— Не знаю, но следует ли верить тому, что он прекратил борьбу с королевскими душегубами во Франции? Вы только что из Петербурга, Николай Семенович, что там говорят об этом? Мордвинов раздавал карты и, казалось, полностью был сосредоточен на этой безделице, потом осмотрел сидящих и торжественно сказал: — Митрополит Платон еще по случаю славной Чесменской битвы у гробницы Петра Великого цесаревичу Павлу предрек, что он не только славу Петрову сохранит, но и умножит. Цесаревич же с детских лет к флоту привязан. Помните, он был назначен в восьмилетнем возрасте генерал-адмиралом, а после прочтения книги господина Ломоносова еще мальчиком требовал отыскать проход через север к Америке, дом инвалидный для старых моряков на Каменном острове устроил и все свое генерал-адмиральское жалованье на его содержание отдал. Так что мы над Российским флотом ныне имеем не только монарха, руководителя, но и испытанного покровителя. Мадам Гаке слушала невнимательно, кривила губы, нервно перебирала пальцами ожерелье. — Но правда ли, господин адмирал, как пишут английские газеты... Фома, зачитайте, что написано нынче всем русским послам. Брат хозяйки надел на нос пенсне и вытащил из кармана кусок газеты. — Тут написано, что граф Остерман направил всем вашим послам циркуляр, в котором извещал их, что «Россия, будучи в беспрерывной войне с 1756 года, есть поэтому единственная в свете держава, которая находилась 40 лет в несчастном положении истощать свое народонаселение. Человеколюбивое сердце императора Павла не могло отказать любезным его подданным в пренужном и желаемом ими отдохновении». — Фома Кобле поправил пенсне и добавил: — На Европу это произвело тяжелое впечатление. Насколько я знаю, из Англии отзывается эскадра контр-адмирала Макарова. Не так ли? Мордвинов сосредоточенно думал над картами и не ответил Кобле. Потом обратился к Ушакову: — Федор Федорович, вот почему вас моряки, низкие служители, так боготворят? Куда ни приедешь, все просят, нам бы под начало адмирала Ушакова. Спуску вы им вроде не даете, изнуряете экзерцициями разными, а они на вас молятся?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Ладь косы и серпы к Петрову дню; 30. Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов. Полупетр. В этот день, собираясь на покос, провожают весну. «Мученик Устин (воспоминемый Церковью 1 июня, Устинов день) – между маем и июнем тын!» – говорили крестьяне. В этот день народное поверье запрещало городьбу городить: «На Устина не городи тына!» Старики сулили пожар тому домохозяину, который ослушается их совета. В этот же день судили по солнечному восходу об урожае, для чего выходили до зорьки в поле и приглядывались к солнечным лучам: взойдет солнышко на чистом небе – быть доброму наливу ржи. А бродят тучи по небу в это утро – бабам на радость: лен-конопель уродится на диво! От Устина – два дня до Митрофанова дня (4 июня). «В канун Митрофана – не ложись спать рано!» В навечерие этого дня оценивали перспективы вызревания хлебов. Деревенский опыт советовал под Митрофана «заглядывать, откуда ветер дует». Во многих местностях Владимирской, Ярославской, Тверской, Тульской и др. соседних губ. существовала старинная примета об этом. «Тянет ветер с полуден – яровому хороший рост!» – говорили там. «Дует с гнилого угла (северо-запада) – жди ненастья!» Ветер «с восхода» (восточный) – к