– Их привезли в церковь Гатчинского дворца, видимо, еще в августе 1799 года, а явлены миру они были 12 октября 1799 года – в день бракосочетания Великой княжны Елены Павловны с наследным принцем Мекленбург-Шверинским Фредериком, когда Император Павел Петрович перенёс их из внутренних покоев в дворцовую церковь Живоначальной Троицы. Этот день он повелел считать праздником Принесения из Мальты в Гатчину трёх великих святынь христианства. Была написана даже отдельная церковная служба «На принесение честныя руки Предтечевы». – Насколько масштабным праздник был век назад? – В 1913-м году газета «Гатчинская неделя» писала, как в Гатчину на поклонение святыням пришли 5 крестных ходов из сёл и деревень, которые находятся за много вёрст от Гатчины, а им навстречу из Павловского собора шел крестный ход трезвенников. Более 20 священников и диаконов торжественно служили всенощную во главе с Преосвященным епископом Гдовским Вениамином (будущим священномучеником). – Как «Гатчинские святыни», как их называли, вновь оказались за границей 120 лет назад? – Их история очень интересна. Спасая святыни, их постоянно перевозили из страны в страну. 104 года тому назад, 13 октября 1919 года, реликвии покинули Гатчину с Северо-Западной армией генерала Юденича. А 95 лет тому назад, 13 октября 1928 года, в Дании упокоилась вдовствующая Императрица Мария Феодоровна – мать Императора Николая II. Ее дочери, Великие княгини Ксения и Ольга, передали хранившиеся у матери Гатчинские святыни Архиерейскому Синоду Русской Православной Церкви за границей. В разное время они хранились в югославском городе Сремски Карловцы, в православном соборе Берлина, в Таллине (тогдашнем Ревеле), Вене, Белграде, Остроге и, наконец, в Цетинье, где пребывают и поныне. В начале 1950-х годов в Острожский монастырь ворвалась тайная полиция, нашла святыни, которые были укрыты в тайнике, и вывезла их в неизвестном направлении. До 1993 года реликвии считались утраченными. К счастью, они были найдены. – А что со святынями в Павловском соборе Гатчины?

http://pravoslavie.ru/156909.html

Была весна. Уже зацветали яблони. В Гатчине все сады цвели. Настоятель отнесся ко мне очень хорошо. Голос тогда был у меня сильный. Паремии, Апостола читала громко. 3 июня папу выписали из больницы, и сестра в тот же день привезла его ко мне в Гатчину. Псаломщиком меня не провели, так что к уполномоченному по делам Церкви мне идти за регистрацией не понадобилось, просто исполняла обязанность псаломщика. Я так устала от трехлетних скитаний, что никак не могла опомниться и осознать, как все это хорошо получилось. С 15 мая уже числилась на церковной службе, а 10 июня, в день моего Ангела, бухгалтер принесла мне поздравление в конверте. Когда я конверт распечатала, мой бедный слабенький папа даже заплакал. Он радовался всему случившемуся больше меня. Комнатка у нас была всего восемь квадратных метров, чистенькая. И тут же в комнатке плита, отапливающаяся дровами. Была и электрическая плитка, чтобы чайник согреть. Был стол, кровать для папы. Для себя я сколотила топчан из двух скамей, их дала мне бабушка-хозяйка. Был старинный сундучок, на нем устроили мы нашу кухню, поставили электроплитку. Соседка принесла папе читать книги: «Иоанн III» и «Жены декабристов». Я уходила в церковь, а папа оставался один и читал книги. Его страшно удивляло, как христиане могли так поступать? Ослепили своего человека — Василия Темного! Я пришла из храма, а он открыл книгу и стал читать мне, как пел народ: «Царице моя Преблагая, надежда моя Богородице…» Читает и плачет. Он стал часто плакать. Узнал, как Христос простил блудницу, которую евреи хотели побить камнями, и опять заплакал. Когда я была свободна, мы с ним ходили до кладбища и в поле. Он очень уставал, но чувствовал себя неплохо и кушал нормально. Время шло, а сестра все не приезжала навестить нас. Папа начал сильно беспокоиться, не случилось ли что с ее несрастающейся рукой? Прошло более трех недель. Он стал посылать меня в Ленинград узнать о здоровье сестры. 8 июля — день рождения ее подруги Люды. Она всегда отмечает этот день. Я послала телеграмму на Люду, поздравить ее с днем рождения, и сообщила, что приеду 8 июля и буду ждать сестру в скверике у их дома. Приехала, долго ждала, но никто не пришел. Возвращаться в Гатчину было поздно. Пришлось переночевать у одной моей знакомой и утром, с первой электричкой вернуться в Гатчину к службе.

