8. Порядок и сроки подачи ходатайств о представлении духовенства к наградам. Ходатайства епархиальных архиереев о представлении к наградам должны быть направлены Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси до начала Великого поста. Списки оформляются по указанной форме (таблица 1) и подписываются епархиальным архиереем. На каждого клирика, представляемого к награждению саном протоиерея (для монашествующих — саном игумена) и митрой (для монашествующих одновременно с саном архимандрита), прилагается послужной список с характеристикой за подписью епархиального архиерея (в одном экземпляре). Награждения производятся к празднику Пасхи. Таблица 1           п/п Сан, фамилия, имя и отчество Место служения и должность Дата рождения Дата рукоположения Образование Последние две награды Испрашиваемая награда Представление к внеочередным наградам подается отдельным рапортом с обоснованием причин сокращения установленных межнаградных сроков. Межнаградные сроки могут быть сокращены при назначении клирика на требующую того должность либо за особые церковные заслуги.   III. ОБЩЕЦЕРКОВНЫЕ НАГРАДЫ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ К общецерковным наградам Русской Православной Церкви относятся:   1. Ордена и медали Русской Православной Церкви. В 1698 году императором Петром I был учрежден первый русский орден в честь святого Апостола Андрея Первозванного. Награждение этим орденом производилось за военные подвиги и государственную деятельность, «дабы, взирая на сии явные знаки милости и преимуществ, ободрить и других к храбрым и верным услугам и к прочим подвигам в военное и мирное время». При императоре Павле I этот орден был пожалован митрополиту Гавриилу (Петрову). С того времени православное духовенство стало награждаться следующими орденами Российской Империи, которые при вручении освящались особым чином: В ХХ веке Русская Православная Церковь учредила свои собственные ордена и медали. Первым из них стал орден святого равноапостольного князя Владимира, учрежденный в 1957 году к 40-летию восстановления Патриаршества в России.

http://patriarchia.ru/db/text/551935.htm...

Громкая слава о придворном проповеднике распространялась по всей Европе; об учебнике богословия, написанном им, знали в Берлине, при дворе Великого Фридриха. Забегая вперед, отметим, Слово, сказанное Платоном в день празднования Чесменской битвы, будет расхваливать сам Вольтер. Умный, образованный иеромонах слыл большим знатоком трудов не только отцов Церкви, но и Вольтера, Гельвеция, Руссо и других французских просветителей. Впрочем, суетные похвалы не могли примирить его с увлечением придворного общества модными и современными идеями и нравами. Скажем здесь же об одном важном поручении, полученном Платоном от Священного Синода, которое он с блеском выполнил. В 1765 году фанатики-раскольники внезапно ворвались в отдаленный Троицко-Зеленецкий монастырь, что на Ладоге, разогнали монахов и надругались над святынями. При попытке властей изгнать их из обители, они, «одержимые мнимой славой мученичества», сожгли себя. Случай этот был наиболее ярким проявлением тех подспудных процессов, которые бурлили в народе и были связаны с исканиями «истинной веры». О происшедшем с тревогой заговорили повсюду. Нужно было предпринимать какие-то меры по предотвращению подобных случаев. Тогда по поручению Святейшего Синода и обратился иеромонах Платон с «увещеванием к бывшим своим чадам, ныне недугом раскола немоществующим». Документ этот, составленный по канонам православного богословия, наряду с обличением «ложной веры» содержал и «чиноположение – как принимать в лоно Церкви вновь обращенных». Борьба с расколом в дальнейшем станет одной из главнейших забот митрополита Платона, и здесь он скажет свое веское слово. Предприняло активные меры и правительство. Издан был указ, в котором провозглашалось прощение всем раскольникам, «ныне укрывающимся в местах глухих или за пределами России». Отныне им, при возвращении к себе домой, гарантировалась безопасность. Упомянем и еще об одном факте. В 1766 году Екатерина поручила трем церковным деятелям: Гавриилу (Петрову), Иннокентию (Нечаеву) и Платону (Левшину) составить проект преобразования и организации духовно-учебных заведений, который, однако, утверждения не получил и канул бесследно в правительственных канцеляриях. Правительство любило говорить о церковных преобразованиях, но не любило тратить деньги, хотя бы и полученные от тех же церковных учреждений. В 1764 году, когда Платон был призван к участию в преобразованиях, он предпринял много усилий для того, чтобы добиться более щедрого финансирования Духовных школ.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

