Санкт-Петербургская Учреждена 1 сентября 1742 года Санкт-Петербургская и Шлиссельбургская Кафедра в Санкт-Петербурге Никодим (Скребницкий) епископ, бывший еп. Чернигов ский и Новгород-Северский с 1.09.1742 по 2.02.1745 еп. Переяславский и Бориспольский Феодосий (Янковский) архиепископ, рукоположен с 10.03.1745 † 22.04.1750 Сильвестр (Кулябка) епископ, бывший еп. Костромской и Галичский, с 25.04.1750 архиепископ со 2.07.1750 † 17.04.1761 Вениамин (Пуцек-Григорович) архиепископ, бывший еп. Псковский, Нарвский и Изборский с 15.09.1761 по 26.07.1762 архиеп. Казанский и Свияжский Гавриил (Кременецкий) архиепископ, бывший еп. Казанский и Свияжский и Ревельский с 25.07.1762 по 29.05.1764 переименован архиеп. Санкт-Петербургский Санкт-Петербургская и Ревельская С 29 мая 1764 года Гавриил (Кременецкий) архиепископ, бывший архиеп. Санкт-Петербургский и Шлиссельбургский с 29.05.1764 по 22.09.1770 митр. Киевский и Галицкий Гавриил (Петров-Шапошников) архиепископ, бывший еп. Тверской и Кашинский с 22.09.1770 по 1.01.1775 переименован архиеп. Новгородский и Санкт-Петербургский Новгородская и Санкт-Петербургская С 1 января 1775 года Гавриил (Петров-Шапошников) архиепископ, бывший архиеп. Санкт-Петербургский и Ревельский с 1.01.1775 митрополит с 22.09.1783 по 16.10.1799 митр. Новгородский и Олонецкий Санкт-Петербургская, Эстляндская и Выборгская С 16 октября 1799 года Амвросий (Подобедов) архиепископ, бывший архиеп. Казанский и Свияжский с 16.10.1799 по 19.12.1800 переименован архиеп. Новгородский, Санкт- Петербургский, Эстляндский и Финляндский Новгородская, Санкт-Петербургская, Эстляндская и Финляндская С 19 декабря 1800 года Амвросий (Подобедов) архиепископ, бывший архиеп. Санкт-Петербургский, Эстляндский и Выборгский с 19.12.1800 митрополит с 10.03.1801 по 4.12.1803 переименован митр. Санкт-Петербургский, Эстляндский и Финляндский Санкт-Петербургская, Эстляндская и Финляндская С 4 декабря 1803 года Амвросий (Подобедов) митрополит, бывший митр. Новгородский, Санкт-Петербургский, Эстляндский и Финляндский

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Разделы портала «Азбука веры» О стихотворении Гавриила Державина «Евгению. Жизнь Званская» Примечания Прослушать стихотворение 17:48 Блажен, кто менее зависит от людей, Свободен от долгов и от хлопот приказных, Не ищет при дворе ни злата, ни честей И чужд сует разнообразных! Зачем же в Петрополь на вольну ехать страсть, С пространства в тесноту, с свободы за затворы, Под бремя роскоши, богатств, сирен под власть И пред вельможей пышны взоры? Возможно ли сравнять что с вольностью златой, С уединением и тишиной на Званке? Довольство, здравие, согласие с женой, Покой мне нужен — дней в останке. Восстав от сна, взвожу на небо скромный взор; Мой утреннюет дух правителю вселенной; Благодарю, что вновь чудес, красот позор Открыл мне в жизни толь блаженной. Пройдя минувшую и не нашедши в ней, Чтоб черная змия мне сердце угрызала, О! коль доволен я, оставил что людей И честолюбия избег от жала! Дыша невинностью, пью воздух, влагу рос, Зрю на багрянец зарь, на солнце восходяще, Ищу красивых мест между лилей и роз, Средь сада храм жезлом чертяще. Иль, накормя моих пшеницей голубей, Смотрю над чашей вод, как вьют под небом круги; На разноперых птиц, поющих средь сетей, На кроющих, как снегом, луги. Пастушьего вблизи внимаю рога зов, Вдали тетеревей глухое токованье, Барашков в воздухе, в кустах свист соловьев , Рев крав, гром жолн и коней ржанье . На кровле ж зазвенит как ласточка, и пар Повеет с дома мне манжурской иль левантской , Иду за круглый стол: и тут-то раздобар О снах, молве градской, крестьянской; О славных подвигах великих тех мужей, Чьи в рамах по стенам златых блистают лицы Для вспоминанья их деяний, славных дней, И для прикрас моей светлицы, В которой поутру иль ввечеру порой Дивлюся в Вестнике , в газетах иль журналах Россиян храбрости, как всяк из них герой, Где есть Суворов в генералах! В которой к госпоже, для похвалы гостей, Приносят разные полотна, сукна, ткани, Узорны, образцы салфеток, скатертей, Ковров и кружев, и вязани . Где с скотен, пчельников и с птичников, прудов

http://azbyka.ru/fiction/evgeniyu-zhizn-...

