Закрыть itemscope itemtype="" > Из рода Давидова К 260-летию со дня рождения Светлейшего Князя Георгия Александровича Грузинского 15.11.2022 673 Время на чтение 5 минут Фото: Предоставлены автором 15 ноября Светлейшему Князю Георгию Александровичу Грузинскому исполняется 260 лет со дня рождения. Покоится он на нашей Нижегородской земле в небольшом городе Лыскове. Чем знаменит этот человек для нашей земли? В первую очередь, вспоминается его роль как Организатора Нижегородского Ополчения 1812 года. Будучи на тот момент Губернским Предводителем Нижегородского дворянства, Георгий Александрович призвал дворянство собрать средства, сам вложился и возглавил двенадцатитысячное войско. И содержал это войско, практически на свои личные средства. В память о его подвиге одна из улиц нашего города носит его имя – Грузинская. В 2012 году в год 200-летия Бородинского сражения на этой улице на самом красивом здании была установлена мемориальная доска. В течение тридцати лет Георгий Александрович избирался Губернским Предводителем дворянства. Фигура эта была по тем временам очень влиятельная. Богатый помещик владел большими землями в Нижегородчине. Были у него и свои заводы. Дом в Нижнем Новгороде и Дворец в Лыскове. Лысково он сделал своей своеобразной столицей. Для лысковчан построил больницу и библиотеку и даже дом мод. Про него говорят, что для города Лыскова он Князь градообразующий. При нём Лысково из маленького села стало превращаться в город. Здесь была и знаменитая Макарьевская ярмарка. До сих пор город Лысково украшают храмы, построенные Светлейшим Князем: Вознесенский собор и Георгиевская церковь. В двух оставшихся зданиях его усадьбы расположены детский центр и центр туризма и ремёсел. Поэтически воспела Светлейшего Князя Георгия Александровича поэт Мария Сухорукова в своей книге «Из рода Давидова». Она же составил и его житие. Позвольте привести небольшой отрывок из него. «Родился Князь Георгий Александрович Грузинский 2 ноября (по новому стилю 15 ноября) 1762 года в Москве. Его корни исходят от владетельных царей грузинской земли, ведущих свой род от Ветхозаветного Царя, Пророка и Псалмопевца Давида. |
Закрыть Северский Донец Рассказ 19.09.2022 404 Время на чтение 4 минуты Источник: Камертон Фото Анны Вязниковой «“Отважные” закончили освобождение ЛНР, овладев Белогоровкой и водрузив над администрацией Знамя Победы и флаг России. Группировка “О” поставила точку в окончательном освобождении ЛНР и выйдя к реке Северский Донец» (из сводок СВО). – Ну наконец-то, – думал ополченец Юрий. – Победа, наша долгожданная Победа! Республика полностью свободна от нацистов… Осенив себя крестным знамением, он стоял на берегу Северского Донца и вспоминал строки из «Слова о полку Игореве»: …И на волнах витязя лелея, Рек Донец: «Велик ты, Игорь-князь! Русским землям ты принёс веселье, Из неволи к дому возвратясь». – «О, река, – ответил князь, – немало И тебе величья! В час ночной Ты на волнах Игоря качала, Берег свой серебряный устлала Для него зелёною травой. И когда дремал он под листвою, Где царила сумрачная мгла, Страж ему был гоголь над водою, Чайка князя в небе стерегла»... Поэтический перевод «Слова» Николая Заболоцкого, который Юрий открыл для себя, когда учился в Луганском государственном педагогическом университете, он знал наизусть. Вспоминал Юрий сейчас, на берегу Северского Донца, и деда по отцу, в честь которого его назвали, деда, освобождавшего от фашистов его родной Донбасс. Вспоминал и бабушку Наталию, которая была во время Великой Отечественной медсестрой, спасла деда, истекавшего кровью на поле боя, доставив его в медсанбат. Вспоминал рассказ бабушки о своём крещении. Священник, крестивший Юрия-младшего в храме ещё во младенчестве, по её воспоминаниям, радовался новому рабу Божиему Георгию, желал многая и благая лета и побед в жизни над силами зла. Два года после университета Юрий преподавал русский язык и литературу в одной из школ Луганска. И ученики его тоже полюбили «Слово», читали наизусть, писали сочинения. У Юрия не было ни своей семьи, ни девушки, которая ждала бы его сейчас в родном Луганске. Но была любимая ученица Наташа. И её он вспоминал тоже сейчас. Как горели её глаза, когда Юрий знакомил девятиклассников со «Словом о полку Игореве», проникнутом болью неизвестного автора о трагических междоусобицах среди русских князей, ослабляющих Древнюю Русь. |
