Confoveri gratia. Милости Его утешение. Quando corpus morietur, Когда тело умрёт, fac, ut animae donetur Даруй моей душе paradisi gloria Райскую славу. Рассказ о стоянии Матери Божьей у креста лег в основу иконографии Распятия в восточной и западной традициях. Один из наиболее распространенных в православной традиции иконографических типов называется «Распятие с предстоящими»: слева от креста изображена Божья Матерь, справа апостол Иоанн. Этот иконографический типа широко представлен также в католической традиции, а также в живописи Средневековья и Эпохи Возрождения. 4. Смерть Иисуса После того Иисус, зная, что уже все совершилось, да сбудется Писание, говорит: жажду. 29 Тут стоял сосуд, полный уксуса. Воины, напоив уксусом губку и наложив на иссоп, поднесли к устам Его. 30 Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось! И, преклонив главу, предал дух. «Жажду» В Евангелиях мы находим три версии рассказа о смерти Иисуса Христа. Повествования Матфея и Марка можно считать за одну версию ( Мф. 27:33–50 ; Мр. 15:22–37 ). Версия Луки ( Лк. 23:33–46 ) частично с ней перекликается, однако содержит существенные отличия. Версия Иоанна значительно отличается от обеих. Единственное, в чем Иоанн перекликается с синоптиками, это упоминание об уксусе. Однако у синоптиков говорится о том, что, когда Иисус пришел на Голгофу, «дали Ему пить уксуса, смешанного с желчью; и, отведав, не хотел пить» ( Мф. 27:34 ). Иоанн же свидетельствует, что губку с уксусом поднесли к устам Иисуса римские воины, когда Он уже висел на кресте и как бы в ответ на Его просьбу. Гармонизовать упоминание об уксусе у Иоанна с упоминаниями синоптиков можно, предположив, что напиток был предложен Иисусу не один раз. Когда Он пришел на место казни, Ему предложили уксус, и Он, попробовав, не стал пить его – возможно, из-за нежелания как-либо смягчить или ослабить добровольно принятое на Себя страдание. Сосуд с напитком продолжал стоять возле креста после того, как Иисус был распят, и, когда Он уже был в агонии, губка с напитком была вновь поднесена к Его устам. На этот раз Он вкусил уксус, после чего испустил дух.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Это многоточие много значит. У Майкла трое детей и он понял, зачем отцу Ефрему понадобилось знать, как их зовут. Это действительно прекрасный рождественский подарок – молитва монаха за твоих детей. " Монахи молились до часу ночи, – вспоминает Майкл. – Обычно, объяснил отец Арсений, они ложатся в час и встают в 4. В воскресенье легче – встают в 6. Добавьте 8 часов в день огородной работы, мытья посуды и изготовления мятного ликёра – и их рай для других покажется адом. Руководство монастыря, отцы Арсений и Ефрем, отклоняются от этого режима пять дней в месяц – всё остальное время они живут так же... Большую часть еды монахи выращивают сами на огороде. В грубой серебристой посуде сырые нерезаные луковицы, зелёная фасоль, огурцы, томаты и свёкла. В другой посудине ломти хлеба, который иноки пекут сами из собственной пшеницы. Кувшин воды и на десерт апельсиновое варенье и тёмные соты. Всё. Монахи питаются как фотомодели перед съёмкой – 4 дня в неделю по 2 раза и 3 дня по одному разу. 11 приёмов пищи за неделю. При этом некоторые выглядят полными. После обеда монахи возвращаются в храм, где продолжают молиться " . " Большинству греков настоятель представляется дельцом, – заметил в разговоре с Майклом его соотечественник отец Мэтью, приехавший в Ватопедский монастырь из Висконсина. – Греки убеждены, что у настоятеля и о. Арсения есть тайные счета. Если вдуматься, это полная ерунда. Что они будут делать с этими деньгами? Они не могут на недельку слетать на Карибы. Настоятель живёт в келье. Это хорошая келья, но он монах. И он ненавидит покидать монастырь " . Льюис пропитывался Афоном, как губка благовониями. Каждый находит там своё. Он тоже нашёл. Однажды, в молодости, Майкл с треском провалился на собеседовании в банке " Леман Бразерз " . " Почему вы решили искать работу в инвестиционном банке? " – спросили его. " Я бы хотел стать богатым " , – признался начинающий финансист. Худший ответ из всех возможных. " Это табу, – объяснили ему впоследствии. – Когда они спрашивают тебя, почему ты хочешь работать в инвестиционном банке, нужно сказать, что ты любишь бороться с препятствиями, что тебя влечёт романтика большого бизнеса, что ты с детства мечтал работать с людьми такого калибра, но никогда даже не упоминай о деньгах " .

