О праздновании Воздвижения 14 сентября в IV в. на Востоке есть свидетельство в жизни св. Иоанна Златоуста, Евтихия патр. Константинопольского († 582 г.), Симеона юродивого († ок. 590 г.). О большом стечении паломников в Иерусалим на этот праздник и о торжественном совершении его здесь свидетельствует и житие преп. Марии Египетской (VI в.), записанное с ее слов; она именно в этот праздник чудесно обратилась к покаянию. Но замечательно, что в IV в. поклонение честному древу Креста было приурочено в Иерусалимской Церкви еще не к этому празднику, а к великой пятнице, как и ныне в Римской Церкви (см. ниже), иногда более неподвижной в богослужебном ритуале, чем наша Церковь.    Конечно, на первых порах это был чисто местный праздник Иерусалимской Церкви. Но очень скоро он должен был распространиться и по другим Церквам Востока, особенно в тех местах, которые владели частью животворящего древа, как напр., в Константинополе (а таких мест было немало). Особенно широкое распространение и вместе усиление в торжественности праздник должен был получить по возвращении Иерусалимского древа Креста из персидского пленения при имп. Ираклии в 628 г. Замечательно, что день торжественного внесения св. древа Ираклием в Иерусалим, если он источниками указывается верно, 3 мая стал праздноваться лишь в Западной Церкви под именем «дня обретения Креста». Это могло произойти от того, что Восток и до этого имел уже праздник в честь св. Креста 14 сентября и в новом не нуждался.    И далее — насколько медленно и, так сказать, неуверенно праздник в честь св. Креста распространяется на западе, настолько быстро на востоке. Самое раннее упоминание о празднике св. Креста западных памятников — в Силосском (испанском) лекционарии (сборнике чтений), возникшем около 650 г., под именем «дня св. Креста» 3 мая; то же под именем «обретения св. Креста» в весьма древней галликанской литургии. Праздника 14 сентября ни тот, ни другой памятники не обозначают. Сакраментарий (Требник) Геласианский (приписываемый папе Геласию V в., но восходящий к VII — VIII вв.) имеет только в некоторых списках оба праздника, а обычно один, но праздник 14 сентября здесь явно позднейшая вставка.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

    Смерть, вошедшая в род (человеческий) через вкушение от древа, сегодня упразднена Крестом, ибо всеобщее проклятие праматери разрушено Отраслью Чистой Богоматери, Которую все силы небесные величают.    Тропари    Горести убийственныя яже от древа, не оставив, Господи, Крестом бо сию совершенно истребил еси. Сего ради и древом услади иногда горесть вод Мерры, пробразующее Креста действо, еже вся силы небесныя величают.     Не попустив убийственной горечи от древа, Ты, Господи, совершенно истребил ее Крестом; и потому некогда древо усладило горечь вод Мерры, предызображая действие Креста, которое все силы небесные величают.    Непрестанно гружаемыя мраком праотца, Господи, Крестом возвысил еси днесь, яко бо лестию весьма нудержанно естество преднизведеся: всеродне ны паки исправи свет Креста Твоего, егоже вернии величаем.     Непрестанно погружавшихся во мрак праотца Ты, Господи, возвысил ныне Крестом, ибо когда естество крайне неудержимо до этого низведено было обольщением , опять всецело исправил нас свет Креста Твоего, который мы, верные, величаем.    Да образ покажеши миру покланяемый, Господи, Креста, во всех яко преславный на небесех изобразил еси, светом безмерным озарен, царю всеоружие непобдимое. Тем тя вся силы небесныя величают.     Дабы показать миру поклоняемый образ Креста в качестве преславногс во всем, Ты, Господи, изобразил его для царя на небе блистающим в безмерном свете непобедимым всеоружием; посему Тебя все силы небесные величают. Светильны    Первый из них «Крест хранитель всея вселенныя» говорит о значении Креста, а второй «Крест воздвизается» — о значении воздвижения.    Значение Креста в 1-м светильне указывается сначала для здешнего мира, потом для нездешнего. Каждый из этих миров, в рассматриваемом отношении, делится на две области: первый на вселенную и Церковь, причем в качестве личных представителей одной называются цари, а другой — верные; второй — на ангелов и демонов. Из-за своего общего значения этот светилен употребляется в службе каждой среды и пятницы.