П.В. Долгоруков Князья Шуйские Знаменитая в русской истории фамилия князей Шуйских, происходящая от князей Суздальских, угасла в России в 1638 году, но продолжала существовать в Литве (нынешних западных губерниях). Эта литовская ветвь князей Шуйских происходит от князя Ивана Дмитриевича Шуйского, по прозвищу Губка выехавшего из России в Литву при Царе Иоанне IV. Потомство князя Губки разделилось на две отрасли, из коих одна поселилась в Литве, другая на Волыни; сия последняя отрасль угасла в начале девятнадцатого века 84 , а литовская существует и поныне. отцовский ОТ РЮРИКА КОЛЕНО X: Великий Князь Ярослав-Феодор Всеволодович, рождение 1190 † 1246 (см. статью о князьях Щепиных-Ростовских) КОЛЕНО XI: Святый благоверный Великий Князь Александр Ярославович Невский (во иноках Алексий), рождение 1220 † 1263; женат на княжне Полоцкой Александр-Вассе Брячиславовне 85 КОЛЕНО XII: Князь Василий Александрович † 1271 Князь Дмитрий Александрович † 1294 Андрей Александрович, Великий Князь Российский † 1304; женат на княжне Василисе Дмитриевне Ростовской Князь Даниил Александрович Московский † 1303; родоначальник Великих Князей Московских Княжна Евдокия Александровна КОЛЕНО XIII: Князь Александр Дмитриевич † 1292 Князь Иоанн Дмитриевич Переяславский † 1302 Княжна Мария Дмитриевна, за Довмонтом, князем Псковским Князь Юрий Андреевич † 1279 Князь Борис Андреевич † 1303 Князь Михайло Андреевич Суздальский КОЛЕНО XIV: Князь Василий Михайлович Суздальский † 1309 КОЛЕНО XV: Князь Константин Васильевич Суздальский † 1355; женат 1. на Анне Васильевне; 2. на Елене NN КОЛЕНО XVI: Князь Андрей Константинович Суздальский и Нижегородский † 1365; женат на Василисе NN (во инокинях Феодоре) † 1377 Князь Дмитрий-Фома Константинович Нижегородский и Суздальский, и в продолжение некоторого времени Великий Князь Владимирский † 1383 Князь Борис Константинович Городецкий, потом князь Нижегородский и Суздальский † 1394; женат на княжне Марие Ольгердовне Литовской Князь Дмитрий Константинович Ноготь, угасших князей Ногтевых

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

На великом входе в честь Святых Даров переносятся для большей славы и великолепия не только омофор, рипиды, кадила с курением фимиама и верхний покров, но и порожние сосуды, то есть дискосы, блюдца, лжицы, копие, губка и прочие. Все эти вещи, хотя и не содержат в себе владычных и Божественных Даров, но все называются священными, как будет объяснено в поставлении иподиакона. О всех этих порожних священных сосудах, переносимых единственно для славы и великолепия, Симеон Солунский так рассуждает: «верные должны припадать пред иереем и ради божественных сосудов, хотя бы некоторые из них и были порожние; ибо все они причастны освящения, так как в них священнодействуются Божественные Дары. И это неудивительно, если они и порожние; потому что они носятся в честь Божественных Даров, да освятятся все, взирающие на них и приближающиеся к ним». Все вместе обстоятельства великого выхода св. Герман описывает следующим образом: «херувимская песнь, предшествием диаконов и представлением рипид или изображений серафимских, служит знамением вхождения всех святых и праведных, совходящих Святому святых в предшествии невидимо предтекущих херувимских сил, ангельских воинств, бестелесных сонмов и бесплотных чинов, которые вопиют, дориносят Великого Царя Христа; с ним вместе предвходит в бескровном жертвоприношении и словесной службе и Дух Святой, мысленно созерцаемый под видом огня, фимиама и благовонного курения дыма: ибо огонь указывает на Божественность Духа, а благовонное курение дыма на соприсутствие Его, невидимо пришедшего и облагоухавшего нас чрез таинственное, и живое, и бескровное жертвоприношение и всесожжение. При этом и разумные силы и сонмы ангелов, созерцая совершенное Христом чрез крест и смерть Его Домостроительство, и совершившуюся потом победу над смертию, нисшествие во ад, тридневное воскресение и вознесение Спасителя, вопиют с нами невидимо аллилуиа». §30. Св. Дары по перенесении означают погребение Христово Воздух же от диаконя рама взем. После великого входа, перенесенное во святой алтарь Тело Господа Иисуса дает нам видеть самое погребение и положение его во гроб: тогда антиминс представляет гроб, св. престол вертоград, покров чаши, вместо воздуха, плащаницу или синдон, коим обвили тело Господне, покров дискоса означает сударий, покрывавший лице Спасителя в гробе. Потому иерей сначала чашу, а потом и дискос со Святыми Дарами, ставит на святом престоле на антиминсе, как бы полагая оные во гроб. При сем он читает и тропари, относящиеся к погребению и воскресению Иисуса Христа, то есть: благообразный Иосиф; Во гробе плотски и – Яко живоносец. Утвари по перенесении Св. Даров относятся к погребению Христову

