Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЕПАВИНА Муж. мон-рь в честь Введения во храм Пресв. Богородицы Загребско-Любянской епархии Сербской Православной Церкви. Расположен в с. Соколовац близ г. Крижевци (Хорватия). Основан между 1550 и 1555 гг. или в 1580 г. Разрушен в 1590 г., восстановлен в 1598 г. В 1632 г. хиландарские монахи Григорий и Виссарион поставили деревянную ц. Введения во храм Пресв. Богородицы; строительство конаков, звонника и др. зданий закончилось к 1636 г. В XVII-XVIII вв. Л. часто упоминается в источниках. В кон. 1692-1693 г. обитель посетил патриарх Печский Арсений III (Черноевич) . Построенная между 1734 и 1745 гг. каменная церковь была освящена в 1750 г. (иконостас работы Йована Грабована; из древнего иконостаса сохр. иконы святых Симеона и Саввы Сербских и Введения во храм Пресв. Богородицы). Новый звонник возведен в 1770 г., часовня свт. Николая Чудотворца на кладбище - в 1810 г. В Л. переселилась братия мон-ря Марча , после того как та обитель насильно была присоединена к унии (1753). Во 2-й пол. XVIII в. в Л. находилась кафедра Лепавинско-Северинской и Костайницко-Зринопольской епархий (см. ст. Горно-Карловацкая епархия ). Представители Л. несколько раз посещали Россию для сбора милостыни. В нач. ХХ в. монастырь имел большое хозяйство. В период второй мировой войны был убит иером. Иоаким (Бабич), других монахов насильно выселили в Сербию. Во время нем. обстрела 27 окт. 1943 г. храм и конак сильно пострадали, другие здания были уничтожены. После войны в Л. жил монах. С 70-х гг. XX в. ведется восстановление обители при помощи ВСЦ и Евангелического молодежного об-ва из Вюртемберга и Евангелистической Церкви из Штутгарта, работы прерывались из-за гражданской войны (1991-1995). В Л. хранится чудотворная икона Пресв. Богородицы Лепавинская (XVI в.). Лит.: Р. Пакрачка enapxuja: Ист.-стат. преглед. Нови Сад, 1931; В. Преглед црквених споменика кроз повесницу српског народа. Београд, 1950. С. 167-168; О. Цркве и манастири на noдpyчjy nampujapшuje до 1683. г. Београд, 1984. С. 125-126; К. Лепавина//Ehцukлoneдuja Београд, 2002. Т. 2. С. 1101-1102; Косовац М. Српска правосл. мumponoлuja Карловачка по подацима од 1905. г. Загреб, 2012. С. 194-195, 790-791. Н. В. Радосавлевич Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2463573.html

Епископ Евгений (Йованович; 1839–1854) особое внимание уделял административным реформам и дисциплине. После него кафедру занимали епископы Сергий (Качанский; 1858–1859), Петр (Йованович; 1859–1864), Лукиан (Николаевич; 1865–1872), Феофан (Живкович; 1874–1890) построил новое здание епископского дома, Михаил (Груич; 1891–1914), Иларион (Зеремский; 1920–1931), при Максимилиан (Хайдин; 1932–1936) был упорядочен епархиальный архив и принято несколько новых церковных законов. В 1924 г. в епархии действовали 144 прихода, на которых служили около 150 священников. Во время II Мировой войны усташи-хорваты осуществляли геноцид на территории епархии. Они принуждали епископа Савву (Трлаича; 1938–1941) перехать в Белград, но он остался вместе со своей паствой, был арестован и мученически погиб в концлагере в г. Госпич. В основном от рук усташей погибли 72 священника, уничтожено 116 храмов, 39 сильно пострадали, разрушены 2 капеллы и 84 приходских дома. Были полностью уничтожены 154 церковных архива, 13 разграблены. Из 171 церковной библиотеки 154 уничтожены и 17 разграблены. Из полумиллиона верующих в живых осталось менее половины. После окончания II Мировой войны епископ Никанор (Иличич; 1947–1951) пытался возобновить церковную жизнь епархии и пополнить кадры, но оставшиеся храмы до середины 50-х гг. разрушались новыми властями, а священнослужители претерпевали гонения. При вступлении на кафедру епископа Симеона (Злоковича; 1951–1990) Горно-Карловацкая епархия находилась в разрухе, не было епископского двора, богослужения можно было совершать лишь в 20 храмах, в клире епархии было всего 14 священников. К 1986 г. благодаря его трудам существовало 142 прихода и около 50 священников окормляли верующих. Епархия делилась на 5 наместничеств: Глинское, Карловацкое, Ликское, Плашкинское и Костайницко-Дворское. В 1991–1999 гг. на кафедре был епископ Никанор (Богунович). Горно-Карловацкая епархия сильно пострадала во время военных действий 1991–1995 гг. Были разрушены около 30 и сильно пострадали около 45 правосланых церквей. Взорваны 8 и пострадали 14 приходских домов. Разрушено много церковных кладбищ. Кафедральный собор святителя Николая (1785–1787) в Карловаце в православное Рождество 1992 г. был взорван усташами, а епископский двор в католическое Рождество 1993 г. подвергся артобстрелу, а потом был взорван. Из церкви святых архангелов Михаила и Гавриила в Костайнице выкрали мощи святого Феодора Комоговинского. Большинство сербского населения было изгнано с территории епархии, большинство храмов и часовен были заброшены.

