Жертвенник, или предложение. Так называется стол, поставленный при северной стене алтаря. Он знаменует вертеп, в котором родился Спаситель, и Голгофу, на которой Он пострадал. Это потому, что на проскомидии, которая совершается на жертвеннике, воспоминаются означенные события. В древней Церкви жертвенник устроялся в особом помещении, которое пристраивалось к алтарной части с левой стороны. В это отделение народ приносил все необходимое для Богослужения, особенно же хлеб и вино – для таинства евхаристии. На жертвеннике хранятся священные вещи, необходимые для совершения евхаристии, каковы: потир, дискос, звездица, лжица, копие и грецкая губка. По правую сторону престола, в древней Церкви устраивалось другое отделение, предназначавшееся для хранения свящ. сосудов, одежд, книг, и называлось диакоником, так как находилось в заведывании диаконов. О священных изображениях. Необходимую принадлежность христианских храмов составляют священные изображения. Почитание свящ. изображений Церковь всегда основывала на том, что они суть наглядное представление событий и лиц, в которых и чрез которые раскрывается история царства Божия на земле. С этой стороны Церковь всегда видела в свящ. изображениях многостороннюю систему назидания и научения своих членов. Св. иконы ведут свое начало с глубокой древности. Еще в ветхом завете, наряду с запрещением во второй заповеди делать кумиры и подобия, было дано Богом повеление поставить в Скинии над ковчегом завета золотые изображения херувимов. Употребление икон освящено в христианской Церкви Самим И. Христом, Который, по преданию, послал Свой нерукотворенный образ Авгарю, князю Едесскому. К важнейшим изображениям и символам в древнехристианском, преимущественно катакомбном, искусстве относятся изображения; Бога Отца, Сына и Св. Духа, таинства Пресв. Троицы, Богоматери, ангелов и евангелистов. О колоколах и звоне. Назначение колоколов при храмах состоит в том, чтобы посредством их созывать верующих к Богослужению, а верующих, не могущих присутствовать при Богослужении, извещать о времени совершения различных священнодействий и возбуждать к молитве. По уставу Церкви, звон различается на несколько видов и носит особые названия, каковы: 1) звон, посредством которого верующие призываются в храм. Он называется благовестом и бывает обыкновенный и редкий; 2) трезвон, когда звонят в несколько колоколов вдруг; 3) звон в один колокол к достойно во время освящения св. Даров; 4) звон с перебором в престольные праздники во время водоосвящения, а также при погребении умерших. Прежде, когда колоколов не было, к Богослужению созывали посредством била и клепала, т. е. ударения палкой, или молотом в деревянную доску, или металлический прут, или кольцо. В первый раз колокола, как орудия призыва к Богослужению, появились на западе в 6 веке. В греческой же церкви вошли в употребление с 9 века.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

Промыслительное ли это совпадение, или, выбрав для Ольги такое имя, Константин Багрянородный, зная о происхождении русской княгини, хотел тем самым намекнуть, что и он готов взять в жены дочь начальника переправы так же, как отец Константина Великого взял дочку начальника почтовой станции? Этакий символизм был бы в духе времени! Очень даже возможно, что или из какого- то политического коварства, или действительно охваченный внезапной страстью, Константин VII сделал Ольге опрометчивое «предложение». Но в любом случае, как бы там ни было, император потерпел поражение. Единственная победа византийской церковно-государственной дипломатии в «поединке» с Ольгой состояла в том, что русскую княгиню удалось привести к крещению и вдохнуть в нее ревность апостольского служения своей земле. Но такой «победы» над собой больше всех желала сама мудрая Ольга! Недаром рассказ нашего летописца явно построен на сравнении отношений Ольги к Патриарху и к императору: первого она смиренно слушает, «как губка напояемая», советуется с ним, со вторым – борется, хитрит и побеждает. Здесь, как в фокусе, заключена вся суть «игры» Руси с Византией. Что же побудило Ольгу креститься, как обратилась ее душа ко Христу? С христианством Ольга, конечно, была знакома с детства. Врожденная