Когда преставился благочестивый митрополит Максим во граде Владимире, тогда некто игумен Геронтий решился восхитить сан святительства. Взяв святительскую утварь, жезл пастырский и ту самую икону, которую писал блаженный Петр, с послушными ему церковными сановниками пошел в Царьград, как бы уже имея в руках своих желаемое; с неудовольствием услышала о том вся земля Русская. Князь Галицкий Юрий, негодуя на высоромерие Геронтиево, обратился к блаженному Петру, умоляя его идти в Царьград для воспрепятствования Геронтию. Петр преклонился к мольбам его и предпринял дальний путь, не ведая, что ему самому дан будет сан митрополита. Плавание Геронтиево было неблагополучно; поднялась страшная буря, противные ветры и высокие волны задерживали шествие корабля; кораблю же Петрову по другой полосе Черного моря благоприятствовал тихий попутный ветер, при котором, как будто во сне, переплыл он пучину и достиг пристани Цареградской. Ночью посреди бури явилась Геронтию Матерь Божия в том виде, как Она написана на иконе преподобного Петра, и строго укорила Геронтия: – Напрасно труждаешься, предприняв столь долгий путь, ибо не возложится на тебя сан святительский, который хотел ты восхитить; но тот, кто написал Меня, – Петр, игумен Ратский, служитель Сына Моего и Бога, возведен будет на верховный престол митрополии Русской, и украсит его, и упасет людей своих, за которых Сын и Господь Мой Иисус пролил кровь Свою, от Меня заимствованную; и так богоугодно пожив, в старости маститой радостно прейдет он к желаемому своему Владыке и верховному Архиерею. В ужасе воспрянул Геронтий от сна и страшного видения, которое поведал всем, бывшим с ним на корабле, и всем говорил: – Напрасно трудимся, братия, ибо не получим желаемого. После многого истомления от бури едва возмог он достигнуть Царьграда, но там уже предварил его преп. Петр. Патриарх Афанасий украшал тогда Вселенскую кафедру своими добродетелями. Он принял Петра с радостью и посвятил митрополитом всей земли Русской. Несколько дней спустя приплыл в Царьград Геронтий, утомленный бурею, и, явясь к патриарху, хотя и против желания своего, вынужден был рассказать сонное видение, бывшее ему на море. Патриарх взял у него ризы святительские и пастырский жезл с честною иконою преподобного Петра и все это передал в руки законному святителю.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Вашего величества нижайшие богомольцы. Аарон, епископ Карельский. Юрьева монастыря келарь, иеромонах Дионисий, и вместо того монастыря братии руку приложил. 1720-го, января в 3 день. На гербовой бумаге. 122 Хиротонисанный ради рукоположения ставленников, расположенный к подвижнической жизни в Иверском монастыре носивший власяницу, несомненно тяготившийся обуреванием „между многомятежными мира сего треволнении, как писал он Казанскому митрополиту Тихону, викарий митрополита Иова, преосвященный Аарон и после кончины митрополита, и последовавший в начале третьего года его викариатства, в 1716 году, как бы продолжал занимать второстепенное место в епархии. Новгородская епархия в то время обнимала и все нововозвращенные от шведов земли, во главе с Петербургом. В Петербурге, как известно, в это время заправлял духовными делами близкий к царю архимандрит Александроновский, а прежде Хутынский Феодосий (Яновский). Его влияние сказывалось так сильно, что даже покойного митрополита Иова в последние годы его жизни держало несколько в тени. Когда Иов умер, самостоятельного архиерея в Новгороде назначено не было. Феодосий, быть может, приберегал эту кафедру для себя. Петербург с прилежащими к нему местами, с одной стороны, как бы оставался в Новгородской епархии, с другой – как будто отошел в ведение место блюстителя патриаршего престола, митрополита Стефана (Яворского) . По крайней мере, когда петербургский протопресвитер Георгий Петров в марте 1716 года обратился к преосвященному Аарону с просьбою „освятить антиминс“ для новой церкви в Петербурге, преосвященный ответил, что „о посвящении храма указ нам послать не надлежит без благословения преосвященного Стефана, митрополита Рязанского и Муромского“. Но, чтобы не задерживать начала богослужения в новой церкви, преосвященный вместе с таким своим письмом послал отцу Петрову антиминс „готовой, освященной“. 123 Фактически же духовным правителем Петербурга был несомненно архимандрит Феодосий, простирая весьма заметно свое влияние и на Новгород. Преосвященный Аарон привык обращаться к Феодосию с высокою почтительностью: «струи благоприятные ми вашея любви выну вращают коло совести моея в непрестаное к вам благодарение».

