На Велицей Вечерни, Блажен муж: кафизма вся. На Господи, воззвах: стихиры воскресны 3, и Креста подобны 3, и праздника подобны 2, и Архангела подобны 2, обои на 4. Слава, Креста. И ныне, праздника, или Богородичен настоящаго гласа. Вход, прокимен дне. На литии стихиры праздника. Слава, праздника. И ныне, Креста. На стиховне стихиры воскресны. Слава, Креста. И ныне, праздника. На благословении хлебов, тропарь праздника дважды и Креста единожды. И чтение во Апостольских посланиях. На утрени, на Бог Господь: тропарь воскресен единожды и Креста единожды. Слава, Архангела. И ныне, праздника. По кафизмах, седальны воскресны, и Богородичны их, и чтение во Евангелии толковом. По непорочных, ипакои гласа и чтение. Степенна и прокимен гласа. Евангелие воскресно. Воскресение Христово: Псалом 50. Стихира, глас 8: Покаяния отверзи ми: и прочая. Канон воскресен со ирмосом на 4: и праздника 3, и Архангела 3, и Креста на 4. Катавасия Креста. По 3-й песни кондак праздника, и Архангела, и седален Архангела. Слава, Креста. И ныне, праздника. По 6-й песни кондак Креста и икос. На 9-й песни поем Честнейшую: Светилен воскресен: Слава, Креста. И ныне, праздника. На хвалитех стихиры воскресны 3, и Креста две и Архангела со славою 3, с припевы его. Таже припев: Воскресни, Господи Боже мой: и поем самогласну стихиру Триоди. Слава, туюжде. И ныне: Преблагословенна еси: Славословие великое. По трисвятом вход, и Креста поклонение по обычаю, и ектении, и отпуст.Слава, и ныне, стихира евангельская, и оглашение Студитово. И час 1-й в притворе. На 1-м часе, тропарь воскресен. Слава, Креста. И ныне, Богородичен часов. По трисвятом, кондак Креста. На 3-м часе, тропарь воскресен: Слава, праздника. И ныне, Богородичен часов. По трисвятом кондак праздника, и Креста, и Архангела глаголем, пременяюще. Блаженны гласа, на 4. И Креста Песнь 3-я, на 4. И Архангела Песнь 6-я, на 4. По входе, тропарь воскресен, и Креста, и праздника, и Архангела. Кондак Креста. Слава, Архангела. И ныне, праздника. Прокимен Креста, и Архангела. Апостол, аллилуия и Евангелие поежде Креста, и Архангела. За Достойно: поем, О Тебе радуется: Причастен Креста, и Архангела.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Стих: Бог же царь наш прежде века: И святых: Воззваша праведнии: евангелие креста, Иоанна, зачало 60: Совет сотвориша архиереи и старцы на Иисуса: И святых, матфеа, зачало 38: Всяк убо иже исповесть мя пред человеки: Причастен креста: Знаменася на нас: И святых: Радуйтеся: Ряд же вычитаем напредь, или под зачало.   Аще же 1–й день августа случится в неделю: На Велицей Вечерни , по кафисме, на Господи воззвах стихиры воскресны 3: и анатолиев 1: и креста 3: и мученков три. Слава, креста: И ныне, богородичен 1–й гласа. На литии стихира храма, и мученков хвалитныя. Слава, мученков: И ныне, богородичен. На стиховне октоиха воскресны. Слава, мученков: И ныне, креста. На благословении хлебов тропарь: Богородице Дево: дважды, и креста, единожды. таже, Буди имя господне: и прочее. [Смотри] Аще ли несть бдения, по Ныне отпущаеши, тропарь воскресн. Слава, святых: И ныне, креста. На повечерии, по Достойно, кондак креста. На Утрени , на Бог господь, тропарь воскресн дважды. Слава, мученков: И ныне, креста. Канон воскресн со ирмосом на 4: и Богородицы на два: и креста на 4: и мученков на 4. Катавасиа: крест начертав: По 3–й песни, кондак мученков, и седален дважды. Слава, и ныне, креста. По 6–й песни, кондак и икос креста. Светилен воскресн. Слава, мученков. И ныне, креста. На хвалитех стихиры воскресны 4: и креста со славным 4, со стихи своими: Возносите Господа бога нашего: Стих: Бог же царь наш: Слава, стихира евангельская: И ныне: Преблагословенна еси: Славословие великое. тропарь воскресн точию. И бывает водоосвящение, и поклонение кресту: и прочее, якоже выше речеся. На Литургии , блаженна воскресна на 4: и креста песнь 3–я на 4: и мученков песнь 6–я на 4. По входе тропарь воскресн, и креста, и мученков. таже кондак воскресн. Слава, мученков: И ныне, креста. Прокимен, Аллилуиа, и причастен креста, и мученков Апостол, и евангелие рядовое и креста, и мученков.   