Итак, от обретенного святой императрицей Еленой Креста начали происходить удивительные чудеса, убедившие верующих в том, что именно на нем и был распят Господь Иисус Христос. Весть об этой находке быстро распространилась по Иерусалиму, и к месту погребения Господа начали стекаться толпы народа. Тогда святитель Макарий поднял Крест Христов для всеобщего обозрения и поклонения. При этом, как подчеркивает святитель Амвросий Медиоланский в «Слове на смерть Феодосия Великого», Елена, а вместе с ней и все остальные верующие воздали тогда поклонение не самому по себе Древу Креста (так поступают только язычники, воздающие божественное поклонение материальным идолам), но почтили Крест как ту величайшую святыню, на которой был распят Сын Божий; тем самым они воздали поклонение через посредство Креста – именно Самому умершему на нем Господу. Весь народ, радуясь совершившемуся чудесному обретению Креста, обступил холм, на котором стоял епископ, и восклицал «Господи, помилуй». Такова вкратце история события Воздвижения Креста Господня. Мы видим, что в обстоятельствах, связанных с обретением Креста царицей Еленой и с произошедшими чудесными знамениями, наиболее зримо проявилось то духовное преображение, та удивительная перемена, что произошли с Крестом после Распятия на нем и последовавшего Воскресения Иисуса. Бывший до того позорным орудием смерти, принесший физическую гибель Богочеловеку, Крест становится отныне способен силой Божией воскрешать мертвых, даровать жизнь и исцеление. В связи с этими событиями, описанными древними церковными историками, и возник церковный праздник Воздвижения Креста. Вскоре на том самом месте, где некогда совершилась казнь Спасителя, а неподалеку произошло Его Воскресение, был возведен христианский храм. С этой поры многие частицы Древа Креста разошлись по всему христианскому миру. Так, святитель Кирилл Иерусалимский в IV столетии писал в «Огласительных поучениях», что «вся вселенная имеет уже части Древа Крестного». Известно, что сразу после нахождения Крестного Древа святая императрица Елена послала святому Константину часть Креста, а также гвозди Христовы. Однако значительная часть Креста Христова продолжала храниться в Иерусалиме в особом серебряном ковчеге. Церковный праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня

http://azbyka.ru/propovedi/vozdvizhenie-...

Происхождение (Изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня 1/14 августа Кресту Твоему поклоняемся, Владыко . Тропарь на поклонение Кресту Праздник, совершаемый 1 августа, называется Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня. Он был установлен в Константинополе в IX в. по Рождестве Христовом по причине болезней, которые часто бывали в Константинополе в августе месяце. С XII–XIII вв. праздник этот сделался общим. В Константинополе установился такой обычай: 31 июля ежегодно часть Древа Животворящего Креста Господня выносилась из домовой церкви греческих императоров в храм святой Софии. В этом храме перед Древом Животворящего Креста совершалось водосвятие. Потом с 1 августа в течение двух недель эту святыню (часть Древа Животворящего Креста) носили по городу. При этом обхождении перед этой святыней служили литии для освящения мест и для прекращения болезней. Так продолжалось до 14 августа, когда Древо Животворящего Креста обратно уносилось в царские покои. Этот обычай носить Честное Древо Животворящего Креста по дорогам и улицам в соединении с другим обычаем – в первый день каждого месяца освящать воду и послужил основанием праздника в честь Святого Животворящего Креста и торжественного освящения воды на источниках 1 августа. Начало этого праздника в России относится к XV веку. Называется этот праздник «Происхождение Честных Древ». Наименование пошло от неправильного перевода с греческого слова, которое означает: крестный ход, шествие вперед. Посему и в Русской Православной Церкви в этот день обычно бывал Крестный ход на источники водные, колодези, реки для освящения воды. А накануне, на всенощном бдении, совершался вынос Животворящего Креста Господня опять-таки в воспоминание того обычая, по которому с 1 по 14 августа в Константинополе часть Древа Животворящего Креста Господня торжественно с Крестным ходом носили по дорогам, улицам и домам. Вынося на середину храма Святой Крест для поклонения, Православная Церковь естественно воспоминает и прославляет Того, Кто Своими страданиями на Кресте искупил род человеческий «от клятвы законныя» ( Гал.3:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sharap...

