Цена ковчега 15000 руб. ассигн. Принят в ризницу из комнат Государя Императора Павла I. 145. Четырехугольный золотой ковчег с частицей древа Животворящего Креста Господня, украшенный бриллиантами и яхонтами, и эмалевым белым мальтийским крестом. Цена ковчега 6740 руб. ассигн. Святыня эта перенесена с острова Мальты в город Гатчину, а оттуда в придворный собор в 1799 году. 146. В четырехугольном продолговатом золотом ковчеге хранится десная рука святого Иоанна Предтечи·, ковчег украшен бриллиантами и яхонтами и увенчан белым эмалевым мальтийским крестом. Цена его 14600 руб. ассигн. Принесенная с острова Мальты в дар Императору Павлу I, сия святыня по повелению сего государя положена в придворном соборе в 1799 году. 147. В деревянном четырехугольном продолговатом ковчеге, обитым алым сафьяном, хранится левая рука святой великомученицы Марины, запястье которой оправлено позолоченным серебром с красным камнем. (Передан в 1763 году) 148. Ковчег деревянный, обитый серебром с грузинской надписью имен святых, коих мощи в нем хранятся. (Передан в 1763 году ) 149. Ковчег серебряный с надписью святых, коих мощи в нем находятся. 150. Ковчег золотой со следующей надписью: «В сем ковчеге Великого Сергия чудотворца часть мантии, да преподобного Никона часть риз. Построил сей ковчег боярин оружейничий Богдан зовомый Иов Хитрово и благословил дщерь свою Ирину в лето 7184–1676. 151 Ковчег серебрян. с двумя частями мощей. 152 Ковчег серебрян. с частью гроба Сергия Радонежского. 153 Ковчег серебрян. с частью мощей святого великомуч. Меркурия. 154 Ковчег серебрян. с частью мощей младенца, от Ирода избиенного. 155. Ковчег деревянный с мощами разных угодников Киево-Печерских. Все эти святыни переданы в собор в 1763 году. 156. Ковчег серебряный вызолоченный с частью мощей святой великомученицы Варвары и других святых; также часть древа креста Господня и ризы Богоматери. На обороте крышки написано: «устроен в 1724 году». 157. Ковчег серебряный вызолоченный с частью мощей святого благоверного Великого князя Александра Невского. 158. Ковчег серебряный вызолоченный с частями мощей святой благоверной княжны Ефросинии Суздальской и преподобного Андроника Московского чудотворца. На оборотной стороне надпись: «обретены святые мощи преподобной княжны Ефросинии Суздальской лета 7208–(1700 г. сентября 18 дня.) 160. Ковчег серебряный вызолоченный с частями древа Креста Господня, ризы Господней, и мощей разных святых, имена которых надписаны на задней доске. 161. Медный с частью ризы, неизвестно чьей. 162. Серебряный; в нижней части надпись: «Кровь Господня». 163. Серебряный с частью мощей святого Иоанна Предтечи. 164. Серебряный с челюстью без надписи. Кругом ковчега греческая подпись гласит: «Сие Святое Божественное произведение учинено трудами и издержками меня, смиренного раба Божия Иоанна, 1741 год».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Из Константинополя святыня попала на остров Родос. Желая склонить рыцарей острова на свою сторону, турецкий султан Баязид II послал магистру Ордена в знак благоволения честную десницу. Но мир длился недолго – в 1522 г . турки покорили Родос. Рыцари бежали на Мальту, забрав с собой, помимо десницы Пророка, часть Животворящего Креста Господня и Филермскую икону Божией Матери. Эти три святыни хранились в усыпальнице кафедрального собора на протяжении двух с половиной столетий, вплоть до 1798 года, когда Мальту захватил Наполеон. Орден, спасаясь от уничтожения, избрал своим покровителем русского императора Павла I. В 1799 году великие святыни прибыли в Российскую империю, где ее сохраняли в течение столетия с великим благоговением. Павел I выделил свыше 7 фунтов золота ювелиру Ф.К.Теремену, который выполнил золотую ризу для иконы Филермо, усыпав ее драгоценными камнями. Он же изготовил и два ковчега – для десницы св. Иоанна Крестителя и частицы Креста Господня. После насильственной смерти Павла I Мученика, наступившей 1 (14) марта 1801 года от рук заговорщиков, праздник перенесения из Мальты в Гатчину части древа Животворящего Креста Господня, Филермской иконы Божией Матери и десной руки Святого Пророка Иоанна Предтечи и Крестителя Господня (торжественно отмеченный лишь в 1800 г .), только значился в месяцеслове и не приобрел подобающего ему Всероссийского и общецерковного значения. Но ежегодно вплоть до 1919 года 12 (25) октября в придворном соборе Зимнего Дворца во имя Спаса Нерукотворного Образа совершалась торжественная служба. До революции 1917 года эти бесценные святыни находились в России: сначала в Гатчине, затем в Санкт-Петербурге, Москве, и снова в Гатчине. В годы революционной смуты и периода гонений на Русскую Православную Церковь они чудесным образом были спасены от поругания и переправлены за рубеж. Поскольку мальтийские реликвии являлись собственностью императорской фамилии, они через Эстонию были перевезены в Данию, где в то время проживала мать святого императора-страстотерпца Николая II вдовствующая императрица Мария Федоровна. После ее смерти в 1928 году дочери императрицы великие княжны Ольга и Ксения передали святыни митрополиту Антонию (Храповицкому), который перевез их сначала в Германию, а потом, в 1932 году – в Югославию, где они стали достоянием королевской фамилии Карагеоргиевичей. Королю Александру Карагеоргиевичу их передали в благодарность за то, что Сербия дала приют многим русским эмигрантам.

