Александр Македонский (356–323 до Р.Х.) – царь Македонии, победитель Персидского царства, основатель Македонской державы. Анакреонт (род. 470 до Р.Х.) – древнегреческий лирический поэт. Анаксимен (Милетский) (VI в. до Р.Х.) – ионийский философ. Анахарсис (Скифский) (VI в. до Р.Х.) – один из знаменитых «семи мудрецов». Получил образование в Греции, после своего возвращения в Скифию был убит. О нем сохранилось множество рассказов и апофтегм. Антаген, возможно, Антигон (384–301) – сподвижник Александра Македонского, один из его диадохов (преемников); пал в битве при Ипсе. Антигон-царь (384–301) – сподвижник Александра Македонского, один из его диадохов; пал в битве при Ипсе. Антисфен (444–370 до Р.Х.) – древнегреческий философ-киник. Антифан (408–344 до Р.Х.) – древнегреческий поэт-комедиограф. Антифон (480–411 до Р.Х.) – древнегреческий оратор-софист. Апеллес (370–306 до Р.Х.) – известный древнегреческий живописец, придворный художник Александра Македонского. Аполлоний (Тианский) (1–98) – пифагорейский философ, мистик, чудотворец. Аристид (ум. ок. 468 до Р.Х.) – афинский государственный деятель и полководец; участвовал в победах над персами при Марафоне и Платеях, а также в морских сражениях с последними; был изгнан из Афин Фемистоклом. Аристипп (Киренский) (435–366 до Р.Х.) – древнегреческий философ, основатель киренской школы и философского направления гедонизма. Аристоним – древнегреческий поэт, современник Аристофана. Аристофан (445–385 до Р.Х.) – древнегреческий поэт-комедиограф, автор 54 комедий; упоминается в диалогах Платона. Аристотель (384–322 до Р.Х.) – древнегреческий философ, ученик Платона; учитель Александра Македонского. Аркесилай (315–240 до Р.Х.) – афинский философ, глава так называемой Средней (или Второй) Академии. Арриан (85–175) – римский историк, географ. Биант (Приеней) (VI в. до Р.Х.) – древнегреческий философ и мудрец, один из «семи мудрецов». Бион – древнегреческий философ, живший ок. 300 г. до Р.Х. Гай – автор, цитируемый Стобеем. Гераклит физик – Гераклит Эфесский (ок. 540–480 до Р.Х.), знаменитый древнегреческий философ, стихийный материалист.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pchela...

В 448 г. Флавиан созвал в Константинополе поместный собор. Вообще, Константинопольские поместные соборы были весьма своеобразны. Константинополь был епископским городом без подчиненных ему кафедр. Во главе епископов провинции, в которую входил Константинополь, был епископ Гераклеи, поэтому поместные (епархиальные) соборы должны были собираться в Гераклее. Соборы фракийского диоцеза также должны были собираться в Гераклее, но обычно собирались в Константинополе. И поскольку у константинопольского епископа не было определенного круга подведомственных епископов, обязанных являться на эти соборы, то на них приглашали всех епископов, находившихся в то время в Константинополе, т.е. из разных провинций и стран. Поэтому круг дел, на которые простиралась компетенция собора, был очень велик. Итак, на таком соборе Евсевий, епископ Дорилейский (из Фракии) подал письменное обвинение против Константинопольского архимандрита Евтихия в ереси (о Евтихии см. прим. 13). Флавиан сделал все, чтобы Евтихий покаялся, обещая ему полное прощение. Однако сторонники Евтихия стали агитировать среди константинопольского монашества против Флавиана, что произвело на последнего тяжкое впечатление. В результате дискуссии Евтихий был осужден и Флавиан опубликовал его осуждение в церквях. Однако у Евтихия были влиятельные друзья при дворе, и император в начале 449 г. подверг Флавиана унижению, потребовав у него, Константинопольского епископа, изложение его веры для оправдания в подозрении, будто он учит одинаково с Несторием. 30 марта 449 г. Феодосий подписал указ о созыве Вселенского собора. В августе открылся II Эфесский собор (названный впоследствии «разбойничьим»). Фактически Флавиан был на соборе подсудимым. Он заявил собору, что обвинял Евтихия не он, а Евсевий Дорилейский, и просил, чтобы Евсевия допустили на собор. Однако Евсевий находился под крепким арестом, и являться на собор ему не было позволено. Флавиану же ответили, что теперь он, как ответчик, не имеет решающего голоса. В результате Флавиан и Евсевий были осуждены. Они подали протест папе римскому Льву, который поддержал Флавиана (знаменитое послание Льва к Флавиану имело большое значение и стало образцом православия как на востоке, так и на западе). Однако сам Флавиан вскоре умер в ссылке, буквально через год. На Халкидонском соборе в 451 г. православие Флавиана было утверждено.