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Многие из них обессмертили себя мученичеством. Христианство обращалось к ним с требованием терпения и послушания, и к господам – с просьбами и увещеваниями любви к ближнему. Язычники знали только об обязанностях рабов по отношению к господам, но ничего об обязанностях господ пред своими рабами. Христианская религия первая указала рабовладельцам, что также и они имеют свои обязанности по отношению к своим рабам. Она взывала к их совести, напоминая им, что и над ними стоит Господь, Который в день судный потребует от них отчета в обращении их с рабами. Церковь христианская не настаивала прямо, чтобы рабовластители давали свободу своим рабам; с величайшею мудростью она желала прежде всего уничтожить тираническое обращение с рабами и укоренить в сердцах господ чувство любви и сострадания к ним, выставляя на вид общечеловеческие права рабов, равенство их с господином пред Господом. Между тем она не останавливалась на этом; она стремилась также к совершенной гражданской эмансипации рабов. Сообразуясь с временем и обстоятельствами, она не умалчивала, что рабство противоречит внутреннему духу христианства и рекомендовала рабовладельцам освобождение рабов, как возвышеннейшее дело христианского милосердия. Отсюда уже рано в истории христианской Церкви мы видим многих господ, не только отпускающих на волю рабов, но и снабжающих их первыми необходимыми средствами для устройства самостоятельной домашней жизни. Освобождение класса рабов всегда торжествовалось Церковью как победа духа христианской любви над человеческими страстями. Восстановляя в сознании господ право рабов, как людей, Церковь со всею силою своей духовной власти протестовала против бесчеловечного обращения с рабами. Мы хотим обратить внимание только на отношение её к гладиаторским играм. Церковь открыто называла эти игрища, в которых рабы сражались или с дикими животными или друг с другом, «школою варварства». Она строго запрещала зрелища этих игр в цирке своим членам. К богатым, тратившим громадные суммы на кровавые игры – на покупку зверей и содержание гладиаторов – она твердым голосом взывала: «вместо того, чтобы покупать и кормить диких животных, выкупайте пленных и питайте бедных; вместо того, чтобы тратиться на людей, готовых убить друг друга, идите и погребайте невинно умерших.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/obs...

Итак, призвание православной России указывается ей апостольскою Церковью; но не потому, чтобы мы сами этого заслужили. Великое призвание нового Израиля дается нам даром, только по милости Божией, и поэтому мы сугубо ответственны перед Богом за нарушения нравственности и правды. А прежде всего и, кроме того, – мы еще особо ответственны за вверенный нам залог будущего счастья всего человечества. Святая Церковь Христова еще живет на Руси, заступничеством многих святых, праведников Божиих, молящихся перед престолом Всевышнего за нас грешных. Она живет, но она проходила через трудные и опасные времена. Времена индифферентизма, рационалистической лжефилософии и всякого хлама, в бессмысленном подражании принятого нами от Запада, без разбора и на- —162— равне с другими его культурными образцами, действительно высокими и добрыми, но относящимися к совсем другим сферам духовного творчества. В настоящее время, по милости Божией, мы видим признаки великого пробуждения. Это – признаки новой жизни, новых потребностей. Необходимо стараться, чтобы эти потребности получали удовлетворение из источника чистого, и при этом особого внимания заслуживают слабейшие в вере. Я говорю о так называемых интеллигентах. Потому что они, только они, являются теперь нашими духовно выздоравливающими. На религиозные запросы среднего нашего образованного человека, носящего на себе, как вам известно, отпечаток скопированного с чужих образцов образования, на такие запросы нельзя отвечать, как то обыкновенно делается, указанием на необходимость чистой иррациональной веры. Необходимо, абсолютно необходимо, чтобы мы умели давать ему также рациональный отчет во всем, что касается православной Церкви. Смотрите, как подбирается искуситель, чтобы посредством хитроумных подделок вводить его в заблуждение и отвлекать от прямого пути! Смотрите, как ловко он посредством внутренней лести внушает ему, что он уже слишком цивилизован для того, чтобы удовлетворяться безрассудным православием простонародья! Много ли мы делаем для таковых, скажите откровенно, мы, православные, с грехом пополам или вовсе не умеющие рациональными доводами говорить о нашей Церкви? Как смеем мы думать, что сумеем справиться с предстоящими мировыми задачами христианства, если не научимся говорить об этом логично! Знаете ли вы, например, какое мучительное посрамление ожидает громадное большинство из нас, православных, не исключая образованных и сведущих в вопросах церковных, когда наталкиваешься на представителей западной инославной дисциплины, веками выработавшей из своего миросозерцания страшное для маловерных наступательное оружие? Недаром она себя называет «религией господ». И сколько именно из наших «господ», преклоняющихся перед чужими традициями, «господ» по интеллектуальному и социальному положению, «господ» – по привычкам и по условиям жизни, приводящей их в