http://religare.ru/2_92211.html

На Божественной литургии мы – не посторонние наблюдатели: все, что происходит, нам близко и касается нас. Мы все, собравшиеся в храме, есть Церковь , когда совершаем Божественную литургию при участии священнослужителей, которые называются священниками и пастырями. Истина, значимая для меня и для каждого Священнослужителя, состоит в том, что это не я, смиренный и недостойный, являюсь пастырем. Не вы, народ Божий, – моя собственная паства, мое добро. Но Сам Бог, Господь наш Иисус Христос, есть пастырь, который через меня недостойного, несчастного и грешного, пасет Свое собственное стадо – вас. И вместе с вами, пасет и меня. Бог ведет меня на луг духовный, в райские пастбища, а я должен вести туда вас, туда, на пастбище Царства Божьего. Теперь мы скажем несколько слов о символическом значении священной утвари: Все мы знаем Святую Чашу, из которой причащаемся. До Освящения она символизирует сосуд Страдания, в который поместили уксус и желчь и, обмакнув в нее губку, напоили Иисуса Христа, когда он воскликнул: «жажду». Поэтому в Святой Чаше, когда она хранится в святом Предложении или в Ризнице, всегда находится губка. Предание гласит, что евангелист Иоанн собрал в точно такой же сосуд Кровь и Воду, которые истекли из ребра Господа, когда воин пронзил Его копьем. После Освящения Святых Даров Святая Чаша символизирует ту чашу, с помощью которой на Тайной Вечере Господь совершил пресвятое спасительное Таинство Божественной Евхаристии. Святой дискос символизирует небо, поэтому он круглый. В нем пребывает Господь и Творец неба. Часто на нем выгравирована икона Пресвятой Богородицы, из утробы Которой родился Богочеловек Иисус Христос – совершенный Бог и совершенный человек. Звездица символизирует небесные звезды и особенно ту звезду, которая вела трех волхвов до Вифлеема и «стала над местом, где был Младенец… с Марией, Матерью Его» 22 . Звездица полагается развернутой крестообразно на святом дискосе. Святое копие. С его помощью мы совершаем ровно то символическое движение, которое совершил воин над Телом Господа, говоря: «один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода» 23  и наливаем в Святую Чашу вино и воду. Здесь стоит рассказать правдивую историю, которая случилась со святым Феодосием Аргосским.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Сия святая великомученица пострадала при царе Диоклетиане, в городе Иконии. В юности осталась она сиротой после своих родителей. Воспитанная ими в страхе Божием, не захотела она выйти замуж, богатое наследство раздавала бедным, словом Божиим обличала идолопоклонников, из коих некоторые уверовали во Христа, а другие возненавидели сию невесту Христову, как свою обличительницу, схватили ее и посадили в темницу. Когда прибыл в Иконию правитель, чтобы мучить христиан, язычники-граждане передали ему святую деву Параскеву, как проповедницу Распятаго. Правитель потребовал ее на суд, с радостью пошла святая Параскева, так что лицо ее сияло необычайной красотой, и правитель невольно сказал своим: „Напрасно оклеветали такую прекрасную девицу», – и, обратившись к ней, спросил, как ее зовут. „Я – христианка, раба Христова», – отвечала она. Правитель сказал: „Твоя наружность располагает меня говорить с тобой кротко, а твои речи возмущают меня.» Святая отвечала: „Судья праведный должен радоваться, когда слышит правду, а ты гневаешься. Я сказала тебе мое имя вечное: да, я – Христианка, раба Христова; а мое земное имя – Параскева, потому что мои родители почитали постом и молитвами шестой день недели – пятницу (по-гречески «пятница» называется «параскева»). как день вольных страдании Господних. Вот Господь и дал им меня, недостойную, в этот день, они нарекли меня Параскевою – пятницею.» – „Перестань говорить пустое, – сказал правитель, – принеси жертву нашим богам, и я женюсь на тебе.» – „У меня есть Жених на небесах, Иисус Христос, – другого я не желаю», – отвечала невеста Христова. „Пощади молодость свою», – сказал правитель. „Себя пожалей, – отвечала святая дева, – тебя ведь ждет вечная мука.» Разгневался мучитель и приказал жестоко бичевать ее. Она молчала. Когда же он стал опять ее уговаривать, она плюнула ему в лицо. Рассвирепел нечестивец и приказал повесить мученицу, строгать железными когтями, растирать раны власяницей, а потом бросить ее в темницу. Еле дышащая лежала она там, как вдруг, в полночь, явился ей Ангел Божий; в руках у него были орудия страстей Господних: крест, терновый венец, копье, трость, губка.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Только при этом условии вся домашняя обстановка православного дома и весь уклад семейной жизни будут глубоко проникать в детскую душу. И материнская или отцовская молитва и образок или крестик над колыбелью и кроватью, и причащение Святых Тайн, и окропление святой водой и лампада перед святой иконой - все это не будет тогда одной пустой, внешней формой, но будет выражением подлинного религиозного духа семьи и не будет вызывать противоречий и сомнений в душе ребенка. При условии полного единства духа и формы религиозной жизни в семье, как губка впитывает в себя воду, так и душа ребенка впитывает в себя впечатления православного домашнего быта. Религиозные обычаи семьи, встреча Рождества Христова, Крещение или Пасха, праздник Троицы или Великий пост - все это не проходит бесследно для духовной жизни ребенка. Из всего этого накопляется в душе запас святых впечатлений, радостных и чистых переживаний, составляющих фундамент будущей сознательной религиозной жизни. В позднейшие годы, в моменты опасных, критических внутренних переломов, эти переживания, этот детский религиозный опыт всплывает в душе и является источником спасения и возрождения. Благотворное влияние религиозной православной семьи ничем не заменимо - незаметно, органически, легко и свободно она закладывает в детской душе основы здоровой религиозной жизни. Второй средой, еще более необходимой для правильного религиозного развития, включающей в себя и саму православную семью - является православная церковность, средоточием которой является Господь Иисус Христос. Нужно, чтобы в душе православного ребенка укреплялось чувство, что он не только часть православной семьи, но и часть православной Церкви, с которой он связан органически и навсегда и которая является его духовной питательницей и воспитательницей. Такое чувство в душе ребенка легко возникает, если сама окружающая его семья живет этим чувством. Чувство принадлежности к Церкви важнее чувства принадлежности к семье. Семья может разрушиться - Церковь никогда. Сознающий себя членом Церкви никогда не будет чувствовать себя одиноким в мире, бесприютным: он чувствует себя в крепкой руке Христовой, в руке Божией. Он чувствует под собой несокрушимую твердыню. Он живет в постоянном общении со Христом, со святыми и умершими,