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

ГлАсы – особенные напевы в церковной вокальной музыке, заимствованные из греческого пения. Всего гласов восемь. Д ДаронОсица – небольшой серебряный или золотой ящичек, в котором хранятся Святые Тайны Тела и Крови Христовых, предназначенные для причащения больных. В дароносице имеется малый потир, лжица, сосуд для вина и губка для вытирания потира. Дароносица хранится в сшитом из парчи или другой ценной материи мешочке со шнурками. В необходимых случаях священник одевает его на грудь. Дароносица хранится в алтаре на престоле. ДарохранИтельница – ящичек, в котором хранятся Святые Дары для литургии Преждеосвященных Даров. Дарохранительница располагается на святом престоле. ДарЫ СвятЫе – Тело и Кровь Христовы. Хлеб и вино после освящения на Божественной литургии, таинственно ставшие Телом и Кровью Христовыми. ДевятИны – поминовение усопших в девятый день после кончины. ДевятичИнная просфОра – одна из пяти просфор, из которой на проскомидии вынимается девять частиц в память святых. ДевЯтый час – одна из ежедневных церковных служб. ДЕисус (греч. – молитва) – ряд образов в иконостасе: в центре –Спаситель, по сторонам – Богородица и Иоанн Предтеча, иногда – другой святой. ДикИрий – переносной двусвечник архиерея, которым тот благословляет народ во время богослужения.  ДИскос (греч. – блюдо, тарелка)– небольшое священное блюдо на широкой ножке. На дискос во время литургии кладется Святой Агнец и частицы из просфор. ДиАкон (греч. – служитель) – священнослужитель первой из трех степеней священства. ДОгмат – правило веры, основанное на Священном Писании . Е ЕктЕния (греч. – протяженность) – длительная, протяженная молитва, содержащая разные прошения. Каждое прошение заканчивается пением “Господи, помилуй!” или “Подай, Господи!”. ЕлЕй – ароматное вещество, состоящее из оливкового масла с добавками четырех веществ: 1) смирны – душистой смолы миррового дерева; 2) благовонной корицы; 3) благовонного тростника; 4) кассии – благовонной коры лаврового дерева. Эта смесь разогревалась на огне и использовалась для помазания и освящения скинии, первосвященника и священников.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