А.А. Половцов Аввакум Петрович, расколоучитель Аввакум Петрович , первый по времени и талантливейший из расколоучителей-писателей, противников нововведений патриарха Никона , протопоп гор. Юрьевца-Поволжского, род., как видно из его автобиографии, в 1615 или 1616 г., сожжен в Пустозерске в срубе 1 апр. 1681 г. Местом рождения своего сам Аввакум называет с. Григорово (Княгининского уезда), где отец его был священником и рано умер. Мать же именем Мария, приучив сына с раннего детства к посту, вселила в него сильное чувство религиозности, соединенное с искренностью убеждения, не допускавшего никаких уступок. Несмотря на выдающиеся способности Аввакум при отсутствии правильного научного образования не мог приобрести широкого кругозора. Он был только начетчиком и, не зная классических языков, сделался отрицателем новизны в богослужебных книгах, в которых, по его мнению, всякое изменение – ересь, а всякое выражение, употреблявшееся исстари, должно быть свято и оставаться неизменным как догмат. Это убеждение и погубило его. Ревность к охранению буквы у Аввакума доходила до крайности даже и в ошибочных местах старого перевода богослужебного текста. Между тем обстоятельства поставили Аввакума в соприкосновение с делом издания и исправления богослужебных книг, причем он явился мучеником раскола по убеждению. На 22-м году жизни Аввакум посвящен в дьяконы, а 24 лет рукоположен в священники, не ранее 1640 г. В этом сане Аввакум явился пылким обличителем непорядков в своей пастве. Обличениями своими он вызвал гонения влиятельных людей. В своем «Житии» – искренней автобиографии, рисующей Аввакума вполне, со всеми хорошими и дурными качествами – он рассказывает случаи столкновений и с начальниками, и со случайными посетителями его прихода в роде «поводырей медведей». Прибыв в Москву, Аввакум нашел в столице почитателей. Люди влиятельные из духовенства, как, например, царские духовники, протопопы Гавриил Неронов и Стефан Вонифатиев, познакомившись с Аввакумом, приняли в нем участие. При содействии их об Аввакуме узнал царь Алексей Михайлович и дал ему грамоту для возвращения в тот же приход.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

А.А. Половцов Стороженко, Алексей Петрович Стороженко , Алексей Петрович, писатель, род. в 1805 г. в Полтавской губернии; происходил от старинного казацкого рода; отец его служил регистратором в канцелярии графа Η. Румянцева. Получив образование в одном из столичных военно-учебных заведений, С. в 1823 г. поступил в военную службу в кавалерию. Ему часто приходилось разъезжать по делам службы по Украйне, и во время этих разъездов он собрал немало народных рассказов про «старину седую», передававшихся устно из поколения в поколение. В 1825 г. он стоял со своим полком в Немирове, Брецлавского уезда, Подольской губ., и здесь слышал и записал рассказы о старине от 98-летнего священника, бывшего 9 лет от роду поводырем у своего прадеда, также столетнего старца, очевидца казацких восстаний и немировской резни. Кроме того, С. лично знал запорожца Коржа и других «сичовиков», подолгу беседовал с ними и от них узнал немало интересных подробностей из старинного запорожского быта. Рассказы Коржа, по просьбе С., были записана архиепископом Гавриилом и изданы им в 1842 г. В 1828–29 гг. С. принимал участие в войне с турками и в сражении под Журжею был ранен. В 1831 г. он участвовал в польской кампании, затем состоял при киевском генерал-губернаторе Бибикове, служил чиновником особых поручений при министерстве внутренних дел, а в 1863 г. был прикомандирован к графу M. Н. Муравьеву в Вильну и с тех пор безвыездно жил в Северо-Западном крае. В 1865–66 г. он был председателем учрежденной в Вильне ревизионной комиссии по делам римско-католического духовенства для собирания материалов и разработки на месте вопроса о положении католического духовенства, причем выступил ярым сторонником введения в богослужение русского языка вместо польского. Последние годы своей жизни С. провел в своей усадьбе «Горешине», которую он получил от правительства, как награду за свою деятельность в Северо-Западном крае, в то же время занимал должность брестского уездного предводителя дворянства и председателя съезда мировых судей.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

