Среди прочих реликвий в соборе Ла-Валетты хранилась Филермская икона Божией Матери, десница святого Иоанна Предтечи, а также «Крест, в котором есть часть древа Христова Креста» 74 . Упоминая о Кресте, П. А. Толстой приводит такие сведения: «В нем же две малые части некоторой древней материи, а сказывают мальтийцы, что то есть часть от риз Спасителевых, видом лазоревы и стканы подобием крашенины толстой, реткой и нелощеной» 75 . В конце XVIII в. Мальтой овладели наполеоновские войска, и тогда мальтийские рыцари решили перейти под защиту России. В 1796 г. посол Мальтийского ордена граф Джулио (Юлий) Литта прибыл в Петербург, где на торжественной аудиенции просил императора Павла I принять Мальтийский орден под свое высокое покровительство. В 1798 году мальтийские рыцари избрали императора Павла I главой ордена и 29 ноября того же года император торжественно возложил на себя корону Великого магистра. Десная рука святого Иоанна Крестителя была привезена в Петербург в том же 1798 г., а чудотворная Филермская икона и часть древа Животворящего Креста Господня были доставлены в Петербург в 1799 году. Движимые чувством благодарности за оказанные ордену благодеяния и в знак подчинения своему новому магистру, 3 августа 1799 г. мальтийцы отправили депутацию в Петергоф для принесения святынь в дар Павлу I. Император принял депутацию; при этом он изъявил желание ознаменовать сие событие особым празднеством, усматривая в нем проявление особой милости Божией к России. 12 октября 1799 г. состоялось торжественное перенесение привезенных с Мальты святынь в Гатчину, где они были помещены в дворцовой церкви. Осенью того же 1799 г., с отъездом императорского двора из Гатчины, мальтийские святыни были перевезены в С.-Петербург. Вплоть до 1917 г. они находились в соборе Зимнего дворца. Можно предположить, что передавая Павлу I часть Древа Животворящего Креста, мальтийские рыцари вручили ее императору вместе с частицей ризы, находившейся в одном и том же кресте. А поскольку ранее большая часть ризы Спасителя была перевезена Павлом I из Москвы в собор Зимнего дворца, то как знать? – не тогда ли император передал «мальтийскую» часть ризы в Петропавловский собор?

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

12-го октября совершается празднование Св. Иоанну Крестителю. Оно учреждено в память перенесения из Мальты в Гатчину креста из части древа животворящего креста Господня, образа Божией Матери Одигитрии, писанного евангелистом Лукой (называемого Филермским), и десной руки мощей св. Иоанна Крестителя. Вся эта святыня прислана императору Павлу I, в 1799 г. мальтийскими рыцарями, когда император, по их просьбе, согласился быть их магистром и защитником во время французской революции. – История сей святыни следующая: в V веке икона была перенесена в Константинополь из Иерусалима Евдокией, супругой Феодосия Младшего. В XIII веке крестоносцы увезли ее отсюда, и она досталась рыцарям Иоанна Иерусалимского. Десная рука Крестителя первоначально была принесена евангелистом Лукой из Севасты, где было погребено тело его учениками, в Авнтиохию, а в X веке – в Константинополь. По взятии Константинополя Магометом II, сын его султан Баязет подарил всю сию святыню бывшему с ним в дружбе магистру мальтийских рыцарей Обюсону. В настоящее время святыня находится в С.-Петербурге, в церкви Зимнего дворца, откуда ежегодно 12-го окт. переносится в Гатчину и там пребывает до 18-го. Св. Мартин жил в конце 1V века и был епископом в г. Туре, в Галлии (Франции), Он отличался большой благотворительностию к бедным, почему получил название милостивого. Сначала служил военачальником в Риме при императоре Юлиане Отступнике и был известен храбростью. Однажды, когда варвары напали на Рим, Мартин, по назначению царя, вышел против них. Встретив нищего на дороге, он снял с себя одежду и отдал ему. В следующую же ночь явился святому Сам Христос и обещал победу. И действительно, победа была одержана, и сам император с большой торжественностью встретил победителя. Император приказал Мартину принести жертву идолам, но он сказал, что хочет принести жертву Христу, Который помог ему победить врагов, затем оставить мир и сделаться иноком. Император согласился на это. Через семь лет иноческой жизни, св. Мартин был поставлен в епископа. Он имел дар прозорливости и чудотворения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Среди