http://pravoslavie.ru/41366.html

Еп. Евгений (Йованович; 1839-1854) особое внимание уделял адм. реформам и дисциплине. После него кафедру занимали епископы Сергий (Качанский; 1858-1859), Петр (Йованович; 1859-1864), Лукиан (Николаевич ; 1865-1872), Феофан (Живкович ; 1874-1890, построил новое здание епископского дома), Михаил (Груич ; 1891-1914), Иларион (Зеремский; 1920-1931), при Максимилиане (Хайдине; 1932-1936) был упорядочен епархиальный архив и принято неск. новых церковных законов. В 1924 г. в епархии действовали 144 прихода, на к-рых служили ок. 150 священников. Во время второй мировой войны усташи-хорваты осуществляли геноцид на территории епархии. Они принуждали еп. Савву (Трлаича ; 1938-1941) переехать в Белград, но он остался вместе со своей паствой, был арестован и мученически погиб в концлагере в г. Госпиче. От рук усташей погибло 72 священника, уничтожено 116 храмов, 39 сильно пострадало, разрушено 2 капеллы и 84 приходских дома. Было полностью уничтожено 154 церковных архива, 13 - разграблено. Из 171 церковной б-ки 154 уничтожено и 17 разграблено. Из полумиллиона верующих в живых осталось менее половины. По окончании второй мировой войны еп. Никанор (Иличич; 1947-1951) пытался возобновить церковную жизнь епархии и пополнить кадры, но оставшиеся храмы до сер. 50-х гг. разрушались новыми властями, а священнослужители претерпевали гонения. При вступлении на кафедру еп. Симеона (Злоковича ; 1951-1990) Г.-К. е. находилась в разрухе, не было епископского двора, богослужения можно было совершать лишь в 20 храмах, в клире епархии было всего 14 священников. К 1986 г. благодаря его трудам существовало 142 прихода и ок. 50 священников окормляли верующих. Епархия делилась на 5 наместничеств: Глинское, Карловацкое, Ликское, Плашкинское и Костайницко-Дворское. В 1991-1999 гг. на кафедре был еп. Никанор (Богунович). Г.-К. е. сильно пострадала во время военных действий 1991-1995 гг. Было разрушено ок. 30 и сильно пострадало ок. 45 правосл. церквей. Взорвано 8 и пострадало 14 приходских домов. Разрушено много церковных кладбищ. Кафедральный собор свт. Николая (1785-1787) в Карловаце в правосл. Рождество 1992 г. был взорван усташами, а епископский двор в католич. Рождество 1993 г. подвергся артобстрелу, а потом был взорван. Из ц. св. архангелов Михаила и Гавриила в Костайнице выкрали мощи св. Феодора Комоговинского . Большинство серб. населения было изгнано с территории епархии, большинство храмов и часовен было заброшено.

