В 1905 году в приходе произошло ужасное происшествие. 20 ноября 1905 года по окончании обедни, когда служивший священник Сергий Троицкий завершил уже чтение благодарственных молитв по Святом Причащении, к нему подошел прихожанин села Солодилова, который молился в тот день за литургией. Он сообщил, что в холодной церкви случилось несчастье. Холодной церковью называл он центральную часть храма с главным алтарем, отделенную от остальных частей храма перегородками. Отец Сергий тотчас же пошел с ним в холодный храм. Войдя в него, он заметил на полу куски стекол выбитого звена из арки, которая отделяла трапезную часть церкви от центральной с главным алтарем. В алтаре на полу лежали воздухи и губка, а на престоле стоявший стеклянный колпак был сдвинут со своего обычного места. Дарохранительница и четыре креста, из которых один был медным, были похищены. Из шкафа, находившегося в алтаре, было вынуто большое евангелие и положено на откосной доске, а евхаристические сосуды с принадлежностями — потир, дискос, звездица и две малых тарелочки — были похищены. Лжица, лежавшая под пеленой на жертвеннике, была также украдена. Возле железного сундука, прикрепленного цепями к стене, лежал крюк, которым скреплялись стеклянные неподвижные рамы, в одной из которых был разбит глазок стекла; смычек из одного замка на сундуке оказался немного вынутым, но сундук так и не был отперт вором. Злоумышленник проник в церковь через северное алтарное окно, сделав в решетке щель следующим образом: он разогнул несколько обойм, скреплявших стоячие прутья решетки, сломал второй стоячий прут высотой 9 вершков, отвел первый прут вагами наружу, а третий и четвертый прутья решетки вдавил внутрь; таким образом, образовалась щель шириной 8 вершков высотой 11 вершков. При осмотре дыры в решетке на подоконнике была найдена пуговица от пиджака. После осмотра отец Сергий сейчас же отправился в волостное правление. Но волостного старшины дома не оказалось, он уехал в село Лутово. Тогда отец Сергий написал ему письмо, в котором изложил произошедшее и просил как можно скорее прибыть домой и о случившемся дать знать уряднику. Из волостного правления отец Сергий отправился в дом церковного старосты. Один из сыновей старосты сказал ему, что около одиннадцати часов в волостное правление был приведен подозрительный человек, которого нашли на чердаке пустого дома.

http://sobory.ru/article/?object=19989

На Вятке, как и в других местах, день пророка Илии считается Великим праздником, и богослужение совершается, как и в Господние и Богородичные праздники. Не спросив владыки, начали звонить ко Всенощной по-праздничному. Страшно рассердился владыка, призвал и разбранил соборного протоиерея, указав на то, что в уставе положено полиелейное служение, велел немедленно прекратить праздничный звон. Но случись, как нарочно, в ночь гроза со страшным громом и молнией, и перепуганный владыка выбежал из спальни в Крестовую церковь и начал молиться, а на другой день сам служил Илие Пророку, вполне по-праздничному. Другой рассказ. Служил он в Стефановской церкви и после службы заметил, что стёкла в алтаре очень темны. «Ты что, не промываешь стёкла?» – спросил он стефановского дьякона. Бойкий дьякон отвечал: «Стёкла, владыка, почернели от времени и не промываются». «А ну-ка, дай мне мокрую губку!» И, проведя губкой несколько раз по стёклам, он выжал на лысину дьякона всю грязь, какою напиталась губка. И понятно, что, наслышавшись таких рассказов о крутости нрава преосвященного Нила, в Нолинске, как и везде, ждали его со страхом и трепетом. В училище предположено было встретить его речами в каждом классе и, прежде всего, в четвёртом, как старшем классе, речью на греческом языке. Речь назначено было говорить мне, и я после обычного приветствия, пропетого всем классом, вышел на середину и начал её произносить, но он с гневом закричал: «Не нужно, не нужно! Я вот дам тебе… Я вот спрошу тебя, знаешь ли ты греческую грамматику?» Я ни жив ни мёртв, ушёл и встал за первую парту в среднем классе, где мне назначено было встать для произнесения речи. Между тем владыка стал спрашивать учеников по-гречески. Испуганные его гневом, ученики отвечали плохо. Я хорошо сделал, что не пошёл на своё место кверху, на первой парте. Я успел немного прийти в себя, и когда пришла очередь до меня, то мог ответить ещё порядочно. Заметив одну ошибку, он сказал: «Вот то-то, лучше бы учить грамматику, чем браться не за своё дело». Это замечание относилось не ко мне, разумеется, а к училищному начальству, которое было так перепугано, что ничего не могло сказать.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