мудрость, естественно, заставляла ее давно интересоваться этой верой, узнавать ее, наблюдать христиан. Наша летопись именно здесь видит основную причину обращения: «Эта же блаженная Ольга с малых лет искала мудрости, что есть самое лучшее в свете этом; и нашла многоценный жемчуг – Христа» [I, 1, с. 77]. Нет сомнений в том, что по сути – так и есть! Но что могло послужить непосредственным толчком к раскрытию сердца и восприятию призывающей Божией благодати? На этот вопрос дает ответ сама княгиня Ольга. В упомянутом уже разговоре с сыном Святославом она свидетельствует о себе: «Я познала Бога, сын мой, и радуюсь; если и ты познаешь – тоже станешь радоваться». Значит, до познания Бога в душе Ольги не было радости!.. Трагическая гибель мужа, кровавая месть древлянам должны были еще более омрачить ее сердце...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Лица же духовные говорят, что причину влияния отца Иоанна нужно искать в его глубокой вере, любви, преданности Православию, в искреннем отношении к пастырству и личной святости. Да, но перечисленное только привлекает благодать Божию, которая, собственно, и делает человека великим, – вот в чем нужно искать разгадку его обаятельности. Благодать прославила Кронштадтского пастыря и привлекла к нему сердца многих. С этой стороны он являлся не обычным человеком, а чудом Божиим, духовным сосудом, исполненным многих дарований, имевшим право говорить: “Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе” ( Флп.4:13 ). Сам же батюшка, когда спрашивали его, каким образом он достиг такой известности, обыкновенно говорил: “Ничего другого я не имею, кроме благодати священства, которая получается всяким иереем при рукоположении; возгревай ее и будешь совершать еще большее и славнейшее”. Итак, приосененный благодатию Божией, отец Иоанн, прежде всего, обладал исключительной верой. Мы к ней только приближаемся, только желаем иметь ее, но она не согревает сердца, не занимает всецело ума и, как говорится, “скользит” в нас. Отец же Иоанн вне всяких сомнений и колебаний верил в Спасителя и в Святое Евангелие: вера была его родной и вечной стихией, истинным видением, а не простым холодным знанием. Он думал и говорил обо всем относящемся к Божественному не как о чем-то стороннем, вне сознания его находящемся, но как о лично испытанном и виденном, говорил, как очевидец. Верой во Христа отец Иоанн был пропитан, как губка пропитывается водой, а потому мог смело говорить с апостолом: “...уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня” ( Гал.2:20 ). Вот излияния его души, записанные во множестве в дневнике, свидетельствующие о глубокой вере: “Троица Святая, Отец, Сын и Дух Святый для меня и для всех – дыхание и свет, жизнь, сила, оправдание, премудрость, святость, всякое богатство, помощь, исцеление от всяких болезней, молитвенный огонь, источник умиления, хранение, безопасность, всякое благо… Бьется ли радостно и трепетом такое сердце при воспоминании и произнесении святейшего Имени несозданной и все создавшей, Всеблагой и Всеблаженной Троицы, Отца и Сына и Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Двоякое бывает поклонение: одно, как богослужебное, воздаем мы Единому по существу Своему достопоклоняемому Богу со страхом рабским или сыновним, с выражением удивления нашего и любви, в благодарность за дарованные нам блага или с внутренним сознанием нашей нищеты, испрашивая себе что-либо сходно с нуждой каждого, или исповедуя грехи свои с чувством раскаяния. Другое же, совсем иное поклонение есть то, какое мы воздаем твари ради Творца – Пречистой Деве, бывшей храмом воплощенного Бога, и святым, в коих почивает Господь. Мы поклоняемся им не как богам, но как верным служителям, прославленным от Господа, которые имеют дерзновение к Нему и о нас ходатайствуют. Так, приходившие ко Христу через апостолов получали исцеление, и даже тень, платки и полотенца апостолов источали исцеления. Мы поклоняемся и вещам, через которые совершил Бог спасение наше; таковы суть вифлеемские ясли и вертеп, святая Голгофа, древо Креста, гвозди, губка, трость, копие, хитон, пелены и плащаница, Святой Гроб – источник нашего воскресения, камень Гроба, святая гора Сион, также гора Елеонская, сад