Православный мир отметил столетие прославления преподобного Серафима Саровского Фото: Седмица.Ru В 2003 году минуло 100 лет с момента прославления в лике святых великого подвижника Русской Земли, насельника Саровской пустыни старца Серафима. Подготовка к празднованию этого события впервые в истории России после 1917 года осуществлялось совместно представителями Церкви и государства. Проект по содействию проведения общественно значимых культурно-просветительских мероприятий, связанных с празднованием Русской Православной Церковью 100-летия канонизации преподобного Серафима Саровского носил комплексный характер и явился в своем роде уникальным. Все уровни власти: федеральная, областная, местная, Русская Православная Церковь и представители российского бизнеса консолидировались вокруг решения задачи по восстановлению православной святыни общенационального масштаба. 27 февраля 2001 года по распоряжению Полномочного представителя Президента РФ в Приволжском Федеральном округе был создан Попечительский совет по подготовки к празднованию. Его сопредседателями были назначены митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай и Сергей Обозов - в то время главный федеральный инспектор по Нижегородской федеральной области. Вскоре скончался митрополит Николай, фронтовик, прошедший Великую Отечественную, так что завершать начатое пришлось новому епископу Нижегородскому и Арзамасскому - Георгию (Данилову). 25 февраля 2003 года по распоряжению Председателя Правительства Российской Федерации Михаила Касьянова утвержден состав Организационного комитета, сопредседателями которого стали Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе Сергей Кириенко и Митрополит Минский и Слуцкий Филарет Патриарший Экзарх всея Белоруссии. В период с февраля до августа состоялось 5 заседаний оргкомитета. С целью формирования и реализации сводного плана подготовки и проведения празднования 100-летия канонизации преподобного Саровского, утвержденного Оргкомитетом, был создан Исполнительный комитет, сопредседателями которого стали: заместитель полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе Сергей Обозов и Епископ Нижегородский и Арзамасский Георгий. Комитет состоял из 7 комиссий, каждую из которых возглавляли 2 сопредседателя: представитель светской власти и представитель Русской Православной Церкви. |
Скачать epub pdf Содержание Содержание чина Творения преподобного Иоанна Дамаскина (†749). Творения преподобного Иосифа Песнописца (†883). Канон 42 мученикам Аморийским Игнатия Канон преподобномученикам, во обители святого Саввы убиенным (20 марта) Служба перенесению из Эдессы святого Убруса (16 августа) Канон благодарственный Всесвятой Богородице Николая (†925). Служба индикта (1 сентября) Служба Воздвижению Креста (14 сентября) Служба святым Феодору Эдесскому и Иоанну-Муавии Служба святым равноапостольным Кириллу и Мефодию Служба святому великомученику Георгию Новому Для определения традиционного отношения Православной Церкви к исламу помимо изучения святоотеческих творений, которые были посвящены этой религии, а также упоминаний в агиографическом материале и решений Поместных соборов (Константинопольских 1162 и 1180 гг.), стоит обратить внимание на то, как говорится об исламе и мусульманах в православных богослужебных текстах. Их можно разделить на две группы: непосредственно относящиеся к исламу – это чины отречения от ислама , и опосредованно к нему относящиеся – а именно, службы, составленные святым, пострадавшим от мусульман, полемизировавших с мусульманами, обращавших мусульман ко Христу и т. д. 1. Чины отречения от ислама “Чин, как принимать приходящих от сарацин к пречистой и истинной вере нашей христианской” является по-своему уникальным памятником отношения византийской Церкви к исламу. Он затрагивает очень специальную область христиано-мусульманских отношений и сфера применения его сугубо практическая. Текст почти полностью состоит из отречений от различных пунктов мусульманской веры и религиозной практики в форме анафем. Эти анафематизмы сопровождаются краткой инструкцией, касающейся подготовки ко крещению и исповедания христианской веры. Датировку текста с большой вероятностью можно отнести к середине IX века. Чин предполагает четыре стадии. Первая стадия состоит из двухнедельного