К XVIII в. относятся две иконы, упоминаемые и Преосвященным Филаретом, как известные по описи 1817 г. Это, как сказано выше, Св. Николая и Смоленской Божией Матери. Икона Св. Николая писана в сером тоне, лицо старца с небольшой бородкой. Письмо иконы сухое, жесткое, но старательной выписки всех деталей. Риза красная с золотыми цветами и бордюрами, нижняя одежда голубая; рельефом: евангелие, украшения, кресты, набедренник. На золотом фоне в верней части иконы - рельефом золотые цветы. По сторонам головы Святителя обычные изображения в малом размере Христа и Богородицы. Икона Богородицы Смоленской - живописного характера, в широком стиле, благодаря переписке заново лика Богоматери и Младенца Христа, икона утратила научный интерес. Из других древностей церкви XVIII в. выделяются по своей сохранности и красоте - два памятника ювелирного искусства: 1). Дарохранительница - серебряная позолоченная, 1781 года, изящной работы. Она имеет вид надгробного памятника с гробницей, урнами по четырем углам вверху, с изящными пилястрами на каждой. Поверх памятника стоит серебряный крест с прекрасными изображениями. Финифтью Распятого Христа, Бога Отца, Богородицы и Иоанна. Цвета финифти: голубой, малиновый, зеленый (Высота креста 37х21 см; гробницы выс. 21 ½ см, ширина 22 см). На гробнице выгравировано: «Старанием священника Павла Моренкова». 2). Сосуд для пшеницы, вина и елея - серебряный с широким круглым основанием. На этом основании ножка для блюдца, на котором рельефно - сноп колосьев. Слева и справа на основании ветвь с сосудами для вина и елея. Центральная ножка держит большое блюдо, на котором гравированный шестиконечный крест, копье, губка и здание Иерусалима. Сзади рельефная фигура ангела, поддерживающего три серебряные ветви, оканчивающиеся углублениями для свечей. В ризнице церкви имеется множество драгоценный предметов: сосудов, крестов, чаш, икон 30–40 г.г. XIX ст., из них последние в прекрасных серебряных позолоченых ризах. В часовне церкви имеется несколько позолоченных икон, происходящих, полагаем, из второй церкви, то есть относящихся также к XVIII веку. Таковые: 1) Иисус Христос, в малиновом хитоне, голубом гиматии, со сферой, благословляющий именословно. Вместо нимба вокруг головы - сияние; стоит на облаках, у ног херувимские головки. 2) Богородица - в голубом хитоне и розовом мафории, красивое лицо. Младенец, которого она держит на левой руке, со сферой, в рубашке, с расстегнутым воротом, в красном гиматии. Икона - живописного характера, академического письма, несомненно конца XVIII в.

http://sobory.ru/article/?object=03866

Антиминс (греч. – «вместопрестолие») – четырехугольный плат из шелковой или льняной материи с изображением положения во Гроб Господа Иисуса Христа, орудий Его казни и четырех евангелистов по углам с символами этих евангелистов – тельцом, львом, человеком, орлом. В антиминс зашита частица святых мощей, а на антиминсе присутствует надпись, сообщающая, когда, где, для какой церкви и каким епископом он освящен и преподан, и подпись епископа. На антиминсе постоянно находится губка для собирания мелких частиц Тела Христова и вынутых из просфор частиц с дискоса в Чашу, а также для отирания рук и губ священнослужителей после Причастия. Антиминс является обязательной и неотъемлемой частью престола. Без антиминса нельзя служить литургию. Таинство претворения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы может совершаться только на этом священном плате. Антиминс находится постоянно в свернутом виде в особом плате (часто красного цвета), который называется илитоном (греч. – «обертка», «повязка»). На илитоне нет изображений и надписей. Антиминс раскрывается только перед началом литургии верных и свертывается особым образом по ее окончании. Поверх антиминса, завернутого в илитон, непременно полагается напрестольное Евангелие, также являющееся неотъемлемой принадлежностью престола. Напрестольное Евангелие имеет массивный оклад, на лицевой стороне которого посередине находится изображение Христа Спасителя (чаще всего образ Воскресения Христова), а по углам – изображения четырех евангелистов. Именно напрестольное Евангелие читается за богослужением и выносится из алтаря на воскресной утрене для поклонения, также с напрестольным Евангелием совершается малый вход на литургии. Напрестольный крест (один или несколько) с изображением распятого Господа полагается рядом с Евангелием и имеет богослужебное употребление: священник (при архиерейском служении – архиерей) осеняет им в установленных случаях народ, освящает воду и дает крест верующим для целования. На восточной стороне престола находится Дарохранительница – особый сосуд, предназначенный для хранения Святых Даров и обычно устроенный в виде храма или часовни. В Дарохранительнице хранятся Святые Дары для причащения больных (освящаемые в Великий Четверг), также сюда полагаются Агнцы для литургии Преждеосвященных Даров. Рядом с Дарохранительницей на престолах принято полагать и Дароносицу – небольшой ковчежец или кивот, чаще всего устраиваемый в виде часовни с дверцей и с крестом наверху. Внутри Дароносицы находится ящичек для положения частиц Тела с Кровью Христовой, маленькая чаша, лжица, иногда сосуд для вина. Дароносицы используются для перенесения Святых Даров в дома больных и умирающих людей для причащения их.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Таковы: копье, трость, губка, титло вверху, голова или череп внизу, солнце, луна и др. Значение последних прибавок, т. е. солнца и луны, может быть, известно менее других. Итак, скажем, что изображение солнца при Распятии напоминало, по мнению одних, затмение солнца, последовавшее за последним вздохом Распятого, по мнению других, солнце было здесь символом Божества, сияющего собственным светом, а луна, как тело темное, заимствующее свой свет от другого и подверженное переменам возраста и ущерба, была символом немощной человеческой природы, соединенной с Божеством в Христе 115 . По обеим сторонам распятия часто ставились в древности изображения Божией Матери и св. Иоанна Богослова, стоявших, по евангелию, у креста Господня. Обыкновеннее всего, они помещались на оконечностях поперечной части креста, с выражением глубочайшей скорби и с надписью: се сын твой, – се мати твоя. Впоследствии, вместо Иоанна Богослова при кресте или на кресте вместе с Божией Матерью изображался и Иоанн Креститель, что объясняется, конечно, изображениями в древних крещальнях, где при образе креста или Господа, был, как мы видели, образ Крестителя. Такое изображение издавна получило у нас название: Деисус. Так старинные книжники перевели греческое слово δησις, rogatio – прошение, которое, как думают, надписывалось в древности на таких изображениях 116 . Это, конечно, было прошение особого рода, и оно указывает именно на те литийные прошения, моления (rogationes), которые соединялись с крестными ходами на открытых местах и оставлял по себе памятники в крестах, здесь созидавшихся. III. Теперь, если несомненно, что обычай водружать кресты при дороге, на полях, при входах в села и т. п., есть древний, христианский, православный обычай, то естественно ожидать, что он явится и в земле русской! В самых первых христианских преданиях Руси, мы уже встречаемся с обычаем ставить кресты на открытых местах. Кресты эти и у нас ставились почти при тех же случаях, поводах, какие видим в древней христианской церкви, хотя такие поводы могли проявляться у нас своеобразно, и самый обычай ставить их мог иметь своеобразное выражение.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

