Память священномученика Амоса Иванова, пресвитера (1919). Память святых мучеников, пострадавших в Сербии за веру во Христа со времени святого благоверного князя Лазаря до наших дней, в том числе священномучеников Досифея, митрополита Загребского, Петра, митрополита Сараевского, Иоанникия, митрополита Черногорского, Саввы, епископа Горно-Карловацкого, Платона, епископа Банялукского, преподобномученика Рафаила Шишатовацкого, священномучеников Бранко Добросавлевича, Георгия Божича, Дана Бабича, пресвитеров, и мученика Вукашина 662 Память святых мучеников, пострадавших в Сербии за веру во Христа со времени святого благоверного князя Лазаря до наших дней, в том числе священномучеников Досифея, митрополита Загребского, Петра, митрополита Сараевского, Иоанникия, митрополита Черногорского, Саввы, епископа Горно-Карловацкого, Платона, епископа Банялукского, преподобномученика Рафаила Шишатовацкого, священномучеников Бранко Добросавлевича, Георгия Божича, Дана Бабича, пресвитеров, и мученика Вукашина В 2000 г., по случаю празднования двухтысячелетия христианства, Синод Сербской Православной Церкви принял решение праздновать в этот день память всех сербских мучеников, начиная от эпохи турецкого владычества и вплоть до XX в. Особая память в этот день совершается жертвам хорватского режима усташей, поддержанного нацистской Германией. В период с 1941 по 1945 г. приблизительно семьсот тысяч мужчин, женщин и детей погибли в ужасных страданиях, «каких мир не видел со времен Нерона», потому что отказались отречься от веры отцов или примкнуть к католичеству, которое исповедовали хорватские усташи. Митрополит Загребский Досифей был поставлен в епископа Нишского в 1913 г. В начале Первой мировой войны он был арестован и смог вернуться в свою епархию только в 1918 г. Когда война закончилась, св. Досифея назначили помощником председателя Поместного Архиерейского Собора, и он принимал участие в переговорах с Константинопольским Патриархатом. Проведя три года в Чехословакии, он в 1931 г. взошел на кафедру новой Загребской епархии. Здесь епископ прославился многочисленными делами милосердия и созданием семинарии во имя св. Параскевы. Св. Досифей исполнял обязанности управляющего Горно-Карловацкой и Банялукской епархиями и помогал епископу Мирону Патрацкому. Именно свт. Досифей заменил патриарха Варнаву, когда тот тяжело заболел, а после смерти первосвятителя и до избрания нового патриарха он управлял Белградско-Карловацкой архиепископией.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации К истории Православной Церкви в Хорватии (комментарий в цифрах и фактах) Карта Горно-Карловацкой епархии с указанием объектов СПЦ пострадавших во время войны 1991-1995 гг. Иеромонах Игнатий (Шестаков) Горно-Карловацкая епархия Сербской Православной Церкви (Статья из XII тома «Православной энциклопедии») Объединяет православные приходы на территории областей современной Хорватии — Лика, Кордун, Бания, Крбава, Горски-Котар, Истрия и приход Мариндол на территории Словении, кафедра в г. Карловац. Название Горно-Карловацкая епархия было принято для отличия от Карловацкой митрополии с кафедрой в Сремски-Карловци. С 25 июля 2004 г. правящий архиерей — епископ Георгий (Попович). Сербы на этих территориях поселись в XVI в. и духовно окормлялись митрополитом Дабро-Босанским. В кон. XVII в. области Лика и Крбава были освобождены от турок и вошли в Австрийскую империю. В 1695 г., опасаясь расширения пропаганды унии, митрополит Дабро-Босанский Афанасий (Любоевич; ум. 1712) перенес кафедру в г. Медак ( совр. Лика). Через год австрийский император подтвердил полномочия митрополита Афанасия в Бании и Карловаце, и 23 сентября 1698 г. он был поставлен с титулом «митрополит Карловацко-Зринопольский». Митрополит Афанасий переселил в Банию много сербских семей из Боснии и основал монастырь Комоговина, который просуществовал до середины ХХ в. Местные прокатолические власти стремились отделить Горно-Карловацкую епархию от Сербской Православной Церкви, но, несмотря на это, в 1708 г. епархия вошла в состав Крушедольской митрополии. В 1713 г. епархия была поделена на Карловацкую и Костайницко-Зринопольскую, первым архиереем которой был епископ Стефан (Любибратич, 1728–1737). На Карловацкую епархию с кафедрой в г. Плашки с титулом «епископ Карловацко-Сеньско-Приморский» был поставлен Даниил (Люботина; ум. 29 янв. 1739). В 1734 г. православные отказались признать меморандум властей о праздновании только католических праздников. В ответ генералитет Карловаца стал препятствовать совершению рукоположений. Для урегулирования ситуации в мае 1734 г. была учреждена Лепавинско-Северинская епархия с кафедрой в г. Северин близ Бьеловара, к которой отошла часть приходов Карловацко-Сеньско-Приморской епархии. Единственным ее епископом был Симеон (Филиппович; ум. 16 марта 1743).