И оттоле идохом сквоз град, – далече поприще велико итти къ святому Кипреану, – и цловахом тло его: великъ былъ тломъ. Ту близ монастырь женски, и ту глава святаго Пантелймона, ту же и кровь его. А оттоле идохом в монастырь святаго Стефана, ту лежит глава его. А оттоле идохом къ святй Варвар, и глава ея ту. А въ Царьград, аки в дубраву велику внити: без добра вожа невозможно ходити, скупо или убого не можеши видти ни цловати ни единого святого, разв на праздники которого святого будеть, то же видти и цловати. Оттоле поидохом къ Иерусалиму. 6 Царьград – русское название Константинополя, столицы Византийской империи. Находится на европейском берегу пролива Босфор. Город основан императором Константином (отсюда его название) в 330 г. Β 1204 г. Царьград был захвачен и разгромлен крестоносцами. Это событие нашло отражение в древнерусской «Повести ο взятии Царьграда крестоносцами» (см. в т. 5 наст. изд.). Β 1453 г. Царьград был захвачен турками и стал столицей Османской империи, получив название Стамбул. Таким образом, Стефан Новгородец описывает Царьград уже после захвата и разграбления его крестоносцами, но до разгрома турками в 1453 г. 7 ...и идохомъ къ святй Софеи. – Главная святыня Константинополя – храм Святой Софии, построен в 532–537 гг.; после завоевания Царьграда турками стал мечетью Айя-София, в настоящее время – музей. 8 Ту стоить столпъ чюденъ... – Конная статуя императора Юстиниана. До нашего времени не сохранилась. 9 ...цлующе Страсти Господни... – «Страсти Господни» – предметы, связанные с распятием Христа. Β описании Константинополя неизвестного русского путешественника XIV в. приводится перечисление этих «Страстей» – «губа (губка), трость и копие». По евангельскому преданию, распятому Христу, когда он воскликнул «жажду», воины, намочив уксусом насаженную на длинную трость губку, поднесли κ устам; после этого один из воинов пронзил грудь Христа копьем. Эти христианские реликвии, по-видимому, дробились на части: ниже говоря ο монастыре Пантократора, Стефан сообщает, что там также имелись «Страсти Господни, на двое разделны».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Елена (тюменская обл.) 2014/10/29, 03:32:17 уходят монахи ближе к Престолу Божьему молиться о нас грешных....... помилуй Господи,помилуй.......всё,что им дорого,всё что нам дорого....... не оставь нас сиротами. 2014/10/28, 21:11:58 грибы как та губка все в себя впитывает , вредное и полезное . подготовка : осмотр , очищение , замачивание , первый отвар а надо и второй отвар со сливом . выполняя любое дело надо подходить к нему ответственно и со знанием дела . на всякую потребу есть правило , своя молитва и исполняется оная строго по уставу . валериан 2014/10/28, 18:40:29 Спаси Господи и помилуй верных чад твоих. Вечная Память новопресталенным монахам горы Афонстей. Царствия Небеснаго. Анатолий 2014/10/28, 17:06:46 Помилуй,Господи, рабов Твоих! р.Б.Александра 2014/10/28, 14:42:29 Господи,помилуй Отцов и Братию Святой Горы Афон. Отцы и Братия берегите себя,как мы,грешные будем без Ваших молитв. 2014/10/28, 11:37:32 Вот простые рекомендации: При отравлении грибами, ядовитыми растениями жизнь пострадавшего зависит во многом от расторопности окружающих. Необходимо сразу же вызвать рвоту, немедленно начать промывание желудка водой (2-3 литра подсоленой воды с последующей рвотой), или слабым раствором (розового цвета) марганцовки. Для детоксикации после промывания сразу выпить 10 таблеток активированного угля, потом еще - по мере необходимости. Для очищения кишечника дают слабительное. Несколько раз ставят очистительные клизмы. После этого больного тепло укрывают и обкладывают грелками, дают пить горячий сладкий чай, кофе. Больного следует доставить в лечебное учреждение. Не мешало бы завести на Афоне и санитарный вертолет. Чтобы облегчить состояние больного, нужно давать ему холодную, слегка подсоленную воду, холодный крепкий чай, кофе, молоко. Спиртные напитки и средства, усиливающие кровообразование, категорически запрещаются, т.к. они немедленно расширят кожные сосуды и только ускорят всасывание грибных ядов. Пострадавшему нельзя самому идти в поликлинику или в больницу, а тем более бежать или ехать на велосипеде.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=1975

