Этим старец показал, что упражнение наедине есть сердечная молитва , а непродолжительная молитва есть стояние на псалмопении. Определенно [об этом] говорит и великий Иоанн Лествичник . Дело безмолвия, [по его словам], отсутствие забот во всем, молитва неленостная, или стояние и, в-третьих, постоянное делание сердца, безопасное от расхищения. Это есть седалище молитвы и также безмолвия. 5. О различии поющих псалмы. Откуда то различие, что одни учат петь много, другие – мало, прочие – совершенно не петь, но выполнять только какое-либо рукоделие, [умную] молитву, коленопреклонение или другой некоторый болезненный труд? Разрешение этого [вопроса] таково. Снискавшие благодать деятельной жизнью, многими трудами и годами, как научились [приобретать благодать], так и прочих наставляют. Они не верят и не одобряют тех, которые по милости Божией искусно достигли этого дара в короткое время и теплой верой, как говорит святой Исаак. Потому, скрадываемые неразумием и самомнением, они порицают таковых и другим вполне ручаются за то, что если бывает [иное что сравнительно с ними], то это прелесть, а не проявление благодати. Они не знают, что легко в очах Господа, по Писанию, скоро и внезапно обогатить бедного ( Сир. 11, 21 ). Или еще так говорит притча о благодати: начало мудрости – приобретать премудрость (см.: Притч. 4, 7 ). И апостол современных ему учеников, не знающих о благодати, укоряет, говоря: Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть ( 2Кор. 13, 5 ), то есть по вашей беспечности вы [нравственно] не усовершаетесь. Оттого [подобные лица] вследствие неверия и высокомудрствования не принимают [в качестве истинных] необыкновенные свойства молитвы, своеобразно производимые в некоторых Духом. 6. Противоречие. Скажи мне, так [судящий]: если кто постится, воздерживается, бодрствует, стоит [на молитве], совершает коленопреклонения, плачет, упражняется в нестяжательности, не есть ли это деятельность? Почему же ты говоришь, что без деятельности, выполняя только [правило] псалмопения, невозможно владеть молитвой? Это ли не дела? Отвечаю: если кто устами молится, а умом блуждает, какую приобретает пользу? Когда один созидает, а другой разрушает, кроме труда ничего [от этого не получается].

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Sinai...

Что было в том мире – до грехопадения? Преподобный Григорий Синаит говорит: «Эдем – место, в коем Богом насаждены всякого рода благовонные растения. Он ни совершенно нетленен, ни совсем тленен. Поставленный посреде тления и нетления, он всегда и обилен плодами, и цветущь цветами – и зрелыми, и незрелыми. Падающие дерева и плоды зрелые превращаются в землю благовонную, не издающую запаха тления, как дерева мира сего. Это – от изобилия благодати освящения, всегда там разливающейся» . И не только рай был таким, но и вся земля: «Всё это творение вначале было нетленным и было создано Богом подобным раю. Но позднее оно было подчинено Богом тлению», – говорит преподобный Симеон Новый Богослов . По какому закону природы плоды зрелые превращаются в землю благовонную, не издавая запаха тления? По какому закону природы были сотворены сначала свет, а потом светила; сначала травы, использующие энергию Солнца, а потом само Солнце? До грехопадения Эдем и весь мир – страна нам неизвестная. И законы, действующие там, нам не станут известны прежде нашего попадания туда (чего всем желаю). И если наука говорит, что челюсти льва или белой акулы идеально подходят для пищи животного происхождения, это говорит не о том, что лев и белая акула всегда были плотоядными. Как бы тогда они питались травой, по слову Господа: «Всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому [гаду], пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу» (Быт. 1: 30)? Их строение говорит о том, какие величайшие изменения претерпел мир с грехопадением. Не только смерть и болезнь проникли к нам, но изменился и сам вид земли, фауны и флоры. Земля произвела «терния и волчцы» (Быт. 3: 18), утратила плодородность («проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей» – Быт. 3: 17), образ животных исказился, а вместе с тем – несомненно подверглись порче и самые основы жизни на земле – законы природы, которые – также творение Господа. Если до грехопадения не было терния, колючек, а продолжая мысль, скажем: и ядовитых растений и животных, – значит всё смертоносное в фауне и флоре – результат преступления человека. Уже из этого можно понять, какие грандиозные изменения испытал первозданный мир за грех Адама.