поста как пути духовной подготовки, в течение которого готовящийся ко крещению обучается христианской вере, основным молитвам, знакомится с Евангелием. |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОНУФРИЙ (Онофрий, Ануфрей), еп. Черниговский (1143 - до 1159). После кончины в 1142 г. еп. Черниговского Пантелеимона, в 1143 г. О. стал 5-м Черниговским архиереем; хиротонию, вероятнее всего, возглавил в Киеве митр. свт. Михаил I (II) , хотя напрямую в летописном известии об этом не говорится (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 313). Сведений о его греч. происхождении не имеется, вполне вероятно, что он был «русином». Летом 1146 г. О. привел черниговских князей Изяслава и Владимира Давидовичей к крестному целованию на верность новому киевскому князю мч. Игорю (Георгию) Ольговичу . При этом епископ сказал священникам, что «аще кто сего крестного целованиа съступит (нарушит.- М. П.), а проклять будеть Господьскима 12 празникома» (Там же. Стб. 324-325). В этом О. безусловно следовал миротворческой политике митр. Михаила. Тем не менее в скором времени князья Давидовичи нарушили крестное целование, что привело к вокняжению в Киеве 13 авг. соперника кн. Игоря Ольговича кн. Изяслава (Пантелеимона) Мстиславича , а после очередной их измены (уже новому киевскому князю) - к гибели принявшего постриг кн. мч. Игоря Ольговича († 19 сент. 1147) от рук киевлян. О. сыграл важную роль в созванном по инициативе кн. Изяслава Мстиславича в Киеве церковном Соборе, поставившем 27 июля 1147 г. на митрополию без последующего утверждения в К-поле митр. Климента (Клима Смолятича) . Отвечая на канонические возражения епископа Новгородского свт. Нифонта и епископа Смоленского Мануила , епископ Черниговский привел в качестве обоснования то обстоятельство, что поставление у патриарха вполне могут заменить хранящиеся в Десятинной ц. мощи (глава) сщмч. Климента , еп. Римского, вывезенные после Крещения Руси из Корсуни (Херсонеса). Это предложение было принято большинством епископов: «Достоит ны поставити, а глава у нас есть святаго Климента, якоже ставять греци рукою св. Ивана; и тако сгадавше епископы, поставиша (Климента.- М. П.) митрополитом» (Там же. Стб. 341). |
Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Георгию, епископу Пинскому и Лунинецкому 2 июня 2022 г. 14:57 2 июня 2022 года, в праздник Вознесения Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию в храме Вознесения Господня («Большое Вознесение») в Сторожах, у Никитских Ворот в Москве и возглавил хиротонию архимандрита Георгия (Войтовича) во епископа Пинского и Лунинецкого ( Белорусский экзархат ). По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви напутствовал епископа Георгия на служение и вручил ему архиерейский жезл. Преосвященный епископ Георгий! Со страхом Божиим и трепетом ты вошел ныне под своды сего храма, призываемый Господом к новому ответственному служению в Его Винограднике. Приступая с дерзновением к новому деланию, выслушай слова Патриарха, которые по древней церковной традиции преподаются каждому новопоставленному архиерею. Служение, к которому ты призван, сопряжено с огромной ответственностью пред Богом и людьми. Епископские труды требуют от человека всецелой отдачи сил, забвения самого себя, большой духовной мудрости, рассудительности, терпения и нравственной чистоты. Осознавая величие и высоту архипастырского служения, приводи себе на память слова пророка Иеремии, предупреждавшего о гневе Божием, который неизбежно постигает всякого, кто творит дело Господне с небрежением (Иер. 48:10). Небрежение это может рождаться от многих причин. Но чаще всего от того, что, как свидетельствует преподобный Исаак Сирин, человек «с сомнением и холодностью вступил в подвиг Господень» (Слова подвижнические. Слово 60). А потому возгревай дар Божий, который в тебе через рукоположение (2 Тим. 1:6), сохраняй трезвение и духовную бодрость, способную оградить человека от немалых искушений, стремись стать прежде всего епископом (то есть блюстителем) своего сердца , как об этом сказал с своей замечательной речи при наречении во епископа святитель Игнатий (Брянчанинов) (см. свт. Игнатий Брянчанинов. Речь при наречении во епископа, 25 октября 1837 г.). Строго следи, чтобы не поселились в сердце ни гордость, ни тщеславие, которые являются причинами столь многих падений. |