Канон воскресн со ирмосом на 4, и праздника на 4, и Креста на 6. Катавасиа Креста: оба лика вкупе. По 3-й песни кондак праздника: и седален Креста, и чтение праздника. По 6-й песни, кондак и икос Креста: и чтение. На 9-й песни поем Честнейшую: Светилен воскресн. Слава, Креста: И ныне, праздника. На хвалитех стихиры воскресны 3, и Креста 2, и праздника 3, с припевы их. и потом припев: Воскресни Господи Боже мой: и поем самогласну стихиру триоди: Слава, туюжде: И ныне, Преблагословенна еси: Славословие великое. По трисвятом вход. и поем тропарь Креста: Спаси Господи люди твоя: трижды. и бывает поклонение честному Кресту по обычаю. таже ектениа: и оглашение Студитово. и отпуст, и исхождение. Слава, и ныне, стихира евангельская, и час 1-й в притворе. На часех, тропарь воскресн: Слава, Креста: И ныне, Богородичен часов. По Отче наш, кондак Креста. На 3-м часе, тропарь воскресн, Слава, праздника: И ныне, Богородичен часов. По Отче наш, кондак праздника, и Креста, пременяюще глаголем. На литургии, блаженна гласа на 4: и Креста песнь 3-я на 4: и праздника песнь 9-я на 4. По входе тропарь воскресн, и Креста, и праздника: Слава, кондак Креста: И ныне, праздника. Прокимен, апостол, Аллилуиа, Евангелие и причастен, прежде Креста, и потом праздника Богородицы. За Достойно, О тебе радуется: [Зри] Архангела Гавриила поем службу в понедельник. На велицей вечерни, Блажен муж: кафисма вся. На Господи воззвах, стихиры воскресны 3: и Креста подобны 3: и праздника подобна два, и архангела подобна два: обои на 4. Слава, Креста: И ныне, праздника: или Богородичен настоящаго гласа. Вход. Прокимен дне. На литии стихиры праздника. Слава, праздника: И ныне, Креста. На стиховне стихиры воскресны. Слава, Креста: И ныне, праздника. На благословении хлебов тропарь праздника дважды: и Креста единожды. и чтение во апостольских посланиих. На утрени, на Бог Господь: тропарь воскресн, единожды: и Креста единожды: Слава, архангела: И ныне, праздника. По кафисмах седальны воскресны, и богородичны их, и чтение во евангелии толковом.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

– Когда святыни вывезли из Гатчины, настоятель Павловского собора протоиерей Алексий Благовещенский (расстрелянный в 1938-м году) с любовью украсил фотографии Филермской иконы и десницы Иоанна Крестителя вышитыми им самим ризами. В нашем соборе сейчас есть частицы десной руки Иоанна Предтечи и Части Животворящего Креста Господня, у которых мы молимся и с которыми ходим крестными ходами. В нашем соборе есть частицы десной руки Иоанна Предтечи и Части Животворящего Креста Господня После войны настоятелем собора был духовный отец преподобномученицы Марии Гатчинской протоиерей Петр Белавский. Так как крестные ходы по улицам тогда были запрещены, при отце Петре крестный ход с изображениями святынь шел из верхнего храма собора в нижний. Сейчас в соборе идут реставрационные работы, и службы проводятся в нижнем храме, который уже отреставрирован. – Как возникла традиция проводить крестный ход со святынями? – В течение полувека (начиная с 1799 года) святыни находились в Зимнем дворце, в церкви Спаса Нерукотворного Образа. Во время освящения в 1852-м году Гатчинского Павловского собора, построенного в память Императора Павла, гатчинские жители обратились к Императору Николаю Павловичу с просьбой перенести в Павловский собор эти три святыни. Но он на это не согласился и повелел ежегодно приносить святыни для поклонения в Гатчину накануне дня празднования. И даже когда святыни покинули Россию, в Гатчине праздник перенесения святынь из Мальты в Гатчину оставался одним из самых любимых среди православных гатчинцев. 