К сожалению, очень многие современные люди подобны той каменистой почве, о которой Христос говорит в притче: с радостью слушают учение о Боге и вере, но не имеют в себе корня – духовного стрежня и твердости для того, чтобы исполнить услышанное. Конечно, каждый из нас, слыша эту притчу Спасителя, мечтает быть той плодородной почвой, которая принесла много плодов и впитывала Божественные слова как губка, но достаточно ли мы делаем для этого? Христос Воскресе! Его нет здесь – Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь. Мф 28,6 Отец Андроник, как и преподобный Серафим Саровский , часто встречал приходящих к нему или попадающихся ему на пути словами: «Христос Воскресе!» В одном из поздравлений с Пасхой батюшка писал: «Христос Воскресе!.. «Смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития вечного начало». Вот почему мы радуемся великой радостию в нынешний праздник. Дай, Господь, чтоб в сердцах ваших всегда была Пасха, чтоб небо всегда было открытым для вас, чада мои, чтоб вы истинно были сынами неба. Не забывайте меня, убогого отца вашего, помнящего вас всегда. Мое здоровье все слабеет, силы уходят, еле я двигаюсь, очень хотел бы видеться с вами. Пасха Христова. 1969 г.». Отец Андроник очень любил владыку Зиновия и в одном из своих писем духовным чадам написал, что каждая служба, которую он совершает вместе с владыкой, по величине сопоставима с праздником Пасхи. «Поздравляю я вас всех с прошедшим праздником Успения Пресвятой Богородицы.... Не наша воля, но воля Божия на все. Я поделился с Владыкой иконами, и он очень доволен остался этим подарком. К нему многие заходят и просят на память что-либо получить. Если можно еще их добыть, то вышлите сколько можно. Мы их разделим для благословения для многих. Я молился на Успение у Владыки за всенощным бдением и обедней. Это мне Пасха. Спаси его, Господи, он меня не забывает. В праздник Св. Троицы я был тоже у них на службе – всенощное бдение и обедню. Сколько мне радости, что Господь меня сподобляет помолиться в церкви со святителем нашим. Вспоминаю я и прошедшее: и радость, и горе. Но на все есть воля Божия... Недостойный С. арх. Андроник».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

По правилам св. Православной Церкви, над крещаемым сразу же после крещения совершается и второе таинство – Миропомазание. 4. Миропомазание Миропомазание есть таинство, в котором верующий, при помазании святым миром частей тела во имя Св. Духа, получает дары Св. Духа, возращающие и укрепляющие его в жизни духовной, чтобы быть ему крепким, твердым и непоколебимым в православной вере, любви и надежде, со дерзновением без страха исповедывать пред всеми имя Христа Бога и возрастать во всех добродетелях 30 . В десятый день по Своем Вознесении, в день праздника Пятидесятницы, Господь Иисус Христос, как обещал апостолам, ниспослал им Пресвятого Духа. Свв. апостолы, получив сей – Дар, в тот же день начали Его преподавать верующим, которые были обращены проповедью апостола Петра, как об этом сказано в кн. Деяний ( Деян. 2, 38 ). Первоначально апостолы низводили Святого Духа на верующих через молитву и возложение рук, а потом они сами изменили это, так как они не могли всюду посещать всех верующих и возлагать на них руки. И в Святой Церкви они установили это таинство совершать через Миропомазание. Слово «миро» μυρο­ χρισμα­ помазание на греческом языке означает «благодатный елей». Совершать таинство миропомазания могут только епископы и священники, но право освящать св. миро принадлежит только одним епископам. Святое миро должно храниться в алтаре с честью и предосторожностью, какая подобает святыне, на престоле в сосуде серебряном или хрустальном. Для случаев совершения таинства крещения и миропомазания устраивается особый ящичек, называемый обычно «мvphuцeй»: в нем полагается сосудец со св. миром, сосудец с освященным елеем, два сучца для помазания, губка и ножницы для пострижения власов. На западе, католики и др. совершают это таинство через возложение рук и оно у них называется confirmatio. Совершается оно только епископом, отдельно от крещения, не ранее, как с 7 до 12 лет от рождения. При совершении таинства крещения с ним всегда в Православной Церкви соединяется и таинство миропомазания. Но есть два случая, когда таинство миропомазания совершается отдельно от крещения. Это: 1. когда присоединяются к св. Православной Церкви иноверцы, уже получившие правильное крещение, но не помазанные св. миром, и 2. когда совершается помазание Царей на царство.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