http://pravenc.ru/text/166231.html

- Как же! Владыка меня учил. Я благодарен ему за все, чего достиг в жизни. Затем он спросил незнакомца: - Откуда вы знаете владыку? - Я был непосредственным свидетелем его страданий, – ответил незнакомец, - Усташские палачи привели владыку на одну поляну и здесь продолжили мучение. С него живьем содрали кожу и посыпали солью. Потом они закопали его в землю, так что виднелась только голова, принесли железную борону и тащили ее через его голову, пока он не предал душу Богу. Что было дальше, не знаю. Возможно, что усташи бросили его в одну из многочисленных в том краю пропастей - сербских могил. И смерть, стало быть, не отделила его от народа». Это, к сожалению, почти все что мы сейчас знаем о мученической кончине исповедника. К сожалению понесшая такие невосполнимые утраты Горнокарловацкая епархия уже не смогла после войны быть восстановленной в былом величии, а уничтожение ее святынь в известной мере продолжилось и при новых коммунистических властях, так что многие пострадавшие храмы вместо того, чтобы быть восстановленными окончательно разрушались по распоряжению «народных властей». Тяжелые испытания постигли епархию и во время войны 1991–1995 г. Спустя полвека здесь разыгрался еще один акт духовного геноцида сербского народа. Соборный храм Свт. Николая, построенный в XVIII веке, был взорван, новыми усташами на православное Рождество 1992 года. Подвергся артиллерийскому обстрелу, был ограблен и разрушен епископский двор в Карловце, где размещалась епархиальная ризница, архив и библиотека. Резиденция Горно-карловацкой епархии была взорвана и разрушена на католическое Рождество 1993 года. После хорватской агрессии на республику Сербскую Краину в ходе военной операции «Буря» в августе 1995 года сербский народ был изгнан из древней епархии, а многие его святыни осквернены, разрушены и уничтожены. Во время военных действий 1991–1995 гг. было уничтожено 11, а пострадало 45 церквей. Большое количество храмов и других церковных объектов из-за изгнания сербов было оставлено без присмотра и заброшено.

http://pravoslavie.ru/41318.html

28 ноября 1739 г. власти поставили на кафедру епископа-униата Теофила (Пашича) и отдали ему православные приходы на территории от р. Дравы до Адриатического м. Православные ему не подчинились и даже пытались его убить. В 1741 г. он захватил епископский двор в Плашки, но вскоре оставил епархию. 24 октября того же года императорским указом для православных приходов на севере этой территории был утвержден митрополит Алексий (Андреевич, ум. 1749) с титулом «Костайницко-Зринопольский», но местные власти долго не пускали его в Банию, и он взошел на кафедру только в 1747 г. Он проживал в г. Медак и рукополагал священников и для Горно-Карловацкой части. 25 апреля 1742 г. на кафедру Горно-Карловацкой епархии был избран Павел (Ненадович, впоследствии митрополит Карловацкий). Его права австрийская императрица Мария-Терезия подтвердила 6 апреля 1744 г. При вступлении на кафедру присутствовал Карловацкий генерал, что вызвало резкое недовольство католического епископа Загреба. В мае 1745 г. католический епископ запретил епископу Павлу въезд в Банию для посещения приходов, мотивируя тем, что они находятся на территории Загребской католической епархии. Местные власти третировали православное духовенство, наказывали за малейшие проступки, заставляли выплачивать все налоги. Епископ Павел жаловался в Вену. В 1747 г. жалобу удовлетворили и подтвердили его права в Карловацком и Вараждинском генералитетах. В 1746 г. митрополит Алексий и епископ Павел открыли училища в Плашки и Залужнице близ Врховине. Епископ Павел основал новый епархиальный архив, т. к. все предыдущие документы уничтожил епископ-униат. После отъезда епископа Павла и смерти митрополита Алексия, в 1749 г. администратором обеих епархий стал архимандрит Даниил (Якшич). 18 сентября 1750 г. указом императрицы к Костайницко-Зринопольской епархии отошли приходы Лепавинско-Северинской епархии, приходы в Лике и Крбаве — к Горно-Карловацко-Приморской епархии. Тем же указом епископом первой был поставлен Арсений (Теофанович, ум. 15 мая 1753). На кафедру 2-й 19 августа 1752 г. вступил епископ Даниил (Якшич, ум. 27 февр. 1771). Он провел строительные работы в мужском монастыре Гомирье, духовном центре епархии, и открыл при нем иконописную школу.

