При проведении выборных мероприятий новая власть не позабыла про легитимного руководителя государства. В Петроградский Военно-революционный комитет своевременно поступила информация такого содержания: « В Гатчине мы стояли около пяти часов, вчера вечером там я от известного в Латышском корпусе Альмана-Бридица узнал, что Керенский вместе с Корниловым и Михаилом Александровичем находятся в Гатчине и штаб ихний помещается в Гатчинском замке. Действуют они совместно. Город Гатчина объявлен на военном положении, и там же учрежден революционный суд. Всякие сборища свыше 3 человек воспрещены. В распоряжении Керенского находится одна казачья дикая дивизия и гатчинские юнкера» . Это были, конечно, слухи…, но попадали они на благодатную почву. Подробно исследовавший дневники Михаила Александровича, В.М. Хрусталев пишет, что « 4 ноября 1917 г. большевики решили перевести» его « в Петроград. Очевидно, они опасались, что Гатчина вновь окажется не под их контролем, и он может скрыться. Эта мера коснулась и Великого Князя Павла Александровича, который проживал в Царском Селе» . В своих воспоминаниях княгиня Н.П. Путятина написала : « Вскоре после большевицкой революции один из партийных вожаков, некий Рошаль, появился в Гатчине и заявил Великому Князю, что по приказу Совета, он должен переехать в Петроград, где его свобода будет ограничена и что он будет жить под постоянным надзором властей; он добавил, что Великого Князя поместят под домашний арест, и он может выбрать подходящий для него дом. Его Императорское Высочество сразу же ответил, что он хотел бы жить в доме Путятиных на Миллионной улице, где он находился несколько месяцев назад. Так Великий Князь со своей супругой поселились в нашем доме на Миллионной, а дети и их гувернантка жили вместе с господином Матвеевым, юридическим консультантом Великого Князя». После выборов, 13 ноября 1917 г. Петроградский ВРК рассмотрел вопрос о переводе Михаила Александровича в Гатчину или Финляндию: « Комиссар Гатчины Рошаль удостоверил, что Гатчина и линия железной дороги всецело в наших руках. Постановили: Военно-революционный комитет возражений против перевода его под домашний арест в Гатчину [не имеет]. Запросить по этому поводу Военно-следственную комиссию. Разрешено перевести Михаила Романова в Гатчину под домашний арест» . В депеше Петроградского ВРК от того числа сообщалось: « Военно-революционный комитет не встречает препятствий к переводу Михаила Александровича Романова в Гатчину с сохранением меры пресечения (домашний арест). Председатель Молотов. Секретарь А. Галкин» .

http://ruskline.ru/analitika/2023/12/04/...

