СПРАВКА: Престольный праздник 8 ноября по юлианскому календарю (21 ноября по новому стилю) — Собор Архангела Михаила. Название монастыря (Дохиар — келарев) происходит от того, что его основателем был игумен Евфимий, бывший также келарем лавры св. Афанасия. Главный храм в Дохиаре основан во имя Архангелов при императоре Никифоре Фоке, другом Св. Афанасия Евфимием и его родственником великим патрикием двора Николаем. Евфимий сперва построил церковь и при ней скит на месте пристани Дафни, а потом, удалившись к северу, на месте Дохиара соорудил храм Св. Николая. Патрикий Николай, давший средства на сооружение Дохиара, был пострижен в нём с именем Неофит, и после Евфимия стал игуменом. Посвящение монастыря архангелам последовало вследствие чудесного спасения небесными силами послушника с камнем на шее из моря; спасённый архангелами потом был пострижен с именем Варнавы и стал игуменом после Неофита. Он докончил строительство монастыря после нахождения клада. В XIV веке монастырь развивался благодаря помощи императора Иоанна Палеолога и сербского короля Стефана Душана. В XVI веке монастырь был возрождён после турецкого погрома валахским господарем. Храм Архистратигов выше всех афонских церквей и облицован мрамором; в переходе из храма в трапезную находятся изображения трёх первых настоятелей. Справа от входа в трапезную, в специально устроенной часовне находится чудотворная икона Богоматери «Скоропослушница» (греч. Γοργοεπεκοος), написанная в X веке во время игуменства Неофита. По преданию, в 1664 году из-за небрежного обращения с этой иконой был поражен слепотой и после покаяния полностью исцелён келарь монастыря Нил. В дальнейшем к этой иконе многократно обращались верующие, жаждущие духовного и телесного исцеления. Чудесным образом возникший колодец (1299 год), называемый «священным». Монастырь Ксенофонт - следующий после Дохиара СПРАВКА: Монастырь Ксенофонт (греч. Μον Ξενοφντος) — один из афонских монастырей, занимающий в святогорской иерархии 16-е место. Находится в западной части Афонского полуострова. Монастырь основан в Х веке греческим вельможей Ксенофонтом от имени которого и получил своё название. Соборный храм обители посвящён Георгию Победоносцу (сохранилось два здания — старый кафоликон XVI века и новый XIX века). Среди святынь монастыря находятся части мощей великомученицы Марины, святого Модеста, Иакова Персянина, священномученика Харалампия, великомученика Пантелеймона, мученицы Параскевы. В 16 веке большинство братии было славянского происхождения.

http://pravmir.ru/na-svyatoj-gore-afon/

Живший высоко на горе русский монах Павел заметил в глубине пропасти лежавшего человека и сказал об этом о. Макарию, который уже недоумевал, куда девался его послушник. Тут они увидели упомянутое варево, и им стало всё понятно. Спустившись в пропасть, они принесли на руках Петра окружным путём к Хаджи-Георгию. Опытный старец дал Петру выпить сразу три стакана оливкового масла, чтобы остановить действие ядовитого зелья. Но больной сильно ослаб. Старец совершил над ним таинство елеосвящения, но улучшения не было. Тогда с разрешения о. Феофана, у которого Пётр был в тот момент послушником, постриг его в великую схиму с именем Парфения. Над ним прочитали отходную, и старец Хаджи-Георгий положил на лицо Парфения «Скоропослушницу», которую взял из своего храма. Великая схима, принятая на Афоне, подразумевает, что тело монаха должна принять святогорская земля. Произошло чудо: схимонах Парфений не умер и через 2 месяца был абсолютно здоров. Икона была передана новому схимонаху, и он до конца своей жизни хранил её и почитал как чудотворную. Отныне и до самой смерти место схимонаха Парфения здесь, на афонской земле. Не он выбрал себе дорогу, а Сам Господь поставил его на афонскую стезю. Но вот приходит новое искушение: тот, кого впоследствии обвиняли в чрезмерной тяге к келиотской жизни, по извращённому мнению незнавших её, более благополучной в сравнении с пребыванием в киновии, решил переселиться в Пантелеймонов монастырь (потому что там и пение хорошее, еда обильнее и братство русское). Но старец Иероним кратко ответил русскому монаху: «Где постригся, там должен и умереть». И пришлось монаху вернуться обратно к старцу Георгию, у которого было уже большое братство из 40 греков. И он стал единственным русским послушником этого великого старца [ 101 ]. Пришлось выучить греческий язык. Постепенно стали приходить и другие русские, которые искали старцев, подобных о. Георгию. Здесь следует отметить, что в этой келье был самый суровый устав на Афоне. Масло, вино, рыбу, сыр, яйца – здесь не вкушали даже на Пасху. Не обходилось и без искушений: некоторые старцы обвиняли о. Георгия в том, что многие его молодые послушники умирают, не вынося подобного сверхтяжёлого устава.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=1896

