Германа Ангелича – в Церк. Ведом. 1889. 21, стр. 595–601. 202 Српски Сион, 1894, 14, стр. 209–210 – благодарность Народного Училищного Совета за основание «фонда св. Савы». 203 Церк. Вестн. 1890, 20, стр. 345. – Сведения о содержании патриарха, епископов и приходских священников – в Церк. Вед. 1888, 35, стр. 955–958. Законопроект о размерах содержания высшего и низшего духовенства в Карловицкой митрополии напечатан в Срп. Сионе, 1892 г. 2 и 3. 204 Српски Сион, 1892, 14, стр. 213–214. Некролог и о погребении – там же, 16, стр. 266–268. См. еще Весник српске цркве, 1892, апр. стр. 408–410. 205 Српски Сион, 1892, 18, стр. 287–289. Вся речь приведена в дословном русском переводе в Церк. Вед. 1892, 28, стр. 1010–1012. 206 Српски Сион, 1892, 18, стр. 287; Весник срп. цркве, 1893, 2, стр. 158. Нужно заметить, что Будимская епархия, при обширной территории (она раскинута от Пресбурга до Фюнфкирхена) весьма бедна по населенности (всего насчитывается в ней не более 17000 душ), вследствие чего и храмы, и приходы, и школы в этой бедной епархии находятся в большом небрежении и запустении. Церк. Вед. 1896, 8, стр. 311. 209 О сем преосвященном, как и о епископе Пакрацком нам не удалось собрать биографических сведений. 211 В 1893 г. в Бачкской епархии насчитывалось всего 130,383 души. Српски Сион, 1893, 17, стр. 265, из «Првог uзbeшmaja enapxuje бачке». 214 Весник Српске цркве, 1894, май, стр. 483. Речь его при первом вступлении на архиерейскую кафедру в Новом Саде напечатана в Српск. Сионе, 1894, 21, стр. 322–324. 217 Церк. Вед. 1891, 44, стр. 1567–1569 и 1892, 20, стр. 748–749. Здесь сообщаются и подробности об избрании, наречении и посвящении сего епископа и почти единовременно с ним посвященного во епископы Горно-Карловицкой епархии Михаила Груича. В чине наречения корреспондентом, достопочтенным о. прот. Ф. К-ичем отмечена особенность, нами выше указанная, т. е. что во время провозглашения многолетий митрополит и присутствовавшие епископы за столом посреди храма вкушали вместе с новонареченным от раздробленной просфоры, «чокаясь» запивали вином и поздравляли друг друга (Ц.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

В Казани прокуратура сочла незаконными постройки общины файзрахманистов и начала подготовку иска об их сносе, но в ходе следствия выяснилось, что постройки все-таки возведены на законном основании, поэтому от их сноса прокуратура отказалась. Возникали проблемы и у православных, причем не только у " альтернативных " юрисдикций, но и у приходов РПЦ. В Удмуртии от прихода св. царя-мученика Николая в селе Завьялово, то есть в общине ижевских священников, в 2011 году отказавшихся поминать патриарха Кирилла и перешедших в юрисдикцию Русской православной церкви заграницей (синод митрополита Агафангела, РПЦЗ(А)), власти потребовали освободить занимаемое помещение вопреки договоренностям с владельцами. Община вынуждена была перебраться в выкупленное духовенством помещение бывшего склада. Настоятель московского храма Климента папы Римского в декабре объявил о консервации храма на зимний период в связи с невозможностью оплачивать коммунальные счета. Причиной послужило закрытие в соответствии с распоряжением мэра Москвы сети палаток, торгующих молочными продуктами от храма. Говорить о нарушении права на свободу совести в данном случае не приходится, однако упомянуть этот случай стоит в качестве примера негативных побочных эффектов " реституции " крупный храм (в котором раньше размещалось книгохранилище Российской государственной библиотеки), был отреставрирован за счет городского бюджета, так как является памятником архитектуры XVII века, и передан на баланс общине, не имеющей возможности его содержать. Впервые за несколько лет трудности с использованием помещения возникли у буддийских организаций. В феврале Ольхонский районный суд Иркутской области обязал буддийскую общину Манла освободить незаконно занятый земельный участок и снести возведенные на нем строения. По мнению суда, община самовольно заняла земельный участок. Продолжился конфликт между буддийским монастырем Шад Тчуп Линг и Качканарским горно-обогатительным комбинатом в Свердловской области. Для разработки месторождения руды необходимо перенести монастырь в другое место, и ГОК готов с этим помочь, но монастырь не считает возможным такой вариант, полагая, что это " оскорбит чувства всех буддийских верующих России и создаст негативное впечатление о нашей стране в традиционных буддийских странах и мире в целом " .

