1889 г. В день архистратига Михаила, архангела Гавриила и прочих бесплотных сил следует ли в честь сих бесплотных сил вынимать восьмую частицу из девятичной просфоры? Проскомидия есть воспоминание Голгофской жертвы ради нашего спасения, и плоды этой и плоды этой искупительной жертвы не могут простираться на ангелов, потому и не должны быть частицы на св. дискосе за бесплотных сил (Р.д.С.П. 1887 г. Можно ли, в случае крайней необходимости, отслужить литургию на четырех просфорах, вынимая частицы за живых и умерших из одной и той же просфоры? Можно — даже и при меньшем количестве просфор, как это разъясняется в известном Практическом руководстве прот. Хойнацкого, где собраны всевозможные случаи подобной необходимости (Ц. В-к 1900 г. Можно ли проскомидию начать в конце утрени, напр. при чтении 1-го часа, для того, чтобы ради холода в церкви кончить службу поскорее? Этим ускорением, притом незначительным, нарушается обычный порядок, так как ускоряющий, очевидно, приступит к совершению литургии без входного и без надлежащего полного облачения (Ц. В-к 1897 г. Допустимо ли с точки зрения церковного устава поминовение живых и усопших за проскомидией, при вынутии частиц из приносимых прихожанами просфор, общими словами поминовения «помяни, Господи, принесших и их же ради принесоша» (из молитвы предложения на проскомидии)? Внимательное рассмотрение чинопоследования проскомидии покажет вопрошающему, что приводимая им формула общего поминовения должна существовать и существует рядом с поименным поминовением живых и усопших. Поэтому устранять это последнее из проскомидии ни в каком случае не допустимо и свидетельствовало бы лишь о лености священника в молитвах за своих пасомых (Ц. В-к 1901 г. В чине литургии часто употребляется слово предложение; например: «таже отшедше в предложение умывают руки, глаголюще: умыю в неповинных руце» и т. д.; «и тако отходят в предложение. Таже поклонения три пред предложением сотворше, глаголют кийждо: Боже, очисти мя»… Как понимать предложение в первом случае, и в каком месте собственно следует умывать руки? Слово предложение означает «жертвенник» и в этом смысле оно должно быть везде понимаемо, где употребляется в нашем служебнике, исключая того места, где говорится: «таже отшедше в предложение умывают руце». Здесь словом «предложение» неточно переведено стоящее в греческом служебнике слово, означающее собственно горно, место, где разводят огонь, жаровня, у нас обыкновенно котелок с углями. Значит, по указанию служебника, священнослужители умывают руки в том месте, где находится горно, устроявшееся в той алтарной части, где находится предложение или жертвенник, как это мы и ныне видим в Киево-Софийском соборе и в Великой церкви Киево-Печерской Лавры (Р.д.С.П. 1888 г.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

613 Српски Сион, 1893, 16, стр. 255, из «Шематизма (т. е. календаря) православне српске enapxuje Горно-Карловачке концем године 1892». – В Карловицкой митрополии еще в 1885 г. насчитывалось 900,000 сербов (Изв. Слав. Благ. Общ. 1885, 7–8, стр. 358), а всего в Австро-Венгрии сербов до двух миллионов (Слав. Обозрение, 1892, 7, стр. 288). 614 Церк. Вед. 1891, 44, стр. 1568–1569. Речь – при посвящении в епископа – в Срп. Сионе, 1892, 2, стр. 20–22. – В «Русском Паломнике» 1892 г. 31 и 32 помещены портреты и биографии сербских епископов – Никанора Темишварского и Михаила Горно-Карловицкого. 615 Српски Сион, 1892, 50, стр. 886, из «Шематизма источне православне Apxuдujeцeзe Сремско-Карловачке за год. 1892». 619 В печати нередко раздаются голоса против преобладания светского элемента в церковно-народном конгрессе, указываются вредные следствия этого преобладания, напр. ослабление дисциплины в низшем духовенстве, при ослаблении власти епархиального епископа и т. п. Христ. Весник, 1887, апр. стр. 289. 620 Церковная община состоит из всех православных прихожан местной церкви. Община пользуется правом избрания членов церковного клира, распоряжается церковным имуществом, охраняет и поддерживает церковно-приходскую школу. Все члены общины вносят определенную сумму на потребности церковно-приходской жизни. Административно-распорядительным и контрольным органом церковной общины служит «церковная скупштина», члены которой избираются на 6 лет из прихожан отличающихся добрым поведением и имеющих не менее 30 лет. Священник по самому званию своему – член скупштины. Деятельность церковных общин совершается под контролем и в зависимости от епархиальных консисторий. – О важном значении церковной общины, как основного элемента церковно-народной жизни – Српски Сион, 1892, 2, стр. 23–25. – Не излишне здесь отметить тот грустный факт, что в Карловицкой митрополии не редкость – приходы, конечно малочисленные и бедные – без священников. Таких приходов в 1892 г. насчитывалось до 50-ти. Приглашаются желающие занять место священника в таких приходах, но охотников не находится. Управляют же подобными приходами или священники из ближайших сел, или же монахи, которые, к сожалению, часто не получили надлежащей богословской подготовки. Српски Сион, 1892, 5, стр. 66, примечание.