Но вскоре старец узнал, что живущий неподалеку русский монах Макарий тяжело заболел, и отправил Петра к нему на помощь. Отец Макарий лежал в постели. Наступило время трапезы. Петр, прочитав в своей жизни много книг о подвижниках, знал, что многие из них питались обыкновенной травой. Увидев много зеленой травы, незадачливый послушник решил приобщиться к подвигам отцов и сварил себе кушанье из травы, которую нарвал около кельи. Но лишь только проглотил он несколько ложек, как перед ним предстало какое-то страшилище. По бесовскому прельщению показалось Петру, что стоит чудище около двери кельи, хотя в действительности это было окно, за которым была пропасть. Испугавшись страшилища, он бросился бежать в «дверь» и, разбив стекла, упал в пропасть. Как он летел, не помнил, не чувствовал уже ничего. Но, удивительно, что он, упав в пропасть, не разбился, а только повредил себе ноги, оставшись на всю жизнь хромым. Живший высоко на горе русский монах Павел заметил в глубине пропасти лежащего человека и сказал об этом отцу Макарию, который уже недоумевал, куда девался его послушник. Тут они увидели упомянутое варево, и им стало все понятно. Спустившись в пропасть, они на руках окружным путем принесли Петра к Хаджи Георгию. Опытный старец дал Петру выпить сразу три стакана оливкового масла, чтобы остановить действие ядовитого зелья. Но больной сильно ослаб. Старец совершил над ним Таинство Елеосвящения, но улучшения не было. Тогда с разрешения отца Феофана, у которого Петр был в тот момент послушником, он постриг его в великую схиму с именем Парфений. Над ним прочитали отходную, и старец Хаджи Георгий положил на лицо Парфения икону «Скоропослушницы», которую взял из своего храма. Великая схима, принятая на Афоне, подразумевает, что тело монаха должна принять святогорская земля. Произошло чудо: схимонах Парфений не умер и через два месяца был абсолютно здоров. Икона была передана новому схимонаху, и он до конца своей жизни хранил ее и почитал как чудотворную. Отныне и до самой смерти место схимонаха Парфения было здесь, на афонской земле. Не он выбрал себе дорогу, а Сам Господь поставил его на афонскую стезю. И он стал единственным русским послушником великого старца. Пришлось выучить греческий язык. Постепенно стали приходить и другие русские, которые искали старцев, подобных отцу Георгию.

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=0&iid=28...