http://azbyka.ru/fiction/krestu-tvoemu-p...

1 . Акт об отречении Государя Императора Николая II от престола Государства Российскаго в пользу Великаго Князя Михаила Александровича. 2 . Акт об отказе Вел. Кн. Мих. Ал. от восприятия верховной власти и о признании им всей полноты власти за Временным Правительством, возникшим по почину Гос. Думы»... «Над этими строками, – язвительно замечает мемуарист, – можно поставить заглавие: «Результат первых шести часов работы иронии Временнаго Правительства» 297 . Некоторая доля истины в этой иронии имеется: только в 3 часа 50 мин. ночи 4-го марта из Петербурга пошло в Ставку столь нервно ожидавшееся там официальное уведомление об отказе Мих. Алек, «восприять верховную власть впредь до определения Учредительным Собранием формы правления». Вокруг имени в. кн. Михаила в роковые дни создались уже обычныя легенды. Помещаемые ниже отрывки из записей А. С. Матвеева (управляющаго делами В. Кн.), определяют довольно точно, по крайней мере, даты, касающияся пребывания Мих. Ал. в Петербурге. Вел. князь Михаил Александрович в дни переворота 25-го февраля, в субботу, предполагался приезд из Гатчины в Петербург вел. кн. Михаила Александровича. В этот день был назначен на 7 час. вечера обед у гр. И. И. Капниста, на Сергиевской улице (Капнист – член Государственной Думы), и затем предполагалась поездка в Михайловский театр на французский спектакль. Проезжая к гр. Капнист, Великий Князь обратил внимание на большое скопление народа в направлении Невскаго проспекта, а потому, по приезде на Сергиевскую, поручил мне справиться по телефону у Петербургскаго градоначальника (ген.-м. Балк) о положении в Петрограде. Градоначальник ответил, что в городе тревожно, на Невском проспекте была стрельба, и что при стрельбе убит полицейский пристав. Мой доклад о событиях в Петрограде произвел на Вел. Князя очень тяжелое впечатление, и он сейчас же отказался от мысли поехать в театр. По окончании обеда лица, принимавшая в нем участие, поехали в театр, а М. А. поехал со мной ко мне на квартиру; оставаясь у меня, М. А. писал письма своим знакомым и, между прочим, ген. Брусилову. Вел. Князь оставался у меня до 12 час. ночи; в указанное время подъехал к дому автомобиль с Н. С. Брасовой и Н. Н. Джонсоном, возвратившимися из театра. М. А. вошел в автомобиль и уехал в Гатчину. На другой день, 26-го февраля, в воскресенье, вел. князь Михаил Александрович предполагал приехать в Петроград и, вместе с вел. кн. Ксенией Александровной, быть в 2 часа дня в Петропавловском соборе на панихиде у гробницы имп. Александра III. В этот день, в 10 час. утра, я справился по телефону у градоначальника о безопасности следования Вел. Князя с Варшавскаго вокзала в Петропавловский собор. Градоначальник сообщил, что путь следования безопасен, о чем я и доложил по телефону в Гатчину. 26-го февраля М. А. я не видел, но знаю, что он благополучно побывал у Кс. Ал. и в Петропавловском соборе, а затем возвратился в Гатчину.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