прочих реликвий в соборе Ла-Валетты хранилась Филермская икона Божией Матери, десница святого Иоанна Предтечи, а также “Крест, в котором есть часть древа Христова Креста” 74 . Упоминая о Кресте, П. А. Толстой приводит такие сведения: “В нем же две малые части некото­рой древней материи, а сказывают мальтийцы, что то есть часть от риз Спасителевых, видом лазоревы и стканы подобием крашенины толстой, реткой и нелощеной” 75 . В конце XVIII в. Мальтой овладели наполеоновские войска, и тогда мальтийские рыцари решили перейти под защиту России. В 1796 г. по­сол Мальтийского ордена граф Джулио (Юлий) Литта прибыл в Петер­бург, где на торжественной аудиенции просил императора Павла I принять Мальтийский орден под свое высокое покровительство. В 1798 году мальтийские рыцари избрали императора Павла I главой ордена и 29 ноября того же года император торжественно возложил на себя корону Великого магистра. Десная рука святого Иоанна Крестителя была привезена в Петербург в том же 1798 г., а чудотворная Филермская икона и часть древа Животворящего Креста Господня были доставлены в Петербург в 1799 году. Движимые чувством благодарности за оказанные ордену благодеяния и в знак подчинения своему новому магистру, 3 августа 1799 г. маль­тийцы отправили депутацию в Петергоф для принесения святынь в дар Павлу I. Император принял депутацию; при этом он изъявил желание ознаменовать сие событие особым празднеством, усматривая в нем проявление особой милости Божией к России. 12 октября 1799 г. со­стоялось торжественное перенесение привезенных с Мальты святынь в Гатчину, где они были помещены в дворцовой церкви. Осенью того же 1799 г., с отъездом императорского двора из Гатчины, мальтийские святыни были перевезены в С.-Петербург. Вплоть до 1917 г. они нахо­дились в соборе Зимнего дворца. Можно предположить, что передавая Павлу I часть Древа Животворящего Креста, мальтийские рыцари вру­чили ее императору вместе с частицей ризы, находившейся в одном и том же кресте. А поскольку ранее большая часть ризы Спасителя была перевезена Павлом I из Москвы в собор Зимнего дворца, то как знать? — не тогда ли император передал “мальтийскую” часть ризы в Петропавловский собор?

http://pravmir.ru/riza-gospodnya-i-rossi...

— Собор преподобных Оптинских старцев. В Оптину пустынь с Александром Ткаченко Патриарх Кирилл. Духовную силу Оптинских старцев мы чувствуем и сегодня Та самая Оптина Новая жизнь Оптиной Пустыни Оптина Пустынь: Интеллигентная миссия Калуга: Монашество и интеллигенция Калуга: Только факты Празднование установлено Архиереским Собором в 2000 г.  в память преподобных Оптинских старцев: Льва (1841), Макария (1680), Моисея (1862), Антония (1865), Илариона (1873), Амвросия (1891), Анатолия (1894), Исаакия (1894), Иосифа (1911), Варсонофия (1913), Анатолия (1922), Нектария (1928), Никона (1931), Исаакия священномученика (1938) Православные праздники 25 октября — Перенесение из Мальты в Гатчину части Древа Животворящего Креста Господня, Филермской иконы Божией Матери и десной руки Иоанна Крестителя (1799). Крест Иконы Богородицы Иоанн Креститель (Предтеча) После назначения Павла I Великим Магистром Мальтийского ордена, в Гатчину были привезены три реликвии госпитальеров (Крест Господень, Филермская икона Божией Матери и десная рука Иоанна Крестителя) и размещены в придворной церкви Спаса Нерукотворного, с 1800 г. на этот день установлен праздник. Православные праздники 26 октября — Иверской иконы Божией Матери Иверская Чудотворная икона, принадлежащая к типу Одигитрия, хранится в Иверском монастыре на Афоне.   Православные праздники 29 октября — Мч. Лонгина сотника, иже при Кресте Господни (I). По Церковному преданию, Лонгин был римским сотником, бывшим при Распятии Господнем, после смерти Христа Лонгин воскликнул: «Истинно Человек Сей был Сын Божий!», после чего принял Веру Христову и стал проповедником. Принял мученическую смерть от солдат Понтия Пилата. Православные праздники 30 октября — Прор. Осии (820 г. до Р. Х.). Осия, верный муж неверной жены Пророчества о Воскресении Христа Осия проповедовал в Северном Израиле  при царе Иеровоаме II до разрушения израильской столицы – Самарии. Был женат на блуднице, что символизировало измену народа Израиля Богу. Проповедовал покаяние, боролся с идолопоклонничеством, пророчествовал о гибели Дома Израилевна и призыве Богом язычников.