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

– С этим я не согласен, – говорю Сенума, – учебник Преосвященного Макария хорош, его менять не следует. – Этот лучше, – возражает он. – Ивасава просит выписать, говорит, что он находит его более пригодным, чем Макария. – Оставьте, я посмотрю. Много не нужно было смотреть. Целый том, в 360 страниц, и только еще рассмотрено учение о Святой Троице. Значит, еще нужно томов 5–6, чтобы Догматика кончилась. А внутри книги чего только нет! И история, и еретические споры, и разное подобное. И это Ивасава хочет сделать учебником! Видно, что дальше заглавного листа и не разворачивал книги. Так-то преподаватель Догматики внимательно относится к своему делу! А начальник школы Сенума требует по требованию того и не подумал исполнить свой долг начальника, взглянуть на книгу и вникнуть, основательно ли требование Ивасава. Я призвал Сенума, растолковал нелепость намерения Ивасава сделать эту книгу учебником и сделал выговор ему и чрез него Арсению Ивасава. 23 сентября/6 октября 1904. Четверг. Между военнопленными в Химедзи много желающих учиться грамоте, по известию о. Павла Морита, просящего для них 30 азбук. Послано больше сего и написано к главным там – фельдфебелю Стороженко и боцману Петрову, чтобы учили желающих; обещана помощь па письменные принадлежности для обучения письму, если понадобится. Посланы им альбомы Собора и прочее. 24 сентября/7 октября 1904. Пятница. Павел Сато, бывший катехизатор, усиленно просится опять на службу. Написано к о. Петру Кавано и к катехизатору в Кумамото, чтоб дали отзыв, можно ли его принять, не было ли его поведение, по оставлении им службы, воспрещающее сие? Ибо катехизатор должен быть без зазорен, чтоб не компрометировать звание катехизатора и чистоту Церкви. Был христианин из Фукурои, Муромаду, говорил, что несколько тронулся в уме от разных обстоятельств войны. Действительно, как-то странно смотрит, хотя говорит разумно. Я убеждал его не тревожиться очень и снабдил религиозными брошюрами. Кажется, торговые и семейные обстоятельства его нехороши, а не война виновата.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Окончив долгое чтение, дьяк свернул грамоту и указал приставу на Василия Васильевича, — тот едва стоял, без шапки, Алексей держал его под руку… — Взять под стражу и совершить, как сказано… Взяли. Повели. За церковным двором посадили отца и сына на телегу, на рогожи, сзади прыгнули пристав и драгун. Возчик, в рваном армяке, в лаптях, закрутил вожжами, и плохая лошаденка потащила шагом телегу из лавры в поле. Была ночь, звезды затягивало сыростью. 23 Троицкий поход окончился. Так же, как и семь лет назад, в лавре пересидели Москву. Бояре с патриархом и Натальей Кирилловной, подумав, написали от имени Петра царю Ивану: «…А теперь, государь братец, настает время нашим обоим особам Богом врученное нам царство править самим, понеже есьми пришли в меру возраста своего, а третьему зазорному лицу, сестре нашей, с нашими двумя мужскими особами в титлах и расправе дел быти не изволяем…» Софью без особого шума ночью перевезли из Кремля в Новодевичий монастырь. Шакловитому, Чермному и Обросиму Петрову отрубили головы, остальных воров били кнутом на площади, на посаде, отрезали им языки, сослали в Сибирь навечно. Поп Медведев и Никита Гладкий позднее были схвачены дорогобужским воеводой. Их страшно пытали и обезглавили. Жалованы были награды — землицей и деньгами: боярам по триста рублей, окольничим по двести семьдесят, думным дворянам по двести пятьдесят. Стольникам, кои прибыли с Петром в лавру, — деньгами по тридцать семь рублей, кои прибыли вслед — по тридцать два рубля, прибывшим до 10 августа — по тридцать рублей, а прибывшим по 20 августа — по двадцать семь рублей. Городовым дворянам жаловано в том же порядке по восемнадцать, по семнадцать и по шестнадцать рублей. Всем рядовым стрельцам за верность — по одному рублю без землицы. Перед возвращением в Москву бояре разобрали между собой приказы: первый и важнейший — Посольский — отдан был Льву Кирилловичу, но уже без титла сберегателя. По миновании военной и прочей надобности совсем бы можно было отказаться от Бориса Алексеевича Голицына, — патриарх и Наталья Кирилловна простить ему не могли многое, а в особенности то, что спас Василия Васильевича от кнута и плахи, но бояре сочли неприличным лишать чести такой высокий род: «Пойдем на это, — скоро и из-под нас приказы вышибут, — купчишки, дьяки безродные, иноземцы да подлые всякие люди, гляди, к царю Петру так и лезут за добычей, за местами…» Борису Алексеевичу дали для кормления и чести приказ Казанского дворца. Узнав о сем, он плюнул, напился в тот день, кричал: «Черт с ними, а мне на свое хватит», — и пьяный ускакал в подмосковную вотчину — отсыпаться…