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В отношении монофизитов Иоанн стоял за веротерпимость. Он не считал полезным оказывать на них давление, чтобы подтолкнуть их к установлению общения с Кафолической Церковью. «Когда константинопольские клирики предложили ему преследование монофиситов и сослались на то, что так делал Евтихий, то Иоанн Постник ответил, что то был патриарх Евтихий, что пускай идут к нему и спросят его, позволит ли он теперь преследовать монофиситов» . Эта не лишенная мрачного оттенка шутка Иоанна отвадила ту часть клира, которая не хотела смириться с присутствием монофизитов в самом Константинополе, от попыток подтолкнуть патриарха к притеснениям религиозных оппонентов. Монофизитский автор Иоанн Эфесский, отдавая должное миролюбию Иоанна Постника, в своей «Церковной истории» представил его по контрасту с его предшественником Евтихием как «тихого старца, который мирится с присутствием в Византии противостоящих официальной Церкви исповеданий и не применял к ним репрессивных мер» . Во сне епископу было открыто, что причина несчастья кроется в серебряной чаше Но терпимость к монофизитам, расходящимся с православными по одной из догматических тем, вовсе не обозначала, что святой патриарх готов был относиться снисходительно к любому религиозному преступлению. В самом начале его патриаршего служения, в 583 году, как рассказывает Феофилакт Симокатта, в Константинополе был предан суду некий Павлин, обвиненный в колдовстве. Павлин имел «серебряную чашу, в которую он собирал потоки крови, когда вступал в общение с отверженными духами» . Эту чашу он продал купцам, а затем она была перепродана епископу Гераклеи, и тот употребил ее вместо старой медной чаши для сбора мира, которое источали мощи святой мученицы Гликерии, после чего истечение мира прекратилось. И самого епископа, и горожан Гераклеи это происшествие повергло в глубокую печаль. Во сне епископу было открыто, что причина несчастья кроется в серебряной чаше, и он распорядился вновь собирать миро в прежде употреблявшуюся для этой цели медную чашу.

http://pravoslavie.ru/88604.html

Итак, видя все это, а также и то, что император явным образом всячески боролся против меня, а еще – что епископы дышали на нас убийством 578 , я встал и покинул судилище и одновременно увидел, что и вся моя партия выходит вместе со мной. Тут поднялся великий крик, поскольку император приказал алебардщикам (πελεκυφροις) 579 удерживать нас и не позволять уйти, а мы предпочитали лучше умереть, чем оставаться смотреть своими глазами на этот разбойнический собор. Наконец почтенный Палама, сочтя, что наше отсутствие будет для него удобно, посоветовал императору отпустить нас. Ибо для них так будет проще, – говорил он, – обвинить нас в бегстве, а самим быстро привести к концу процесс против нас, чем при нашем присутствии и противоречии. Поэтому, когда мы ушли, сторонники Паламы изо всех сил восславили императора всевозможными хвалебными гимнами, поскольку он наполнил паруса их планов попутным ветром, и такой лестью ублажили его душевное сластолюбие. Ибо как на скачках выделяют для конских состязаний подходящие для езды открытые участки, так и он привык всегда подставлять льстецам открытые уши. Теперь эти люди, делая и говоря по-своему, привели в исполнение все, чего требовало желание их души. 486 Демокрит Абдерский (греч. Δημκριτος; ок. 460 – ок. 370 до н. э.) и Гераклит Эфесский (греч. ρκλειτος φσιος; ок. 540–475 до н. э.) – два великих античных философа, чья противоположность характеров является общим местом европейской культуры, начиная с античности. Демокрит был известен как Смеющийся, поскольку его смешила глупость рода человеческого; а Гераклит, известный как Мрачный или Темный, был склонен людей оплакивать. 487 Gregorius Nazianzenus, De dogmate et constitutione episcoporum (Oratio 20), 4, b: PG, vol. 35, col. 1069A (в pyc. пер.: Слово 20, O догмате Святой Троицы и о поставлении епископов). 494 Cm.: Gregorius Nazianzenus, De filio (Oratio 29), 9, 1, b: Gregor von Nazianz, Die fünf theologischen Reden, hg. J. Barbel (Düsseldorf, 1963) (TLG 2022 009). 498 Ibid., 7, 2. B оригинале эта фраза читается как θλων θες πατρ,