http://religare.ru/2_100739.html

0б истории бурятского хлеборобства в долине реки Тугнуй в начале века можно судить даже по челобитной харашибирских крестьян, где пишется, что, начиная с 1808 года, буряты на левом берегу Тугнуя " ежегодно делают распашки земель " , что потомки тайши Бадмы Павлова и буряты, прикочевшие в Тугнуй с долин реки Уды, Кижинги, Ильки и " других разных мест " были " способными владеть сохой " . Павел Миловецкий, этнограф позапрошлого века, в очерке " Иргынское селение в Забайкальской области " описал крестьян поселья Беклемишево, где изрядно крещеных бурят чтут святого угодника и чудотворца Николу, где буряты занимаются хлеборобством, ибо выгодно: " открытием амурских дел потребовался большой запас хлеба для сплавов на эту реку " и буряты " сами собой " , без понукания занялись земледелием. Если в 1857 г. было ими посеяно хлеба 19344 четверти, то в 1858 - 33971 четверть». Летописец Хоринского аймака Вандан Юмсунов сообщает, что в веках буряты, " наставляемые русскими " , начали сеять ярицу, рожь, пшеницу, овес, ячмень. " Таким образом, научившись сеять разных родов хлеб, хоринский народ понял, что это весьма полезно " . Сибирский историк Валентина Синелькова писала: «Русский крестьянин сыграл главную роль и в земледельческом освоении Забайкалья. Это он с топором и с сохой поднял вековую целину его горно-таежных и степных мест и показал прекрасный образец стойкости, трудолюбия, мужества и бескорыстия. В освоении новых земель им затрачена колоссальная энергия, выработаны трудовые традиции, накоплен большой хозяйственный опыт. Здесь он быстро устанавливает прочные хозяйственные и бытовые связи с коренным населением. Крепнет их дружба, усиливается их взаимное культурное влияние...». Русские забайкальцы с великим почтением относились к бурятам, и, будучи православными христианами, снисходительно относились к их языческому шаманизму, ибо Господь непосвященных принимает по нраву , а нрава степняки были доброго и хлебосольного... Помянутый выше этнограф Павел Миловецкий вслед за декабристами похвально писал о моральном облике брацких людей: " Буряты справедливы и сострадательны; в каждом человеке, кто бы он ни был, они видят прежде всего человека, которому в случае надобности необходимо подать помощь. Уважая истинное достоинство в других, они требуют такого же уважения и к себе " .

http://ruskline.ru/analitika/2018/10/201...

