Вопрос прихожанина. Какие обязанности слуг? Ответ священника. Слуги со всевозможным старанием, с верностию и ревностию: а) Обязаны исполнять приказания господ и труды, на них возложенные, заботясь о пользе не своей, но господ ( Еф.6:5–8 ). Тяжко согрешают те слуги, которые открывают тайны посторонним господ своих, вредят чести, славе или выгодам их, тем более грешат те, которые сами злословят их и клевещут на них; которые по нерадению, беспечности и злонамеренности причиняют ущерб господам своим, другим отдают собственность их. б) Так как участь людей зависит от воли и распоряжения Промысла, то слуги должны оказывать и повиновение, хотя бы имели и жестоких господ ( 1Кор.7:20 ). в) Так как господа суть законные начальники своих слуг, то слуги должны оказывать почитание и повиновение, хотя бы имели и жестоких господ ( Еф.6:5 ; Кол.3:22 ). г) Слуги должны смотреть на своих господ, как на благодетелей, которые доставляют им пропитание и содержание. Посему они должны любить своих господ, быть благодарными к ним, и за них молиться ( 1Тим.2:2 ). д) Само собою разумеется, что слуги не должны повиноваться господам, когда они хотят сделать их орудием страстей и грехов своих, или когда от них требуют чего-либо противного заповедям Господним, церковным и государственным постановлениям. Лучше, подобно Иосифу, понести всякую напасть, нежели погубить свою душу ( Быт.39:8–9 ). 440. Что должно побуждать слуг к исполнению их обязанностей? Вопрос прихожанина. Что должно побуждать слуг к исполнению их обязанностей? Ответ священника. Побуждением для слуг к исполнению их обязанностей относительно господ может быть: а) то, что служа им, служат самому Христу, Которому некогда должны отдать во всем отчет ( Еф.6:5 ; 2Петр.2:18–19 ); б) для Бога же они почитают и любят своих господ и служат им, когда они будут помнить, что на то есть воля Божия, чтобы они были в состоянии рабства ( 1Кор.7:20 ); в) Бог везде присутствует и всё видит; г) Христос обнищав нас ради и сам охотно служил; д) что они за свои труды не лишатся награды от Господа, если верно и тщательно исполнять будут обязанности своего звания. 441. Вопрос прихожанина. Для чего Бог дал нам разум?

http://azbyka.ru/otechnik/Evstratij_Golo...

е) Должны благоговейно чтить память своих родителей и по смерти их, прежде всего приличным погребением, потом точным исполнением их завещаний ( Тов.4:3 . слд. 5:1); и далее всегдашними молитвами пред Господом Спасителем о упокоении душ их в вечных обителях Отца Небесного. Обязанности господ и слуг Понятие о взаимном отношении господ и слуг По премудрому устроению Промысла, все люди имеют нужду во взаимной помощи. Кто по своему званию в обществе обязан заниматься высшими делами, тот, для сбережения времени, для удобнейшего отправления своих высших обязанностей и для спокойствия жизни, имеет нужду в услугах других людей, способных к низшим телесным трудам; а сии люди, для насущного пропитания и удобств жизни, имеют нужду в покровительстве, руководстве и помощи людей более достаточных и облечённых властью и другими преимуществами. Так первоначально произошли и доныне продолжаются отношения господ и слуг. Под именем господ разумеются имеющие право пользоваться силами других для своих нужд и выгод; а слугами называются обязанные или обязавшиеся употреблять свои силы в пользу других. Главное условие сих отношений то, чтобы они не препятствовали достижению последнего назначения человека. В противном случае отношения господ и слуг делаются недостойными человека и противными воле верховного Владыки и Господа. Чтобы отношения господ и слуг были согласны с главным назначением человека, как господа, так и слуги должны в точности исполнять свои обязанности. Известно, что в древности у язычников рабы, не имея никаких гражданских прав, безусловно зависели от произвола и власти своих господ. – Иисус Христос и апостолы, хотя непосредственно не касались гражданских постановлений ( 1Кор.5:12 ), не отменили их и не преобразовывали; но впрочем требовали от христиан, чтобы отношения господ и рабов были достойны человека и его высшего назначения ( Еф.6:5–9 ; Кол.3:22 . сл. 4:1). Обязанности господ Господа, руководствуясь любовью к ближнему и уважением к человечеству, должны исполнять следующие обязанности.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Видя в кресте с драконом при его основании только «победу Христа над дьяволом », он уже никак не мог объяснить себе, почему два дракона в других случаях заменяются двумя ветвями – «отрогами». Между тем крест того и другого типа представляет одно и то же «древо жизни» или один символ, только в разных видоизменениях при поступательном развитии его в искусстве. Если на памятниках Ассирии и Вавилонии, у персов и арабов, при «древе жизни» находятся или два крылатых гения, или два льва и пр., то и у подножия креста, как «древа жизни», могут находится или две крылатых змеи (драконы), или – вместо них – змеевидные ветви, т.е. змеи заменяются ветками: при этом или змеи изображаются с туловищем в виде ветви или ветви имеют змеиные головы. Именно такой тип креста и есть его среднее или переходное звено от символики восточной к византийской и западноевропейской. Превосходный образчик такого типа Креста-«древа жизни» имеется в Тульской Палате Древностей и составляет ее драгоценное достояние (рис. 25) весьма изящной греческой (афонской) работы, приблизительно конца XVbeka. Он украшен как растительным орнаментом, так и весьма многочисленными лицевыми изображениями. Выдающуюся особенность этого креста составляют именно две змеевидные ветви при его основании, т.е. ветви с змеиными головами, с открытою пастью, прилегающие к самому дереву креста. Основание креста непосредственно покоится еще на головах четырех змей, свившихся в одно туловище (что служит рукоятием креста). Змеевидные ветви сплошь покрыты изображениями святых Ветхого и Нового Завета. Символическое значение этого типа Креста совершенно понятно: Крестом Христовым сила ада побеждена, власть дьявола упразднена и вместо смерти насаждена вечная жизнь: и Крест Христов стал, по выражению Церкви, «треблаженным древом жизни», или место лобное рай бысть… Такой тип Креста-»древа жизни», очевидно, совмещает в себе орнамент звериный, и растительный, и лицевой, т.е. все то, что было выработано древним Востоком, христианским Западом и собственно Византией для художественного выражения идеи истинного «древа жизни».

