библейские названия священнических одежд. После низложения Михаил был назначен эфесским митрополитом и поселился в монастыре Мануила (см.: Nic. Br., III, 24; Attal., р. 303; Skyl., р. 738; Zon., XVIII, 19).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

66 Вся эта молитва по сирийской рукописи IV века таковая: «Мы просим тебя, Господи, чтобы ты ниспослал Своего Святого Духа, Свидетеля страданий Господа Иисуса, на эту жертву, для того чтобы этот хлеб пресуществился в тело Твоего Христа и эта Чаша – в кровь Твоего Христа». 69 Гераклит Эфесский (ок. 540, год смерти неизвестен) – древнегреческий философ, автор диалектической картины мира. Соч.: Фрагменты ранних греческих философов. Ч. I: От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики. M., 1989. С. 176–257. 70 Псалмопевец – Давид, второй царь Израиля (ок. кон. XI – перв. четв. X в. до н. э.). См.: Никольский Н. Царь Давид и его псалмы. СПб., 1908. 73 Αвва Исайя (ум. 1090) – св., уроженец Киевской земли, с 1077 г. епископ Ростовский. Соч. см. в составе издания: Православный собеседник. Казань, 1858. Изд. Казанской Духовной академии. Ч. 1. С. 432–450. 74 Тихон Задонский (наст. имя Тимофей Савельевич Кириллов; 1724– 1783) – св., иерарх Русской Православной Церкви, духовный писатель. По предположению о. Андроника (A. С. Трубачева), старцу Исидору (ум. 1908) и С. Троицкому (ум. 1910) посвящены «Письма» «Столпа...». 77 Леонтьев Константин Николаевич (1831 –1891) – русский религиозный мыслитель, публицист, пислтель. Соч.: Собр. соч.: Т. 1–9. M., 1912–1913; Египетский голубь. Роман, повести, воспоминания. M., 1991; Записки отшельника. M.. 1992; Избранные письма. СП6.. 1993. См. о нем: Корольков. А.А. Пророчества Константина Леонтьева . СПб., 1991; Сивак А.Ф. Константин Леонтьев . СПб., 1991: Тезисы Всесоюзного семинара, посвященного творчеству K. Н. Леонтьева (1831–1891). Калуга. 1991. К. Леон- тьев, наш современник/Сост. Б. Андрианов, Н. Мальчевский. СПб., 1993; K. Н. Леонтьев: pro et contra/Изд. подг. А. П. Козырев, A. А. Корольков. Кн. 1–2. СПб., 1995 (Серия «Русский путь»). См. об эстетизме Κ. Н. Леонтьева в «Столпе...»: Экскурс XXVII – «Эстетизм и религия». С. 585–586. 79 Анна Ннколаевна (1851–1905) – журналистка, автор религиозно-мистических сочинений. Совр. изд: Третий Завет. M., 1993. Вып. 1

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Fudel/o...

7. Собор проходил в пригороде имперской столицы, его направляли имперские уполномоченные, особую роль на нем играл Анатолий, архиепископ Константинопольский, которому было поручено составить проект ороса и даже утвердить признание верховенства Римской кафедры на Соборе (несмотря на все ссылки на св. Петра, престиж «ветхого Рима» всегда понимался на Востоке в имперском контексте). Все это показывает, что Халкидонский Собор был имперским собором и его самым конкретным историческим результатом в области церковного устройства было окончательное определение роли Константинопольской Церкви. Именно это является содержанием 28-го правила Халкидонского Собора - о статусе Константинополя. На фоне морального крушения Александрийского патриархата, оказавшегося виновным в покровительстве ереси, выиграли утверждение своих привилегий патриархи Иерусалима и Антиохии. Настало время утвердить привилегии Константинополя. Преимущества столичной кафедры над другими, даже и над Римом, были очевидны всем. Оставалось лишь узаконить их, ибо пока, согласно букве закона, Константинополь оставался простой епископской кафедрой в Гераклейском митрополичьем округе. Еще на II Соборе (3-е правило) было постановлено: «Константинопольский епископ да имеет преимущество чести по римском епископе, потому что город этот есть Новый Рим», т.е. критерием для чести и места епископских кафедр в диптихах было выдвинуто политическое обоснование. Рим, считавший, что его первое место связано прежде всего с его особыми отношениями с князем апостолов - св. Петром, - этого правила не признавал. Архиепископы Константинопольские, со своей стороны, понимали всю декларативность постановления II Вселенского Собора, ибо их канонический статус по-прежнему оставался неясным. Границы Константинопольского митрополичьего округа не были определены, так же как не были оговорены конкретные полномочия и права самих столичных архиепископов. На Соборе был поставлен целый ряд дисциплинарно-территориальных проблем: о новом Эфесском епископе, о конфликте между Никомидийским и Никейским епископами и др. По просьбе имперских уполномоченных окончательное решение по всем этим вопросам откладывалось на потом, «когда Собор будет в нужном состоянии». На самом деле проект 28-го правила, утверждающего географические границы юрисдикции Константинополя, уже находился в стадии разработки, причем инициатива его принятия исходила от самого имперского престола.