http://pravoslavie.ru/41366.html

В 1727 г. австр. власти приняли рескрипт, который ограничил права правосл. архиереев, церковных судов и велел сербам отмечать католич. праздники. Волнения сербов в 1718, 1727, 1731, 1735 и 1739 гг. были реакцией на религ. притеснение православных в стране. Чтобы прекратить борьбу православных и униатов за владение мон-рем Марча в 1734 г. вместо Марчанской епархии была основана Лепавинско-Северинская епархия с кафедрой в Северине: в 1754 г. она была объединена с Костайницко-Зринопольской (см. ст. Горно-Карловацкая епархия ), а в 1771 г.- с Пакрацкой епархией (см. ст. Славонская епархия ). 16 июля 1779 г. имп. Мария Терезия подписала Декларацию, по к-рой Пакрацкая епархия вошла в Карловацкую митрополию , но при этом сербам запрещалось открывать новые богословские учебные заведения, а граничарам (сербам, находящимся на военной службе в приграничных районах империи) принимать духовный сан без согласия местного генерала. Также был унифицирован серб. церковный календарь, в который было включено 39 правосл. праздников. 13 окт. 1781 г. имп. Иосиф II подписал Патент о веротерпимости, уравнявший положение православных и католиков, но этот патент не отменил Декларацию 1779 г., к-рая продолжала действовать до 1868 г. В 1848 г. было подтверждено право сербов на церковную и образовательную автономию, а в 1868 г. церковный собор представителей Хорватии и Славонии предоставил сербам национально-церковную автономию и разрешил использование кириллицы. В 1876 г. правительство Хорватии поддержало желание сербов иметь правосл. школы, но в 1887 г. был принят закон о неконфессиональном характере образования. В кон. XIX - нач. XX в. большое число сербов эмигрировало в Европу и страны Сев. Америки. После вхождения Славонии и Хорватии в состав Королевства сербов, хорватов и словенцев в 1921 г. Пакрацкая епархия была подчинена Печской Патриархии. В 1931 г. из территорий Пакрацкой и сев. районов Горно-Карловацкой епархий была выделена Загребская епархия, к-рую возглавил Досифей (Васич) . Во время второй мировой войны, в апр.

http://pravenc.ru/text/182463.html

Венские власти в этот период были заинтересованы в охране своих границ сербами, поэтому были готовы пойти на уступки (см. ст. Венгрия//ПЭ. Т. IX. С. 565.), но местные прокатолические власти были настроены к православным враждебно. Так в 50–60-х гг. XVIII в. Жумберак, почти наполовину православный город, был обращен в унию. Городские власти ставили униатов на свободные православные приходы, запретив въезд в город православным священникам. В ответ на протесты епископа Даниила направленные в город представители несколько комиссий докладывали, что не обнаружили никаких нарушений и что в городе православных мало. С 20 янв. 1754 г. Костайницко-Зринопольской епархией управлял епископ Иосиф (Стоянович, ум. 1775). В 1769 г. епархия была упразднена, а епископ отправлен на пенсию. После смерти епископа Даниила епископ Иосиф с титулом «Горно-Карловацкий» был поставлен над приходами обеих епархий, окончательно их объединив. В 1774 г. он снова ушел на пенсию. Епископ Петр (Петрович; 1774–1783) организовал епархиальную консисторию, которая работала, не учитывая регламенты 1777 и 1779 гг., ограничивавшие сербов в правах (Там же.). 2 ноября 1783 г. на кафедру был поставлен епископ Иоанна (Йовановича, впоследствии епископ Бачский, ум. 1805), который достроил резиденцию в Плашки. С 1786 г. на кафедре служил епископ Геннадий (Димович, ум. 1796), который добился от местной власти исполнения некоторых законов в отношении к православным: впервые австрийский офицер был оштрафован за оскорбление священника. Стефан (Авакумович; 1798–1801) перенес кафедру из Плашки в Карловац. Его преемники особое внимание уделяли образованию: епископ Петр (Йованович Видак; 1801–1806) распорядился проводить для всех желающих при церквах катехизаторские собрания, в 1802 г. открыл церковную школу в Плашки, в 1804 г. там же — славяно-сербскую школу. В 1809 г. по Шенбруннскому мирному договору между Австрией и Францией территория Горно-Карловацкой епархии перешла к Франции. Новые власти повелели епископу Моисею (Миоковичу; 1807–1823) управлять епархией самостоятельно, независимо от Карловацкой митрополии. В 1810 г. после объезда приходов маршал Мармонт рапортовал, что в епархии нет школ, а священство живет очень скудно. Епископ Моисей попросил генерала разрешить реорганизацию приходов и открытие 10 начальных школ и богословских семинаров в Карловаце и административном центре каждой провинции. В том же году в Плашки была открыта богословская школа, которая просуществовала до 1812 г. В 1813 г. в епархии насчитывалось 156 приходов, на которых служили 317 священников и 27 диаконов. Епископ Лукиан (Мушицкий; 1828–1837) в 1826 г. еще как администратор епархии открыл школу в Плашки с курсом обучения в один семестр, а затем школу для священников. В это время к епархии относились и немецкие школы, в 1832 г. их насчитывалось 38, более трети от общего числа. Были открыты еще 4 сербские школы.