Гефсиманский. Поклоняюсь им, как и всякому храму Божию, не потому, чтобы сии предметы сами по себе были того достойны, но поскольку служили орудием силы и славы Божией. Не один ли Бог есть законодатель всяческих? Зачем же будет предписывать заповеди, противоречащие одна другой? Зачем повелевает Моисею все устроить по образцу, виденному им на горе, и вылить золотых херувимов над кивотом и выткать их на скинии? Итак, вся сия святыня, дело рук человеческих, есть нечто недостойное Господа? Но каким же образом скиния и все, что она в себе заключала, была, по выражению апостола, образом будущих благ (см. Евр. 9:11 )? Неужели один и тот же закон и запрещает, и повелевает делать образы? Или отвергни всякое поклонение, всякий образ внешний, всякое уважение святыни, или сознайся, что можно почитать образы Бога, воплощенного и Его угодников и воздавать подобающее святыне. После этого св. Иоанн снова возвышает голос перед императором и открыто и смело говорит ему, что благочестивые властители не дерзают нарушать преданий отеческих и обрядов церковных, ибо не они, а Соборы судят подобные предметы и не им, а апостолам Своим и их преемникам Господь Иисус Христос вручил власть вязать и решать (см. Мф. 16:19; 18:18 ; Ин. 20:23 ). «Мы повинуемся тебе, государь, во всем, что только касается гражданской жизни, но в делах духовных следуем слову наших пастырей». В заключение Слова св. Иоанн говорит: «Итак, будем поклоняться иконам, принося поклонение не веществу, но изображаемым на нем, ибо чествование, воздаваемое образу, восходит к первообразу, как говорит божественный Василий».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

сост. А.А. Маркова Приложения Свидетельства очевидцев Архиепископ Шанхайско-Брюссельский и Сан-Францисский, святитель Иоанн (Максимович) В конце прошлого века к одному из епископов маленькой тогда Сербии привели мальчика, чтобы владыка направил его учиться в духовную семинарию. «А зачем нам он? – сказал владыка, посмотрев на мальчика. – Зачем направлять этого болезненного ребенка? Он там не выдержит, умрет, и мы впустую потратим деньги». Но, заметив, сколь велика у мальчика жажда к учебе, епископ все же направил его в семинарию. Вот оно как: то, что выглядит малым в глазах людей, велико пред Богом. А это был Николай, великий святитель и Златоуст наших дней. Юный Велимирович, возрастая телом, еще более возрастал духом. Как губка впитывает в себя воду, так он впитывал науки. Не в одной, во многих школах был он слушателем и учеником. Сербия, Россия, Англия, Германия и Швейцария видели его на своих просторах как пчелу, собирающую мед. Он стремился не только много знать, но постичь Истину. Крепкий в вере православной, он стремился и умом постичь то, что дает вера. В истине веры не сомневался, но стремился ум свой освятить Истиной, чтобы ей послужить умом, сердцем и волей. Он развивал свой ум, чтобы плодами его напитать не только себя, но и других. Насколько возрастал он умом, настолько возрастал и духом. Постепенно исчезали его человеческие слабости, формировался духовный великан, светлый и умом, и жизнью. Ему, подобно святому Григорию Богослову , «яко глубины Духа изыскавши, и доброты вещания приложишася». Тот невзрачный мальчик, такой болезненный, что его боялись послать в школу, стал великим учителем Церкви Православной, проповедником православной веры, мудрым пастырем, духовным вождем сербов, столпом своего Отечества, апостолом Православия в дальних странах. Постоянно размышляя о высоком, он черпал мудрость отовсюду: из науки, из природы, из событий повседневной жизни, но более всего просвещал душу светом божественным, питая ее Священным Писанием и молитвой. Он учил своим примером и словом, в любом месте и в любое время, независимо от того, с одним ли человеком разговаривал или обращался к тысячам людей. Когда заранее было известно, что проповедует Владыка Николай, в большом множестве собирались набожные и маловерные, ученые и не очень грамотные, старые и молодые, профессора и учащиеся – для всех полезны были его слова.