В подобне говорится, “Какими похвальными песнями ублажим Кирилла златоглаголивого посрамившего суесловие безумных агарянских мудрецов”, а также в другом месте оба брата прославляются как “наставники заблудших, победившие в споре злохуление агарянское и нечестие иудейское посрамившие”. А в ирмосе по 6-й песни канона приводится эпизод из жития, когда “осуетившиеся в бездне разума лжеименного агаряне тайно яд смертный предложили тебе, рекший же во Евангелии Христос, яко аще что и смертно испиете, не вредит вам, соблюл тебя в целости и с честью в царствующий град возвратил”. Здесь мы видим прославление именно полемических трудов святого Константина-Кирилла, направленных на защиту Православия от мусульман. Служба святому великомученику Георгию Новому 26 мая по старому стилю празднуется память святого великомученика Георгия Нового, пострадавшего в 1515 г. в Болгарии “от безбожного турецкого царя Селима”. В стихирах поётся: “Радуйся, всечестной великомучениче Христов Георгие, мы освящаемы, когда славим твои священные борения и подвиги, которыми ты подвизался ради Христа Бога против козней невидимого врага, и безбожную сарацинскую веру попрал твоим терпением”. В самогласне святой Георгий описывается как духовный воин, который “мужественно пошёл на подвиг и исповедовал Христа Сыном Божиим и Богом, Творцом и Судией всяческих пред многочисленным народом, и предания и законы Мухаммеда, и учения его до конца низложил, мучителя и царя безбожнаго Селима турскаго поправ, стал образцом мученикам приидите, люди верные, сему подражайте, да и подобным венцам приобщитесь”. Стихиры на стиховне повествуют, что в ответ на предложение султана принять ислам мученик “назвал (мусульман) безбожными, и ясно Христа Сына Божия, со Отцом и Святым Духом пред всеми проповедав, сарацинскую веру и законы их до конца низложил Божственною силою Утешителя. И после многих мук зломысленный мучитель огнем искуси плоть твою: ты же причислился к небесным ангелам”. В каноне указывается, что мусульманский начальник “про­с­ти­рал слова ласкательные к ловлению страдальца премудрого, но он вопил к нему: перестань, ибо я бесам не поклонюсь” (III, 4). “Никоим образом не послушаюсь тебя, привлекающего к пагубе, чтобы служить нечистым бесам, как вы, нечестивые, служите помраченной прелести лучше умру за Умершего ради меня, и с мучениками вопию: слава силе Твоей, Господи” (IV, 4).

http://pravmir.ru/otnoshenie-k-islamu-v-...

В списках указание на авторство П. Л. содержится в надписании 1-го канона, напр.: «творение таха иермонах Пахофомиа Святыа горы сербина» (РГИА. Ф. 834. Оп. 1. 789. Кон. XV - нач. XVI в.; цит. по: Никольский А. Описание рукописей, хранящихся в Архиве Святейшего Правительствующего Синода. СПб., 1904. Т. 1. С. 335). При этом П. Л. можно надежно атрибутировать и стихирную часть: она имеет не только общее содержание с каноном, надписанным именем П. Л., но и прямое текстуальное совпадение с ним (см.: Рамазанова Н. В. Музыкальная драматургия древнерус. певч. цикла: На примере цикла Михаилу Черниговскому и боярину его Федору: АКД. Л., 1987. С. 25); Служба также содержит общие чтения с Пахомиевскими Службами св. князьям Борису и Глебу, прп. Антонию Печерскому и на перенесение мощей свт. Петра ( Карбасова, Милютенко. 2019). Допахомиевская Служба известна в отдельном списке 80-х гг. XV в. (РГИА. Ф. 834. Оп. 1. 574) ( Карбасова, Милютенко. 2019. С. 230-231), а также в сочетании с песнопениями из Пахомиевской редакции (РНБ. Q.I.88 - этот список Яблонский считал списком Допахомиевской Службы ( Яблонский. 