Ибо кто сопротивляется в первомыслии, то есть прилогу, тот, так сказать, одним ударом пресечет все последующие его действия: благоразумный подвижник умерщвляет самую мать злых исчадий, т.е. лукавый прилог — первые мысли, — сказали отцы. А наипаче во время молитвы надо ум свой привесть в такое состояние, чтобы он был и глух и нем, как сказал Нил Синайский, и иметь сердце упраздненным от всякого помысла, даже, по-видимому, доброго, как сказал Исихий Иерусалимский; ибо, по опыту известно, что за допущением бесстрастных, добрых помыслов, следуют и страстные худые: вход первых отверзает дверь и вторым.    Так всемерно нужно упразднять себя и от тех помыслов, которые представляются правыми, чтобы постоянно — беспрепятственно — зреть в глубину сердца и взывать: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, — произносить иногда всю эту молитву, иногда половину ее, сокращая так: Господи, Иисусе Христе, помилуй мя, — или: Сыне Божий, помилуй мя, как это будет удобнее для новоначальных, — научает святой Григорий Синаит. Впрочем, слишком часто изменять слов молитвы не должно. По произнесении: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божии, помилуй мя, — отцы присовокупляют еще слово: грешного. И это Господу Богу приятно, а нам грешным особенно прилично.    Взывай так прилежно, стоишь ли, сидишь ли, или лежишь, взывай, затворяя ум в сердце и — для внутренней беспрепятственности — сдерживая, сколько можно, самое дыхание, чтобы не часто дышать, как учит Симеон Новый Богослов. А Григорий Синаит говорит: «Призывай Господа Иисуса всеусердно, терпеливо и постоянно — пождательно, отревая всякий помысл». В том же, как полезно для средоточения ума в молитве сдерживать дыхание и не часто дышать, скоро удостоверит самый опыт, — говорят отцы.    Если не можешь молиться в безмолвии сердца и без помыслов и видишь, что они в уме твоем плодятся, то не малодушествуй об этом, и, ни на что не смотря, держись в молитве. Святой Григорий Синаит, совершенно зная, что нам, страстным, невозможно победить лукавые помыслы, сказал: «Никто из новоначальных не удержит ума и не отженет помыслов, если Сам Бог не удержит его и не отринет помыслы.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Преп.Григорий Синаит составил восьмичленный перечень предметов созерцания: – Бог невидимый, безначальный, несотворенный, причина всего существующего, Троичное Единое и пресущественное Божество; – порядок и строй разумных сил; – устройство существующего; – домостроительное сошествие Слова; – всеобщее Воскресение; – Второе Пришествие Господа нашего Иисуса Христа; – вечные мучения; – Небесное Царство. Перечень предметов созерцания выстроен в соответствии с этапами Священной истории: четыре первых – прошедшие и уже бывшие, а четыре последующих – будущие и еще не осуществившиеся». Таким образом, подвижнику исихии, стремящемуся через практику созерцания проникнуть в суть истинного философствования, надлежало сосредоточить сознание на вопросах, неотъемлемо связанных с метаисторическим представлением об этапах реализации Божественного замысла во времени. Преп.Григорий ставит безмолвную молитву выше всех деяний. Через молитву к подвижнику приходит Премудрость – сила, (т.е. энергия) умной, чистой, ангельской молитвы. Молитва вселяет в человека чувствование Неба, согревает и радует ум, воспламеняет душу любовью к Богу и людям. Практика безмолвной молитвы открывает человеческую душу для исхождения благодати Святого Духа и приобретения всякого блага. Поэтому «разлучение» подвижника с практикой безмолвной молитвы неизбежно чревато духовным падением. «Молитва, – разъясняет Григорий Синаит, – есть проповедь апостолов, действие веры, лучше же – вера непосредственная, непоколебимость надеющихся, проявляемая любовь… И что говорить много, – молитва есть Бог, производящий все во всех, потому что одно – действие Отца, Сына и Святого Духа, совершающего все во Христе Иисусе». Он подчеркивает, что даже у новоначальных молитва подобна огню радости, исторгающийся из сердца, а у совершенных она преобразуется в Свет, действующий в душе». Началом умной молитвы, утверждает Синаит, служит таинственное «действие, или очистительная сила Святого Духа» в единстве с таинственным «священнодействием ума». Но признаки ее начала, подчеркивает он, не одинаковы у разных людей: у одних «как восходящий свет», у других «как трепетная радость», а у иных как смешение радости и трепетного страха, сокрушения сердца о грехах, мир и любовь ко всем.

http://ruskline.ru/analitika/2022/11/13/...