С 1849 года имена Георгиевских кавалеров отмечались золотом на мраморных досках в Георгиевском зале Большого Кремлевского Дворца в Москве. За полтора столетия со дня учреждения, полными кавалерами этого ордена стали только 25 человек, в том числе прославленные полководцы Александр Васильевич Суворов, Михаил Илларионович Кутузов-Голенищев и Михаил Богданович Барклай де Толли, все получившие также и княжеский титул за боевые заслуги. Из русских монархов орден Св. Георгия I степени имели только Екатерина II, как учредительница ордена, и Александр II за участие в освободительной войне на Балканах. С 1807 года были учреждены также кресты ордена Св. Георгия для награждения солдат и унтер-офицеров. Однако награжденные ими не являлись кавалерами ордена, а лишь состояли при нем. Надо отметить, что награждение высшими Российскими орденами влекло за собой значительные расходы для награжденного. Он должен был, прежде всего, внести значительную сумму в казну, которая шла на благотворительные цели. Кроме этого, как правило, он становился попечителем одного из богоугодных заведений без получения жалования за труды по должности. Всего в России до 1917 года было 22 государственных ордена, но не было ни одного церковного. Особо отличившиеся священнослужители награждались государственными орденами. Уже при императоре Павле I высшая российская награда – орден Св. Андрея Первозванного – был пожалован за особые труды митрополиту Гавриилу (Петрову). С этого времени клирики и иерархи Русской Православной Церкви награждались описанными ранее орденами: - Святого Андрея Первозванного; - Святого Владимира, четырех степеней; - Святого Александра Невского; - Святой Анны, трех степеней; - Святого Георгия Победоносца. В годы советской власти государство сформировало новую наградную систему, состоявшую из революционно-трудовых и социалистических наград. При этом государственные награды дореволюционной России оказались не востребованы и забыты. При таком положении дел священноначалие Русской Православной Церкви озаботилось созданием собственной, церковной орденской наградной системы для поощрения трудов, понесенных мирянами и клириками.

http://sedmitza.ru/lib/text/429628/

Села Погребов, Св. Михайловская, кам. Тир. у. Построена по благословению Даниила митрополита. Теперь существует с 1819 года другая каменная. 1772 год Села Кучиерки, Св. Михайловская, кам. Тир, у. Построена по благословению митрополита Даниила, Теперь вместо сей церкви существует с 1823 года каменная. Посада Ново-Украники, прежде Зверевки, Великомученика Георгия, дер. Бобр. у. Сооружена тщанием Молдавского гусарского полка полковника Зверева» Села Калантаевки, Покрова Пр. Богородицы, дер. Бобр. у. На потире, имеющемся при сей церкви, значится: «сооружил потир сей раб Божий Алексей Космин житель села Калантаева, до храму Пр. Богородицы в Калантаеве, и вручил оный пресвитеру Покровскому Симеону Петрову, в церковь для литургисания Божественной литургии в 1774– году, а по случаю, якого не дай Боже, тревоги лебо чого иншого: то щоб нам его взять к себе ви дамой для сохрану». Села Спасовки, Михайловская, дер. Бобр. у. Она уже другая и сооружена по прошению капитана Опасного, прописывавшего, что «село Опасное состоит у Кисляковой балки, впадающей в реку Буг, от Херсона находится в 75 верстах, на каком расстоянии нигде церквей, кроме Херсона нет». Села Терновки, Св. Николаевская, дер. Бобр. у. Построена прихожанами; разобрана за выстройкою в 1836 году новой каменной. Села Андреевки, Покровская, дер. Бобр. уезда. 1773 год Села Богоявленского, Богоявления Господня, дер. Бобр. у. Начало ее неизвестно, а бытие с 1773 года доказывается метричною, при сей церкви находящеюся, книгою. Церкви сей теперь уже не находится, вместо ее построена в 1791 году другая деревянная. Села Деликова, Св. Михайловская, Тир. у. Селение сие существовало еще при владении Турков и в нем жили Молдоване. Сия церковь в вышеозначенном году заложена, по благословению митрополита Даниила. Села Бутор, Архангела Михаила, кам. Тир. у. Заложена по благословению митрополита Иоакима. Теперь сей церкви нет; но с 1826 года стоит другая каменная и на другом месте, по той причине, что берег подмывается Днестром, и притом множество оказалось хлебных ям, бывших еще при Турецком владении.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Voskre...