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Великий свиток Исаии усиливает значение страданий Слуги Ягве, поскольку даёт чтение слова «рана» (МТ: , «хавура») во множественном числе ( ): " и ранами Его мы исцелились». 558 Таким образом, Великий свиток Исаии из Кумрана подчёркивает как искупительное значение страданий Мессии, так и множественный характер Его страданий. 53:6 : Текст Великого свитка Исаии не отличается от масоретского. Синодальный перевод : «Все мы блуждали, как овцы, совратилисъ каждый на свою дорогу: и Господ возложил ( , «гифэггиа») на Него грехи ( «авон», букв, грех) всех нас». В предыдущем стихе Второисаия изложил истинную причину страданий Слуги Ягве и их значение для Израиля и человечества; здесь пророк объясняет, что дело Мессии было совершенно необходимо из-за всеобщности человеческого греха . Все блуждали, как овцы без пастыря, каждый своей дорогой – в первую очередь члены исторического Израиля. Общность образа блуждающих овец позволяет предположить, что Второисаия имел в виду не какие-то конкретные согрешения народа Божия, а греховный настрой, который доминирует в Израиле, призванном служить Ягве, – и поэтому тем более господствует среди языческих народов. Подобную мысль выразил псалмопевец: «Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного» ( Пс. 13:3 ), и, позже, апостол Павел: «все согрешили и лишены славы Божией» ( Рим. 3:23 ). «И Господ возложил ( , «гифэггиа») на Него грехи всех нас». Русский Синодальный перевод не в состоянии передать тот богатый смысл, который содержится в еврейском слове , («гифэггиа»), происходящем от глагола («пага»), имеющего в форме гифиль причинное значение: «делать, чтобы что-либо попадало в другого; касалось другого». Отсюда буквальный смысл «Господь сделал так, чтобы грехи всех нас касались Его » или « перешли иа Него ». 559 Достаточно близок к оригиналу перевод Семидесяти: »Господ предал Его грехам нашим " ( κριος παρδωκεν ατν τας μαρτ αις μν), в то время как Славянский перевод, делая добавление » ради» («Господ предаде Его грех ради наших«, т.е. » из-за наших грехов»), несколько уклоняется от точного смысла.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

Двое из этих пяти посланцев были вместе старостами, какими, неизвестно, вероятно улицкими или даже сотскими, как в Пскове в должности сотского встречаем «старого придверника» при господе, если только «старый» не значит здесь «бывший». Во-вторых, Немцы в переговорах своих обращаются к «герцогу», как они называют тысяцкого в отличие от «бургграфа», посадника. Тысяцкий был председателем высшего новгородского суда по торговым делам. В известной грамоте кн. Всеволода церкви св. Иоанна на Опоках читаем, что для управления всеми делами торговыми и «гостинными», для «суда торгового» князь «поставил три старосты, от житьих людей и от черных тысяцкого, а от купцов два старосты». Значит, этот суд состоял из тысяцкого, представителя житьих и черных людей, и двух старост, представителей купцов, т. е. из трех членов, а не из шести, как считают иногда (например, Беляев в Лекциях по ист. русск. зак., стр. 139, и другие), неправильно читая это место грамоты, думая, что в состав суда были назначены три старосты от житьих людей, затем тысяцкий от черных и наконец два старосты от купцов. По одному договору Новгорода с Немцами дела между немецкими гостями и туземцами разбирались только in curia sancti Johannis coram duce et oldermanno nogardiensibus и нигде более (Bunge, Urkind. I, 522). Почему здесь при тысяцком упомянут один староста, неизвестно. Из рассматриваемого донесения видно, что в важных случаях тысяцкий докладывал такие дела совету господ. В-третьих, над отдельными сановниками высшего новгородского управления явственно возвышается совет господ. Тысяцкий докладывает «господам» предложенную ему Немцами мировую запись; «господа» отменяют сделку посадника с Немцами. Наконец, этот совет господ заметно отличается и от 300 «золотых поясов». Донесение ясно различает эти названия. «Господа» приходили на двор к Немцам для переговоров: едва ли это могла быть толпа в 300 человек. Посланцем от золотых поясов приходит к Немцам некто Борис, которого нет в числе не раз упоминаемых в донесении биричей совета господ.