http://pravoslavie.ru/17615.html

Мальтийские святыни были перенесены в придворный собор Спаса Нерукотворного в Зимнем Дворце Санкт-Петербурга , где каждый год 12 октября, в праздник переноса Мальтийских святынь, происходило торжественное Богослужение с поминанием убиенного императора Павла I. Однако, этот собор служил лишь внутреннему кругу императорской семьи и её приближенных. На торжественном освящении в 1852 году Гатчинского Павловского собора прихожане осмелились обратиться с прошением к императору Николаю I о принесении святынь в новый собор. Император не решился расстаться с реликвиями, но отдал распоряжение ежегодно переносить их в Гатчину для поклонения. С 1852 по 1919 год святыни перевозились накануне 12 октября из Зимнего Дворца в дворцовую церковь Гатчины. Оттуда 12 октября совершался многолюдный крестный ход в Павловский собор, где святыни на 10 дней выставлялись на поклонение. К ним съезжались те только со всей России, но и со всего мира. 22 октября святыни вновь возвращались в Зимний Дворец. Использованные материалы Рожинцев, Александр, " Государь император Павел I икона Божией Матери Филермская и Мальтийские святыни, " 4-6 августа 1999 - 17 октября 2000, личная страница православного журналиста А. Рожинцева, http://rozhintsev.narod.ru/czar/pamjat/pavel1.htm   В современном церковном календаре праздник называется более лаконично - " Перенесение с Мальты в Гатчину части древа Животворящего Креста Господня, Филермской иконы Божией Матери и десной руки св. Иоанна Крестителя " - http://calendar.rop.ru/mes1/oct12.html В " зеленой " Минее (октябрь, стр. 307) - " Празднование святому Иоанну, Крестителю Господню, на память пренесения из Мальты во град Гатчину креста из части Древа Животворящаго Креста Господня, Филермскаго чудотворнаго образа Божия Матере, писаннаго святым Евангелистом Лукою, и десныя руки мощей святаго Иоанна Крестителя " - http://korolev.msk.ru/minea/oct/oct307.html Редакция текста от: 27.01.2015 13:09:04 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/16665.html

– уволил со службы всех нижних чинов из дворян, числившихся при полках, но находящихся в длительных отпусках. – запретил офицерам и генералам отпуска более одного месяца в году. – ввел отпуска нижним чинам по 28 дней в году. – ввел для зимнего времени для часовых караульные овчинные шубы и валенки, причем в караульном помещении валенок должно быть столько, сколько требуется для того, чтобы каждая смена часовых надевала сухие валенки. – приказал, чтобы лекарями в полк допускались только лица, сдавшие лекарский экзамен в Медицинской коллегии. – под страхом каторги запретил делать удержания из солдатской зарплаты и под страхом смерти невыдачу солдатского жалования. – учредил лазареты при каждом полку. – ввёл для отставленных от службы из-за увечий или прослуживших более 25 лет солдат пенсии с содержанием таких солдат в подвижных или гарнизонных инвалидных ротах. – приказал умерших и погибших солдат хоронить с воинскими почестями, могилы передавать на присмотрение инвалидным гарнизонным ротам. Но самым главным – мистическим его деянием было: Перенесение мальтийских святынь – части древа Животворящего Креста Господня, Филермской Иконы Божией Матери и десной руки Святого Иоанна Крестителя – в Гатчину. Прибытие Десницы Иоанна Предтечи в Гатчину. Художник Филипп Москви тин. И через это мистическое деяние – собирание всех живых сил Старой Истинной Европы для борьбы с идеалами люциферианского разрушения, которое сегодня актуально, так же как и во времена Императора Павла. Ведь силы Смерти и разрушения не спали уже тогда: Французская революция, давшая свободу безбожию и всевозможной безнравственности, заразила умы многих лиц высшего общества России. Государь Павел Петрович глубоко осознал опасность революционных идей для чад Православной Церкви и безпощадно истреблял ростки вольнодумства. С местных масонов была взята подписка не открывать лож, что очень повредило успеху масонства в России. Император Павел любил свой народ и желал, чтобы Россия шла своим путем. Он начал производить реформы для устранения привилегий, полученных дворянством в предыдущее царствование, он больше заботился о благе крестьянства и простого народа. Высшие круги в правлении государя увидели опасность для своих привилегий и стали готовить заговор для его устранения. Эти изменники имели большие финансовые связи с Англией, чьи интересы им были важнее интересов России.