миро и елей? В прежнее время крестильные ящики обычно делали деревянными. В больших приходах флаконы для св. мира и елея бывали с серебряными завинчивающимися крышками, а в маленьких храмах флаконы закрывались простыми пробками. Дерево напитывалось маслом и весь ящик приобретал неприглядный вид. Современные металлические крестильные ящики, выпускаемые мастерскими Московской Патриархии, после небольшой реконструкции гораздо лучше отвечают своей цели. Пример, в г. Т. металлический ящик был хромирован, внутри стенки и перегородки, два точеных флакона с притертыми пробками и два помазка (один прозрачно-белый, другой золотисто-желтый) сделаны из оргстекла, а губка из поролона. В флакон с елеем наливается репейное масло. Порядок крещения Таинству крещения предшествуют молитвы: «по внегда родити жене отроча» (в первый день после родов женщине читаются три молитвы) и молитва «назнаменовании» (т.е. наречения) имени младенцу в восьмой день по рождении. Обычно эти молитвы отпускаются, но желательно в священнических семьях их читать в положенные сроки, а молитвой наречения имени начинать крещение. Схема совершения крещения и миропомазания Наречение молитвы (имя ребенка) 1 . Молитвы оглашения, запрощения и отречения. Сочетания с Христом и чтение Символа веры . 2 . Начальный возглас и великая ектенья. Освящение воды, Помазание елеем воды и крещаемого. Троекратное погружение. Чтение псалма 31. Облачение в белую одежду и возложение Креста. 3 . Миропомазание. Троекратное хождение вокруг купели. Чтение Апостола и Евангелия. Омовение, отирание и пострижение, Сугубая ектенья и отпуст («Иже во Иордане креститися...» Примечания. 1 . Как поступать священнику, если просят окрестить ребенка, которому при регистрации в ЗАГСе дано не православное имя? Прежде всего надо объяснить для сведения на будущее, что крестить можно только именем святого, внесенного в святцы Православной Церкви (ежегодно публикуются в календаре Московской Патриархии). Приходится ребенку давать второе имя, которое будет церковным, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pas...

900. Когда развертывается антиминс? Антиминс развертывается: 1. при служении святой Литургии, когда на нем совершается пресуществление святых Даров; 2. при посещении храма духовными лицами, обязанными следить за тем, чтобы антиминс был чистым и неповрежденным, как того требуют церковные правила. Пояснение: Без антиминса святая Литургия совершаться не может. 901. Чем украшено напрестольное Святое Евангелие? Святое напрестольное Евангелие бывает украшено – на верхней части изображением Воскресения Спасителя, а по четырем сторонам – четырьмя евангелистами; на задней же стороне обычно бывает изображение креста. 902. Чему подобна дарохранительница и из чего обычно изготовляется? Дарохранительница подобна храму и изготовляется обыкновенно из дерева или металла. 903. Как покрывается жертвенник и что на нем ставится? Жертвенник покрывается также, как и святой престол и ставятся на нем: 1. икона, 2. подсвечник, 3. дискос – круглое небольшое блюдо на подставке для жертвенного хлеба, 4. потир или чаша для жертвенного вина, 5. звездица, которая полагается на дискос над жертвенным хлебом, 6. копие, т. е. нож на подобие копия для приготовления жертвенного хлеба, 7. лжица, которой причащают верующих, 8. губка для вытирания чаши, 9. два меньших покрова, из коих один для дискоса, а другой для чаши или потира и кроме них еще большой покров, называемый по-гречески «аэр» или по русски «воздух». 904. Почему большой покров называется воздухом? Большой покров называется воздухом потому, что им вместе покрываются и дискос и потир с приготовленными дарами, на которых он почивает, как воздух. 905. Что полагается в ящичек над треножником под крестом? В такой ящичек полагаются частицы святых мощей одного святого или нескольких. 906. Почему кладутся под престолом частицы святых мощей? Частицы святых мощей кладутся всегда под престол потому, что в первые времена христианства богослужения, в особенности св. Литургия, совершались на гробах мучеников, за веру пострадавших. 907. Кто и когда полагает остатки святых мощей под престол?

