Как дискос, так и потир введены в употребление со времен апостольских. Дискос тогда делали из дерева, а потир – из стекла, теперь же эти сосуды изготовляются из серебра и золота. Звездица (στερσκος – звезда) состоит из двух металлических дуг, соединенных между собою винтом так, что их можно сложить вместе и раздвинуть крестообразно. Она введена в употребление святителем Иоанном Златоустом для того, чтобы при покрытии дискоса покровцом не были смешаны частицы, вынутые из просфор и положенные в определенном порядке. Звездицей дискос покрывается также тогда, когда на нем полагаются святые мощи, например, при освящении храма. Звездица, когда она употребляется на проскомидии, знаменует ту звезду, которая привела волхвов к родившемуся в Вифлееме Спасителю мира. Копие (λγχη) – нож с черенком, сделанный наподобие копья, острый с обеих сторон, употребляемый для изъятия из просфоры Святого Агнца и его прободения, а также для изъятия частиц за живых и умерших. Оно изображает то копье, которым римский воин ударил в ребро Христа Спасителя. Лжица (λαβις) – маленькая ложечка с крестом на ручке, употребляемая для причащения мирян. Она знаменует те клещи, которыми Серафим взял уголь от небесного алтаря, прикоснулся ими к устам пророка Исаии и очистил их ( Ис. 6:6 ). Угль Тела и Крови Христовых очищает и тело и душу верующих (смотри об этом в Дополнительном Требнике). Губа , или губка, или муса (μουςα) – высушенное морское растение, употребляемое для вытирания священных сосудов (потирная губка) и для собирания с дискоса частиц (после причащения), полагаемых в потир (антиминсная губка). Она знаменует собою ту губку, посредством которой воины напоили распятого Спасителя уксусом, смешанным с желчью. Покровы (αηp) употребляются для покрытия дискоса и потира. Их бывает три: одним покрывается дискос, вторым – потир, третьим – и потир и дискос вместе. Первые два носят название покровцев , а третий – покрова . Обычно покров и покровцы называются воздухами . Но покровец над дискосом называется δισκοκαλυμμα, а покровец над чашей δευτεpοκαλυμμα, а третий называется воздухом αηp, так как этим покровом над Святыми Дарами во время пения Символа веры священник колеблет, потрясает воздух и тем изображает землетрясение, случившееся после смерти Спасителя и при Его воскресении. Колебание воздухом символизирует веяние Святого Духа. Покровцы на проскомидии символизируют младенческие пелены Иисуса Христа, а после Херувимской песни:

http://azbyka.ru/liturgika-karpuhin

Лжица употребляется при причащении мирян. Является символом клещей из видения пророка Исайи ( Ис.6:6 ). Губка – высушенное морское растение для вытирания сосудов (потирная губка) и для собирания с дискоса частиц, полагаемых после причащения в потир (антиминсная губка). Символизирует губку, через которую поили распятого Спасителя. Покровы, или воздухи – два покровца для покрытия дискоса и потира и один покров (собственно воздух) для покрытия дискоса и потира вместе. На проскомидии символизируют младенческие пелены, а по Херувимской песне – сударь, плащаницу и камень гроба Христа. Употребляются также ковш (им вливают в чашу вино и воду) и кадило. Звон Богослужение сопровождается звоном. Звон используется для созыва верующих к богослужению, для выражения торжества Церкви, для усиления молитвенного настроения и для оповещения о важных моментах богослужения. В уставе используются различные наименования колоколов: било, клепало, кампан, тяжкая, звоны, древо. Било, древо – это деревянная или металлическая доска, по которой ударяли, извлекая звук. Собственно колокола обозначаются в Уставе как кампаны, тяжкая, звоны, язычный. Существует два основных вида звона – благовест и звон. Благовест – это редкие удары в один или несколько (но поочередно) колоколов. В последнем случае благовест называется перезвоном или перебором. Звоном называют одновременные удары в два и более колоколов. Звон в три приема называют трезвоном. Благовест используется перед началом богослужения, трезвон – перед торжественным богослужением, например, после шестого часа на литургии или после литургии. На литургии благовест звучит во время Евхаристического канона, а при пении «Достойно есть» – трезвон. Священнослужители и церковнослужители Новозаветное основание священства В Православной Церкви богослужение совершают (возглавляют) специально для этого поставленные люди, обладающие особым благодатным даром, полученным ими в Таинстве Священства. В Новом Завете, наряду с упоминанием о различных видах священных служений (епископском, пресвитерском, диаконском), встречается учение о так называемом «царственном священстве». Это учение отражено в 1Пет.2:5, 9 ; Откр.1:6, 5:10, 20:6 . В данных отрывках христиане, которые являются духовным Израилем, во исполнение Божественного обетования, данного «ветхому» Израилю ( Исх.19:5-6 ), называются царственным священством. Это выражение следует понимать в том смысле, что все христиане после Боговоплощения стали «своими» Богу, стали сотелесниками Иисусу Христу, все получили возможность реального обожения через таинство Евхаристии. С пришествием Христа необходимость в ветхозаветных жертвах, как жертвах преобразовательных, и, соответственно, необходимость ветхозаветного священства отпали.