Итак, Господь и Апостолы характером цитации ветхозаветных писаний завещали Церкви, как истинно Божественное Откровение, только книги палестинского канона. Мужи Апостольские во всем должны были сообразоваться с непосредственными служителями Слова – Апостолами. Подобно этим последним, они лишь очень редко пользовались неканоническими книгами александрийского перевода. Апостол Варнава наряду с пророчествами, из довольно загадочного для нас источника, говорит следующие слова: «Подобным образом и на крест указывает Господь чрез другого пророка, который говорит: когда все это совершится? – Тогда, говорит Господь, когда древо преклонится и востанет и когда от древа воскаплет кровь. Здесь опять тебе говорится о кресте и об Имеющем быть распятым» 305 . Слова «от древа воскаплет кровь» отсылают к 3Eздp. V, 5 – «И воскаплет кровь от древа; и камень даст глас свой, и поколеблются людие, и той будет царствовати». Но начальных слов приведенного места: «когда древо поклонится и восстанет» в 3 книги Ездры нет. По мнению П. Соколова, слова эти нельзя относить к писателю 3 книги Ездры, а принадлежат они какому-нибудь действительному пророку, Варнава-же почерпнул их или из предания, или какого-либо апокрифа, откуда часть его и вошла в третью книгу Ездры 306 . Священник Преображенский указывает на Гефеле и других ученых, по мнению которых слова «древо преклонится и станет» взяты из какой-нибудь апокрифической книги, хотя «от древа воскаплет кровь» принадлежат 3 книге Ездры 307 . Но кажется более естественным признать в данном случае перифраз Варнавою 3 книги Ездры, как это принимают в нашей литературе свящ. Сперанский и Шавров 308 . Хотя в 3 книге Ездры говорится о последних временах, признаком которых будут сверхестественные явления природы, напр. воскаплет кровь от древа, камень даст глас свой, – однако самая фраза «воскаплет кровь от древа» очень легко могла напомнить Господень крест Варнаве, у которого запечатлено было на сердце, что «царство Иисуса на древе» 309 . Преклонение на землю древа крестного для пригвождения к Нему Распятаго, водружение креста, наконец, излияние крови на древо из ран Распятого (особенно из прободенного ребра) – вот что представлялось воображению Варнавы при цитации 3Eздp. V, 5 : неудивительно, что «от древа воскаплет кровь» превратилось в «дерево преклонится и станет, и от древа воскаплет кровь».

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Dagaev/...

Одной из первых реликвий Животворящего Древа на Руси стала частица в кресте Евфросинии Полоцкой, привезённая в XII веке из Иерусалима в числе прочих реликвий. Частица древа Креста была помещена в «Ковчег Дионисия», который в завещаниях московских великих князей XV века возглавлял перечень передаваемых по наследству святынь, а в XVII — начале XX веков являлся одной из главнейших святынь Благовещенского собора. В период патриаршества Никона в России стали изготавливать кресты-мощевики «мерою и подобием Креста Христова». Одним из них стал «Кийский крест», куда кроме частицы Животворящего Креста было помещено 108 частиц мощей святых и 16 камней с мест библейских событий. Русские паломники в Святую землю с первой половины XIX века, из числа особо именитых лиц, получали от Иерусалимского патриарха кресты с частицей Древа Креста Господня в качестве благословения, а позже и награды. Орден Креста с частицей Животворящего Древа и в настоящее время является высшей наградой Иерусалимской церкви. В честь обретения Креста был установлен праздник Воздвижение Креста Господня , получивший своё название от того, что епископ Макарий I, с целью, чтобы все верующие могли увидеть Крест, воздвигал (то есть поднимал) его, обращая ко всем сторонам света. То же было сделано с Крестом и после его возвращения в 629 году из Персии после 14-летнего плена обратно в Иерусалим при императоре Ираклии. Праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня отмечается как православной, так и католической церквями 14 сентября (по юлианскому календарю в некоторых православных церквях, и по григорианскому календарю в католицизме). Отдельно установлено празднование в воспоминание обретения царицей Еленой Креста Господня и гвоздей. В Православной церкви оно совершается 6 марта (по юлианскому календарю), в Католической церкви — 3 мая. В 2006 году частица Животворящего Креста была доставлена на околоземную орбиту. Описание [ править править код ] За свою историю древо Животворящего Креста было разделено на частицы разного размера, которые сейчас можно встретить во многих храмах и монастырях мира. Исследователь конца XIX века Шарль Роо де Флepu[fr] в сочинении «Память об орудиях страстей Христовых» (фр. «Mémoire sur les instruments de la passion de la N.-S. J.-C.») сообщает, что суммарный вес всех документально зафиксированных фрагментов Креста составляет всего около трети объема от Креста. Местонахождение. Доступность для паломников [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Животворящий_К...

