Евгений являл собой благодарного слушателя, и Нина Александровна с удовольствием, подолгу и обстоятельно рассказывала истории из своей богатейшей событиями жизни. Она говорила по-русски образно и выразительно (сказывались предки-интеллигенты Фокины). Она сказала сыну: «Он впитывает все как губка». Не ограничиваясь рассказами об ужасах сатанинского коммунизма, она выразительно поведала ему о славном предреволюционном прошлом России. «Ты не поверишь, – говорила она, – везде стояли церкви, иногда три на квартал. Огромные храмы, самые разные по стилю и окраске. Богатые благотворители строили их в память своих близких, а приходы возводили храмы в честь какого-либо чуда. Повсюду золотом сняли купола. По утрам звонили сотни колоколов, сзывая людей на молитву, наполняя город светом и радостью. Стояли раки со святыми мощами, пред иконами горели неугасимые лампады. Люди часто заходили поклониться святыням и помолиться прямо среди бела дня – церкви не закрывались». Вышедши из семьи русских интеллигентов, из высшего общества, в молодости Нина не ценила глубокой религиозности былой России. Только когда сын пришел к Православию, она поняла, какое это было великое достояние. Прежде се учили видеть в русском Православии «религию служанок и поваров», не более. Теперь она вспоминала, как их домашний повар, поставив готовиться еду, каждое утро шел в церковь , а когда возвращался и накрывал на стол, от него исходила удивительная умиротворенность и покой, что передавалось всему дому. «Простой мирянин, а казалось, среди нас настоящий святой. И таких было великое множество... Велика была Святая Русь! А здесь, в Америке, все держится на стяжании денег», – заключала она и похлопывала себя по мнимому карману на бедре. Евгений в основном соглашался с таким взглядом на американскую жизнь. Культура России была близка его душе, в 1963 году он писал: «Чувствую себя скорее русским, чем американцем» 362 Но есть несколько черт характера, с коими истинный американец не расстанется никогда: это независимость и честность в работе. И что бы Евгений ни думал о себе в то время, он сохранит эти лучшие качества своего народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/o...

Жить с этим ощущением невозможно, поэтому начинают формироваться защитные механизмы. Человек пытается снизить свою тревогу, приспосабливаясь к неблагоприятной среде вокруг. Общаться с родителями так, как хотелось бы, не получается, вот и приходится искать способы общения, на которые они лучше реагируют. Одни реагируют на плач, другие – когда за них цепляются или на них висят, третьи – когда воюют и крушат все вокруг. А если родителей не проймешь ничем, остается одно: уйти в изоляцию, в надежде, что хоть так обратят внимание. Невротические защитные механизмы поддерживаются самими родителями, ведь благодаря им ребенку таки удается добиться хоть какой-то формы внимания. Главное открытие, которое делает ребенок: такой, какой ты есть – ты никому не нужен. А нужен другой, «идеальный». И у ребенка начинает формироваться «идеальное Я», ложная личность, маска, которая скрывает его от мира на долгие годы (как минимум, пока не будет вылечен невроз). «Идеальное Я» позволяет человеку скрыть ощущение отверженности своей подлинной личности даже от самого себя, человек теряет контакт с собой настоящим. Появляется невротическая гордость: человек не просто гордится своим «идеальным Я», он отождествляет себя с ним, хотя это имеет мало общего с подлинной личностью. «Ребенок» и Церковь Однажды повзрослевший «несчастный ребенок» приходит в Церковь (это может случиться в детстве, а может и в более зрелом возрасте) и начинает встраивать религию в свою невротическую картину мира. Религия – отличный способ для невротика стать круче всех, стать еще идеальнее. Она дает строгую систему предписаний, одобряемые ролевые модели поведения, чувство превосходства над неверующими – и это позволяет невротику чувствовать себя успешным и одобряемым. Это важно, потому что у невротической личности самооценка полностью зависит от того, как относятся к невротику другие. Именно поэтому он чутко ловит малейшее невербальное отношение к нему, корректируя то, что на выходе транслирует в мир. В церковной системе такой человек впитывает как губка нормы, правила, приоритеты. В зависимости от церковной субкультуры, в которую его занесло, он выстраивает собственное мировоззрение, которого, по сути, нет – есть лишь желание всем нравиться. Проявляться оно может по-разному – в угождении окружающим, стремлении всеми командовать, либо он может в глубине души считать, что лучше всех, но из показной скромности и смирения не показывать это: «Бог увидит мое смирение и по-настоящему вознаградит… не то что всех остальных».

http://pravmir.ru/vse-myi-nemnogo-nevrot...