http://azbyka.ru/liturgika-akimov

Аркадии находился на новгородской кафедре в 1156—1163 гг. За то, что это тиун епископский, а не княжеский или боярский, известные по Русской Правде, говорит характер записи и самой книги. Это стихирарь со знаменной нотацией, предназначавшийся для использования в кафедральном Софийском соборе, где книга и сохранялась до XIX в. Она писалась, вероятно, по поручению самого тиуна. Имя тиуна — Тупочело, — представляет собой, скорее всего, его насмешливое прозвище, но то, что он указал именно это прозвище, а не свое христианское имя, свидетельствует, пожалуй, о том, что он — светское лицо. Так считал и Голубинский . Б. Д. Греков полагал, что этот владычный тиун — «должность, занимаемая человеком несвободным», но в то же время отмечал, что «это должность немаловажная, так как имя тиуна ставится рядом с именем владыки для обозначения времени». Греков сопоставляет также тиунов с ключниками, которые при дворе новгородского владыки занимали выдающееся положение . За то, что владычный тиун был, однако, свободным, а не зависимым лицом, говорят сама эта характеристика должности Грековым и свидетельства о владычном тиуне XIV в. Сохранились две западноукраинские грамоты 1366 и 1378 гг., связанные с тиуном перемышльского епископа Иваном Губкой. В 1366 г. «владычен тивун» Иванко Губка выступает свидетелем при утверждении купчей грамоты на землю вместе с другими свидетелями, среди которых «владыка Ларивун и с крылошаны перемышльский» . В 1378 г. этот же Иван Губка, уже протодьякон клироса церкви св. Ивана, со своим братом Ходором и со своими детьми купил у Хоньки Васковой жены (вдовы?) и ее детей Калеников Успенский монастырь для своего клироса . Владычный тивун стал священнослужителем и представителем клироса, начав свою деятельность с близкой к епископу привилегированной должности тиуна. Хозяйство епископа требовало и других служителей. В Туровской уставной грамоте XIV в. упоминается «владычен мытник», который две недели в году, во время ежегодной Петровской ярмарки, собирал пошлины от пользования эталонными весами для монеты (серебра) и воска, а также мерного локтя . Существовала ли эта должность раньше, сведений нет. Правила собора 1273 г. среди епископских чиновников называют также десятинника, поставление которого «на мзде», как и наместника, запрещалось . Более ранние сведения об этой должности неизвестны, но она упоминается в документах XIV— XV вв. , в частности в Кирилло-Белозерской (Ефросиновской) переработке Устава Владимира 1470-х годов («и наших судов не судити без судии митрополича или владычня десятинника» ), где два последних слова являются нововведением. По смыслу этого упоминания десятинник — епископский чиновник, участвующий в княжеском суде и получающий десятину от судебных пошлин. Данных о том» что десятинниками уже в домонгольской Руси называли сборщиков десятины «с казенных податей и оброков», как полагал Голубинский , источники не дают. Примечания ПСРЛ. М., 1962. Т. 1. Стб. 151, 153; СПб., 1908. Т. 2. Стб. 139, 141.

