188 Хотя эта статья есть и в Московском синодике, но в другой редакции. См. Древн. Р. Вивл. VIII, 45. 192 Эта и две след. статьи встречены о. Никольским только в Ростовском и Соловецком списках, 165, 204, 203. 193 Приведем несколько данных: Преподобным Харитону и Кирьяку и Роману и Андронику и Евфимию, иже в Селуни, и еще Давиду (л. 89), Илариону Великому. Преподобным Стефану, Саваиту, Иоанникию Великому и Ивану Колову и Феоктисту и Феоктисту и (Феогносту?), иже в Символех, и Нилу. Архимандриту Синайския горы и преподобному Ивану, списавшему Лествицу; преподобному Саве Освященному, преподобному Ивану Рыльскому; Лазарю, Алимпию, Акакию иже в лествице; Патрекею, Ивану Дамаскину, Виссариону, Потапию, Даниилу Столпнику, Луке Новому, Арсению и Павлу, иже в Латре, Феодосию. Иже за беззакония наша Богу попущающу варваром нашедше избиенным от них преподобным отцем в Раифе. Варлааму, Саваиту, Никифору и Асафу Индейским. Павлу Фивейскому, Ивану Кущьнику, Ксенофонту, Исакию Сирианику, Исидору Пелусийскому, Луке, иже в Елладе; Антонию Великому , Макарию Египетскому , Евфимию; Ефрему Сирину , Косме Пресвитеру, Андронику, Феофану Исповеднику Никейскому, Косме Гражданину, Акакию, Маркиану, Симеону Мироточцу, Авксентию, Тимофею, иже в Символех, и т. д. Виссариону, Илариону Новому Далматским. Л. 91. Перечень Ростовских угодников и разных монастырей русских. Л. 93. Георгию Отилбею новому исповеднику, многомученному от неверных за веру хрестьянскую и Феодору новому мученику Христову исповеднику, убиенному за веру хрестьянскую в Болгарех от иноверных. Л. 98. Преподобному Антонию Римлянину, составльшему обитель в великом Новеграде в Неревском конце во имя св. Богородицы честного Ее Рождества. Преподобному Семиону Серпьскому новому чудотворцу.– Список кончается поминовением епископов Сарских и Коломенских. 195 О Болгарском синодике, или Синодике царя Бориса, была помещена статья во Временнике Общества Истории и Древностей Российских, кн. 21, 1855; в Сборнике статей по славяноведению, в честь В. И. Ламанского, с. 33 (статья Т. Д. Флоринского), в Журнале Мин. Народного Просвещения, ч. 238, отд. 2, с. 174 (статья M. С. Дринова).

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Георгий, святейший архиепископ константинопольский, подошедши к благочестивейшему императору Константину, сказал: «боговенчанный государь, повели внести в диптихи святых церквей имя блаженной памяти Виталиана, папы римского; потому что, по причине медлительности апокрисиариев, посланных папою этого древнего Рима, тогда часть моей святой церкви, а также Макарий, святейший архиепископ антиохийский, и находившиеся в то время в этом богоспасаемом городе вашем боголюбезнейшие епископы подали, как известно, прошения к вашему благосклоннейшему могуществу о том, чтобы исключить из святых диптихов вышепоименованного блаженной памяти папу римского Виталиана. Исполни же и эту нашу просьбу; потому что богомудрая кротость твоя тотчас находит соединяющихся с кафолическою Церковию и отделяющихся от нее из-за лица». Благочестивейший император Константин сказал: «да будет то, о чем просит Георгий, святейший патриарх сего богохранимого царствующего нашего города». Святой собор воскликнул: «Константину, великому императору, многая лета; православному императору многая лета; защитнику православия многая лета; императору примирителю многая лета; новому Константину великому императору многая лета; новому Феодосию императору многая лета; новому Маркиану императору многая лета; новому Юстиниану императору многая лета; мы рабы императора! Агафону, православному папе римскому, многая лета; Георгию, православному патриарху, многая лета; императорскому синклиту многая лета; православному синклиту многая лета»! Святой собор сказал: «если угодно благочестивейшему государю, то пусть Макарий, почтеннейший архиепископ антиохийский, скажет, как он верует в единого от святой Троицы, Господа нашего Иисуса Христа, истинного Бога нашего, и исповедует ли в Нем два естественные хотения и два естественные действия неслитно и нераздельно, и следует ли он посланиям, присланным к вашему богомудрому могуществу отцом вашего благочестия, Агафоном, святейшим папою древнейшего Рима, и последует ли он содержащимся в них отеческим свидетельствам».