#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button Закрыть Северский Донец Николай Головкин 12:30 28.03.2024 58 Время на чтение 4 минуты «Отважные» закончили освобождение ЛНР, овладев Белогоровкой и водрузив над администрацией Знамя Победы и флаг России. Группировка «О» поставила точку в окончательном освобождении ЛНР и выйдя к реке Северский Донец» (из сводок СВО). Северский Донец – Ну, наконец-то, – думал ополченец Юрий. – Победа, наша долгожданная Победа! Республика полностью свободна от нацистов… Осенив себя крестным знамением, он стоял на берегу Северского Донца и вспоминал строки из «Слова о полку Игореве»: …И на волнах витязя лелея, Рек Донец: «Велик ты, Игорь-князь! Русским землям ты принес веселье, Из неволи к дому возвратясь». – «О, река, – ответил князь, – немало И тебе величья! В час ночной Ты на волнах Игоря качала, Берег свой серебряный устлала Для него зеленою травой. И когда дремал он под листвою, Где царила сумрачная мгла, Страж ему был гоголь над водою, Чайка князя в небе стерегла»... Поэтический перевод «Слова» Николая Заболоцкого, который Юрий открыл для себя, когда учился в Луганском государственном педагогическом университете, он знал наизусть. Вспоминал Юрий сейчас, на берегу Северского Донца, и деда по отцу, в честь которого его назвали, деда, освобождавшего от фашистов Донбасс. Вспоминал и бабушку Наталию, которая была во время Великой Отечественной медсестрой, спасла деда, истекавшего кровью на поле боя, доставив его в медсанбат. Вспоминал рассказ бабушки о своем Крещении. Священник, крестивший Юрия-младшего в храме еще во младенчестве, по ее воспоминаниям, радовался новому рабу Божиему Георгию, желал многая и благая лета и побед в жизни над силами зла. Два года после университета Юрий преподавал русский язык и литературу в одной из школ Луганска. И ученики его тоже полюбили «Слово», читали наизусть, писали сочинения. |
Олицетворение Победы Он повторил подвиг своего небесного покровителя, поразившего копьем дракона: во многом именно благодаря русскому победоносцу Георгию было уничтожено самое опасное для человечества зло ХХ века – фашизм. К сожалению, очередной юбилей великого русского полководца – 110-летие со дня рождения – прошел в России скромно. Но о Георгии Константиновиче Жукове будут не раз, конечно же, с благодарностью говорить на проходящих ныне торжествах, посвященных 65-летию разгрома гитлеровцев под Москвой, в котором легендарный маршал сыграл решающую роль. Имя и судьба Портрет маршала Г. К. Жукова работы П. Корина Уже в самом выборе его имени сказался Промысл Божий. Будущий великий полководец родился 19 ноября (2 декабря по новому стилю; в официальной биографии неверно указывается 1 декабря, по расчету на XIX век) 1896 года в деревне Стрелковке Калужской губернии в бедной крестьянской семье Жуковых. А 20 ноября в старинной Никольской церкви села Угодский Завод младенца крестили. Священник Василий (Всесвятский), опуская его в купель, нарек мальчика Георгием в честь святого великомученика и победоносца Георгия, память которого отмечается 26 числа того же месяца. В 13 лет Георгий уже был готов на самоотвержение: не задумываясь, кинулся в пылающий от пожара дом, чтобы вытащить оттуда своих односельчан – больную старуху и детей. Господь сохранял Жукова для великих дел. В 1918 году по Промыслу Божиему волостной врач Николай, сын священника, крестившего Жукова в жизнь вечную, спас ему жизнь земную, когда тот дважды болел тифом – сначала сыпным, затем возвратным. Сам же Николай стал жертвой этой болезни. Еще с детских лет большое влияние на формирование мировоззрения будущего полководца оказывали окружавшие его простые русские люди, которые приобщили его к таким христианским ценностям, как любовь к ближнему, гостеприимство, нищелюбие. Не затерялся Жуков и в Москве, куда перебрался подростком. Всем, данным ему от Бога: умом, талантом, силой, любовью к людям и Отечеству – Жуков сумел распорядиться рачительно, как в евангельской притче о талантах. |