поветрию (повальным болезням). «Сиверок (северо-восточный ветер) ржи дождями заливает!» В старину даже существовал обычай «молить ветер под Митрофана». Старухи сходились для этого за околицей ввечеру, после заката солнечного, и, по данному старейшей из них знаку, принимались выкликать по ветру, размахивая при этом руками, следующее заклинание: «Ветер-Ветрило! Из семерых братьев Ветровичей старшой брат! Ты не дуй-ка, не плюй дождем со гнилого угла, не гони трясавиц-огневиц из неруси на Русь! Ты не сули, не шли-ка, Ветер-Ветрило, лютую болесть-помаху на православный народ! Ты подуй-ка, из семерых братьев старшой, теплом теплым, ты полей-ка, Ветер-Ветрило, на рожь-матушку, на яровину-яровую, на поле – на луга дожди теплые, к поре да ко времячку! Ты сослужи-ка, буйный, службу да всему царству християнскому – мужикам-пахарям на радость, малым ребятам на утеху, старикам со старухами на прокормление, а тебе, буйному, над семерыми братьями набольшему-старшому, на славу!» Это заклинание, по словам сведущих людей, имело непреодолимую силу над ветрами и заставляло их помогать крестьянам.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

ЖУРНАЛ 117 СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного митрополита Каширского Феогноста, председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, относительно поступивших прошений епархиальных Преосвященных. ПОСТАНОВИЛИ: 1. В связи с прошениями Преосвященного митрополита Калужского и Боровского Климента: 1.1. Освободить игумению Анастасию (Мордмиллович) от должности игумении Казанского Девичьего монастыря города Калуги и назначить на эту должность монахиню Ангелину (Петрову); 1.2. Открыть Спасо-Преображенский женский монастырь на реке Угре в городе Калуге и назначить на должность игумении этого монастыря игумению Анастасию (Мордмиллович). 2. В связи с прошением Преосвященного митрополита Казанского и Татарстанского Кирилла назначить монахиню Тамару (Карпову) на должность игумении Успенского Зилантова женского монастыря города Казани. 3. В связи с прошением Преосвященного епископа Елецкого и Лебедянского Максима назначить монахиню Аркадию (Енькову) на должность игумении Елецкого Знаменского женского монастыря города Ельца Липецкой области. 4. В связи с прошением Преосвященного епископа Салаватского и Кумертауского Николая назначить монахиню Серафиму (Белоусову) на должность игумении Марфо-Мариинского женского монастыря села Ира городского округа город Кумертау Республики Башкортостан. ЖУРНАЛ 118 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Волоколамского Антония, председателя Отдела внешних церковных связей, о епархиях и приходах за рубежом. ПОСТАНОВИЛИ: Аргентинская и Южноамериканская епархия Игумена Иннокентия (Деньщикова), в связи с окончанием срока командировки, освободить от должности клирика Аргентинской и Южноамериканской епархии и направить в распоряжение управляющего Соликамской епархией. ЖУРНАЛ 119 СЛУШАЛИ: Прошение Преосвященного митрополита Виленского и Литовского Иннокентия о почислении его на покой в связи с достижением 75-летия. Справка: Согласно пункту 26 главы XV Устава Русской Православной Церкви: «По достижении 75-летнего возраста архиерей подает на имя Патриарха Московского и всея Руси прошение об уходе на покой. Вопрос о времени удовлетворения такого прошения решается Священным Синодом».