58 . Самуил, в мире Симеон Миславский, урожденец Глуховский (род. 24-го мая 1731), воспитанник Киевский, монах 211 (в 1754), Иеромонах (1756), учитель Философии. Префект, учитель Богословия, Ректор Киевской Семинарии и Архимандрит (10-го Февраля 1761); Епископ Белоградский (в1768), Крутицкий (в 1771), Ростовский (17-го Марта, 1776). Пожалован Членом Св. Синода (в 1775) и Архиепископом (в 1777) 212 . Будучи Ректором, он издал несколько Богословских сочинений, Богословские лекции Феофана Прокоповича , письма его и трактат Адама Зерникова о происхождении Св. Духа. При нем (в 1775) учреждена Духовная Школа в Угличе 213 . Назначен Митрополитом в Киеве 22 Сентября, 1783 г. 59 . Арсений IV, в мире Василий Верещагин (род. 27-го Генваря, 1736), монах (в 1769), Архимандрит Колязинский и Ректор Тверской Семинарии; Епископ Архангельский (в 1773 г.), Тверской (в 1775), Ростовский (в 1783), Архиепископ и Член Св. Синода (в 1785). В 1787 году повелено ему и приемникам его жить в губернском городе, Ярославле, и именоваться Ярославскими и Ростовскими. IV. Родословные росписи Князей Ростовских и Белозерских Таблица I См. Оригинал. Таблица II Колена: 6 Константин III Васильевич 6 +1365 Александр 1380 Андрей 1417 Иван Брюхатый Андрей Хохолка 10 Александр Хохолка 11 Дмитрий Феодор Владимир 7 1474 Иван-Ян Василий Губка 12 Иван Темка 13 Димитрий Феодор Андрей Варсонофий Константин Иван Пужбольский 8 Василий 1380 Владимир Константин Александр Василий Ластка 14 Михаил Косатка 15 Иван Лобань 16 Иван-Ян Феодор Голубой 17 Дмитрий Бритый 9 Примечания к родословным росписям 1 . При составлении этих росписей основаниями служили: а) Бархатная книга. б) Родословная книга, Моск. Архива Иностр. Дел, известная под названием Лобановской. в) Летописи и Примечания к Истории Карамзина. г) Российский Родословный Сборник, изд. Кн. Петром Долгоруковым. Книжка 2-я. Сиб. 1841. д) Родословные росписи владетельных Князей, сост. Карамзиным и Π. М. Строевым, при Истории Карамзина, изд. Эйнерлинга. 2 . Имел двух дочерей, из коих одна была в супружестве за Великим Князем Андреем Александровичем, а другая, Св. Анна, за Св. Михаилом Ярославичем Тверским. Мощи ея, почивающие в Кашине, открыты в присутствии Царя Алексия Михайловича, Митрополитом Ростовским Варлаамом и перенесены из Успенского в Воскресенский Собор города Кашина. Слов. Истор. о Святых Русских. стр. 30.