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Собор постановил лишить его сана и монашества, после чего «святый Собор воскликнул: Еретику Полихронию и мудрствующим заодно с ним анафема; Макарию, Стефану и Полихронию анафема. Троица низложила троих”» . После действа, устроеннного Полихронием, в соборных деяниях наступил длительный перерыв, и следующее заседание состоялось уже только 9 августа. Стремясь к предельной убедительности своих постановлений для сомневающихся и колеблющихся, что побудило соборных отцов предоставить несчастному Полихронию возможность обнаружить свое бессилие и свое безумие и тем обнажить несостоятельность исповедуемого им учения, Собор согласился выслушать некоего пресвитера Константина из Апамеи, который, признавая наличие двух природ во Христе, в то же время проповедовал, что человеческая воля в Нем присутствовала лишь до Голгофы, а на кресте «Господь оставил и совлек ее с Себя вместе с кровию и плотию» , и это распространяемое им учение он изложил на Соборе. При этом он настаивал на своем единомыслии с низложенным патриархом Антиохийским Макарием. Реакцией Собора на это исповедание были выкрики: «Это учение манихеев; это вера Аполлинария. Анафема ему с догматами его; анафема новому Манихею… всем еретикам анафема» . Низложенный Константин был удален из Трулльской палаты, а соборное заседание завершилось многолетием «православному императору... миротворцу... новому Маркиану... новому Феодосию... новому Юстиниану... стражу Православия» , а также папе Агафону, патриархам Георгию и Феофану, православному Собору и синклиту, и персональными анафемами еретикам: умершим Феодору Фарранскому, Сергию, Киру, Гонорию, Пирру, Павлу, Петру, Макарию и здравствовавшим Макарию, Стефану, Полихронию и «Анергию, епископствовавшему в Перге» . 17 заседание состоялось 11 сентября. Его стенограмма сохранилась лишь в латинском переводе. На этом заседании был подведен итог сделанному на Соборе и выработан проект соборного вероопределения. Святитель Агафон, папа Римский Завершающее 18 деяние VI Вселенского Собора пришлось на 16 сентября.