http://ruskline.ru/opp/2021/03/25/k_kano...

В 1938 году собор был закрыт, началось его переоборудование под кинотеатр. Этому помешала Великая Отечественная война. Во время оккупации Гатчины храм снова начал действовать и больше уже не закрывался. По окончании войны в соборе сразу начались восстановительные работы, которые закончились в 1949 году. В храме пять престолов. Главный алтарь освящен во имя святого первоверховного апостола Павла (престольный праздник 12 июля); приделы — во имя святых равноапостольных царей Константина и Елены (3 июня); святой равноапостольной Марии Магдалины (4 августа); в нижнем храме: предел иконы Божией Матери «Утоли моя печали» (7 февраля) и придел святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (7 июля). В Павловском соборе находятся святыни: частица древа Креста Господня; ковчег с частицей мощей святого пророка Иоанна Крестителя; мощи преподобномученицы Марии Гатчинской; частица мощей великомученика и целителя Пантелеимона; частица мощей святой княгини Анны Кашинской; чтимые иконы: икона Божией Матери «Утоли моя печали», икона Божией Матери «Скоропослушница», икона Божией Матери «Казанская», икона святителя Николая Чудотворца, икона Покрова Божией Матери, икона Божией Матери «Филермская». В алтаре находится крест с частицей Тернового венца Спасителя и частью вериг святителя Тихона Задонского. Ежегодно 25 октября Русской Православной Церковью празднуется «перенесение из Мальты в Гатчину части древа Животворящего Креста Господня, Филермской иконы Божией Матери и десной руки святого Иоанна Крестителя (1799)» — святынь подаренных императору Павлу I Мальтийским орденом (сегодня они находятся в Черногории). В этот день ежегодно совершается крестный ход из Троицкой церкви Гатчинского дворца-музея в Павловский собор с иконами и мощами. Традиция проведения этого крестного хода была восстановлена Гатчинским благочинием в 1999 году, в год 200-летия перенесения святынь из Мальты в Гатчину. Большой радостью для гатчинцев стало прославление Русской Православной Церковью в 2006 году в лике святых преподобномученицы Марии Гатчинской. Год спустя состоялось обретение и принесение мощей святой из Санкт-Петербурга в Павловский собор.

http://patriarchia.ru/db/text/3620898.ht...

В августе 1799 года депутация Мальтийских рыцарей была встречена в Петергофе Всероссийским императором Павлом I , который принял от них святыни ордена. Государь повелел отметить это событие с особой торжественностью и увековечить в истории Церкви. 12 октября 1799 года в Гатчине последовало бракосочетание старшей дочери Павла I великой княжны Александры Павловны с эрцгерцогом Австрийским Иосифом, а также торжества по случаю перенесения в Россию Мальтийских святынь. В 10 часов утра из Гатчинского дворца выехал императорский кортеж по направлению к Ингебургу , где находились представители Мальтийского ордена. После встречи депутации у Спасских ворот и краткого молебна император с августейшей семьей, духовенством и многочисленной свитой отправились обратно во дворец. Торжественно во главе крестного хода шествовало духовенство, за которым в золотой карете ехал граф Джулио Литта, везший на красной бархатной подушке золотой ковчег с десницей святого Иоанна Предтечи. За графом следовали Мальтийские рыцари, везшие небольшую чудотворную икону Божией Матери Филермскую и Крест из части древа Животворящего Креста Господня. Рядом с каретой в парадном облачении великого магистра орден шёл император Павел I в сопровождении свиты из числа рыцарей. По прибытии во дворец он сам взял золотой ковчег и внес его в дворцовую церковь , где святыня и была положена на отведенное для нее место. Государь незамедлительно распорядился выделить свыше 7 фунтов (2,8665 кг) золота ювелиру Ф. К. Теремену на изготовление драгоценной ризы для чудотворной Филермской иконы Божией Матери. Риза была также усыпана драгоценными камнями. Тогда же было изготовлено два ковчега - для десницы Святого Иоанна Крестителя и частицы Животворящего Креста Господня. История празднования В память этого события Русская Православная Церковь установила празднование. Однако, его торжественно отметили лишь однажды - в 1800 году. После убийства императора Павла I в 1801 году праздник только значился в месяцеслове. Однако, местное празднование в честь святынь неизменно отмечалось и было связано с памятью об убиенном царе Павле.