http://sedmitza.ru/lib/text/438144/

Перенесенное из Хиландарского афонского монастыря в Студенецкий монастырь (в Сербии), святое тело Симеона также источало живительное миро. Потому Симеон не иначе называется в памятниках древности, как «св. Симеон Нее мани, новый мироточец сербский» 36 . Даже оставленный в Хиландаре мраморный гроб святого известен поныне своими целениями 37 . Мощи св. великомученика Димитрия Солунского (мученическая кончина его последовала около 306 г.) по временам в обилии источали многоцелебное миро 38 , и в настоящее время, по словам паломников, одна из внутренних колонн великолепного храма великомученика, где турками устроена мечеть, источает из себя по временам маслянистую влагу в виде как бы пота в знамение продолжающегося чуда мироточения от лежащих близ колонн под спудом святых мощей страстотерпца 39 . Сами турки, в руках которых находится этот храм, не скрывают своего удивления при виде этого чуда и, по. примеру православных поклонников, ставят перед гробницей велико­мученика зажженные свечи 40 . Мощи св. Гурия, архиеписко­па Казанского (преставился в 1563 г.), найдены были нетленными по прошествии тридцати двух лет со дня его кончины и оказались, по словам очевидца, в следующем виде: «Вся рака св. Гурия наполнена была благоуханным миром, и мощи в нем плавали; святое тело было неизменно, только верхней губы несколько коснулось тление. Сам я недостойный грешною моею рукою коснулся святого тела и чувствовал, как оно плавало; осязал и погребальные ризы, и оне были крепки; прикасался мантии и сильно тянул ее, но она была крепче новой 41 . Мощи св. Николая чудотворца в настоящее время находятся в апулийском городе Баре (в южной части Италии), в храме его имени под престолом. Мраморная толстая рака и такая же крышка скрывают от очей поклонников эти священные останки, плавающие в мире. Через небольшое отверстие, сделанное в крышке, опускается в раку на тонком шнуре губка, которая напитывается цельбоносным миром, или «святою манною». Эта губка затем поднимается и выжимается над особым серебряным сосудом, из которого «манна» и дается всем просящим 42 .

http://azbyka.ru/o-netlenii-svjatyh-mosh...