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Итак, Христу надлежало из человека вырвать жало смерти, жало греха. Господь с Креста сказал слова, сохраненные евангелистами. Наиболее вероятным представляется следующий порядок. Первой была молитва за убийц: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» ( Лк.23:34 ). Вторым словом Господь усыновляет ученика Иоанна Зеведеева Матери: «Жено! се, сын Твой». Потом говорит ученику: «се, Матерь твоя!» ( Ин.19:26-27 ). Затем Господь сказал: «Жажду» ( Ин.19:28 ), и к Его устам была поднесена губка, напоенная уксусом. Четвертым словом Господь спасает разбойника: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» ( Лк.23:43 ). Имеет место различие Царства Божия и рая, как его предвосхищения после смерти. «На просьбу разбойника вспомнить о нем, когда Господь придет во славе Царства, т.е. в неопределенно далеком будущем, Иисус обещает ему, что он в этот же день будет с Ним в раю. Как уже было отмечено, это учение о блаженстве спасенных, наступающем тотчас по смерти, прежде общего суда, предполагается и притчею о богаче и Лазаре» . После Господь возгласил о Своей богооставленности: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» ( Мф.27:46 ; Мк.15:34 ) . Слова эти подтверждают важную мысль о том, что Господь Своим Божеством не облегчал Свои страдания. Надо отметить, что и во время Своей земной жизни Христос не помогал Себе Своим Божеством. Например, Он чудесным образом накормил 5 тысяч человек, но Сам ждал у колодца, пока ученики купят продукты. «Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи» ( Ин.4:8 ). Слово «совершилось» ( Ин.19:30 ) – свидетельствует об исполнении Христом Своей миссии. И наконец, последнее слово к Отцу: «Отче! в руки Твои предаю дух Мой» ( Лк.23:46 ; ср. Мф.27:50 ; Мк.15:37 ). Смерть Иисуса Христа сопровождалась знамениями: тьмой от полудня до третьего часа дня (по нашему времени), раздранием храмовой завесы, землетрясением, восстанием из гробов ветхозаветных святых и явлением их в Иерусалиме по Воскресении Христовом. Еще свт. Иоанн Златоуст в Беседах на Евангелие от Матфея указывал, что «Тьма», описанная в Евангелии, не могла быть обычным солнечным затмением, т.к.

http://azbyka.ru/katehizacija/ispolnenie...

С тех пор среди грешников, разбойников и убийц в большом почёте игра в карты. Говорят, что сам бес вселяется в картёжных королей. Настоящий христианин не возьмёт в руки карты. И знаете почему? Да потому, что на них символически изображены орудия пыток и убийства Христа. Это крести – на Кресте был распят Христос. Это буби – квадратные гвозди, которые были вбиты в тело Христа. Это черви – губка, смоченная уксусом, которую подали Христу вместо воды. Это пики – пикой пронзили грудь Христа, на пике подавали Христу губку с уксусом. Вы видите, что мучители Христа хотели вечно наслаждаться своим злодейством и из рук в руки, из поколения в поколение передавать орудия пыток, как эстафету. Христиане хранят гвозди, которыми был прибит Христос ко Кресту, но не как орудие убийства, а потому, что на них была Его кровь. Есть такое поверье, что тот, кто возьмёт в руки орудие пыток без отвращения, становится соучастником греха. Это простительно для незнающих. Но тем, кто знает, что изображено на картах, играть в них непростительно. Заядлые игроки проигрывают всё: и дом, и детей своих, и мать родную, часто погибают сами. Вы читали «Пиковую даму» Пушкина? Расскажите своим знакомым о том, что изображено на картах и почему нельзя в них играть... Отец Николай уже уходил, когда кто-то сзади тихонько дёрнул его за рукав: – Вот возьмите. Я же не знал. Перед ним стоял карапуз и протягивал замусоленную колоду карт. – Ну и молодец! Отец Николай спрятал карты в карман. Потрепал малыша по голове, затем благословил не спеша: – Иди с Богом. А эти карты я сожгу. У дверей Вера Павловна тихо сказала: – Спасибо вам. А ведь я и сама этого не знала, хотя и в церковь хожу. Да и мало кто знает. Спасибо... Навстречу им прошла ворчливая санитарка с пустыми вёдрами: – Ходют тут всякие. И чего ходют... Гремя вёдрами, открыла дверь в коридор. Оттуда донеслось знакомое: – Черви, черви, съели перви! Крести, крести, дураки на месте! скрыть способы оплаты Комментарии Оксана 2 января 2014, 23:20 Спасибо за статью. Когда то то давно читала статью про игру в карты, но статья была в газете, газету соседка приносила почитать и потом унесла.