http://pravoslavie.ru/41366.html

С 20 янв. 1754 г. Костайницко-Зринопольской епархией управлял еп. Иосиф (Стоянович, † 1775). В 1769 г. епархия была упразднена, а епископ отправлен на пенсию. После смерти еп. Даниила еп. Иосиф с титулом «Горно-Карловацкий» был поставлен над приходами обеих епархий, окончательно их объединив. В 1774 г. он снова ушел на пенсию. Еп. Петр (Петрович ; 1774-1783) организовал епархиальную консисторию, к-рая работала, не учитывая регламенты 1777 и 1779 гг., ограничивавшие сербов в правах (Там же). 2 нояб. 1783 г. на кафедру был поставлен еп. Иоанн (Йованович, впосл. епископ Бачский, † 1805), к-рый достроил резиденцию в Плашках. С 1786 г. на кафедре служил еп. Геннадий (Димович, † 1796), к-рый добился от местной власти исполнения нек-рых законов в отношении к православным: впервые австр. офицер был оштрафован за оскорбление священника. Стефан (Авакумович ; 1798-1801) перенес кафедру из Плашек в Карловац. Его преемники особое внимание уделяли образованию: еп. Петр (Йованович Видак ; 1801-1806) распорядился проводить для всех желающих при церквах катехизаторские собрания, в 1802 г. открыл церковную школу в Плашках, в 1804 г. там же - славяно-серб. школу. В 1809 г. по Шёнбруннскому мирному договору между Австрией и Францией территория Г.-К. е. перешла к Франции. Новые власти повелели еп. Моисею (Миоковичу; 1807-1823) управлять епархией самостоятельно, независимо от Карловацкой митрополии. В 1810 г., после объезда приходов, маршал О. де Мармон рапортовал, что в епархии нет школ, а священство живет очень скудно. Еп. Моисей попросил генерала разрешить реорганизацию приходов и открытие 10 начальных школ и богословских семинаров в Карловаце и адм. центре каждой провинции. В том же году в Плашках была открыта богословская школа, к-рая просуществовала до 1812 г. В 1813 г. в епархии насчитывалось 156 приходов, на к-рых служили 317 священников и 27 диаконов. Еп. Лукиан (Мушицкий; 1828-1837) в 1826 г. еще как администратор епархии открыл школу в Плашках с курсом обучения в один семестр, а затем школу для священников. В это время к епархии относились и нем. школы, в 1832 г. их насчитывалось 38, более 1/3 общего числа. Были открыты еще 4 серб. школы.