А.А. Половцов Арцыбашев, Андрей Гаврилович Арцыбашев , Андрей Гаврилович, по происхождению своему принадлежал к членам московского дворянского служилого рода. Андрей Гаврилович писался Арцыбашевым по прозвищу «Арцыбаш», данному одному из его предков. Потомки Арцыбаша писались разно: Арцыбашевыми, Арцыбушевыми и Арцыбышевыми, но несомненно принадлежали к одному роду. В этом удостоверяет нас самая редкость прозвища «Арцыбаш». В конце XVII столетия Арцыбашевы, подавшие две родословных росписи в Разряд, уже путались в показаниях относительно происхождения своего рода и в числе многих пропущенных родичей не отметили и Андрея Гавриловича. Только в одну из росписей записан бездетным едва ли не отец его, внук родоначальника, Гавриил Григорьевич. По происхождению своему Арцыбашевы не принадлежали к высшему слою служилого класса и числились большею частью среди городовых детей боярских. В первой половине XVI века было несколько Арцыбашевых среди помещиков Деревской и Бежецкой пятин. Так, Афоня Давыдов, сын Арцыбашев, по писцовой книге 1545 года, владел в Бежецкой пятине отцовским поместьем, а двое помещиков Деревской пятины, Невзор и Тороп Григорьевичи Арцыбашевы, в 1550 году, попали в известную «тысячную» книгу и получили поместья под Москвою. Отец Невзора и Торопа, сын боярский и помещик Бежецкой пятины, Григорий Петрович Арцыбашев, убит под Казанью 2-го октября 1552 года и вписан на вечное поминовение в синодик московского Успенского собора. В июне месяце 1543 г. Григорию Петровичу была дана грамота на кормление, которою пожалована ему половина ямского (сбора) в Великом Новегороде: «а ведати ему ямское и пошлина своя имати о всем по тому как было преж сего». Выше этого Арцыбашевы не подымались до дьяка Андрея Гавриловича. Где и как начал службу Андрей Гаврилович – неизвестно, никаких сведений об этом не сохранилось. Тот факт, что около 1573–1574 гг. Посник Гаврилов, сын Арцыбашева, которого не без основания можно считать братом Андрея, владел поместьем под Москвою, в Шеренском стану, позволяет думать, что семья Арцыбашевых в это время уже не входила в состав московского дворянства.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

А.А. Половцов Зиновьев, Парамон-Сыдавной Васильевич (Сыдавной-Васильев) Зиновьев, Парамон-Сыдавной Васильевич (известный под именем Сыдавной-Васильев) – впервые он упоминается в 1595 г., когда подпись его, как дьяка, встречается под грамотами. В 1607 г., во время движения Болотникова, когда царь Василий Иванович Шуйский ходил с войском под Тулу, дьяк Зиновьев находился в прибыльном полку с Короши, при боярине и воеводах кн. Андрее Васильевиче Голицыне и Гаврииле Григорьевиче Пушкине. Затем мы видим его под Калугою с князьями: Феодором Ивановичем Мстиславским, Михаиле Васильевиче Скопиным-Шуйским и Борисе Петровиче Татевым. Участвовал он и в осеннем походе, когда князь Скопин-Шуйский побил воровских людей на Пахре; стоял и за Москвой рекой у Серпуховских ворот с князьями: Скопиным, Голицыным и Татевым. В 1608 г., когда Тушинский вор пришел под Москву с гетманом Ружинским, Зиновьев был в большом полку у бояр и воевод: князя Скопина, Ивана Никитовича Романова и князя Василия Феодоровича Мосальского. В конце 1608 и в 1609 гг., когда князь Скопин хлопотал о найме вспомогательного шведского войска, он взял с собой З., в качестве опытного, дельного и известного ему с хорошей стороны дьяка. В Выборг отправились, по поручению князя Скопина, шурин его Семен Васильевич Головин и Зиновьев. Они заключили там с полномочными послами шведского короля Карла IX договорную запись о дружественном союзе Московского государства со Швецией, о найме ратных шведских людей и об уступке за это Московским государством г. Корелы с уездом, которых так добивалась Швеция. В утвержденной грамоте относительно уступки Корелы князь Скопин выразился так: «Договорились по моему приказу, как яз им дал полную мочь, стольник Головин и дьяк Сыдавной Васильев в Выборге с королевскими и думными полномочными послами». Договор был утвержден крестным целованьем и записями лиц, его заключивших. Князь Скопин, рассылая грамоты по городам и уведомляя о движении шведского вспомогательного войска, писал в Вологду во второй половине марта 1609 г., что Головин и Зиновьев «с большими людьми (т. е. с большим количеством ратных людей) пришли в Дудоровской погост».