Так всемерно нужно упразднять себя и от тех помыслов, которые представляются правыми, чтобы постоянно — беспрепятственно — зреть в глубину сердца и взывать: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя», — произносить иногда всю эту молитву, иногда половину ее, сокращая так: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя», — или: «Сыне Божий, помилуй мя», как это будет удобнее для новоначальных, — научает святой Григорий Синаит. Впрочем, слишком часто изменять слов молитвы не должно. По произнесении: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя», — отцы присовокупляют еще слово: «грешного». И это Господу Богу приятно, а нам грешным особенно прилично. Взывай так прилежно, стоишь ли, сидишь ли, или лежишь, взывай, затворяя ум в сердце и — для внутренней беспрепятственности — сдерживая, сколько можно, самое дыхание, чтобы не часто дышать, как учит Симеон Новый Богослов. А Григорий Синаит говорит: «Призывай Господа Иисуса всеусердно, терпеливо и постоянно — пождательно, отревая всякий помысл». В том же, как полезно для средоточения ума в молитве сдерживать дыхание и не часто дышать, скоро удостоверит самый опыт, — говорят отцы. Если не можешь молиться в безмолвии сердца и без помыслов и видишь, что они в уме твоем плодятся, то не малодушествуй об этом, и, ни на что не смотря, держись в молитве. Святой Григорий Синаит, совершенно зная, что нам, страстным, невозможно победить лукавые помыслы, сказал: «Никто из новоначальных не удержит ума и не отженет помыслов, если Сам Бог не удержит его и не отринет помыслы. Только сильные и многопреуспевшие в духовном делании в состоянии удерживать ум и прогонять помыслы, но и они не своей силой прогоняют их, а с Богом подвизаются в противоборствовании им, облекшись благодатью и во всеоружие Его. Ты же, узрев нечистоту лукавых духов, т. е. помыслы, в уме твоем воздвизаемые, не ужасайся и не смущайся. И если бы стали представляться тебе, по-видимому, добрые какие-либо предметы, не обращай на них никакого внимания, но сколько можно, удерживая дыхание и затворяя ум в сердце, вместо оружия, часто и прилежно призывай Господа Иисуса. И все помыслы, как бы огнем опаляясь Божественным Именем Господа Иисуса, невидимо отбежат».