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

    898. Кем освящается антиминс?    Антиминс освящается епархиальным архиереем.     899. Во что завертывается сложенный антиминс?    Сложенный антиминс завертывается в льняной или шелковый, обычно цветной, плат, называемый илитоном.     900. Когда развертывается антиминс?    Антиминс развертывается:    1) при служении Святой Литургии, когда на нем совершается пресуществление Святых Даров;    2) при посещении храма духовными лицами, обязанными следить за тем, чтобы антиминс был чистым и неповрежденным, как того требуют церковные правила.     Пояснение:    Без антиминса Святая Литургия совершаться не может.     901. Чем украшено напрестольное Святое Евангелие?    Святое напрестольное Евангелие бывает украшено на верхней части изображением Воскресения Спасителя, а по четырем сторонам — четырьмя евангелистами; на задней же стороне обычно бывает изображение креста.     902. Чему подобна дарохранительница и из чего обычно изготовляется?    Дарохранительница подобна храму и изготовляется обыкновенно из дерева или металла.     903. Как покрывается жертвенник и что на нем ставится?    Жертвенник покрывается так же, как и святой престол, и ставятся на нем:    1) икона;    2) подсвечник;    3) дискос — круглое небольшое блюдо на подставке для жертвенного хлеба;    4) потир, или чаша для жертвенного вина;    5) звездица, которая полагается на дискос над жертвенным хлебом;    6) копие, т. е. нож наподобие копия для приготовления жертвенного хлеба;    7) лжица, которой причащают верующих;    8) губка для вытирания чаши;    9) два меньших покрова, из коих один для дискоса, а другой для чаши, или потира, и кроме них еще большой покров, называемый по-гречески «аэр» или по-церковнославянски «воздух».     904. Почему большой покров называется воздухом?    Большой покров называется воздухом потому, что им вместе покрываются и дискос и потир с приготовленными Дарами, на которых он почивает, как воздух.     905. Что полагается в ящичек над треножником под крестом?    В такой ящичек полагаются частицы святых мощей одного святого или нескольких.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

«Вера и крещение, – писал Василий Великий , – суть два способа спасения, между собою сродные и нераздельные. Ибо вера совершается крещением, а крещение основополагается верою... та и другое исполняется одними и теми же Именами. Как веруем в Отца и Сына и Святого Духа, так и крестимся во имя Отца и Сына и Святого Духа» 884 . В византийской традиции, наряду с утверждением этого основополагающего принципа, находим поражающие продуманностью деталей и великолепием риторики описания крещения. Оно есть, говорит св. Василий Селевкийский , «всех благ возглавление ( κεφλαιον), мира очищение ( καθρσιον), естества обновление, кратчайшее искупление ( σντομος λτρωσις), лекарство удобоприменимое ( εκολον); влага, попаляющая прегрешения ( γρτης μαρτματα φλγουσα); губка, омывающая совесть; одеяние, не ветшающее со временем; гробница, воскрешающая погребенных; бездна, удушающая прегрешения ( βυθς μαρτματα πνιγν); стихия, погребаюшая дьявола ( στοιχεον διαβλου μνημεον); печать, [служащая] оплотом для приемлющего [ее] ( σφραγς το λαμβνοντος τεχος) 885 ; надежный защитник перед Судией; источник, угашающий геенну; благодать, приводящая [нас] к трапезе Владычней; таинство древнее и новое, как бы сенью начертанное на Моисее ( π Μωυσως σκιογραφηθν)» 886 . По сравнению с этим ранним памятником торжественного и ликующего красноречия описание крещения у Паламы не столь цветисто, но всецело подчинено основной задаче: осмыслению аскетического и мистического значения таинства. В крещении, по словам св. Григория, мы возрождаемся Св. Духом, «получая отпущение прежних согрешений и становясь – по обетованию – наследниками Божиими и сонаследниками Христовыми» (368С). Здесь намечены три темы, привлекающие внимание учителя безмолвия: реальное (а не символическое) возрождение крещаемых; отпущение грехов; наследование вечной жизни. Возрождение, о котором идет речь, затрагивает и душу, и тело. Что касается отпущения грехов, то Палама отталкивается от Мф.9:26 . Мысль его состоит в том, что отпущение начинается уже в этом таинстве, которое вводит человека в сакраментальную жизнь Церкви (или, говоря словами Мейендорфа, экклезиологическую реальность).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