Аще храм всемилостиваго спаса: Вечер, блажен муж: 1–й антифон. На Господи воззвах, стихиры на 8: праздника 4, глас 4. Подобен: Дал еси знамение: И креста 4, глас тойже. Подобен: Званный свыше: Слава, глас тойже. самогласен: Живоначальный источник: И ныне, креста, глас 8: егоже древле моисей: Вход, прокимен дне. чтения три: 1–е, Притчей: Сыне, не пренебрегай наказания господня: 2–е, пророчества исаиина: Тако глаголет господь: отверзутся врата твоя Иерусалиме: 3–е, Притчей: Премудрость созда себе дом: На литии стихиры самогласны, глас 1. Слава, и ныне, глас 5: Зрящи тя тварь: На стиховне стихиры, глас 5. Самоподобен: Радуйся: Слава, глас 4: отеческих недр не оставль: И ныне, креста, глас 8: Глас пророка твоего моисеа Боже: По ныне отпущаеши,

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=101...

Владимиру, когда он покорил этот город и крестился в нем. А св. Владимиром дарована святыня Корсунская новгородцам по обращении их в христианскую веру. В новгородском Софийском соборе она пребывала до покорения Новгорода царем Иоанном Васильевичем IV, который в 1571 году оттуда перенес ее в московский Успенский собор 524 . Во время нашествия Наполеона этот образ похищен, и на место его поставлен верный список, взятый из московской церкви Рождества Богородицы, что на Сенях 525 . День Филермской иконы Богоматери 12 (25) октября Эта икона, известная под именем Одигитрии Филермской, по сказанию древнего предания, написана св. ев. Лукою и впоследствии перенесена в Иерусалим, а из Иерусалима – в Константинополь, где она с честью поставлена была во Влахернской церкви. Отсюда св. икона Одигитрии взята была западными христианами в XIII веке, когда они овладели Константинополем; после досталась рыцарям Иоанна Иерусалимского, которые принесли ее с собою на остров Родос. Когда этот остров в начале XVII века завоеван был турками, рыцари переселились на остров Мальту и сюда перенесли Филермскую икону. В конце XVIII века, когда оружие Французской революции обратилось и против защитников христианства на Востоке – рыцарей Мальтийских, и французы обманом овладели Мальтой, рыцари прибегли под покровительство российского императора Павла и избрали его своим Великим магистром и защитником ордена 526 , и в 1799 г. октября 12 прислали в Гатчину и чудотворную Филермскую икону Богоматери вместе с частью Древа Господня и десною рукою Иоанна Крестителя. Сии священные предметы внесены были в гатчинский придворный храм, а отсюда перенесены в Санкт.-Петербург, в церковь Зимнего дворца 527 . Празднование св. Иоанну Крестителю 12 октября на память перенесения из Мальты в Гатчину Креста, чудотворного образа Богоматери и десницы Крестителя установлено в 1800 году. Дни Седмиезерной иконы Богородицы 13 (26) октября Седмиезерная икона Богоматери пребывает в Седмиезерной Богородицкой пустыни, основанной в 17 верстах от Казани в XVII веке на семи озерах, которые ныне составляют одно.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

