276 Киев. Лет. о 1115 г. Новгор. 1. Лет. стр. 1. 18. Синодик у Востокова стр. 517. По Киев. Лет. «бысть сбор велик, сшедшюся народу с всех стран, М-т Никифор с всеми Епископы с Феоктистом Черниг. с Лазарем Переяслав. Епископом, Никитою Белогор. и с Данилом Гурьевским». Тут же были игумены Прохор Печерский, Сильвестр Михайловский, Савва Спасский, Григорий Андреевский, Петр Кловский. Даже та же Лет.: «вы хвала князьям нашим, заступники земли русской... воцарившись со Христом, прияли дар исцеления от Спаса вашего Иисуса Христа, неоскудно подаете их с верою, приходящим в храм, поборники отечества». Об исцелении слепых Князей 1077 г. в Смоленском храме Мучеников Новг. 1. Лет. стр. 17. Сдч. еще Киев. Лет. о 1170 г. 277 О знамениях, назначавших место новому храму – дому благодати, самое достоверное у пр. Нестора в Житии пр. Феодосия; о других – Симон. В Летоп. 1073 г.: «основана бысть церковь печерская Игум. Феодосием и Михаилом (Юрьевским) Епископом, Митрополиту Георгию тогда сущу в Грецех». О создании и освящении сей церкви, Симон. Он говорит, что на освящении церкви, происходившем 14 августа 1089 г., были М. Иоанн и епископы Лука Белогор., Иоанн Черниговский, Исаия Ростовский и Антоний Юрьевский. То же в Летоп. Нестора, где также сказано: «Игуменство (Печ. Мон.) держащу Иоанну». 278 О перенесении мощей Нестор по Лавр. и Радзив. сп. у Карамз., т. 3. пр. 138, 160. Соф. Врем, говорит 1,175, что мощи перенесены были Епископами Ефремом Переяславским, Стефаном Владимирским, Иоанном Черниговским, Михаилом Юрьевским, Антонием Поросским: новое доказательство, что имена епископов ставили только по мыслям о современности, иногда не хорошо продуманным. О первых трех епископах верный свидетель Нестор и за ним Симон. Но за тем или Марин Юрьевский или Антоний Поросский – в Времен. летоп. В 1089 г. Антоний точно был Епископом Юрьева (пр. 204) или «св. Георгия на р. Роси» (Кодин в росп. епископий). А в 1095 г. «Юрьевцы с епископом Марином прибегше седоша на Ватичеве холму, в Святополчи граде», и с того времени до возобновления Юрьева в 1104 г. Епископ Юрьева Поросского жил в Святополчем городе, но особого Епископа в сем городе не было. О Юрьеве и Святополчем городе см. у Арцыбышева 1, 41. 59. У Нестора поставлен в числе переносивших «Марин Юрьевский», а нет Антония. Надобно верить Нестору. По месяцеслову XIII в. пам. Перенесения мощей 31 мая (Опис. Востокова стр. 405. Густ. Лет. Стр. 288).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