http://sedmitza.ru/text/413690.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОРНО-КАРЛОВАЦКАЯ ЕПАРХИЯ [серб. enapxuja], Сербской Православной Церкви (СПЦ). Объединяет правосл. приходы на территории таких областей совр. Хорватии, как Лика, Кордун, Бания, Крбава, Горски-Котар, Истрия, и приход Мариндол на территории Словении, а также кафедру в г. Карловац. Название Г.-К. е. было принято для отличия от Карловацкой митрополии с кафедрой в Сремски-Карловци. С 25 июля 2004 г. правящий архиерей - еп. Георгий (Попович). Сербы на этих территориях поселились в XVI в. и духовно окормлялись митрополитом Дабро-Босанским. В кон. XVII в. области Лика и Крбава были освобождены от турок и вошли в Австрийскую империю. В 1695 г., опасаясь расширения пропаганды унии, митр. Дабро-Босанский Афанасий (Любоевич; † 1712) перенес кафедру в г. Медак. Через год австр. император подтвердил полномочия митр. Афанасия в Бании и Карловаце, и 23 сент. 1698 г. он был поставлен с титулом «митрополит Карловацко-Зринопольский». Митр. Афанасий переселил в Банию много серб. семей из Боснии и основал мон-рь Комоговина, к-рый просуществовал до сер. ХХ в. Местные прокатолич. власти стремились отделить Г.-К. е. от СПЦ, но, несмотря на это, в 1708 г. епархия вошла в состав Крушедольской митрополии. В 1713 г. епархия была поделена на Карловацкую и Костайницко-Зринопольскую. На Карловацкую епархию с кафедрой в г. Плашки с титулом «епископ Карловацко-Сеньско-Приморский» был поставлен Даниил (Люботина ; † 29 янв. 1739). В 1734 г. православные отказались признать меморандум властей о праздновании только католич. праздников. В ответ генералитет Карловаца стал препятствовать совершению рукоположений. Для урегулирования ситуации в мае 1734 г. была учреждена Лепавинско-Северинская епархия с кафедрой в Северине близ Бьеловара, к-рой отошла часть приходов Карловацко-Сеньско-Приморской епархии. Единственным ее епископом был Симеон (Филиппович; † 16 марта 1743). 28 нояб. 1739 г. власти поставили на кафедру епископа-униата Теофила (Пашича) и отдали ему правосл. приходы на территории от р. Дравы до Адриатического м. Православные ему не подчинились и даже пытались его убить. В 1741 г. он захватил епископский двор в Плашках, но вскоре оставил епархию. 24 окт. того же года имп. указом для правосл. приходов на севере этой территории был утвержден митр. Алексий (Андреевич, † 1749) с титулом «Костайницко-Зринопольский», но местные власти долго не пускали его в Банию, и он взошел на кафедру только в 1747 г. Он проживал в г. Медак и рукополагал священников и для Горно-Карловацкой части.