1908. С. 186-187)). По наблюдениям исследователей, П. Л. почти полностью (за исключением седальна, кондака и икоса), с незначительной переработкой, включил Допахомиевскую Службу в свою редакцию, поменяв назначение нек-рых песнопений; самим П. Л. были написаны 3 первые стихиры на «Господи, воззвах», стихиры на стиховне, тропарь, 1-й канон, кондак, икос, светилен и славник на хвалитех, причем основным содержательным источником стало составленное П. Л. Житие мч. кн. Михаила Черниговского и боярина Феодора, цитируемое в Службе: в каноне отмечены буквальные текстуальные параллели с Третьей Пахомиевской редакцией Жития (см.: Яблонский. 1908. С. 185-187; Карбасова, Милютенко. 2019. С. 231). Свои стихиры на «Господи, воззвах» П. Л. создавал в подражание имевшимся до него (помещены в Службе как «ины» стихиры), следуя их форме - в виде разговора двух мучеников. Акростиха в каноне нет, в нем помещены 2 богородична из канона Службы св. мч. Георгию Новому (пам. 26 мая), написанного Григорием Цамблаком ( Спасский. 2008. С. 120-121). По наблюдениям Карбасовой и Милютенко, основная идея Пахомиевской редакции - прославление мучеников, отказавшихся от тленного царства в пользу Царства Небесного.

http://pravenc.ru/text/2579870.html

Величание Величаем тя,/Крестителю Спасов Иоанне,/и почитаем вси честныя твоея главы обретение. Припев Иоанну Предтече Святый великий Иоанне Предтече Господень,/моли Бога о нас. 26/8 Апостола от 70-ти Карпа (I). Мученика Георгия Нового, Болгарского (1515). Обретение мощей преподобного Макария Калязинского (1521). Иконы Божией Матери Селигерская-Владимирская (XVI). Тропарь апостолу Карпу, глас 3 Апостоле святый Карпе,/моли Милостиваго Бога,/да прегрешений оставление/подаст душам нашим. Кондак, глас 4 Яко звезду пресветлую Церковь всегда стяжа тя, апостоле Карпе,/чудес твоих многоподаванием просвещаема:/спаси верою чтущих память твою. Величание Величаем тя,/апостоле Христов Карпе,/и чтим болезни и труды твоя,/имиже трудился еси/во благовестии Христове. Тропарь мученику Георгию Новому, Болгарскому, Софийскому, глас 4 Божественным желанием от юнаго возраста/весь сам себе Господеви возложив,/в молитвах и постех образ быв добродетели,/богатство же и славу, и доброродство телесное, яко не сущее, презрев,/и Христа единаго от души возлюбил еси,/и Того истиннаго суща Бога в Троице покланяема,/пред нечестивыми проповедал еси,/и срацынскую 18 веру, и законы Моамефовы 19 под ногами поправ,/и мучителя венцем украсився, славне,/к небесным востекл еси ликостоянием,/премудре Георгие./Моли Христа Бога/сохранити отечество твое, и спасти люди и град,/иже твоя подвиги присно почитающия. Ин тропарь, глас тойже Божественною уязвлен любовию,/премудре Георгие славне,/Христа Бога нечестивым проповедал еси/и злочестие турское ногами попрал еси;/мучения же венцем украсився,/к Небесным востекл еси ликостоянием./Моли Христа Бога/сохранити отечество твое, град и люди,/подвиги твоя присно почитающия. Ин тропарь, глас тойже В терпении многоискуснем, блаженне мучениче Георгие,/огнеискусную смерть претерпел еси/и по кончине твоей венец от Христа нетленный/с мученическими лики приял еси./И ныне, на земли кротких достойно водворялся,/Христа Бога о нас непрестанно моли,/иже верою покланяющихся раце мощей твоих.