http://azbyka.ru/fiction/petr-pervyj-tol...

Упорный гонитель христианства становится неутомимым проповедником Евангелия. Жизнь, поступки, слова, послания Павла - все свидетельствует о нем, как избранном сосуде благодати Божией. Ни скорбь, ни теснота, ни гонение, ни голод, ни нагота, ни опасности, ни меч, ни смерть не могли ослабить в сердце Павла любви к Богу. Он совершал непрестанные путешествия в разные страны для проповеди Евангелия иудеям и особенно язычникам. Эти путешествия сопровождались необычайным могуществом проповеди, чудесами, неусыпным трудом, неистощимым терпением и высокой святостью жизни. Труды апостольского служения Павла были беспримерны. Он сам о себе говорил: более всех их потрудился (1 Кор. 15, 10). За свои труды апостол претерпел неисчислимые скорби. В 67 году 29 июня в одно время с апостолом Петром он принял мученическую кончину в Риме. Как римский гражданин он был обезглавлен мечом. Православная Церковь почитает апостолов Петра и Павла как просветивших западный мрак, прославляет Петрову твердость и Павлов разум и созерцает в них образ обращения согрешающих и исправляющихся в апостоле Петре - образ отвергшегося от Господа и покаявшегося, в апостоле Павле - образ сопротивлявшегося проповеди Господней и потом уверовавшего. Сколько длится Петров пост Петров пост зависит от того, рано или поздно бывает Пасха, и потому продолжительность его различна. Он всегда начинается с окончанием Триоди, или после недели Пятидесятницы, и прекращается 28 июня, если праздник святых апостолов Петра и Павла будет не в среду и не в пятницу. Самый продолжительный пост заключает в себе шесть недель, а самый короткий - неделю и один день. Антиохийский патриарх Феодор Вальсамон (XII век) говорит: " За семь дней и больше до праздника Петра и Павла все верные, то есть мирские и монахи, обязаны поститься, а непостящиеся да будут отлучены от сообщения православных христиан " . Как правильно питаться в дни Петрова поста Подвиг Петрова поста менее строг, чем Четыредесятница: во время Петрова поста устав Церкви предписывает еженедельно, по три дня - по понедельникам, средам и пятницам - воздерживаться от рыбы, вина и масла, и сухоясти в девятый час после вечерни; в остальные же дни следует воздерживаться только от рыбы.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2117...