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Обвинителя обязали немедленно представить свидетелей, но обвиняемый скоро умер, а дело, на время затихшее, быстро разгорелось. Беспорядки при избрании преемника Антонину разрослись до такой степени, что лучшие люди в Эфесе из клира и народа, собравшись, послали письмо св. Иоанну, которым просили его, как архиепископа столицы, приехать в Эфес для восстановления запутанных дел. «В то время, как мы пишем тебе, щедро раздаются деньги (в народе, избирателям) и стая бешеных волков бросается на наш епископский престол, как на свою добычу». Архиепископ, не смотря на трудность зимнего пути и нездоровье, не замедлил явиться в Эфес, в котором избирательная горячка достигла высшей степени. На собранном из 70 епископов соборе, Златоуст, оплакав бедствия Эфесской церкви, предложил избрать диакона Гераклида с ним приехавшего, во епископа Эфеса. Это было неожиданным, но неотразимым ударом для всех искателей, действовавших подкупом. Мнение Златоуста было принято большинством собора и народа и Гераклид был посвящен. Он отличался красноречием, был известен, как толкователь Писаний и аскет. Бог послал ему долю Златоуста. Гераклид умер в изгнании. Порешив дело, по которому приехал, Златоуст взялся за другие преобразования в Малоазийских церквях. Евсевий, снова появившийся, представил такие веские обвинения и такую массу свидетелей, что шесть епископов были низложены и заменены другими, избранными не за деньги, а по достоинству. Скоро и другие епископы других областей Востока, в числе тринадцати, были низложены за безнравственность, симонию 23 и др. пороки. Особенно строго поступил св. Иоанн с никомидийским епископом Геронтием. Эта личность была загадочна. Когда-то Геронтий в Милане (на Западе) был врачем и магом, но так искусно умел притворится благочестивым, что св. Амвросий, епископ медиоланский, сделал его диаконом. Новопосвящённый не переставал заниматься медициной и магией. Когда об этом узнал св. Амвросий, то исключил его из клира. Геронтий удалился в Константинополь попытать счастья.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Со стороны императора это было проявлением деликатности и должно было способствовать нестесненному обсуждению богословских тем преемниками апостолов. Председательствовал на Соборе патриарх Константинопольский святой Евтихий, президиум составили патриархи Александрийский Аполлинарий и Антиохийский Домн, а также замещавшие отсутствовавшего Иерусалимского патриарха Евстохия епископы Раифский Стефан, Тивериадский Георгий и Созитанский Дамиан. В списке соборных отцов следующие за ними места занимают епископ Гераклеи Пелагской Бенигн, замещавший отсутствовавшего архиепископа Фессалоникийского Илию, Феодор Аскида, архиепископ Кесарии Каппадокийской, архиепископ Эфесский Андрей, епископ Тунийский Секстилиан, представлявший примаса Африки Примоза Карфагенского, и архиепископ Гераклеи Фракийской Мегефий. За ними по диптиху следовали митрополиты либо епископы, представлявшие их по причине их отсутствия. Первое заседание Собора началось с сообщения архидиакона Диодора, возглавлявшего соборный секретариат, о том, что прибыл императорский силенциарий Феодор. Посланник императора был приглашен в соборную палату и вручил президиуму Собора императорскую грамоту, или «Определение» («Forma»), которая и была оглашена одним из соборных нотариев, диаконом Стефаном. В этом акте император ссылается на своих предшественников начиная со святого Константина, которые в заботе о благочестии и Церкви при появлении еретических учений созывали епископов на Соборы для провозглашения православных догматов и восстановления церковного мира. При этом особое внимание в императорской сакре уделено на тот момент последнему из Соборов, признанных Вселенскими, – созванному в Халкидоне. Затем речь идет о разделениях и спорах, продолжавшихся после него, о превратных толкованиях решений, принятых в Халкидоне, и, наконец, о инициированном императором вопросе о «Трех главах», вызвавшем споры, которые и надлежало разрешить отцам, собравшимся на Собор. В грамоте Юстиниана говорится и о противоречивой позиции папы Вигилия в отношении «Трех глав».