11/24 октября, в канун праздника, святыни переносили в Гатчинский дворец, где служилась вечерня, после чего торжественным крестным ходом шли по улицам города – в Павловский собор, где совершалась утреня, а на следующий день – литургия. Вплоть до революции святыни выставлялись для поклонения верующих на 10 дней. Когда Зимний дворец и его церковь разграбили, святыни удалось перевезти в Архангельский собор Московского Кремля. А в конце 1919 года Святейший Патриарх Тихон благословил доставить их в Павловский собор Гатчины. Генерал П.Н. Краснов в романе «Понять-простить» описал, как 13 октября 1919 года после литургии и молебна последний крестный ход со святынями перед их уходом из России шел по городу под дождем со снегом. Позже будущий настоятель собора протоиерей Алексий Благовещенский написал Патриарху Тихону о том, что после этого крестного хода святыни увезли в Эстонию, чтобы красные не уничтожили реликвии, не ограбили их драгоценные ризы. В присутствии графа Игнатьева и двух военных святыни забрал из собора настоятель протоиерей Иоанн Богоявленский – будущий епископ Таллинский Исидор, ставший духовником Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

http://pravoslavie.ru/156909.html

Изображение Креста собственно в виде «древа жизни» в церковном искусстве, судя по памятникам, явилось очень рано и стояло, несомненно, частью под влиянием памятников древнейшей эпохи искусства восточного, частью под влиянием чистой библейской аллегории. Известно, что между ассирийскими изваяниями, которые теперь находятся в Королевском Музее в Берлине, есть два (из Нимруда), которые содержат изображение «священного древа». Оно стоит меж двумя окрыленными гениями, которые в одном случае с человеческой, а в другом с орлиной головой, причем каждый в поднятой правой руке держит кедровый орех, а в левой ведро; таким образом они совершают моления с огнем и водой. Дерево имеет стройный ствол, расчлененный узлами, наверху с кроной, наподобие семилиственной пальмы; оно кольцеобразно убрано листьями и цветами, которые со стволом и меж собой соединены сетью связок. При другом таком дереве, на другом памятнике, те же гении, с человеческой головой, но без орехов и без ведер. Одно из подобных и наилучших изображений «древа жизни» имеется и на сассанидской вазе IVbeka, в Кабинете Древностей, в Париже. Дерево с листьями и плодами стоит меж двумя львами, которые поставлены впрямь, как те гении. Такова же золотая ваза с изображением «древа жизни» на ее эмали, находящаяся в ризнице аббатства св. Маврикия в Валлисе, также персидско-арабского происхождения; она подарена калифом Гарун-аль-Рашидом Карлу Великому, а им – аббатству св. Маврикия. На нем также древо с двумя львами впрять. Эти и подобные им и другие предметы, поступая в церковь , естественно нашли в ней свое применение. Вот почему то же изображение «древа жизни», с двумя львами при основании, нашло себе место и в скульптуре храмов: так, в церкви в Мариньи и пр. В других случаях, при изображении «древа жизни» являются и львы, и змеи; так, в скульптуре на арках в соборе города Хура (в Швейцарии): здесь ствол дерева наподобие колонны, от которой вверху с обеих сторон разделяются ветви, свитые в виде спирали, и оканчиваются широкими троечастными листьями, внизу, с обеих сторон дерева, сидят два льва, обращенные головой в противоположные стороны, с высунутыми языками. Вверху над деревом две змеи, свившиеся и кусающие свои хвосты. Это – символ победы над демонической силой, над могуществом зла и смерти 30 .