Галина Ник 7 июля 2020, 16:34 Продолжение: Признаться, предпочла бы оставаться в неведении, ибо знание умножает скорбь. Добавлю: по поводу корректности – это не о Вас. И зачем нужно, чтобы Вы меня поняли? сама не знаю. Галина Ник 7 июля 2020, 16:33 Продолжение: Что воля – что неволя – все равно. Не являясь поклонницей сослагательного наклонения, тем более применительно к истории, понимаю: мы не смогли бы вынести притеснений минувшего потому, что физически более немощны, нежели наши предки, однако мученики прошлого не осилили бы и сотой доли современной пропаганды безумия. Наши предки решали проблемы намного проще, чем мы грешные. Сейчас в ходу не сила убеждения, не сила личного примера и подвига, и даже не просто физическая сила, а изощренные хитрость и коварство. Церковь, увы, сейчас ничем не отделена от мира. Какова там транскрипция написания слова «мир»? Сколько вариантов написания этого слова было еще недавно в русском языке? Галина Ник 7 июля 2020, 16:32 инокиня Наталья -- Галине Ник 7 июля 2020, 13:48 Смею надеяться, что отечественную историю, как и всемирную, знаю на 3+. Знание истории церкви по причине отсутствия сведений в годы юности, когда ум впитывал как губка, восполняю чтением. Когда натыкаюсь на заведомо, скажу сдержано, не корректную информацию, преподносимую уважаемыми людьми на православных сайтах... а ведь не одна я такая дотошная. Современные средства связи позволяют быть в курсе, а сайт многими воспринимается не как отдельные не связанные между собой публикации, а как нечто единое. По поводу нестроений прошлого думаю, что поныне они все те же, только люди другие, все больше с холодным сердцем. инокиня Наталья -- Галине Ник 7 июля 2020, 13:48 Не скорбите. Предполагаю, что это у Вас от незнания истории. Если бы Вы знали историю, то все нестроения нынешнего времени, в том числе и церковные, показались бы Вам довольно безобидными))) Галина Ник 6 июля 2020, 23:04 Думаю, что Вы правы, а я поддалась эмоциям. Уж очень большой тяжестью ложится происходящее в Церкви и обществе в целом на сердце.

http://pravoslavie.ru/132171.html

Эта песнь следующая: Иже Херувимы, тайно образующе и животворящей Троице трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение, (по входе), яко да Царя всех подымем ангельскими невидимо дориносима чинми. Аллилуия. Таинственно изображая Херувимов и животворящей Троице трисвятую песнь воспевая, отложим ныне всякое житейское попечение, чтобы поднять Царя всех, невидимо копьеносимого ангельскими чинами. Аллилуия. Примеч. Б Вел. четверг вместо: иже Херувимы, поют: «Вечери твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя прийми» и проч., а в Вел. субботу: «да молчит всяка плоть человека» и проч. Херувимскою песнию Церковь внушает нам, что мы, предстоящие во храме, духовно представляем св. Ангелов и по подобию их совершаем служение Господу. В Писании Бог называется Саваофом, т. е. Господом сил или воинств, и Ангелам, как воинам царя, усвояются копья, а потому и в херувимской песни слышим: дориносима. Сообразно духовному знаменованию Великого входа, дары величественно переносятся священнослужащими и сопровождаются светом светильников и благоуханием кадила при соборном служении переносятся крест, копие, губка, как знамения и принадлежности царского шествия; предстоящие преклоняют пред дарами свои главы, как пред Царем идущим. § 51. Совершив Великий вход и окончательно уготовав дары, Церковь продолжает приготовлять верных в достойнейшему участию в принесении безкровной Богу жертвы, во-первых, молитвою (ектениею просительною) «о предложенных честных дарех», о вселении духа благодати в совершителях тайн, в предлежащих дарах и во всех людях, – молитвою и об иных духовных благах, потребных нам в настоящей и будущей жизни. Во-вторых, внушением нам мира и взаимной любви. возглашая «мир всем, и возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы (поющие) Отца и Сына, и Св. Духа, Троицу единосущную и нераздельную». В знамение взаимного мира и любви верных, священнослужащие, по гласу Церкви, целуют покровенные дары и престол, и взаимно друг друга, приветствуя: «Христос посреде нас, и есть и будет».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010