До 1204 г. в ц. Пресв. Богородицы Фаросской и неск. дворцовых храмах и залах была собрана уникальная по полноте коллекция важнейших реликвий, относящихся к жизни Христа. Почти все они были вывезены на Запад. Терновый венец, Животворящее Древо, гвозди Распятия, Св. копье, пурпурный плащ, надетый на Него солдатами. В 1237 г. из-за финансового оскудения Латинской империи терновый венец Христа был заложен венецианцам. Позднее святыня была выкуплена франц. кор. Людовиком IX Святым, но в К. уже не вернулась. Специально для обретенных крестоносцами реликвий французский королевский двор в Париже построил Св. Капеллу (Сент-Шапель), к-рая стала неким аналогом храма Пресв. Богородицы Фаросской. С сер. XIII в. здесь хранились вывезенные из К. терновый венец Христа (куплен у венецианцев), часть Животворящего Древа Креста (ныне в парижском соборе Нотр-Дам), гвозди Распятия, Св. копье, Св. губка, пурпурный плащ Христа, Мандилион из Эдессы, Риза Пресв. Богородицы из Влахерн, главы святых Иоанна Предтечи, Симеона, Климента, Власия и мн. др. (почти все были утрачены во время Французской революции). Большая доля реликвий досталась Венеции. Здесь главным хранилищем является собор Сан-Марко, где значительная часть ценностей сохранилась до наст. времени. Наиболее известен «Золотой алтарь» (Pala d " oro), украшающий алтарь собора иконостас, набранный из миниатюр, выполненных в технике перегородчатой эмали. В ризнице собора хранятся также гвозди Распятия, крест Константина из храма арх. Михаила, крест из Влахернского храма. Золотой победный крест Константина с капсулой со Св. Древом был увезен в Венецию. Большая коллекция ценностей из К. сохранилась в сокровищнице Ватикана. Сюда были перевезены мощи святых Григория Богослова и Иоанна Златоуста из собора св. Апостолов. Согласно документам XIII-XIV вв., в папской сокровищнице находились корона и трон Константина в составе «Thesaurus Constantini». Драгоценный крест св. Елены был увезен в Геную. В Амальфи отвезли главу св. Диомида из мон-ря, находившегося поблизости от Студийского мон-ря. Сандалии Христа были отправлены в Корби, их фрагменты оказались в Хальберштадте и Суасоне. В Хальберштадт много ценностей из К. (большое число мощей, имп. мантии, знамена, серебряные алтарные украшения) привез местный еп. Конрад, участник крестового похода. Цистерцианцы получили руку св. Иоанна Крестителя (также из ризницы Пресв. Богородицы Фаросской). Часть главы Иоанна Крестителя оказалась в Амьене. В Лангр перевезена глава св. Маманта. Лимбургский крест вывезен из Св. Софии Генрихом фон Ульменом вместе с золотым потиром и др. крестами. Некую др. корону Константина и один из гвоздей Св. Креста приобрело еп-ство Карпантра (Прованс, Франция). В первые дни после захвата были вскрыты имп. погребения в соборе св. Апостолов; из них были изъяты все ценные предметы; тела имп. Юстиниана I Великого и Константина V были найдены хорошо сохранившимися.

