Принесение святынь из Мальты в Гатчину . В Деяниях св. (Jun. IV. 768) выставлены доказательства в пользу того, что правая рука Иоанна Крестителя в 1263 году, по взятии Константинополи Крестоносцами, императором Балдуином отдана Оттону де Цикон (de Cycons), а сей передал ее цистерианскому аббатству во Франции, именно: приводится текст двух грамот дарственных как Балдуина, так и Оттона; но в обеих грамотах говорится только о плечевой кости Иоанна Крестителя (brachim). Правую же руку I. Крестителя в XIV и начале XV века видели в Царьграде в монастыре Перивлепте русские паломники: Стефан новгородец, диакон Игнатий, дьяк Александр и диакон Зосима. В тех же Деяниях приводится яснейшее свидетельство в пользу того, что правая рука Иоанна Крестителя отдана была в 1484 году сыном Магомета султаном Баязетом родосским рыцарям, дабы приобресть себе расположение их, так как они имели у себя брата Баязетова, опасного ему соперника. Об этом событии говорит современник его и участник вицеканцлер родосский Вильгельм Гаорсин Галло. Он говорит, что, по взятии Магометом Константинополя, мощи и святыни поволе его были собраны и хранились в царской сокровищнице за печатью. Десная рука Предтечи, часть животворящего креста и икона Божий Матери Филермская в 1799 г. перенесены из Мальты в Гатчину, а после в Петербург и находятся в церкви Нерукотворенного Спаса в Зимнем Дворце. О Филермской иконе см. Слава пресв. Владычицы. Кн. III. отд. II стр. 53. Иерусалимская икона Божией Матери . «В 453 г. икона сия принесена из Иерусалима в Царьград и стояла в церкви Богоматери, называемой Пигии, потом поставлена была во влахернской церкви и прославилась многими чудесами. В 898 г.(?) по причине нашествия Руссов на Константинополь она принесена была в Херсон. Владимир, крестившись в Херсоне, взял с собою сию св. икону и послал в Новгород, где она и стояла в софийском соборе до покорения Новгорода царем Иоанном Висильевичем. Тогда икона сия принесена была в московский успенский собор. Во время нашествия Наполеонова этот образ похищен и вместо его поставлен верный старинный список, взятый из церкви Рождества пресв.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

«Об этих наших местных праведниках, – пишет митрополит, – особенно благовременно вспомнить ныне, в год сильной разрухи в нашей жизни, страданий, плача и религиозного возбуждения». «Они, – буквально говорится в тексте распоряжения, – помогут нам в государственной и общественной жизни возродиться к былому, славному и доброму» 810 . Широкое прославление получала и местночтимая святыня – икона Казанской Божией Матери из деревни Александровка, что близ Царского Села. 7 октября 1918 года Высшая Церковная Власть благословила писать копии с этой иконы, явленной в 1826 году, правда, без наименования ее «Александровская» (в соответствующем отношении митрополита Вениамина от 30 августа она была указана как «Казанская-Александровская») 811 . Вечером 19 (6) января 1919 года, накануне праздника Собора Иоанна Крестителя, митрополит Вениамин возглавил сугубое торжество в Павловском соборе города Гатчины, куда были доставлены великие христианские святыни – десная рука мощей св. Иоанна Крестителя, Филермская икона Богоматери и частица Животворящего Креста Господня. В первый раз эти священные реликвии, много веков принадлежавшие рыцарям Мальтийского ордена, прибыли в Гатчину ста двадцатью годами ранее. Они были поднесены Российскому императору Павлу I, принявшему титул гроссмейстера ордена, а затем местом хранения святынь стал недоступный простым богомольцам собор Зимнего дворца. В 1852–1916 годах реликвии ежегодно привозили в Гатчину лишь на короткое время. Теперь же владыка Вениамин передавал их в городской собор на постоянное пребывание. Мальтийские святыни становились достоянием всей Петроградской епархии 812 . При митрополите Вениамине в богослужебную жизнь Петрограда органично вошли пассии. Кроме того, с его же благословения во многих храмах Петроградской епархии начали совершать «особое (Иерусалимское) последование Успения» – наподобие утрени Великой Субботы (т.