http://pravenc.ru/text/166231.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации К истории Православной Церкви в Хорватии (комментарий в аспекте культуры) Священномученик Савва, епископ Горнокарловацкий Священномученик Савва, епископ Горнокарловацкий: «Жертвую головой, но свой народ не оставлю!» Иеромонах Игнатий (Шестаков) Горно-Карловацкая епархия Сербской Православной Церкви расположена на территории современной Хорватии и охватывает самые западные территории расселения православных сербов, появившихся здесь еще в XV в. Интенсивный рост православного населения в этих краях наметился в первые десятилетия XVI в., когда сербы из соседней Далмации и Боснии переселялись сюда, не желая жить под турками. Со временем здесь сформировалась так называемая Военная Краина, служившая для Австро-Венгерской империи заслоном от турецкой экспансии. Проживавшие в Краине сербы, неся воинскую службу, получили от австрийских императоров особые привилегии, и когда-то здесь была одна из самых больших и цветущих православных епархий. Однако католический прозелитизм и насаждение унии на протяжении веков представляли постоянную опасность для сербов, и им не раз приходилось отстаивать свои привилегии и чистоту веры. Не стал в этом отношении исключением и XX век, принесший Церкви суровые испытания. В годы II Мировой войны Горно-Карловацкая епархия оказалась на территории марионеточного Независимого хорватского государства и пережила невиданные до того страдания. Кажется, что именно на нее выплеснулось больше всего ненависти дьявольской злобы хорватских фашистов. Очевидно, что трагическую роль сыграло и то, что епархия располагалась в самом сердце нового государственного образования, в непосредственной близости от хорватской столицы - Загреба. В ходе развернувшегося геноцида с 1941 по 1945 гг. усташами было убито 65 православных священников, были полностью разрушены 116 и сильно пострадали 39 храмов, полному или частичному уничтожению подверглись более 160 церковно-приходских и монастырских библиотек.

http://sedmitza.ru/text/413684.html

28 марта 2024 г. Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Русская церковная эмиграция и деятельность Хорватской Православной Церкви в 1942–1945 гг. Часть I После разгрома и оккупации Югославии фашистами, а также создания «независимого государства Хорватии» для сербов наступило непростое время – начались всяческие лишения, преследования и гонения за веру. О судьбах православных сербов пишет доктор исторических наук М.В. Шкаровский в первой части публикуемой статьи. Статья Вскоре после разгрома и оккупации Югославии под эгидой III рейха было создано так называемое «независимое государство Хорватия». В это государственное образование, общей площадью 102 тыс. кв. км, были включены и обширные области Боснии, Герцеговины и Санджака, населенные преимущественно православными сербами и боснийскими мусульманами. Численность населения Хорватии весной 1941 г. по германским сведениям составила 6300 тыс. (около 40 % общего населения Югославии): из них 1925 тыс. были сербами (31% всего населения новой страны), 3300 тыс. хорватами и 700 тыс. боснийцами . По данным Сербской Православной Церкви на территории «независимого государства Хорватия» оказалось полностью или частично девять епархий: Дабро-Босанская, Захумско-Герцеговинская, Зворничско-Тузланская, Баня-Лукская, Горно-Карловацкая, Пакрачская, Загребская, Далматинская и Белгородско-Карловацкая митрополия (2404 тыс. верующих, 1047 церквей и 33 монастыря) . При этом православие имело давние традиции даже на собственно хорватских землях. Так, в Загребе православная община официально существовала с 1781 г., а с 1794 г. она имела свой храм Преображения Господня.