Эта статья признается у Никона подлинным сочинением Анастасия и приводится под его именем в 57 гл. пандект. Позднейший составитель, взяв у св. Анастасия эту основную мысль, подробно развил ее в применении к постам Рождественскому и Петрову и обставил свое изложение доводами историческими. 5 . Περ τς νηστεας περενδξου θεοτκου Анастасия Кесарийского издано Котелером в Monum. eccl. gr. 432 – 437, затем перепечатано у Миня Patr. С. compl. t. 127 р 519 и Ралли, и Потли IV р. 585. Перечень греческих списков этого сочинения – Fabr. X р. 607 пот. Фабриций относит Анастасия Кесарийского к самому концу XI в. и приписывает ему еще слово о посте арцивуриевом Оно помещается в конце греческих старопечатных типиков вместе с другими правилами о посте и у Миня Patr. Т. I р. 655 in notis ad Consmimm. Aposm. и о семи неделях поста (Bibl. Gr. X р. 606 – 607) 5 . Не имея ничего сказать против действительности Анастасия Кесарийского как исторического лица, сомневаемся, однако, в его авторских правах на цитируемое слово и признаем его произведением Никона Черногорца. Эту мысль высказали еще описатели слав. рукоп. Синод. библиотеки, указав на источник, из которого оно заимствовано (Опис. II. 3. стр. 35). Действительно, эта статья читается буквально в 10 слове тактикона под именем «того же (т. е. Никона) к вопросившему о посте Преславной Богородицы». Лицо, к которому адресовано это письмо, называется духовным братом, а место, откуда оно написано, – монастырем, в котором был храм в честь Богородицы. Это вполне идет к Раифской обители, где подвизался Никон. Автор послания представляет себя жителем Антиохии и ссылается на авторитет антиохийских патриархов, которых признает своими руководителями. Палестинский епископ не мог бы относиться таким образом к представителям иной патриархии и всего естественнее должен был бы обратиться к практике своей церкви. Напротив, совершенно понятны подобные ссылки со стороны Никона, который принадлежал к антиохийскому патриархату и часто руководился авторитетом его представителей. Поименованные в этом послании патриархи совпадают с временем деятельности Никона Черногорца и упоминаются в других его сочинениях. Таковы антиохийские патриархи: Петр, Феодосий (1057 – 1076 г.), Иоанн IV (1092 – 1098 г.), которого автор слова называет своим современником ( κα νυν πατριρχης κριος Ιωννης γιτατος. Греческий текст слова совпадает с славянским текстом названного Никонова послания и только на конце читается несколько короче. Что касается источников, которыми пользовался при его составлении автор, то между ними очень видное место занимает католикос Исаак. Кроме ссылки на него под именем Иоанна Никейского, Никон заимствует из его трактата самый способ аргументации и, вероятно, имеет в виду это лицо, ссылаясь на некоего отца, крепко опровергающего ложные и опасные посты противников.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