http://mospat.ru/ru/news/89714/

В одно время скончались оба Иерарха, Малой и Великой России: место Митрополита Киевского заступил настоятель Печерский Варлаам, и пришел также за посвящением в Москву, но уже не застал в живых Патриарха Иоакима. Благоприятствовавший избранию и вторичному воцарению Петрову, истинный блюститель царства в малолетство обоих Государей, и ревнитель просвещения при любознательных Феодоре и Софьи, Иоаким только один год управлял Церковью при державе юного Петра. Вместе с матерью его, благочестивою Царицею Натальей, скорбел он о духе нововведений и пристрастий к обычаям иноземным, которые уже тогда обнаруживались в царственном юноше. Чувства сии излил он в красноречивом завещании, умоляя Царя твердо держаться преданий отечественных, какие приял от предков, для утверждения земли Русской. 10. Адриан К сожалению, после столь замечательного пастыря, избран был (1690 г.) на престол патриарший старец, Митрополит Казанский Адриан , хотя и украшенный добродетелями святительскими, но не постигавший необходимости тех преобразований, какие кипели в творческой груди Петра, и каких усиленно требовали самые обстоятельства; потому что со времени Царя Алексея Михайловича и предприимчивого Никона, все в государстве шло к постепенному образованию, хотя не столь быстро, как действовал Петр. До слуха царского часто доходили неблагоприятные суждения бояр и святителей, о всех его предприятиях; – по несчастью, сообщество его с иноземцами, низкого сословия, призванными для сооружения флота и обучения войск, давали повод к молве, и осуждавшие не умели отличать великих деяний от слабости человеческой. Со своей стороны Петр, от юных дней прошедший чрез столько испытаний, и принужденный, во всем пылу юности, умерять гнев свой на полагавших ему препоны, ибо и мать и старший брат разделяли отчасти мнения бояр и Патриарха, с неприятным чувством смотрел на Адриана, как на представителя старины, боровшейся с его светлым гением. Творческий дух Петра, создав однажды в мыслях своих грядущую Россию, предмет пламенной любви его, как будто уже видел ее пред своими глазами, и раздражался, когда современники не угадывали того, что только через сто лет могли наконец увидеть потомки, – осуществление его идеала, Россию времен наших.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Мы немного погуляли. Медленно дошли до кладбища, но не до дальнего, «писательского», а ближнего - вокруг храма Преображения Господня. Алексий II погрустнел, заметив, что тут покоятся многие церковные деятели: митрополиты Нестор, Питирим, настоятель Богоявленского кафедрального собора протопресвитер Николай... Вздохнул: «Увы, и мой возраст, как говорится, не к Петрову?, а к Покрову?». Стояла хмурая ранняя весна. Слякоть, промозглый неуют в природе, и Патриарх, собиравшийся показать нам небольшое хозяйство, где монахини держат коров, кур, коз, заторопился домой. Извинился: «Давайте в следующий раз. Летом. Когда будет тепло. Я люблю там бывать, особенно, если на душе пасмурно. Пообщаешься с братьями меньшими, покормишь их - помогает. Да и козье молоко - вещь полезная, советую». Похоже, и у патриархов случается плохое настроение. Мы не преминули спросить. Однако Алексий II подтвердил это лишь косвенно: «Унывать никогда нельзя. Утро надо встречать в бодром состоянии духа. Чему немало способствует келейная молитва». - «Надо? Или встречаете?» Усмехнулся: «Надо». Посетовал, что страдает бессонницей. Но снотворным предпочитает травы - мелиссу с хмелем. Впрочем, на здоровье не стал жаловаться. Если бы не недавняя простуда, не забросил бы велотренажер, беговую дорожку, бассейн. И свои восемь тысяч шагов в день, которые рекомендовали врачи, непременно бы делал. Для контроля на поясе всегда закреплен шагомер. О проблемах с сердцем Патриарх не обмолвился. Однако было ясно: они существуют. Не случайно на второй этаж резиденции Святейший поднимался на лифте... По тому, как подробно, с любовью он показывал нам дом, изящный камин, бильярдную, коллекцию пасхальных яиц, милые сердцу намоленные иконы, становилось очевидно: хозяину здесь хорошо. Да он и не скрывал, что ему тут уютно. «Все устроено по моему вкусу. Ну а мне что нужно? Удобный кабинет. Библиотека под рукой. И келья с выходом на территорию. Чистый воздух, тишина». - «Тишина? Но дом стоит прямо у железнодорожного переезда. Шум, вибрация разве не мешают?» - «Напротив, даже успокаивают. Привык. Иногда, когда поездов долго нет, словно чего-то не хватает. Поверите, за все годы своего патриаршества я лишь раз переночевал в Москве, в Чистом переулке».