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

На 1-м часе тропарь праздника, и Архангела, и кондак праздника, и прочая, и совершенный отпуст. На Литургии: Блаженны праздника, песни 3-я и 6-я. По входе тропарь праздника, и Архангела. Слава, кондак Архангела. И ныне, праздника. Прокимен праздника. Апостол, аллилуия и Евангелие дне, и праздника. Вместо Достойна поем ирмос праздника. Причастен праздника. Аще ли случится отдание Благовещения в неделю 3-ю постов: В субботу на малой вечерни обычно Триоди. На велицей вечерни, на Господи, воззвах: стихиры воскресны 3, и Креста 4, и праздника 3. Слава, Креста. И ныне, праздника, или Богородичен 1-й гласа. Вход. Прокимен дне, и ектении. На литии стихиры праздника, глас 1-й. Слава, Креста. И ныне, праздника. На стиховне стихиры воскресны. Слава, Креста. И ныне, праздника. На благословении хлебов тропарь праздника, дважды. И Креста единожды. И чтение. На утрени, на Бог Господь: тропарь воскресен дважды. Слава, Креста. И ныне, праздника. По кафизмах, седальны воскресны, и Богородичны их и чтение во Евангелии толковом: Понепорочных, ипакои гласа, и чтение во Евангелии. Степенна, и прокимен гласа. Всякое дыхание: Евангелие воскресно. Псалом 50. Стихира, глас 8: Покаяния отверзи ми двери: и прочее воскресно. Канон воскресен со ирмосом на 4, и праздника на 4, и Креста на 6. Катавасия Креста, оба лика вкупе. По 3-й песни, кондак праздника, и седален Креста, и чтение праздника. По 6-й песни, кондак Креста, и икос, и чтение. На 9-й песни, поем Честнейшую: Светилен воскресен: Слава, Креста. И ныне, праздника. На хвалитех стихиры воскресны 3, и Креста 2, и праздника 3, с припевы их, и потом припев: Воскресни, Господи Боже мой: И поем самогласну стихиру Триоди. Слава, туюжде. И ныне: Преблагословенна еси: Славословие великое. По трисвятом вход, и поем тропарь Креста: Спаси, Господи, люди Твоя: трижды. И бывает поклонение честному Кресту по обычаю. Таже ектения и оглашение Студитово, и отпуст, и исхождение.Слава, и ныне, стихира Евангельская, и час 1-й в притворе. На часех тропарь воскресен. Слава, Креста. И ныне, Богородичен часов. По Отче наш: кондак Креста. На 3-м часе, тропарь воскресен. Слава, праздника. И ныне, Богородичен часов. По Отче наш: кондак праздника и Креста пременяем.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Кто бо от ценителей премудрых, какову сотворил цену оному райскому древу, еже наречеся древо жизни? От богоданного ему действа то древо райское такову имяше в себе силу, аще бы изнемогший человек и состаривший телом, вкусил бы от того древа плода, то бы первую силу и крепость восприял, и престарелое бы тело во младость преложилось. И таковые плоды коею бы ценою купили царие земстии и прочие богатии людие? Не сомневаюся аз глаголати: не токмо бы все имение, но и венцы своя отдали бы за таковый плод и изволили бы лучше здраво и крепко во веки жити без тоя красоты и без богатства, нежели немощию телесе и болезнями страдати и лютыя смерти на всякое время боятися. Воистину все злато вселенныя тому древу не равно, все камение честное и вси адаманты ему не достойни и вся богатства сего мира ему не подобна. Что и по сему есть явлено, яко Бог всемогущий всех драгих и красных мира сего, за согрешение Адамово , не отъял от них, но им самим и чадам их вся та вручил; рыбы в реках и звери в лесах вся им покорил, единаго токмо древа райскаго не изволил державе их вручити, и того ради древа райскаго изгнал их из рая. Бог рече сице: ныне да не когда прострет Адам руку и возмет от древа жизни и снест и жив будет во веки. И изгна Бог Адама из рая ( Быт. 3:22 ). И того ради единаго древа веселый рай заключи и стража пламеннооружнаго пристави, по свидетельству Боговидца, глаголюща: и пристави херувима и пламенно оружие обращаемое хранити путь древа жизни ( Быт. 3:23 ). Оле убытка несмысленнаго, оле гибели, слез достойный! Но не плачемся благочестивии слышателие того древа не утешно. Аще бо праотцем нашим Адамом того древа лишихомся; но вторым небесным Адамом, яко лучшим, лучшее получихом, еже есть плодом того древа вечныя смерти избавихомся и безконечную жизнь восприимем. Есть же то древо, благословеннии христиане, всечестный и животворящий крест Господень, ныне торжественно воздвизаемый и от всех верных благочестно почитаемый, яко на нем распятся Господь наш Иисус Христос, иже искупил нас от адския погибели честною Своею кровию.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