н. «Погребение Богоматери»). «Похвалы, а затем канон читаются перед особой плащаницей с изображением Божией Матери. По славословии, при пении Трисвятого, при колокольном перезвоне плащаница обносится вокруг храма» 813 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Далее следует обетование: побеждающему – тому, кто трудился, терпел, не сносил развратных, обличал ереси, ненавидел дела николаитов, а главное, победил в себе потерю первой любви. Это душа, горящая пламенем первой любви ко Христу. Какое же ей обетование? Дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия . Что за вкушение? Посреди рая было насаждено некогда два дерева. Дерево познания добра и зла и дерево жизни. От дерева познания человек не должен был вкушать. Но он вкусил и познал бездну греха. После этого ему уже нельзя было вкушать от дерева жизни, ибо тогда он увековечен был бы в своем греховном состоянии, и никакого спасения ему уже не было бы. Так смерть стала не только возмездием за грех, но и выходом из греха. Поэтому Бог изгнал человека из рая, поставил херувима с пламенным обращающимся мечом, чтобы никто не мог уже войти в рай. Ныне же, вернувшись к Богу, вновь усыновленные Им в крещении, имеющие в своем сердце первую любовь ко Христу-Спасителю, обретают право и возможность вкушать от древа жизни. Древо жизни – это Крест. На Голгофе, на месте упокоения Адама, «проросло» древо крестное, несущее миру Жизнь. Плод этого дерева – Плоть Сына Человеческого, вознесенного на Крест, она на Кресте, как плод древа крестного. От этого плода обетовано вкушать ныне победившим христианам. Древо это – посреди рая Божия – Церкви Христовой. Не на окраине рая, а посредине, в самом сердце Церкви, великое и страшное таинство святой евхаристии, где от святой чаши верные приобщаются Тела Христова, вкушают от Древа Жизни. Особое вкушение от Древа Жизни уготовано в вечности. В 22-й главе Апокалипсиса мы увидим, что в небесном Иерусалиме будет Древо Жизни, от которого будут вкушать победившие. Вводимые в рай от вкушения плодов Древа Жизни обретают жизнь вечную. Второе послание Откр.2:8 И Ангелу Смирнской церкви напиши: так говорит Первый и Последний, Который был мертв, и се, жив. И Ангелу Смирнской церкви напиши . Смирнская Церковь показывает нам иную сторону Церкви. Если в ефесской Церкви – бурная, активная деятельность и отсутствие любви, то смирнская Церковь – это гонимая Церковь , это приятие страданий за имя Христово. Само название города Смирна говорит о страданиях, ибо смирна – это благовонная масть, которой умащали покойников. Символ страданий и смерти. Все остальные Церкви были в лучших условиях, и казалось, что именно этот светильник вот-вот угаснет. Но вот что примечательно: ныне, через 19 веков, из всех тех семи городов не осталось ни одного, кроме Смирны. Называется он теперь Измир (в Турции).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Итак, старообрядцы беспоповцы вкушения древа жизни лишены и упования от него оживотворяться удалены: посему они для надежды на получение жизни вечной не имеют никаких оснований. Они полагают надежду на получение живота вечного в том, что по крещении добродетельно жительствуют, постятся и молятся. Но если бы их труд был и настолько достаточен, что подобился бы труду праотца Адама, когда он жил прежде его преступления в раю, который заповедал ему Бог делати и хранити, если бы и они пребывали, в раю добродетелей, делая и храня его: и тогда всех их добродетелей, как для Адама, было бы недостаточно на получение вечного живота, и тогда им требовалось бы, как и Адаму, вкушение от древа жизни. Тем паче при недостатке и несовершенстве их добродетелей необходимо им для получения вечной жизни вкушение от древа животного – приобщение тела и крови Господних. И не в том только состоит недостаток их, что они не причащаются тела и крови Господних в наследие живота вечного, а и в том еще, что содержат и противное