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Вступив на военную службу при жестоком гонителе христиан императоре Диоклетиане, св. Георгий, благодаря уму и красоте, быстро достиг высокого звания трибуна (начальника отдельной крупной войсковой части), а затем и ближайшего советника императора. Будучи с детства христианином, св. Георгий д о времени хранил свою веру в тайне. Но вот однажды Диоклетиан обратился к нему за советом, каким образом приступить бы к новому жестокому гонению на христиан. Понял Георгий, что для него настало время открыто засвидетельствовать о своей вере и обличить язы ческого царя. Он вернулся домой, раздал все свои богатства неимущим и тогда явился на совет. Множество царедворцев окружали Диоклетиана, восседавш его на своем престоле. Это было блестящее и пышное собрание. Но когда явился Георгий, все взоры невольно обратились на него, ибо его только и ожидали. Георгий поклонился царю и его советникам и затем громким голосом произнес такую речь: «Доколе ты, государь, и вы князья и советники, поставленные ради применения к жизни добрых законов и праведных судов, направлять будете ярость вашу и неистовство на христиан, издавая неправедные суды на невинных и правых по жизни людей? Вы хотите мучениями и преследованиями заставить согласиться с вашим безумием тех людей, которые просвещены познанием истинного Бога и научились быть благочестивыми. Не обольщайтесь ложью и обманом! Идолы ваши не боги! Иисус Христос есть истинный Бог во славу Бога Отца. Им все сотворено и Духом Его Святым все содержится. Итак, или сами вы познайте истину и научитесь благочестию, или же, по крайней мере, не смущайте своим безумием познавш их истинного Бога и в правоте служащих Ему...». Все были глубоко поражены этою неожиданною речью св. Георгия и с трепетом смотрели на Диоклетиана. Слова эти привели последнего в состояние оцепенения. Придя в себя от неожиданности, он обратился к Георгию с таким и словами: «Я ценил твои доблести и храбрость, возвысил тебя, несмотря на твой юный возраст, ты был моим советником и другом. Жаль мне твоей юности, твоего разума, и я тебя убеждаю отказаться от своих слов и от своей веры, принести жертву нашим богам, чтобы избежать жестоких и страшных мук».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Гедеон, подвижник Серпуховского Владычного монастыря, ученик основателя монастыря преп. Варлаама. Геннадий, архиепископ Новгородский, но низведении с кафедры скончавшийся и погребенный в Московском Чудовом монастыре 4 Декабря 1505-го года (у преосв. Сергия). Геннадий, иконописец Черниговский, живший в середине XVII века (у Барсукова). Георгий праведный, Муромский, муж Иулиании Лазаревской, – под 2-м Января в Подлиннике Филимонова. Георгий, юродивый Новгородский, 3-го Ноября. – Неизвестный. Георгий Святославич, князь, убиенный в лето 6562 (1054), а по году и месяцу кончины это – не убиенный, а умерший естественною смертью (19-го Февраля 1054 года) Ярослав Великий, по христианскому имени Георгий, сын Владимира святого. Георгий (Угрин), «иже пострада со св. князем Борисом и с ним в чудесех видении являшеся, 2-го Мая» (у преосв. Сергия). Георгий. В Синодике недели православия, принадлежавшем Вологодской архиерейской кафедре и находящемся теперь в Петербургской Публичной Библиотеке, – Сборников Библиотеки, описанных А. Ф. 156–170. между прочим возглашается вечная память «Георгию Отильбею, новому исповеднику, много мученому от иноверных за веру христианскую», – л. 167 об. Герасим, отшельник Соловецкий и ученик св. Зосимы (в Соловецком Патерике нет). Герман Кожеозерский. См. Логгин. Герман дивный, ученик преп. Кирилла Белоозерского, преставившийся в лето 7016 (1508). Так как преп. Кирилл скончался 9-го Июня 1427-го года, то Герман мог быть его учеником только в несобственном смысле, как подвижник его монастыря. Гермоген, патриарх Московский, скончавшийся смертью мученика 17-го Февраля 1612-го года. Геронтий, митрополит Московский, скончавшийся 28-го Мая (в каталогах ошибочно: 5-го Мая) 1489-го года. В Московском Успенском соборе, по описям его начала XVI века и 1627-го года, находилась икона митрополита Геронтия, – Русск. Историч. Библиот., изд. Археигр. Комм., т. III, coll. 314 и 420: следует думать, что икона, в качестве иконы-портрета, написана была вскоре после смерти митрополита и что первое некоторое время после смерти он был действительно почитаемым в соборе усопшим (в ркп. Румянц. Муз. 364 есть краткое сказание о митр. Геронтии вместе с сказаниями о митр. Филиппе 1-м и Макарии, а в ркп. гр. Уваровой, бывшей Царского, 896, л. 302, есть наставление как писать митрополитов: Феогноста, Киприана, Фотия, Геронтия и двух Филиппов).