И ныне да не когда прострет руку свою и возмет от древа жизни и снест, и жив будет во век (Быт. 3:22). Если Адам дерзнул вкусить плодов с древа, с которого воспрещено было вкушать, то тем более устремится ли он к древу, плодов которого не запрещено было вкушать? Но поскольку Бог уже определил прародителям проводить жизнь в труде и поте, в печалях и болезнях, то, чтобы вкусив плода с древа жизни и получив вечную жизнь, они не стали бы вечно мучиться в этой жизни, Бог не допустил, чтобы подпавшие проклятию вкусили плодов того дерева, которое уготовлял (для их бессмертия), чтобы дать им их, когда будут они свободны от проклятий и облечены славой. Сделал так потому, чтобы животворный дар не послужил к их бедствию, и приятое от древа жизни не принесло им большего несчастия, в сравнении с тем, какое принесло им древо познания. От одного получили они временные болезни, а другое соделало бы временные болезни вечными; от одного приобрели они смерть, которая разрешает их от уз болезней, а другое соделало бы их погребенными еще при жизни, потому что сохранило бы им жизнь для вечного мучения в болезнях. Потому Бог отъял у них древо жизни. Притом и несообразно было жизнь блаженную иметь на земле проклятий, а жизнь вечную обрести в мире преходящем. Если бы прародители вкусили плод древа жизни, то произошло бы одно из двух: или смертный приговор суда остался бы без исполнения, или древо жизни не было бы уже животворно. Потому, чтобы не нарушить смертный приговор суда, и древо жизни не оказалось бы недействительным и неживотворным, Бог изгнал Адама из рая, чтобы не потерпел он вреда и от древа жизни, как пострадал от древа познания; послал же его делати землю, от неяже взят бысть (Быт. 3:23), чтобы, возделывая землю, приобрел себе пользу тот, кому принесен вред райским покоем. По изгнании прародителей из рая Бог, как написано, на восточной стороне рая сладости пристави Херувима и острие меча обращаемаго, хранити путь древа жизни (Быт. 3:24). Оплот рая имел жизнь, потому что мог вращаться сам собой, чтобы охранять путь к древу жизни от того, кто мог пожелать его плода и дерзнул бы его сорвать.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