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Только плотские и материальные узы, связывавшие древнюю русскую землю, являются теперь в христианстве одухотворенными, а во многом даже вовсе замененными связью исключительно нравственной, духовной. 241. Церковь постепенно улучшает положение рабов С очевидностью обнаружилось влияние Православия в России и на изменении отношений господ к рабам. До принятия христианства рабы на Руси не считались даже за людей, приравнивались к прочему домашнему обиходу господ, смешивались с бездушными вещами, – такой именно взгляд на рабов проник даже и в «Русскую правду». Владельцы распоряжались и судьбой, и жизнью своих «холопов»: их меняли, продавали, убивали; по сообщению арабских писателей, у язычников руссов существовал даже варварский обычай закапывать рабов живыми в землю вместе с умершим их господином. Но церковь Православная с самого начала восстала против такого порядка; она приняла под свою защиту рабов, как людей до последней степени угнетенных, и всячески старалась оградить их от тирании и дикого деспотизма господ, избалованных своею властью и рабскою покорностью перед ними слуг. Трудно найти древнерусское поучение, в котором не было бы резкого порицания рабовладельчества вообще и бесчеловечного обращения с людьми в особенности. На первых порах, даже вопреки гражданским законам, церковь строго карала духовными наказаниями за жестокое обращение с челядью (чаще всего недопущением к святому причащению). В конце концов святая деятельность Православия принесла и в этом отношении благодатные результаты: понятие о рабах и отношение к ним заметно начинают изменяться на Руси к лучшему, и уже при Иоанне IV у господ законом совершенно отнято было право над жизнью рабов. Православие заменило язычество 242. Православие постепенно искоренило языческий мрак и нечистоту и заменило христианскими добродетелями и нравственной чистотой Таким образом, идеал православной христианской жизни, хотя медленно, но тем не менее неуклонно воплощался на Руси святой. Умиротворяя царство русское вне и внутри, Православие в то же время постепенно вносило существенный, коренной переворот в сферу внутренней, общественной и семейной жизни русского человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Carevs...

(нем.) — история. 27-го ноября. Среда. Встали поздно, т. к. легли спать вчера во 2м часу. Утром погулял один. Принимал многих до завтрака. В 2 часа началось заседание Сибирского Комитета, продолжавшееся полтора часа. Гуляли затем вдвоем. После обеда покатались в санях вокруг всего города. 28-го ноября. Четверг. Весь день шел снег. Гуляли утром. Во время моих докладов у Аликс было заседание по делам о домах трудолюбия. После завтрака у меня Шишкин. Погулявши вместе, поехал в Гатчину к чаю. Условился с Мама насчет освящения церкви на Охте — Новочеркасского полка. Вернулся в Царское в 6 3/4. Обедали и читал вслух. 29-го ноября. Пятница. В 10 1/4 отправились в город на празднование 100-летнего юбилея Новочеркасского полка. Все произошло по той же программе, как юбилей Егерского полка. Церемониальный марш был очень хорош; играли “Sambre et Meuse”! Проходили также и представители в старых формах Томского мушкатерского полка. Большой завтрак в Зимнем и разговоры окончились раньше 3х. Переодевшись, поехали в Царское. Погуляли в темноте. После обеда катались и затем читали вдвоем. 30-го ноября. Суббота. Утром гуляли вдвоем до 12 ч., т. к. Ванновский и Воронцов оба больны и с докладом приехал один Ден. После завтрака принял еще Танеева и затем поехали вместе к т. Михень, поздравить с именинами Андрея. Вернувшись домой, пошли гулять. После обеда читал вслух ту же книгу, кот. нам очень нравится. 1-го декабря. Воскресенье. В 10 час. сел в поезд Мама и поехал с ней в город; на Охту во вновь освященную церковь Новочеркасского полка. Приехали к началу обедни. Жара была ужасная. Церковь устроена из прежнего сарая Морского ведомства. С Николаевского вокзала в 1 ч. поехали в Гатчину. Остановились в Александровке, чтобы принять в поезд Аликс. Гулял с Мама и женушкой. Обедали семейно с Юрием (деж.) и в 10 час. вернулись в Царское. 2-го декабря. Понедельник. Перед прогулкой зашли в верхние комнаты, которые теперь тоже переделываются по указаниям Аликс — домашним способом! Они уже смотрят веселыми и чистыми. Были доклады: д. Алексея с Тыртовым, Ермолова, Победоносцева и Куломзина. Завтракали с Д. Алексеем и Кириллом, кот. вчера вернулся из-за границы. Гулял один. Долго занимался. После обеда продолжали чтение вслух. 3-го декабря. Вторник.

http://azbyka.ru/fiction/dnevniki-nikola...