http://pravoslavie.ru/71153.html

А после, и вследствие этого покаяния и разрешения грехов, в душе наступает мир, и даже радость; и это – не от нашего бывшего сокрушения, а именно – от милости Божией, от примирения нашего с Богом: Господь снова «обнимает и целует» нашу душу, как отец раскаявшегося блудного сына. Это множество раз доказано опытом: это – не самовнушение, а – дар благодати покаяния. Но не должно думать, что такое общение бывает лишь в храме. Самарянке, когда она спрашивала: где лучше кланяться? в Иерусалиме ли, как иудеи думают, или на горе Гаризим в Самарии? – Господь сказал: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу, но – везде в Духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе ( Ин. 4:21–24 ). Поэтому и нам должно иметь общение с Богом – везде. Апостол Павел говорит про себя: …уже не я живу, но живет во мне – Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня ( Гал. 2:20 ). Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь ( 1Сол. 5:16–17 ). И еще в Ветхом Завете Псалмопевец Давид говорил: всегда видел я пред собою Господа… ( Пс. 15:8 ); очи мои всегда к Господу… ( Пс. 24:15 ); …я всегда с Тобою… ( Пс. 72:23 ). А раньше него еще про Еноха сказано в Библии: и ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его на небо ( Быт. 5:24 ). И это бывает непрестанно и с нами. Как именно? Наша вера – радостное общение с Богом; а точнее сказать, Бога с нами. И всякий из нас знает: какой она мир дает нам, верующим, непрестанно. Наша молитва – это духовное объятие или беседа с Богом; или, опять точнее, Бога с нами. «Молитва, – говорит преподобный Григорий Синаит , – есть Бог, действующий в нас». Павел говорит: …мы не знаем, о чем молиться, как должно; но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными ( Рим. 8:26 ). Некоторые и из современных подвижников подвизались в непрестанной молитве. Особенные же молитвенники достигали и высоких ступеней созерцания: но это были лишь исключительные подъемы непрестанной их молитвы. А иные, переступавшие свои силы, едва выносили богообщение. Еще Моисею Господь сказал: …человек не может увидеть Меня и остаться в живых ( Исх. 33:20 ). Бывали и из современников наших такие молитвенники, что от высокой степени молитвенности их они чувствовали такое напряжение (это – не совсем правильно бывало у них, душевно, а не духовно, не от Духа Святого), что более сил не хватало, сердце могло «разорваться».

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

В Символе веры читаем: «Верую в единого Бога... Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.» Мир невидимый, ангельский, сотворен Богом, сотворен раньше в мире видимого. «При общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости, " - сказал Господь Иову ( Иов. 38:7 ). Апостол Павел пишет: «...ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли...» ( Кол. 1:16 ). Некоторые Отцы Церкви в первых словах книги Бытия: «В начале сотворил Бог небо и землю,» – разумеют под небом не физическое небо, образованное впоследствии, а небо невидимое, или жилище горних сил. Многие учители Церкви высказывают мысль, что Бог создал ангелов далеко прежде видимого мира (Амвросии, Иероним, Григорий Великий , Анастасий Синаит ) и что при создании последнего они уже предстояли пред ликом Творца и служили Ему. Св. Григории Богослов размышляет об этом так: «Так как для благости Божией не довольно было заниматься только созерцанием Себя Самой, а надлежало, чтобы благо разливалось все далее и далее, так чтобы число облагодетельствованных было как можно больше (потому что это свойственно высочайшей благости), – то Бог измышляет прежде всего ангельские небесные силы: и мысль стала делом, которое исполнено Словом и совершенно Духом... Поскольку же первые твари были Ему благоугодны, то измышляет другой мир, вещественный и видимый, или стройный состав неба и земли и того, что есть между ними» Мысли св. Григория Богослова следует и св. Иоанн Дамаскин (Точное Исповед. Правосл. Веры, кн. 2, гл.3). Природа ангелов По своей природе ангелы суть деятельные духи, имеющие разум, волю, знание. Они служат Богу, исполняют Его промыслительную волю и прославляют Его. Они – духи бесплотные, и поскольку принадлежат к миру невидимому, не поддаются лицезрению нашими телесными очами. «Когда ангелы, наставляет преп. Иоанн Дамаскин , по воле Божьей являются достойным людям, то являются не такими, каковы сами в себе, а в таком преображенном виде, в каком плотские могут видеть их.» В повествовании книги Товита ангел, сопровождающий Товита и его сына, сказал им о себе: «все дни я был видим вами, но я не ел и не пил, а только взорам вашим представлялось это» ( Товит. 12:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Пред этой славой первозданного Адама, которую созерцали богоносные Отцы, то, что нам преподносят современные богословы и ученые, говорящие о нем, как о «преображенном звере», является не больше чем уродливой сатанинской карикатурой. Православные же должны помнить, что все то, что имел первый Адам, доступно теперь и нам по дару Адама второго. Ибо «первый человек – из земли, перстный; второй человек – Господь с неба. Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы небесные. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного» (1. Кор.15,47–49). Глава восьмая. Нетленный мир «Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих; ибо Он создал все для бытия» ( Прем. 1, 13–14 ). Так свидетельствует Откровение о мире, царем и первосвященником которого был поставлен Адам. Но как мы, истерзанные когтями смерти и зрящие лишь отравленный грехом космос, можем узнать о Вселенной в том ее состоянии, как она вышла из рук вечного и чистого Творца? Где найти нам такого орла, который, вознесшись над отравленным потоком времени, перенес нас в нетленное царство первочеловека? Такой путь есть! Благодаря воплощению Бога Слова, «Им же вся быша», мы удостаиваемся силой благодати достигать и этого блаженного мира. Один из великих тайновидцев Православной Церкви, св. Григорий Синаит пишет: «Утверждаем, что есть восемь главных предметов созерцания: первый – Бог, невидимый и безвидный, безначальный и несозданный, причина всего сущего, Троичное единое и пресущественное Божество; второе – чин и стояние умных сил; третий – составление видимых вещей; четвертый – домостроительное снизшествие Слова: пятый – всеобщее воскресение; шестой – страшное второе Христово пришествие; седьмой – вечная мука; восьмой – Царствие Небесное. Четыре первые – прошедшие и совершившиеся, а четыре последние – будущие и еще не проявившиеся, ясно однако же созерцаемые и признаваемые стяжавшими благодатию полную чистоту ума. Приступивший же к сему без света благодати да ведает, что он строит фантазии, а не созерцания имеет, мечтательным духом будучи опутываем фантазиями и мечтающий». Увы, последние слова преподобного показывают подлинный источник эволюционного богословия наших дней. И подлинно, лишь «обезьяна Господа Бога» – диавол (как его называл блаженный Августин ), мог внушить людям, что они произошли именно от обезьяны, а не несут в себе образа Божия. Зловещая адская ирония!