http://foma.ru/pravoslavnyie-prazdniki-v...

Первым полноценным государственным мероприятием по упорядочению системы личной геральдики и формированию единой статусно-знаковой геральдической системы Российской Империи стало создание такого труда, как «Общий Гербовник дворянских родов Всероссийской Империи», учрежден указом императора Павла I Петровича 20 января 1797 года. Статус свода гербов российских дворянских родов «Общий Гербовник дворянских родов Всероссийской Империи» позволял пользоваться данным документом для доказательства своего дворянского достоинства, а внесенные в «Общий гербовник...» геральдические объекты приобретали неизменность содержания и юридический статус. Автор рассматривает в статье содержание частей «Общего Гербовника дворянских родов Всероссийской Империи», утвержденных инициатором создания данного документа Павлом I Петровичем. Павел I утвердил пять частей «Общего гербовника…»: первая – 1 января 1798 года, вторая – 30 июня 1798 года, третья – 19 января 1799 года, четвертая – 7 декабря 1799 года, пятая – 22 октября 1800 года. В данной статье рассматривается содержание первых четырех частей «Общего Гербовника дворянских родов Всероссийской Империи». По мнению автора, пятую часть «Общего гербовника…», утвержденную 22 октября 1800 года, целесообразнее рассматривать отдельно. Причина в том, что, будучи еще 16 декабря 1798 года избран великим магистром Мальтийского ордена, Павел I начинает привносить символику ордена в знаковую систему Российской Империи. Так, в 1799 году был издан указ императора Павла I об изображении двуглавого орла с мальтийским крестом на груди. Крест разместился на груди орла под московским гербом. А 12 октября 1799 года в Гатчине посольство ордена преподнесло Павлу I три древние реликвии госпитальеров: частицу древа Креста Господня, Филермскую икону Божией Матери и десницу святого Иоанна Крестителя. Святыни перевезли из Приоратского дворца в Петербург, где их поместили в придворной церкви Спаса Нерукотворного в Зимнем дворце. В память об этом событии в 1800 году Правительствующий Синод установил на 12 (25) октября праздник в честь «перенесения из Мальты в Гатчину части древа Животворящего Креста Господня, Филермской иконы Божией Матери и десной руки святого Иоанна Крестителя». Не исключено, что события конца 1799 года могли послужить причиной внесения изменений в христианскую символику отечественной геральдики.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

— Зачем ты стоишь здесь, ужасный зверь? — произнес святой. — Ты не имеешь части во мне: лоно Авраамово примет меня. Это были его последние слова, и окружавшие его братия были поражены блеском и красотою лица его, когда он лежал уже мертвым [ 36 ]. Две тысячи иноков и хор девственниц сопровождали тело его в Тур, где он, при великом стечении народа, и был предан торжественному погребению. По блаженной кончине Своего великого угодника и чудотворца, Бог сподобил его нетления тела, и при гробе его совершались великие и многочисленные чудеса [ 37 ], во славу Бога, дивного во святых Своих во веки. Аминь. Память святой мученицы Домники Святая Домника подвизалась при императоре Диоклитиане. Приведенная за исповедание Христа на суд к Лизию, игемону Аназарва Киликийского, она сначала была бита воловьими жилами, ноги же ее были обожжены раскаленным железом; затем ее столь жестоко били палками, что сокрушили ей суставы. Брошенная, наконец, в темницу, она там, вознося благодарение за мученические раны, предала дух свой Господу (286 г.). Празднование в память перенесения Мальтийских святынь В Русской церкви 12-го октября совершается празднование перенесения с острова Мальты в Гатчину трех великих святынь: части древа Животворящего Креста Господня, чудотворного образа Филермской Божией Матери, написанного святым Евангелистом Лукою, и десной руки святого Иоанна Крестителя. Передадим вкратце историю происхождения каждой в отдельности из этих святынь и установления в честь их праздника.   