Однако если первый мотив – мотив «воды» – получает у Илария символико-аллегорическую интерпретацию, то второй мотив – мотив «древа» – удерживает свой символический характер. То обстоятельство, что латинское lignum соединяет в себе значение «дерева как субстанции», то есть «дров» или «древесины», приближающееся к значению слова materia («строевой лес»), со значением «дерева как формы», приближающимся к значению arbor («произросшее дерево»), позволяло христианским экзегетам развивать типологию «древа " -«Креста» одновременно в нескольких планах, как это делает в данном случае и Иларий. Во-первых, мотив «древа» служит основой символического сближения «древа жизни» и «крестного древа», то есть Креста, на котором распят был Христос, и вообще Распятия. Во-вторых, он оправдывает типологическое отождествление усластившего воды древа с Крестом, – как прежде он оправдывал отождествление дров, принесённых Исааком для всесожжения, с Крестом, который нёс Иисус (в типологии жертвоприношения Авраама, Tract. myst. I, 17). Причём, хотя Иларий говорит лишь о тождестве вещества древа Мерры и «крестного древа», однако нужно иметь в виду, что древо Мерры имплицитно отождествляется с жезлом Моисея, каковой, в свою очередь, может выступать в качестве самостоятельного субститута «древа жизни», но уже не как субстанции, а как формы, на что указывает устойчивый мотив «процветшего жезла» 177 . Таким образом, типология Креста, являющаяся лишь одним из двух компонентов символической типологии Крещения, которая обычно строится на парном мотиве «древа " -«воды» и обнаружении всех контекстов, где представлено сочетание этих мотивов мотивы (например, потоп и ковчег, река и Моисеева корзина, услащение горьких вод Мерры с помощью древа, указанного Господом, всплывший топор Елисея и проч.), может, как мы видим, получать и независимое развитие (у Илария мотив «воды» хотя и присутствует в толковании эпизода услащения вод, однако истолковывается, скорее, в аллегорическом, нежели в символическом ключе). Впрочем, типология Крещения нередко оказывается основанной и на одном символическом мотиве «воды» (например, в образах «потопа», «перехода через воды», «погружения в купель» и т.д.). С другой стороны, и типология Креста может оказываться не только символической, но и аллегорической; примером тому – Ориген , у которого отождествление Моисеева жезла с Христовым Крестом строится на установлении функционального тождества и, таким образом, смещается в аллегорическую плоскость: жезл, посредством которого совершаются чудеса, то есть побеждаются «Египет» (образ мира сего) и «Фараон» (образ князя мира сего, то есть дьявола), согласно Оригену , есть Крест, посредством которого побеждается мир сей и дьявол 178 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Ма с стране приступили Господа Исуса, оно у и безмерно у важности. Но ако та игде у и та важност игде изражена речима, онда то, нема у молитвеном Цркве Православие. Тек се ту може у мери назрети, и осетити, и схватити, шта све Господа Христа значи у делу рода каква се добра божанска у какве се спасоносне истине богочовечанске садрже у и какве се чудотворне силе у непогрешивом молитвено Цркве прониче у дубине божанског Спасовог, увек молитвеном Цркве, са страхом вером и залази у пребогате ризнице богочовечанског Другим речима: светом, апостолском, саборном и Цркве приступачно и откривено у Христовог оно што неприступачно и сакривено за и и човека. Ако игде, онда у молитвеном Цркве, и мисао да Господ Христос заиста умртвио грех, заиста победио смрт, заиста сатро заиста разорио државу смрти, заиста срушио ад, заиста обновио, заиста осветио, заиста просветио, заиста обесмртио природу, заиста спасао свет, заиста дао живот вечни заиста нам даровао грехова и велику милост, заиста сав свет испунио и заиста подарио роду све што Бог и неисказаног може подарити. То очигледно и при делимичном осврту на молитвено и свето Цркве, изражено нарочито у и душа Цркве, свагда и свуда молитвом општи са чудесним Господом Исусом, трепетно да васкрсли Господ необичним победио за нас смрт и ад. Господ васкрсе, умртвивши смрт 2388 . На Ускрс: ми смрти, ада, почетак другог, вечног живота 2389 . Христос васкрсе, и ад би 2390 . Данас Господ зароби ад, васкрсе су од памтивека држани у ропству 2391 . Претрпевши крст, и уништивши смрт, Господ васкрсао из мртвих 2392 . коме претходио крст, Господ Христос избриса наше греху, и уништи државу смрти 2393 . крене смрти. Господ крстом уништи смрт, да би показао из мртвих 2394 . Чесним крстом Господ посрамио, и жалац греха отупио, и нас од смрти спасао 2395 . Претрпевши смрт, погубио смрт 2396 . Силом крста свога, погребом и Господ уништио смрт и подигао мртве 2397 . Победивши крстом творца зла Господ размрскао жаоку смрти 2398 . Устаде Животодавац и Господ сатрвши ад и смрт 2399 . из гроба, нам се неприступачна Светлост дивни Господ Христос; ад би Сатана ишчезе 2400 .

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010