Слова об исцелении народов от листьев древа жизни Андрей Кесарийский объясняет, как «тончайшее, превысшее и пресветлое разумение Божественных судеб... Эти листья будут во исцеление неведения тех народов, которые стоят низшими в делании добродетелей». То есть здесь, в этой земной жизни, народы болеют неведением, различными грехами и слабостями, а также и буквально телесными болезнями и недугами. От всего этого в будущем веке народы исцеляются через листья древа жизни. Если питание от плодов древа жизни будет всегдашним (двенадцать раз в год новые плоды), то исцеление листьями древа жизни будет одноразовым событием. Однажды совершится это, чтобы навечно исцелить народы от всех их телесных и душевных болезней. С другой стороны, в этой земной жизни под исцеляющими листьями древа жизни можно разуметь листья книги Священного Писания, от которых бывает великое исцеление читающим. Андрей Кесарийский дает еще другое значение древа жизни, плодов и листьев. Он пишет: «Река напояет насажденных при ней святых, названных древом жизни по образу Древа Жизни – Христа». Этому особенно будет соответствовать мысль о том, что дерев было много, но все они одного рода. О таком блаженном муже пел святой Давид: «И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет» ( Пс. 1:3 ). Святой Давид говорит здесь о тех же признаках святого человека: древо при потоке воды, плоды, листья. Андрей Кесарийский пишет так: « Древо жизни – двенадцать апостолов по причине их причастия истинного древа жизни. Плоды их– суть принесшие 100-кратный плод, листья – 6-кратный, народы – 30-кратный. По разным плодам и слава будет разная. То, что древо в единственном числе, говорит о единстве святых в сопребывании и разумении». Так последней страницей Писания завершается учение его первых страниц: о реке, древе, плодах и листьях рая. Изгнанный из рая возвращается в него. Потерянное возмещается сторицей. Слава Богу! Аллилуйя! Откр.22:3 И ничего уже не будет проклятого; но престол Бога и Агнца будет в нем, и рабы Его будут служить Ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

И плодами этого нового Древа для верующих являются жизнь в Церкви, приобщение благодати Божией, начало всеобщего воскресения во Христе. Как говорит преподобный Иоанн Дамаскин , «прообразом… Честного Креста было древо жизни, насажденное Богом в Раю: ведь поскольку смерть [произошла] через древо, то надлежало, чтобы через Древо же были дарованы и жизнь и воскресение». И предельно ярко это наше вкушение благодатных даров богообщения через посредство Креста подается нам зримо и ощутимо в прославлении Крестного Древа в церковный праздник его Честного Воздвижения. Воспевая духовное значение этого дня вселенского православного торжества, автор приписываемого Златоусту «Слова на поклонение Честному Древу» восклицает: «Сегодня поклонение Кресту, и Адам возрождается; сегодня поклонение Кресту, и Ева, матерь живых, оказывается действительной помощницей, а не виновницей соблазна; ныне она уже, как прежде, вкушает [плод] от Древа жизни, а не от древа познания [добра и зла], тем оказывая послушание вместо преслушания, принимая благословение в отмену клятвы, являя радость о многочадии в отмену сказанного: в болезни будешь рождать детей ( Быт.3:16 ), возрождаясь от тления к нетлению. Кто эта матерь живых и кто наслаждается плодами Древа жизни, как не Церковь Божья? А Древо – это Крест Господа, прекрасного Жениха Церкви». Однако мы помним и о том, что древо жизни для человеческого рода – это реальность не только его эдемского прошлого, но также и эсхатологического будущего, относящаяся к концу времен, к вечному со-пребыванию верующих с Господом в Небесном Иерусалиме. Именно в связи с этим грядущим вечным сожительством и со-царствованием святых со Христом в реальности Новых Неба и Земли и говорится о древе жизни в Откровении святого Иоанна Богослова. Плодами этого древа станут вечно наслаждаться все те, кто войдут в Горний Иерусалим. Прямое свидетельство о том, что райское древо жизни и древо жизни в Горнем Иерусалиме – это одно и то же древо, содержится в Откровении: побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия ( Откр.2:7 ).