Когда Наполеон, еще будучи генералом, взял в 1798 году остров Мальту: тогда последний великий магистр ордена рыцарей барон Фердинанд Гомпеш, получив от него позволение вывезти с острова все, что ему угодно, взял только часть животворящего древа креста Господня, чудотворную икону Богоматери и правую руку Крестителя. Тогда рыцари, будучи в крайних обстоятельствах, прибегли под защиту российского императора Павла Петровича, наименовали его великим магистром ордена Иоанна Иерусалимского, и три святыни: часть древа креста Господня, икону Богоматери и руку Крестителя, двенадцатого дня октября 1799 года, в день бракосочетания великой княжны, Елены Павловны с наследникοм престола герцогства Меκленбург-Шверинского, принесены в придворную церковь города Гатчины, в 42-х верстах от Санкт-Петербурга 250 . б) Начало праздника По внесении святыни в придворную церковь города Гатчины, 22 октября, в день Казанской Божией Матери, в той же церкви, в присутствии Государя Императора, совершена была преосвященнейшим Амвросием, архиепископом Санкт-Петербургским, божественная литургия, и после молебного пения происходило от его Императорского Величества и их Императорских Высочеств с их свитою благоговейное поклонение животворящему кресту Господню, св. иконе Божией Матери и десной руке св. Крестителя Господня, которые поставлены были на этот раз на аналое среди церкви. Затем с таким же благоговением лобызали святыню купечество и другие сословия 251 . Так в 1799 году получил начало свое праздник перенесения десницы Крестителя из Мальты в Гатчину. в) Образ празднования Особенной службы на праздник перенесения руки Крестителя из Мальты в Гатчину не составлено, а предписано указом отправлять празднование по службе общей Предтече 252 . Праздник сей совершается в 12 день октября. г) Цель праздника Установляя праздник перенесения честной руки Иоанна Крестителя из Мальты в Гатчину, наша Грекороссийская Церковь имела, без сомнения, главною целию возбудить в россиянах особенное уважение к Предтече, десницу которого честно сохраняли даже враги Христианства.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В главном алтаре в два яруса располагались иконы святых, соименных лицам царского дома. Все иконы были живописные на золоте. Иконы иконостаса были написаны художниками Ф.А. Бруни, М.И. Скотти, Ф.С. Завьяловым, В.А. Серебряковым, А.Ф. Перницем. Замечательна также стенная живопись, выполненная художником Ф.С. Завьяловым (1810-1856) – это Спаситель Благословляющий в главном алтаре над престолом, два ангела и Апостолы Петр и Павел по обеим сторонам от алтаря, в нишах клиросов - Иоанн Предтеча и пророк Моисей. В куполе двенадцать пророков и четыре евангелиста работы академика П.И. Шамшина (1811-1895). После того как собор был построен, жители Гатчины обратились с просьбой к императору Николаю Павловичу, чтобы три великих святыни христианского мира – Десница Иоанна Крестителя, Филермская икона Божией Матери и Часть Древа Креста Господня, принесенные в Гатчину в 1799 году, были бы помещены в соборе для поклонения. Но Император согласился лишь на ежегодное пренесение святынь из церкви Зимнего дворца в Гатчину на две недели. У Царских врат среднего иконостаса по воле Николая I была помещена копия с Филермской иконы Божьей Матери. Копия была выполнена художником Бовиным. Первым настоятелем храма стал протоиерей Владимир Славинский. При соборе находилось много предметов церковного обихода, представлявших собой художественную ценность. Большая часть этих предметов была пожертвована в разное время жителями Гатчины и ее окрестностей. Среди них выделялись замечательной работой серебряные с позолотой венцы и ризы для икон правого придела, подаренные И.А. Ганнибалом. При соборе существовало попечительство, проводившее благотворительные акции. Для окормления православных эстонцев в соборе был создан причт, состоявший из священника и псаломщика для проведения служб на эстонском языке. Позже в Гатчине близ Балтийского вокзала была построено здание эстонской православной церкви (сгорело во время войны). В 1918 г. в крипте собора священномученик митрополит Вениамин Петроградский освятил для служения зимой единственный в мире храм в честь праздника пренесения в Гатчину Десной руки Крестителя и Предтечи Господня Иоанна.

http://sobory.ru/article/?object=00533

Торжественная закладка Павловского собора состоялась 17 октября 1846 года в присутствии императора Николая I. Строительство заняло больше времени, чем предполагали царские расчёты: храм был освящён лишь 29 июня 1852 года, в праздник святых апостолов Петра и Павла, в присутствии великого князя Константина Николаевича. Во второй половине XIX века при Павловском соборе велась активная приходская жизнь. Было построено внушительное каменное здание церковно-приходской школы, в которой учились не только мальчики, но и девочки; создано Братство Пресвятой Богородицы, действовал собственный хор певчих, проводились благотворительные акции. Учитывая многонациональный состав местного населения (издавна эти земли, носившие название Ижора или Ингерманландия, переходили то к Швеции, то к России, то к Эстонии), церковное начальство позаботилось обо всех верующих: при соборе служили эстонский священник и псаломщик, проводившие службы на эстонском языке, а в 1908 году был организован отдельный эстонский приход и построен храм - к сожалению, сгоревший во время войны. Главные страницы истории Павловского собора связаны с тремя великими святынями христианского мира: это Десница св. Иоанна Крестителя, Филермская икона Божией Матери и часть Древа Животворящего Креста Господня. Все они были привезены в Гатчину в 1799 году рыцарями Мальтийского ордена, которые прибыли в Россию по приглашению Павла I. Святыни находились в церкви Спаса Нерукотворного Образа Зимнего дворца, где они и оставались на протяжении полувека. И лишь в 1852 году, после постройки Павловского собора, Николай I распорядился ежегодно накануне праздника 12 октября переносить святыни в Гатчину. Они прибывали в Гатчинский дворец, а утром следующего дня торжественным крестным ходом по улицам города их переносили в Павловский собор, где совершалась литургия. Затем святыни выставлялись для поклонения верующих. Так продолжалось вплоть до Октябрьской революции. Когда завершился последний в истории Павловского собора крестный ход с подлинными реликвиями Мальтийского ордена (13 октября 1919 года) и верующие разошлись по домам, настоятель Павловского собора протоирей Иоанн Богоявленский в сопровождении двух человек уложил святыни в специальные неприметные футляры и покинул Гатчину.