Интересно, что скажет наша совесть, совесть всех нынешних священнослужителей после такого правдивого рассказа? Святая лжица символизирует руку Серафима, которой он держал раскаленный уголь и, коснувшись им губ пророка Исаии, сказал: «Это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен». 26 По-гречески лжица называется λβις, т. е. клещи, которые использовались в древности. Ими брали одну Жемчужину, то есть частицу Тела Господня: христиане – положив правую руку поверх левой, священники же клали Тело Господне в свою ладонь и таким образом Его принимали, как это происходит на литургии святого Иакова брата Божия. В дальнейшем лжицу использовали для порядка, чтобы не пришел «огонь» Божественности в непосредственное соприкосновение с руками, которые так легко пачкаются. Два покрова, которыми мы покрываем святой дискос и Святую Чашу, символизируют небесный свод или пелены Божественного Младенца, или синдон и погребальные саваны. Тот, что полагается на левое плечо диакона или священника на великом входе, называется «воздухом». Это символ светлого облака горы Фавор. Его мы колеблем над Святыми Дарами, когда читаем Символ Веры , что символизирует торжество Воскресения и веры. «Воздухом» называется и «завеса». Имеется в виду та завеса, которая отделяет – в храме Ветхого Завета – Святилище от Святая Святых. Красный плат, которым мы вытираем наш рот, когда причащаемся, называется «Мактро» или «Багряница». Он символизирует багряницу, в которую обрядили Господа в Претории, пропитавшуюся Его пресвятой Кровью. Губа – это губка, которая имеет округлую форму. После разрешения Божественного Причастия, протерев Святую Чашу платком, священник помещает губку в Святую Чашу, чтобы она впитала влагу и предотвратила появление ржавчины. Она также символизирует ту губку, с помощью которой напоили Господа на Кресте уксусом: «а кто-то побежал, наполнил губку уксусом и, наткнув на трость, давал ему пить» 27 . Муса. Это тоже губка, но маленького размера. Она предназначена для сбора частиц с антиминса и очищения святого дискоса.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Глас – лад, или напев, в церковной голосовой музыке, заимствованный из греческой церковной певческой культуры. Каждый глас имеет свой музыкальный колорит и выражает определенный оттенок тех или иных чувствований христианина к Богу. Каждая седмица имеет свой глас – с 1-го по 8-й, – напев, или мелодия, которого доминирует в церковных песнопениях в течение всей недели. Следующая седмица (начиная с воскресной утрени) проходит уже под знаком другого, очередного гласа. Годичный круг богослужений – порядок служб на протяжение всего года. Каждый день года посвящен памяти тех или иных святых или воспоминанию священных событий евангельской истории. Из всех праздников в году самым большим является Пасха – праздник светлого Христова Воскресения. За Пасхой следуют двенадцать праздников в честь Господа Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы, которые называются двунадесятыми. Есть также праздники и в честь великих святых и бесплотных сил небесных. Все дни годичного круга богослужения делятся на неподвижные, которые каждый год совершаются в одни и те же числа месяца, и подвижные, которые бывают в одни и те же дни недели, но приходятся на разные числа месяца, в зависимости от времени празднования Пасхи. Губка – предмет церковной утвари, используемый в алтаре при совершении Божественной литургии. Представляет собой небольшой по размеру кусок натуральной греческой губки. Употребляется на литургии для отирания дискоса (священного блюда) над Чашей после опускания в нее всех частиц, лежавших на дискосе, которые священник предварительно вынимает из жертвенных просфор. Губка полагается на антиминсе и знаменует ту губку, которую, напитав желчью и оцтом (уксусом), подносили к устам страждущего на кресте Спасителя. Двунадесятые, или дванадесятые, праздники – двенадцать (церковнослав.: дванадесять – двенадцать) праздников годового круга богослужения в честь Господа Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы. Девять из них имеют постоянную дату празднования: Рождество Пресвятой Богородицы (8 сентября), Воздвижение честного и животворящего Креста Господня (14 сентября), Введение во храм Пресвятой Богородицы (21 ноября), Рождество Христово (25 декабря), Крещение Господне (Богоявление) (6 января), Сретение Господне (2 февраля), Благовещение Пресвятой Богородицы (25 марта), Преображение Господне (6 августа), Успение Пресвятой Богородицы (15 августа) (все даты – по старому стилю). Три из числа двунадесятых праздников – подвижные и совершаются в зависимости от дня празднования Пасхи: Вход Господень в Иерусалим – в последнее воскресенье перед Пасхой, Вознесение Господне – на сороковой день после Пасхи, День Святой Троицы (Пятидесятница) – на пятидесятый день (в седьмое воскресенье) после Пасхи. Праздник Пасхи не входит в число двенадцати, поскольку он есть высочайший – «праздник праздников и торжество торжеств».