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Так сущность христианства составляет собою воплощение Сына Божия и произведенное сим дело искупления, для единения человека с Богом; главное для спасения есть дело веры или богообщение. И вся нравственная деятельность человека получает таким образом свою цену только тогда и настолько, насколько она связана с верой и освящается Господом, т. е. насколько она Господа ради творится и насколько Господом приемлется. В христианстве добродетель не имеет ценности безотносительной, вне соотношения ее к Господу Богу. Своим апостолам Сам Господь Христос дал такое о сем разъяснительное наставление: «кто принимает вас принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня. Кто принимает пророка, во имя пророка, получает награду пророка; и кто принимает праведника, во имя праведника, получает награду праведника. И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей» ( Мф. 10:40–42 ). В другом случае Спаситель сказал: «кто примет одного из таких (малых) детей во имя Мое, тот примет Меня. И кто напоит вас чашею воды во Имя Мое, потому что вы Христовы, истинно говорю вам, не потеряет награды своей» ( Мк. 9:37, 41 ). Почитающие нравственность существом христианства любят ссылаться на речь Спасителя о страшном суде, где в устах Господа-Судии перечислены только внешние нравственные дела как праведников, так и грешников. Но они забывают, что в той же речи имеется такая оговорка о праведниках и грешниках: «так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне »( Мф. 25:40–45 ). Самые добродетели, т. е. дела на пользу других людей, могут потерять нравственную цену, даже могут стать эгоистическими и грешными, если творятся не Бога – для. Кто благотворит исключительно по чувству личной жалости к несчастному, тот еще служит Богу, но Богу «неведомому» подобно тому, как неведомому Богу служили древние афиняне ( Деян. 17:23 ), подобно тому – как и другие не имеющие закона язычники по природе законное делали и делают ( Рим. 2:14, 15 ). Кто же творит дела добрые ради себя и во имя свое, – только потому, например, что он находит это с своей стороны полезным или разумным, тот не для Христа работает и не к Богу стремится. «Внемлите милостыни вашея не творити пред человеки, да видими будете ими; аще ли же ни, мзды не имате от Отца вашего, иже есть на небесех» ( Мф. 6:1 ). «Обращай внимание, говорит св. Григорий Синаит , на намерение воли, присматривая, куда оно клонится: по Богу ли, для самого добра и ради пользы душевной, или нет» (Доброт. т. V стр. 253–254). Потому то св. Иоанн Кассиан добродетель прямо определяет как приближение к Богу, а злодеяние – как удаление от Бога (Доброт. т. II, стр. 107).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Плач. 2, 11. Святогорский Томос в защиту исихастов, написанный святителем Григорием Паламой (возможно, при участии будущего патриарха Филофея Коккина) и подписанный святогорскими отцами в 1341 году. См.: Лк. 17, 21. Преп. Исаак Сирин. Слово 65, о безмолвствующих. Эти слова принадлежат авве Агафону. См.: Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов; Отечник, составленный свт. Игнатием (Брянчаниновым). См.: Свт. Григорий Палама. О внимании и чистоте сердца, три главы. Глава 3. Преп. Григорий Синаит. О безмолвии и двух образах молитвы, в пятнадцати главах. Глава 14. Преп. Петр Дамаскин. Слово 24, о том, как человек приходит в чувство и познает полезное. Трезвенное созерцание Приносится в дар Господу нашему Иисусу Христу, Спасителю и Благодетелю рода Двадцать слов безвестного афонского монаха, Отчаявшегося, сокрушенного духом, в которых описывает он с точностью то, чему на опыте научился и что сам перестрадал. В этих словах - указание начального пути, руководство к духовному восхождению и образ постоянного совершенствования непрерывного умного делания, переданного нам от святых и божественных отцов и названного умной молитвой. Имея этот готовый опыт, да приступят желающие к ее святому труду, который (посредством напряженного подвига) кратчайшим путем приводит в Пренебесное Царство Христа Бога нашего. Говорю вам: все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите; и будет вам. И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши. Мк. 11, 24-25 Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Возлюби ближнего твоего, как самого себя. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки. Мф. 22, 37-40 Слово первое Об умной и сердечной молитве и о том, как эта умная и сердечная молитва наголову разбивает демонов и тут же их пожигает Благослови, отче Господь наш Иисус Христос в Своем Божественном и Священном Евангелии говорит: Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой Поэтому тот, кто желает, чтобы из его сердца, как из некоего приснотекущего источника, забила живая вода Святого Духа, пусть подвизается, чтобы стяжать в своем сердце умную и сердечную молитву, то есть: " Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго " . Эту молитву пусть он произносит по одному разу на каждый вдох. Но тот, кто желает стяжать в своем сердце всегдашнюю таковую молитву, пусть послушает о подготовке, которую он должен совершить, а затем пусть услышит и о способе произнесения молитвы.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2394...