http://azbyka.ru/nevidimyj-mir-demonov

Если же не можешь в безмолвии сердца из-за помыслов молиться, но видишь сих, множащихся в уме своём, – не малодушествуй об этом, но продолжай пребывать в молитве. Ибо блаженный Григорий Синаит, знающий, как невозможно нам страстным победить лукавые помыслы, говорит так: никто из новоначальных не удержит ум и не отгонит помыслы, если Бог не удержит его и не прогонит помыслы. Только сильным можно удерживать ум и отгонять помыслы. Но и эти не сами по себе отгоняют их; но с Богом подвигаются на брань их, как облечённые благодатью и во всеоружии Его. Ты же, если видишь, говорит, нечистоту лукавых духов, т. е. помыслы, всеваемые в уме твоём, не ужасайся, ни дивись; даже если и благие мысли явятся о вещах неких, не внемли тем, но, как можно, удержи дыхание, и ум в сердце затворяя, вместо оружия призывай Господа Иисуса часто и прилежно. И отбегут, как невидимо огнём палимые Божественным именем. Если же досаждают многие помыслы, тогда, встав, помолись на них, и снова примись за своё делание, крепко держась его. Как же помолиться на помыслы, об этом, даст Бог , после скажем. Если же и по молитве на помыслы, они продолжают бесстыдствовать и только умножаются по немощи нашей умом сердце блюсти; говори молитву вслух беспрестанно, много, крепко и терпеливо. Если ли леность и немочь объемлют тебя, призывай Бога на помощь и заставляй себя, что есть мочи, не отступай от молитвы; и всячески отойдут все помыслы, Божьей помощью отогнаны. Когда же утишится ум от помыслов, снова, внемля сердцу, делай молитву душевную или умную. Ибо сколь ни добродетельно делание, но недостаточно; сердечная же молитва всякому благу источник, и как сады душу напояет, говорит Григорий Синаит . И вот блаженный сей, вобрав в себя писания всех духоносных Отцов, последуя прочим, повелевает иметь прилежное попечение о молитве, от всех в ней помыслов как можно отдаляться; не только от злых, но и от на первый взгляд благих. Ибо безмолвие, говорит, есть временное отложение помышлений, дабы, не внемля им как добрым, большего не погубить; и искать в сердце Господа, то есть умом блюсти сердце в молитве и внутрь его всегда обращаться, как говорит Симеон новый Богослов. Есть же сие делание, говорит, чтобы ум блюсти в сердце вместо всех помыслов. Это нужно не только не навыкшим, не только новоначальным, но и закосневшим делателям, кои от действия благодати не приняли ещё и не удержали внутри сердца сладость молитвы. По опыту ведомо, как немощным сие делание неудобным и весьма жестоким кажется. Когда же кто обрящет благодать, тогда легко и с любовью молится, утешаемый от благодати: ибо, когда придёт действо молитвы, тогда воистину держит ум у себя, и веселит, и освобождает из плена, говорит Синаит. Ради этого претерпевать подобает, отвращаясь в молитве от всех помыслов, сколь можно, и не вставая петь до времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

    Преп. Григорий Синаит    Если иногда, покаявшись, и начинаем исполнять заповеди, то исполняем их только внешне, а не духовно, и до того отвыкаем от духовной жизни, что проявления ее в других кажутся нам неправостями и заблуждениями. Так до самой смерти пребываем мы мертвыми духом, живя и действуя не о Христе и не соответствуя тому определению, что рожденное от Духа должно быть духовно.     Преп. Григорий Синаит    Принятое нами о Христе Иисусе во Святом Крещении не истребляется, а только зарывается, как некое сокровище в землю. И благоразумие, и благодарность требуют позаботиться о том, чтобы открыть его и привести в ясность. К этому ведут следующие способы: «во-первых, »дар этот открывается многотрудным исполнением заповедей: сколько исполняем заповеди, столько и дар сей обнаруживает свою светлость и свой блеск. «Во-вторых, »приходит он в явление и раскрывается непрестанным призыванием Господа Иисуса, или, что то же, непрестанной памятью о Боге.    И «первое »средство могущественно, но «второе »могущественнее, так что и первое от него получает полную свою силу. Посему, если искренно хотим раскрыть сокрытое в нас семя благодатное, то поспешим скорее навыкнуть сему последнему сердечному упражнению и иметь всегда в сердце это одно дело молитвы, безвидно и невоображенно, пока оно согреет сердце наше и распалит его до неизреченной любви ко Господу.     Преп. Григорий Синаит    Действие молитвы в сердце бывает двояким образом: иногда ум предваряет, прилепляясь к Господу в сердце непрестанной памятью; иногда действие молитвы, само подвигшись предварительно огнем веселия, привлекает ум в сердце и привязывает его к призыванию Господа Иисуса и благоговейному Ему предстоянию. (К этим словам преп. Григория еп. Феофан делает пояснение — “Первая молитва есть трудовая, вторая — самодвижная”). В первом случае действие молитвы начинает открываться, по умалении страстей, исполнением заповедей, теплотой сердечной, вследствие усиленного призывания Господа Иисуса; во втором Дух привлекает ум к сердцу и водружает его там в глубине, удерживая от обычного скитания. И тогда он не бывает уже как пленник, отводимый из Иерусалима к ассириянам, а напротив, совершает переселение из Вавилона в Сион, взывая с пророком: «Тебе подобает песнь, Боже, в Сионе, и Тебе воздастся молитва во Иерусалиме.»