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Так, в 590 г., когда в Персии разгорелась междоусобная война, патриарх Иоанн «выступил против похода византийских войск в Месопотамию и восстановления на персидском престоле шаха Хосрова II… Иоанн Постник считал, что этот договор не принесет выгод империи, но Маврикий не внял предостережению святителя. В отношении монофизитов Иоанн стоял за веротерпимость. Он не считал полезным оказывать на них давление, чтобы подтолкнуть их к установлению общения с Кафолической Церковью. «Когда константинопольские клирики предложили ему преследование монофиситов и сослались на то, что так делал Евтихий, то Иоанн Постник ответил, что это был патриарх Евтихий, что пускай идут к нему и спросят его, позволит ли он теперь преследовать монофиситов» 611 . Эта не лишенная мрачного оттенка шутка Иоанна отвадила ту часть клира, которая не хотела смириться с присутствием монофизитов в самом Константинополе, от попыток подтолкнуть патриарха к притеснениям религиозных оппонентов. Монофизитский автор Иоанн Эфесский, отдавая должное миролюбию Иоанна Постника , в своей «Церковной истории» представил его по контрасту с его предшественником Евтихием как «тихого старца, который мирится с присутствием в Византии противостоящих официальной Церкви исповеданий и не применял к ним репрессивных мер» 612 . Но терпимость к монофизитам, расходящимся с православными по одной из догматических тем, вовсе не обозначала, что святой патриарх был готов относиться снисходительно к любому религиозному преступлению. В самом начале его патриаршего служения, в 583 г., как рассказывает Феофилакт Симокатта, в Константинополе был предан суду некий Павлин, обвиненный в колдовстве. Павлин имел «серебряную чашу, в которую он собирал потоки крови, когда вступал в общение с отверженными духами» 613 . Эту чашу он продал купцам, а затем она была перепродана епископу Гераклеи, и тот употребил ее вместо старой медной чаши для сбора мира, которое источали мощи святой мученицы Гликерии, после чего истечение мира прекратилось. И самого епископа, и горожан Гераклеи это происшествие повергло в глубокую печаль.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

И там мы встретили Римского папу Евгения; было это на расстоянии пятидесяти миль от Рима. Там же мы застали святого Греческого императора Иоанна, и святого Вселенского патриарха Иосифа, и святой вселенский собор. А на соборе были с патриархом двадцать два митрополита: первый - Гераклейский Антоний, второй - Эфесский Марк, третий - Русский Исидор, четвертый - Монемвасийский Досифей, пятый - Трапезундский Дорофей, шестой - Кизикский Митрофан, седьмой - Никейский Виссарион, восьмой - Никомедийский Марк, девятый - Лакедемонский Мефодий, десятый - Тырновский Игнатий, одиннадцатый - Амасийский Иоасаф, двенадцатый - Молдавский, иначе говоря Волошский, Демиан, тринадцатый - Ставропольский Исайя, четырнадцатый - Родосский Нафанаил, пятнадцатый - Мителенский Дорофей, шестнадцатый - Драмасский Дорофей, семнадцатый - Меленикский Матфей, восемнадцатый - Дристрасский Каллист, девятнадцатый - Ганский Геннадий, двадцатый - Анхиальский Геннадий, двадцать первый - Грузинский Иоанн, двадцать второй - Сардский Дионисий, который во время того святого собора отошел к Господу. Первое заседание собора было 8 октября в городе Ферраре во Фряжской земле. На соборе присутствовали Римский папа Евгений, и с ним двенадцать кардиналов, и архиепископы, и епископы, и капелланы, и монахи. Православной же веры были на соборе Греческий император Иоанн и его брат деспот Дмитрий, и Вселенский патриарх Иосиф, и с ним двадцать два митрополита, и из русских епископов - Авраамий Суздальский, и архимандриты, и попы, и диаконы, и чернецы, и четыре посла - трапезундский, грузинский, тверской Фома и волошский Микула. Задавали вопросы три митрополита, отвечали - Эфесский Марк, Русский Исидор, Никейский Виссарион. Второе заседание собора было тринадцатого числа того же месяца, третье - шестнадцатого числа того же месяца, четвертое - двадцатого числа того же месяца, пятое - двадцать пятого числа того же месяца, шестое заседание собора было 1 ноября, седьмое - четвертого числа того же месяца, восьмое - восьмого числа того же месяца, девятое - одиннадцатого числа того же месяца, десятое - восемнадцатого числа того же месяца, одиннадцатое - двадцать шестого числа того же месяца, двенадцатое заседание собора было 4 декабря, тринадцатое - восьмого числа того же месяца.