http://pravenc.ru/text/2057122.html

В витрине сокровищницы римской базилики святой царицы Елены в особых реликвариях находятся небольшой камень из пещеры Рождества Иисуса Христа в Вифлееме и честной перст апостола Фомы, утвердившего своим «неверием» воскресение Христово, а своим «осязанием» удостоверившего действительность воплощения и страданий Иисуса. Помимо этих реликвий в базилике святой царицы Елены можно поклониться мощам святого Кесария диакона (I в.), хранящимся в древней базальтовой раке черного цвета, а также мощам преподобномученика Анастасия Персянина († 628). Отметим, что мощи этого святого, а также честная рука святого Кесария диакона находятся в римской церкви Святая Святых. Честная же глава святого Анастасия Персянина почивает в церкви святого Викентия в Риме. Другие редкие святыни, в числе их – уникальный деревянный алтарь-реликварий правившего в 715–731 годах папы Римского Григория II, хранятся в особом музее базилики Честного Креста Господня. В Риме имеются и другие храмы, где хранятся реликвии, свидетельствующие о страстях Христовых. К ним относится, прежде всего, уже упоминавшаяся выше ризница Латеранского собора Иоанна Крестителя. Здесь имеются часть багряницы, в которую облачен был воинами Иисус Христос во дворе Пилата (см.: Мф. 27: 28), а также часть губки, на которой воины подносили уксус к устам Спасителя (см.: Мф. 27: 48; Ин. 19: 29). Эта губка, вместе с копием, которым один из воинов пронзил ребра распятому Господу, – оно теперь хранится в Ватиканском соборе – была привезена из святых мест в 644 году в Константинополь, где обе святыни были положены в храме Святой Софии . После завоевания турками византийской столицы святыни эти, вместе с некоторыми другими, были найдены в придворной сокровищнице и посланы султаном Баязетом в дар папе Римскому Иннокентию VIII (1484–1492). Кроме того, здесь же имеются частица камня от столба, к которому был привязан Иисус Христос во время бичевания. Другая, верхняя, часть этого столба хранится в римской церкви во имя преподобной Пракседы. Современный Рим и его древние церкви, изобилующие такими христианскими святынями, как фрагмент титла с Креста Господня, во все века были привлекательны для христиан-паломников. Впечатления от созерцания этой и других великих святынь, а также описания многих церквей и хранящихся в них реликвий оставили в своих трудах архимандрит Дионисий (Валединский; 1876–1960), духовный писатель Андрей Николаевич Муравьев (1806–1874), В.В. Мордвинов и другие. Основой для последующих путеводителей для паломников стали как раз сделанные ими заметки. К сожалению, сегодня на них не всегда можно полагаться: необходимы не только тщательная сверка сохранившихся святынь, но и современное их прочтение и включение новых уточненных данных.

