с. Жуланиха. Святой Ключ Недалеко от села находилась пустынь св. Александра Невского, созданная в нач.1910-х гг. и являвшаяся подворьем Алтайской Духовной миссии. Сохранились Святой Ключ и фундаменты строений, а также остатки рукотворных пещер, в которых подвизались монахи (некоторые исследователи находят сходство этих пещер с пещерами Киево-Печерской лавры). В дореволюционном приходском журнале с. Жуланихи, по свидетельству епископа Иннокентия (Соколова), были зафиксированы случаи исцелений на Святом Ключе. Сюда приходили паломники со всех окрестных земель в радиусе 500 верст. Новоалтайск Новопостроенный каменный храм вмч. Георгия Победоносца. Нижний придел - св. прав. Иоанна Кронштадтского . Особо чтимая святыня - дароносица, принадлежавшая прав. Иоанну Кронштадтскому. с. Кислуха. Иоанно-Кронштадтский женский монастырь Основан в 1990-х годах. Святыня - дореволюционный портрет св. Иоанна Кронштадтского. с. Одинцово (под Бийском) У слияния Бии с Катунью, где начинается великая сибирская река Обь, построен каменный храм в честь св. Александра Невского, освящен епископом Тихоном (ныне архиепископ Новосибирский и Бердский) в начале 1994 года. Курорт Белокуриха Каменный храм в честь вмч. целителя Пантелеимона, построен в 1990-е годы. Имеется святой источник, вода из которого обладает целительными свойствами. Майма Здесь было положено начало миссионерской деятельности в Горном Алтае преподобным Макарием (Глухаревым). В 1835 году построен первый миссионерский молитвенный дом (не сохранился). В 1845 - первый каменный храм Сошествия Святого Духа на апостолов, который частично сохранился. Восстанавливается приходская жизнь. д. Сайдып Здесь находился казачий форпост. 27 февраля 1831 в часовне архимандрит Макарий впервые отслужил Божественную Литургию на территории Горного Алтая. Часовня не сохранилась. Артыбаш Северная пристань Телецкого озера. Здесь начинается водная часть миссионерского пути. Телецкое озеро преодолевалось на весельных лодках за два-три дня при благоприятной погоде. В 1907 году по ходатайству архиепископа Макария (Невского) алтайской миссии был пожертвован небольшое самоходное судно " Шефъ " , принадлежавшее царскому двору. После революции миссионерский пароход использовался заповедником. Сегодня сохранились некоторые части миссионерского судна. В 1916 году в Артыбаше был построен молитвенный дом (не сохранился). В 1994 году построен новый молитвенный дом. На вершине горы над Телецким озером недавно был обретен миссионерский крест.

http://azbyka.ru/palomnik/Горно-Алтайск

Но это еще не все! Меня предупредили уже на следующий день, что полковник потребовал от журналистов, чтобы меня если не сейчас, то в ближайшее время облили грязью. Ждать долго не пришлось. Уже 17 апреля — меньше чем через две недели — полковник Кошкин через подставное лицо, какого-то неизвестного мне рабочего деревообделочного цеха, написал в газету гнусную клевету, будто я служила немцам и в августе 1944 года организовала массовое убийство женщин г. Могилева, согнав их в церковь, где их сожгли. Я была выслана из Бессарабии 13 июня 1941 года, еще перед началом войны. В июне 1944 года меня вторично судили по ст. 58, п. 10. Первого августа 1944 года я была уже в Норильске, а 20-го лежала в ЦБЛ с тяжелым общим сепсисом (а „сжигала“ я людей 24 августа). Не прошло и месяца, как второй ушат помоев был снова вылит на меня. Но на сей раз запачкана была не только я, но и мои родители, которых тоже какой-то из друзей полковника описывал как отвратительных извергов-крепостников. Пройдет еще некоторое время, клевреты полковника поднакопят еще порцию нечистот и вновь выльют их на меня. Расчет верен: товарищи, заступившиеся за меня, должны ужаснуться при мысли, кого они защищали! Вы — представитель высшей юридической власти города Норильска, и к вам я обращаюсь за справедливостью. Если злодеяния, о которых говорит полковник, были совершены мной, то нет и быть не может мне прощения. Если же это гнусная клевета, то к ответственности должен быть привлечен полковник». Если Фемида в очках, а прокурор — в шорах, где же искать правосудия? Отправив это послание прокурору, я приготовилась к очередному сражению с ветряными мельницами. Документы: трудовую книжку, свидетельство о горно-техническом образовании, сберкнижку, дневник и письмо к маме — я отнесла к Мусеньке Дмоховской. В Рыбкоопе купила штормовку и брюки на случай — кто знает? — путешествия на Колыму или Магадан… «Будь что будет!» — как говорила Жанна д’Арк. Через несколько дней получила вызов в прокуратуру: «Во вторник в 11 часов утра, к прокурору Кретову».