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2009...

 4. Жизнь в Афинах. Обращение языческого философа Антемия. Поскольку это было им в совершенстве изучено, и он наконец достиг цветущего возраста, то уезжает из Антиохии и пребывает в Афины 1115 , желая дополнить оставшееся образование, чтобы ни в чем не иметь недостатка. И усердно проводя там время в занятии чтением многих и различных по содержанию книг, за короткое время привлекает, как губка воду, внимание афинян, превзойдя всех, учившихся прежде него, так что там вновь ему удивлялись жители города и говорили, что в него вселился один из древних риторов. Начали ему завидовать и некоторые из его соучеников, ибо афиняне не хотели, чтобы кто-нибудь превосходил их знанием и мудростью, в особенности живший в их городе чужестранец. Был в Афинах некий муж, по имени Анфимий 1116 , в высшей степени образованный во всей книжной мудрости, так что по этой причине ему даже воздвигли статую в Афинах и в Риме. Когда он проходил (по улице), следовали за ним знатные люди, не только [желая] видеть его, но и страстно стремясь сделаться его слушателями. Он же пребывал в великой гордости, почитаемый всем народом, ктиторами и начальниками города и его окраине. Мудрейший же Иоанн был исполнен не только человеческой мудрости, но божественного знания, благодати и мира, особенно любя всегда проводить умеренную, простую и тихую жизнь. Был он любим и всеми гражданами за то смирение, которое он стяжал.  Однажды, когда все собрались вместе с префектом города в одном известном месте в знаменитый день, посылает префект города к блаженному Иоанну колесницу, чтобы, взойдя на нее, он прибыл к нему на собрание, ибо он слышал о находящейся в нем мудрости и хотел своими глазами его увидеть. Блаженный же Иоанн отказался сделать это, а посланным к нему, которые сопровождали колесницу, ответил, сказав: «Если слуги сопровождали меня на моей родине, я не переносил этого потому, что это выглядело тщеславным. Каким же образом смогу я прийти к префекту с таким великолепным сопровождением, в особенности в чужой стране? Итак, приняв это на ум, отыдите, а я отправлюсь воздать ему честь пешком.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