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Суббота 20 августа/2 сентября 1944. На Дарю меня встретили как возвратившегося с того света 614 . Все были чрезвычайно милы и внимательны. В 4 часа у Митрополита был архиепископ Beaussart, который благодарил за письмо и посещение о. Саввы. Для него устроили чай с самоваром, русскими вареньями и печеньем. Приезжал он на этот раз в красном одеянии. Воскресенье 21 августа/3 сентября 1944. Среди прихожан – совсем юный американский солдат, православный, который простоял почти всю службу на коленях и усердно молился. На дворе вывешено уже объявление от Маклакова, который принимает на 91, рю Лекурб у М.М. Федорова. Самого старика тоже чуть не арестовали, приставили стражу и говорили, что из его дома была стрельба. Все мои помощники по церкви уже съезжаются. Суббота 27 августа/9 сентября 1944. События на Сергиевском подворье По телефону узнал о чрезвычайно тягостных событиях, происшедших вчера на Сергиевском подворье. Днем владение было оцеплено не ФФИ, а полицией во главе с комиссаром 19-го квартала, с пулеметами и ружьями, и произведен тщательный обыск всех помещений в поисках, видимо, оружия или чего-то нам неизвестного. Полиция ушла ни с чем, даже не извинившись, но дело не в этом. Полицейские вошли в церковь с шапками на головах и с папиросами, и обыск сопровождался кощунственными деталями. Вчера же о. Савва говорил с монсиньором Боссаром, сегодня пишет кардиналу [Сюару]. Кроме того, многие французы хотят выступить с протестом в печати против возмутительного поведения полиции 19-го квартала. В понедельник по этому вопросу будет совещание у Владыки, а завтра кардинал будет говорить с монсиньором Спеллманом, архиепископом Нью-Йоркским. Воскресенье 28 августа/10 сентября 1944. Заходил к В. Ант. Петрову, который посетил вчера новый маклаковский комитет. Народа там много. Сам Маклаков из-за глухоты не говорит, только здоровается, беседуют проф. Титов, полковник адъютант ген. Деникина Колтышев 615 и инженер Федченко. Пока никаких комитетов нет, и власти советуют русским быть потише и не соваться никуда.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Начну вот с чего. Предположите, что вода этого беспредельного моря так же сладка, как и вода рек и источников. Но вот упала капля воды и в одно мгновение сделала всю воду моря, рек и источников горькой. Как горька была бы эта капля?! И однако же несравненно большую горечь имеет грех, который в мгновение огорчает неисчерпаемое море милосердия Божия. Грех — это беспредельная горечь. Далее. Из всех видимых чудес, совершенных Иисусом Христом во время Его жизни на земле, только одно из них было ясным доказательством той Божественной силы, которую Он имеет как Сын Божий. Когда он начал чудотворить и преложил воду в вино в Кане Галилейской, когда благословил пять хлебов и насытил пять тысяч мужей в пустыне; когда ходил по морю как дух; когда преобразился на вершине Фавора и воссиял как солнце; когда исцелил раба сотника, тещу Петрову, расслабленного в овчей купели, кровоточивую, скорченную, больного водянкой и сухорукого; когда Он очистил стольких прокаженных, отверз очи стольким слепым, освободил стольких бесноватых; когда Он воскресил (что еще больше) дочь Иаира, сына вдовы и Лазаря, — Он получил славу пророка, чудотворца, святого, но только — человека. «Те, кто видели Его чудеса, как говорит Евангелие, прославиша Бога, давшаго