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Георгия 11) и на полученные от Вас письма отвечал 19-II/4-III 13) и 21-II/6-III 14). Очень жаль, что пропали Ваши московские письма. Если будет у Вас время, опишите еще раз подробности Вашего путешествия. Кого Вы видали в Москве? Из Владимира мне пишут, а Москва забывает. Почему так пишете Вы о Саше? Она как-то писала мне, что живет в полном довольстве. Варя прислала три письма, из которых видно, что бедной девушке очень тяжело морально. Написал ей и еще напишу. Сейчас пойду получать с почты перевод из Ярославля на 300 р. Это, по-видимому от Поли. С неделю назад получил от нее открыточку, что посылала мне деньги по прежнему адресу в совхоз. Но я не получил их, хотя все, что было туда адресовано, мне дослали. Обещалась через несколько дней послать по новому адресу. Вот это, вероятно, и получу сегодня . Глубоко благодарен Георгию Георгиевичу за его заботы. Что же делать, если, действительно, так затруднен проезд по жел(езной] д[ороге] 104 . Но я просил его, чтобы он прислал мне справку, что я, живя в Ишиме, нахожусь на его иждивении. Такая справка мне очень нужна, она избавила бы меня от многих беспокойств. Боюсь, что на след(ующий] месяц не дадут хлеб[ных] карточек. Пока получаю по 400 гр. Рад очень, что милый Юра так благополучен. Да, да, как быстро идет время. Давно ли я бывал у Вас за Лыбедью около Воскрес[енского] моста?.. Давно ли мы с Вами проводили Торжество Православия?.. Только один раз!.. А священного умовения ни одного!.. Буди воля Господня!.. Слава Богу за все... Радуюсь, что пока с Триодию... Совсем не знаю ничего о Патриархии. Что слышали Вы?.. Сын Матр[оны] Андр[еевны] пока работает понемногу на дому, это его весьма поддерживает. Поговаривают об открытии мастерской, и его приглашают. Он дал согласие, но сам не уверен. Впрочем, дело затягивается. Опять давно нет писем из Владимира. Как жаль, что Женя сама не может писать. Знаю, что были Вы у Ниночки, – она писала мне, – была очень обрадована. Приятно было узнать из Вашего письма, что Николай Николаевич еще здравствует.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Других же предложенное изречение приводит к другой мысли. Какой? Они говорят, что поскольку купель, вершащая прощение Духом Святым и огнем, еще не была провозглашена открыто, похулившему Божество нельзя было найти прощение, потому что невозможно было и приобщиться к новому рождению и проистекающему оттуда очищению — поэтому естественно, что похуливший Духа Святого никоим образом не получает прощения в сем веке, а поэтому и в будущем. 92. Письмо Георгию, митрополиту Никомидийскому (Письмо 165). Ты удивляешься, что в посланиях божественного Павла содержится столько приемов красноречия, потому (и не посетуй на меня за правду), что еще не проник в глубину присущей этому мужу премудрости. Если же ты с большим трудолюбием займешься изучением его речей — конечно, при благосклонности Вышнего благоволения — ты скорее удивишься тому, как от тебя укрылось столь великое изящество 35 , и как красота прирожденного слова не сделала тебя своим горячим поклонником. И я имею в виду не премудрость учения и веры (ибо вижу, что в этом и у тебя нет сомнения), но ту, что