У каждой из указанных групп — своя корпоративная культура, свои специфические шутки. У приходских священников — про «недалеких прихожан», ошибки диаконовпрактикантов, про матушек. У бурсаков — про трудности семинарского быта, великий и могучий церковнославянский и изгибы схоластического богословия. У иноков и послушников — про типично монашеские искушения, встречи с ангельскими и бесовскими силами и суровых настоятелей. Еще есть весьма размытая, но многочисленная группа молодых мирян-катехуменов (то есть неофитов, проходящих катехизацию). Они выступают коллекционерами церковного юмора, впитывая, как губка, все доступные им капли юмора и семинарского, и монашеского, и церковно-бюрократического… Именно этой категорией создано большинство тем и групп, посвященных «православному юмору» в популярных соцсетях и на форумах. Большая часть таких шуток — о том, как сложна и непостижима разуму православная субкультура. Здесь «более продвинутые» православные смеются над «менее продвинутыми». Например, известный сюжет про ананасы. Приходит в храм пожилая женщина с большой сумкой: «Где тут у вас ананасы раздают?». Свечницы в растерянности. Оказывается, когда во время крестного хода батюшка кропил прихожан освященной водой, бабушки, на которых водичка не попала, кричали: «А на нас?! А на нас?!»… Квинтэссенция шуток «про невежество» — «отложим по печению». Это когда во время пения Херувимской — «Всякое ныне житейское отложим попечение!» — кто-нибудь обязательно начинает шуршать пакетами и выкладывать на стол крекеры и кексы. Другой источник церковных анекдотов — территориально-приходское разделение РПЦ.Современная Русская Церковь — как медовые соты. Церковь одна, но и «перегородки» между «ячейками» явно бросаются в глаза. Каждая по-настоящему живая приходская община по сути является обособленным миром, со своими шутками и особым приходским сленгом. «Либералы» и «сталинисты», «хоругвеносцы» и «меневцы»… Быть может, их неостроумное неприятие друг друга и создает у нецерковной публики образ православного как человека, напрочь лишенного чувства юмора? Со стороны

http://pravmir.ru/smeyatsya-pravo-ne-gre...

Однажды отца Порфирия посетили два молодых монаха, и он рассказал им следующее: – Когда я еще мальчиком впервые попал в Кавсокаливию, там подвизалось 427 монахов, и каждый из них, согласно своей мере, достиг духовного преуспеяния. Послушники, имея перед глазами множество живых примеров, буквально как губка впитывали в себя основы монашеской жизни и быстро преуспевали. Но теперь вам, молодым, не с кого брать пример. Чтобы вы могли понять, что я имею в виду, приведу вам случай, свидетелем которого я стал во времена немецкой оккупации. Он как раз подходит к нашему разговору. Один пастух хотел провести свое стадо по узкому мосту. Однако овцы боялись идти вперед и топтались на месте. Тогда сообразительный пастух взял на руки маленького ягненка и первым прошел с ним по мосту. Тут же за ним последовала мать ягненка, а за ней двинулось и все стадо. Но у вас в монастыре, к сожалению, нет живого примера, которому вы могли бы следовать. За рубежом ты запутался Некий монах, недавно вернувшийся из Америки после окончания там аспирантуры, приехал к отцу Порфирию. Как только он вошел в келью Старца, тот говорит ему: «Я вижу, что ты там запутался». Этот брат позднее сказал мне, что слова отца Порфирия в точности отражали состояние его души. Познакомившись в Америке с различными идеологическими течениями, монах подпал под их влияние. Пытаясь как-то разобраться во всем этом, он впал в полное расстройство, и у него возникла фобия. Старец помог ему найти правильный выход из той сложной ситуации, в которой он оказался. Монашество в миру или на Святой Горе Братия одного не афонского монастыря спросили отца Порфирия, могут ли они преуспеть, живя в окружении мира, или же им было бы лучше и полезнее для души жить на Святой Горе, которая всегда была местом пустынного безмолвия. И Старец ответил: – Если монах находится на площади Омония и ум его не рассеивается, то это то же самое, как если бы он жил на Афоне. А если, живя на Святой Горе, он не собирает свой ум, тогда он все равно что находится на Омонии.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Kavso...