h11 в) Псаломщики: Семен Кононенко, Иван Троицкий , Михаил Денисов, Матвей Троицкий, Стефан Ярославский, Алексей Соколов, Николай Щеглов, Иван Алексеев, Антон Алексеев, Иван Лесков, Михаил Ярославский, Михаил Попов, Иосиф Вознесенский, Сергей Смирницкий, Александр Ярославский, Иван Рахманин, Яков Вознесенский, Феодор Гречанинов, Николай Щеглов, Алексей Соболев, Сергей Сергеев и Михаил Розов Высочайше утвержденные крестные ходы а) 12-го октября, Император Павел 1, принимая живейшее участие в судьбе мальтийского ордена Иоаннитов, взял их под свое покровительство, дозволив многим рыцарям переселиться с Мальты в Петербург. В 1798 г. он принял титул великого Магистра ордена и 29-го ноября торжественно короновался орденской короной. В чувстве благодарности к своему новому магистру рыцари поднесли Павлу вывезенные ими с Мальты святыни: часть древа креста Господня, икону Божией Матери, писанную Ев. Лукою и десную руку Иоанна Предтечи. 12-го октября 1799 г. Павел торжественно встретил эти святыни и внес в дворцовую свою церковь . На 12-е октября составлена особая служба, а самый праздник внесен в святцы. В 1852 г., когда освящен был Павловский собор, жители Гатчины просили Императора поставить в новом храме мальтийские святыни, хранившиеся в соборе Зимнего дворца, но Император Николай разрешил только ежегодно привозить их в Гатчину. С того времени святыни привозятся в Гатчину 11-го октября, а 12-го из дворцовой церкви, крестным ходом, переносятся в Павловский собор, где и остаются до 22-го числа. б) 8-го июля. После холеры 1832 г. причт и прихожане дворцовой церкви устроили икону Казанской Божией Матери и просили епархиальное начальство утвердить ежегодный, 8-го июля, крестный ход, в память избавления прихода от губительной язвы. Св. Синод не находил удобным разрешить крестный ход, по множеству подобных просьб, последовавших в этом году; тогда жители Гатчины внесли свою просьбу, через министра двора, на Высочайшее усмотрение. Николай Павлович начертал на просьбе: «разрешается, не в пример прочим».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Вкушение плодов часто понималось как познание духовных сущностей и даже собственно богопознание , т. к. Бог помимо древа познания посадил посреди рая «дерево жизни, указывая на познание, как путь к жизни... Ибо ни жизнь без познания, ни познание без истинной жизни не прочно. Поэтому и то и другое дерево были посажены друг подле друга» (Diogn. 12. 3-4). Прп. Максим Исповедник предлагает анагогическое истолкование смысла слов «насадил Господь Бог рай... на востоке» (Быт 2. 8): «Полагаю, что рай является человеческим сердцем, насажденным на востоке Боговедения. Посередине его посадил Бог дерево жизни и древо познания добра и зла. Дерево жизни понимается как логос умопостигаемых [вещей], а древо познания добра и зла - как логос чувственных [вещей], ибо таковой несет ведение добра и зла» ( Maximus Conf. Quaest. et dub. 44). Говоря о «невыразимом различии» древа познания добра и зла и Д. ж., прп. Максим Исповедник называет Д. ж. «умом души, в котором и находится мудрость», а древо познания добра и зла - «чувством тела, в котором... происходит движение неразумия». «Если бытие человека определяется одним только чувственным и телесным различением наслаждения и муки, то он, преступая божественную заповедь, вкушает от древа познания добра и зла, то есть вкушает неразумие по чувству... А если бытие его полностью определяется духовным различением, отделяющим преходящее от вечного, то он, соблюдая божественную заповедь, вкушает от древа жизни» ( Maximus Conf. Quaest. ad Thalas. 43). В богомыслии отцов Церкви спасение человека часто описывалось как возвращение в рай и вкушение от Д. ж. Уже сщмч. Ириней Лионский говорил о Д. ж. как о типологическом прообразе древа спасения: «Крепкое слово Божие, которое по небрежению мы потеряли чрез древо... опять получили через домостроительство древа» ( Iren. Adv. haer. V 17. 4; ср.: Maximus. Conf. Quaest. et dub. 55). Домостроительство спасения было «для нас,- писал свт. Григорий Богослов,- врачеванием нашей немощи, возвращающим ветхого Адама туда, откуда он ниспал, и приводящим к древу жизни, от которого удалил нас плод древа познания» ( Greg. Nazianz. Or. 2).