http://pravoslavie.ru/42395.html

В год 6463 (955). Отправилась Ольга в Греческую землю и пришла к Царьграду. И был тогда царь Константин, сын Льва, и пришла к нему Ольга, и, увидев, что она очень красива лицом и разумна, подивился царь ее разуму, беседуя с нею, и сказал ей: «Достойна ты царствовать с нами в столице нашей». Она же, поразмыслив, ответила царю: «Я язычница; если хочешь крестить меня, то крести меня сам — иначе не крещусь». И крестил ее царь с патриархом. Просветившись же, она радовалась душой и телом; и наставил ее патриарх в вере, и сказал ей: «Благословенна ты в женах русских, так как возлюбила свет и оставила тьму. Благословят тебя сыны русские до последних поколений внуков твоих». И дал ей заповеди о церковном уставе, и о молитве, и о посте, и о милостыне, и о соблюдении чистоты телесной. Она же, склонив голову, стояла, внимая учению, как губка напояемая; и поклонилась патриарху со словами: «Молитвами твоими, владыка, пусть буду сохранена от сетей дьявольских». И было наречено ей в крещении имя Елена, как и древней царице — матери Константина Великого. И благословил ее патриарх, и отпустил. После крещения призвал ее царь и сказал ей: «Хочу взять тебя в жены». Она же ответила: «Как ты хочешь взять меня, когда сам крестил меня и назвал дочерью? А у христиан не разрешается это — ты сам знаешь». И сказал ей царь: «Перехитрила ты меня, Ольга». И дал ей многочисленные дары — золото, и серебро, и паволоки, и сосуды различные; и отпустил ее, назвав своею дочерью. Она же, собравшись домой, пришла к патриарху, и попросила у него благословения дому, и сказала ему: «Люди мои и сын мой язычники, — да сохранит меня Бог от всякого зла». И сказал патриарх: «Чадо верное! В Христа ты крестилась и в Христа облеклась, и Христос сохранит тебя, как сохранил Еноха во времена праотцев, а затем Ноя в ковчеге, Авраама от Авимелеха, Лота от содомлян, Моисея от фараона, Давида от Саула, трех отроков от печи, Даниила от зверей, — так и тебя избавит он от козней дьявола и от сетей его». И благословил ее патриарх, и отправилась она с миром в свою землю, и пришла в Киев. Произошло это, как при Соломоне: пришла царица эфиопская к Соломону, стремясь услышать премудрость Соломона, и увидела великую мудрость и чудеса: так же и эта блаженная Ольга искала настоящей божественной мудрости, но та (царица эфиопская) — человеческой, а эта — Божьей. «Ибо ищущие мудрости найдут». «Премудрость на улицах возглашает, на путях возвышает голос свой, на городских стенах проповедует, в городских воротах громко говорит: доколе невежды будут любить невежество?» (Притч.1:20—22). Эта же блаженная Ольга с малых лет искала мудростью, что есть самое лучшее в свете этом, и нашла многоценный жемчуг — Христа. Ибо сказал Соломон: «Желание благоверных приятно для души» (Притч.13:20); и: «Склонишь сердце твое к размышлению» (Притч.2:2); «Любящих меня я люблю, и ищущие меня найдут меня» (Притч.8:17). Господь сказал: «Приходящего ко мне не изгоню вон» (Ин.6:37).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3693...