http://sedmitza.ru/lib/text/434745/

Алексеева, Н.В. Понырко. – СПб.: Наука, 1999. – Т. 6: XIV – середина XV века. Электронная библиотека ИРЛИ РАН [Электронный ресурс]. – Режим доступа: (дата обращения: 09.09.2014). 8. Исаак Сирин, преп. Слова подвижнические.Слово 34. О тех, которые живут в приближении к Богу и проводят дни свои в жизни ведения./Православная энциклопедия «Азбука Веры» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: (дата обращения: 26.08.2014). 9. Колесов В.В. Сергий Радонежский: художественный образ и символ культуры.//Жизнь и житие Сергия Радонежского. – М.: Сов. Россия, 1991. – С.319 – 336. 10. Сергий Радонежский, преп. Завещание. Цит. по: «Страннолюбия не оставляйте…»/Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Официальный сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: (дата обращения: 04.09.2014). 11. Устав преподобного Венедикта.//Древние иноческие уставы пр. Пахомия Великого, св. Василия Великого, пр. Иоанна Кассиана и пр. Венедикта, собранные епископом Феофаном. – М., Издание Афонского Русского Пантелеимонова монастыря, 1892 (репринт). – С.587 – 653. Гераклит Эфесский./Афоризмы. Сидоров С.В. Сайт педагога-исследователя [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://si-sv.com/board/15-1-0-14 (дата обращения: 26.08.2014). Колесов В.В. Сергий Радонежский: художественный образ и символ культуры.//Жизнь и житие Сергия Радонежского. – М.: Сов. Россия, 1991. – С.324. Епифаний Премудрый, Пхомий Логофет. Жизнь и житие преподобного и богоносного отца нашего Сергия.//Жизнь и житие Сергия Радонежского. – М.: Сов. Россия, 1991. – С.22. Епифаний Премудрый, Пхомий Логофет. Жизнь и житие преподобного и богоносного отца нашего Сергия.//Жизнь и житие Сергия Радонежского. – М.: Сов. Россия, 1991. – С.41. Громыко М.М., Буганов А.В. О воззрениях русского народа. Институт этнологии и антропологии Российской Академии наук. – М., издательство «Паломник», 2000. – С.358. Епифаний Премудрый, Пхомий Логофет. Жизнь и житие преподобного и богоносного отца нашего Сергия.//Жизнь и житие Сергия Радонежского. – М.: Сов. Россия, 1991. – С.29.