http://pravenc.ru/text/180448.html

Последи же всех злая ересь прозябе от Карпа дьякона: яко же змия оклевета Бога 1265 Адаму, яко завидника и не хотяща добра роду человеческому, глаголя ему: «не того деля возбранил тебе Бог есть от древа разумного, дабы еси умерл, но того деля возбранил тебе Бог, дабы еси не разумел ни добра ни зла. Послушай меня: не ешь от древа животного, но ешь от древа разумного 1266 ; аще не снеси от древа разумного, не разуметь ти ни добра ни зла». Таковым злохитрством 1267 , лживыми словесами прельсти дьявол род человеческий, и тем древа животного удалихомся. Сотворивый же нас, неизреченными щедротами его, пода и нам причащение святых пречистых таин, истинного животного плода, еже снедши живу быть во веки. И ныне дьявол не престает прельщая род человеческий: и тогда бо отпаде сам славы Божьей и прельсти род человеческий, отдали древа животного; ныне же от службы отлучена, из 1268 церкви изгнана стригольника воздвиже на правоверную веру и оклеветал весь вселенский собор, патриархов, и митрополитов, и епископов, и игуменов, и попов, и весь чин священнический, яко не по достоянию поставляемы, и такой виной прельщая худоумных, отлучает от причащения святых пречистых и животворящих Христовых таин, и пуще змеиные прелести постави прелесть: змея [бо] прельсти, ино смертью умирают; сего же прелестью в муку вечную идут. Сам бо Христос рече: «небо и земля мимо идет, а словеса моя не мимо идут. ядый плоть мою во мне пребывает, и аз в нем; аще не снесте плоти Сына человеческого и не пьете крови его, живота не имате в себе». Стригольник же противно Христу повелевает, яко от древа животного, от причастия 1269 удаляться, яко древо разумное показав им писание книжное, еже и списа на помощь ереси своей, дабы чем восставить народ на священнический [чин], уподобляяся 1270 оному Корею и Дафану и Авирону, еже восставиша народ на Моисея и на Арона, глаголюще: «егда едины суть Моисей и Аарон, освященный приносить Богу темьян? и мы тако же священницы 1271 »; отлучиша народа 200 и 50 вслед себе. Рече же им Моисей: «искуйте себе кадильницы новы, и вложите в них огнь и положити на ня темьян, и принесите пред Бога; яко же Господеви годно, тако будет».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

При всем этом Адам, вкусивший не от древа жизни, а от древа познания добра и зла, не получил вечной жизни в раю, но подпал смерти со всем своим потомством и изгнан из рая. Дабы исправить сие горькое лишение Адама, Сын Божий принял на себя зрак раба, облекся во Адама, бысть новый Адам, и преступление древом познания добра и зла исцелил древом крестным, а вместо вкушения от древа жизни, насажденного в рай, дал нам в пищу для получения вечного живота Святое свое тело и честную кровь, якоже Сам глаголет: аще кто снесть от хлеба сего, жив будет во веки, и хлеб егоже Аз дам, плот Моя есть, юже Аз дам за живот мира (от Иоан., зач. 23), что и церковь воспевает, глаголя: Христос есть древо животное, от негоже ядый не умираю (Блажен. 7-го гласа). И так и теперь, мы, братие, для получения вечного живота, вкушаем от древа жизни, насажденного среди рая Божия, посреде святой церкви,– вкушаем плоть и кровь Самого насадившего оное эдемское древо жизни Иисуса Христа Сына Божия, по непреложному Его словеси: ядый Мою плоть и пияй Мою кров, имать живот вечный (Иоан. зач. 23). При сем мысль и слово обращаются к братиям нашим, именуемым старообрядцам беспоповскаго согласия, в обществе которых не приносится бескровная жертва тела и крови Христовы во оставление грехов. Они, по своему убеждению, надеются получить жизнь вечную без причащения тела и крови Господни, – оное великое таинство св. причащения думают заменить добрыми делами. Об их учении мы будем судить самым снисходительным образом, как они сами о себе судят, и не будем говорить теперь о грехе существующего у них второкрещения. Положим, что они, будучи во младенчестве крещены во имя Св. Троицы, по вере их, приняли оставление первобытного Адамова греха. Но и самому праотцу Адаму, еще прежде его преступления, всего, чем он пользовался в раю, без вкушения от древа жизни было не достаточно для получения вечного живота, как о том выше показано, а необходимо нужно было вкушение от древа жизни; в беспоповщинском же обществе даже и самые совершители таинства крещения, Христа, древа животного, Его животворящего тела и боготочной крови, никогда не вкушали и причастниками его жизни никогда не были.