Жить с «царём в голове» означает принятие нескольких принципов: 1) целью жизни человеческой является спасение души, поэтому существует религиозно-нравственная иерархия ценностей; 2) чем более высокими ценностями руководствуется человек, тем более высокое место он может занять в иерархии; 3) царь является выразителем религиозно-нравственных ценностей, духа своего народа, коренных интересов державы и поэтому возглавляет мирскую иерархию. Посмотрим же, какой царь в голове у наших монархических авторов и подписантов Открытого письма. И сначала разберем статью В. Романовой. В. Романова (В.Р.): Основная масса жителей возмутилась провокационной «царской» свадьбой Георгия Романова и Ревекки Беттарини 1 октября 2021 года. Основная масса нашего народа о монархии не задумывается и потому не заметила этого события, которое и по главным телеканалам-то не освещалось. Более того, большинство «заметивших» не считает эту свадьбу ни провокационной, ни царской. В начале октября сего года мне привелось на деловой встрече выступать перед делегацией чиновников из муниципалитетов Санкт-Петербурга. Вечером, в неофициальной обстановке разговор коснулся темы браковенчания потомка Романовых. Общее мнение гостей было следующим: петербуржцы спокойно и в целом доброжелательно отнеслись к этой красивой свадьбе с историческими корнями. Конечно, возмущение жителей интернета имело место, но это еще не дает возможности экстраполировать его на основную массу населения России. В.Р.: Мария Владимировна и Георгий давно трудятся на имидж нынешней российской политики. В 2018 году они на машине «Лада» с восторженными лицами проехали в Крым по новому Керченскому мосту. Георгий посещает мероприятия с Владимиром Владимировичем – Питерский экономический форум, например, военно-морской парад в Санкт-Петербурге. Следит за пиар-акциями Российского государства и старается участвовать в них. Радоваться достижениям России и скорбеть в ее горестях свойственно всякому человеку, любящему Родину. Разве можно запретить выражать свои чувства княгине Марии Владимировне и князю Георгию Михайловичу, разве нужно предполагать в этом фальшивую политическую технологию, а не движение чувства живых людей, хранящих себя в русской культуре. Этак можно каждого россиянина, проехавшего по Керченскому мосту, каждого посетившего военно-морской парад или другое торжество, каждого пришедшего на место народных трагедий с парой цветов и, наконец, всех, кто выложил снимки в социальных сетях, написал пост, поставил лайк, заклеймить участниками государственных пиар-акций. Но нет, в каждом русском сердце любовь к России живет диким растением и не нуждается в мертвящей воде политических технологий.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/10/28/ni...

Конечно, мне знакома тенденция многих наших духовных лиц, включая и руководителей данных приходов: «Неужели из года в год нам нужно петь все одно и то же? Надо бы спеть и что-то новенькое - как подарок!» И действительно, «как подарок» спели в Храме Христа Спасителя произведение Свиридова: во время ночного богослужения на Рождест-во оно прозвучало в качестве запричастного концерта. Что можно тут сказать? Во-первых, помимо Свиридова, был еще спет тропарь Рождества Христова непонятного автора и непонятного наполнения в плане музыкального оформле-ния. Затем, наконец, спели и «подарок» тот самый (как объявил диктор телевидения во время трансляции) - произведение Свиридова, композитора, который никогда не писал ничего для Церкви. Да, это был очень талантливый композитор, я его прекрасно знал по своей дружбе с А. А. Юрловым, моим преподавателем по дирижированию в Институте им. Гнесиных, которого я давно знал. Юрлов унаследовал Русскую Республиканскую хоровую капеллу, которой руководил прежде мой первый учитель А. С. Степанов, заслуженный артист Союза ССР; ранее он вел наше хоровое отделение в Центральной музыкальной школе при консервато-рии. Прогуливаясь вместе с Юрловым по Большой Грузинской, мы заходили к Георгию Сви-ридову: он находился в большой дружбе с Русской Республиканской капеллой и лично с А. А. Юрловым. Георгий Васильевич Свиридов - талантливый композитор, он писал пре-красные хоровые произведения, но - для светского концерта. И никогда ничего не писал для Церкви, хотя и пытался позднее, в последние годы жизни, благодаря новому повет-рию, так сказать, моде на церковность, написать что-то похожее... Я считаю, что нам всем вместе нужно еще и еще раз подумать о том, чтобы в большие церковные праздники у нас в храмах звучали те произведения, которые звучат в Церкви уже в течение более чем 300 лет, которые намолены, встречаемы и всегда были и остают-ся очень и очень жданными! (От крюкового пения или пения «под него» за сотни лет уже отвыкли и вряд ли к нему привыкнут снова).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