http://sobory.ru/article/?object=00533

О «Гатчинских святынях», Ордене иоаннитов и преподобномученице Марии Гатчинской Беседа с историком Виктором Васильевым Ирина Ахундова В 1798-м году рыцари Мальтийского ордена преподнесли в дар Императору Павлу I десницу святого Иоанна Предтечи, а в 1799-м году из Мальты в Санкт-Петербург доставили еще две святыни: чудотворную Филермскую икону Божией Матери и Часть Древа Животворящего Креста Господня. В 1923-м году итальянские власти через своего посла в Москве попросили советское правительство вернуть святыни Мальтийского ордена, но их в России уже не было. Несмотря на это, праздник принесения трех величайших святынь христианского мира из Мальты в Гатчину дожил до наших дней. Он отмечается 12/25 октября. О том, как Мальтийские святыни стали Гатчинскими и почему сейчас они находятся в Черногории, рассказывает секретарь комиссии по канонизации Гатчинской епархии Виктор Васильев, историк и писатель, автор книги «Судьбы и тайны великих святынь». – Виктор Александрович, вы являетесь и специалистом по гатчинским святыням, много знаете об их перенесении из Мальты в Гатчину. Когда была возрождена прерванная в 1919-м году традиция проведения ежегодного крестного хода по Гатчине? – В 1999-м году, в ходе празднования 200-летия принесения святынь из Мальты в Гатчину, здесь впервые спустя много лет прошел крестный ход из Троицкой церкви Гатчинского дворца в Павловский собор. В следующем году исполнится 25 лет со дня возрождения крестного хода настоятелем Павловского собора митрофорным протоиереем Владимиром Феером – благочинным Гатчинского округа. День 12/25 октября был одним из главных праздничных дней не только для жителей Гатчины, но и для многих православных христиан Санкт-Петербургской митрополии – для духовенства и паломников из разных благочиний. В крестном ходе, который официально стал праздником Гатчинской епархии, мы, конечно, несем не сами Гатчинские святыни, которые с 1799 по 1919 год были достоянием России, а потом вынужденно покинули ее, а их «копии». – Почему церковное празднование святыням было установлено именно 12/25 октября?

http://pravoslavie.ru/156909.html

Г) Ориген Беседы на разные места Писания, бес. 8-я: «Поперечные перекладины корабельной мачты и оконечности парусов носят на себе фигуру нашего креста. Также и самый птицы, когда они взлетают на верх и висят в воздухе, раскрывши крылья, подражают крестной форме. И самые трофеи и знаки победы при триумфах суть украшенные кресты, которые мы должны иметь не только на своих лицах, но и в душах наших, дабы вооруженные таким образом, мы могли наступать на аспида и василиска во Христе Иисусе». Здесь, в сущности, речь идет о том же, о чем говорили св. Иустин, Минуций и Тертуллиан ; впрочем, Ориген видит еще изображение креста в птицах, когда они, летая по воздуху, распростирают свои крылья, так что вся их фигура представляет четырехконечный крест. Подобное указание делает и отец IV века, блаж. Иероним, когда в беседе на евангелиста Марка, главу 11-ю, говорит: «Когда птицы летают по воздуху, они принимают фигуру креста», и даже присовокупляет: «человек, плавающий по воде или молящийся, принимает вид креста», – сравнение отчасти уже знакомое нам. Д) Св. Афанасий Великий 9 Ответы на вопросы Антиоха, отв. на 41 вопрос (по славянскому переводу): «Креста убо образу от двою древу совокупляюще покланяемся. Егда же кто нас от неверных укорил бы, яко древу покланяющиеся, можем два древа разлучивше, и образ креста разрушивше, яко праздна сие непщевати древа, а неверного увещевати, яко не древо чтем, но образ креста». Это свидетельство особенно важно, так как св. отец, не прибегая уже ни к каким подобиям и примерам, прямо, не обинуясь, говорит, что крест Христов состоит из двух древ, и, как бы не довольствуясь этими словами, далее поясняет свою мысль. «Если бы кто от язычников, говорит он, – укорил нас, что поклоняемся дереву, то в доказательство того, что мы не древо чтим, но образ креста, мы можем разлучить два древа, так что уже не получается креста, но останутся одни пустые древа». В этом добавлении первая мысль о том, что двусоставный крест есть истинный крест, получает полное подтверждение, ибо в самом деле, если мы разлучим два древа, составляющие двусоставный крест, то уже не получим креста, но одни прямые палочки. Итак, вот ясное свидетельство о четвероконечном кресте, принадлежащее св. отцу IV столетия. Можно ли после этого старообрядцам отрицать древность этого креста, называя его сенью креста Христова? Св. Афанасий говорит, очевидно, вовсе не о сени креста Христова, но о самом истинном кресте Христовом, ибо говорит, что мы покланяемся ему: «креста убо образу от двою древу совокупляюще покланяемся». А если бы четвероконечный крест был сенью осьмиконечного, то в новозаветной церкви покланяться ему было бы не дозволено, так как прейде сень законная, благодати пришедши.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Arsenev/...