http://pravoslavie.ru/104079.html

Калиганов И. И. Указ. соч. С. 288–308. Гадалова Г. С. Литературные памятники XVI века, посвященные преподобному Макарию Калязинскому: источниковедческие проблемы. Автореф. дис. … канд. ист. наук. М., 2005. С. 25 . Духанина А. В. Житие Стефана Пермского в составе печатного Пролога//Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2019. 1(75). С. 36 – 40. Макарий (Булгаков), митр. Указ. соч. Т. 1. С. 201 (примеч. 27) . Барсуков Н. П. Источники русской агиографии. СПб., 1882. Стб. 3. Ключевский В. О. Указ. соч. С. 26, примеч. 2. предположение на основании содержания рукописи впервые высказал А. Х. Востоков ( Востоков А. [Х.] Указ. соч. С. 603), этого мнения придерживаются и другие исследователи . псковским книжником Василием–Варлаамом редакции житий князя Всеволода–Гавриила и Георгия Нового, службы Евфросину Псковскому, Георгию Новому, Савве Крыпецкому; Служба князю Всеволоду-Гавриилу с каноном псковского книжника Никодима; сокращенные редакции житий и редакций житий Евфросина Псковского, Александра Невского, Саввы Крыпецкого, княгини Ольги, написанных Василием–Варлаамом; службы на обретение мощей князя Всеволода–Гавриила и Знамению иконы Богородицы в Чирсках, написанные псковским книжником Филофеем, Сказание о Знамении иконы Богородицы в Чирсках. л. 1–4 Рум. 397 помещено оглавление рукописи. Новгородскому, Никону Радонежскому, Александру Невскому, Савве Сторожевскому, Павлу Обнорскому, Михаилу Клопскому, Максиму Юродивому, Арсению Тверскому, Макарию Калязинскому, Ионе, митрополиту Московскому, Зосиме и Савватию Соловецким, Пафнутию Боровскому, Дионисию Глушицкому, Петру и Февронии Муромским, Прокопию Устюжскому, Александру Свирскому. Вишерскому, Арсению Сербскому, Ионе Новгородскому, князю Всеволоду-Гавриилу (а также на обретение его мощей), Евфимию Новгородскому, Антонию, Иоанну и Евстафию Литовским, Стефану Пермскому, Евфросину Псковскому, Георгию Новому. Рыльскому, Исидору Твердислову, Исайе Ростовскому, Игнатию Ростовскому, княгине Ольге, Савве Крыпецкому. Мельник А. Г. История почитания ростовских святых в XII – XVII веках. Автореф. дис. … канд. ист. наук. Ярославль, 2004. С. 17; Ткачев Е. В. Канонизация//Православная энциклопедия. Т. 30. М., 2012. С. 303.

http://sedmitza.ru/lib/text/8968692/

материале 1-й пол.- сер. XIV в.- см., напр.: (II) 1991). В Сев.-Вост. Руси он приходится на 1-ю четв. (см.: Мошкова. (II) 2006), в Новгороде и Пскове - на кон. 1-й трети - 2-ю четв. XV в. В течение переходного периода наблюдается даже заметная активизация древнего гимнографического корпуса - в списках этого времени засвидетельствованы тексты, не отмеченные в более ранних списках. На это указывает, напр., пергаменная новгородская Праздничная Минея в соединении с Иерусалимским уставом 1-й трети - 2-й четв. XV в. (РНБ. Соф. 386), содержащая каноны Климента Охридского на Положение ризы и пояса Богоматери и на Успение и успенский трипеснец Константина Преславского ( Темчин. (II) 2004. Ч. 2. С. 87. Примеч. 43). Вместе с Минеями по Иерусалимскому уставу, переведенными южнослав. книжниками на Афоне в 1-й пол. XIV в., на Русь приходит ряд служб святым: серб.- Симеону, Савве и Арсению Сербским (1-я известна только в западнорус. списках), болг.- Иоанну Рильскому, прп. Параскеве (Петке), Стефану Дечанскому, Иоанну Новому. Последняя оказала заметное воздействие на рус. Г. XVI-XVII вв.: без существенной переработки (и даже с сохранением авторской «подписи» в богородичнах) она была положена в основу служб Георгию Новому иером. Василия-Варлаама (ок. 1539) и анонимной вел. кн. Георгию Всеволодовичу ( Кожухаров. (I) 2004. С. 185-186, 189-191). Оригинальная Г. на Руси в XV в. развивалась прежде всего благодаря деятельности серб. книжника Пахомия Логофета († после 1484), прибывшего в 30-х гг. с Афона. Им было написано больше служб и канонов, чем всеми остальными авторами этого времени, вместе взятыми. Он составил службы как давно почитаемым, так и канонизированным в его время рус. святым (прп. Варлааму Хутынскому, Знамению Богоматери в Новгороде, преподобным Сергию и Никону Радонежским, свт. Алексию Московскому, преподобным Евфимию Новгородскому, Антонию Печерскому, Кириллу Белозерскому, Савве Вишерскому, свт. Ионе Московскому, святым Михаилу и Феодору Черниговским, свт. Стефану Пермскому, на перенесение мощей свт.