Памятник представляет часовню в форме старинных усыпальниц, крыша, наружные и внутренние стены которой исполнены из каррарского мрамора. С главного фасада находится единственная дверь, бронзовая, с шестью барельефами. На ней надпись: " Мужаимся и укрепимся о людях наших и о градех Бога нашего, и Господь сотворит благое пред очима Своима " , и рельефные изображения Минина и Пожарского, а под ними битвы на Сретенке. Над дверью надпись: " Боярину князю Дмитрию Михайловичу Пожарскому благодарное потомство " . Над фронтоном помещены: мозаичная икона Спасителя и бронзовый позолоченный крест, по бокам - губка на стержне и копье. На одиннадцати мраморных досках, расположенных на трех внешних сторонах, помещены отрывки из летописи о мятежах, составленные профессором Погодиным и заключающие в себе до 12.000 букв. Цоколь и три ступеньки, ведущие в часовню, сделаны из красного гранита. Ограда из котельного кованного железа, которою обнесен памятник с трех сторон, выкрашена под бронзу. Внутри часовни и отчасти снаружи ее помещены доспехи князя. Пол мраморный, и в нем у самого входа устроены два отверстия, заделанные зеркальными стеклами, через которые видна гробница, и здесь же находится вход в гробницу; в мраморном киоте, колонки которого сделаны из византийской мозаики, установлен мозаичный же образ Казанской Божией Матери; перед ним поставлен бронзовый вызолоченный подсвечник с фарфоровою свечою. На самом месте могилы, в виде саркофага находится мраморное надгробие с надписью: " Приснопамятному вождю, князю Д. М. Пожарскому, отвратившему конечную гибель отечества от поляков в 1611 году " . Надгробный камень покрыт пеленою из золотой парчи с вышитым на ней крестом. По смерти А. М. Горностаева работы производились архитекторами И. И. Горностаевым, И. А. Стефаницом, Артлебеном и Корицким. Участие в работах принимали: живописцы-художники Бейдеман, Вундерлих и Бренсон, мозаист Сиверс; мраморная усыпальница исполнена скульптором Ботта, бронзовые части - на заводе Шопена. " Неделя строителя " , 1885, (9 июня), с. 3

http://sobory.ru/article/?object=15731

Вот и Москва. Перрон: бегающие носильщики с ярко начищенными номерами на формах, обвешанные вещами, как гроздьями. В Москве весна в полном разгаре. Ломовики, извозчики в синих халатах, туго затянутых красным кушаком, шум, гам. “Извозчик! — кричит Сашок, — Полуэктов переулок”. — “Из­воль­те, двадцать пять копеек!” — и мы уже несемся по московским улицам. Вот мы перед парадным, и швейцар Василий поднимает нас на второй этаж. Звоним, открывает дверь сама мамочка… Мы за столом: расспросы и расспросы… Вышла тетя Граня и попросила нас после того, как мы передохнем, зайти в ее апартаменты и рассказать все там, так как ей не терпится поскорее все услышать. Мы быстро обедаем и ложимся отдохнуть после дороги, я же, главное, от душевной перетряски. Через часик мы проснулись и, как обещали, направились к тете Гране, чтобы подробнейшим образом рассказать о нашем путешествии и о личности отца Георгия. Тетя Граня слушала нас с напряженным лицом; она как губка впитывала каждое наше слово, вслух обдумывала каждый совет отца Георгия. “Какое счастье, что такие люди на земле не переводятся. Им дается от Бога сила видеть то, что мы сами перестали видеть, и направлять нашу жизнь к Царствию Божию. Это тебе, Лизочка, Сашок вымолил обрести такое сокровище, — говорила тетя Граня, слушая наш рассказ. — Ну, а теперь с мельчайшими подробностями. Ты говоришь, Лизочка, что он скорбел о бедствии для всех? Что же это может быть? Что нас ждет?”. — Я должна сказать по чистой совести, что не очень обратила внимание на эти его слова, хотя запомнила все. У меня было такое радостное чувство праздника в душе, что все горести мне казались пустяками.   Протоиерей Георгий Коссов канонизирован на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 г. в чине исповедника, пам. 26 авг./8 сент. Воспоминания дочерей Е. А. Дюшен-Крашенинниковой (Е. Крашенинникова. Храмы и пастыри; М. Кра­шенинникова. Воспоминания об отце Николае Голубцове) см.: Альфа и Омега. 1999. 3(21). — Ред.   Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/puteshestvie-k-ottsu-g...