Василиск ушел в рославльские леса и вел там суровый подвижнический образ жизни, но при этом его официальный статус еще не был урегулирован, так как он каждый год должен был возвращаться в свою деревню и получать увольнение, так называемый вид на жительство. И вот отец Адриан рекомендует будущему Зосиме обратиться к старцу Василиску за духовным руководством, но говорит, что «скорее всего, он тебя не возьмет, потому что по смирению своему отказывается кого бы то ни было брать, уже многие обращались, но не могли его уговорить. Он предпочитает одиночество какому-то совместному пути, потому что понятно, что ученик должен поселиться с ним в келье или неподалеку от него и получать от него непосредственно духовное руководство». Первоначально Василиск отказывается принять будущего Зосиму, но Зосиме удается оказать ему определенную услугу. Он вызывается выправить ему вечное увольнение, как говорили – «вечный вид», то есть поехать в Тверскую губернию, откуда происходил старец Василиск, и оформить все бумаги. Так и происходит. Он едет как дворянин, как отставной поручик гвардии, и ему это удается. Он выправляет «вечный вид», возвращается в рославльские леса с этой бумагой, и старец Василиск чувствует благодарность и не может отказать молодому поручику принять его в совместное жительство. Они поселяются вместе и около двух-трех лет живут в рославльских лесах. Однако возникают трения с местной администрацией, которая недовольна жизнью каких-то непонятных, никаким образом не оформленных ни в церковном, ни в гражданском отношении пустынников. Адриан (Блинский), руководитель всей этой большой группы пустынников, должен искать покровительства. Он отправляется в Петербург к митрополиту новгородскому Гавриилу (Петрову) с просьбой о защите, о покровительстве, причем сначала имеется в виду, что митрополит напишет некое письмо, и они все останутся в рославльских лесах. Но Гавриил предпочитает другой сценарий, он говорит: «Нет, я не могу вмешиваться, это не моя епархия (Смоленская), лучше давай сделаем так: переходите в мою епархию, Петербургскую, и поезжай на остров Коневец» (на Ладожском озере есть два крупных монашеских центра – наиболее известный Валаам, и меньший, более пустынный, – на острове Коневец).

http://pravmir.ru/kak-startsyi-zhenskoe-...

С 1849 года имена Георгиевских кавалеров отмечались золотом на мраморных досках в Георгиевском зале Большого Кремлевского Дворца в Москве. За полтора столетия со дня учреждения, полными кавалерами этого ордена стали только двадцать пять человек, в том числе прославленные полководцы Александр Васильевич Суворов, Михаил Илларионович Кутузов-Голенищев и Михаил Богданович Барклай де Толли, все получившие также и княжеский титул за боевые заслуги. Из русских монархов орден св. Георгия I степени имели только Екатерина II, как учредительница ордена, и Александр II за участие в освободительной войне на Балканах. С 1807 года были учреждены также кресты ордена св. Георгия для награждения солдат и унтер-офицеров. Однако награжденные ими не являлись кавалерами ордена, а лишь состояли при нем. Надо отметить, что награждение высшими Российскими орденами влекло за собой значительные расходы для награжденного. Он должен был, прежде всего, внести значительную сумму в казну, которая шла на благотворительные цели. Кроме этого, как правило, он становился попечителем одного из богоугодных заведений без получения жалования за труды по должности. Всего в России до 1917 года было двадцать два государственных ордена и не было ни одного церковного. Особо отличившиеся священнослужители награждались государственными орденами. Уже при императоре Павле I высшая российская награда орден св. Андрея Первозванного был пожалован за особые труды митрополиту Гавриилу (Петрову). С этого времени клирики и иерархи Русской Православной Церкви награждались описанными ранее орденами: святого Андрея Первозванного, святого Владимира (четырех степеней), святого Александра Невского, святой Анны (трех степеней), святого Георгия Победоносца. В годы советской власти государство сформировало новую наградную систему, состоявшую из революционно-трудовых и социалистических наград. При этом государственные награды дореволюционной России оказались не востребованы и забыты. Священноначалие Русской Православной Церкви озаботилось созданием собственной, церковной орденской наградной системы для поощрения мирян и клириков за понесенные ими труды на благо Церкви.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1207790...