290 Страдание св. Георгия, описанное очевидцем на сербском языке, изд. в: Ле­топись занятий Археографической комиссии. СПб., 1864; Никодим (Святогорец). Новый Мартиролог. Венеция, 1799 (переведенное на греч. язык, с переменами) (да­лее – Никодим (Святогорец). Новый Мартиролог. – Ред.). Сокращенное описание в прологе и Четьях-Минеях 26-го мая 293 Служба св. Георгию новому мученику на 26-е мая, на день перенесения мо­щей, – у Царского 563 294 О жизни св. Марины древнее известие in Vitis Patrum. Метафрастово описание жизни ее (в Четьях-Минеях февраля 12-го) очень немногим дополняет сведения древ­него сказания, – но по местам отступает от него, то сокращает, то разбавляет словами древнюю простоту. В сборном Патерике (знам. м. гл. 7) сокращено древнее известие, и Евгений назван братом Марины по плоти – ошибочно. У Вершинского (стр. 24) местом подвига несправедливо показывается Вифинский монастырь: отец и дочь ро­дились в Вифинии, но подвизались в Египте. У Румянцева (см.: Востоков А. Описание рукописей Румянцевского музеума. 159) житие св. Марины и отца ее Евгения. 295 Метафраст в Четьях-Минеях: «повелеваше ему худшая и последнейшая тво­рить монастырские дела». Напрасная щепетильность! 296 В древнем сказании не показывается время подвигов св. Марины, но так как о ней не упоминают ни Руфин, ни Палладий, то надобно положить, что она жила после них. Мощи св. Марины долго покоились в Константинополе, но в 1113 году увезены были в Венецию. Du Cange . Constantinopolis Christiana. В Западной Церкви перенесение мощей – июля 17-го. Usuardi martyrol. auctump. 270. 297 Подвижники благочестия, процветавшие на Синайской горе и в ее окрестно­стях. К источнику воды живой/Письма паломницы IV века. СПб., 1860. 298 Житие св. Симеона Немани, описанное сыном Стефаном Первовенчанным, и дру­гое описание св. Саввы: «о житии господина Симеона, как бысть пред Богом и люди», изданы у Шафарика: Safafik . I pismenech crunorizca Chrabra. Pamatky drevniho pisemnictvi Jihoslovanuv. Prague, 1851 (далее – Safafik . Pamatky drevniho pisemnictvi. – Ред.). В До- метиановом описании жития св. Саввы также довольно говорится о св. Симеоне

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

4 февраля (...) В той же день убиение святаго благоврнаго великаго князя Георгия Всеволодича. У биенъ бысть от царя Батыя на рц Сит в лта 6747 (л. 159). В той же день преставление преподобнаго отца нашего Кирила игумена Благо, Новозерскаго чюдотворца, иже пречестенъ монастырь созда во имя святаго Воскресения Христова на Новомъ озер в Красномъ остров от града Бла-езера 15 поприщ. (15)Преставися в лта 7040(15) 962 . Родомъ же б галичанин, простуродителю, постриженикъ Корнилия Комелскаго (л. 159). (...) Тропарь великому князю Георгию, глас 8. Н а высот великаго княжения сдя, явися благочестиемъ и врою сияя отечеству своему яко солнце, по святй Троиц ревностию разжегся и за вру крепко пострадавъ, кровь свою пролия, тмъ и отсченая ти глава за Христа свидтелствуетъ яв о теб, прилпшая по смерти к тлеси твоему, с неюже и доднесь нетлнны пребываютъ мощи твоя, от нихже источаеши исцления душямъ и тлом нашимъ. Но яко дерзновение имя ко Христу, страстотерпче Георгие, непрестанно моли державу твою и сродникъ твоихъ безвредну сохранити//молитвами твоими. Кондак, гласъ 8. Х ристов смерти подобяся, и Того испити чашю возжелвъ яко живота, за Негоже мужески подвизався, презрв земное царство, от безбожныхъ варваръ пострадавъ до смерти, Георгие богомудре, тмъ моли спастися христолюбивому царю нашему молитвами твоими. Тропарь преподобному Кирилу, глас 8. Б ожиим духомъ подвизаемъ, слезъ твоих тучами иссохшее напоилъ еси, и бесплотное в пустыни житие показалъ еси, и еже из глубины сердца бодреными молитвами и постомъ благодяния плоды уплодоносилъ 963 еси, и Вселенную всю просвтил еси сияниемъ чюдесъ твоихъ, отче нашъ Кириле, моли Христа Бога спастися душямъ нашимъ.// Кондак. Глас 8. В ъзбранному и крпкому адаманту, прогонителю бсомъ, новому чюдотворцу побдительная, страстей злыхъ свободившеся, благодарственая восписуемъ ти, отче нашъ Кириле, но яко имя дерзновение у престола Христова, врою чтущихъ тя, град же и люди молитвою своею сохранаяй, ты бо еси царю крестоносному и граду твоему похвала и утвержение (л. 159 об.−160 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