Сосуды освященные – вообще все сосуды, употребляемые при богослужении в церкви, доме и проч., как-то: потир, дискос, блюдца (тарелочки), лжица, копие, губка (см. Нов. Скр. стр. 220), кадило, лампады, кандия, крестильня и проч. Сосудохранительница см. Диаконик. Спасов пост или Успенский, см. Посты. Срачица см. Катасарка. Ставропигия – (от греч.) буквально водружение или утверждение креста (Слов. Михайл.) Ставропигии суть те церкви и монастыри, кои, находясь в области (епархии) местных архиереев, не подлежат их власти и суду, а состоят в зависимости от власти, равной патриаршеской (в России св. Синода.) (Нов. Скр. стр. 360.). Стамна – сосуд и частнее ведро (Нов. Скр. стр. 580.) Этим именем назывался сосуд, в котором, по повелению Божию, хранилась манна, ниспосылавшаяся Богом Израильтянам во время 40 летнего их странствования по пустыне. Она таинственно прообразовала Пресвятую Богородицу, носившую во чреве своем Сына Божия, который сам назвал Себя хлебом, сшедшим с небесе и дающим тем, кто ест от сего хлеба, живот вечный, бессмертие ( Ин.6:35,41,51 .). Степенны см. Антифоны степенны. Стих – (сл. греч. στχος) – строка в поэзии (в стихотворении) или отдельное предложение в прозе, отмеченное точкой. Каждая священная книга разделена сперва на довольно большие части, называемые главами, а в псалтири псалмами, потом каждая глава и псалом разделены на очень малые части, которые называются стихами. Значит священный стих есть самое малое подразделение какой-либо священной книги. – Употребляемые в церковном Богослужении стихи большей частью заимствуются из Псалтири и очень немного из других священных книг. Употребление стихов весьма обширно в церкви. Священнослужители, при входе в алтарь, при облачении, омовении рук, читают приличные стихи. В Богослужении стихи употребляются непрерывно: то между церковными песнями, то как прокимны и антифоны, то полагаются в основание новой мысли, выражаемой продолжением Богослужения, как Бог Господь и аллилуиа – со стихами их и проч. (Слов. Михайл.) Стих есть краткая песнь, избранная из пророческих Псалмов и полагаемая (между прочим) пред стихирами (Нов. Скр. стр. 101.).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

Господи!» - но губка водой насыщается, и Владыка к ногам преклоняется, в зраке рабьем за труд принимается; тогда и силы неба страшились и взывали, дивились и дрожали, не страшился лишь тать, не одумался, изощрился на дело предательства. Милостив, милостив, милостив буди нам, о всё Объемлющий и всех Приемлющий!   7 Ангелы в страхе изумляются, архангелы крылами закрываются, взирая с небес на Непостижного, перед перстью Себя смирившего, перед прахом главу преклонившего; Гавриил кличет в исступлении: «Рати небесные, воззритеся, неслыханному делу подивитеся: простер стопу апостол, и моет плоть людскую, Кто плоть и мир созиждил; и не Петра единого омывает, но Иуду служением ублажает!» Милостив, милостив, милостив буди нам, о всё Объемлющий и всех Приемлющий!   12 О, какие любви деяния, а Иуда не приял умиления! О, какие святые речения, а злодей не принес покаяния, не смягчился, не дрогнул, не тронулся! Ведь вкусил от хлеба причастного, ведь испил от вина благодатного тать, и пяту подъял на Питавшего, и вышел из овчарни, оставив агнцев стадо для волчьей стаи Ада, покинул сосцы сладчайшие, и прияло тебя лоно Проклятого. Милостив, милостив, милостив буди нам, о все Объемлющий и всех Приемлющий!   22 О, помедли, злосчастный, одумайся, помысли, безумный, о возмездии! Совесть свяжет, умучит грешника, и, в ужасе многом одумавшись, ты предашь себя смерти мерзостной; древо встанет над тобой губителем, воздаст тебе сполна и без жалости; и на что, сребролюбче, польстился ты? Мерзкую мзду ты кинешь, гнусную душу сгубишь, деньгами себе не поможешь, продавши Сокровище нетленное. Милостив, милостив, милостив буди нам, о всё Объемлющий и всех Приемлющий!   23 Господи, Господи, Господи, Святый Боже, Святый Крепкий, Вседержителю умились над Твоим творением, над плотью, над прахом, над перстию, сохрани, соблюди от погибели! Мы же, братие, внимая сказание, лукавца созерцая растление, укрепим стопы свои крепостью, стойкой пяте недвижный, твердый, святой, неложный веры устой обряшем и от адской оградимся засады, к Искупителю взывая с молитвою: «Милостив, милостив, милостив буди нам, о всё Объемлющий и всех Приемлющий!»

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010