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Здесь опять говорится тебе о кресте и об имеющем быть распятым 2. Слова: воскаплет кровь от древа, буквально взяты из рассматриваемой нами книги ( 3Ездр.5:5 ), в которой они находятся по тексту всех дошедших до нас переводов книги – Латинского (5:5), Эфиопского (3:7), Арабского (3:5), не говоря уже о нашем Славянском. Когда же Апостол Варнава приводит сии слова на ряду с другими пророчествами, и также в значении пророчественном: то ясно, что он признает или утверждает Священно-библейскую важность сих слов. – Силу столь важного свидетельства о третьей книге Ездры нельзя ослабить тем, что в этой книге нет, приводимых Варнавой в связи с вышеозначенными словами, следующих выражений; «и когда сие совершится; и говорит Господь: когда древо преклонится и поднимется (восстанет).» Ибо в первых из сих выражений Апостол Варнава только сокращает тоже самое, что содержится и в книге Ездры. Ездра желал точнее узнать о времени, которое предвозвещаемо было ему Божественным откровением чрез Ангела: и молихся и рекох: мнишили, яко жити имам даже до дней оных и проч. ( 3Ездр.4:5 ); посему Божественное откровение через того же Ангела указало Ездре весьма многие знамения предвозвещенного времени, и между прочими следующее: воскаплет кровь от древа ( 3Ездр.5:1–13 ). Тоже самое, только сокращенно, сказано и Апостолом Варнавой в приведенных выше выражениях: Пророк говорит: «и когда сие совершится? И Господь говорит: «когда... воскаплет кровь от древа». Что касается до опущенного нами здесь выражения: «когда древо преклонится и преднимется и восстанет» – сими словами Апостол Варнава с той же свободой, с какой сократил выше указанное, распространяет и дополняет описание древа, от которого кровь воскаплет; – и это сделано им, приметно, с той целью, чтобы в сем древе легче можно было узнать именно древо креста, преклоненное для распятия Христова и воздвигнутое с Распятым, от которого и капала кровь. Ибо далее, уже без всяких новых исследований, положительно определяется Апостолом Варнавой такое значение сего древа: «здесь говорится тебе о кресте и об Имевшем быть распятым!» Сказать короче и обще: в словах третьей книги Ездры – воскаплетъ кровь оть древа – Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

«В прошлом во 149 году приезжал к государю к Москве из Царягорода греченин Костентин Остафьев, а привез к государю часть от древа святого и Животворящего Креста Господня. И дано ему государева жалованья за тою святыню соболями на сто рублев. Во 151 году приезжал к государю к Москве сербские земли города Кастория Успения Пресвятыя Богородицы Кременского монастыря архимандрит Герман и бил челом о милостыне и на церковное строение и поднес ко государю святыни часть от древа честного и Животворящего Креста Господня и иную святыню. И дано им государева жалованья на церковное строение и за святыню соболями на 100 рублев» 91 . «Во 160 году прислал ко государю Еросалимского патриарха Паисия протосингел Гавриил за греченином с Савою Дмитриевым святыни – часть древа честного и Животворящего Креста Господня и за тое святыню протосингелу послано государева жалованья соболями на 200 рублев» 92 . В 1754 году Павловского афонского монастыря архимандрит Анатолий поднес императрице вывезенный им из монастыря «ковчег со святым Животворящим Древом Креста Господня». В указе государыня говорит, что «Мы, приняв от того Животворящего