Правда, большинство современных исследователей дают несколько иное, в основном меньшее, число убитых: хорватский ученый В. Зерьявич писал, что за весь период войны погибло 530 тысяч сербов, немецкий историк Л. Штайндорф – около 500 тысяч, еще один хорватский исследователь, Ю. Бателя, – 488 тысяч, сербский историк Б. Косович–487 тысяч, английский исследователь М. Альмонд указывал, что усташи убили около 325 тысяч сербов 771 . По оценкам Американского мемориального музея Холокоста, общее число убитых усташами сербов – от 330 до 390 тысяч 772 . Согласно же явно заниженным подсчетам хорватского историка Владимира Жерявича, усташи уничтожили около 290 тысяч сербов, почти все 40 тысяч евреев и 30 тысяч цыган 773 . Наиболее достоверными представляются сделанные на основе большого количества архивных документов расчеты сербского историка Д. Цветковича: всего в Хорватии погибло от 695 до 742 тысяч человек, в том числе гражданских лиц от 504 до 536 тысяч, из них сербов – от 325 до 345 тысяч (64,5 %), хорватов – от 63 до 67 тысяч (12,3 %), боснийцев-мусульман – 39–41 тысяча (7,7 %), евреев – 30–32 тысячи (6,1 %), цыган – 24–26 тысяч (4,8 %), остальных и неизвестных национальностей – 23–25 тысяч (4,6 %). В этих цифрах не учитываются погибшие военнослужащие и партизаны, в частности около 300 тысяч сербов из НГХ воевало в составе народно-освободительной армии Югославии (из них погибли от 101 до 106 тысяч) и 20–30 тысяч воевали у четников (были убиты 6–8 тысяч). Таким образом, общее число погибших на территории Хорватии гражданских и военнослужащих сербов составило от 432 до 459 тысяч 774 . По данным Сербской Церкви, на территории «независимого государства Хорватия» из примерно 700 православных священников и монахов гонениям подверглись 577, из них были убиты 217, депортированы в Сербию 334 (вместе с 720 женами и детьми), арестованы 3, бежали от преследований 18 и 5 умерли после издевательств. Погибло и большинство сербских архиереев: арестованного 12 мая митрополита Дабро-Босанского Петра (Зимонича) и схваченного 17 июня епископа Горно-Карловацкого Савву (Трлаича) усташи заключили в концлагерь Госпич, а затем расстреляли в конце июля (по другим сведениям, в середине августа) 1941 г.; выпускник Московской Духовной академии епископ Баня-Лукский Платон (Йованович) был арестован 5 мая и убит 25 мая 1941 г. после жестоких пыток (ему отрезали нос и уши, вырвали глаза, а на груди развели костер) 775 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

К разряду чрезвычайных можно отнести награждение саном протопресвитера. Так, в октябре 1924 года управляющий русскими православными церквами в Западной Европе митрополит Евлогий ходатайствовал о награждении благочинного русских православных церквей Юга Франции протоиерея С. Протопопова по случаю исполняющегося 50-летия служения его саном протопресвитера. В справке указывалось: Протоиерей Протопопов свыше 75 лет, имеет все духовные награды до митры включительно и ордена до Александра Невского включительно. Постановили: Согласно ходатайству Высокопреосвященного Митрополита Евлогия, в изъятие из правил, не в пример другим, наградить протоиерея С. Протопопова , по вниманию к его отлично-усердной и ревностной пятидесятилетней службе его Церкви Божией в священном сане, саном Протопресвитера, с оставлением в занимаемой должности. 1015 Архиерейский Синод был верен и в вопросе награждений исполнению правил Церкви. Причиной отказа при ходатайстве о награждении могла быть принадлежность русского священнослужителя к клиру принявшей его Поместной Церкви. 1016 Если русский священник состоял в юрисдикции другой Церкви, то непременно либо запрашивалось мнение правящего архиерея той Церкви, в чьем непосредственном ведении состоит священнослужитель, либо ходатайство, по причине пребывания клирика в другой юрисдикции, отклонялось. Например, Загребский Отдел Общества попечения о духовных нуждах православных русских в Королевстве СХС просил о поощрении состоящего на сербском приходе русского священника Александра Залеского, обслуживающего русскую колонию в Загребе: Запросить согласия сербского Епископа Горно-Карловачского Преосвященного Иллариона на награждение священника Залесского. 1017 Вследствие ходатайства Члена Архиерейского Синода Преосвященного епископа Михаила о награждении прот. Валентина Руденко палицею за труды по обслуживанию религиозно-нравственных нужд русских беженцев в Константинополе и в Сербии, Синод решил запросить согласия Преосвященного Досифея, епископа Нишского в ведении которого состоял протоиерей Руденко. 1018