власть таковую человеком» (Мф. 2:8). И действительно, подобные же чудеса совершали раньше пророки, а затем апостолы, т. е. все же люди. Знаете ли, когда именно Иисус Христос явил Свою Божескую силу, когда Он говорил и действовал как Сын Божий? Когда Он с господственной властью сказал нынешнему расслабленному: Чадо, отпущаются тебе греси твои. Сидевшие тут же книжники считали Его простым человеком; но услышав, что Он говорит как Бог, заключили, что Он богохульствует: «Что сей тако глаголет хулы? кто может оставляти грехи, токмо един Бог?» (Мк. 2:7). В своем заблуждении они все же сказали истину, ибо никто, кроме Бога, не может прощать грехи. Аз есмь, говорит Он устами пророка Исаии, «Аз есмь заглаждаяй беззакония» (43:25). — Человеческий ум не может представить себе зверя более ядовитого и страшного, чем тот, которого описывает Иоанн в своем божественном откровении: зверь с семью головами и десятью рогами — образ беззакония, которое имеет как бы семь глав, семь смертных грехов, и как бы десятью рогами нападает и борется против десяти заповедей Божиих.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Егда же праздник бе опресночный, тогда творяху опреснокы – Он в Гробе лежааше. Где обрете опреснокы в время вечери своей, прежде праздника опресночнаго? Не смеаше бо никтоже творити опреснок прежде праздника, аще въструбяху жрьци их; послушай, како ти бысть. Аще луна не щнется, не бывает пасху от жидов; егда же щпениа луньнаго трие законници у трапезы некако и стоаху, смотряюще луню; егда же будет щпениа луны, въструбят от трубы твоя; имеаха веру жерци и трубяху паки к людем. Людие же молвяху друг ко другу: «Пасхю Господня, пасху», и тако зарезоваха агньца, и опресночныа готовяхю. Того же не разумеете, слепая латано, да не учатся от слова Господня, яко егда рече учеником своим, яко: Се един от вас предасть Мя; они же мятошася о словеси том, и не сме въпрашати Его, ну токмо Иоан Богословець, яко дерзновение имеаше к Нему паче всех, възлег на прьси Его и вопрошааше: Господи, кто есть предали Тя? Господь же рече ему: Емуже Аз дам омочивый хлеб, тъ есть предаяй Мя. И по обеде вонийде во нь сотона. И послушай евангелиста, како ти хлеб нарече. Едино бо есть артус и хлеб, а оплаток ино есть. Тако и Павлу глаголющу, и евангелистом, и тому самому евангелисту Луце возлюбленному и сроднику Петрову, пишуща Деаниа апостольская и глаголющу во Деаниих, чтомом в четверток Светлыа недели: учащу святому Петру люди, и вероваша 3000, и крестишася во той день, и беаху ждуща учениа апостольска, и приобщении, и преломлениа хлебу, и молитву. Видиши ли? Изначала то и апостоли приаша от Господа, и творяху, то откуду приали суть оплатки? От Петра ли? Тогда написаше Петр тако; а покажут бо ти тако. Такожде и Евангелие имеют, яко же мы имеем, дóндеже имяху, и тин въкупе бяху с нами на 7 Соборе; по Семом же Соборе отступиша от нас. Ребра избавителя нашего Иисуса Христа, Кровь и Воду – службу тайную нам являя. Ибо Иаков, по плоти брат Христа Бога нашего, от Спаса священие прием, и Божественную службу преданна и свята-то приношениа святый Великий Василие, Кесарийский епископ, Иоан Златоустый, ихже слава по всей земли пройдет, вся Богом в души написанную тайную службу нам предааше сице, и совершатися Божественней службе от вина и от воды священную тайну отдаша, и во Карфагени иже собрашася святии отци преподобнии 207 сице яве помянув святых, ничтоже болей Тела и Крови Господня принести.