Древа, часть отделя, оставили здесь, а протчее отдали ему, архимандриту», с которым послано было на монастырь милостыни на 3000 рублей, да ему, архимандриту, на проезд и на дорогу дано 1000 рублей 93 . Не только часть Животворящего Древа, но и другая святыня – мощи и чудотворные иконы в Москве получали также определенную любопытную оценку. Вот несколько справок Посольского приказа: в 1634 году «посол (турецкий) Фома привез к великому государю святейшему патриарху святыни руку св. Меркурия от греченина Андрея, и тот Андрей умер, а за ту святыню дано послу Фоме соболями на 70 рублев, а Фоме те соболи отдать по душе того умершего Андрея». Греченин Андроник Ранкавей привез к великому государю святейшему патриарху святыни от греченина Ермолая Ранкавея часть мощей главы Иоанна Предтечи, часть мощей ап. Андрея Первозванного, часть мощей ап. Петра, часть мощей апостола и евангелиста Матвея, и за ту святыню по челобитью посла Фомы послано с ним, с Фомою, к греченину Ермолаю Ранкавею: за Предтечевы мощи соболями на 50 рублев, за апостольские за три мощи на 150 рублев, «а порознь имеетца за апостольские мощи по 35 Рублев соболями за мощи» 94 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Изображения райского древа жизни и многообразные мотивы древа добродетелей и пороков, древа Иессеева, процветшего Древа креста, уходят в раннее средневековье, прежде всего, в миниатюру XII–XIVbb. Процветшее Древо креста — широко распространенный мотив итальянских фресок XVb. В России же был свой тип иконы “Воскресения” и “Сошествия во ад”, где изображение процветшего древа отсутствовало. Исследуемая композиция относится к типу толковых икон: она настолько полно содержит все части Символа веры, что можно было бы счесть ее иконой на данный текст. Но иконы на тексты молитв “Отче наш” и “Символ веры” точно и почти буквально следуют за текстом. Случайных деталей в них не бывает, все подчинено единому замыслу. Главный образ данной иконы, ее композиционный и смысловой центр, процветшее Древо креста, в Символе веры отсутствуют. Из всего многообразия литературы XVIIb., доступной русским “грамотникам”, совсем не просто выделить какое-либо одно, легшее в основу иконы. Все они содержат сквозные образы, идею искупительной жертвы, победы над смертью, торжества Церкви. При этом тексты, включенные в картуши, не могут служить ориентиром. В поздних иконах нередко сопровождающие надписи могут не совпадать с изобразительной иконографией, как бы дополняя и расширяя ее. Появление в Западной Европе и России XVIIb. непривычной для глаза сложной символической композиции, являющейся ничем иным как изобразительным катехизисом, имеет, на наш взгляд, общую причину появления, а именно полемику с протестантизмом, отрицавшим Евхаристию как таинство, Церковь как главный объединяющий центр христиан, икону как образ святыни, то есть все, что присутствует в иконографии процветшего Креста как в западном, так и в восточном вариантах. Вероятно, была определенная причина для обращения к новому иконографическому повороту темы Воскресения с ее главной идеей спасения человечества через крестную смерть Христа. Скрытый полемический пафос был направлен против отступления от традиций, но в текстах, помещенных в картушах, мы его не найдем, потому что они, возможно, являются переводом на русский с какого-либо европейского языка, или, что вероятнее всего, с латыни.

http://pravmir.ru/krest-zhivoy-v-zapadno...