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АФАНАСИЙ (МАЛИНИН) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Афанасий (Малинин), архиеп. Саратовский Афанасий (Малинин) ( 1884 - 1939 ), архиепископ бывш. Саратовский и Петровский В миру Малинин Александр Антонович, родился 4 марта 1884 года в семье священника Молебского завода Красноуфимского уезда Пермской губернии (ныне с. Молёбка Березовского района Пермской области). В 1904 году окончил Пермскую духовную семинарию первым по списку (в его аттестате были только отличные оценки) и был направлен в Казанскую духовную академию для обучения на казенный счет. При поступлении показал себя самым подготовленным абитуриентом, сдав экзамены на средний балл 4,8. Он был единственным, получившим отличную оценку у знаменитого философа и очень строгого преподавателя Виктора Ивановича Несмелова , который вообще почти не ставил пятерок. Во время учебы в академии, как и многие другие студенты, он был духовным сыном знаменитого старца Гавриила (Зырянова) . Был лучшим студентом академии, с самого начала определился как будущий специалист по нравственному богословию , изучал художественную литературу. В 1908 году окончил Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия и званием магистранта. Его кандидатская работу на тему " Моральные идеалы русской современности в отношении к вечным идеалам христианской морали " была оценена очень высоко. Был оставлен при академии в качестве профессорского стипендиата сроком на один год при кафедре русского и церковнославянского языка с палеографией и истории русской литературы. Через год успешно защитил магистерскую диссертацию. В 1908 - 1909 годах был командирован в Санкт-Петербург для научных занятий в Университете, Археологическом институте и других научных учреждениях города. 21 октября 1909 г. был пострижен в монашество с наречением имени Афанасий, 25 октября рукоположен во иеродиакона , а 28 октября - во иеромонаха архиепископом Волынским Антонием (Храповицким) .

http://drevo-info.ru/articles/27373.html

Дамаскин, Семенов-Руднев Дамаскин , Семенов-Руднев, еп. Нижегородский (ум. 1795 г.), один из талантливых деятелей эпохи Екатерины II, из числа немногочисленных в то время иерархов-великороссов, постепенно вытеснивших дотоле сильных малороссов. Сам Д. любил отмечать, что он родом «из великороссиян». Родился в январе 1737 г. в пределах Московской еп. (теперь Тульской), где отец его был сельским священником; детские годы провел в среде, где царила скромная простота и старинное благочестие. Оба эти качества остались и на всю жизнь преосв. неизменными. «Обучась словесной грамоте у отца своего», некоторое время «заправлялся» в Крутицкой семинарии, а отсюда был переведен в Моск. славяно-греко-латинскую академию, где застал Петра Левшина, впоследствии митропол. Платона, с которым у него установились самые близкие отношения, а также впоследствии митроп. Новгор. и С.-Петербургского Гавриила Петрова. В академии Д. пробыл до 1761 г. и вышел из нее 24 лет в числе лучших учеников. По окончании курса поступил в Крутицкую семинарию преподавателем риторики, поэтики и греч. языка ( С. Смирнов , Ист. Моск. акад. стр. 181), и некоторое время управлял семинарией. В июле 1765 г., когда из семинаристов выбирались лучшие воспитаники для отправления за границу, Д. подал прошение в Св. Синод, в котором «всепокорнейше просил с отправляющимися учениками и инспекторами и его, нижайшего, отправить по милостивейшему, вашего святейшества, усмотрению», дополнив через несколько времени свое прошение, для большей убедительности, указанием на то, что, помимо обязательных в академии наук, он по собственному почину занимался изучением греческого и еврейского языков. Ему было тогда уже 30 лет. Будучи заграницей – в Геттингене – в качестве инспектора отправленных туда 4 студентов, Д. не терял времени даром, а усиленно занимался, так что заслужил особо похвальные отзывы со стороны профессоров. «Муж, учением и честными правами наших превосходящий Дим. Семенов (коего обхождением и дружеством я весьма доволен) число моих учеников умножать изволил..., особливо о том неусыпное прилагал старание, через что истинное христианское благочестие ясно представляется», доносил о нем один из профессоров.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Екатерина II Великая Екатерина II Великая, императрица всеросс. (21 апреля 1729 г. – 6 ноября 1796 г.). Положение церкви и духовенства при ней. Царствование Е. сопровождавшееся крупными реформами в жизни всех сословий, сопровождалось в частности крупными мерами и в отношении церкви и духовенства. Характер этих мер зависел отчасти от господствовавших стремлений века, которым причастна была и сама императрица, отчасти от ее личного характера, отчасти, наконец, от отношения к духовенству общества того времени. В первые годы своего царствования, в пору увлечения либеральной философией XVIII века, Е. подозрительно относилось к духовенству. Как и французские философы, она видела в духовенстве лишь одно «закоснелое властолюбие», сознательно удерживающее народ в заблуждениях, чтобы лучше господствовать над ним. Хотя при более близком знакомстве с русскою жизнью она и увидела, что упреки, не без основания делаемые р.