На Литургии: прокимен глас 4: Святым, иже суть на земли Его, удиви Господь вся хотения Своя в них. Стих: Предзрех Господа предо мною выну: Апостол ко Ефесеом, зачало 233. Аллилуия, глас 4: Воззваша праведнии, и Господь услыша их. Евангелие от Луки, зачало 106. Причастен: Радуйтеся: Празднование святому Иоанну, Крестителю Господню, на память пренесения из Мальты во град Гатчину креста из части Древа Животворящаго Креста Господня, Филермскаго чудотворнаго образа Божия Матере, писаннаго святым Евангелистом Лукою, и десныя руки мощей святаго Иоанна Крестителя НА МАЛОЙ ВЕЧЕРНИ Стихиры на 4, глас 8: Днесь возсия память твоя, Предтече,/яко светило велие лучи обильныя чудес изливающи,/благочестивых сердца озаряющи,/и утешение подающи всем с верою приходящим и покланяющимся тебе,/заступнику и поборнику земли Российския,/и теплому молитвеннику о душах наших. Светлое торжество духовное устрояет нам рука твоя, Предтече,/соводворитися бо с нами, почитающими тя усердно, пришел еси видимым образом,/приносящи дары Божественныя благодати,/сего ради к тебе взываем:/буди нам помощник, и ходатай, и руководитель,/на спасения стези наставляющий. Днесь палата присносветла является/пришествием тебе, светильника невечерняго Света./Торжествует град, его же благословляет десница твоя, Крестителю./Светло празднуют благовернии людие, вхождением ея осеняемии,/и покланяяся тебе, глаголют:/избави молитвами твоими от всякаго зла,/находящаго за множество прегрешений на рабы твоя. Божественное сокровище и богатство неистощимое/даровася державному граду десница твоя, Предтече Господень,/и положися честне в Божественнем храме,/и бысть духовнаго веселия вина тепле любящим тя, пророков верховнейший,/идеже священно собравшеся,/воспеваем тя благодарным сердцем, яко новаго Авраама,/пресельника к нам преславна и молитвенника о душах наших. Слава, глас 6: Крест Твой, Господи,/оружие на враги видимыя и невидимыя нам даровася,/да будет убо невидимая сила его/огнь, попаляяй лица сопротивных,/хотящих брани неправедно.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Ири­неем рекапитуляции, как повторения в жизни Христа Спасителя собы­тий жизни Адама, имеющих отношение к его грехопадению. Выше уже говорилось, что, исходя из этого понимания рекапитуляции, Христос мог освободить Адама и его потомков от духовной и телесной смерти только через добровольное принятие на Себя смерти. Но св. Ириней проводит эту параллель еще дальше: он говорит, что «преступление, которое совершилось посредством древа, разрушено было послушани­ем древа» 121 . Иными словами, он проводит параллель между «древом преслушания», к которому простер свою руку Адам, чтобы сорвать с него запрещенный плод, и «Древом Крестным», на котором простер Свои руки Христос, чтобы «бывшее на древе непослушание» исправить «послушанием на древе Крестном» 122 . Интересно отметить, что этот параллелизм и одновременно противопоставление «древа преслушания» и «древа спасения», к которым св. Ириней неоднократно возвращается в своих творениях, получил раз­витие в литургическом богословии Восточной Церкви, в особенности в песнопениях Октоиха и Постной Триоди. «Древом умерый, древо тя обретох жизни, Кресте мой христоносный, хранителю мой неруши­мый» 123 – читаем в каноне Крестопоклонной недели св. Четыредесятницы. Та же мысль неоднократно повторяется и в песнопениях Октоиха. «Крест – за древо разумное (т. е. древо познания.– «К». С.), за сладкую же пищу – желчь, ...за тление же смерти – кровь Свою Божественную излиял еси» 124 . «От древа вкуш Адам, первый человек, обрете смерть, Вторый же на нем Христос умертвися, бессмертную жизнь дарует» 125 . Можно было бы привести еще целый ряд примеров из песнопений Октоиха и Триоди, в которых находим то же сопоставление и одновре­менно противопоставление древа преслушания и христоносного древа Креста. Для понимания учения св. Иринея о «домостроительстве древа» существенно подчеркнуть, что он не ограничивается указанным выше сопоставлением и противопоставлением Креста Христова с древом преслушания, но раскрывает также значение самого образа Креста как знамения общего спасения всего человеческого рода и всей вселенной.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Далее, относительно лиц, состоящих под властью других, для брака рабов законы всегда требовали согласия господ их. Этого требуют и правила св. отцов, изображая брак рабов без воли господ любодеянием, и подвергая виновных церковному покаянию. Впрочем, представляя господам согласием своим утверждать заключенные уже между рабами браки, церковные правила не определяют в противном случае расторжения брака (Вас.вел.40:42). Законы грекоримские не только полагали для брака рабов согласие, или дозволение господ необходимым, но и совершенно предоставляли его воле господ. У нас хотя не было таких постановлений, но обычаи долгое время в том же духе действовали; и по определенным правилам браки рабов без воли господ, подлежали духовному суду 45 . Петром великим подтверждены в этом отношении права господ, так, чтобы и лица свободные, желающие вступить в брак с крепостными, не заключали такого брака без ведома их помещиков и без отпускных писем от них 46 . Это постановление было постоянно подтверждаемо 47 . И в своде настоящих гражданских наших законов сказано: «запрещается помещичьим крестьянам и дворовым людям вступать в брак без дозволения их владельцев» 48 . Древние правила Церкви, постановляя вообще, что для брака лиц, состоящих под властью других, нужно дозволение или согласие имеющих над ними власть, предполагают уже необходимым и дозволение начальства по службе (Вас.вел.40:42). Ибо христианская Церковь всякую законную власть в обществе всегда признавала богоучрежденною и всегда ограждала своим влиянием законные отношения подчиненности. В законах гражданских грекоримских не находим положительного определения о согласии гражданских и военных начальств на брак подчиненных; однакож общее постановление этих законов, что лица, находящиеся под властью, должны получать для брака согласие имеющих власть, конечно не оставалось без приложения и к службе гражданской или военной. У нас такое постановление о военных чинах, как высших, так и низших, возымело силу во времени Петра великого, и потом постоянно было подтверждаемо, в том отношении, чтобы военные начальства не только наблюдали в браках лиц, им подчиненных, беспрепятственность по службе, но и сообразность со званием и состоянием военнослужащих 49 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