слову Божию учение, акибы мысленный рай, святая Божия церковь , каковою признают они свое, из одних простолюдинов состоящее общество, может существовать и без древа жизни, без приношения тела и крови Господни, но якобы с несомненною надеждою на спасение. Такое гибельное их учение не имеет основания ни в священном, ни в отеческих писаниях, и доколе не вкусят они от древа жизни, сущего посреди рая Божия, иже есть святая, соборная и Апостольская церковь , надежды на получение вечного живота иметь не могут, по слову Спасителя: аще не снесте плоти Сына человеческаго, ни пиете крове Его, живота не имате в себе (Иоан. зач. 23). Братие, православные христиане! Помолимся Господу Богу о сих заблуждающихся, дабы Он отверз сердца их, даровал им вполне уверовать св. Евангелию, внити внутрь рая Божия, во св. соборную и Апостольскую церковь , вне которой, якоже вне ковчега Ноева во время потопа, несть спасения, и да сподобит их вкусить от древа животного, пречистого тела и боготочной крови Его, на получение вечного живота, по неложному словеси Его: ядый Мою плоть и пияй Мою кровь имать живот вечный, и Аз воскрешу его в последний день. Читать далее Источник: Собрание сочинений Никольского единоверческого монастыря настоятеля архимандрита Павла – Издание Братство св. Петра митрополита – М: Тип. Г. Лиссера и А. Гешеля, 1888./Часть. 3. - 519 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Древле Бог запретил нашим прародителям в раи вкушать от древа познания добра и зла, а диавол внушил им вкусить от заповедного древа. Так же и ныне диавол внушает нам противное учение: например, Иисус Христос повелел нам вкушать от древа крестной жертвы тела и крови Его, а диавол чрез лжеучителей: запрещает вкушать от древа крестного плод тела и крови Господней. Древле Бог сказал человеку: не вкуси от древа, а диавол сказал: вкуси от древа. Ныне же Бог сказал: вкуси тела и крови Моей, а диавол научает наше не вкушать тела и крови Христовых. Вот ка пагубны диавольские козни, поставляемые на погубление нас, от чего мы должны всячески удаляться и чаще приходить в земной рай Христов, в св. храмы, и, следуя Его заповеди, приобщаться пречистого тела и честныя крови Его. 3) Ноев ковчег служил ясным прообразом церкви Христовой Как сам праведный Ной прообразова Иисуса Христа, то так и ковчег его прообразова церковь Христову следующими прообразы: как во время всемирного потопа, кроме Ноева ковчега, не было спасения от потопа, так и пред вторым огненным всемирным потопом страшного суда Божия нигде не будет спасения от погибели, кроме церкви Христовой. В Ноевом ковчеге спасались от потопа как люди, так и все животные чистые и нечистые. Так и в ковчеге второго Ноя, в церкви Христовой спасаются люди праведные и грешные чрез покаяние. Во все время потопа, праведный Ной неотступно находился внутри ковчега с своим семейством, так и второй Ной, Господь наш Иисус Христос во все наше время обуревания жизни в мире, на всякий день находится с нами в ковчеге, т. е. в своем храме, со всеми верующими, как Он сам о сем сказал: «Не оставлю вас сирых» ( Ин.14:18 ), и еще: «Се аз с вами есмь во вся дни до скончания века. Аминь» ( Мф.28:20 ). Как во время потопа не сокрушился ковчег Ноев от волнения воднаго, так и христианские храмы, во все время нашей земной жизни, не сокрушатся от волнения еретиков и гонителей христианства, и даже во дни антихриста, в чем исполнится слово Божественного Писания, сказанное: Елижды бо аще ясте хлеб сей, и чашу сию пиете, смерть Господню возвещаете, дóндеже приидет ( 1Кор.11:26 ). Раскольники же этому словеса, о вечности Христовой жертвы, не веруют, но более они доверяют своим умопомраченным и самообольщенным неучам, лжеучителям наставникам и наставницам, которые уже двести лет проповедуют, что жертвы Христовой ныне уже нет. То не есть ли это их неверие Христу? И этим они дерзко и нагло оскорбляют Иисуса Христа, за что и примут от Него достойное осуждение.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/besedi-p...