http://drevo-info.ru/articles/16665.html

В конце XVIII века Мальтой овладели французские войска под командованием Наполеона, и мальтийские рыцари решили перейти под защиту России. В 1798 г. они избрали императора Павла I главой ордена, и 29 ноября того же года император торжественно возложил на себя корону Великого магистра. Десная рука св. Иоанна Крестителя была привезена в Петербург в том же году, а Филермскую икону Божией Матери и часть древа Животворящего Креста Господня доставили в российскую столицу в 1799 г. В сентябре 1799 г. императорский двор прибыл в Гатчину, где была любимая загородная резиденция Павла I. К этому времени дочь императора великая княжна Елена Павловна была обручена с наследным принцем Мекленбург-Шверинским Фридрихом Людовиком. Бракосочетание произошло в Гатчине 12 октября; в этот же день по указанию Павла I состоялось и торжественное перенесение привезенных с Мальты святынь. Их поместили в Гатчинский придворный храм. Император принес свой дар церкви, повелев устроить золотые, украшенные бриллиантами и драгоценными камнями ковчеги для десницы св. Иоанна Предтечи и для части Креста Господня, а для Филермской иконы – новую золотую ризу. В память этого события по высочайшему повелению был учрежден ежегодный праздник, внесенный в церковный месяцеслов под 12 октября (старого стиля) . Гатчина недолго оставалась местом пребывания перенесенных с Мальты святынь. Осенью 1799 г., с отъездом императорского двора, Филермская икона и остальные святыни были перевезены в Петербург. В 1800 г. празднование 12 октября уже совершалось в Зимнем дворце столицы. Затем, в течение 50 с лишним лет, святыни постоянно находились в соборе Зимнего дворца, а праздник перенесения их в Гатчину только указывался в календарях и святцах, но особо не отмечался. В годы правления императора Николая I была возрождена традиция перенесения Филермской иконы в Гатчину. В память Павла I, основателя города, Николай I повелел воздвигнуть здесь соборный храм во имя св. апостола Павла. Собор был заложен 30 октября 1846 г., строился по проекту профессора архитектуры Р.И. Кузьмина и был освящен 12 июля 1852 г.

http://bogoslov.ru/article/3741485

В 1484 году по смерти Мехмеда II появилась надежда возвратить святыни христианскому миру. Сын Мехмеда султан Баязид II искал мира с рыцарями. Руководствуясь политическими целями, Баязед II был вынужден передать в дар Мальтийскому Ордену величайшую святыню христианства — правую руку святого Пророка и Крестителя Господня Иоанна. В начале XIX века святыни попадают во владение великого магистра Мальтийского ордена Гомпеша. Находившийся в то время в упадке рыцарский орден обратился к императору Павлу I с просьбой принять святыни (кроме десницы Иоанна предтечи и частицы Креста Господня, среди них была Филермская икона Божией Матери) под свое покровительство. 12 (25) октября 1799 года святыни были торжественно привезены в Россию. В память этого события Русская Православная Церковь установила 12 (25) октября особое празднование — перенесение из Мальты в Гатчину части древа Животворящего Креста Господня, Филермской иконы Божией Матери и десной руки Святого Пророка Иоанна Предтечи и Крестителя Господня. 13 октября 1919 года граф Павел Иванович Игнатьев (Министр народного просвещения в 1915-1916 гг.) увез их в Эстонию, в город Ревель. Некоторое время они находились там, в православном соборе, а после были тайно перевезены в Данию, где пребывала в изгнании вдовствующая Императрица Мария Феодоровна. После кончины вдовствующей Императрицы Марии Феодоровны 13 октября 1928 года в пригороде Копенгагена ее Августейшие дочери Великие Княгини Ксения и Ольга передали Святыни главе Русской Православной Церкви Заграницей митрополиту Антонию (Храповицкому) (1863-1936 гг.). Некоторое время святыни находились в православном соборе г. Берлина. Но в 1932 году, предвидя великие бедствия от немцев, епископ Тихон, окормлявший берлинскую паству, передал Святыни королю Югославии Александру I Карагеоргиевичу (1875-1934 гг.), который с особенным благоговением хранил их в часовне королевского Дворца, а после и в церкви загородного Дворца на острове Дединьи. В апреле 1941 года, с началом оккупации Югославии германскими войсками 18-летний король Югославии Петр II и глава Сербской Православной Церкви Патриарх Гавриил (Дожич) вывезли великие Святыни в отдаленный Черногорский монастырь Святого Василия Острожского, где они тайно сохранялись.