http://bogoslov.ru/article/5108957

В сложившейся критической обстановке святой Иоанн не стал приспосабливаться к ситуации, не пытался привлечь на свою сторону императора и его супругу, окружавших их влиятельных сановников, но смелыми нелицеприятными обличениями нажи­вал себе новых врагов. Придворная дама Евграфия была обиже­на брошенным ей укором святителя: зачем она, вдова, рядит­ся в роскошные одежды, красится и завивает кудри. С этих пор она стала ненавистницей строптивого обличителя, не желающе­го знать приличий, и стала энергично помогать Феофилу в его интригах. После этого выпада Феофилу сообщили, что теперь он может спокойно выехать в Константинополь, где его ожидает благосклон­ное отношение со стороны императора Аркадия и Евдоксии. Фео­фил прибыл в столицу в сопровождении 28 епископов Египта, на преданность которых он мог положиться. Вместо того чтобы предстать перед императорским судом, на который его вызвали, Феофил открыл соборный суд над святым Иоанном. Формально, правда, на соборе председательствовал не он – на эту роль был выдвинут митрополит Гераклейский Павел, что придавало делу видимость большей каноничности, поскольку, как уже было ска­зано, Константинополь в известном смысле входил в состав Гераклейской митрополии, но настоящим режиссером происходяще­го был все-таки сам Феофил. Местом проведения соборного суда была выбрана вилла «Под дубом», находившаяся на территории епископии противника Иоанна КвиринаХалкидонского. В ответ на вызов на соборный суд святой Иоанн заявил об отводе четы­рех своих личных врагов: Севериана Кавальского, Акакия Веррийского, Квирина Халкидонского и Антиоха Птолемаидского. В этом требовании ему было отказано, и Иоанн решил игнориро­вать этот суд. Его поддержали 40 епископов Фракии, Азии и Пон­та, отказавшихся явиться на собор. Таким образом, в судилище участвовало всего 36 епископов, из которых 29 занимали кафе­дры в Египетском диоцезе. Собор «Под дубом», названный так по месту его проведения, открылся в сентябре 403 г. На нем прозвучали разные обвинения в адрес святого Иоанна, даже и такие курьезные, как вкушение пищи на горнем месте после совершения литургии. Разумеется, в дело пошли обвинения во вмешательстве в дела Эфесской церк­ви, в приверженности учению Оригена , но главным обвинени­ем стала сама неявка на собор. Святой Иоанн был приговорен к лишению сана. Мало того, в соборный приговор было включе­но и грозное политическое обвинение в laese majestatis (оскор­блении величества), заключавшемся в публичном, с церковного амвона, оскорблении августы; такой вердикт давал карт-бланш императорскому суду для вынесения смертного приговора – так далеко простиралась мстительность Феофила.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Возвратившись, И. З. остановился в загородном дворце имп. Евдоксии близ Анапла, не желая вступать в К-поль прежде, нежели будет оправдан на большем Соборе, чем тот, что его осудил. Но вслед. народных волнений И. З. был вынужден въехать в К-поль, где был встречен ликующими толпами людей с зажженными светильниками, проводивших его до храма и заставивших произнести проповедь, в к-рой он говорил похвальные слова народному долготерпению, а также упомянул об имп. благорасположении к нему ( Sozom.Hist. eccl. VIII 18). Еп. Феофил не желал отступать: он решил расследовать в отсутствие в К-поле Ираклида Эфесского его незаконное рукоположение во епископа. Сторонники И. З. были против расследования такого дела заочно, в результате между александрийцами и константинопольцами произошло крупное столкновение, во время к-рого нек-рые были убиты и мн. ранены. Испугавшись возможных последствий, еп. Севериан и антииоанновская коалиция спешно покинули К-поль. Еп. Феофил с мон. Исаакием, несмотря на несудоходный сезон (была зима), отплыли в Александрию ( Socr. Schol. Hist. eccl. VI 17; Sozom.Hist. eccl. VIII 19), к тому же епископ боялся мести народа, к-рый разыскивал его по К-полю ( Pallad. Dial. de Vita Ioan. Chrysost. 9//SC. 341. P. 180). После этого в К-поле состоялся Собор, на к-ром присутствовали ок. 60 епископов (по Сократу, их было 65 - Socr. Schol. Hist. eccl. VI 18), объявивших все решения Собора «при Дубе» недействительными и возвративших И. З. на столичную кафедру. Он вновь принялся за епископское служение, в т. ч. рукоположил своего бывш. архидиак. Серапиона во епископа Гераклеи (Ираклии) Фракийской ( Sozom.Hist. eccl. VIII 19). IX. Второй конфликт с имп. Евдоксией и низложение И. З. В нояб. 403 г., при префекте К-поля Симплиции, к югу от ц. Св. Софии перед зданием Сената была установлена серебряная статуя имп. Евдоксии. По этому поводу были устроены народные игры и театральные представления, что вызвало недовольство И. З.; он произнес проповедь, в которой порицал учредивших игры. Имп. Евдоксия приняла обличения на свой счет и решила созвать новый Собор против святителя.

http://sedmitza.ru/lib/text/965169/

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010