http://pravenc.ru/text/165013.html

– В именных списках должны быть обозначены номера медалей, если медали прибыли при приказе; в противном случае делаются дополнительные донесения о номерах по доставлении в отдельные части самих медалей. – По окончании войны отдается особый почетный приказ обо всех удостоенных Георгиевскими медалями, с подробным описанием их подвигов и номерами пожалованных медалей. – Каждому награжденному Георгиевской медалью со дня совершения отличия производилась ежегодная денежная выдача в следующих размерах: по 4 степени – 12 рублей, по 3 степени – 18 рублей, по 2 степени – 24 рубля и по 1 степени – 36 рублей. В 1917 году медали, по новому положению, стали чеканить из недрагоценных металлов, и на медалях появились буквы «ЖМ» – в левой нижней части оборотной стороны, у самого гурта, правее порядкового номера на всех знаках 1 и 2-й степени. На 3 и 4-й степенях чеканились буквы «БМ». А на лицевой стороне таких медалей вместо портрета императора чеканилось изображение святого Георгия (всадника на коне, копьем поражающего змея). Акафист Акафист святому великомученику Георгию Победоносцу Кондак 1 Возбранному воеводе и победоносцу Георгию составим похвалу, яко ходатаю на шему и скорому помощнику: ты же святой великомучениче, яко имеяй дерзновение ко Господу, от всяких нас бед свободи, да зо вем ти: Радуйся Георгие, великий победоносче. Икос 1 Ангелов Творец и всея твари Содетель, явивый тя Церкви Своей веры поборника, и за веру непобедимаго страстотерпца, внушает нам, за подвиги страданий твоих восхваляти тя, святе Георгие, сице: Радуйся, до конца Иисуса Сына Божия возлюбивый; радуйся, за имя Его с любовию душу свою положивый. Радуйся, исповедниче от Бога призванный; радуйся, подвижниче Божиею благодатию прославленный. Радуйся, ангелов сожителю; радуйся, пророков равностоятелю. Радуйся, Георгие, великий победоносче. Кондак 2 Видя гонение нечестивых на христианы, не убоялся еси козни их и мучительства, богомудре, но яко добрый воин Христов, вся своя нищим раздав, волею потекл еси на совет их неправедный, Христу вождю и Богу своему поя: Аллилуиа. Икос 2

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

В русском же масонском переводе это место еще более усилено посредством некоторых вставок, повторений и т. п., и направлено к тонкому осмеянию и ниспровержению внешней христианской жизни; одним словом, ведет к известному масонскому учению о внутренней Христианской Церкви и к отрицанию Церкви видимой. Вообще от чтения «Невидимой брани» на греческом языке остаются совсем иные впечатления и иные мысли, нежели от чтения этой же книги в французском или русском переводе. 28. Собрание избранных Псалмов и молитв Патриарха Геннадия Схолария , и беседы с самим собою блаженного Августина , с приложением Слова о Покаянии (помещенного и в Руководстве к исповеди), и Слово об Архиерейском сане. Константинополь. Патриаршая типография. 1799 г. В 1864 году издано вторично в Афинах. Греческим жизнеописателем Никодима, Онуфрием Иверским, эта книга опущена в списке его изданий; но на заглавном ее листе сказано, что она тщательно исправлена «наименьшим во иноцех Никодимом»; а другого ученого инока Никодима в конце прошлого века на Востоке не было. Сверх всего этого, Никодим потрудился над составлением некоторых Акафистов: св. Архангелам Михаилу и Гавриилу, св. Великомученику Георгию и св. Симону Мироточивому (основателю Афонского монастыря Симоно-Петры); полных последований служб св. Великомученику Георгию, на перенесение мощей св. Николая чудотворца в Бари, Марку Ефесскому , Симеону Новому Богослову , преп. Феофилу Афонскому и др.; служебных канонов: св. Димитрию Солунскому, на перенесение мощей св. Иоанна Златоуста , священномученику Харалампию, св. Апостолу Иакову Брату Божию, св. Дионисию Ареопагиту , Афанасию Великому , св. Архидиакону Лаврентию, священномученику Кип- риану, преподобномученице Параскеве, мученице Кириакии и другим; множество тропарей и похвальных слов различным святым и т. д. Все эти творения Никодимовы хранятся в рукописях на Афоне, а некоторые из них, весьма немногие, припечатаны в его Синаксарнике. Все сочинения Никодимовы (за исключением немногих, изданных на эллино-греческом языке) написаны простым и правильным народным (новогреческим) наречием.