http://patriarchia.ru/db/text/111071.htm...

Как известно из сообщений зарубежных СМИ, сейчас Русская Православная Церковь заграницей готовит материалы по канонизации Павла I. Промыслительно, что в июне с.г. готовится принесение в Россию из монастыря в Цетинье (Черногория) великих Мальтийских (Гатчинских) святынь, связанных с именем благочестивого Государя. В начале XIX века находившийся в упадке рыцарский Мальтийский орден обратился к Императору Павлу I с просьбой принять святыни (кроме десницы Иоанна Предтечи и частицы Креста Господня, среди них была Филермская икона Божией Матери) под свое покровительство. 12 (25) октября 1799 года святыни были торжественно привезены в Россию. В память этого события Русская Православная Церковь установила 12 (25) октября особое празднование - перенесение из Мальты в Гатчину части древа Животворящего Креста Господня, Филермской иконы Божией Матери и десной руки Святого Пророка Иоанна Предтечи и Крестителя Господня. В Гатчине в этот день всегда совершается крестный ход с молитвенным поминовением Императора Павла. Сообщается, что святыни будут находиться в России 40 дней. За это время они посетят Москву, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Екатеринбург и другие города. Если в Петропавловском соборе, несмотря на его музейный статус и разоренный общий вид, молитва среди священных для русского сердца гробов возможна по памятным датам, то место убиения Императора Павла в Михайловском замке остается в поругании. Занимающий здание Государственный Русский музей не восстановил домовую церковь святых апостолов Петра и Павла с алтарем, устроенным на месте убиения царя-мученика. Другой дворцовый храм - Михайловский - реставрируется только как интерьер-экспонат, богослужений там не предусмотрено администрацией музея. Юлия СТАРЦЕВА Поделиться Короткая ссылка Код для вставки в блог 17 марта 2024 17 марта 2024 16 марта 2024 16 марта 2024 15 марта 2024 Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Сайт поддерживается информационным отделом Санкт-Петербургской епархии

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=177...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ПЕРЕНЕСЕНИЕ МАЛЬТИЙСКИХ СВЯТЫНЬ В ГАТЧИНУ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Празднование св. Иоанну Крестителю Господню в память перенесения с Мальты в Гатчину части древа Животворящего Креста Господня, Филермской иконы Божией Матери и десной руки св. Иоанна Крестителя , празднование Русской Православной Церкви Празднуется 12 октября Предпосылки Перенесение в Россию величайших святынь Мальтийского ордена - части древа Животворящего Креста Господня , Филермской иконы Божией Матери и десной руки святого Иоанна Крестителя - свазано с падением Мальты в руки революционных французов . В 1798 году этот остров, без видимого сопротивления, был захвачен французскими войсками, и многие ценности Мальтийского ордена были разграблены. Однако, величайшие христианские святыни были спасены: покидая Мальту по приказанию французского правительства великий магистр ордена Гомпеш увез с собою десницу святого Иоанна Крестителя, часть Животворящего Креста Господня и чудотворный Филермский образ Божией Матери. Вместе с ними он вывез и символы ордена (печать, корону и " кинжал чести " ). Уже 15 августа того же года кавалеры и сановники ордена общим решением низложили магистра Гомпеша и обратились к Российскому императору Павлу I с просьбой принять Мальтийский орден под свою державу, что последний и сделал, приняв титул великого магистра Мальтийского ордена 24 ноября 1798 года. Тем временем магистр Гомпеш скитался по Европе со святынями - он проживал в Триесте , позднее в Риме и, наконец, в Австрии . Император Священной Римско-Германской империи Франциск II , для закрепления союза с Россией , принудил беглого магистра отказаться от своего титула и конфисковал у него святыни и реликвии ордена. По приказу Австрийского императора они затем были отосланы специальной делегацией в новую резиденцию ордена - Санкт-Петербург . Установление праздника

http://drevo-info.ru/articles/16665.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010