-католическому духовенству французскими философами, неприменимы к духовенству православному, но отношение ее к духовенству изменились мало и целый ряд мер, предпринятых ею, клонился к полному подчинению духовенства светской власти. Прежде всего, она стала замещать архиерейские кафедры не малороссами, как это было при Петре и Елизавете, а почти исключительно великороссами. Малороссийские иерархи считались зараженными «папежским духом». Воспитанные на р.-католических богословах, они, естественно, заимствовали от них некоторые клерикальные воззрения на отношение церкви к государству. Е. надеялась найти в великороссийских иерархах более податливый материал для своих планов. И она не ошиблась. Выдвинутые ею великороссы, – Димитрий Сеченов, Гедеон Криновский , Гавриил Петров, Платон Левшин , Иннокентий Нечаев, получившие первенствующее положение в иерархии с помощью светской власти, – чтобы удержать свое положение за собою, должны были беспрекословно подчиняться ее предписаниям и были усердными помощниками Е. во всех ее мероприятиях касательно церкви. Мало того, они были самыми ревностными противниками своих же членов, находивших эти мероприятия вредными для своего сословия и пытавшихся бороться против них.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Затрапезный , Иван Максимович, купец-ярославец гостиной сотни, основатель и первый директор ярославской полотняной мануфактуры, родился 22 мая 1695 г., умер 8 сентября 1741 г. Он был самым видным из купеческой семьи, несколько членов которой принимали участие в создании и развитии русской мануфактуры при Петре Великом и в накоплении личного, огромного по тому времени богатства. Начало его, впрочем, надо отнести к допетровскому времени. Еще первый из известных по имени Затрапезных, Семен, был богатым ярославским купцом. Его сыновья Максим (род. 1670 г.) и Петр (род. 1675 г.) владели в Ярославле несколькими домами и многими лавками, где торговали крашениной, коробейными и красильными товарами. Надо думать, что они выделялись из своей среды не только богатством, но и предприимчивостью и именно благодаря ей на Затрапезных обратил внимание Петр Великий. Он посетил Ярославль в мае 1693, в июне 1694, в декабре 1696 и в мае 1702 г. По семейным преданиям, в одно из этих посещений Петр Великий заметил бойкий ум тогда еще мальчика Ивана Максимовича и решил обратить его на службу русской промышленности. Известно, что Иван Затрапезный бывал и учился за границей; по семейным преданиям, его туда взял с собою Петр Великий и, озабочиваясь подготовкой лиц из русского купечества, способных самостоятельно вести и распространять мануфактурное дело, направил для изучения полотняного дела в Голландию. Вряд ли эта специальность была ему указана по прихоти царя или случайно: полотняным делом занимался и его отец, а позднее и его братья: Андрей (род. 1679 г.) Димитрий (род. 1697 г.) и Гавриил (род. 1711 г.) (о которых, впрочем, кроме Димитрия, ничего почти и неизвестно). Семь лет пробыл Затрапезный в иностранной науке и, судя по его дальнейшей деятельности, провел время не зря – научился очень многому. По возвращении в Россию он скоро нашел применение и своим знаниям, и своей энергии. С 1720 г., после утверждения «кумпанств», Затрапезный является одним из самых видных компанейщиков в полотняном деле, на которое, между прочим, Петр Великий обращал большое внимание, нуждаясь в полотне для парусов. Выступал он обычно под фирмой отца: «Максим Затрапезный с сыновьями», но на документах всюду была подпись одного Ивана. Вклады их (около 1720 г.) в одну полотняную мануфактуру (а занимались они не только ею) достигали огромной суммы 100000 руб. Их превосходили только вклады Гончаровых. Чрезвычайное богатство Затрапезных породило в их семье много легенд. В числе таковых одна приписывает пожалование Петром Великим Ивану Затрапезному по возвращении его из-за границы 5000 душ крестьян. Подтверждения этому преданию не находится, и богатство Ивана Затрапезного нужно скорее считать скопленным или его отцом или даже его дедом. К числу вещей, доставшихся ему по наследству, могло, например, относиться серебро в слитках, внесенное в 1726 г. Затрапезными на монетный двор и обмененное на деньги.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010