Опубликованные Похвальные слова К. А.: свт. Афанасию, еп. Адрамиттийскому (BHG, N 192), мч. Варвару (BHG, N 220), имп. Константину I Великому (BHG, N 368), вмч. Димитрию (BHG, N 540-542), прав. Евдокиму (BHG, N 606), св. Евфросинии Младшей (BHG, N 627b; ранее считалось Похвальным словом прп. Евфросинии Александрийской - BHG, N 626m), мученикам Флору и Лавру (BHG, N 664m), прп. Герасиму Иорданскому (BHG, N 696), прп. Иоанну Дамаскину (BHG, N 885), св. Иоанну Милостивому Новому (BHG, N 889n), мч. Трипольскому Леонтию (BHG, N 987), свт. Митрофану I, еп. К-польскому (BHG, N 1278z), мученикам Никомидийским Аниките и Фотию (BHG, N 1544f), мц. Феодосии К-польской (BHG, N 1774), мц. Ореозиле (BHG, N 2180), прп. Фомаиде Лесбосской (BHG, N 2457), сщмч. Зотику Сиропитателю (BHG, N 2480). Неопубликованные Похвальные слова К. А. ( Delehaye. 1933. P. 264-270; Epistole. 1991. P. 19-25): Евплу, сщмч. Катанскому (BHG, N 630p; Ambros. H. 81 sup.), Неофиту, мч. Никейскому (BHG, N 1326d; там же), мч. Никифору (BHG, N 1334d; там же), Пантелеимону, вмч. Никомидийскому (BHG, N 1418b; там же), Прокопию, мч. Кесарийскому (BHG, N 1582c; там же), прп. Сампсону Странноприимцу (BHG, N 1615d; там же), Феодоту, мч. Анкирскому (BHG, N 1783m; там же), Епихарии, мц. Римской (BHG, N 2124; там же), вмч. Георгию (BHG, N 684a; Par. gr. 976), ап. Иоанну Богослову (BHG, N 932c; Lesb. Leim. 86), вмц. Параскеве (BHG, N 1420x; Hieros. Patr. 40), прп. Ирине, игум. Хрисовалантской (BHG, N 954d; там же). В числе других религ. сочинений К. А.- неопубликованная повесть об образе Христа Антифонита (BHG, N 797f; Ambros. H. 81 sup.), повесть о чуде вмч. Феодора Тирона (BHG, N 1765n), повесть о праотце Иосифе (BHG, N 2201u), речь на обновление храма Воскресения Христова (BHG, N 809g), духовная поэзия (стихи к Пресв. Богородице с именем автора в акростихе, стихи против сатаны). Светское лит. наследие К. А. включает басни, краткие риторические сочинения (сравнения, экфразы, философские зарисовки), 2 завещания, а также компилятивную хронику, охватывающую события римской и визант. истории до отвоевания К-поля Михаилом VIII Палеологом в 1261 г. (Vindob. Hist. gr. 99. Fol. 15-35).