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Zederg...

В честь великомученика Георгия составлялись похвальные слова и романизированные жития, то есть литературные произведения по мотивам жития, среди наиболее древних авторов нужно упомянуть Григория Турского († 594) и Венанция Фортуната († около 600), слово епископа Захарии (XI век) и слово Петра Дамиани († 1072). Со времени крестовых походов появляются новые легенды, связанные с этим святым. Битву при Антиохии (1098 год) христиане выиграли благодаря чудесному явлению и помощи святого Георгия. Сказания о великомученике Георгии вошли в состав «Золотой легенды» Иакова из Ворагина († 1298). В ней и в произведениях трубадура Роберта Вейса († после 1174), Рейнбота фон Дюрна (середина XIII века) и кардинала Якопо Гаэтано Стефанески († 1343) запечатлена легенда о борьбе святого Георгия с драконом. В Италии почитание святого Георгия распространилось рано. В Риме Велисарий (около 527) поручил защите этого святого ворота мученика Севастиана. Римский папа Лев II (682–683) посвятил великомученику Георгию и мученику Севастиану базилику в Велабро в Риме, куда была перенесена честная глава великомученика, обретенная папой Римским Захарией (741–752). В этом же храме хранятся копье и хоругвь святого Георгия. В 1600 году часть главы святого была перенесена из Велабро в Феррару. В Неаполе в начале V века епископ Север основал базилику святого Георгия (Сан-Джорджо Маджоре). Как утверждается в описании жизни епископа Агнелла († 570), в Равенне с VI века в местности Кориандро рядом с мавзолеем короля Теодориха существовала церковь, посвященная святому Георгию. Другая церковь, называемая церковью во имя великомученика Георгия в портиках, находилась в Регио Цезарум, одной из двух частей позднеримской Равенны. Около 657 года почитание святого Георгия проникло в Феррару. Великомученик был избран покровителем сначала Старого, а затем и Нового города, после того как в 1110 году граф Роберт Фландрский привез в Феррару руку великомученика Георгия и подарил ее графине Матильде, которая, в свою очередь, подарила ее новому кафедральному собору города, освященному в 1135 году в честь великомученика.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Другий смирения святаго плод бе всегдашнее умиление, якоже в Житии святыя благоверныя великия княгини Анны, супруги святаго, написано обретохом. 167 Размышляя бо о безприкладном 168 Владычнем снисхождении, како нас ради спиде с небесе, и воплотися от пречистыя Девы, и послужи нашему спасению, и пострада, и умре, Бог сый всех, соприсносущный Отцу и Святому Духу, непрестанно сокрушашеся от умиления и овогда теплыя из очес испускаше слезы, овогда взираше на вечную оную погибель, от неяже Спаситель нас исхитив, возведе на небесное достоинство, овогда же повергайся на землю, благодарение возсылаше Богу за пречудный его о нас спасительный промысл, и толико уязвися любовию ко Христу, яко спасительное его имя никогдаже испущаше из уст. 27 . В сих богоугодных исправлениях успевающу святому, преидоша от вступления его на великое княжение осмь лет. Между же тем умре ордынский царь, и наста по нем другий, именем Азбяк, иже, богомерзкую срацынскую веру по согласию с турками прием, 169 паче всех лют враг и гонитель христианскому роду являшеся. Прежний бо цари, бывший до Азбяка, идолопоклонницы суще, имже огненное естество мняшеся быти бог, не много радяху, какую кто веру держит; сей же, проклятаго Магомета сый ученик, яко безчеловечный и неприступный зверь всем являшеся. Идоша убо паки наши князие в Орду новому царю поздравление и дары по обычаю принести. 