Полная версия статьи расположена здесь . Покровский собор Гатчины не имеет древней истории, уходящей корнями в седые века, однако он является своеобразным продолжением судеб храмов Вохоновского Мариинского монастыря, стоявшего в 25 километрах от императорской резиденции, и его самостоятельной ветви - Пятогорской Богородицкой обители. Изначально Покровский собор являлся её подворьем. Ещё в середине 90-х годов XIX века руководство Санкт-Петербургской епархии задумало придать Пятогорской Богородицкой женской обители отдельный статус. Это произошло в 1899 году, после чего новоиспечённый монастырь существовал ещё тридцать лет. Развитие обители включало создание подворья, и здесь неоценимую помощь оказал благодетель будущего Покровского собора, купец 3-й гильдии Козьма Карпович Карпов, переселившийся в Гатчину вместе с семьёй в 1872 году. Одна из достопримечательностей нынешнего Покровского собора - мемориальная доска, посвящённая чете Карповых с памятной надписью: " Здесь покоится прах рабов Божиих Козьмы и Ирины - основателей сей обители и сего храма " . Эти слова перенесены с остатков первоначальной мраморной доски, найденных в 2001 году в ходе работ по очистке старых склепов, некогда устроенных в притворе Покровской церкви. Карпов происходил из крестьян Ложголовской волости Псковской губернии. Приехав в Гатчину вместе с женой Ириной Афанасьевной, купец очень скоро стал в городе своим человеком. У него имелись неплохие сбережения и предпринимательская смекалка, он держал бакалейный магазин напротив рыночной площади, и в скором времени Козьма Карпович смог приобрести в самом центре города участок размером в два гектара. На них стояла недвижимость: деревянный дом с мезонином и парой флигелей, а в придачу хозяйственные постройки. Это ещё больше упрочило положение купца в деловом мире Гатчины. У Карпова хранилась православная икона, которую он чтил превыше других и привёз с собой в Гатчину. Это был светлый образ, посвящённый празднику Покрова Пресвятой Богородицы. Когда-то он чудесным образом уцелел во время сильного пожара, случившемся на родине купца, и тот почитал икону как чудотворную.

http://sobory.ru/article/?object=00131

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010