http://pravenc.ru/text/2057058.html

По три акафиста составлено богоотцам Иоакиму и Анне, первоверховным апостолам Петру и Павлу, первомученику архидиакону Стефану, вмч. Георгию, вмч. Мине , свт. Иоанну Златоусту, прп. Симеону Столпнику, прп. Иоанну Рыльскому, страстотерпцам Борису и Глебу, прп. Илии Муромцу, благоверной царице Тамаре, свт. Иоанну Тобольскому, прав. Иоанну Русскому, прп. Феодору Санаксарскому, блаж. Ксении Петербургской, прп. Варнаве Гефсиманскому, святым Новомученикам Российским, прмц. Елисавете Феодоровне, свт. Тихону, Патриарху Всероссийскому, прп. Серафиму Вырицкому, прп. Кукше Новому, свт. Иоанну Шанхайскому. Случаев, когда одному святому адресовано по два акафиста, – много десятков. Как можно заметить, количество акафистов, созданных в честь одного и того же святого, лишь отчасти коррелирует с почитанием этого святого: прп. Силуан Афонский оказался в одной группе с Предтечей Господним Иоанном, а весьма чтимому угоднику Божию — великомученику и целителю Пантелеимону –  известен лишь один акафист (рефрен: «Радуйся, великомучениче и целителю Пантелеимоне...»). Дополнительной иллюстрацией к степени реального почитания святого может служить география создания гимнов в его честь: так, один из акафистов прп. Серафиму Саровскому (на французском языке, рефрен: «Réjouis-toi ô Saint Séraphim de Sarov!») был создан в Швейцарии, а один из акафистов прав. Матроне Московской (рефрен: «Χαροις στλε ολφωτε») — в Греции. Наибольшее количество акафистов — более 450 — написано в честь святых, в земле Российской просиявших. Это связано как с обширностью святцев Русской Православной Церкви, так и с особой любовью русских православных людей к акафистам. Акафистами почтены и общецерковные, и многие местночтимые святые, по времени охвачены все века бытия Православной Церкви на русской земле. При этом как русские чтились (в том числе и акафистами) и те святые, которые были связаны с землями, позднее вошедшими в состав нашей страны, но жившие задолго до создания русского государства. Так, в Инкерманском монастыре во имя сщмч. Климента I, Папы Римского, был написан акафист этому святому страдальцу, отдавшему жизнь за Христа в крымских каменоломнях (рефрен: «Радуйся, всеблаженне Клименте, священномучениче богоносне...»), а в Кизилташском Свято-Стефановском монастыре — акафист архипастырю православного Крыма, святителю Стефану, архиепископу Сурожскому (рефрен: «Радуйся, Стефане, исповедниче Христов и чудотворче...»).

http://e-vestnik.ru/culture/hvalebnye_gi...

Умерла моя бабушка в 1993 году после долгого периода крайней немощи. Хотя и настали уже новые времена, церкви в нашем селе не было. Не было и верующих в семье — об отпевании никто и не подумал. Я об этом вспомнила только в текущем году — вот через сколько лет. Сама, как говорится, дозрела… Но можно ли отпевать неверующего, человека, фактически отвергшего Церковь? ъ Ведь бабушка пребывала в Церкви — ребенком, подростком, а потом, получается, отказалась от веры отца… Однако в тетрадке, которая лежала на столике возле бабушкиной кровати, непослушной после инсульта рукой простым карандашом была нацарапано: «Отче наш, Иже еси на Небесех…». Это была единственная молитва, которую она помнила наизусть. Она произносила ее для меня, когда я была еще ребенком — просто ради интереса, чтоб позабавить. Но не забавляла же она себя перед смертью! Спрашиваю одного священника, второго, третьего. Своего рода заочный консилиум батюшек приходит к выводу: нужно отпевать. Сделать это прошу именно третьего из моих консультантов — священника Георгия Иванькова, служащего в храме во имя святителя Тихона Задонского в Заводском районе (отец Георгий, кстати, не сразу согласился, услышав мой рассказ о бабушке — советовался с кем-то еще). Приближаемся к чуду. По разнообразным причинам отпевание откладывалось: сначала отец Георгий заболел, потом я уехала в Оптину пустынь, потом на работе у меня случился аврал. Наконец, звоню отцу Георгию. Он смотрит в свой график и после некоторого размышления говорит: «Ну, давайте в эту субботу». В пятницу меня внезапно осеняет: суббота — 31 мая. День рождения бабушки! Конечно, я сразу увидела в этом Божий знак: мы с отцом Георгием поступаем правильно. Но… мне бы вот здесь не останавливаться, не поддаваться вялости и маловерию. А я… Я знала, что детей в старину принято было называть по святцам. Но знала также и то, что Церковь не требовала этого категорически. Многие родители искали небесного покровителя для младенца среди святых, память которых совершалась на протяжении недели после его рождения. Короче, мелькнула у меня мысль: «Заглянуть надо в календарь — нет ли там какой Александры 31 мая по новому стилю». Мелькнула и пропала. В расписании богослужений в храме значилось «Память святых отцов семи Вселенских Соборов», и я вполне удовлетворилась этой информацией.