( Быт.3:22 ) И ныне да не когда прострет руку свою, и возмет от древа жизни, и снест, и жив будет во век. Если Адам дерзнул вкусить плодов с древа, с которого воспрещено было вкушать, то не тем ли паче устремится он к древу, плодов которого не запрещено было вкушать? Но поскольку прародителям определено уже было проводить жизнь в труде и поте, в печалях и болезнях, то, чтобы, вкусив плода с этого древа и получив вечную жизнь, не должны были вечно мучиться в жизни, Бог не допустил, чтобы подпавшие проклятию вкусили плодов того дерева, которое для того уготовлял, чтобы дать им, когда будут они свободны от проклятий и облечены славою. Сделал же это для того, чтобы животворный дар не послужил к их бедствию и приятое от древа жизни не принесло им большего несчастья в сравнении с тем, какое принесено им древом познания. От одного получили они временные болезни, а другое соделало бы временные болезни вечными; от одного приобрели они смерть, которая разрешает их от уз болезней, а другое соделало бы их погребенными еще при жизни, потому что сохранило бы им жизнь для вечного мучения в болезнях. Поэтому Бог отъял у них древо жизни. Притом и несообразно было жизнь блаженную иметь на земле проклятий и жизнь вечную обрести в мире преходящем. Если бы прародители вкусили плод древа жизни, то произошло бы одно из двух: или смертный приговор суда остался бы без исполнения, или древо жизни не было бы уже животворно. Поэтому, чтобы и смертный приговор суда не был нарушен, и древо жизни не оказалось недействительным и неживотворным, Бог изгнал Адама из рая, чтобы не потерпел он вреда и от древа жизни, как пострадал от древа познания; послал же его делати землю, от неяже взят бысть, чтобы, возделывая землю, приобрел себе пользу тот, кому принесен вред райским покоем. По изгнании прародителей из рая Бог, как написано, на восточной стороне рая сладости ( Быт.3:24 ) пристави херувима и острие меча обращаемого, хранити путь древа жизни. Оплот рая имел жизнь, потому что мог вращаться сам собою, чтобы путь к древу жизни охранять от того, кто мог пожелать плода его и дерзнул бы сорвать оный. Но острие меча поразило бы того смертного, который пришел бы восхитить бессмертную жизнь. Глава 4

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

(22) И ныне да не когда прострет руку свою, и возмет от древа жизни, и снест, и жив будет во век. Если Адам дерзнул вкусить плодов с древа, с которого воспрещено было вкушать; то не тем ли паче устремится он к древу, плодов которого не запрещено было вкушать? Но поелику прародителям определено уже было проводить жизнь в труде и поте, в печалях и болезнях; то, чтобы вкусив плода с сего древа и получив вечную жизнь, не должны были вечно мучиться в жизни, Бог не допустил, чтобы подпавшие проклятью вкусили плодов того дерева, которое для того уготовлял, чтобы дать им, когда будут они свободны от проклятий и облечены славою. Сделал же сие для того, чтобы животворный дар не послужил к их бедствию, и приятое от древа жизни не принесло им большого несчастья, в сравнении с тем, какое принесено им древом познания. От одного получили они временные болезни, а другое соделало бы временные болезни вечными; от одного приобрели они смерть, которая разрешает их от уз болезней, а другое соделало бы их погребенными еще при жизни, потому что сохранило бы им жизнь для вечного мучения в болезнях. Посему Бог отъял у них древо жизни. Притом и несообразно было жизнь блаженную иметь на земле проклятий, и жизнь вечную обрести в мире преходящем. Если бы прародители вкусили плод древа жизни, то произошло, бы одно из двух, или смертный приговор суда остался бы без исполнения, или древо жизни не было бы уже животворно. Посему, чтобы и смертный приговор суда не был нарушен, и древо жизни не оказалось недействительным и неживотворным, Бог изгнал Адама из рая, чтобы не потерпел он вреда и от древа жизни, как пострадал от древа познания; послал же его делати землю, от неяже взят бысть, чтобы, возделывая землю, приобрел себе пользу тот, кому принесен вред райским покоем. По изгнании прародителей из рая, Бог; как написано, на восточной стороне рая сладости (24) пристави херувима и острие меча обращаемаго, хранити путь древа жизни. Оплот рая имел жизнь, потому что мог вращаться сам собою, чтобы путь к древу жизни охранять от того, кто мог пожелать плода его, и дерзнул бы сорвать оный. Но острие меча поразило бы того смертного, который пришел бы восхитить бессмертную жизнь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1080...