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4146...

    Преп. Григорий Синаит    Это действие призывания Бога на помыслы изображены одним из отцов в следующем сравнении: «Я, - говорит он, - подобен человеку, который сидит под большим деревом и видит, что к нему приближается множество зверей и змей. Если он не может стоять против них, то влезает на дерево и спасается. Так и я: сижу в своей келье и вижу злые помыслы, восстающие на меня; когда у меня не достает сил против них, прибегаю к Богу посредством молитвы и спасаюсь от врага».     Преп. Григорий Синаит    Не оставляй и молитвословия. В отношении к нему не все одинаково действуют: иные держат большое молитвенное правило, иные совсем оставляют молитвенник, молясь Господу одной умной молитвой. Ты же избери середину: не набирай много молитв, ибо отсюда — смущение, но и вовсе не оставляй их, на случай немощи и расслабления. Если видишь, что молитва действует в тебе и не перестает сама двигаться в сердце твоем, не оставляй ее и не берись за молитвенник. Это значило бы, оставив Бога внутри, выйти оттуда и извне простирать к Нему беседу. Тем, которые еще не имеют действия молитвы, надо много молитвословить, и даже без меры, чтобы непрестанно быть в этом многомолитвии и разномолитвии, пока от такого приболезненного труда молитвенного разогреется сердце и начнется в нем действие молитвы. Кто же вкусит, наконец, этой благодати, тому надобно молитвословить в меру, а больше пребывать в умной молитве, как заповедовали отцы. В случае расслабления надо молитвословить или прочитывать отеческие писания. Употребление весел излишне, когда ветер надул паруса; весла нужны тогда, когда спадет ветер и ладья остановится.     Преп. Григорий Синаит    Великое орудие на врагов имеет тот, кто в молитве держит плач сокрушенный, чтобы не впасть в самомнение от радости, подаваемой молитвой. Хранящий эту радостопечаль избегнет всякого вреда. Настоящая, не прелестная молитва та, в которой теплота, с молитвой Иисусовой, влагает огнь в землю сердца нашего и попаляет страсти, как терние. Она веселием и миром осеняет душу и приходит не от десной или шуией стороны, ни даже свыше, но прозябает в сердце, как источник воды от Животворящего Духа. Эту одну возлюби и возревнуй стяжать в сердце твоем, храни ум всегда немечтательным. С нею не бойся ничего, ибо Тот, Кто сказал: «дерзайте: Аз есмь, не бойтеся» (Мф. 14:27). - «Сам с нами. Кто, настроившись так, живет праведно и непорочно, чужд человекоугодия и высокомерия, тот устоит и не потерпит никакого вреда, хотя бы весь бесовский полк поднялся против него и навел на него бесчисленные искушения».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4146...

«Безмолвие, – учит один из монашеских сборников, преведенных у еп. Порфирия, – будег полезно только тогда, когда с каждым дыханием твоим будет соединено памятование Иисуса 133 . И лествица исихастских совершенств представляется в этого рода литературе, как: «чистая молитва – теплота сердечная – святая энергия – сердечные слезы – тишина помыслов – очищение ума – созерцание тайн – странное озарение – просвещение сердца – совершенство». Видный представитель восточного монашества конца VI в. и защитник православного учения от монофизитов, св. Анастасий Синаит также знает об исихии и говорит о ней. Для него исихия является «величайшей добродетелью», ибо она «причина боговедения» 134 . Он ссылается в подтверждение своих мыслей на ряд отцов церкви и аскетов. Если тут же мы встречаем неожиданную ссылку и на Никифора Каллиста (XIV в.), то это надо признать интерполяцией к этому «вопросо-ответу», сделанной значительно позже. Это вовсе не означает, что самый «вопросо-ответ» написан позже и надписан именем св. Анастасия, т. к. подтверждения этим мыслям мы у него находим и в других местах. Говоря подробно о духовных подвигах, о покаянии, слезах, об опытных духовных мужах, у которых следует исповедываться, св. Анастасий Синаит пишет, между прочим: «надо знать, что молитва , совершаемая в сокровенном сердсе, гораздо полезнее, чем молитва в церкви, совершаемая перед всеми» 135 . Он приводит такой рассказ. «К одному отшельнику исихасту пришел некто и говорит ему: «я удивляюсь, отче, как ты пребываешь постоянно отдаленный от св. Церкви и вне богослужебных собраний?» Раб Божий сказал ему в ответ: «все собрания, службы и праздники для того существуют, о, человече, чтобы нам очиститься от своих грехов и чтобы Бог поселился в нас, как и написано: «вселюсь в них и буду в них ходить ( Лeb. XXVI, 12; 2 Коринф. VI, 16) и «Мы придем, Я и Отец, и сотворим у него обитель». ( Uoah. XIV, 23 ). Когда же человек станет одушевленным храмом Бога, то богоносная душа отходит от всякого желания видимых храмов, собраний и человеческих праздников, т. к. внутри себя она имеет Отца, и Сына, Архиерея, и Духа истинный огонь; внутри себя она имеет истинную жертву Богу, сокрушенный дух; внутри себя и жертвенник, и отпущение грехов, духовные слезы; внутри себя и горнее царство, и Иерусалим, т. к. сказано «Царство Небесное внутри вас есть». ( Лyk. XVII, 21 ). И затем дальше преп. Синаит говорит о поклонении Богу духом и истиной 136 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/a...