http://azbyka.ru/fiction/skolko-stoit-ch...

Горно-Алтайск, 1981; Он же. Возрождение мастера. ГорноАлтайск, 1994. 60 См.: Кацюба Д. В. Алтайская духовная миссия. Вопросы истории, просвещения, культуры и благотворительности. Кемерово, 1998. 61 См.: Ерошов В. В., Кимеев В.М. Тропою миссионеров. Алтайская духовная миссия в Кузнецком крае. Кемерово, 1995. 62 См.: Реморов Александр, протодьякон. Алтайский миссионер протоиерей Василий Вербицкий: Дисс. на соиск. уч. степ. канд. богосл. Загорск, 1984. 63 См.: Расова Н. В. Миссионерская деятельность Русской Православной Церкви на Алтае в XIX – начале XX в.: Дисс… канд. ист. наук. Горно-Алтайск, 2002. 64 См.: Адлыкова А. П. Монастыри Алтайской Духовной миссии во второй половине XIX – начале XX века. Дисс… канд. ист. наук. ГорноАлтайск, 2003. 66 См.: Макариевские чтения: Сб. научных статей/Отв. ред. В. Г. Бабин, С. К. Носов. Горно-Алтайск, 2002; Макариевские чтения: материалы второй международной конференции/Отв. ред. В. Г. Бабин. Горно-Алтайск, 2004; Макариевские чтения: Материалы третьей международной конференции/Отв. ред. В. Г. Бабин. Горно-Алтайск, 2004; Макариевские чтения: Материалы четвертой международной конференции/Отв. ред. В. Г. Бабин. Горно-Алтайск, 2005; Макариевские чтения: Материалы пятой международной конференции/Отв. ред. В. Г. Бабин. Горно-Алтайск, 2006. 69 См.: Демидов В. А. От Каракорума к автономии. Новосибирск, 1996. С.12; История Сибири. Т.1. М.; Л., 1937. С.7. 72 См.: Кацюба Д. В. Алтайская Духовная Миссия: Вопросы истории, просвещения, культуры и благотворительности. Кемерово, 1998. С. 40. 73 См.: Поплавская Х.В. К вопросу о православном миссионерстве на Алтае//Этнографическое обозрение. М., 1995. С. 100. 74 См.: Колоткин М. Н. Христианизация алтайцев в XVIII в.//Макариевские чтения: Материалы второй международной конференции/Отв. ред. В. Г. Бабин. Горно-Алтайск, 2004. С. 23. 75 См.: Беликов Д.Н. Первые русские крестьяне-насельники Томского края и разные особенности в условиях их жизни и быта. Томск, 1898. С. 44. 77 См.: Маняхина М.Р. История культовой архитектуры Алтая 18 – начала 20«.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/altajs...