http://pravenc.ru/text/166231.html

25 апр. 1742 г. на кафедру Г.-К. е. был избран Павел (Ненадович , впосл. митрополит Карловацкий). Его права австр. имп. Мария Терезия подтвердила 6 апр. 1744 г. При вступлении на кафедру присутствовал Карловацкий генерал, что вызвало резкое недовольство католич. епископа Загреба. В мае 1745 г. католич. епископ запретил еп. Павлу въезд в Банию для посещения приходов, мотивируя тем, что они находятся на территории Загребской католич. епархии. Местные власти третировали правосл. духовенство, наказывали за малейшие проступки, заставляли выплачивать все налоги. Еп. Павел жаловался в Вену. В 1747 г. жалобу удовлетворили и подтвердили его права в Карловацком и Вараждинском генералитетах. В 1746 г. митр. Алексий и еп. Павел открыли уч-ща в Плашках и Залужнице близ Врховине. Еп. Павел основал новый епархиальный архив, т. к. все предыдущие документы уничтожил епископ-униат. После отъезда еп. Павла и смерти митр. Алексия в 1749 г. администратором обеих епархий стал архим. Даниил (Якшич) . 18 сент. 1750 г. указом императрицы Костайницко-Зринопольской епархии отошли приходы Лепавинско-Северинской епархии, Горно-Карловацко-Приморской епархии - приходы в Лике и Крбаве. Тем же указом епископом первой был поставлен Арсений (Теофанович; † 15 мая 1753). На кафедру второй 19 авг. 1752 г. вступил еп. Даниил (Якшич; † 27 февр. 1771). Он провел строительные работы в муж. мон-ре Гомирье , духовном центре епархии, и открыл при нем иконописную школу. Венские власти в этот период были заинтересованы в охране своих границ сербами, поэтому были готовы пойти на уступки (см. ст. Венгрия //ПЭ. Т. 9. С. 565), но местные прокатолич. власти были настроены к православным враждебно. Так, в 50-60-х гг. XVIII в. Жумберак, почти наполовину правосл. город, был обращен в унию. Городские власти ставили униатов на свободные правосл. приходы, запретив въезд в город правосл. священникам. В ответ на протесты еп. Даниила в город было направлено неск. комиссий, к-рые докладывали, что не обнаружили никаких нарушений и что в городе православных мало.

http://pravenc.ru/text/166231.html

Патриарх Иосиф готовил Н. в свои преемники, но путь того к епископству оказался сложным. В 1853 г. он стал настоятелем мон-ря Крушедол . После внезапной смерти еп. Горно-Карловацкого Сергия (Качанского), Н. 1 янв. 1859 г. получил мандат на управление овдовевшей епархией, но епископом стал Петр (Йованович) , а Н. вернулся в Крушедол. 11 июня 1861 г. в г. Сремски-Карловци патриарх Иосиф хиротонисал его в викарного епископа. После смерти еп. Пакрацкого Стефана (Крагуевича; 25 янв. 1864) Н. назначили администратором, а в авг. того же года избрали епископом Пакрацким (см. в ст. Славонская епархия ). По мнению Г. Васина, Н. будучи одним из самых образованных представителей Церкви и прекрасным оратором, часто задавал тон дискуссиям на серб. церковно-народных соборах, начиная с Благовещенского собора 1861 г. и кончая собором 1871 г. ( Васин. 2015). Он считался ярким последователем консерватизма, всегда подчеркивал роль Церкви в сохранении серб. национальной идентичности в Австро-Венгрии, полагал недопустимым вмешательство светских властей в дела Церкви и критиковал предложения либералов о необходимости реформирования сербских школ в духе времени. После смерти патриарха Самуила (Маширевича ; 20 янв. 1870) администратором был поставлен еп. Будимский Арсений (Стойкович). Но в 1872 г. по указанию императора еп. Арсений вернулся в свою епархию, а Н. стал новым администратором. Члены Народной партии расценили его назначение как намерение властей сделать Н. патриархом и отказались поддержать его кандидатуру на выборах патриарха. В результате патриархом стал Прокопий (Ивачкович) , к-рый не смог управлять митрополией и через неск. лет был почислен на пенсию. Н. вернулся в Пакрац и до конца жизни не посещал Сремски-Карловци. Н. посвятил себя делам епархии и творчеству. Он построил резиденцию в Пакраце (разрушена во время гражданской войны в 1991), заботился о епархиальных мон-рях и поддерживал деятельность 36 вероисповедных школ, в 1871 г. открыл семинарию (богословию) в Пакраце, но власти вскоре ее закрыли. Основал несколько фондов для оказания помощи сербским вдовам и сиротам.

http://pravenc.ru/text/2565308.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010