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 5 часов мы выехали в Есфигмен, находящийся на пути в Хилендар на расстоянии трех часов пути от Ватопеда. Дорога наша поднималась все выше и выше по горно-приморскому перевесищу до хребта Афона, а отсюда начался спуск до самого Есфигмена. Икона Божией Матери Живоприятная или Предвозвестительница. Конец XIX века Еще с горы виден монастырь, как бы сдавленный с трех сторон горами, отчего, полагают, и получил свое название Есфигмена, т. е. утесистого. Есфигмен основан, как гласит мой «Путеводитель», в V веке греческим императором Феодосием и его сестрою Пульхерией. Первоначальное место его было несколько дальше между скалами; но после обвала скалы на монастырь, он был перенесен на настоящее место. Собор не представляет ничего особенного и построен по образцу других соборных церквей на Афоне. Чудотворных икон здесь нет; мощей не слишком много; между прочим здесь находятся: глава апостола Иакова Алфеева, левая стопа св. Марии Магдалины без трех малых перстов. Здесь в соборе показывали мне несколько богатейших икон, пожертвованных русскими во время сбора пожертвований в России. В Есфигмене нас приняли радушно. Здесь нашлось два-три человека, понимающих и кое-как говорящих по-русски-, они прежде были торговцами в России. Они рассказывали нам, что монастырь их беден (это впрочем общая жалоба); главную поддержку составляют пожертвования русских богомольцев, а греки- миряне никогда и не заглядывают сюда и ничем не помогают. Есфигмен замечателен для русских тем, что в нем подвизался основатель монашества и монастырей в России, преподобный Антоний Киевский, основатель Киево-Печерской Лавры. Преподобный Антоний прибыл на Афон и поселился в Есфигмене в конце X или начале XI века. Пожив здесь несколько, по благословенно старца, он удалился затем в уединение, недалеко от Есфигмена, на гору, называемую Самара, на расстоянии 1/4 версты от монастыря, и высек в ней пещеру, в которой и уединялся. Мы были в этой пещере. К ней ведет горная тропинка, извивающаяся змейкою между колючими кустами.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Так в тексте. Ириней (Шульмин; 1893–1937 гг.), викарный епископ Елабужский Сарапульской епархии в 1925–1929 гг. Николай Михайлович Люперсольский, протоиерей, в 1914–1920 гг. священник, с июня 1923 г. обновленец, настоятель Спасского кафедрального собора Елабуги. Петр (Полянский), митрополит Крутицкий и Коломенский, Местоблюститель Патриаршего престола. Накануне так называемого 3-го «поместного собора» обновленцев выступил с воззванием к клирикам и пастве не участвовать в нем. Исправлено, в документе: выработано. 8 Исправлено, документе: обновленческое течение. ГА РТ, ф. П–2432, оп. 1, д. 271, л. 41–42. Машинописная копия. Подпись – автограф. Стефан Матвеевич Матвеев (1871–1942 г.), житель Набережных Челнов, кряшен («обрусевший кряшен»), с 1897 г. священник, с 1924 г. обновленец, «протоиерей», настоятель Николаевского (Никольского) собора в Набережных Челнах. Бывший епархиальный миссионер Уфимской епархии, автор многих статей по церковным вопросам, этнограф-любитель. С закрытием храма получил назначение настоятелем собора в Кизляр Владикавказской епархии (ГА РТ, ф. Р–1172, оп. 3, д. 1209, л. 27). В 1942 г. служил в селе Горно-Набережные Челны (Башкирская АССР?). Репрессирован. Умер в лагере или ссылке. Так в документе. ГА РТ, ф. П-2432, оп. 1, д. 271, л. 104–107. Машинописная заверенная копия. Предыдущие и последующие обзоры не разысканы. Так в рукописи. Выделено в документе. Вениамин (Муратовский; 1856–1930 гг.), обновленческий «митрополит» с 1923 г., с конца 1924 г., председатель обновленческого Синода. Булгаков – священник-обновленец села Ново-Троицка Челнинского кантона. Приложение в деле отсутствует. ГА РТ, ф. Р-732, оп. 1, д. 1014, л. 19-19 об. Рукописная копия, орфография сохранена. Так в документе. Исправлено, в документе: призидиум. Аввакум (Боровков; 1892–1937 гг.), епископ Староуфимский, викарий Уфимской епархии (1922–1926 гг.). Осужден 16 мая 1923 г. Комиссией НКВД по административным высылкам по ст. 121 УК-22 г. (58-10 УК-26 г.) на 3 года высылки в Коми-Зырянскую автономную область. В июле 1926 г. возвратился в Уфу.