I. В 326-м году произошло чудесное обретение на Голгофе Креста Господня св. царицею Еленою. Вскоре же после этого по царскому повелению был заложен здесь новый храм Воскресения Христова, которому суждено было сделаться на долгие годы хранителем сей великой святыни всего христианского мира. Хранит эту святыню сей храм и до настоящего времени. Но ее нельзя представлять во всей целости, каковою она была при обретении ее святою царицею Еленою. Предание сообщает нам о многих частях Креста Господня, еще в глубокой древности отделенных от него и разнесенных по всем концам мира для освящения его [ 1 ]. Хранил эти частицы Восток, хранил и христианский Запад.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Пр. отца нашего Космы святоградца, епископа Маиумского, и творца канонов. Он был ближайшим другом и сотрудником пр. Иоанна Дамаскина (4 дек.). За добродетельную жизнь, он был поставлен во епископа Маиумского, много потрудился в этом сане для своей паствы и мирно в глубокой старости скончался около 787 г. (15 янв.). Прославляя святителя, как «мудрости питателя», «чистоты кормителя», «верным просветителя» и «благословника известнейшаго», св. Церковь свидетельствует что епископ Косма был «смиренномудр и кроток, тих же и доброглаголив, уветлив и незлобив, целомудрен и праведен, препрост и цел». Воспитанный «благочестием и верою» и «премудростью украсив ум и душу», епископ Косма украсил Церковь «песнми медоточными и ученми», исполненными «разума», «ими же явственно всем открыты» «страшныя истинно и пречудныя Христовы тайны». Кондак, гл. 8. Украшен добродетельми Космо Богодухновенне Церкве Христовы украшение был еси: песньми бо украсил еси сию блаженне; но молися ко Господу, избавитися нам от всяких козней ратника, тебе зовущим: радуйся отче пребогате. Празднование св. Иоанну Крестителю Господню на памть из Мальты во град Гатчин креста из части древа животворящего креста Господня, чудотворного образа Божьей Матери, писанного св. евангелистом Лукой, и десной руки мощей св. Иоанна Крестителя. Эти святыни, хранившиеся у Мальтийских рыцарей со времени Крестовых походов, принесены были ими в Гатчину в дар Императору Павлу I в 1799 г. В том же году все эти святыни были перенесены в Петербург, в церковь Нерукотворенного Спаса в Зимнем дворце. С 1852 г. сии святыни ежегодно 11 октября привозятся в церковь Гатчинского дворца, откуда 12 октября они с крестным ходом переносятся в Гатчинский собор, где остаются на 10 дней для всенародного поклонения и молебствий, а затем, после крестного хода по городу, отвозятся обратно в Петербург. См. 7 янв. Для этого праздника была составлена особая служба, но с 1800 г. он только отличался в календарях и нигде не праздновался. В 1852 г., когда был построен Павловский собор в Гатчине, восстановилось и торжество праздника, которое ежегодно совершается в Гатчинской придворной церкви и в Павловском соборе.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Пролог. Мес. В. 12 ноября. (Называет его епископом Φραγγας. Мартин Турский скончался в 397 году). Март. Р. 11 ноября. Празднование Св. Иоанну, Крестителю Господню, на память перенесения из Мальты в Гатчину части древа животворящего Креста Господня, чудотворного образа Божией Матери, писанного св. евангелистом Лукой, и десной руки св. Иоанна Крестителя. В 1799 году. (Икона Богородицы именуется Филермской. Сахаров «О русском икононаписании». II. 24). Празднование Пресв. Богородпце ради иконы Ее Иерусалимской. Мес. всех свв. 13 Свв. мучч. Карпа, Папилы и Агафодора, и Агафоники, сестры Папилы. Свв. Карип., синсгсоиги. оиатпрский , Ишима, диакон. и Лианодор, служитель и.