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Корни древа – в земле, крона – возносится к небу. От плодов его – жизнь. Двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой. Ежемесячное плодоношение древа означает обилие Божественной благодати и непрерывность богообщения людей через таинственное вкушение этих плодов. Там не будет греховной зимы, прекращающей благодатную жизнь, там не будет духовного голода. Число двенадцать означает как непрерывность (ежемесячно, круглый год), так и число апостолов. Благодатные плоды древа жизни подаются в Церкви через апостольскую проповедь и священнодействия. Церковь апостольская не только в этом веке, но и в будущем. Это мы видим и в двенадцати основаниях, двенадцати именах, двенадцати вратах города и в двенадцатеричном плодоношении древа жизни. «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» ( Мф. 5:6 ). Насытятся от древа жизни. Как на земле плоды древа служат для насыщения, а листья – для врачевания, так будет и там. Иоанн пишет: и листья дерева – для исцеления народов . Эти слова нередко вызывают недоумение. Неужели в будущем веке будут болезни, страдания и даже грехи, от которых нужно будет исцеляться? Разумеется нет, ибо ясно сказано: «ни плача, ни воплей, ни болезней» уже не будет. Да и сразу после слов об «исцелении народов» Иоанн дальше пишет: «И ничего уже не будет проклятого» (ст. 3). Иные на основании этих слов заключают, что и в будущем веке будет еще неравенство людей перед Богом. Некоторые будут, мол, жить в новом Иерусалиме и иметь полное блаженство, а другие будут жить только лишь на новой земле и будут листьями древа жизни исцеляться от своего несовершенства. И вообще, многие сектанты создают сложные системы «расселения» праведников в вечности. Одни будут храмом Бога, другие будут жить в новом Иерусалиме, иные – на новой земле. Все эти хитросплетения и мудрствования, разумеется, не имеют никакого основания в Писании и являются следствием их чрезвычайно путаных и противоречивых учений. Мы уже видели, что, имея различную славу, в вечности все тем не менее будут равны перед Богом, все будут спасены (21,24). Новый Иерусалим – средоточие всей обновленной твари, место престола Божия, Церковь вечности. И нельзя говорить, что одни будут жить в нем, а другие – вне. «Вне» города, ясно сказано, будут не «несовершенные в спасении», а «псы и чародеи, и любодеи, и убийцы» (22,15), то есть все сыны геенны. Не вошедшие в город вообще не войдут в вечное блаженство, а будут в геенне. Новая земля, новое небо, новый Иерусалим – все это будет одинаково доступно всем, достигшим небесного Ханаана. Все места вечности: от новой земли до самого сокровенного – до престола Божия, будут доступны всем. Каждый будет иметь возможность пребывать везде.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Такое мнение отчасти перекликается с Немесием Эмесским , который называет человека «небесным растением»: «Итак, зная, какого благородства мы причастны, (зная), что мы составляем небесное растение, не посрамим нашей природы, не окажемся недостойными столь великих дарований и не лишим сами себя толикой власти, славы и блаженства, променяв наслаждение всем вечным на кратковременные и незначительные удовольствия» 83 . В умопостигаемом раю картина еще сложнее. Если мы рассматриваем умопостигаемый рай в душе человека, то здесь Древом Жизни будет Святой Дух, а Древом познания – чувства человека. Если же мы называем умопостигаемым раем «долину практической философии», то тогда Древом Жизни становится мистическое богословие, а Древом познания – естественное созерцание. Отношение к плодам этих насаждений (древ) зависит от состояния человека, вкушающего их. Для совершенного, т.