Вып. 3. СПб., 1886. С. 49–50. 47 См.: Алтайский миссионер, протоиерей Михаил Васильевич Чевалков//Томские епархиальные ведомости. 1901. 20–22. 49 См.: Макарова-Мирская А. И. Апостолы Алтая: Сборник рассказов из жизни алтайских миссионеров, в память 25-летнего служения в святительском сане Высокопреосвященного Макария, архиепископа Томского и Алтайского. Харьков, 1909; Макарова-Мирская А. И. Алтайские рассказы. Харьков, 1912; Макарова-Мирская А.И. На служении Алтаю: Повесть о жизни и деятельности Высокопреосвященного Макария, митрополита Московского и Коломенского, в св зи с де тельностью других миссионеров. Харьков, 1914. 50 Модоров Н. С. Россия и Горный Алтай: политические, социальноэкономические и культурные отношения (XVII–XIX вв.). Горно-Алтайск, 1996. 51 См.: Модоров Н. С. История и культура Горного Алтая. Горно-Алтайск, 1991; Он же. Культурно-просветительская деятельность Макария Глухарева (1792–1847) на Алтае//Горно-Алтайск: 70 лет: Материалы науч. – практ. конф. Горно-Алтайск, 1998; Он же. Алтайская Духовная Миссия и просвещение алтайцев (конец XIX – начало XX в.)//Просвещение на Руси, в России: Исторический опыт. СПб., 2000. 52 См.: Гончарова О. А. История становления и развития здравоохранения национальных районов юга Сибири в 1920–1941 гг. Томск, 1995; Она же. Культура, здоровье, здравоохранение: История народной медицины в Горном Алтае. Горно-Алтайск, 1999. 53 См.: Кацюба Д. В. Благотворительная роль Алтайской Духовной Миссии//Этнография Алтая. Барнаул, 1996. 54 См.: Тощакова Е. М. Алтайская женщина в дореволюционном прошлом//Ученые записки Горно-Алтайского НИИИЯЛ. Вып. 2. ГорноАлтайск, 1958. 55 См.: Беликова А. П.,Бабин В. Г. К вопросу о просвещении в дореволюционном Горном Алтае//Проблемы истории педагогики и современность. Горно-Алтайск, 1991. 57 См.: Пивоваров Б. И. Издательская деятельность Алтайской Духовной Миссии//Книга в автономных республиках, областях и округах Сибири и Дальнего Востока. Новосибирск, 1990. 59 См.: Эдоков В. И. Очерки истории изобразительного искусства Горного Алтая.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/altajs...