Какое же именно значение? Все и всякие жертвоприношения имели тесную связь с обстоятельствами грехопадения. Вкусив от запрещенного древа познания добра и зла, первый человек лишился плодов древа жизни и подвергся вечной смерти. А чтоб избавить человека от вечного осуждения, Бог сказал праматери нашей Еве: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь раждать детей; праотцу Адаму сказал: за то, что ты ел от дерева, о котором Я заповедал тебе: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбию будешь питаться от нея во все дни жизни твоей; терние и волчцы произрастит она тебе; в поте лица твоего снеси хлеб твой, дóндеже возратишися в землю, от нея же взят еси; а змию искусителю, как и первым людям, Бог изрек: Семя жены сотрет главу змия, сотрет первородное семя лучшей части человечества, посредством собственной искупительной смерти. И затем сам Бог научил первых людей, с одной стороны, закалять и сожигать в жертву первородных от стад, а с другой приносить в дар Господу начатки плодов земных, чтобы напоминать человечеству об искупительной жертве обетованного Семени, грядущего Избавителя, иже есть перворожден всея твари, есть единородный Сын Божий и первенец пречистой своея Матери Приснодевы, первенец от мертвых, от сынов человеческих, иже есть начаток, святой начаток святого примешения; чтоб напоминать о вкушении от древа познания добра и зла и лишении плодов древа жизни, о проклятии земли в делах человека и необходимости каждому отыти в землю; чтоб питать в нас надежду на восстановление падшего человека, на избавление от смерти, на снятие проклятия с земли и на обновление видимой природы, на новое совершеннейшее вкушение от плодов не только древа жизни, но и древа познания, от безконечной мудрости божественной, и на полнейшее обоготворение природы самого человека. Одним словом, принесение даров и жертв от плодов земли, как и от животных, указывало всегда и должно указывать людям на два преображения: на преображение природы внешней и человеческой в прошедшем, преображение на худшее, и на преображение как человека, так и земли в будущем, преображение на лучшее, чтобы постоянно питать в духе человеческом смирение и чувство зависимости от Бога, отвращение ко греху, живую веру в силу страданий от грядущего, то уже пришедшего Искупителя и надежду возвратить себе богоподобную невинность, а природе свободу от привнесенного человеческим грехом истления.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

Это мы и сами всегда исповедуем, когда на отгнание всякия вражия силы ограждаем себя четвероконечным же крестом. И сей именно четвероконечный крест, которым мы себя ограждаем, святой Ефрем, в слове 102-м, именует святым и животворящим. Св. Афанасий Великий и от двою древу сложенному кресту повелевает покланятися. Он пишет (во ответах ко Антиоху князю): «Образ же крестный, от двою древу совокупляюще, внегда кто нас укорит от неверных яко древу поклоняющихся, можем оба древа, разлучивше, и образ крестный разрушивше, сия непщевати праздна древа, и неверному заградити уста, яко не древо, но образ крестный почитаем». Здесь содержится ясное свидетельство о поклонении четвероконечному кресту, ибо не говорится: «когда четыре древа разрушим», или «когда отнимем титлу и подножие», тогда и крестный образ разрушен и непоклоняем явится, но сказано: «когда два древа», составляющие крест четвероконечный, разрушим, тогда и крест будет разрушен, И в Евангелии учительном, в слове на Воздвижение честного креста, читаем: «крестный бо образ, на четыре страны разделяем, от посреднего знамения вся показует». Прочие свидетельства о почитании креста четвероконечного зри в «Выписках» Озерского (ч. 2, отд. 3, ст. 1) и в особом сочинении г-на Арсеньева. Православный. Печатать просфоры четвероконечным крестом принято Вселенской Церковью ради соответствия такой печати священнодействиям святой литургии. Святой агнец на проскомидии жрется, или закалается на жертву крестом четвероконечным, то есть режется копием праве и преки, что именно соответствует положенной на просфоре печати креста четвероконечного. И на самой литургии, по благословении святых даров, то есть после их пресуществления, святой агнец такожде разделяется и располагается в виде четвероконечного креста, также соответственно положенной на просфоре печати креста четвероконечного. Ради этого сообразия со священнодействиями проскомидии и святой литургии, также ради согласия в сем со Вселенской Церковью, Собором 1667 года и повелено печатати просфоры печатью четвероконечного креста.