511 Когда собор 1547-го года, установивший местные празднования многим святым, относительно каждого из святых предписывает: новому чудотворцу такому-то пети и праздновати там-то, когда при установлении в последующее время местных празднований отдельным святым предписывается тоже самое: то за кого же повелевается и за кого же должно и единственно можно принимать этих святых как не за настоящих святых? 512 Неизвестно напр. время установления празднований теперешним общим святым: вел. кн. Георгию Всеволодовичу. Меркурию Смоленскому, кн. Феодору Ярославичу, Нилу Столбенскому (неизвестно время установления празднований наибольшей части тех святых, которые, по свидетельству жития митр. Ионы, к собору 1547-го года стали общепочитаемыми святыми). 513 В честь многих местных святых, время установления празднования которым остается неизвестным, устроены приделы в церквах и построены самые церкви. Странно было бы возбуждать вопрос о ток настоящие это святые или ненастоящие. 514 Иные агиографы причисляют к настоящим святым некоторых почитаемых усопших на том основании, что сказания о них находятся в Прологе. Но в Прологе находятся сказания не только о настоящих святых, но и о почитаемых усопших. Надписание указателя к Русским сказаниям Пролога читается: «Сословие имен по алфавиту российских святых и здателей монастырей, ихже овии свидетельствованы соборне и празднуются памяти их, овии же не свидетельствовани, обаче написани в книзе сей ради ведения, вместо летописных и патерических повествований, в пользу чтущих и слушающих Заметим здесь кстати, что наши календари – Крестный, Современный, Всеобщий русский и другие, стремясь дать возможно полные списки русских святых, навносили в свои месяцесловы, в качестве настоящих или канонизованных святых, очень не малое количество вовсе не настоящих или канонизованных святых, а лишь почитаемых (действительно или воображаемо) усопших, и что списки святых, даваемые календарями, столько же мало имеют авторитета, – а иные весьма не прочь бы ссылаться на них, сколько мало составители календарей имеют права творит или канонизовать святых (а если духовная цензура апробует месяцесловы календарей, то своей апробацией нисколько не увеличивает их авторитета, ибо тут лuшь ejus culpa, причина komopoйejus ignoranmia, u более ничего...).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Kraków, 1997. Т. 2. S. 143-144, 160-161, 163, 198-200), к-рые стали первыми произведениями румын. агиографии ( Русев, Давидов. 1966). Автор, зная уровень церковнослав. образованности своей молдав. паствы, не злоупотреблял высоким стилем тырновской книжной школы, сохраняя при этом богатство среднеболг. лит. языка. В период национальной трагедии, связанной с захватом Балканского п-ова турками, при большом числе жертв и героизме народа в отстаивании веры, христ. новомученики оставались безвестными и лишь о некоторых из них сохранялась память в фольклорной форме в местных преданиях. Только в XVI в., когда наступили более спокойные времена и мученичество за веру стало исключением, а не общей судьбой болгар, возникли условия не только для канонизации новомучеников, но и для создания их житий. Первые житийные тексты появились в Софии, где христ. община была достаточно экономически сильной и сплоченной, чтобы утвердить культ новомучеников. В 1-й пол.- сер. XVI в. в Софии имелись опытные книжники, литературно одаренные и владевшие спецификой агиографического жанра ( Динеков. 1939). Мученичество, положившее начало новой книжной школе, посвящено мч. Георгию Новому Кратовскому , молодому ювелиру, отказавшемуся принять ислам и сожженному мусульм. фанатиками в 1515 г. Оно было написано ок. 1515-1523 гг. свящ. Пейо. 17 мая 1555 г. тур. толпа забила до смерти камнями др. ремесленника - сапожника Николая Нового Софийского . Его Мученичество было создано гражданином Софии Матеем (Матфеем) Грамматиком, дьяком и лампадарием Сардикийской церкви. Поп Пейо и Матей Грамматик были книжниками, хорошо знакомыми с агиографической традицией (Там же). В Мученичествах каждый из них по-своему сочетал традиц. агиографическую форму с описанием подвига мученика в новых общественных условиях. Изменился герой жития - это не духовное лицо и не представитель знати, а ремесленник, до своего мученического подвига не слишком отличавшийся от сограждан. Агиографы близки к новомученикам, их положение в обществе даже выше, чем статус их героев: поп Пейо - духовный отец Георгия, Матей Грамматик - лампадарий (почетная привилегия выдающихся граждан); они принимают активное участие в драматическом конфликте и пишут как очевидцы событий.