Ландышев Ст, протоиерей. Некоторые сведения об учреждении Алтайской духовной миссии и об ее основателе архимандрите Макарии//Миссионер. – 1877. – 6. – С. 44. Левитин С. К вопросу об инородческой школе и национальному самоопределению//Инородческая школа: Сб. статей. – Пг., 1916. – С. 28–29. Ледебур К. Ф, Бунге А. А., Мейер К. П. Путешествие по Алтайским горам и джунгарской Киргизской степи. – Новосибирск, 1993. Макарий, архиепископ. Полное собрание проповеднических трудов Преосвященного Макария, архиепископа Томского и Алтайского (18841910 гг.). – Томск, 1910. Макарий, епископ Томский и Барнаульский. Современное состояние Алтайской миссии//Православный благовестник. – 1902. – 18. Макарова-Мирская А.И. Полтора месяца на Алтае: Из писем к бабушке. – Харьков, 1915. Маняхина М.Р. История культовой архитектуры Алтая XIX – начала XX века. – Барнаул, 1999. Метельницкий К. Н. О пребывании архимандрита Макария в г. Барнауле//История Православия на Алтае: Сб. статей/Ред. – сост. Ю. А. Крейдун, К. Н. Метельницкий. – Барнаул, 2001. – C. 5–10. Миллер Г. Ф. История Сибири. – Т. 1. – М.;Л., 1937. Миссионерские известия и заметки: Известия с Алтая//Томские епархиальные ведомости. – 1901. – 22. Модоров Н. С. История и культура Горного Алтая. – Горно-Алтайск, 1991. Модоров Н. С. Россия и Горный Алтай: политические, социально-экономические и культурные отношения (XVII–XIX вв.). – Горно-Алтайск, 1996. Модоров Н. С. Культурно-просветительская деятельность Макария Глухарева (1792–1847) на Алтае//Горно-Алтайск: 70 лет: Материалы научно-практической конференции. – Горно-Алтайск, 1998. Модоров Н. С. Алтайская Духовная Миссия и просвещение алтайцев (конец XIX – начало XX в.)//Просвещение на Руси, в России: Исторический опыт. – СПб., 2000. Нестеров С. В. Жизнь и труды алтайского миссионера архимандрита Макария (Глухарева) и актуальные основы его духовного наследия. – М., 2005. Нилус С.А. Полн. собр. соч. В 6 т. Т.3: Святыня под спудом. Тайна православного монашеского духа/Сост. и общ. ред. А.Н. Стрижева. –2000.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/altajs...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АЛТАЙ (Республика Алтай), субъект Российской Федерации. Территория: 92,6 тыс. кв. км. Центр: г. Горно-Алтайск (до 1932 Улала, до 1948 Ойрот-Тура). География: Республика А. расположена в юж. части Алтайского горного массива. Граничит на северо-западе с Алтайским краем , на северо-востоке с Кемеровской обл. и Республикой Хакасия , на юго-западе с Республикой Казахстан , на юге с Китайской Народной Республикой, на юго-востоке с Монгольской Народной Республикой, на востоке с Республикой Тыва . Основная транспортная магистраль - Чуйский автомобильный тракт. Между горными хребтами и массивами находятся Абайская, Чуйская, Курайская котловины и степи. На территории А. множество горных рек (Катунь, Бия, Чуя и др.) и озер, в т. ч. оз. Телецкое. А.- аграрная республика с развивающейся пищевой промышленностью, объявлена особой эколого-экономической зоной. Население: 203,1 тыс. чел. (1999), городское - 51,8 тыс. чел., сельское - 151,3 тыс. чел.; количество населенных пунктов - 254; единственный город - Горно-Алтайск. Национальный состав населения: русские - 63,39 %, алтайцы - 30,58, казахи - 2,98, представители др. национальностей - 3,05% (1994). Адм. устройство: 1 июня 1922 г. была образована Ойротская АО в составе Алтайского края; с 7 янв. 1948 г.- Горно-Алтайская АО в составе Алтайского края; с июля 1991 г.- Горно-Алтайская Республика в составе Российской Федерации; в мае 1992 г. получила совр. название. Республика делится на 10 адм. р-нов. Религия На нач. дек. 2000 г. в Республике А. существовало 28 зарегистрированных религ. объединений, из к-рых 20 - приходы РПЦ (из них 3 зарегистрированы в 2000). Православие исповедуют русские, украинцы и часть алтайцев. Ислам начал возрождаться с сер. 90-х гг. ХХ в., распространен по преимуществу среди казахов, живущих в Чуйской степи (Кош-Агачский р-н). Среди части алтайцев возрождаются верования, обрядность к-рых коренится в шаманизме и бурханизме (см. Ламаизм ).