http://azbyka.ru/propovedi/vozdvizhenie-...

Затем название Креста «древом жизни» рано встречается в церковной письменности, особенно в проповедях и преимущественно на праздник Воздвижения Креста. Так, Андрей Критский называет Крест «древом бессмертия», «животворящим древом». В проповеди Иосифа, архиепископа Фессалоникийского, на тот же праздник Крест называется «корнем жизни» и пр., в многочисленных песнях богослужебных канонов и т.п. Так же называется Крест и в Латинской церкви в многочисленных гимнах, начиная со второй половины IVcmoлemuя 28 . Название Креста «древом жизни» на самом древе Креста встречается в древнейших памятниках и Русской Церкви. Таков Крест Преподобной Евфросинии, княжны Полоцкой, 1161 года. На перекрестье его вложена часть древа Креста Христова, покрытая шестиконечным крестиком, а около него сделана надпись «†дрво животное». Весьма примечательно, что на углах перекрестья изображены четыре евангелиста в таком порядке: сверху вниз – аг. Иоанн, аг. Матфей, аг. Лука, аг. Марк, чем ясно выражается определенная мысль, что Церковь Христова и Апостольская в основании своем имеет Крест«древо жизни». Этой идее вполне отвечают и многие лицевые изображения, а именно, кроме Спасителя, Богоматери и евангелистов здесь изображены: Архангелы Михаил и Гавриил, апп. Петр и Павел, свв. София и Евфросиния, свв. Иоанн Златоуст , Василий Великий , первомученик Стефан, великомученики Георгий, Димитрий с крестами в правой руке и Пантелеймон, т.е. представители всей новозаветной Церкви Христа, как члены Его тела, как ветви одного животворящего древа Креста 29 . IV Само собой разумеется, если понятие «древа жизни» было перенесено, и так конкретно, на самое древо Креста Христова, то, конечно, и самый Крест должен был принять с внешней своей стороны такой или иной вид дерева. В этом отношении делу послужило искусство. При этом самому искусству должны были благоприятствовать обстоятельства своего времени, как при постепенном раскрытии самого учения о Крестном древе, так, соответственно тому, и при развитии церковного искусства. В церковном искусстве одновременно существовали изображения как «древа жизни», так и Креста в виде древа – с ветвями, цветами и плодами.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