8. Если же [только] в отношении еретиков, хулящих плоть Господа, сказано: «Если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему», то тогда, наконец, безупречными окажутся такие начальники ересей, как Аполлинарий, Евномий, Савеллий, Диоскор, Феодор, Евтих и Гайан; одни из них утверждали, что пресвятое тело Христа было лишено души, другие – что оно лишено ума, третьи – что лишено воли, четвертые – что не обладало [присущими ему] действиями, пятые – что оно сошло с неба, а шестые – что оно было призрачным и воображаемым. 347 И чтобы сказать кратко, [было] несметное число ересей, хулящих плоть и душу Христа, и им, [конечно], не простится ни ныне, ни в будущем веке, поскольку они являлись нечестивыми, гнусными и [никто из еретиков этих] не принес покаяния. Вопрос 20. Если простой человек, не имеющий опыта [в произнесении] речей и [в исследовании] Священных Писаний, будет спрошен еретиком о православной вере Кафолической и Святой Церкви, то что он должен отвечать? 348 Ответ 1. О том, что рассуждение о Боге опасно и возможно [лишь] для немногих, свидетельствует божественный апостол, говоря: «Я глаголю отчасти и отчасти знаю». 349 Если тот, кто «восхищен был до третьего неба и в раю узнал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» ( 2Кор. 2:2–4 ), если такой человек, имеющий обитающего в нем Христа (см. Гал. 2:20 ), изрекает, что «я глаголю отчасти и отчасти знаю», то кто может сказать: «я глаголю совершенным образом и совершенным образом знаю»? Так же о том, что говорить о Боге небезопасно, высказывается и блаженный Григорий; по его словам, «мы, не знающие о том, что у нас внутри, не ведающие о виде и сущности собственной души, [а также не представляющие], какова и каким образом [она] есть, откуда и каким образом приходит и где свершает путь, тем более не способны постигнуть непостижимого, неизреченного и неисследимого по природе Бога». 350 И извращающие [Истину] ереси, вследствие своего суетного и пустого стремления познать непостижимую глубину Божества, впали в прелесть и погибли.