« Горесть древле услаждая Моисей, избави Израиля, образом Крест прописуя: мы же сего вси божественно вернии, таинственно воображающе в сердцах наших всегда, спасаемся державою его » (1 авг. на хвалит. 3 стихира). [Дерево в водах Мерры – Исх. 15:22–25 .] В скоре по чудесном прошествии чрез Чермное море евреи, придя в Мерру, нашли здесь горькие воды, непригодные для употребления и когда поэтому возроптали на Моисея, Господь повелел ему бросить указанное дерево в воду, и горькая вода сделалась сладкою ( Исх.15:22–25 ). Причину этого действия дерева, вдруг усладившего огромную массу воды, необходимой для многочисленного еврейского народа и стад его, святая Церковь указывает в тайне Креста Христова. «Спасе, истинная сладосте, горькие Мерры древле воды усладивый образом тогда древа божественного Креста» (3 нед. Четыред. четверт. веч. 1 стих. на Госп. воззв.). Как чрез брошенное в воды Мерры дерево отнята была от них смертоносная горечь, подобно тому силою Креста Христова верные избавились горечи страстей и бед и побеждена смерть. « Проображаше благодать твою, Кресте, услаждаяй Моисей воды горчайшия древом: ибо горести страстей избавихомся твоею силою »... (4 нед. Четыред. пят. кан. 7 п. 4 троп.). « Горести убийственные, яже от древа, не оставив Господи (не попуская действовать смертоносной горечи древа, т.е. древа познания добра и зла, оказавшегося смертоносным для вкусивших): крестом бо сию совершенно истребил еси, сего ради и древом услади иногда горесть вод Мерры, прообразующе Креста действо (силу), еже вся силы небесные величают » (кан. Воздвиж. 9 п. ин 1 троп.). В частности, услаждение вод Мерры предызображало силу Креста Христова в обращении язычников к благочестивой жизни. Как только проповедь о Кресте огласила язычников, которые до пришествия в мир Спасителя, как лишенные света откровений и закона Божия, в отношении духовно-нравственной своей жизни подобны были горьким водам Мерры, – язычники тысячами стали обращаться к вере Христовой и из нечестивых сделались благочестивыми. « Горькородные преложи (изменил) древом Моисей источники в пустыни древле, Крестом ко благочестию языков проявляя преложение » (предызобразив обращение язычников к благочестию посредством Креста), – так об этом воспевает святая Церковь в праздник Воздвижения (кан. 4 п. 1 троп.), когда на великой вечерни и читается паримия об услаждении вод Мерры.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Только у корня этого Древа отныне возникает и крепнет в душе нашей истинная жизнь, и никто не может жить, не питаясь плодами его. Дивны и бесчисленны плоды Божественного Нового Древа, и благоговейным молчанием можно только прилично почтить величие их. Крест Христов выше слова и для величайших служителей и орудий Слова. Невозможно перечислить все плоды Крестного древа и проследить, как зарождается и зреет у подножия Креста духовная жизнь, начинающаяся слезами о собственных грехах, негодованием на грех и злобу людскую, жалостью к Агнцу Божьему, и завершающаяся в твердой любви ко Христу, с мужественной решимостью следовать за Ним тем крестным путем, каким и Он шел, пока не взошел на Голгофу. Но все бесчисленные элементы второй (субъективной) стороны искупления, даваемые Крестом, вседействующей и всесильной благодатью Св. Духа, сочетаются в сердце и во всем существе каждого человека, познавшего проповедь Креста, в жертву Богу живую, духовную ( Рим. 12:1–2 ), во всецелую преданность и любовь ко Христу, в живую и деятельную веру в Него, в несение креста и ига Христова, в любовь распинающуюся и умирающую со Христом, что бы жить в Нем и с Ним. Бесполезны и недоступны плоды Древа Голгофского для тех, у кого естественная любовь к Богу и добру, проснувшаяся созерцанием Бога и добра в Распятом Христе, не созреет в эту мужественную любовь, делающую из каждого нового последователя Христова, новую жертву, и размножающую в бесконечность, малые кресты человеческие рядом с Великим Крестом Христовым, идущим в самое небо. Только такая любовь, другими словами, служит со стороны самого человека, условием к усвоению всех благодатных плодов Креста, даруемых справедливою любовью Бога во Христе таковой же любви людей, покоряющихся вседействующей любви Св. Духа, Духа Христова, которая всех призывает к подножию Креста Христова, к живому бесконечному источнику любви, к самой бездне всеоживляющей Божественной любви. 1.) Оно требуется логически общими началами и общим характером православного сотериологического учения, заставляющего видеть в спасении взаимодействие Бога и человека, благодати и свободы.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zna...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010