Съчиненията на св. Григорий Синаит за подвижничеството и за умствената молитва са включени в «Добротолюбието». Той е написал и припева към Пресвета Троица «Достоино есть», който се пее на възкресната полунощница. Виж също: Синай. Хорив. Извън речника: Св. Григорий Синаит . Митрополит Григорий Цамблак (1364 – ок. 1420) – православен иерей, проповедник и писател, един от най-образованите и влиятелни духовници на славянското Средновековие, познавач на църковното пеене и автор на стихири с дълбока богословска мисъл. Роден в Търново, плвмвнник на св. Киприан Цамблак, ученик на св. патриарх Евтимий Търновски. Получил прекрасно образование в Цариград, през 1390 г. приел монашество и се подвизавал на Св. Гора Атон. През 1401 г. изпратен от цариградския патриарх в Молдова, в чиято столица останал да служи и развива бурна църковно-дипломатична дейност. За да бъде засилена ролята на Православната църква в Литовската държава, през 1415 г. бил ръкоположен от събор на западно-руските епископи за митрополит на отделилата се от Москва Молдовска църква; на следващата година ръкоположен за първи Киевски и Литовски митрополит (след това Молдо-Влахийски митрополит). Отлъчван поради това както от Цариград, така и от Москва, но останал винаги верен на Православието. Бил за кратко време игумен на Дечанския манастир в Сърбиа, а от 1430 г. се преселил в Молдавия, където изиграл изключително важна роля за разпространението на румънската азбука и за укрепване на авторитета на славянските богослужебни книги. По искане на княза на Литва участвал в в Констанцкия събор (1414–1418), целящ преодоляването на т.н. Папска схизма, но отказал да подпише унизителната за Православието уния с католиците от името на Литва. С това той си навлякъл омразата на княза и напуснал земите му. Скоро след това митр. Григорий починал. Автор на множество проповеди, жития и похвални слова, които с векове били преписвани в целия православен свят – от Москва до Охрид и Цариград, поради което от тях са запазени много образци и преписи. Още от XV в. негови проповеди били включвани в сборници с църковни поучения редом с проповедите на св. Йоан Златоуст и други свети отци, в т.ч. в «Четьи-Минеи» от митр. Макарий. За да предпази православните от заблудите и нововъведенията на Римската църква, митр. Григорий Цамблак изброява в своя статия за «немската вяра» 35 точки, в които тя се отличава от православната вяра. Извън речника: Митр. Григорий Цамблак