http://pravenc.ru/text/182317.html

  3) Об умерщвлении нескольких иноков мон. Эвсигмена и Дионисиата фанатиками Мученик был 18 лет, ростом высокий и тонкий, брови высокие и густые, нос изогнутый к низу, пальцы тонкие и длинные; нравом смирный и простой, - всех предварял он поклоном и всякого называл господином; никогда не смеялся попусту и праздное слово не выходило из уст его; не хвалился ничем и не завидовал никому. Таков новый мученик Христов4)! 13 ч. Преставление преп. СИМЕОНА-СТЕФАНА Неемани, владетеля сербского. Блаженный Стефан Нееманя был великим мужем в звании правителя Сербии; вместе с тем был он и высоким христианином5). Младший между братьями своими, успел он сперва (с 1149 г.) стать жупаном рашским; потом (с 1165 г.) присоединил к своему владению наследственную собственность предков своих – Зету, и стал великим жупаном Сербии. Наконец мало-помалу соединились под власть его все те земли, где только жили сербы, «восстановил он, говорит сын его св. Савва, погибшую дедину, приобрел от поморской земли Зету с городами, от Албании оба Пилота, от греческой земли Патково, Хвостно, все Подримье, Костричь, Дружковину, Ситницу, Лабь, Липляны, Глубочицу, Реку, Ушну, Помравие, Загралатну, Левче, Белицу. Все это из погибшей от насилия дедины приобрел он своим умом   турками в 1534 и 1535 г. современные заметки у поклонника св. горы стр. 123. К. 1864 г. 4) Служба св. Георгию новому мученику на 26 мая, на день перенесения мощей, - у Царского 563. 5) Житие св. Симеона Неемани, описанное сыном Стефаном первовенчанным, и другое описание – св. Саввы: «о житии господина Симеона, како бысть пред Богом и человеки», изданы у Шафарика: Pamatky drevniho pisemuietwi, Прага 1851. В Дометиановом описании жития св. Саввы также довольно говорится о св. Симеоне. и деятельностию»6). Сперва был он, как и отец его, в некоторой зависимости от греческого императора7), но потом оставался полновластным владетелем всей Сербии и назывался «господин всех срьбских земель»8), тогда как Раса (нын. Новый Пазар) считалась «стольным местом посреди сербской земли»9).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=109...

  Значит, здесь указаны: 1) основание для почитания икон — это предание церкви, 2) как бесспорный образец, почитание креста, 3) места, где полагается изображать иконы, 4) материалы для святых икон; 5) объекты изображения, 6) нравственный смысл почитания, 7) догматическая норма его и 8) церковные кары на непослушных. Подписав протокол, отцы восклицали: «Такова наша вера, таково учение апостолов! Анафема не примыкающим к нему, не чтущим икон, которые они называют идолами и обвиняют за них христиан в идолослужении. Многая лета императорам! Вечная память новому Константину и новой Елене! Да благословит Бог их правление! Анафема всем еретикам, Феодосию — лжеепископу Ефесскому, Сисинию Пастилле и Василию Трикокаву. Анафема Анастасию, Константину и Никите, которые были последовательно патриархами Константинополя. Они суть Арий II, Несторий II, Диоскор II! Анафема ересиархам Иоанну Никомидийскому и Константину Наколийскому! Вечная память Герману (Константинопольскому), Иоанну (Дамаскину), Георгию (Кипрскому) — этим героям истины!» Эти трое были анафематствованы иконоборческим собором 754 г. Особым приказом, данным Тарасию, императоры пригласили членов собора прибыть в Константинополь. Императрица любезно приняла их и назначила на 23 октября последнее, 8-е торжественное заседание в Мангаврском дворце. На этом заседании в присутствии императоров, чинов империи и армии были прочитаны определения собора, подтверждены одобрительными восклицаниями всех, включая и военных, и подписаны императорами, начиная с Ирины. После этого епископы, одаренные царицей подарками, были распущены по епархиям. Ирина заказала заранее изготовить образ Спасителя над воротами Халкопратии, откуда он был свергнут 60 лет тому назад при Льве Исавре. Теперь была сделана к нему надпись: «ην καθειλε πλαι Λων δεσπζων, ενταθα νεστλωσεν Ειρνη». Тут игра слов «Лев» и «Ирина». Судя по термину, «ναστηλω» образ был скульптурным или просто крестом с распятием. Собор издал еще 22 канона, главным образом против симонии и беспорядков в жизни монахов. Иконоборчество после VII Bceлehckoro собора .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