заставляет восхищаться силе и мощи речи. Тогда как же он невежда в слове (2 Кор 11:6) ? Так же, как и первый из грешников (см. 1 Тим 1:15) , и последний из Апостолов (ср. 1 Кор 4:9 и 15:9) , и изверг после всех (см. 1 Кор 15:8) , и сор для мира (1 Кор 4:13) , и недостойный называться Апостолом 36   (см. 1 Кор 15:9) , и всем попрание (см. 1 Кор 4:13 37 ) , и позорище для Ангелов и человеков (см. 1 Кор 4:9). И кто же это? Могущий явиться с важностью, как Апостол Христов (1 Фес 2:7) , более всех потрудившийся (см. 1 Кор 15:10) , посвященный Богу еще до того, как вышел из материнской утробы, зритель незримого и слушатель тайного, Христово благоухание Богу (2 Кор 2:15) , носящий в теле мертвость Господа Иисуса , но и жизнь Его (см. 2 Кор 4:10) . Посему как столь великий муж есть изверг, и попрание, и позорище, и сор, таким же образом он и невежда в слове — ведь из всего этого что-то было мнением людей, не понимавших глубину проповеди, а что-то он и сам относил к себе по скромности и кротости нрава.

http://pravmir.ru/amfilohii/

Евфимию, епископу и чудотворцу Мадитскому» (XI в.) (Чтения в Общ Люб Дух Просе., 1889 в Приложении, с. 1–70). Слово это до сих пор не было нигде напечатано и издано достопочтенным византинистом на основании рукописи Московской Синодальной библиотеки. Оно весьма интересно, и мы воспользуемся им в одном из параграфов наших очерков – ниже. По всем признакам, оно написано Григорием до патриаршества. Непереведенных сочинений Григория остается немного, да и все они не имеют большой научной ценности; без перевода остаются следующие труды рассматриваемого патриарха: 1) Похвальное слово великомученику Георгию (Migne. Ibid., pp. 299–345). Нужно полагать, что Григорий иаписал это произведение еще будучи мирянином – в похвалу Георгия, никомедийского мученика Диоклетианова гонения, вследствие того, что ои носил до монашества имя Георгия, данное ему, вероятно, в честь этого святого. Оио повествует о мученических подвигах этого великомученика. Малое значение повествования определяется уже тем, что вообще сказание о мученике Георгии не внесено в собрание Рюинара. 2) Панегирик императору Михаилу Палеологу (Migne. Ibid., 345–385). Панегирик весь состоит из общих фраз и не имеет исторической ценности. По этому произведению можно составить лишь превратное понятие о Михаиле. Уже встречающееся в заглавии выражение: «Михаилу, новому (т. е. Великому) вычурно и непригоже. Написано до патриаршества. 3) Панегирик императору Андронику Палеологу (сыну Михаила). (Migne. Ibid., 387–417). Такого же достоинства, как и панегирик Михаилу. Замечательно, однако же, что автор именует Андроиика (как это делает позднее и Григора. Виз. ист., VIII, 8) «жарким любителем науки и философов» (р. 412). Можно утверждать, что оно произнесено Григорием (Георгием) – мирянином, вскоре по вступлении Андроника на престол. 4) Письмо к другу (Migne. Ibid., pp. 125–128). Написано по низвержении Григория с кафедры и исполнено жалоб на несправедливость судьбы. У Григория есть и еще несколько сочинений, но они светского содержания.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Значит, здесь указаны: основание для почитания икон – это предание церкви, как бесспорный образец, почитание креста, места, где полагается изображать иконы, материалы для святых икон; объекты изображения, нравственный смысл почитания, догматическая норма его, церковные кары на непослушных. Подписав протокол, отцы восклицали: «Такова наша вера, таково учение апостолов! Анафема не примыкающим к нему, не чтущим икон, которые они называют идолами и обвиняют за них христиан в идолослужении. Многая лета императорам! Вечная память новому Константину