http://sedmitza.ru/lib/text/10145918/

Молодежные братства М. е. стали инициаторами создания Объединения православной молодежи Беларуси. Осуществляется миссионерское служение в Вооруженных силах, духовное окормление людей, находящихся в заключении. Свящ. Гордей Щеглов Святыни и крестные ходы в М. е. Церковь святых Космы и Дамиана в дер. Вишнёво. 1865 г. Фотография. 2014 г. Церковь святых Космы и Дамиана в дер. Вишнёво. 1865 г. Фотография. 2014 г. Особо почитаются чудотворные иконы Божией Матери: Минская (с 1945 в минском Свято-Духовском кафедральном соборе), Раковская (в Преображенском храме в пос. Раков Воложинского р-на), Ново-Сверженская (оригинал не сохр., копия находится в Успенском храме в дер. Нов. Свержень Столбцовского р-на), список Крупецкой иконы (в Покровском храме бывш. с. Крупцы, ныне в черте Минска), чтимые списки Жировицкой иконы, из к-рых до 1917 г. прославился чудесами образ в Ляданском Благовещенском мон-ре. В качестве местночтимых известны образы Пресв. Богородицы Старчицкий (ныне в дер. Октябрь Солигорского р-на) и Горбацевичский (в с. Горбацевичи Бобруйского р-на). В 2012 г. была прославлена Забельская чудотворная икона Божией Матери в Рождество-Богородичном храме в с. Греск Слуцкого р-на. До 1917 г. были местночтимыми иконы Божией Матери: Клецкая (в Воскресенском храме в Клецке), Логойская (из упраздненного мон-ря в Логойске), Велятицкая (в Преображенском храме в с. Велятичи), Каменская (в Преображенском храме в с. Камено), Казимировская (в Успенском храме мест. Казимирово), Дудичская (в Покровском храме в с. Дудичи), Оссовская (в Преображенском храме в с. Оссов). Привлекал паломников почитаемый образ свт. Николая Чудотворца в Николаевском храме в с. Песчанка Минской губ. (ныне Пуховичского р-на Минской обл). В 50-60-х гг. XX в. почитались св. источники в селах Зембин Борисовского р-на, Горно Плещеницкого р-на, Доросино Любанского р-на, Пахомово Вилейского р-на, Раков Воложинского р-на, Острово Молодечненского р-на. В 1960 г. в с. Острово источник, расположенный рядом с церковью, был засыпан торфом по указанию областного уполномоченного СД РПЦ, в нач.