И другий лик подобне, припев и ирмос. Тропари же 6 с симже припевом. Другой припев праздника: Величай, душа моя,/животворящего Креста Господня воздвижение. И ирмос: Смерть, постигшая род наш: Затем второй хор поет тот же припев и ирмос. И к прочим шести стихам поем этот же припев. Ин. Ирмос: Снедию древа роду прибывшая смерть/Крестом упразднися днесь,/ибо праматерняявсеродная клятва разрушися/прозябением Чистыя Богоматере,/Юже вся Силы Небесныя величают. Иной Ирмос: Смерть, постигшая род наш через вкушение от древа,/в сей день упразднена Крестом;/ибо всеобщее проклятие за вину праматери/разрушено Отраслью чистой Богоматери,/Которую все Силы Небесные величают. Горести убийственныя, яже от древа, не оставив, Господи,/Крестом бо сию совершенно истребил еси./Сего ради и древом услади иногда горесть вод Мерры:/прообразующее Креста действо,/еже вся Силы Небесныя величают. Не допустив убийственной горечи от древа, Господи,/Ты совершенно истребил её Крестом;/потому некогда дерево/горечь вод Мерры и прекратило,/предызображая действие Креста,/которое все силы небесные величают. Непрестанно гружаемыя мраком праотца, Господи,/Крестом возвысил еси днесь,/яко бо лестию весьма неудержанно естество преднизведеся,/всеродне ны паки исправи свет Креста Твоего,/егоже, вернии, величаем. Непрестанно погружавшихся во мраке праотца/Ты, Господи, возвысил в сей день Крестом:/ибо как прежде наше естество/крайне неудержимо низверглось заблуждением,/так вновь всецело исправил нас свет Креста Твоего,/который мы, верные, величаем. Да образ покажеши миру покланяемый, Господи, Креста,/во всех яко преславный, на небесех изобразил еси,/светом безмерным озарен,/царю всеоружие непобедимое./Тем Тя вся Силы Небесныя величают. Чтобы миру показать поклоняемый образ Креста/во всей его славе, Господи,/Ты изобразил его на небе/в безмерном свете блистающим,/для царя непобедимым всеоружием,/которое все Силы Небесные величают. Катавасия: Таин еси, Богородице, рай: Другий: Снедию древа: С припевы. И поклон. Светилен.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/vozdvizhe...

В начале своем он был соделан из древа познания добра и зла. Первый человек думал испытать только плод его; но едва прикоснулся, как вся тяжесть запрещенного древа, со всеми ветвями его и отраслями, обрушилась на хребет нарушителя Господней заповеди. Тьма, скорбь, ужас, труды, болезни, смерть, нищета, уничижение, вражда всей природы – словом, все разрушительные силы, как бы исторгшись из рокового древа, ополчились на него: и низринулся бы сын гнева навеки во ад, если бы Милосердие, по Предвечному Совету, не простерло к нему руки Своей и не удержало его в падении. Сын Божий перенес на Себя бремя, подавляющее человека; усвоил Себе Крест его и предоставил ему только придержаться сего Креста, без сомнения, не для того, чтобы он вспомоществовал Всемогущему в отношении бремени, но дабы сам, и с малым оставшимся ему крестом собственным, носим был силою Креста великого, подобно как ладья влечется движением корабля. Так крест гнева преображается в крест любви; крест, заграждавший Рай, становится лестницей к Небесам; крест, рожденный от страшного древа познания добра и зла, чрез орошение Божественной Кровью, перерождается в Древо жизни. Сын Божий приемлет естество наше, и через страдания совершает Себя вождем спасения нашего; всячески быв искушен , может и искушаемым помочь ; шествует со Крестом, и приводит в славу Своих последователей (ср. Евр.2:10, 18 )». Тогда, в Раю, в понимании многих святых отцов, древо жизни поддерживало своими плодами в Адаме и Еве святую силу богообщения, животворило их, являясь богодарованным и благодатным духовным древом. Ныне, в христианскую эпоху, таким райским животворящим Древом для нас оказывается Крест Христов. И потому, обращаясь ко Кресту, святитель Андрей Критский решительно провозглашает: «Христос, распятый на тебе, сделал тебя Древом жизни». Вторит ему и святитель Климент Охридский: «Христос на тебе был пропят и явил тебя Древом бессмертия!» С этими святыми отцами согласен и святитель Феофан Затворник: «Что древо жизни посреди Рая сладости, то Древо Креста посреди земли…» Ныне мы вкушаем плоды не от древа познания добра и зла, а именно от райского древа жизни, которым для нас сделался Крест нашего Спасителя.

http://azbyka.ru/propovedi/vozdvizhenie-...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010