http://bogoslov.ru/article/2842069

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации К истории Православной Церкви в Хорватии (комментарий в свете веры) Панорама Загреба М. В. Шкаровский , доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Центрального государственного архива Санкт-Петербурга. Создание и деятельность Хорватской Православной Церкви в годы Второй мировой войны. Вскоре после разгрома и оккупации Югославии под эгидой Третьего рейха было создано так называемое Независимое государство Хорватия (НГХ). В это государственное образование были включены обширные области Боснии, Герцеговины и Санджака, населенные преимущественно православными сербами и боснийскими мусульманами. Численность населения НГХ весной 1941 г., по германским сведениям, составила 6300 тыс. человек (около 40% от общего населения Югославии), из них 1925 тыс. были сербами (31% всего населения новой страны), 3300 тыс.— хорватами и 700 тыс.— боснийцами (1). По данным Сербской Православной Церкви, на территории НГХ оказались полностью или частично 8 епархий: Дабро-Боснийская, Захумско-Герцеговинская, Зворникско-Тузланская, Баня-Лукская, Горно-Карловацкая, Пакрацкая, Загребская и Белградско-Карловацкая митрополия с 2404 тыс. верующих (2). К власти в НГХ пришли усташи (повстанцы), военно,политическая про, фашистская организация, созданная в 1929 г. секретарем Хорватской партии права Анте Павеличем. Для этой организации были характерны расистская идеология, предусматривавшая массовое уничтожение сербов, евреев и цыган, а также террористические методы. В 1934 г. усташи убили короля Югославии Александра I Карагеоргиевича и министра иностранных дел Франции Луи Барту, в дальнейшем они поддерживали тесные контакты с абвером (военная разведка Германии) и IV управлением Главного управления имперской безопасности Германии (РСХА). 10 апреля 1941 г. немецкие войска заняли Загреб, и в тот же день было провозглашено создание НГХ (официально 12 апреля). Поглавником (вождем) этого государства был объявлен Павелич. 15 июня НГХ присоединилось к Тройственному пакту и стало военным союзником Германии. При этом немцы фактически хозяйничали в стране, оккупировав Загреб и другие наиболее развитые районы. Во 2-й половине 1941 г. Павелич даже отправил небольшие хорватские воинские части на советско-германский фронт (они воевали, например, в Крыму).

http://sedmitza.ru/text/413678.html

Сортировать по Исключить новости Горно-Карловацкая епархия призывает осудить хорватских националистов, оскверняющих сербские памятники 18 августа, 2011. Новостная служба Горно-Карловацкая епархия во главе с епископом Герасимом, духовенством и верным народом, выразила глубокую озабоченность и возмущение в связи с последним хулиганским поступком, совершенным на религиозной и этнической почве сторонниками политической Хорватской правовой партии. Горно-Карловацкая епархия во главе с епископом Герасимом, духовенством и верным народом, выразила глубокую озабоченность и возмущение в связи с последним хулиганским поступком, совершенным на религиозной и этнической почве сторонниками политической Хорватской правовой партии. Как утверждается, после возвращения членов партии из Книна, автобус хорватов остановился у памятника, посвященного сербам, убитым хорватскими усташами. Члены банды подошли к памятнику, разбросали цветы и свечи, а зачем помочились на кладбище. В связи с этим Горно-Карловацкая епархией было отмечено, что такое поведение хорватских националистов по отношению к мемориальным комплексам Второй мировой войны становится вполне традиционным, несмотря на их недопустимость. Подобные случаи осквернения происходили в 21 веке уже несколько раз. В заявлении епархии было сказано, что на этот раз ни одно из хорватских официальных лиц не осудило поведение своих соотечественников, а молчание в данном случае означает одобрение. Поэтому епархия требует осуждения такого поведения хорватских националистов и принятия определенных мер, которые бы не позволили вновь осквернять памятники. Читайте также: В Белграде вспомнили жертв геноцида 1941 года В монастыре Карно (Сербия) вандалы вновь осквернили мемориальную доску Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме

http://pravmir.ru/gorno-karlovackaya-epa...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАНИИЛ (Якшич; 7.01.1715, с. Српске-Моравице, совр. Хорватия - 27.01.1771, мест. Плашки, там же), еп. Горно-Карловацкий Сербской Православной Церкви. Образование получил в мон-ре Гомирье , там же в 1734 г. был пострижен в монашество и рукоположен во священника. В 1739 г. не подчинился униат. еп. Теофилу (Пашичу), к-рый жаловался на него венскому двору (см. ст. Горно-Карловацкая епархия ). Служил в ц. св. Петки в с. Сьеничак. В 1748 г. еп. Горно-Карловацкий Павел Ненадович ; с 1749 митрополит Карловацкий) назначил Д. своим помощником с титулом экзарха. В 1749 г. возведен в сан архимандрита и занял должность администратора Горно-Карловацкой и чуть позже Костайницкой епархий. 3 июля 1750 г. избран епископом Горно-Карловацким, хиротония состоялась только 4 нояб. 1751 г. в мон-ре Раковац, а восшествие на кафедру - 19 авг. 1752 г. в Плашках. В 1751 г. после увеличения налогообложения правосл. подданных Д. был вынужден усмирять народные волнения. Заботился о повышении уровня образования, открыл неск. серб. школ, безуспешно пытался противостоять обращению в унию населения Жумберака. Построил неск. каменных церквей, кафедральный собор и епископскую резиденцию в Плашках. Открыл при Гомирье иконописную школу. 14 июля 1753 г. Д. направил имп. Елизавете Петровне просьбу выделить для епархии богослужебные и богословские книги, регулярно оказывать денежную помощь монастырю Гомирье и прислать в Карловац учителей. Д. через игум. Феофила (Алексича) получил от Синода РПЦ 100 букварей, 50 катехизисов, много богословских и богослужебных книг, от имп. Елизаветы еще 74 богослужебные книги и 100 букварей - в общей сложности 463 книги ( С. за српску ucmopujy из руских архива и библиотека//ССКА. 1922. 53. С. 69), 13 икон, церковную утварь, четки, камилавку. Лично для Д. императрица прислала епископский жезл с инкрустацией слоновой костью. 4 июня 1755 г. Д. направил благодарность императрице и Свящ. Синоду за дары, которые принесли пастве епархии «великую радость, утешение, помощь и пользу». В 1758 г. епископ вновь направил в Россию игум. Феофила с рекомендацией рус. посланника в Вене гр. Г. К. фон Кейзерлинга, из к-рой видно, что рус. дипломат высоко ценил труды Д. по укреплению Православия и просвещению паствы. На этот раз Д. просил 26 наименований книг, среди к-рых - по 300 малых и больших букварей, по 100 часословов, Псалтирей, молитвословов и месяцесловов, 30 служебников, денежную помощь на содержание учителей и на строительство церкви в Плашках, архиерейское облачение и грамоту мон-рю Гомирье с разрешением регулярного сбора его монахами милостыни в России. Просьба почти полностью была удовлетворена.

http://pravenc.ru/text/171268.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МОИСЕЙ [Серб. Mojcuje] (Миокович; 23.08.1770, Йозефово (ныне в черте г. Нови-Кнежевац, Сербия) - 14.12.1823, Плашки близ г. Карловац (ныне в Хорватии)), еп. Горно-Карловацкий. Монашество принял в монастыре Раковац 1 июля 1785 г., 14 июля был рукоположен во диакона и направлен служащим в консисторию Горно-Карловацкой епархии в Плашки. В 1798 г. рукоположен во иерея и поставлен архимандритом монастыря Раковац. В 1801 г. был администратором епархии после отъезда в Вену еп. Стефана (Авакумовича) и до прибытия еп. Петра (Йовановича Видака) . Архимандритом Бездина во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы монастыря поставлен 1 июня 1803 г. В янв. 1807 г. избран епископом Горно-Карловацким. Хиротония состоялась 16 июня в г. Сремски-Карловци, восшествие на кафедру - 1 сент. в Плашки. Положение епархии, главой которой стал М., было весьма тяжелым. Австр. власти стремились ограничить влияние священства на народ и с этой целью ввели дополнительные сборы с приграничного населения. Было запрещено проведение больших празднеств, а священникам запрещено на них присутствовать. После поражения Габсбургской монархии, согласно Шёнбруннскому мирному соглашению 1809 г., земли, на которых располагалась епархия, отошли к Франции. Горно-Карловацкая епархия фактически вышла из-под юрисдикции Карловацкой митрополии , но М. остался ее главой. Епископ и священство епархии были вынуждены принести клятву верности франц. имп. Наполеону I. Франц. власти определили М. годовое жалованье в 3 тыс. дукатов и потребовали описать приходы и предложить меры, которые необходимо принять, чтобы улучшить положение священства и школ. М. предложил разделить приходы на 2 класса (более и менее тысячи верующих), в больших приходах поставить по 2 капеллана, в маленьких - по одному. Благодаря осуществлению этого плана (священнический сан в пограничной области защищал от мобилизации) численность священства возросла, нек-рые приходы были разделены. Впосл., после возвращения австр. власти и закрытия мн. новых приходов, часть священников осталась без приходов. В 1810 г. была открыта Богословская школа в Плашки, в к-рой помимо стандартных предметов изучали франц. язык. Этот язык выучил и сам М. Хотя считалось, что при франц. власти православное и католическое духовенство находилось в равном положении, часть серб. фондов и церковных ризниц была конфискована для нужд франц. армии.