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

53 Путешественники по Св. земле (Нор. Пал. 2, 169. 170) уверяют, что лилии и доселе растут там по долинам. 60 Евангелисты Матфей ( Мф.27:48 ) и Марк ( Мк.15:36 ) повествуют, что распятому Господу подано было питье на трости – αλμος. Слово сие означает всякую трость или стебель (у льна), соломину у хлебных растений. К какому же растению принадлежит, трость, о которой упоминают Евангелисты Матфей и Марк? Сие изъясняет Св. Иоанн ( Ин.19:29 ), который говорит, что губка была возложена на иссоп. Стебель иссопа довольно велик и тверд (по Флавию Antiqq. 8, 2. ιδος δνδρ), и потому на нем легко могла удержаться губка с уксусом и удобно было поднести ее к устам Распятого. 65 В разных видах, особенно с февраля по май: artemisia judaica, art. absynthium L. Кл. – Б. 1, 93, 95. 66 Hieronymus: Est autem νυζα herba vilissima et amara, odorisque pessimi. Розенмиллер в своем исследовании древностей еврейских почитает вероятным, что еврейское растение сирпад означает какую-нибудь малоизвестную степную траву. 67 Tamarix mannifera. Он принадлежит к отделению растений семенных, к классу двусемянодольных, к подклассу раздельнолепестных, и к семейству тамариксовых. Подробное описание тарф можно видеть в первом путешествии архимандрита Порфирия Успенского в Синайский монастырь, в 1845 г. С.-Петербург 1856 г. бол. 8.; во втором путешествии его же в Синайский монастырь в 1850 г. С.-Петербург 1856 г, бол. 8. Также в путешествии Тишендорфа на Синай. См. Иллюстр. газета. С.-Петербург, 1863 г, 6-й. 68 Слово: манна происходит от евр. ман, что? Когда Израильтяне в первый раз увидели на пустынной поверхности земной манну, или нечто мелкое, снеговидное, как гололедица: то говорили друг другу – ман-гу (что это?), ибо не знали, что такое. Моисей же сказал им: это хлеб, который Иегова дал вам в пищу ( Исх.16:14,15 ). Ныне, на востоке собирают манну, или вещество несколько похожее на нее, не с одних тарф, но также с разных других растений: в Аравии – с деревьев баллут или афс, и с верблюжьей травы (Hedysarum Alhagi); в долине Иорданской – с дерев харраб и терешреш; в Персии и в долинах между Мердиной и Диарбекиром – с дерев дубовых; в малой Азии, в округе Энишегирском просто Ягель (lecanora esculenta). См Т. И. В. Э. О. 1851 г., – О. З. 1846 г. Т. 46., – Э. А. Плюшара: Аравия. Все эти виды манны, по месту происхождения своего, а также по вкусу и виду, совершенно отличны от синайской манны, собираются в незначительном количестве, и употребляются не столько в пищу, сколько как лекарство. Так наприм. кудрет-галвасси или Божья сласть, предписывается врачами в хронической осиплости, сухотке и чахотке.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Razum...

В преизбытке чувства благодарного сердца паломники проливают над мраморной плитой обильные слезы и осыпают ее благоговейными поцелуями. Что же заключает в себе этот драгоценный гроб? Вот простой, безыскусственный рассказ одного из наших соотечественников: «Влезох же, говорит он, и аз по нем (католич. священнике) и мнех раку отверсту быти, якоже в наших странах повсюду рака отворяется, тамо же не тако: рака бо мощей никако же отверзается, понеже от мрамора изсечена толсто и широко, яки некий сосуд, или ковчег, и глубоко в землю, яко на пять пядей, равно с подножием престола поставлена недвижимо и доскою великою мраморною привалена крепко; сквозь же оной деки мраморной сверху есть оконце просеченное не великое, яко может рубль покрыти его. Бысть же над оным оконцем на цепочке железной внутрь зажженная свеща и завешена глубоко, яко до половины раки. И влезши аз тамо внутрь, положих око над оною дирицею (скважиной), и видех раку оную мраморну, глубочае лактя в земле, яки кладязь до половины воды или манну имущую, яже аки наичистейшая вода светла есть, и сквозь ю под спудом зрятся аки бы кости белые, от них же она вода исходит непрестанно, тела же несть, но все растлися, глаголют, в миро, и кости немощно познати, от какового члена суть, понеже не на своем месте лежат... Тогда мы за вся, яже видехом и слышахом, воздахом благодарение Богу и Его угоднику, св. Николаю» 197 По желанию благочестивых паломников, из гробницы великого чудотворца может быть извлечено для них цельбоносное миро св. Николая, или «святая манна». Миро это, или «св. манна» Николая, извлекается из раки святителя так: чрез отверстие раки опускается в нее на тонком снуре корец, которым и зачерпывается оное миро, или же губка, которая напитывается сим миром. Вынутая губка затем выжимается, над особым серебряным сосудом. Отсюда она дается всем желающим ее испить, или же разливается в разнообразные пузырьки и флакончики и распродается богомольцам в большом количестве. Удовлетворив своей духовной потребности, поклонившись и облобызав гроб святителя Николая и испив во здравие души и тела св.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Она введена в употребление в 1-й раз Иоанном Златоустом 1739 для охранения просфорных частиц, находящихся на дискосе, при покрытии воздухом св. агнца и частиц. Звездица своей формой напоминает ту звезду, которая явилась при рождении Христа Спасителя; почему, при поставлении её на дискосе, произносятся слова: «и пришедши звезда, ста верху, идеже бе отроча». 1740 4) Копие (γα λγχη), или священный нож, которым вынимается из просфоры часть для святого агнца и частицы за живых и умерших. Продолговатая рукоять копья заканчивается крестом. О копие, как деле обыкновенном, упоминает святой Герман и усвояет ему значение того копья, которым прободены были ребра Спасителя на кресте; почему, при прободении им агнца, на проскомидии читается: един от воин копием ребра ему прободе: и абие изыде кровь и вода. 1741 5) Грецкая губка (σπγγος, spongia), имеет назначение на проскомидии то, чтобы отирать потир после потребления Св. Даров; во время литургии верных то, чтобы ею изображать крест на антиминсе, по возгласе: «да и тии с нами славят», т. е., оглашенные, собирать на антиминсе и дискосе оставшиеся частицы воедино и очищать дискос от крупиц святого хлеба, после опущения св. агнца и частиц в потир. Губка должна храниться тщательно на престоле в антиминсе, а на жертвеннике – в потире. Начало её появления относят ко временам Иоанна Златоуста , который и упоминает о ней. Духовное значение губки то, что она напоминает собой ту губку, при помощи которой поднесены были оцет и желчь Иисусу Христу, для утоления Его жажды во время страдания Его на кресте. 1742 6) Святая церковь употребляет на проскомидии, как необходимую принадлежность, покровы. Один покров употребляет для покрытия потира, другой – дискоса и третий – для того и другого вместе. Последний покров называется большим или воздухом. Назначение их при Богослужении то, чтобы предохранять вещество в потире и на дискосе от насекомых, а большого покрова – производить веяние воздуха во время чтения или пения Символа Веры на Литургии верных.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Goloso...