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Когда же столько нервов и жил было придавлено, повреждено, разодрано гвоздями на руках и ногах Спасителя: какую же страшную муку терпел Он! Между тем, кровь, лишившись естественного круговращения, устремлялась к голове и сердцу, производя головокружение и томление, которое было мучительнее самой смерти». Палящее солнце и жгучий ветер полудня, прижигая раны, воспаляли их и каждую минуту увеличивали страдания. Язык и гортань делались сухими; нестерпимая, жгучая жажда томила страдальца. Он испытывал муки адовы. Для язычника ничего не могло быть позорнее креста, а для Иудея распятый был проклятый из проклятых. И эту-то казнь Отец Небесный благоволил избрать для Единородного, возлюбленного Сына Своего – ради нас, грешных! Этот-то позор благоволил претерпеть Господь славы, Владыка неба и земли: измерьте же, если можно, глубину смирения воплотившегося нас ради Сына Божия! Напечатлей каждый в своем сердце все то, что Он претерпел для тебя и беги грехов, которыми, по выражению апостола, снова распинается твой Спаситель. Кто постигнет всю великую тайну этих искупительных страданий Господа нашего? В нее «желают проникнуть сами Ангелы» Божии, а из людей только тот может уразуметь ее в некоей малой вере, кто сам сораспинается со Христом и спогребается с Ним, неся во след Его свой собственный крест в глубоком смирении и полной преданности в волю своего Спасителя. С благоговением размышляя о вольных страданиях Спасителя, святые отцы высказывают следующие поучительные мысли: 1) Сам Господь избрал Себе и предсказал именно крестную смерть: «подобает Сыну Человеческому пропяту быти» , – говорил Он. «Вникни, – говорит святитель Григорий Нисский , – в значение этого подобает, и ты увидишь, что в нем есть именно нечто такое, что не допускает другого рода смерти, кроме креста». По мысли святого апостола Павла, все, что ни есть во вселенной, превыше ли небес, в преисподней ли, или на земле от одного края до другого – все живет и пребывает под осенением крестным в превосходящей всякий разум любви Божией. «Христос умирает на кресте, – говорит блаженный Феофилакт, – чтобы и древо освятить, через которое мы подверглись проклятию, и благословить все, и Небесное, означаемое верхней частью креста, и подземное, означаемое подножием, и пределы земли, знаменуемые поперечными частями креста; а вместе с тем и для того, чтобы, распростерши руки, призвать и собрать расточенных чад Божиих». «Все части мира, – говорит святитель Василий Великий , – приведены ко спасению частями креста». 2) От древа, древа познания добра и зла, в раю началась и разлилась смерть на весь род человеческий через первого Адама; от древа же, древа креста, через второго Адама истекает и струится жизнь на весь мир христианский.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Созерцаемое нами животворящее древо крестное подает врачевство очам того, кто был обольщен в раю воззрением на убийственное древо. Прикасаясь к сему древу устами и предлагая оное очам своим, мы тем самым освобождаемся от вкушения и осязания смертоносного древа. О, великий дар, столь торжественно предлагаемый ныне! О, неизреченное блаженство!.. Некогда умерщвленные древом, мы ныне чрез древо же получаем жизнь, - прежде обольщенные древом, мы ныне древом же прогоняем древнего змия. Поистине, дивное и преславное изменение! Вместо смерти нам даруется жизнь, вместо тления - нетление, вместо бесчестия - слава. И потому не без причины святый апостол взывал: мне да не будет хвалитися, токмо о кресте Господа нашего Иисуса Христа, им же мне мир распяся, и аз миру (Гал.6,14). От креста просиявает высочайшая премудрость, которая посрамляет гордую мирскую мудрость и являет ее буйством. Бесчисленные