После же сих явнейших клевет, что ещё остаётся, что вас от церкви быть отлучёнными заставляет? Тройственное пение Аллилуйя, триперстное знамение креста, составление креста от двух древ, мыло, губка, пепел, сладкопение, мантия и сему подобное? Сие, как в ответах на предложенные главы показано, православная Российская церковь по преданию от начала её Христианской веры исправляет, и единодушно со всеми православными церквами хранит. А сие единодушное согласие есть столь сильное и явное доказательство, показывающее, что никакой перемены в Российской церкви не последовало, что никакое другое или сильнее, или яснее быть не может. Как бо разные суть роды и языки православных, кои в далечайшем расстояния друг от друга отстоят, и разным державам подвластными живут: то, если бы Российская церковь что-либо переменила, подлинно никоим образом столь совершенно согласной с прочими православных церквами быть не могла бы. Сверх сего, когда таковые вещи ни догматов веры, ни таинств церковных, ни заповедей, ни законов Божиих, ни правил соборных и отеческих не касаются, то и не должно почитать оные существенными и великими некоторыми несходственностями, ни же за оные производить молвы, распри и соблазна, кои любовь, то есть основание нашего вечного спасения истребляют: ни же за сие от святой матери церкви отлучаться надлежит. Грех бо раскола подлинно есть страшен. Никакой грех , говорит Божественный Златоустый, столько Бога не раздражает, как раскол. Хотя бы бесчисленные добрые дела раскольники соделали, но ничего им не пользуют. Не меньшие казни раскольники воспримут, как и те, кои тело Христово рассеккали, то есть, кои его распинали. Ни кровь мученичества греха раскола загладить не может. Вот самые святого отца слова: «Ничтоже тако раздражает Бога, яко еже церкви разделятися. Аще и бесчисленная содеявше благая, от иже Тело его пресецающих не меньшую примем казнь, ссецающе исполнение церковное. Оно бо на прибыток вселенной бысть, аще и не от сицевого разума; а сие нигде же ничто же потребное имать, но мног вред. Сия мною не к начальникам токмо реченна суть, но и к начинаемым. Муж же некий святой рече, нечто быти мнящееся дерзостно, но обаче провеща. Что же сие есть? Ни же мученическая кровь может сего загладити греха, рече. Рцы бо ми, чесо ради мученик еси? ни ли славы ради Христовы? Предаяй убо душу по Христе, како церковь разрушаеши, за ню же Христос Душу предаде? Слыши Павла глаголющего: „яко несмь достоин нарещися Апостол, зане гоних церковь Божию, и разрушах ю“ 442 . Несть сей меньший вред сущего от врагов, но много больший. Он бо и светлейшу ту соделывает: сей же и пред враги посрамляет ю, когда от своих чад ополчается. Велие бо прелести указание быти мнится у них, яко рождшийся в ней, и воспитавшийся, и недоведомая её навыкше опасно, сии преложившиися внезапу враждебная ей устрояют» 443 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