И я отписки из Прилуцкаго и Каменнаго монастыря и представленную мне доезжую память чернаго попа Варлаама, посланнаго Никоном для сбора, посылаю тебе, великому государю, и ты какой о том указ учинишь“ 63 . Таким образом, тягость содержания патриарха Никона со старцами и пристава с стрельцами по прежнему лежала больше всего на Кириллобелозерском монастыре, отсюда посылаются в Ферапонтов монастырь все хлебные запасы – мука, солод, хмель, рыба, мясо, келейные запасы, сукно для одежды, сапоги, свечи сальные и восковые, богослужебные книги, припасы и люди для скотного двора, лошади, коровы, портные, рыболовы, рыболовные принадлежности; некоторые предметы патриарх покупает здесь на свои деньги; многое присылается ему в подарок к праздникам, Петрову дню, ко дню преподобного Кирилла Белозерского. Но все эти присылки не могли всегда удовлетворять потребностям ферапонтовских жителей особенно при увеличении старцев и служек Никона; кирилловские власти тяготились новыми запросами и стали на некоторые из них отказывать. Однажды на требование прислать для Никона „муки ржаные белые, а рожь велеть молоть отолокши с водою“, они отвечали, что у них в монастыре „ржи с водою столкивать не умеют»; на другое требование прислать 10 плотников для постройки скотного двора, да 10 человек с подводами для возки бревен на дворовое строенье, они отвечали Шайсупову отказом и заявляли: „ныне (в конце августа) время крестьяном работное, рожь к переду сеют и хлеб с полей убирают, а не дворы строят; да и в указе государевом не сказано, чтоб им давать в Ферапонтов монастырь на дворовое строенье плотников и людей рабочих“. Такие отказы не нравились и патриарху; прочитав одну отписку кирилловских властей о том, что у них нет требуемых осетров, красной и белой живой рыбы, он не велел принять посланных ими других запасов «для того, что и есть у них, они того не присылают, а что и пришлют, то не сполна» 64 . Но взаимные неудовольствия между Никоном и кирилловскими властями особенно усилились с конца 1674 года; до тех же пор в жизни Никона выделяется особое обширное следственное дело о расходах Ферапонтовского монастыря на его содержание.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolaev...

Поскольку наместник Валаамской обители епископ Троицкий Панкратий и насельник монастыря, директор центра «Свет Валаама» архимандрит Мефодий (Петров) не смогли лично присутствовать на чтениях, они подготовили видеообращения к участникам конференции. «Поистине, святого великого князя Александра Невского можно назвать одним из духовных отцов нашего Отечества, к молитвам которого мы прибегаем не только в трудное для Родины время, но и в повседневной нашей жизни, прося помощи и вразумления каждому нести свой жизненный крест и противостоять невзгодам. Молитва святого князя Александра собрала вас сегодня на Валаамской земле. Отрадно видеть вместе столько образованных и заслуженных деятелей в гостях у нашей святой обители. Надеемся, пребывание здесь будет душеспасительным и полезным для всех вас», — сказал, в частности, владыка Панкратий. «Святой Александр Невский сохранил для нашей Родины Северо-Западные земли. Он сберёг Русь от нескольких карательных нашествий монголов, сохранил для России православную веру и национальную культуру. Александр Невский был поистине святым князем, настоящим патриотом, мудрым полководцем, дальновидным политиком, искусным дипломатом и храбрым, самоотверженным воином», — отметил отец Мефодий. А.А. Манин от лица председателя Законодательного собрания Республики Карелия Э.В. Шандаловича за большой вклад в духовно-нравственное воспитание и реализацию социально значимых проектов на территории Республики Карелия вручил награду Православному культурно-просветительскому центру «Свет Валаама» — его директору архимандриту Мефодию (Петрову). Валаамский монастырь на конференции представлял помощник игумена иеродиакон Герман (Мурог). В ходе чтений состоялось выступление ректора Санкт-Петербургской духовной академии епископа Петергофского Силуана, рассказавшего о связи великого князя Александра с Петербургом, Александро-Невской лаврой. Владыка Силуан отметил очень юный возраст князя, мудрого правителя и блестящего полководца, добродетели и сила личности которого должны служить примером для молодого поколения. Архиерей также рассказал также о праздничных мероприятиях по случаю 800-летия со дня рождения благоверного князя.