и новой Елене! Да благословит Бог их правление! Анафема всем еретикам, Феодосию – лжеепископу Ефесскому, Сисинию Пастилле и Василию Трикокаву. Анафема Анастасию, Константину и Никите, которые были последовательно патриархами Константинополя. Они суть Арий II, Несторий II, Диоскор II! Анафема ересиархам Иоанну Никомидийскому и Константину Наколийскому! Вечная память Герману (Константинопольскому), Иоанну (Дамаскину), Георгию (Кипрскому) – этим героям истины!» Эти трое были анафематствованы иконоборческим собором 754 г. Особым приказом, данным Тарасию, императоры пригласили членов собора прибыть в Константинополь. Императрица любезно приняла их и назначила на 23 октября последнее, 8-е торжественное заседание в Мангаврском дворце. На этом заседании в присутствии императоров, чинов империи и армии были прочитаны определения собора, подтверждены одобрительными восклицаниями всех, включая и военных, и подписаны императорами, начиная с Ирины. После этого епископы, одаренные царицей подарками, были распущены по епархиям. Ирина заказала заранее изготовить образ Спасителя над воротами Халкопратии, откуда он был свергнут 60 лет тому назад при Льве Исавре. Теперь была сделана к нему надпись: « ην καθειλε πλαι Λων δεσπζων, ενταθα νεστλωσεν Ειρνη». Тут игра слов «Лев» и «Ирина». Судя по термину, « ναστηλω» образ был скульптурным или просто крестом с распятием. Собор издал еще 22 канона, главным образом против симонии и беспорядков в жизни монахов. Иконоборчество после VII Вселенского собора

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

Ибо честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси изображенного на ней. Вот таково учение Святых отец наших, то есть предание кафолической церкви, от конец до конец земли, приявшей Евангелие. Осмеливающиеся иначе думать или учить, или согласно с нечестивыми еретиками отвергать церковные предания и измышлять какое-то нововведение, или отвергать что-нибудь из священного Церкви, Евангелие, или изображение креста, или иконное живописание, или святые останки мученика, или замышлять что-либо с хитростью и коварством для ниспровержения какого-либо из принятых в кафолической Церкви преданий, или давать пространное употребление священным сосудам или святым монастырям, постановляем, если это будут епископы или клирики, извергать из сана, если же монахи или миряне — отлучать от общения”. Таким образом, в оросе указаны: 1) основание для почитания икон — это Предание Церкви; 2) бесспорный образец иконопочитания, который не оспаривали и иконоборцы, это — почитание Креста; 3) места, где полагается изображать иконы; 4) материалы для изготовления икон (интересно, что о резных иконах в оросе ничего не говорится); 5) объекты изображения; 6) нравственный смысл почитания икон; 7) его догматические нормы; 8) и, наконец, церковные прещения на непослушных. Подписав протокол, отцы восклицали: “Такова наша вера, таково учение апостолов! Анафема непримыкающим к нему, нечтущим икон, которые они называют идолами и  обвиняют за них христиан в идолослужении. Многая лета императорам! Вечная память новому Константину и новой Елене! Да благословит Бог их правление! Анафема всем еретикам, Феодосию лжеепископу Эфесскому, Сисиннию Пастилле и Василию Трикокаву. Анафема Анастасию, Константину и Никите, которые были последовательно патриархами Константинополя. Они суть Арий II, Несторий II, Диоскор II! Анафема ересиархам Иоанну Никомидийскому и Константину Наколийскому! Вечная память Герману (Константинопольскому), Иоанну (Дамаскину), Георгию (Кипрскому) — этим героям истины!”.

http://pravmir.ru/iz-istorii-vselenskix-...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010