Да будет память его с похвалами!! Преосвященный Гавриил, митрополит Новгородский и С.-Петербургский 21 (Память 26-го января). Преосвященный Гавриил был первым митрополитом С.-Петербургским и управлял Петербургской епархией долее всех бывших после него митрополитов (1770–1799 гг.), исключая преосвященного Исидора. Родился он в Москве 18-го мая 1730 года и при святом крещении наречен Петром. Отец его, так же Петр, служил в то время синодальным иподиаконом, а впоследствии, священником Космо-Дамианской церкви, что в Китай-городе. Старший брат его, в иночестве Варлаам, был архиепископом в Тобольске. Высшее образование Петр Петров получил в Московской славяно-греко-латинской академии, к которой сохранял глубокую признательность до самой смерти. Любя уединение и храм Божий, будущий первосвятитель Российской церкви хотел занять должность просфорника, чтобы, по его словам, «иметь маленький кусок хлеба и быть всегда при церкви». Но Промыслу Божию неугодно было, чтобы этот светильник оставался под спудом, и скромному Петру Петрову дано было место старшего корректора в Московской Синодальной типографии, а потом он был учителем риторики в лаврской семинарии. Архимандрит Троицкой лавры Гедеон Криновский , бывший тогда в Петербурге придворным проповедником и членом Святейшего Синода, заметив отличные дарования учителя Петрова, склонил его к монашеству и сам постриг его, с наречением имени Гавриила, 28-го июня 1758 года, на Троицком подворье в Петербурге. 1 июля молодой инок рукоположен в иеромонаха Новгородским митрополитом Димитрием Сеченовым в его столичной домовой церкви. Покровительствуемый Криновским, о. Гавриил быстро прошел по лестнице должностей, ведущих к епископству. Так, 7-го июля 1758 года он назначен был ректором лаврской семинарии и учителем богословия, а 14-го августа – наместником Троицкой лавры. Жизнь он вел трудолюбивую и чрезвычайно воздержную. С вечера, обыкновенно, готовился к классу; вставши, ходил к утрене и опять готовился к классу; затем, после короткого отдыха, в семь часов ходил в класс; в девять часов доходил в лаврскую канцелярию для решения текущих дел, отсюда шел к литургии, потом опять в канцелярию и для присмотра за келарскими делами; затем ходил в класс послеобеденный или полуденный, а оттуда к вечерне.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Аналогично, и в терминах «Греческого проекта» речь шла в широком смысле о новой концепции русской внешней политики на православном Востоке – как сказали бы дипломаты сегодня, о направлении «Петербург – Константинополь – Иерусалим». 935 К самому концу екатерининского царствования относится «Путешествие в Иерусалим» монаха Никанора (Москвитинова), неизвестное до самого недавнего времени в литературе о Святой Земле. Единственный список этого сочинения был обнаружен Л. И. Алехиной в собрании Валаамского монастыря (ныне Ново-Валаамский монастырь в Финляндии). 936 Это подносный экземпляр, который открывается посвящением митрополиту Санкт-Петербургскому и Новгородскому Гавриилу (Петрову). Оформление книги также свидетельствует о ее предназначении: текст написан красивой раздельной скорописью, на вклеенном листе дан профессионально выполненный рисунок плана храма Воскресения Господня с подробным указателем, переплет покрыт темно-зеленым шелком с золотым тиснением на корешке, обрез окрашен золотом, для форзацев использована «мраморная» бумага. В конце сочинения указана дата: 1 декабря 1796 года. Она же повторена на своеобразном «титульном листе», оформленном позднее одним из библиотекарей монастыря: «Путешествие в Иерусалим монаха Никанора Москвитинова в 1796 году». В тексте автор упоминает 1795 год как время своего пребывания в Иерусалиме, где он встречает Пасху Христову, а в среду Фоминой недели отправляется в обратный путь, приплыв на Афон накануне Пятидесятницы. В конце отчета подводится итог: «Всей моей жизни во Иерусалиме было 6 месяцев. Во Афонской же Горе десять недель». Таким образом, к осени 1795 года он вернулся в Россию, то есть, если дата, приведенная в конце текста, связана с окончанием путешествия, то она указана по церковному календарю, начинающемуся в сентябре, и тогда в действительности это декабрь 1795 года. Если же она относится к составлению отчета о путешествии, то реально это может быть как 1795, так и 1796 год. В первом случае она будет соответствовать церковному календарю, во втором – означать, что список, предназначенный для вручения митрополиту Гавриилу, был составлен спустя год после возвращения на родину, возможно, в связи с предстоящей поездкой в Санкт-Петербург. Как бы то ни было, само путешествие длилось около года: с августа 1794 по июль-август 1795 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1179 Ведомости, стр. 841. В самом начале XIX века церкви измененной Слободско-Украинской губернии, но не епархии, по городам и уездам распределялись несколько иначе: Харьков – 75 ц., Валки – 38 ц., Богодухов – 68 ц., Ахтырка – 62 ц., Лебедин – 66 ц., Сумы – 52 ц., Змиев – 63 ц., Изюм – 55 ц., Купянск – 29 ц., Волчанск – 48 ц., в городах, отошедших от Слободско-Украинской губернии в Воронежскую, но оставшихся по епархиальному управлению в Слободско-Украинской епархии, Старобельске – 51 ц., Богучаре – 37 ц., Острогожске – 70 ц., всего – 678 цер. (Арх. Св. Син. д. 1803 г. 416, л. 75.). 1180 Арх. Св. Син. д. 1803 г. 416. Воронежъ – 69 ц., Задонск – 51 ц., Бобров – 43 ц., Землянск – 55 ц., Нижнедевицк – 36 ц., Бирюч – 53 ц., Валуйки – 40 ц., Коротояк – 55 ц., Павловск – 29 ц., зашт. г. Ливенок – 2 д., Войска Донского – 158 ц., всего – 501 ц. В это время в состав Воронежской губернии вошли города, бывшие в Слободско-Украинской губ., Острогожск, Богучар и Старобельск и Саратовской губ. – Новохоперск. По епархиальному управлению они оставались в прежней зависимости: первые три в Слободско-Украинской епархии, последний в Саратовской, только к 1806г. они поступили в Воронежскую епархию, о чем речь будет в III томе нашего исследования о Русских Епархиях в XIX в. 1181 После ухода митрополита новгородскаго и олонецкого (вместо петербургского) Гавриила (Петрова) на покой 19 дек. 1800 года Новгородская и С.-Петербургская епархии снова соединены под властью Амвросия (Подобедова) , получившего титул архиепископа новгородского и с.-петербургского, с 10 марта 1801 г. митрополита: однако территории и штаты их всегда сохранялись особо. Самое разделение С. Петербургской- и Новгородской епархий, несомненно требуемое пользой дела и церковными интересами обширного северо-запада, хотя шло от Синода, но вызывалось нерасположением императора Павла к митрополиту Гавриилу Петрову, человеку, утратившему прежнюю энергию и скоро скончавшемуся 1801 г. 26 янв. 1182 О штатах и окладах архиерейским домам – Калужскому, Тульскому, Пермскому, Саратовскому, Слободско-Украинскому и Оренбургскому, а также викариям – киевскому, новгородскому, московскому и казанскому см. Книгу штатов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