благодеяния, доставленные нам крестом, подавили семена злобы и нечестия. Даже один вид и изображение сего древа еще с самого начала мира были уже предвестниками и предтечами великих событий. Всякий, кто желает знать это, тотчас может увидеть. Ной вместе с своими сыновьями и их женами и со всякого рода животными не избег ли по воле Божией всеобщего потопа посредством малого древа (Прем.10,4). А что обозначал жезл Иосифов, на верх которого поклонился патриарх Иаков (Евр.11,21, Быт.47,31), как не образ того животворящего древа, которому ныне воздается поклонение. Не был ли образом креста и жезл Моисеев, который претворил воду в кровь и поглотил мнимых змей, - одним ударом разделил море, другим снова соединил воды моря и таким образом в одно и то же время и потопил врагов, и сохранил избранный народ. Тем же точно, т.е. образом креста, был и жезл Ааронов, в один день процветший и тем доказавший законность священства (Чис.17,8). Но нам пришлось бы слишком распространиться, если бы мы захотели здесь совокупить все предзнаменования креста. Его прообразовал и Авраам, когда возложил своего сына на костер дров (Быт.22,13). Его прообразовал и Иаков, когда положив руки одна на другую, преподал благословение Иосифу (Быт.48,14). Сверх того, сам Моисей в своем лице явил образ креста, когда поднятием рук обращал амаликитян в бегство (Исх.17,11). Также смотри, и на Елисея, который бросил кусок дерева в воду и сим деревом из глубины извлек железо (4Цар.2,8). Но не только в ветхом завете, а и в законе благодати образы креста неоднократно обнаруживали свою дивную силу в одержании побед над врагами в отгнании бесов, в исцелении болезней и во многих других бесчисленных случаях.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/982/...

С 614 года по 628 год Честное Древо претерпевало пленение от персов. Промысел Божий хранил Древо и там, на чужбине. Язычники, пораженные чудесами, сопровождавшими ковчег с Крестом, не смели дерзко прикоснуться к христианской святыне. Победа греческого императора Ираклия над персами вернула Крест в Иерусалим. И возвращение Креста, и воздвижение его над Гробом Господним совершилось именно в день праздника Воздвижения Животворящего Древа Креста Господня. Так, дорогие мои, три разновременных события из жизни Креста Господня освещают сей день. И повторяю в напоминание вам — это и обретение Крестного Древа, и построение храма Воскресения Господня на Голгофе, и внесение Животворящего Креста в этот храм, и последнее возвращение Животворящего Древа из плена и водворение его на Голгофе, на своем первоначальном месте. Двадцать столетий прошло от величайшего события голгофской крестной жертвы Спасителя, когда Христос во славе вознесся на небо. Крест же остался на земле, продолжая делать великое дело, начатое на Голгофе. И по сей день живет Крест, как живая личность, как человек, принимая на себя и безграничную любовь, и столь же беспредельную ненависть. И как у первого Спасительного Креста Господня в свое время противостали друг другу любовь и злоба, верность и предательство — так суждено и во все времена жизни мира Кресту быть камнем преткновения. Для одних — богоборцев — он есть жестокое и ненавистное поприще страданий, ведущее в смерть. Скорби и страдания земной жизни — удел всех земнородных. Для других — последователей Христа — крест таких же скорбей и страданий становится любимым поприщем высшего духовного наслаждения, путем шествия за любимым Христом в жизнь вечную к славе. Крест продолжает жить в мире одним на спасение, другим — на вящую погибель. Борьба зла и добра у подножия Креста продолжается ради любви или ненависти к Тому, Кем освятилось Древо Креста. Не пойдем в глубь истории за примерами, возьмем живые примеры наших дней. Какую злобу и неприятие Креста являют сейчас все отошедшие от Православной Церкви Христовой, и особенно протестанты и сектанты, хулящие Крест Христов, наше крестное знамение и обвиняющие православных в идолопоклонстве за почитание Креста. Крест — хранитель всей вселенной, Крест — хранитель и утверждение в истине каждого человека — для них не существует.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010