ь, с Лиаооиипкоио, после истязаний, обе;и .иаилеииы н царствование Дскил, пт. Пергаме, ок. 2.51 иода. Чет. Минея от Метафраста. (Or. Chr. II col. 877. Асия SS. npr. U. %К et 120.) Март. Р. 13 апр. Мес. В. В службе канон Иосифа. Св. муч. Флорентия. СолунянИн.Скончался от огня. Пролог. (Act SS. ост. VI. 190). Март. Р. Преп. Никиты исповедника. Сицилийский стратиг при Никифоре и сыне его Ставракии; изгнанник за иконопочитание при Льве Армянине и Феофиле. Пролог. (Act SS. 6 oct.). Мес. В. 6 окт. Св муч. Вениамина диакона. Сн. Сведение 31 марта о священномуч. Авде, с коим св. Вениамин вторично воспоминается. 14 Свв. мучч. Назария, Гервасия, Протасия и Келсия. Св. Назарий, римлянин, был сын еврея и христианки Перпетуи, получившей крещение от ап. Петра. В Медиолане, во время Неронова гонения, за помощь христианским узникам Протасию и Гервасию, подвергся мукам. В Галлии, где проповедовал Евангелие, крестил и взял в сопутники Келсия. По возвращения в Медиолан, с ним обезглавлен от князя Анулина. Гервасий и Протасий умучены комитом Аспазием, шедшим на брань против Моравов. Чет. Минея от св. Амвросия и от Метафраста. (Surius 19 iunii. Act SS. iul. VI. 503 sqq. et iun. III. 817. Mazoch. Kal. neapol. III. 484. Morcelli Kalend. CPlit. I. р. 192). Март. Р. о Гервасии и Протасии 19 июня, о Назарии и Келсии 28 июля. Мес. В. В службе канон Иосифа.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

В конце XV века султан Баязет или Баезид, уважая мужество и благочестие великого магистра странноприимного ордена Родосских или Мальтийских рыцарей, – Петра Обюсона, в знак дружества с ним и надежды на него прислал к нему (1484 г.) десную руку Крестителя, которая хранилась сначала на острове Родосе, а потом, когда сей остров в начале XVI столетия завоёван был Турками, – на острове Мальте. В конце XVIII века, в 1798 году, когда оружие Французской революции обратилось и на защитников христианства на Востоке Мальтийских рыцарей и обманом овладело островом и столицей их, они прибегли под покровительство и защиту России и императора Павла Петровича, с юности питавшего особенное уважение к доблестям Мальтийских рыцарей, упросив его принять сан великого магистра и покровителя ордена, и посему поднесли ему в 1799 году 12 октября, в Гатчине, долго хранимую ими святыню: крест из части древа животворящего Креста Господня, чудотворный образ Богоматери, писанный св. Ев. Лукой, и десную руку мощей свят. Иоанна Крестителя. Из Гатчины в день бракосочетания великой княжны Елены Павловны – эта древняя святыня перенесена и в С.-Петербург, в церковь Спаса нерукотворенного образа, находящуюся в Зимнем дворце, откуда к 12 октября она переносится ежегодно в Гатчину и там пребывает до 18 октября. В память перенесения десной руки мощей Крестителя из Мальты в Гатчину, которого Церковь наша прославляет, яко честнейшего пророков, установлен 12 октября праздник Крестителю, подобно тому, как в Константинополе почтен день перенесения туда десницы Крестителя из Антиохии. Празднование Филермской иконе Богоматери Сия икона, известная под именем Одигитрии Филермской, по сказанию древнего предания, написана св. Ев. Лукой и впоследствии перенесена в Иерусалим, а из Иерусалима в Константинополь, где она с честью поставлена была во Влахернской