Акафисты святым Эта группа акафистов наиболее многочисленна: известно более 1100 акафистов святым. Особняком в этой группе стоит массив акафистов, составленных в честь свв. царственных страстотерпцев. Ни один святой не только Русской, но и Вселенской Церкви не вызывал в церковном народе такой активизации богослужебного (и не только акафистного) творчества. Ситуация, которая сложилась с их богослужебным почитанием, совершенно уникальна: на сегодняшний день нам известно в общей сложности шесть акафистов в честь всех семи свв. царственных страстотерпцев, девять акафистов (один из которых печатается в двух существенно различных редакциях) св. царю Николаю II, по два акафиста св. царице Александре, свв. Алексию, Ольге и Татиане и по одному акафисту свв. Марии и Анастасии. Но к общецерковному богослужебному употреблению одобрен только один из них – «Акафист святым царственным страстотерпцам» (рефрен: Радуйтеся, Царственный страстотерпцы, земли Российский хранителие и молитвенницы) 518 , еще один акафист – «Акафист царю и великомученику Николаю Второму» (рефрен: Радуйся, Николае, Боговенчанный царю и великий страстотерпче!) – является официальным текстом для Русской Православной Церкви Заграницей 519 . Шесть акафистов адресовано свт. Николаю Чудотворцу 520 (больше – только у св. царя Николая). По пять акафистов составлено Предтече и Крестителю Господню Иоанну, вмч. Георгию Победоносцу, вмч. Мине 521 , вмч. Димитрию Солунскому, прп. Марии Египетской, прп. Силуану Афонскому , свт. Иоанну Шанхайскому , прав. Матроне Московской; по четыре – ап. Иоанну Богослову, 12-ти апостолам вкупе, прп. Сергию Радонежскому 522 , прав. Иоанну Кронштадтскому , всем свв. новомученикам и исповедникам Российским и свт. Нектарию Эгинскому ; по три акафиста составлены Богоотцам Иоакиму и Анне 523 , первоверховным апп. Петру и Павлу, ап. Андрею Первозванному, первомч. архидиак. Стефану, вмц. Марине, вмч. Пантелеймону, прп. Антонию Великому , свт. Василию Великому , свт. Иоанну Златоусту , Трем святителям, прп. Симеону Столпнику, прп. Роману Сладкопевцу , свт. Иоанну Милостивому, прав. Филарету Милостивому, прп. Иоанну Рыльскому, страстотерпцам Борису и Глебу, прп. Илии Муромцу, блгв. царице Тамаре, свт. Иоанну Тобольскому , прав. Иоанну Русскому, прп. Феодору Санаксарскому , блж. Ксении Петербургской, прп. Герману Аляскинскому, прп. Варнаве Гефсиманскому , прмц. Елисавете Феодоровне 524 , свт. Тихону, Патриарху Всероссийскому, прп. Серафиму Вырицкому , прп. Кукше Новому.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