На жертвеннике при приготовлении вещества для Евхаристии употребляются священные сосуды таинства Святого Причащения. К ним относятся: дискос, чаша, или потир, звездица, копие, лжица, губка и покровцы для Святых Даров. Дискосом (греч. δσκος, «круглое блюдо») называется священное блюдо, на котором полагаются Святой Агнец, то есть та часть просфоры, которая на Литургии после призывания Святого Духа прелагается в истинное Тело Христово, и вынутые из просфор частицы. Дискос отличается от других блюд, употребляемых на литургии, тем, что имеет подставку, которая делается для того, чтобы было удобнее переносить на дискосе Святые Дары и держать его на голове. На дискосе иногда изображается Младенец Богочеловек, лежащий в яслях, и выгравировываются по окружности слова: « Се Агнец Божий, вземляй грехи мира» . В разные моменты Литургии дискос знаменует собою то вертеп и ясли, где родился Господь, то Гроб, в котором погребено было Его многострадальное тело. Кроме дискоса на проскомидии употребляются еще два блюда, но без подставок. Одно, с изображением креста, употребляется при изъятии Агнца из просфоры, второе, с изображением Божией Матери, предназначается для вынимаемых из просфоры частиц в честь Божией Матери, в честь святых, за живых и умерших. Потир (от др.-греч. ποτρ, «чаша, кубок») – это священный сосуд особого устройства, в который вливается во время проскомидии виноградное вино, соединенное с водой, прелагаемое на Литургии после призывания Святого Духа в истинную Кровь Христову. На чаше изображается Христос, Божия Матерь, святой Иоанн Креститель и орудия страданий Христа (крест, копье, губка, гвозди) и пишутся слова: « Пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя «. Потир особо символизирует чашу страданий, испитую Христом во время Его земной жизни. Кроме того, он напоминает о той чаше, в которой Господь Иисус Христос на Тайной вечери преподал Своим Ученикам под видом вина Собственную Пречистую Кровь. После освящения Святых Даров и во время причащения священнослужителей и мирян потир изображает прободенное ребро Христово, из которого истекла кровь и вода.

http://azbyka.ru/liturgika-karpuhin

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010