http://sedmitza.ru/lib/text/443997/

Кирилл же с триумфом возвратился на свою кафедру. Результатом собора 431 г. стал раскол между Александрией и Антиохией. «Египтяне» во главе с Кириллом требовали осуждения Нестория, а «восточные» во главе с Иоанном – отзыва 12 кирилловых анафематизмов, в тексте которых они усматривали следы аполлинариевой ереси. Только в апреле 433 г., после трудных переговоров при посредничестве посланцев императора, состоялось примирение. Кирилл Александрийский анафематствовал аполлинарианство и принял (со своими толкованиями) присланное из Антиохии вероисповедание, а Иоанн Антиохийский произнес анафему на Нестория и согласился с его низложением. Впрочем, не все на Востоке были согласны с достигнутым компромиссом. Так, епископ Феодорит Кирский (ум. около 457) возражал против «неопределенных анафем», требуя разбора конкретных догматических заблуждений Нестория. Ввиду уничтожения всех книг Нестория после Эфесского собора о его учении долгое время судили главным образом по фрагментам и цитатам, приводившимся его оппонентами. Только в конце XIX в. у исследователей появилась возможность познакомиться со взглядами самого Нестория: в 1889 г. некий ассирийский священник передал в библиотеку Американской христианской миссии в Урмии книгу «Трактат Гераклида Дамасского», которая представляла собой сирийский перевод апологии Нестория (позже выяснилось, что первая треть написана не самим Несторием, а кем-то из его сторонников). После публикации, перевода и исследования данного сочинения богословие Нестория предстало несколько отличающимся от тех тезисов, которые были осуждены в Эфесе. Это позволило поставить вопрос, в какой степени самого Нестория можно считать «несторианином» в том смысле, какой вкладывается в этот термин анафемами Эфесского и всех последующих Вселенских соборов. Некоторые современные богословы признают принципиальную возможность согласовать христологию Нестория с кафолическим учением о Христе. § 2. Монофизитство. IV Вселенский собор (451 год) 1. Александрийская и антиохийская христология Во время переговоров между двумя партиями, разделившимися в Эфесе, основное внимание уделялось не столько судьбе Нестория («перегибы» которого были почти всем очевидны), сколько расхождениям в терминологии, которой пользовались представители двух богословских традиций – александрийской и антиохийской.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Маркиан (конец IVnepbaя половина V в.) уроженец Гераклеи Вифинской на северо-западе Малой Азии, географ, хорошо знавший античные географические сочинения. Его компилятивный труд «Эпитома одиннадцати книг «Географии» Артемидора Эфесского» (античного географа, ок. 100 до н.э., изложившего свои наблюдения во время путешествия вдоль берегов Средиземного моря) фактически является периплом – так древние греки называли описания морских берегов. От других произведений подобного жанра его отличает практическая направленность. Свое сочинение «Перипл внешнего моря» (сохранилось в сокращениях, отсутствуют два раздела) Маркиан написал как продолжение аналогичного труда Артемидора «Перипл внутреннего моря». Византийский географ подробно описал океанское побережье от Ливии до Индии и от Геркулесовых столбов (предгорья Сеуты на африканском и европейском берегах Гибралтарского пролива; по одной версии, Геракл обнаружил их по пути к великану Гериону, по другой сам создал) до Сарматии. Маркиан использовал данные из труда Птолемея «Руководство по географии», в котором приводилось ок. 8000 координат различных географических пунктов по широте и долготе, и из «Геометрии» Протагора. К «Периплу внутреннего моря» прилагалось дополнение (не сохранилось) «О расстоянии достопамятных городов ойкумены от города Рима». Сочинения Маркиана использовались как практические руководства для мореплавания. Марк Эфесский (XV в.) – брат Иоанна Евгеника, богослов, вождь византийских антиуниатов. Он автор собственного жизнеописания, в котором рассказал о своей учебе вместе с братом в «школе студитов» в Константинополе и об изучении античных философов в Мистре. Марк Эфесский резко выступил против Ферраро-Флорентийского собора 14381439 гг., решавшего вопрос о соединении западной и византийской церквей. С 1440 г. он находился в изгнании в Пелопоннесе и в Трапезунде. Главным содержанием богословских сочинений Марка Эфесского стала борьба против унии. Мартирий 1. Храм, воздвигнутый на месте погребения или казни кого-либо из христианских святых. Погребальный характер сооружения, связь с христианской церковной символикой определили его центрическую форму, крестообразный план и расположение алтаря в середине здания. Первые мартирии были построены по заказу римского императора Константина I Великого (306337) в Вифлееме (храм Рождества) и в Иерусалиме (храм Воскресения в форме ротонды – круглого или полукруглого здания с куполом). В них еще были заметны черты античных геройонов и императорских мавзолеев. Как правило, к храму-мартирию примыкала базилика, где совершалось богослужение. Представление о мозаиках и фресках, которые украшали интерьеры мартириев, дает мавзолей Галлы Плацидии в Равенне, связанный с заупокойным культом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010