25 Церковное совершеннолетие для мужчин – 15 лет, для женщин – 13 лет (Син. указ. 1837 г., 27 авг.). 26 Такой вопрос уместен ввиду того, что вода, после погружения первого младенца, не всегда может остаться чистою, но определением Святейшего Синода было дозволено крестить нескольких младенцев в одной купели, без указания относительно перемены воды (Син. ук. 1733 г., 18 июл., гл. 2). 27 II Всел. соб. пр. 7, IV пр. 46 и пр. «Поэтому в Православной Церкви оно не отлагается на неизвестное время, а соединяется с крещением» (Пос. к изучен. уст. богосл. Никол. 653 стр.). 28 Вместо пелен или ризок употребляется губка, напоенная в воде, которою и окропляется младенец, что гораздо удобнее способа, указанного в требнике (На этот обычай есть указание у протоиер. Евг. Попов. Письм. по паст. богосл. ч. II, 67 стр.). 29 Вода для этого должна быть теплая, как указывается об этом в Чинопоследовании принятия иноверцев л. 39 и 41. 30 В используемых требниках говорится только, что бывает отпуст; в иных же требниках (например, Иовлевском и Филаретовском) печатается самый отпуст – следующий: «Христос Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Его Матери, силою Честнаго и Животворящаго Креста, святых славных и всехвальных Апостолов», и поминает святого (имярек), его же есть храм и его же есть день, и всех святых. В других требниках (Иоасафовском, Иосифовском, Петра Могилы) отпуст: «Иже во Иордане от Иоанна нашего ради спасения креститися приемый» (или «изволивый» у П. Могилы), «Христос истинный Бог наш», и проч., как выше изложено (Пособ. к изуч. прав. богосл. К. Никол. 656 стр.). Обыкновенно, на отпусте поминается святой, имя которого дано новопросвещенному (там же у Никольск.), начинается же отпуст словами: «Иже во Иордане...», как на праздник Богоявления (Пис. по паст. богосл. протоиер. Евг. Попов, ч. II, стр. 65). 31 Обычно, чтение молитв к исповеди бывает в церкви одновременно для всех исповедников; читаются они перед совершением исповеди, в конце Богослужения – утрени, например, или обедни, перед местною иконою Спасителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Silche...

В северной части алтаря находится другой стол, также весь покрытый одеждами. Это жертвенник, на котором приготовляется хлеб и вино для таинства Причащения (Евхаристии). На жертвеннике находятся: 1) потир, или чаша, из которой приобщаются верующие Тела и Крови Христовых; 2) блюдечко (дискос) на подставке, с изображением Младенца Христа в яслях; на нем полагается часть просфоры (Агнец), которая по освящении на литургии становится Телом Господним, а также части, вынутые из других просфор в память Божией Матери, святых угодников Божиих, о здравии живых и об упокоении душ умерших; 3) звездица, состоящая из двух металлических дуг, крестообразно соединенных; она напоминает нам звезду Вифлеемскую, приведшую за собой волхвов; 4) копие для вынимания из просфор Агнца и частиц; 5) лжица, или ложечка, для причащения верующих и 6) губка для вытирания сосудов. К богослужению верующие созываются колокольным звоном, или благовестом. Колокола помещаются большею частью на особой при храме колокольне. 3.3. Священные одежды Лица, готовящиеся совершать богослужение – епископ, священник и диакон – надевают на себя особые священные одежды, облачаются в них. Одежды диакона суть: стихарь, орарь и поручи. Стихарем называется длинная одежда, без разрезов спереди и сзади, с широкими, не очень длинными рукавами и отверстием для головы. Орарь – длинная лента, носимая диаконом на левом плече поверх стихаря. Поручи – это нарукавники, завязываемые у кистей рук шнурками. Епископы и священники тоже имеют стихарь, большею частью белого цвета и с длинными рукавами, завязывающимися у кистей рук шнурками; он надевается ими под ризу, а потому и называется в епископском священническом облачении подризником. Кроме этого, священник облачается в следующие одежды: епитрахиль, поручи, пояс, фелонь, или ризу. Епитрахиль есть тот же диаконский орарь, но сложенный вдвое и так сшитый, с отверстием для головы. Без епитрахили, как и диакон без ораря, священник не может совершать никакой службы. Фелонь, или риза, есть одежда без рукавов, длинная сзади, короткая спереди, с прорезом сверху для головы. Епископ имеет те же одежды, что и священник, только вместо фелони он носит саккос, а поверх него еще омофор, или наплечник. Саккос похож на короткий стихарь и имеет короткие же рукава; омофор – это широкая лента, носимая на плечах; один конец ее опускается спереди, другой сзади. На голове епископы имеют за богослужением митру. Митру носят также архимандриты, то есть монашествующие начальники монастырей и некоторые очень заслуженные священники (протоиереи). Священники награждаются, как знаками отличия, сперва скуфьей, а потом и камилавкой.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zajonc...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010