http://pravenc.ru/text/2563996.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВГЕНИЙ (Йованович Евфимие; 19.02.1802, Голубинци, обл. Срем - 14.09.1854, Карловац, ныне Хорватия), еп. Горно-Карловацкий СПЦ в 1839-1854 гг. Окончил начальную школу в родном городе, затем нем. школу в с. Стари-Сланкамен, с отличием гимназию и семинарию в Сремски-Карловци. Преподавал в учебных заведениях Сремски-Карловци, затем в 1-й и 2-й лат. школах г. Бечкерек (ныне Зренянин, Сербия). Изучал философию и право, служил помощником адвоката в Темешваре (ныне Тимишоара, Румыния), в 1828 г. получил звание адвоката в университете Пешта (ныне Будапешт). В 1829 г. принял монашеский постриг. Нек-рое время исполнял обязанности секретаря митр. Карловацкого Стефана (Стратимировича) . В 1831-1837 гг. профессор богословия в семинарии в Сремски-Карловци. В 1833 г. рукоположен во иерея, получил чин синкелла, чуть позже - протосинкелла. С 1834 г. архимандрит Раковицкого Архангельского монастыря . 29 июня 1837 г. назначен администратором Горно-Карловацкой епархии . 10(22) сент. 1839 г. хиротонисан во епископа, 11 февр. 1840 г. взошел на Горно-Карловацкую кафедру. В 1848 г. перенес кафедру епархии из с. Плашки в г. Карловац. В 1848 г. был зам. председателя Народной скупщины в Сремски-Карловци. Преобразовал школу в с. Плашки в семинарию и читал в ней лекции, заботился о серб. школах. Занимался юриспруденцией и лингвистикой. Член-корреспондент Об-ва сербской словесности в Белграде (с 7 авг. 1844). Автор ряда научных работ и публикаций (см., напр.: Начатки церковнаго права дpebhuja npabocлabhuja Цркве, с латинским и српско-словенским текстом. Нови Сад, 1841), Р. Груич приписывает ему «Црковно право источне Цркве у aycmpuckoj држави» (1842). Е. был противником языковой реформы Вука Караджича (см. соч. «О преводу Новога Зabjema Вука Стефановича 1850). Выступал за сохранение серб. певч. традиций. Похоронен в склепе еп. Горно-Карловацкого Лукиана (Мушицкого) на кладбище в Карловаце. Соч.: Opmorpaфuja српска. Будим, 1836; О cyдjex церковних cbjamuja bocmoчhuja coбophuja и anocmoлckuja церкве, jaжe во державах abcmpujuckux. [Карловац], 1844; Граматика цepkobho-cлabjahckaro jaзuka. Вена, 1851.

http://pravenc.ru/text/186975.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010