http://pravenc.ru/text/115082.html

«Подсудимых Турапина и Молодых суд считает социально опасными, признаков исправления не подающими, личностями паразитическими и деклассированными. Усугубляющим обстоятельством ставит Турапину упорное запирательство в своих показаниях на суде» 542 . К.Ф. Молодых и С.А. Турапина суд приговорил по совокупности обвинений подвергнуть высшей мере социальной защиты – расстрелу с конфискацией всего принадлежащего им имущества. 12 . Шубина Прасковья Трофимовна, 33 лет, уроженка пос. Горно-Шишканский Большеглушицкого района Самарского округа, неграмотная, не судимая, занимающаяся совместно с мужем сельским хозяйством. П.Т. Шубину суд приговорил к лишению свободы без строгой изоляции и поражения в правах сроком на 8 лет. Затем суд ходатайствовал перед ВЦИКом об освобождении Шубиной, так как убийство было совершено ей в состоянии пониженной вменяемости и является следствием темноты и религиозных предрассудков. 13 . Шубин Василий Александрович, 33 лет, того же посёлка, занимающийся сельским хозяйством, малограмотный, ранее не судимый. В.А. Шубина суд приговорил к лишению свободы без строгой изоляции и поражения в правах сроком на 5 лет. 14 . Гниломедова Дарья Петровна, 28 лет, уроженка с. Чумаки Днепропетровского округа, постоянно проживающая в пос. Горно-Шишканский, ранее не судимая, неграмотная, занимающаяся совместно с мужем сельским хозяйством. Д.П. Гниломедову суд приговорил к лишению свободы без строгой изоляции и поражения в правах сроком на 4 года. 15 . Демихов Пётр Васильевич, 26 лет, уроженец с. Ивановка Большеглушицкого района Самарского округа, проживающий в пос. Горно-Шишканский, малограмотный, ранее не судимый, занимающийся сельским хозяйством. П.В. Демихова суд приговорил к лишению свободы без строгой изоляции и поражения в правах сроком на 3 года. 16 . Моисеев Александр Матвеевич, 46 лет, родившийся и проживающий в пос. Горно-Шишканский, малограмотный, ранее не судимый, занимающийся сельским хозяйством. А.М. Моисеева суд приговорил к лишению свободы без строгой изоляции и поражения в правах сроком на 2 года.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Неоязычество. В последнее десятилетие XX в. предпринимались попытки возродить дохрист. верования алтайцев. В Горно-Алтайске существуют религ. объединение «Ак-Буркан» (1991) и пантеистическая община «АГАРУ» (1996). неоязыческие обряды кон. XX в., восходящие к шаманизму, несут в себе также элементы бурханизма - алтайской разновидности ламаизма. Бурханизм («белая», или «молочная», вера) имел наибольшее распространение среди алтайцев в 1904-1906 гг. Бурханисты почитали духов и обоготворяемых героев - Ойрота, Амыр-Сану и др., на склонах гор строили мольбища с «тагылом» (жертвенником), на к-ром жгли можжевельник, приносили дары из молочных продуктов, исполняли благопожелания Алтаю. Служители бурханистского культа - ярлыкчи - носили молочно-белые шубы и гребневидные шапки. Совр. алтайцы-нехристиане чаще всего не называют свои верования шаманизмом, бурханизмом или буддизмом, но говорят, что они, как и их предки, почитают духов гор, рек и урочищ и в качестве благодарственной жертвы этим духам вешают ленточки на деревья у перевалов гор. Ссылка на бурханизм как на национальное верование алтайцев иногда используется в сочетании с резким отрицанием культурно-исторического значения Алтайской духовной миссии, консолидировавшей в XIX - нач. XX в. все народности Горного Алтая в единый алтайский народ. В кон. XX в. в Республике А. устраивались ежегодные собрания неоязычников и оккультистов различных направлений (в т. ч. последователей Е. Рерих ), съезжавшихся к озерам и рекам Горного Алтая из регионов страны. Несмотря на то что на месте бывш. миссионерских станов один за др. воздвигаются правосл. храмы и возрождаются правосл. традиции алтайцев, в целом общественно-религ. ситуация в Республике А. остается сложной. Лит.: Гуляев С. Алтайские каменщики//С.-Петербургские вед. 1845. 30; Анохин А. В. Бурханизм в Западном Алтае//Сибирские огни. 1927. 5. С. 162-167; Бломквист Е. Э. , Гринкова Н. П. Бухтарминские старообрядцы. Л., 1930; Потапов Л. П. Очерки по истории алтайцев. М.; Л., 1953; он же. Алтайский шаманизм. Л., 1991; Сагалаев А. М. Мифология и верования алтайцев. Новосиб., 1984; Данилин А. Г. Бурханизм. Горно-Алтайск, 1993; Бурханизм: Док-ты и мат-лы. Горно-Алтайск, 1994. 2 ч.; Модоров Н. С. Россия и Горный Алтай: Политические, социально-экономические и культурные отношения (XVII-XIX вв.). Горно-Алтайск, 1996; Марченко Г. , Мачульская О. Регионы России: Справ. М., 1997; Этнография Алтая и сопредельных территорий. Барнаул, 1998.