церкви. Отсюда св. икона Одигитрии взята была западными христианами в XIII веке, когда они овладели Константинополем; после досталась рыцарям Иоанна Иерусалимского, которые принесли её с собой на остров Родос. Когда этот остров в начале XVI века завоёван был Турками, рыцари переселились на остров Мальту и сюда перенесли Филермскую икону. В конце XVIII века, когда оружие Французской революции обратилось и против защитников христианства на Востоке – рыцарей Мальтийских, и Французы обманом овладели Мальтой, – рыцари прибегли под покровительство Российского императора Павла I-ro и избрали его своим великим магистром и защитником ордена, и в 1799 году октября 12 прислали в Гатчину и чудотворную Филермскую икону Богоматери вместе с частью древа Господня и десною рукой Иоанна Крестителя. Сии священные предметы внесены были в Гатчинский придворный храм, а отсюда перенесены в С.-Петербург в церковь Зимнего дворца. Празднование св. Иоанну Крестителю 12 октября на память перенесения из Мальты в Гатчину креста, чудотворного образа Богоматери и десницы Крестителя установлено в 1800 году. Празднование Иерусалимской иконе Богородицы

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Искренняя радость Павла принесла в дар святыням богатые, золотые, украшенные бриллиантами и другими драгоценными камнями, ковчеги, а для иконы Богоматери такую же драгоценную новую ризу. День 12-го октября Святейшим Синодом был внесен в число праздничных дней Русского месяцеслова. Гатчина однако не долго была местом пребывания Мальтийских святынь. Царственная семья, отъезжая осенью в Петербург, взяла их с собою, так что в следующем 1800 году праздник их перенесения был совершен уже в Церкви Зимнего дворца. В течение более пятидесяти лет и самое празднование, установленное в честь их перенесения на Русь, совершалось здесь, вместо 12-го октября, 7-го января. Император Николай Павлович вновь обратил внимание на забытую Гатчину. В память своего отца, основателя Гатчины, он выстроил в ней соборный храм во имя апостола Павла. На освящение этого храма [ 19 ], Мальтийские святыни были вновь привезены из Зимнего дворца в Гатчину. Осенью того же года посетил его Государь. Собравшиеся прихожане, благодаря царя-храмоздателя присоединили к своей благодарности просьбу о том, чтобы новоустроенный храм явился постоянным местопребыванием, некогда в первый раз принесенных в Гатчину, Мальтийских святынь. Отвечая на эту просьбу, Государь сказал им, что достояние Царствующего Дома он не может отдать в собственность частной церкви, а согласен только на временное ежегодное приношение их туда из Петербурга. Так было восстановлено торжество праздника 12-го октября, совершаемое в настоящее время и в придворной церкви, и в Павловском соборе. Святыни привозятся из Петербурга еще накануне праздника. Чествование их в этот день происходит в придворной церкви на всенощном бдении. На другой день, после ранней обедни в придворной церкви, они переносятся в собор, где и пребывают в течение десяти дней до дня празднования Казанской иконе Божией Матери, когда после крестного хода по городу отвозятся обратно в Петербург. 12-е октября не только главный и всеобщий праздник гатчинцев, но и день поклонения Мальтийским святыням многих богомольцев, прибывающих в Гатчину из столицы, окрестных сел и городов и даже из других губерний России. Вся Россия воздает в этот день славу Богу, «яко прославивый ее доселе множеством святынь, не оставляет прославляти и ныне: се бо многоценное сокровище, в различных странах доселе скрываемое, благоизволи даровати ей» [ 20 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010