Причастие Фаворского света Есть события, как бы несвоевременные, но святые. Так преподобный Серафим предсказывал, что при переносе его мощей Пасху будут праздновать летом. И действительно, принося мощи святого в Дивеево, не могли многотысячные толпы богомольцев сдержать в груди Пасхальные песнопения. Подобным образом сейчас, когда на дворе март, нам нужно мыслями перенестись в август, в число 19-е по новому стилю. По одиночке шли и парами Вдруг кто-то вспомнил, что сегодня Шестое августа по-старому Преображение Господне (Пастернак) Задуматься о Преображении нас понуждает память святого Григория Паламы, чья память совершается во вторую неделю Четыредесятницы. Житие Григория может привлечь интерес самыми разными подробностями и событиями. Он, например, был избран на кафедру Фессалоников по прямому ходатайству покровителя города – великомученика Дмитрия. «Этого я беру в свой город архиепископом», - сказал Дмитрий святому Георгию, и будущий архиепископ был удостоен слышать разговор славных великомучеников в сонном видении. Григорий был представителем той части архиерейского чина, который стремится больше к келье и книгам, чем к славе и суете. Лишь за послушание и для пользы народа Божия, со скорбью такие люди берут на себя иго управления паствой и ответственность за многих. Архиерейство было крестом тем более тяжелым, что епископов, как и басилевсов, нередко низлагали, изгоняли, заточали в ссылки и тюрьмы. Григорию же пришлось год провести в плену у турецких пиратов, где он проповедовал им Евангелие и где пришел к выводу, что греки должны незамедлительно (!) начать обращение турок в христианство. Но все эти, и многие другие священные факты священной биографии отходят на второй план, когда мы знакомимся с главным делом Григориевой жизни – учением об обожении человека и о Фаворском свете. Вопрос этот никто не готовил специально и возник он, как бы, сам собой, постепенно обозначая подлинную пропасть между разными целями жизни внутри христианства и разными типами благочестия. Точкой приложения усилий и тем щитом, о которые ломались копья, стал праздник Преображения. Что произошло на Фаворе? Что видели апостолы, и зачем они видели то, что видели? Противники Григория говорили, что свет, виденный апостолами, есть свет особый, просвещающий, но сотворенный, подобно животворному для всей природы солнечному свету. |
Храм Александра Невского в селе Мошонки Калужской области Впервые в село Мошонки Калужской области я попал случайно. Мы снимали фильм про испытателя баллистических ракет, ветерана Байконура и ездили по труднопроходимым дорогам Калужской области – так нужно было по сюжету. К вечеру заблудились и вдруг выехали на указатель: «Храм святого Александра Невского». Герой нашего фильма хоть и был атеистом, но что-то его потянуло к храму – наверное, военная солидарность с его покровителем. По изрытой временем и равнодушием колее мы доехали до церкви. И просто молча смотрели на нее минут десять. Потому что ни я, ни офицер никогда в жизни не видели такого храма – он был «круглым»: красные кирпичи обнажали его старину, зеленый купол смотрелся на закате как написанный кистью Поленова или Рыженко, а выстроенные вокруг леса говорили о том, что здесь идет реставрация. Но храм был закрыт. Мы немного поговорили с испытателем о вере, о Боге и уехали. Спустя два года я снова оказался в Мошонках – в этот раз сюда меня привела ровная дорога. Да и само село выглядело как-то приветливее. Немногочисленные местные жители сразу закивали в сторону храма: мол, все здесь преобразилось благодаря отцу Георгию, новому настоятелю. Сам отец Георгий оказался из того типа русских батюшек, из каких радость и, как сейчас говорят, позитив льются на всю округу, а после разговора с ними ты чувствуешь себя будто искупавшимся в местной чистой речке Серёне. С иереем Георгием Рыбаковым, настоятелем храма Александра Невского, мы и беседуем о возрождении необычной святыни, о чудесах, происходящих здесь, о святом благоверном князе и о жизни в русской провинции. Священник Георгий Рыбаков – Отец Георгий, я вспоминаю о своем первом впечатлении от вашего необычного храма: я тогда буквально дар речи потерял на какое-то время. А какова была ваша реакция, когда вы оказались здесь? – В первый раз мне довелось лицезреть этот уникальный храм во имя святого князя Александра Невского в 2014 году. Тогда я был назначен настоятелем в соседнее село Копцево и, проезжая мимо, был буквально ошеломлен: такой величественный храм, стоящий на склоне долины реки Серёна! Он как будто вырос из-под земли, похожий на воинский шлем. И чем ближе к нему подходишь, тем больше он поражает своими объемами. |
| |