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Но не только укрепление хозяйственных и государственных форм жизни народа входило в круг забот княгини Ольги, еще более насущным представлялось ей коренное преобразование духовной жизни Руси. По свидетельству «Повести временных лет», княгиня Ольга в 955 г. отправилась в Царьград, где приняла святое Крещение от Патриарха Константинопольского Феофилакта (956), а восприемником ее был император. В Крещении ей было наречено имя Елена, в честь и память святой равноапостольной Елены, матери императора святого равноапостольного Константина Великого, обретшей Честное Древо Креста Господня (27). В слове назидания при ее Крещении Патриарх Феофилакт сказал: «Благословенна ты в женах русских, так как возлюбила Свет и оставила тьму. Благословят тебя русские потомки в грядущих поколениях твоих внуков». Патриарх наставил ее в истинах веры, церковном уставе и молитвенном правиле, изъяснил заповеди о посте, целомудрии и милостыне. «Она же, наклонив голову, стояла, внимая учению как губка напояемая, и поклонилась Патриарху со словами: „Молитвами твоими, Владыка, пусть буду сохранена от сетей диавольских»» (4, с. 75). Именно так, со слегка наклоненной головой, и изображена святая княгиня Ольга на одной византийской миниатюре, и греческая надпись сбоку миниатюры называет Ольгу «архонтиссою (т. е.»начальницей». — Ред.) руссов», «женою Эльгою по имени, которая пришла к царю Константину и была окрещена» (28, с. 16—17). Она изображена в специфическом головном уборе, «как новокрещеная христианка и почетная диаконисса Русской Церкви». Хождение Ольги в Царьград и ее Крещение произвели огромное впечатление и на ее современников — как русских, так и византийских. Ей был устроен торжественный прием у императора в знаменитой палате Магнавре, куда Ольга явилась с огромной свитой из 108 человек (не считая людей из дружины Святослава), затем уединенный прием в зале Юстиниана, где по стечению обстоятельств встретились четыре женщины: бабушка и мать святого Владимира (Ольга и Малуша) с бабушкой и матерью его будущей супруги Анны (императрица Елена и ее невестка Феофано) (29, с. 12—20). Пройдет немногим более полувека, и в Десятинном храме Пресвятой Богородицы в Киеве будут рядом стоять мраморные гробницы святой Ольги, святого Владимира и блаженной царицы Анны.