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Отсюда видно, что и по мысли Оригена , камень основной краеугольный есть сам Господь, и, значит, Петр таким же камнем быть не может; что пророки и апостолы суть также камни и основания Церкви второстепенные, суть камни потому, что Господь назвал камнем Петра: значит, слова: на семь камени..., обращенный к лицу Петра, имеют отношение ко всем апостолам и пророкам, на основании коих создана Церковь . γ) «Бог благоволил», пишет также Ориген 167 , «установить через Иисуса спасительное для людей учение, утвержденное на апостолах, как основаниях воздвигаемого здания христианства»: откуда видно, что, по мысли Оригена , здание христианства утверждается, как на основаниях, на апостолах, между коими Петр не отличен. δ) « Церковь имеет столпами», пишет Ориген 168 , «своих учителей и служителей, о которых говорит апостол: Петр, Иаков и Иоанн, мнимии столпи быти, десницы даша мне и Варнаве общения. В скинии столпы соединяются петлями (Исх. гл. 27 в конце): так в Церкви учители пусть связуются данными друг другу десницами... Два основания пусть придаются каждому столпу: одно, которое называется главой и полагается сверху; другое, которое собственно именуется подставкой (basis) и полагается под столп, как основание (fundamentuin)... Пусть они (учители) основанием своей проповеди имеют пророков. Ибо они назидают Церковь на основании апостол и пророк... А глава столпов есть Тот (как полагаю), о ком говорит апостол: глава мужу Христос ( 1Кор. 11, 3 ). Связями же столпов мы уже назвали взаимно данные десницы апостольского союза». Вот образ Церкви, в котором вовсе нет места главенству Петрову, из которого видно, что, как скиния построена была на столпах, совершенно равных, взаимно соединявшихся между собой, имевших два основания, нижнее и верхнее, так и Церковь утверждена на столпах – учителях, соединяющихся десницами общения, как соединялись Петр, Иаков, Иоанн, Павел и Варнава, – имеющих два основания: нижнее, которым служат пророки, и верхнее, которым служат апостолы; что, значит, апостолы, и Петр в том числе, как эти верхние основания столпов, находятся и между собою и к учителям – столпам Церкви и в целой Церкви и к главе Церкви в отношениях совершенно равных; а единая глава Церкви – Христос.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

Скопчество, возникшее на Руси в XVIII ст., напротив, по своему характеру есть секта и при том отдельная и самостоятельная. 3) Личность основателя скопческой секты В настоящее время существуют три гипотезы о личности основателя скопческой секты. По первой из них, высказанной сначала г. Мельниковым 167 и потом поддержанной и своеобразно доказываемой г. Реутским 168 , основатель скопческой секты есть не кто иной, как Андреян Петров, известный лжехристос хлыстов, действовавший в период времени от 1737 по 1745 гг. и потом скрывшийся от следствия, возникшего в 1745 году по делу о московских хлыстах. Несообразность этой гипотезы о личности основателя скопческой секты очевидна из сочинения самого г. Реутского, который, стараясь, по-видимому, аргументировать свое предположение о личности основателя скопческой секты, допустил совершенно невольно в другом месте того же своего сочинения один факт, который, будучи верен сам по себе, ниспровергает вышеозначенную гипотезу. Так, основателю скопческой секты или, что тоже, Андреяну Петрову в то время, когда последний был признан богом в корабле Акулины Ивановны, (следовательно около 1773 года или по меньшей мере около 1770 г.) г. Реутский дает 45 лет и, пожалуй, справедливо 169 . Но спрашивается, сколько же лет г. Реутский дает Андреяну Петрову, действовавшему, по словам самого же Реутского, в качестве главного пророка на радении в 1740 году? 170 По нашему расчислению времени, Андреяну Петрову в 1740 году должно было быть или 12-ть, или по большей мере 15-ть лет; но, очевидно, что дитя, каким был Андреян Петров в 1740 году, не мог по самым естественным причинам играть той роли, какую он действительно выполнял в период времени от 1737 по 1745 гг. Следовательно, или Андреяну Петрову было в 1740 году не пятнадцать лет, а вдвое более и потому в 1770 году ему было не 45 лет, а 60-т, или же самая гипотеза о тожественности Андреяна Петрова и основателя скопческой секты не верна. Мы допускаем только последний вывод, так как и при том предположении, что основателю скопческой секты в 1770 г.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sekty-hl...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010