Книга о вере письменная в полдесть, разбита была в переплете, по образу золотом, прислана сверху в перевод. Книга святцы с тропарями и кондаками… была в переводе, чернена много, впредь к делу не годится. Книга Ивана Лествичника. (Тоже замечание). Книга четьи минеи, месяц декабрь, в простом переплете, оболочена ирхой, писана в лист, начальные листы выдраны, жучки и застежки медные. Харатейные книги Книга пролог харатейный в десть с сентября по март, из Нова-города Юрьева монастыря. Книга пролог харатейный с марта из Нова-города Коваленского монастыря. A по сказке справщиков, взяты те книги на печатный двор для перевода, как делали прологи. Приложение Б В прошлом в 180 году, на печатном дворе из тиснения издана книга апостол в полдесть. А делана с перевода, который печатан в 172 году в десть. И в некоторых нужнейших речениях, которых невозможно было без исправления оставить и те речения подправлены. В дестовом переводе, лист 95 снизу строка 9: мало пострадало, а в полдестовом сделано: мало пострадавший. В переводе лист 224 на обороте, сверху строка 6: к почести венец вышнего звания. В полдестовом сделано: к почести вышнего звания. В переводе лист 230 на обороте, строка 2, сверху стих 20: умирив кровью распятия своего собой. В полдестовом сделано: умиротворив кровью креста его тем (на поле: чрез него). Сей великих государей указ состоялся июня в 2. И сей великих государей указ чтен в правильной палате, книжным справщиком строителю монаху Моисею, иеромонаху Кариону и Тимофею книгохранителю и чтецу иеродиакону Феофану, чтецу монаху Аарону, писцом Ивану Иванову, Федору Поликарпову июля в 19 и тот великих государей именной указ в столе приказного дела нынешнего 198 года. 191 г. июля в 1, куплено по расписке за пометой дьяка Ивана Арбенева в Чудов монастырь в келью, что прежде всего жил старец Епифаний (известный противник Никона, автор челобитной против новых книг к государю в 1667 г.) справщиком; старцу Серию, да вдовому священнику Никифору с товарищами, что чтут и правят переводы дванадееятных миней месячных на два стола по пяти аршин сукна зелёного, ценой за аршин по двадцати по одному алтыну… четыре тюфяка по цене рубль двадцать один алтын… ножницы… ножик перочинный… огниво к точке того ножа… три чернильницы глиняные, крыло лебяжье, губка песочница 83 и 1).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Принадлежность престола составляют еще: 2) святой Крест, один, всегда употребляемый при священнослужении, полагается на престол, а другой с подножием ставится среди восточного края престола; он служит знамением спасения нашего. 3) Святое Евангелие полагается на престоле во образ Самого Спасителя 74 . 4) Святая гробница или дарохранительница. Это есть ковчег, устрояемый наподобие надгробного памятника, в котором сохраняются частицы Святых Даров, по освящении и приготовлении их известным образом, как значится в служебнике, для приобщения больных, и потому хранимые здесь Святые Дары называются запасными. При северной стороне алтаря устрояется жертвенник, в древности называвшийся предложением (πρϑεσις), потому что на нем предлагались приносимые от верующих дары, и приготовлялись, как и ныне приготовляются, Святые Дары для Евхаристии. Жертвенником называется это место потому, что на нем приготовляется святая жертва – жрется Агнец Божий для полного и совершенного жертвоприношения на престоле. Симеон Солунский сему месту дает знаменование Вифлеема и Голгофы; ибо в проскомидии, совершаемой на жертвеннике, воспоминается Рождество и крестная смерть Богочеловека 76 . На жертвеннике сохраняются следующие священные вещи, необходимые для совершения Литургии: а) Потир (ποτριον чаша), вмещающая в себе красное вино во время совершения Божественной Литургии для претворения его, по освящении, в Кровь