http://pravenc.ru/text/2563280.html

Кацюба Д. В. Алтайская Духовная Миссия: Вопросы истории, просвещения, культуры и благотворительности. – Кемерово, 1998. Краткие записки из жизни покойного архимандрита Макария//Сборник исторических материалов о жизни и деятельности архимандрита Макария Глухарева. – Орел, 1897. Крейдун Ю. А. Бийский Архиерейский дом и Катехизаторское училище. – Барнаул, 2001. Крейдун Ю. А. Деятельность архимандрита Макария на Алтае//История Православия на Алтае: Сб. статей/Ред. – сост. Ю. А. Крейдун, К. Н Метельницкий. – Барнаул, 2001. – С. 11–21. Крейдун Ю.А., Скворцова Т.В. План миссионерских построек архимандрита Макария (Глухарева)//Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Вып. XII. – Барнаул, 2001. -С.262–267. Крейдун Ю. А. Первый каменный храм в Горном Алтае//Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Вып. XII. – Барнаул, 2001 . – С. 267–270. Крейдун Ю. А., Скворцова Т.В. Бийский Тихвинский женский монастырь//История Православия на Алтае: Сб. статей/Ред. – сост. Ю. А. Крейдун, К. Н. Метельницкий. – Барнаул, 2001. – С. 30–42. Крейдун Ю. А. «Патмос» в Горном Алтае: Из истории первого миссионерского храма в Чемале)//Образование и социальное развитие региона. – Барнаул, 2001. – 3–4. – С. 78–82. Крейдун Ю. А. Возникновение Алтайской духовной миссии//«К Свету»: Православный Алтай: небесный покров и земной подвиг: Альманах. – Вып. XX. – М., 2002. – С. 42–43. Крейдун Ю. А. Первый миссионерский стан на Алтае//Алтайский архивист. – Барнаул, 2002. – 2(4). – С. 74–78. Крейдун Ю.А. Деятельность архимандрита Макария (Глухарева) по обустройству первых миссионерских станов на Алтае//Макарьевские чтения: Сб. научных статей/Отв. ред. В.Г. Бабин, С.К. Носов. – Горно-Алтайск, 2002. – С. 10–14. Крейдун Ю. А. 120 лет со времени первого набора учащихся в Бийское миссионерское катехизаторское училище//Страницы истории Алтая. 2003 г.: Календарь памятных дат. – Барнаул, 2003. – С. 117–123.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/altajs...

Письмо на подворье Пантелеимонова мон-ря в К-поле. 1894 г. С именем свт. Макария (Невского) связано очень большое количество чудес П. Они охватывают все этапы его церковного служения - от 1855 г., когда он поступил в Алтайскую духовную миссию, и вплоть до его посвящения в сан митрополита Московского и Коломенского (1912). Свт. Макарий постоянно служил молебны П. об избавлении алтайцев от недугов и бед, и мн. иноверцы, получив исцеление, крестились в правосл. веру. Засвидетельствованы также чудеса исцелений алтайских священников, сотворенные П. по молитвам к нему свт. Макария. Одно из таких исцелений описал прот. Михаил (Путинцев) (ДС. 1890. Вып. 4. С. 120-122) - во время эпидемии дифтерии в с. Улала (ныне г. Горно-Алтайск) была очень высокая смертность среди детей и взрослых; после того как игум. Макарий отслужил молебен перед афонской иконой П. с частицей его мощей о выздоровлении о. Михаила, последний на следующий же день исцелился. Когда же сам игумен заболел брюшным тифом в тяжелой форме и лежал без сознания, к нему пришло письмо с изображением П. из рус. обители на Афоне ( Макарова-Мирская А. Апостолы Алтая. Х., 1914. С. 81-88). Это письмо и молитвы его паствы к чудотворному образу П. в Улале, к удивлению лечившего игумена врача, быстро исцелили о. Макария. Став архиереем, он, как и прежде, укрепляя в народе веру во Христа, постоянно служил молебны П. Об одном из чудес сообщила крестьянка дер. Антоновой Томской губ. Достоверность рассказа засвидетельствовали очевидцы события. В 1897 г., во время посещения Томской епархии свт. Макарием, он оказался в дер. Антоновой, и местная вдова попросила посетить ее больных детей. Архиерей совершил в доме крестьянки молебен и дал ей елей из лампады от иконы с частицей мощей П., присланной с Афона, и посоветовал напоить им детей, а односельчан попросил помочь этой семье. Женщина напоила детей елеем, и в тот же день один из ее сыновей избавился от немоты и паралича, а вскоре выздоровели и другие (Томские ЕВ. 1898. 5. С. 22-23).

http://pravenc.ru/text/2578844.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010