е. очищенного или, как говорит преп. Никита словами апостола Павла, «мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» ( Еф.4:13 ), будет полезно вкушение не только от Древа Жизни, но и от Древа познания. Ибо запрет на вкушение от Древа познания дан несовершенному человеку. Очищение же происходит не по одному желанию человека, но необходимо участие и помощь Святого Духа. А для несовершенных будет вредно вкушение не только от Древа познания по заповеди, но он может быть поврежден даже и от плодов Древа Жизни Из всех возможных вышеприведенных описаний рая и насаждений в нем наиболее важно понимание рая как долины практической философии, а это не что иное, как Царство Небесное. При этом дверью, вводящей в этот рай, является Сам Христос (гл.51), а привратником – Дух Святой. По поводу Древа Жизни в таком раю, или мистического богословия, преп. Никита пишет. «Мистическое же богословие это Древо Жизни; ибо имеет плоды, дарованные от жизни и бессмертия, я говорю, именно: веру во Святую Троицу, находящуюся в нем (богословии) вне всякого разума и чувства – ведь ни чувством, ни разумом познается Святая Троица, но только одной прочной и внутренней верой и православное представление о вочеловечении Единородного» (гл.33). Тем самым утверждается важное положение, что главные догматы Церкви (о Троице и о Боговоплощении) есть не что иное, как плоды Древа Жизни для человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Stifat/...

а) Услаждение древом Креста Христова смертоносной горечи древа познаний добра и зла. Плоды запрещенного древа в начале показались праотцам весьма привлекательными для внушения ( Быт.3:6 ), подобно как и воды Мерры, пока не были испытаны на вкус, для жаждавших три дня Израильтян, конечно, показались привлекательными для пития. Но как, воды Мерры, по испытании их, оказались горькими, негодными для утоления жажды, так и плоды запрещенного древа, по вкушении их праотцами, тотчас отозвались для них смертоносною горечью. Горечь вод Мерры уничтожилась, чрез, брошенное в них древо: горечь запрещенных плодов уничтожилась чрез древо Креста Христова, «Не попуская (действовать) смертоносной горечи древа, Господи, Ты совершенно истребил ее Крестом: так некогда дерево же уничтожило горечь вод Мерры, предызображая силу Креста» (кан. на Воздв. Креста Госп., пес, 9, троп. 1). б) Обращение язычников посредством Креста Христова к благочестивой жизни. До пришествия в мир Спасителя, язычники, лишенные света откровений Божиих и закона Божия, относительно духовно-нравственной своей жизни были подобны горьким водам Мерры и казались неспособными усладиться благодатию спасения. Но как только проповедь о Кресте огласила язычников, язычники тысячами стали обращаться к вере во Христа и из нечестивых делались благочестивыми. «В древности Моисей деревом изменил горькие источники в пустыне, предызобразив обращение язычников к благочестию посредством Креста» (кан. на Воздв., пес. 4, троп. 1). в) Отженение силою Креста Христова горечи страстей. Христианин на пути к царствию небесному должен непременно распинать плоть свою с ея страстьми и похотьми ( Гал.5:24 ). Это распивание бывает в начале весьма горько, подобно как горьки были в начале для странствовавших Израильтян воды Мерры. Но как эти воды чрез положенное в них древо тотчас утратили свою горечь и соделались сладкими, так в для христианина, как только вооружит он себя силою животворящего Креста Христова, бывает уж не так горько, а под конец и даже усладительно распинание страстей своих.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vethoza...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010