Андрей 29 сентября 2017, 08:37 Как много максимовцев! Максимов абсолютно неконструктивен в обличении нового катехизиса. Это сплошной набор желчи. Облил грязью и ничего не предложил взамен. Сейчас нужен именно такой катехизис! Мощный! Люди давно задают вопросы уровня, который не подвластен катехизису Филарета, который давно должен быть книгой детей, но не взрослого человека. Думаю, что максимовцы никогда не читали катехизис Филарета. А если и читали, то плохо и невнимательно. Потому что ратовать за слабость Церкви-это предательство. Сейчас просто необходим катехизис, который доказывает и показывает православную точку зрения. Андрей 29 сентября 2017, 08:25 Молодец, отец, хорошая статья! Все верно написал. А Максимов явно придирается, завидует, наверное... Николай Пронин 29 сентября 2017, 05:48 Этот текст нельзя называть Православной Энциклопедией, из-за неправославного содержания! Вообще, уже появились отзывы не только о. Георгия. Екатерина Д. 28 сентября 2017, 17:45 Я тоже согласна с о.Георгием. Лучше ничего не менять, в такое тревожное время. Чем выдать документ, который будет поводом к раздорам. Лучше говорить прямо о Правде, чем бояться быть неугодным администрации, которая поручила эту работу. Всё это ведет к возмущению в обществе, что и нужно врагам. Назовите это документ Православной Энциклопедией, если нужно. Но Катехизисом это не может быть. Ольга Валенкова 28 сентября 2017, 15:59 Полностью поддерживаю отца Георгия! Думаю, что он выразил мнение всех правослвных христиан, которым небезразличны экуменические преобразования в нашей Церкви. Не нужен нам такой " катехизис " ! Сергей 28 сентября 2017, 12:28 Господи, помоги отцу Георгию! Андрей Горбачев 28 сентября 2017, 11:31 Честно говоря, я с трудом представляю, как комиссия с таким пестрым составом (в смысле разнообразия богословских предпочтений) может выдать единый складный текст. Все таки, составление Катехизиса это дело в значительной степени индивидуальное, авторское. В противном случае мы в опасности получить на выходе набор несогласованных и даже противоречивых статей. Попытка представить такой Катехизис как канонический, общеобязательный текст приведет к новому расколу. И эта тенденция просматривается, поскольку такие не бесспорные и уязвимые в богословском отношении документы как " Основы соц. конц. РПЦ " и " Осн. принципы отн. РПЦ к инославию " обявлены не подлежащими обсуждению.

http://pravoslavie.ru/106609.html

Аргун, сын Абаги-Хана, поставлен был на место жестокого Ахмата и, казалось, благоприятствовал Царю; но его оклеветали недоброжелательные Ноины и советовали Хану передать престол Вахтангу, сыну Наринову, чтобы в нем опять соединить оба царства. Аргун вызвал к себе Димитрия, и, хотя предчувствовал он ожидавшую его участь, однако, проникнутый чувством раскаяния о своих грехах, решился идти на смерть, чтобы непокорностью не навлечь бедствия своему народу. Со всем семейством явился Димитрий пред лицем грозного Аргуна, подвергся позорному биению и несколько дней спустя был обезглавлен. Народ, забыв его прежнюю нечистую жизнь, хотя и не смел провозгласить мучеником, назвал его, однако, самопожертвователем, Тавдадебули; ибо он действительно принес себя в жертву за людей своих, и памятным осталось благоденствие его пятнадцатилетнего правления. Католикос Авраам спас его детей в орде, но Вахтанг, сын Наринов, поставлен был Царем в Тифлисе (1289г.). Младшему же его сыну Георгию Светлому, рожденному от третьего незаконного брака с дочерью Атабега, суждено было опять прославить царство Иверское. Не более трех лет царствовал Вахтанг и вслед за ним сошел в могилу Давид Нарин, удрученный годами и горем о смерти сына (1293г.). Междоусобия двух его других сыновей, Константина и Михаила, наполнили Имеретию, но не более отрадное зрелище представляли дела Грузии. Давид VII, сын Димитрия, поставлен был на царство за воинские услуги, оказанные им Монголам, которых держава уже начинала распадаться от междоусобия ханов. Брат Аргуна был умерщвлен сыном Ахмата, Тукалом, и Тукал, в свою чреду, преследуемый более сильным Ханом Казаном, сыном Аргуна, искал себе спасения в Грузии. Цари ее уже сделались покровителями Ханов по превратности дел человеческих. Давид долго не соглашался выдать гостя своего новому Хану и сам не хотел идти на зов его, памятуя участь родителя, ибо имел сильных врагов между Ноинами, хотя и был женат на сестре Казана. Разгневанный хан объявил царем Вахтанга III (1301г.), брата Давидова, которого держал у себя в заключении, а бывший Царь бежал в горы и с помощью Осетин, стал разорять родную страну, более думая об утраченном престоле, нежели о своих подданных; голод и болезни опустошали бедствующее царство. Пользуясь сими обстоятельствами, усилился владетель Самцхетский Бека, дед и воспитатель Георгия, малолетнего сына Димитриева.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010