http://pravenc.ru/text/115082.html

Наконец, весьма вероятны частные операции по высадке десанта как на материк, так и на Камчатку и развитие действий из южной части Сахалина на Север. 1-й эшелон в 12 японских дивизий, находящийся в данное время в С. Маньчжурии и Корее, слаб для развития активных действий, но не исключена попытка к этому со стороны японского командования. Срок же общего сосредоточения 33 пехотных дивизий оттягивается до 2225 дня, если не считать воздействия на перевозки нашей авиации. IV. Основы нашего стратегического развертывания Основной задачей РККА в предстоящем вооруженном столкновении должно быть нанесение решительного поражения противникам как на Западе, так и на Востоке. Стратегическое развертывание на два фронта необходимо считать основным. Главные противники и главный театр военных действий на Западе, поэтому здесь должны быть сосредоточены и главные наши силы. Однако на Востоке против Японии должны быть назначены такие силы, которые гарантировали бы нам превосходство и успех в Северной Маньчжурии. Остальные наши границы должны быть прикрыты минимальными силами, а именно: а). На охране Северного побережья останутся запасные части и погранохрана. б). На охране берегов Черного моря от Одессы до Керчи, кроме Черноморского флота, остается береговая оборона, запасные части и погранохрана. в). На охране побережья Черного моря от Керчи до Сухума исключительно погранохрана, 28 стр. дивизия. г). Закавказье обеспечивается оставлением 4-х горнострелковых и 1 горно-кавалерийской дивизий и погранохраной. д). Границы в Средней Азии обеспечиваются 1 горнострелковой, 3 горно-кавалерийскими дивизиями и погранохраной. Всего оставляется полевых войск: 6 горнострелковых дивизий и 5 горно-кавалерийских дивизий. Для действий на Востоке ПРОТИВ Японии необходимо назначить: 40 стрелковых дивизий (из них 2 горных), а с особой горно-пограничной Сахалинской дивизией – 41 дивизия; 5 кавалерийских дивизий; 7 танковых бригад, а всего – 3 525 танков; 2 898 самолетов, вместе с авиацией Тихоокеанского флота.

http://azbyka.ru/otechnik/6/1941-god-v-d...

Крейдун Ю.А. О создании Улалинской женской общины на Алтае//Этнография Алтая и сопредельных территорий: Материалы международной научно-практической конференции. – Вып. 5./Под ред. М. А. Демина, Т. К. Щегловой. – Барнаул, 2003. – С. 15–17. Крейдун Ю. А. Остатки миссионерских храмовых построек середины XIX – начала XX века на территории Горного Алтая//Макарьевские чтения: материалы второй международной конференции (21–22 ноября 2003 года)/Отв. ред. В. Г. Бабин. – Горно-Алтайск, 2004. -С. 67–77. Крейдун Ю. А. К вопросу о периодизации деятельности Алтайской духовной миссии//Избранные страницы: Клубу любителей алтайской старины 15 лет. – Барнаул, 2004. – С. 133–141. Крейдун Ю. А. К истории миссионерской деятельности на юге Алтая//Ефремовские чтения – I: Материалы региональной научно-практической конференции. – Улан-Удэ, 2004. – С. 49–53. Крейдун Ю.А. Улалинские миссионерские школы//Макариевские чтения: Материалы третьей международной конференции (21–22 ноября 2004 года)/Отв. ред. В.Г. Бабин. – Горно-Алтайск, 2004. -С. 15–22. Крейдун Ю. А. Александро-Невский скит Алтайской духовной миссии//Залесовское причумышье: Очерки истории и культуры. – Барнаул, 2004. – С. 90–97. Крейдун Ю.А., Жилин С.И., Васильев А.А. Построение пространственных моделей утраченных архитектурных памятников по одиночным изображениям//Ползуновский вестник. – Барнаул, 2004. – 3. -С.83–88. Крейдун Ю. А., Расова Н.В. Организация миссионерских учреждений в Сибири//Вестник Алтайской науки: Культура. – Вып. 1. – Барнаул, 2005. – С. 56–61. Крейдун Ю. А. Монастыри Алтая//История Алтайского края. XVIII–XX вв.: Науч. и документ. материалы/Редкол. Т.К. Щеглова (отв. ред.), А.В. Контев. – Барнаул, 2005. – С. 108–154. Крейдун Ю. А. Улалинский миссионерский стан как центр духовного просвещения в Горном Алтае XIX – начала XX века//Макариевские чтения: Материалы четвертой международной конференции (21–22 ноября 2005 года)/Отв. ред. В.Г. Бабин. – Горно-Алтайск, 2005. -С. 13–23. Крейдун Ю. А. Источники по истории Алтайской духовной миссии//Материалы XV ежегодной богословской конференции Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. – Т. 2. – М., 2005. – С. 21–32.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/altajs...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010