http://sedmitza.ru/lib/text/436354/

Вблизи этого монастыря стоят два болвана каменных больших 16 , они были созданы при царе Льве Премудром. В монастыре Продром стоят святые страсти Спасителя, копье, чем его кололи, древко, на чем было копье насажено, губка, посредством которой его поили уксусом, кровь от иконы Христа, которую еврей проколол в городе Бейруте, хлебец, который ел на вечере с учениками своими в Сионе, камень, который подложили евреи под голову Христа, волосы и молоко Богородицы. В монастыре женском Кузьмы и Демьяна лежат преподобная Елизавета и блаженная Фомаида, иссеченная свекором, о чем в патерике написано. Она была жена рыбака. Муж ее ушел на ловлю рыбы, а отец захотел с ней впасть в блуд. Она была мудрая и богобоязненная, не далась ему. Он же, разъярясь похотью плотскою, истязал ее с яростью, и бог дал ей выздоровление. Если у кого возникает вражда из-за плотской похоти, то приходят и поклоняются ее гробу, и тотчас вражда прекращается ее молитвами. В монастыре Ивергетис лежит Феодосия девица. В женском монастыре Липеси лежит святой Стефан, царица Ирина, тут лежит и царица русская Анна 17 , дочь московского великого князя Василия Дмитриевича, внучка великого князя Литовского Александра Витофта. В монастыре Герамартас лежат Мария Клеопова и Иоанн воин. В монастыре женском Повасилиас лежит святая Калия белица. Муж ее был богатый купец, отправился по морю на три года. Она же, мудрая, богобоязливая и милостивая, раздала без мужа имение. Муж вернулся и замучил ее, полагая, что она на плохое дело раздавала. Но бог дал ей исцеление. К ней приходят хромые и больные, бьют челом и тотчас исцеляются. В великом монастыре Студийском лежит Евфимий патриарх и миро Дмитрия в раке стоит. Вблизи ворот Студийского монастыря, за его оградой, находится место, называемое Пигией, где есть колодец со святой водой, которая дает больным исцеление. Вблизи Студийского монастыря есть церковь пророка Даниила, здесь внутри церкви, возле стены, находится его гроб на двух львах. Царьград разместился в трех углах; две стены идут от моря, а третья – от запада, для отражения приступа воинам. В первом углу от Средиземного моря находится Студийский монастырь, в другом углу – монастырь святого Георгия, Монгана. Здесь было первое укрепление, называемое Византией, напротив Скутари 18 . На другой стороне моря торговый базар, сюда приезжают с той стороны турки, а с этой стороны греки и фряги и торгуют между собою. В третьем углу стоят церковь Влахернская, от пролива чуть выше царского дворца. А за проливом стоит фряжский город Галата 19 , город красивый и очень хороший.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Первый грех, поразивший нашего праотца и переходящий из поколения в поколение со все более нарастающей силой,– это грех гордыни. Это та неизменно высокая оценка, которую дает себе человек, по крайней мере, в глубине своей души. Он может играть в смирение. Он может смиреннословить, но если не смирит себя действительно, в чувстве сердца, то так и останется гордецом, хотя и надевающим маску смирения. Вторым грехом Адама было непослушание Богу, желание самому стать «как Бог» 164 , желание не свободы в Боге, а свободы от Бога. Поэтому, чтобы стяжать благодать, человек должен научиться послушанию. Это послушание прежде всего Церкви (а через Церковь – евангельским заповедям), а затем послушание в миру: послушание дома, на работе – словом, послушание всем. Это осознание своего места в Церкви, в обществе, в семье. Господь создал мир иерархичным, низшие в нем подчиняются высшему. Ложная свобода – это рабство сатане. Источник зла, демон, назван Евангелием лжецом и отцом лжи. Современное человечество пропитано ложью, как губка водой. Мы видим везде игру и обман, которые стали настолько привычными, что воспринимаются как естественная норма жизни. Человек за лживыми словами скрывает свои истинные мысли и вовсе не сообразует дела со сказанным, будь то дружеское обещание или клятва. Слова стали для современного человека сором, шелухой. Ложь мешает молитве. Лжец не может соединить ум с сердцем. Один из древних мыслителей сказал: «Змея, чтобы войти в свою нору, должна выпрямиться». Лживый ум постоянно делает какие-то зигзаги. Сердце остается для него закрытым. А сердце есть то место, где человек встречается, вступает в общение с Богом. Мы говорили уже о том, что диавол назван и человекоубийцей. Когда человек теряет Бога, он теряет любовь. Он оказывается во власти страстей, в другом человеке видит своего соперника и врага. Поэтому он сам человекоубийца в своих помыслах и словах, которые выплескиваются из него наружу, точно потоки лавы из вулкана. Человеку был дан выбор: хранить девство или вступать в брак, чтобы иметь потомство, а он выдумал и избрал нечто третье: блуд вместо брака и брак без потомства. Поэтому главные пути, которыми возвращается к нам благодать, своего рода «двери» души,– это смирение, послушание, правда, милосердие и целомудрие: смирение перед Богом, послушание Церкви, правда как единство слов, мыслей и дел, милосердие по отношению к людям, целомудрие в отношении своей собственной души.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