20 сентября 1879. Четверг Согласно данному графу Е. В. [Евфимию Васильевичу] Путятину обещанию, утром отправился в Гатчину, но на утренний поезд запоздал; совершенно как с Чичиковым  ; «не запоздай», — говорил я кучеру лаврскому; «не запоздаю, как можно», — отвечал он и не тревожил свою жирную лошадь; приехали на Варшавскую, при нас машина свистнула; «вишь ты, запоздали», — хладнокровно заметил Семен; приехали на Балтийскую, — «запоздали», — протянул он опять, — и повернул назад. Возвратившись, встретил несчастную какую–то у дверей; Боже, что за бедность и голь на Руси! «Семь раз на день ломает»… В ожидании послеобеденного поезда пошел разменять 96 английских фунтов, бывших у меня из Японии из курьерских. В одном месте давали 9 р. 20 к. за фунт, в другом 9 р. 35 к., в третьем 9 р., в четвертом, в банке, 9 р. 40 к. Здесь я и разменял. Заказал еще сто визитных карточек. В час тридцать пополудни отправился в Гатчину. Граф и Ол. [Ольга] Евфимовна встретили на станции; остальное семейство на полдороге к дворцу, где живет граф. Что за милое семейство! Полтора дня прожил точно у родных. К несчастью, все время был болен простудою. Что за парк в Гатчине! Гуляли, но сыро и холодно было, и ломало меня так, что едва терпел. 21 сентября 1879. Пятница К 5–часовому поезду граф и Ольга Евф. [Евфимовна] опять до вокзала проводили меня. В Петербурге должен был зайти с железной дороги к В. И. Бахштейну, случайно встреченному при отправлении в Гатчину, в качестве кассира 1–го класса на вокзале; но не мог — спешил домой, чтобы сходить в баню, напиться малины и лечь в постель. 22 сентября 1879. Суббота Баня и малина — чудесное лекарство. Проспал ночь без бреду и встал без головной боли. Только слабость. Написал письмо в Японию и приготовил к отсылке деньги по адресам о. Владимира. Но, кажется, нужно будет просидеть дома целый день, чтобы завтра быть здоровым. Ребятишки пред окнами шумят и резвятся, что напоминает Миссию: только ребятишки больше белоголовые, и мелюзга же такая, что заметил некоторых играющих еще в лошадок (час дня).

http://predanie.ru/book/214600-dnevniki-...

После доклада имел довольно большой прием. Завтракали одни. В 4 часа поехал в Гатчину. Пил чай с Мама. Аликс приехала к обеду. Вернулись в 10 1/2. 11-го ноября. Четверг. Встал в 8 час. и, окончив утренние бумаги, поехал в Петергоф. Охота происходила в Знаменском фазаннике; принимали участие: т. Михень, д. Алексей, Петюша и Галл. Погода стояла очень приятная, тихая, серая оттепель. Охота началась в 10 1/2 и кончилась в 3 часа, с часовым перерывом для завтрака в домике конторы охоты. Убил 144 фазана; всего убито: 522. фазанов 506, зайцев 16. Вернулся в Царское в 4 часа. Милица пила с нами чай. Принял доклад Мирского. 12-го ноября. Пятница. Утром был очень занят, приехали Алек, Костя. После докладов принял ген. Каханова, нового команд, войсками Одесского воен. округа и Гадона, на днях получившего Преображенский полк. Завтракали: Сергей и Дмитрий (деж.). Был еще доклад Будберга. Стоял туман, таяло. Погулял до чая. 13-го ноября. Суббота. Утром было два доклада. В час с 1/4 отправился в город на освящение Суворовского музея. После молебна осматривал подробно все залы, хорошо устроенные и достаточно наполненные для открытия. В 4 часа вернулся в Царское. Дядя Сергей и Элла приехали из Москвы. В 7 час. вместе с ними поехали в Гатчину и обедали с Мама и т. Ольгой. Возвратились в 10 1/2. 14-го ноября. Воскресенье. День рождения дорогой Мама и десятилетие нашей свадьбы! В 10 1/4 поехали в Гатчину. Обедня, поздравления и завтрак в Белой зале. Сидели у Мама долго и вернулись в Царское в 3 1/2 часа. Приняли депутацию от Уланского полка по случаю 10-летия со дня назначения Аликс шефом и двух офицеров и команду с подводной лодки “Осетр”, отправляемой на Дальний Восток. За чаем дети устроили сюрприз и исполнили в лицах и в надлежащих костюмах басню “Стрекоза и Муравей”. Вечером принял гр. Ламздорфа. 15-го ноября. Понедельник. Завтракали многочисленным обществом: д. Владимир, только что возвратившийся из Берлина, т. Михень, д. Алексей, д. Сергей, Элла и Борис (деж.). Гулял с После чая много читал. Обедали вчетвером.

http://azbyka.ru/fiction/dnevniki-nikola...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010