28 . Бывшим же им тамо, паки завидя диавол добродетели святаго, велию воздвизает на христианство бурю, паки междоусобие и вражда востает. Предреченный бо Георгий князь развратися паки, воеже великаго княжения возжелати; и по довольном пререкании бысть Георгию князю остатися во Орде, святому же Михаилу возвратитися во своя с миром, обаче и по отшествии его не преста ово ласканиями, ово великими дарами, яже собра с бедных христиан, привлекати благоволение к себе новаго царя, еже и бысть. Минувшу бо непрестаннаго его тщания единому лету, соизволи лютый оный царь, взятаго мздоимства ради, Георгию убо быти великим князем, емуже и Кончану царевну, сестру свою, даде в жену, 170 желая его присвоити к себе, да вящшая еще от него получит, святаго же Михаила князя безвинно уничтожи, яко не толикия ему приносящаго дани.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Епископ Парфений Духовным чадом архиепископа Серафима был епископ Парфений (в миру Стоян Стаматов, 1907–1982). Все, кто знал этого архиерея, отзываются о нем как об очень добром человеке. Его родители содержали гостиницу, но Стояна с детства влекло к монашеской жизни. Постригал его митрополит Неврокопский Борис (Разумов). В 1945 г. архимандрит Парфений был рукоположен во епископа Левкийского, викария Софийского митрополита. Некоторое время иерарх служил в Америке и Испании. Епископ Парфений близко познакомился с болгарской царской династией, именно ему было суждено крестить наследника болгарского престола. Когда сотрудник спецслужб заявил иерарху, что он совершил преступление перед болгарским народом, епископ Парфений ответил: «Я православный епископ, и всякий, кто желает приобщиться к Православной Церкви, не должен быть отвергнут. Не имеет значения, кто хочет прийти к Церкви – генерал, царь или обыкновенный человек, у Бога все равны». Епископ Парфений оставил после себя несколько книг и множество статей. Он написал службы святителю Евфимию Тырновскому, преподобному Феодосию Тырновскому, преподобному Иоанну Рыльскому, софийским мученикам Николаю, Георгию Новому, Георгию Новейшему и другим. Кроме того, архипастырь переводил на болгарский язык святоотеческие сочинения. Епископ Парфений оставил и краткие воспоминания об архиепископе Серафиме. Архимандрит Пантелеимон Одним из близких к архиепископу Серафиму духовных чад был архимандрит Пантелеимон (в миру Михаил Николаевич Старицкий, 1883–1980). О его авторитете среди русской общины говорит то, что после смерти архиепископа большинство его духовных детей перешло под духовное руководство отца Пантелеимона. М.Н. Старицкий был военным, участвовал в Первой мировой войне и Белом движении, получил звание полковника. В эмиграции Михаил Николаевич жил в бедности. Не выдержав тягот беженской жизни, супруга ушла от него. Старицкий стал келейником владыки Серафима, им же был пострижен в монашество и рукоположен. За два месяца до своей кончины архиепископ Серафим благословил отцу архимандриту быть духовником Покровского монастыря в Княжево. После смерти архипастыря отец Пантелеимон некоторое время управлял русскими приходами в Болгарии, был настоятелем Кокалянского монастыря. В начале 1950-х гг. архимандрит Пантелеимон был переведен в Рыльский монастырь, а затем в Княжевский монастырь, где продолжал свое духовническое служение до смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010