Христову, означает чашу страданий Господа Иисуса Христа и смерть Его. b) Дискос (δσκος) круглое блюдо, на коем полагается святой Агнец. Он напоминает и ясли, в коих положен был родившийся, предвечный Бог , и гроб, в коем положено было пречистое Тело Господа, снятое со креста. с) Звездица, устрояемая наподобие двух луков, соединяемых между собою, поставляется над святым Агнцем во образ той славной звезды, которая некогда показывала путь волхвам, и ста верху, идеже бе отроча, рождейся от Девы Господь. Звездица употребляется для того, чтобы покров, покрывающий святой Агнец, не смешивал частиц хлеба, располагаемых вокруг Агнца в известном чине и порядке. d) Два покрова и воздух (так называемый больший покров) покрывают чашу и дискос и означают младенческие пелены и погребальные покрывала Господа Иисуса Христа, е) Копье, необходимое для разделения Агнца и напоминающее то копье, которым прободены были пречистые ребра Господа. f) Лжица, необходимая для преподавания Святых Даров народу и напоминающая клещи, коими Серафим взяв угль прикоснулся к устам пророка Исаии для очищения и освящения его на служение пророческое оттого она у греков называется λαβς (клещи, рукоятка). g) Грецкая губка – для собирания частиц на дискосе, опущения их в святую чашу и для отирания святых сосудов.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Среди сокровищ монастыря — «лимонное дерево» (серебряный семисвещник за святым престолом) и дверь между притвором и папертью из чёрного дерева, отделанная серебром, это также так называемый «далматик» (одеяние) императора Иоанна Цимисхия, епископские одежды Патриарха Дионисия IV, Евангелие, подаренное российским императором Петром Великим. В соборном храме находятся части святых мощей мч. Феодора Стратилата; левая рука св. Василия, еп. Амасийского; левая нога св. Михаила, еп. Синадского; рука вмч. и целителя Пантелеймона; нога и плечо мц. Фотинии Самарянины; глава Феодора Пергийского; левая рука св. Евпраксии; десница мц. Параскевы; частица мощей Василия Великого; вмч. Георгия; свт. Иоанна Златоуста; свв. бесср. Космы и Дамиана; первомученика и архидиак. Стефана; апостола Варфоломея; Афанасия Великого; мч. Меркурия; Иоанна Постника, Патриарха Константинопольского; Стефана Нового; св. Ипатия; Иоанна Предтечи; нога праведной Макрины; нога сщмч. Киприана; часть главы мч. Фотия; глава прп. Иерофея Иверского; глава мч. Никиты; частица мощей свт. Епифания Кипрского и миро св. вмч. Димитрия Солунского. Есть также хламида, губка и трость, через которые поруган был Господь иудеями. Монастырь Ивер обладает одной из богатейших на Святой Горе сокровищниц церковных ценностей и библиотекой, в которой хранятся 120 тыс. старинных рукописей. (обратно) 82 Прп. Афанасий Афонский (ок. 925 или 930 — ок. 1000, Афон; память 5 июля) — основатель Великой лавры на Афоне и общежитийного обустройства жизни монахов в монастырях Афона. Родился в Трапезунде, Каппадокия (совр. Трабзон), учился в Константинополе и стал известен там как искренний проповедник православия. Затем удалился на Киминскую обитель в Вифинии и стал учеником прп. Михаила Малеина, от которого позднее принял монашеский постриг с именем Афанасий. В 958 г. он отправился на Афон. Афанасий помогал отшельникам отстаивать их скиты от набегов пиратов-сарацинов, а также начал объединять скиты в то, что в конечном итоге стало известно как Великая лавра, монастырь, который Афанасий построил на деньги императора Никифора. Монастырь был освящен в 963 г. Вскоре после этого было построено еще три здания, причем все они стоят и сегодня. На некоторое время Афанасий удалился с Афона, но после видения Божией Матери вернулся как игумен и создал Типикон (Устав) для монахов монастыря на основе документов Феодора Сту- дита и Василия Кесарийского.