http://pravoslavie.ru/30088.html

— К вечерне зовут! Завтра воскресенье. Нам же надо в церкви быть, а мы за маслом… Это же бес всё организовал,  — скороговоркой бормотал отец Никола, и в моем сознании блеснула искра догадки. — Какое ещё масло?! – продолжал причитать отец Никола. — Я старый дурак! Наука мне будет! Да и вам тоже. Учитесь. Смотрите, как бес всё складно устроил: мол, маслица мне для лампадок нужно. Под благовидным предлогом бес отправил нас в Дафни. И когда??? В момент вечерней службы перед воскресеньем! А можно ее пропустить? Нельзя! Скорее назад, еще успеем! Мы с Алексеем онемели от потрясения. Как куклы-марионетки, мы машинально переставляли ноги с камня на камень, поспевая за отцом Николой. До нас, наконец, дошло, что мы стали свидетелями мистического происшествия — того, как монах, образно выражаясь, разговаривал «по духовному телефону»: сидя на земле, отец Никола молился Богу, вопрошая Его о вразумлении. Мы увидели, как близок Господь и как скоро Он отвечает на просьбы  по-детски смиренных. И именно в этот момент мне стало ясно, что отца Николу в этой жизни вообще ничто не заботило, у него не было никаких желаний — кроме одного: знать волю Божию и исполнять её. Между тем, отец Никола продолжал для нас с Алексеем раскладывать ситуацию по полочкам, объясняя, что и почему произошло с ним и с нами. — Как я мог выйти из монастыря и пойти в Дафни без благословения игумена? Не спросил благословения — вот бес с нами и сыграл злую шутку. Но вы не переживайте. Вам этот поход за маслом, хоть мы ничего и не купили, зачтется. У вас было доброе произволение. Вы пот пролили ради того, чтобы перед святыми иконами лампадки горели. А я — дурак старый. Вот как бес  работает. Всегда просите благословения у игумена, у духовника на любое дело. Тогда вам посылается благодать Святого Духа, и всё, что делаете, будет благословлено. И бесы тогда бессильны. Мы слушали, жадно, как губка впитывая слова монаха, и боялись что-либо пропустить или не понять. — Я недавно просился обратно в монастырь, — продолжал отец Никола рассказывать на ходу. – Просился, чтобы меня освободили от послушания жить в далекой келье. Мне трудно там. А игумен сказал: «Сиди на месте». А я не послушался и снова просился. Так в результате я упал и ногу сломал. Хромал долго. Еле зажило. Отец игумен сказал, что это было попущено мне для вразумления, чтобы выполнял смиренно своё послушание.

http://pravmir.ru/otec-nikola/

University of Siena Реликвии Фаросской церкви: взгляд с латинского запада В XI–XIII вв. святыни церкви Богоматери Фаросской Большого дворца в Константинополе являлись образцом для формирования многих собраний святых реликвий, прежде всего, – реликвий Sancta Sanctorum (Святая Святых), домовой папской капеллы Латеранского дворца в Риме. В восприятии западных христиан значение Святая Святых определялось хранившимися в ней подлинными величайшими святынями Евангельской истории: реликвиями Страстей Христовых. Предлагаемая работа посвящена сравнительному анализу шестнадцати наиболее древних текстов, в которых описываются реликвии Фаросской церкви. Они датируются периодом с XI по XIII века и включают десять латинских и четыре греческих текста, а также источники на русском и старофранцузском языках. Между текстами имеются расхождения, однако в каждом из них упоминается десять основных святынь: 1 . Священный Терновый Венец, вечнозеленый и процветший. Согласно F. De Mély, святыня была обретена около 1063 года. 2 . Большая часть Честного Креста, почитавшаяся в Фаросской церкви начиная с X века. 3 . Fragellion (Орудие Бичевания) – металлические узы, которые были одеты на шею Христа и прикреплены к колонне. 4 . Погребальные пелены – льняные ткани, пропитанные бальзамом и источающие благоухание; этими пеленами Иосиф Аримафейский обвил Тело Христово при погребении. 5 . Linteum, то есть плат Омовения ног, которым Христос вытирал ноги апостолов перед трапезой на Тайной Вечери. 6 . Священное Копье крестообразной формы, напоминавшей обоюдоострый меч. 7 . Пурпурный плащ; эта реликвия также почиталась в папской капелле Святая Святых в Риме. 8 . Святая Трость. 9 . Сандалии Спасителя. 10 . Один или два Святых Гвоздя. В Фаросской церкви находилась ампула со Священной Кровью из ребра Христова, а также мраморный сосуд (pelvis) Омовения ног, пояс и вервь Христовы, частица Хлеба Тайной Вечери, волосы и одежды Богомладенца (возможно, части реликвий, хранившихся в храме Святой Софии), туника, губка и плат (sudarium). В собрание святынь Фаросской церкви также входил камень, на котором покоилась Глава Христа после снятия Его с Креста. Некоторые исследователи ошибочно отождествляли эту реликвию с каменной плитой, доставленной в Константинополь из Эфеса императором Мануилом Комнином, тогда как камень упоминается в источниках задолго до вышеописанного деяния Мануила Комнина (смотри полный перечень реликвий в Приложении А). 

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010