http://pravoslavie.ru/139655.html

На его место прибыл уже вновь определённый Св. Синодом по просьбе Владыки, о. Иоанн, бывший Ректором в Екатеринославской Семинарии. С Божиею помощью начали мы XVI-й год журнала, основанного Вашим В-ством. Благоволите, В-ший Владыко, украсить его каким-либо своим произведением, и пришлите, якоже обещались, что-либо, в знак памяти и благословения Вашего. Смиреннейше испрашиваю покровительства Вашего вновь определённому учителю в Одесское училище, воспитаннику Академии Ивану Петрову: он очень добрый и благонравный. Испрашивая Архипастырского благословения Вашего и молитв и лобызая благословляющую десницу Вашу, с глубочайшею сыновнею преданностью имею честь быть. 1852 г. марта, 25 дня. IX Т. II. Со днем Ангела приветствую Ваше В-ство от лица всей Академии. От полноты сердца желаем и молим Господа, да в Новый год служения Вашего Св. Церкви дарует Вам новые силы и преизбыточествующую благодать Свою в помощь и благопоспешение во всех делах Ваших, к пользе общей и славе Своего имени, и да сохранит драгоценное для многих и многих здоровье Ваше от неблагоприятного влияния столичного климата. Уповаем, что и Ваше В-ство не забудет нас в святых молитвах Ваших и не лишит Архипастырского своего благословения, которого просим и чаем все мы, лобызая святительскую десницу Вашу. Я до сих пор в томительном чаянии, чем решится судьба моей Догматики. Слышал, что ожидают Преосвященнейшего Григория для окончательного определения, что сделать по его отзыву. Вот уже скоро год, как томят меня. Буди воля Божия! Я уже несколько приучен к терпению, и о своей личности не беспокоюсь. Но больно видеть, какое вредное влияние такого порядка дел для пользы общей! И Екатеринославская Семинария доселе не имеет Ректора с марта месяца, а Полтавская преуспевает на горшее при том же Ректоре. Равно и я остаюсь с тем же Инспектором. Я полагал, что всё это устроится, по крайней мере, вместе с распределением на места кончивших курс в московской Академии. Ничего не бывало! Они распределены, а ректорства свободны.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

Замечательно, что на Соборах Вселенских относительно вопроса о факте, то есть вероучения, которое постоянно исповедовали и в которое постоянно веровали, не встречалось никаких затруднений. Все Церкви были согласны. Еще прежде мы обращали внимание на то, что Церкви Апостольские, с самого начала своих сношений, имели учение тожественное. Во всех провинциях империи Римской и за пределами империи Апостолы проповедовали одно и то же учение. В последнее время, под видом учености, вздумали изобретать в христианстве различные школы апостольские: Петрову, Иоаннову, Павлову. 1 Но эти замысловатые системы разлетаются в прах перед тем фактом, что Церкви при первых сношениях своих являлись с одним и тем же вероучением, с одними и теми же учреждениями. Когда Церкви собрались, в лице своих доверенных, на Соборы Вселенские, то о вере не было нужды спорить, каждый епископ, свидетельствуя о постоянном веровании своей Церкви, оказывался единомысленным со всеми другими. Это свидетельство, единственно вселенское, легко отличить от прений богословских и от правил благочиния, иначе стали бы искать кафоличества там, где его нет, впадая в бесчисленные ошибки. В Церквах латинских распространилось множество заблуждений относительно характера и условий Соборов Вселенских. Утверждали, будто бы собор, для того, чтобы быть вселенским, должен быть: 1) созван, если не прямо папой, то, по крайней мере, с его согласия; 2) находиться под председательством папы или его легатов и 3) утвержден папой и сделан им обязательным для всей Церкви. Указывается только на старинную систему латинскую. Со времени последнего Ватиканского собора, определившего непогрешимость папы, собор без папы не имеет никакого значения и становится, следственно, совершенно излишним. Да позволено же будет, не обращая внимания на эту фантазию, разобрать только старинную латинскую систему, которой пытались придать достоверность историческую. Читавшие первые два тома этой истории и которые прочтут и третий, конечно убедятся, что папства, то есть монархии церковной в продолжении первых четырех столетий в Церкви не существовало. 2

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010