Второй раз мы читаем о крещении Савла в его выступлении перед иудеями в Иерусалиме. Говоря о том же событии, он несколько по-иному расставляет акценты, чем это сделал автор Деяний: Некто Анания, муж благочестивый по закону, одобряемый всеми Иудеями, живущими в Дамаске, пришел ко мне и, подойдя, сказал мне: брат Савл! прозри. И я тотчас увидел его. Он же сказал мне: Бог отцов наших предызбрал тебя, чтобы ты познал волю Его, увидел Праведника и услышал глас из уст Его, потому что ты будешь Ему свидетелем пред всеми людьми о том, что ты видел и слышал. Итак, что ты медлишь? Встань, крестись и омой грехи твои, призвав имя Господа Иисуса ( Деян. 22:12–16 ). Автор Деяний, очевидно, описывает происходившее со слов Анании, тогда как Павел излагает свой собственный опыт. В речи Анании Павел отметил то, что считал главным: Бог предызбрал его, чтобы он стал апостолом, вот для чего необходимо было крещение. В раннехристианской Церкви крещению непременно предшествовало оглашение – научение истинам веры. Когда апостол Филипп пристал к колеснице евнуха царицы Эфиопской, он сначала «благовествовал ему об Иисусе», а потом крестил ( Деян. 8:35–38 ). В случае с Павлом, учитывая экстраординарный характер его обращения, Анания мог ограничиться лишь кратким наставлением, а мог и вообще оставить его на период после крещения. Несомненно, несколько дней, которые Савл провел с учениками в Дамаске, были для него временем, когда он слушал рассказы об Иисусе – те самые рассказы, которые впоследствии будут записаны и войдут в Евангелия. Пока они существуют лишь в устной традиции, передаваясь от одного ученика к другому, от одной общины к другой. И Савл, знавший об Иисусе только от Его врагов, теперь имеет счастливую возможность услышать о Нем от учеников. Можно представить, с каким вниманием он слушал эти рассказы, впитывая, как губка, сведения о Том, Чьим лютым гонителем он был еще несколько дней назад. Деяния апостольские ничего не сообщают об Анании, кроме того, что это был «один ученик» ( Деян. 9:10 ) и что он был «муж благочестивый по закону, одобряемый всеми Иудеями, живущими в Дамаске» ( Деян. 22:12 ). Что стоит за этими словами? Нигде более в Новом Завете – ни в Евангелиях, ни в других книгах – Анания не упоминается. Может сложиться впечатление, что его роль в раннехристианской общине свелась к крещению Павла. Между тем церковное Предание свидетельствует о том, что он был апостолом от семидесяти и епископом Дамасским, а жизнь закончил мучеником. 91 3. Павел и первохристианская община

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

«Подумайте, – говорила герондисса, – иметь Панагию своим попечителем, нашим экономом! Не знаю..., но я ощущаю, как Она весь день обходит монастырь, смотрит за нами, служит нам и заботится о нас. Когда что-то заканчивается, Она посылает нам это. Я прошу Ее и говорю: «Панагия моя, я не могу подняться по лестнице, чтобы идти наверх 37 . Ты Сама все обойдешь вокруг и все посмотришь, и о том, что идет не хорошо, известишь меня. Ты поставишь меня на ноги. Монастырь – твой, детки – твои, а я просто несу служение, и то – с упущениями. Ты – Госпожа мира, Матерь Божия, Царица Ангелов. Ты шепни им в уши, чтобы творили волю Божию. А если что делают не хорошо, просвети меня, да сотворю за них молитовки, буду тянуть четки». Совершенно живая Панагия в монастыре, знайте это! Великое преуспеяние будет у вас весь день, если будете иметь в памяти своей Панагию. Вы будете Ее видеть рядом с собой и говорить: «Смотри-ка, мне сопутствует Панагия! Как я сделаю это, как буду болтать?» Она будет вас наставлять в том, что вы будете делать, потому что Она наша Мать и любит нас. Панагия Одигитрия, Она – Герондисса и к Ней имейте великое благоговение, а я просто-напросто последняя послушница и совершаю надзор пустячный по сравнению с надзором Панагии. Она вам предстательствует, Она приносит вам все доброе, все блага. Многое дерзновение вы обретете у Христа, потому что вы Ее дети. Кто будет выполнять свои монашеские обязанности и благоговейно почитать Ее, того Она приведет ко Христу. Покров ее настолько велик, что покрывает всех». Любовь свою ко Христу, Богородице и святым блаженная Макрина часто выражала в церковных песнопениях, которые любила воспевать своим благозвучным и умилительным голосом. Особенно она любила Богородичные Догматики воскресной вечерни из Октоиха и тропари святым. Когда старица пела, лицо ее светилось. Она как губка впитывала высокое богословие церковных песнопений. Она таинственно переживала их и во время церковной Службы, и в молитве наедине. Блаженная Макрина и современные ей подвижники

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Isihast/...