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

После сего осуществляется таинственный переход христианина ко второму этапу – созерцанию. Дух подвижника просвещается благодатью Христовой и «развертывается» для созерцания, начиная познавать природу всех вещей. Посредством множества созерцаний душа все выше возводится к божественному. В итоге ее оставляют не только нечистые, но даже и естественные помыслы. Она преисполняется божественной любовью и всецело прилепляется к Богу, непрестанно беседуя с Ним наедине. 2. Поскольку сердцевиной умного делания или священно-безмолвия является непрестанная молитва, преп. Григорий подробно останавливается на внешней стороне молитвенной практики, соответствующей, конечно, первому этапу, ибо на втором этапе (созерцания) Бог Сам учит человека «воздыханиями неизглаголанными». Делателю молитвы необходимо сесть на скамью или на ложе и поникши вниз головой собрать ум к сердцу и молиться. Необходимо запастись терпением, не обращать внимания на головную боль и другие недомогания, а также не создавать в своем уме каких-либо образов. Формула молитвы Иисусовой может быть полной или сокращенной. Молиться нужно, подобно младенцу, жалостливо лепеча и упрашивая. Говорить молитву можно и устно, и мысленно. 3. Предупреждая подвижников об опасностях на пути умного делания, преп. Григорий описывает признаки действия благодати и прелести: «Действие благодати есть сила огня Духа, которая в радости и веселии сердца живет, укрепляет, согревает и очищает душу... Признаки и плоды [благодати]... таковы: слезы, сокрушение, смирение, воздержание, молчание, терпение... Действие прелести есть воспламенение греха, разгорячающее душу в услаждении... беспорядочно и бессмысленно все, что отличается неразумной радостью, или все, что... содействует страстности теплохладными наслаждениями... чтобы человек навыком в сладострастии мало-помалу изгонял из себя благодать» (Преп. Григорий Синаит , «Творения», Москва, 1999 г., «Обстоятельное рассуждение о безмолвии и молитве, о признаках благодати и прелести, и о том, какое различие горячности и энергии, и как легко впасть в прелесть без руководителя», п. 9–10). Глава восьмая. Святитель Григорий Палама

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

44 В XVIII главе жития патриарх Каллист высказывает своё принципиальное суждение о деятельности св. Григория Синаита . Читатель памятника невольно обращает внимание на то, что св. Григорий почти всю свою жизнь провёл в странствованиях. Синай и Афон, Константинополь и Созополь, Ливан и Парория – вот пункты аскетического паломничества св. Синаита, в которых он оставался более или менее продолжительное время, стремясь осуществить свои иноческие идеалы. Какая же была причина этого паломничества? – В житии не раз указывается основание для перехода св. Григория с одного места на другое: это – нападение на Афон и Парорию то турок, то разбойников. Но это была причина внешняя, зависевшая вообще от весьма тревожных условий политического положения Византии в XIV b., когда Империя подвергалась почти непрерывным нападениям со стороны внешних врагов. Для странствования же св. Григория Синаита наибольшую силу имели причины внутренние, мотивы особенные, – личного свойства. Патриарх Каллист и открывает нам, что основными принципами деятельности св. Григория было – апостольски обтекать всю Вселенную ( ποστολικς διαδραμετν π σαν τν οκουμνην) ради распространения созерцания путём практической добродетели и умной молитвы.. Св. Григорий Синаит выработал определённое иноческое мировоззрение, создал свою систему монашеской жизни, – во главе которой стояло созерцание с тремя существенными элементами содержания – умной молитвой, безмолвием и хранением ума. Нельзя думать, будто св. Григорий был первым представителем на Востоке созерцательного подвижничества, – так как оно получило здесь начало одновременно с возникновением вообще монашества, в частности афонского. 566 Но в его творениях и жизни созерцательное подвижничество получило своеобразную постановку и разработку, отлилось в определённые, характерные формы, упрочив за своим виновником авторитет законоположника. А в Парории он устроил как бы духовную мастерскую ( πνευματικν ργαστριον) для нравственного воссоздания людей. И вот, будучи убеждённым проводником в окружающую среду идей созерцания, он и странствовал с места на место, подражая апостолам в их проповеднической деятельности, ради которой они обтекали всю Вселенную. Св. Григорий Синаит смотрел на себя как на миссионера, стремясь к тому, чтобы если не все, то очень многие прониклись его убеждениями, следовали за ним, подражали ему и достигали божественного восхождения, к которому шёл и он.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/l...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010