http://pravmir.ru/den-aleksandryi/

Др. автор, оказавшийся в центре внимания Л.,- Анна Комнина. Л. исследовал «Алексиаду» не только как исторический источник, но и как лит. памятник. С традиц. вопроса о том, из каких источников Анна черпала исторические данные, Л. перенес внимание на другой - как она эти источники перерабатывала, и убедительно показал, что метод работы Комнины как историографа во многом обусловлен лит. задачами - стремлением писательницы к «риторизации и драматизации» повествования. Анализируя «Алексиаду» как образец художественного повествования, Л. утверждал, что это целостное произведение на уровне стиля, композиции, фигуры главного героя и устойчивого образа автора. Такой подход оказался абсолютно новаторским и позволил прочитать «Алексиаду» по-новому: то, что прежде понималось как недочеты или ошибки автора, стало возможным интерпретировать в контексте ее художественного замысла. Л. осуществил филологический анализ сочинения Продолжателя Феофана (X в.) в широком контексте летописной традиции VI-X вв., к-рый позволил изменить взгляд на жанровую природу визант. историографии. Если со времен К. Крумбахера было принято считать, что историография в Византии включала 2 основные, четко обособленные жанровые формы (всемирную хронику и «высокую» историографию в античной традиции), то исследования Л. показали, что принципиальных различий между этими жанрами не существовало. Более того, «высокая» историография XI-XII вв. путем длительной эволюции выросла из всемирной хроники, и одним из промежуточных звеньев этой эволюции было именно сочинение Продолжателя Феофана (наравне с «Книгой царей» Генесия). Эта концепция была развита и обоснована в ряде работ Л., посвященных Иоанну Малале (VI в.), Феофану Исповеднику, Георгию Монаху (IX в.), Льву Диакону (X в.), Михаилу Атталиату (XI в.), Иоанну Киннаму (XII в.) и Никите Хониату (XII-XIII вв.) (Визант. историки и писатели. СПб., 1999, 20122). Л. показал, как анналистический тип повествования, подразумевающий сугубо хронологическое распределение материала, постепенно уступал место более сложным лит. приемам и разрозненные эпизоды срастались в единый рассказ, где композиционно завершенные эпизоды обретали причинно-следственные или словесно-ассоциативные связи. В целях исследования композиции хроник Л. обратился к арсеналу структурного литературоведения, что было не характерно для консервативной византинистики.

http://pravenc.ru/text/2561026.html

Однако Священное Писание, увы, для многих больше не является авторитетом. Что же заступает на его место? Это было бы смешно, когда бы не было так грустно — поклонение морским гадам. Во вполне буквальном смысле. Всемирную известность получил осьминог Пауль, обитающий в океанариуме немецкого города Оберхаузена. В связи с текущим чемпионатом мира по футболу осьминог сделался прорицателем — ему предлагают стеклянные капсулы с различными флагами, и при этом считается, что выиграет та команда, флаг которой он выберет. Как утверждается. Осьминог успешно предсказал все выигрыши и проигрыши немецкой сборной — так что интернет полон благословениями или руганью в адрес головоногого, в зависимости от того, за кого люди болели. Что же, поклонение гадам — традиция древняя: еще Святой Апостол Павел пишет о язычниках, которые " славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся (Рим.1:23) " . Будем надеяться, хотя бы, что новые язычники не станут приносить в жертву осьминогу девственниц, и новому Святому Георгию не придется поражать его копием. Однако нельзя не отметить иронию ситуации — сначала люди отвергают веру в Евангелие, потому что они " слишком рационалистичны " . Потом они принимаются верить в соль, заряженную " психотерапевтом " и в осьминога, предсказывающего будущее. Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

http://radonezh.ru/analytics/o-quot-psik...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010