Когда я служил там архипастырем, мне не удалось видеть старцев. Отец Исаакий (Виноградов, +1981) давно уже отбыл отсюда. Только память о нем сохранялась. Из числа последних могикан был преподобный Севастиан Карагандинский (1966), но живым я его, конечно же, не застал, застал лишь живое предание и живые плоды его сеяния. – Но сохранялся их дух… – Да, их дух чувствовался везде, в жизни каждого прихода. Причем удивительным образом это передавалось. Преемства пасторского служения от тех, кто их видел вживую, не было: приходилось рукополагать молодежь. Молодежь, как губка, впитывала токи благодати от тех людей, которые говорили: вот было так, так и так. И все это на наших глазах вырастало в серьезные приходы. Порой (время было такое) начиналось формирование, и вдруг – земля из-под ног уходила, словно селевым потоком сносило огромное количество славянского населения, и казалось: конец! Но ничего подобного! Приход укреплялся, дух укреплялся, и в новых условиях дерево продолжало жить! – Давайте вернемся, владыка, к вопросу о диалоге с мусульманами. Сегодня в средствах массовой информации иногда, как кажется, намеренно создается напряжение в отношениях между православным и мусульманским мирами. Хотя зачастую дело тут именно в политике, а не в религии. Уроженцы Северного Кипра или Косова и Метохии много рассказывали мне, как некогда жили по-добрососедски, ходили друг к другу в гости, пили кофе… Нужно ли нам, православным, с неприязнью относиться к мусульманам, или все же стоит разделить наше отношение к религии и наше отношение к политике? – Да, очень хорошо, что вы поставили этот вопрос, но вы фактически и ответили на него. Я почтительно прошу вас зачеркнуть слово «кажется» и быть совершенно, стопроцентно убежденной в справедливости того, что вы сказали. Наверное, для того чтобы иметь внутреннее право утверждать: «Я православный», нужно, по словам преподобного Силуана Афонского, иметь в себе живое свидетельство того, что «врагов у меня нет». Кроме меня самого, с моим грехолюбием.

http://pravoslavie.ru/4814.html

миром и все необходимое для таинства крещения: склянка с освященным елеем, губка для отирания помазанных частей тела и ножницы для пострижения волос. Рипиды (от греч. «рипис идос» «опахало»), которые употреблялись в древности для отогнания насекомых от св. Даров и сперва делались из тонких кож или из павлиньих перьев и полотна. Теперь рипида представляет собой металлический круг с изображением шестикрылого серафима, прикрепленный к длинной рукоятке. Иногда, впрочем, они имели форму квадрата и звезды. В настоящее время они имеют лишь символическое значение: рипиды изображают проникновение небесных сил в тайну спасения людей, совершенного Господом-Искупителем. Они носятся обычно над св. Дарами и над Евангелием при архиерейском богослужении, также над крестом при изнесении его на всенощном бдении на Воздвижение, в неделю Крестопоклонную и 1 августа, и над св. Плащаницей. В некоторых монастырях дозволено употреблять их и при архимандричьем служении, а на Востоке они употребляются и при обычном священническом служении на малом и на великом входе. При рукоположении диакона ему, по древнему обычаю, дается в руки рипида для обмахивания св. Даров от насекомых, что входило в круг его обязанностей при совершении Божественной литургии. Дикирий и трикирий это двусвечник и трисвечник, которые употребляются для осенения молящихся архиереем при Божественной литургии и некоторых других службах. Дикирий знаменует два естества Господа Иисуса Христа Божеское и человеческое, а трикирий три Лица Пресвятой Троицы. Право осенять дикирием и трикирием дается и некоторым архимандритам. Венцы употребляются для возложения на жениха и невесту при совершении таинства брака. Сделаны они на подобие корон из металла с крестиками наверху и изображением Спасителя на одном и Божией Матери на другом. В древности, а кое-где и теперь, они изготовляются из живых растений и цветов. Светильники разного рода подсвечники, стоящие на полу для одной свечи (так называемый «выносной светильник»), или для многих, стоящие перед иконами,

http://pravmir.ru/proisxozhdenie-xristia...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010