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Sina...

Таковым был и святой Григорий Синаит , который сначала, по неведению лучшего, придерживался одного пения, будучи же наставлен одним критянином, заменил многое пение умною молитвою и, на опыте познав, что не бывает такого быстрого и легкого успеха от пения, как от молитвы, повелел всем иметь все старание о молитве, петь же немного из-за уныния. Будь же внимателен, человек, к себе и к твоему упорству, да не пошлет на тебя Бог за это дух ожесточения: очами не видеть и ушами не слышать, как свидетельствует против тебя Священное Писание, подобно тому, как свидетельствовал Илия на Израиля к Богу, Которому и ты сопротивляешься. Не надейся же и не верь, что успеешь достигнуть чего-либо духовного, если не покоришься призывать Иисуса Христа на каждый злой помысл и на всю силу вражию, как говорит святой Исихий: «Не найдешь крепчайшего оружия на врагов ни на небе, ни на земле, кроме имени Христова». И невозможно тебе избежать горького напоения злыми помыслами или перестать вкушать хлеб из отрубей до тех пор, пока не поревнуешь вкушать чистого хлеба, сшедшего с неба, вкушающие который не будут алкать во веки, получая веселие и радость, а не страх или неразумное утешение, или, что то же, радостное самомнение. Ибо как закон, не будучи в силах сам по себе сделать человека безгрешным, отсылал всех ко Христу и к Нему сам стремился, как бы умаляя тем свое значение, так и внешнее пение, сообщив делателю первоначальное обучение, передает его Христу, то есть умной молитве Иисусовой, как не имеющий сил сам собою возвести его в духовное действо, хотя при этом само то пение из-за молитвы сокращается и отходит на второе место. Если же и не все хотят обратиться от пения ко Христу, то нет в этом вины самого пения, как нет и вины закона в противлении иудеев, но виною тому один только их плотский ум и неведение силы, сокровенной в Священном Писании . Ибо они думают, что растягивать сладкие гласы и изливать языком красивые слова – это есть начало и конец молитвы. Они не поняли сказанного Господом: «Яко веруяй в Мя...

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Как объясняет святитель Иоанн Златоуст , толкователь Апостола Павла, «Апостол доказал это ясно и многими доводами». Согласно тому же отцу, апостольское изречение «грешни быша мнози» означает, что «после смерти Адама» и тот, кто не вкусил от запретного плода, через него «стал смертен». Поскольку над телом первозданных стало властно тление, биологическое наследование его у их потомков является естественным и достодолжным. 176 Раз первозданные стали тленными, замечает в другом месте Иоанн Златоуст , «то мертвость вошла и в рождающихся по преемству». 177 Поскольку грех имея следствием тление и смерть (духовную, телесную и вечную) и «поскольку единожды примесилась к естеству смерть, то мертвость вошла и в рождающихся по преемству» 178 ; тленность и смертность передались по наследству потомкам первозданных. Святитель Григорий Палама учит: поскольку Адам съел тлетворный плод и был побежден диаволом (Адам же есть «корень» человеческого рода), постольку он, «в свою очередь, произвел подверженные смерти отпрыски». 179 Святитель Анастасий Синаит добавляет: так как Адам «рождал детей» после грехопадения, по естественной причине и «происшедшие от него как от тленного тленными произошли». 180 Преподобный Никодим Святогорец замечает, что сказанное Богом Адаму: земля еси и в землю отидеши ( Быт.3:19 ) – относилось и к Еве, «потому что и Ева явилась для Адама причиной преступления. Для всего «рода» было наказание, ибо через первозданных перешло на весь род человеческий». 181 Ни один человек не избежал и не избежит смерти. Каждый смертный, который живет в этом мире, в землю пойдет, отнюдуже и создан бысть ( Иов.34:15 ). С того момента, как были услышаны страшные слова земля еси, и в землю отидеши, – брение снова возвращается в землю ( Иов.10:9 ). 182 Пророк и царь Давид спрашивает: «Кто есть человек иже поживет и не узрит смерти, избавит душу свою из руки адовы?» ( Пс.88:49 ). Премудрый Сирах утверждает: ...это приговор от Господа над всякой плотью. Итак для чего ты отвращаешься от того, что благоугодно Всевышнему? десять ли, сто ли, или тысяча лет, – в аде нет исследования о времени жизни ( Сир.41:5–7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/tai...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010