14 Монах Иувиан (Красноперов, 1880–1957) в 1899 г. поступил в Валаамский монастырь; заведовал метеорологической станцией, канцелярией, архивом, с 1947 г. — библиотекой; с 1925 по 1931 гг. был сослан на Тихвинский скит по предписанию Церковного управления за отстаивание “старого стиля” в богослужении. 16 Чит. о нём: Игумен Нестор (Киселенков). В иных пределах/Вступ. и публ. Н. Корниловой//Север. 1991. 9. Игумен Нестор скончался в 1967 г. 17 По свидетельству монаха Иувиана, в 1919 году Валаамскому монастырю был навязан вопрос о финляндском гражданстве. Как считал отец Иувиан, это было сделано гражданскими и церковными властями с целью ослабить единство духа древней обители. Среди братии монастыря возникло разномыслие: часть приняла финляндское подданство (в том числе старший собор монастыря), большая же половина сохранила российское гражданство. Теперь поступать в монастырь можно было только финляндским гражданам, и только они имели право голоса на монастырском собрании. 18 Преподобный Назарий игумен Валаамский (в миру Николай Кондратьев, в начале своего монашеского пути подвизался в Саровской пустыни, о его подвигах и благочестивой жизни стало известно митрополиту Санкт-Петербургскому и Новгородскому Гавриилу (Петрову), который вызвал подвижника к себе и в 1782 г. назначил строителем Валаамского монастыря с возведением в сан игумена. Игумен Назарий ввёл в Валаамский монастырь Саровский устав и возобновил в монастыре скитскую и отшельническую жизнь, при нём были возведены первые каменные постройки монастыря — братские кельи и церкви. 19 Игумен Дамаскин (Кононов, был рекомендован на должность настоятеля Валаамского монастыря благочинным монастырей Санкт-Петер­бургской епархии архимандритом Игнатием (Брянчаниновым), возведён в сан игумена в 1839 г. С его именем связана эпоха внутреннего и внешнего расцвета обители. Игумен Дамаскин был наделён многими благодатными дарами и отличался высокой духовной жизнью, окормлял не только братию своего монастыря, но и многочисленных паломников.

http://pravmir.ru/pisma-novogo-valaama/

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010