http://isihazm.ru/?id=2079

Храм за время моего отсутствия преобразился. Григорий тщательно вымыл полы и всюду, где смог, стер пыль. Под лучами вечернего солнца засверкала поблекшая позолота иконостаса. Через открытые окна и двери в храм вливался напоенный озоном воздух. Хор был уже в сборе. Дюжина женщин и пяток пожилых мужчин. Георгий Петрович торжественно представил их мне: «Мария, Марфа, другая Мария…» Все они чинно подошли под благословение. Одеты были празднично. Лица их светились. Храм стал наполняться народом. «Ну, что же, пора!» Я позвал Григория: — Можно звонить. Григорий, бросив на меня пристальный взгляд, в котором сквозили и восхищение, и тревога, направился на колокольню, а я пошел облачаться. И вот ударил колокол, многопудовый большой колокол, молчавший несколько десятилетий, и ему радостно ответили разверзшиеся голоса его меньших собратий. Конечно, в этот момент сжалось мое сердце. Но я уже не думал о том, какое впечатление все это произведет на жителей и отцов города, на верующих и богоборцев. Начиналась служба. — Благословен Бог наш всегда, ныне и присно и во веки веков! Когда я вышел на каждение, храм был уже полон, а люди все еще входили в него! Я кадил иконы и народ, почтительно расступавшийся передо мной. Я вглядывался в лица прихожан. Десятки, сотни устремленных на меня глаз. Я открыт для них. «Глядите, глядите! У меня нет от вас тайн. Я слабый, грешный человек. Но у меня есть вера! Это стержень, основа моего бытия. Это главное, что у меня есть. Вера переполняет мое существо. Я готов поделиться ею с вами. Берите, берите ее! Это не мое. Это все от Бога!» Я, как губка, впитывал взгляды людей, пришедших в храм, и отдавал им всего себя без остатка. Неторопливо, необычно долго я совершал каждение храма. Это была прямая встреча, лицом к лицу, со святынями собора и народом, — встреча, от которой зависело все дальнейшее мое служение. Это были для меня, пожалуй, самые напряженные, самые эмоциональные минуты вечерней службы, затем она уже шла спокойно и размеренно, как и положено. Замедленным ритмом и умиротворением всенощная и отличается от Божественной литургии, динамичной и полной драматизма.

http://azbyka.ru/fiction/svet-preobrazhe...

Тяжелое было время, в которое Господь судил ему управлять паствою Твер­скою. Начались тогда для России тяжкие испытания — царь Иоанн Грозный, мудро и благочестиво правивший Россией, стал ужасом и бичом для своих под­данных, насаждая так называемую «опричнину». Тверь не принадлежала опричнине и потому не пользовалась благосклонностью царя. С ужасом и него­дованием видел святитель Варсонофий, как его друг Герман, архиепископ Казанский (память 6/19 ноября), некогда пользовавшийся уважением царя, был вызван из Казани в Москву для возведения в сан митрополита, однако после того, как напомнил царю тихими и кроткими словами, что тот даст ответ на суде Божием за свои жестокости, был изгнан и умер в заточении. Много страшных событий прошло перед очами святителя Варсонофия за четыре года его архиерейского служения. Глубоко сокрушался о своей пастве святитель Варсо­нофий. Ощущая старческую немощь, он в 1571 году удалился на покой в осно­ванную им в Казани обитель. Пять лет провел он в Преображенском мо­настыре на покое, в молитве и уединении, где принял великую схиму. Когда он не мог по немощи сам ходить в церковь, любящие ученики помо­гали ему посещать храм Божий, зная его любовь к богослужению. Скончался святитель Варсонофий 11 апреля 1576 года и был погребен в Преображенском монастыре архиепископом Казанским Тихоном. В 1595 году по благословению святейшего патриарха Иова (1588—1607) построен в этом монастыре новый храм в честь Преоб­ражения Господня. При строительстве храма были обретены мощи святи­телей Казанских Гурия и Варсонофия. Описание открытия мощей было сде­лано очевидцем, святителем Ермогеном (будущим патриархом), в то время Ка­зан­ским архиепископом: «Когда же, 4 октября, дошли до гробов святых отцов, то пришли сказать об этом мне, смиренному. Принесши со всем освящен­ным собором бескровную жертву Господу Богу и отпев панихиду, мы отправились в монастырь и, пришед на место, поклонились гробам преподобных отец Гурия и Варсонофия. Вскрыв гроб, мы увидали нечто совсем неожиданное: рака святого была полна благоуханного мира, мощи же святого Гурия носились, как губка, поверх мира; ни одна часть не была погружена.

http://pravicon.com/info-1920

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010