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В 1903 г. патриарх купил у Карловицкого городского управления луговину по Дунаю т. н. „Тенгор“, засыпал её, поднял и здесь-то предполагается выстроить интернат на 60 сирот с бесплатным обедом и ужином. Приют на 40 питомцев основан был назад тому более ста лет родолюбивым митрополитом Карловицким Стефаном Стратимировичем. Когда будет готово новое здание интерната, в нём, предполагается, найдут убежище, кроме тех 40 Стратимировичевых питомцев, ещё 20 других на средства патриарха 1485 . По императорскому указу от 26 ноября 1864 г. „ церковь несоединённая“ (т. е. сербско-православная), а равно и лица, и предметы к ней относящиеся должны были именоваться во всех официальных документах и прошениях „греко-восточными“. По поводу того, что в официальном отношении 1901 г. пакрачской консистории к местной гражданской власти в Загребе сербское вероисповедание названо было „восточно-православным“ и „сербско-православным“, от областного управления указано было консистории, чтобы она точно исполняла определение императорского указа 1864 г. В таком же смысле сделано было сообщение патриаршей консистории и горно-карловицкой. Патриаршая и горно-карловицкая консистории обратились тогда к Архиерейскому Собору с ходатайством – рассмотреть этот вопрос и дать принципиальное решение. Архиерейский Собор в свою очередь обратился к местной государственной власти с просьбой, чтобы православным сербам Карловицкой митрополии законодательством путём обеспечено было право именовать свою веру „восточно-православной“, а церковь , равно лица и предметы к ней относящиеся „восточно-православной сербской“, „восточно-православными сербскими“. В заседании областного сейма в Загребе 30 ноября 1902 г. хода- —548— тайство это уважено 1486 . В связи с этим стоит распоряжение Комитета народно-церковного конгресса 1902 г. о том, чтобы все недвижимые церковные имущества, равно денежные капиталы церквей и школ записывались в фондовых и банковых учреждениях на имя „Сербско-православной церковной общины“, „сербско-православного прихода“ и т.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Все прежние частные фонды отдельных епархий решено объединить в общую сумму с вновь образующимся фондом и назвать его «общим иерархическим пенсионным фондом» (§ 33). 628 – Образование пенсионного фонда для лиц учительского и чиновнического звания являлось также насущною потребностью в жизни народной, так как учителя в автономных сербских школах и лица служащие в других народно-сербских учреждениях, из общественной казны не получают жалования и не имеют права на пенсию. Фонд этот решено образовать из взносов – единовременно 25%, и ежегодно 2% с получаемого учителями и чиновниками содержания (§ 30), при ежегодной субсидии из церковно-народного неприкосновенного и клирикального школьного —95— фонда (§ 33). Право на пенсию получается по истечении десятилетнего периода действительной службы, в соответственном со внесенным вкладом размере и по числу лет службы (§ 9). Полное содержание назначается в пенсию чиновнику за 40 лет службы, учителю за 30 лет (§ 8). 629 В общем этот пенсионный устав выработан по началам общегосударственного законоположения о пенсиях. Оба проекта в 1893 г. представлены были на высочайшее утверждение. 630 Были попытки к устройству церковно-народного конгресса в октябре 1893 г. и в мае 1894 г., но оба раза конгресс не был дозволен верховною властью на том основании, что не оказывалось в наличности сумм на покрытие значительных расходов, сопряженных с созванием конгресса, да и предметы занятий предполагавшегося конгресса не такой важности, чтобы неотложно требовали его созвания. 631 Архиерейский Собор, состоящий из всех наличных епископов под председательством митрополита, необходимо созывается для избрания епископа на вакантную кафедру. Для этой именно цели созван был в Карловцах Архиерейский Собор в первый раз под председательством нынешнего патриарха в октябре 1891 года. Тогда было три вакантных епископских кафедры: темишварская, горно-карловицкая и бачкская. Управление последнею патриарх взял в свои руки; на темишварскую кафедру избран был Никанор Попович, на горно-карловицкую – Михаил Груич.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

48. Ответ на 45., М.Яблоков: Никакой личности, ни личностного блжества в буддизме нет и никогда не было. «Спасение» понимается как полная аннигиляция - стремление к небытию. Это чистейший сатанизм. А рерихнутые - вообще бедолаги. 47. Re: Наш ответ на активизацию рериховцев Необходимое послесловие. Из новости на сайте Новости Горного Алтая: " В Горно-Алтайске борьба развернулась за имена двух художников – Николая Рериха и местного мастера Григория Чорос-Гуркина. При экстремально высокой активности голосования Рерих победил с перевесом в 1% голосов. Результат вызвал недовольство местных сообществ, которые посчитали, что за Рериха было организовано т. н. «сетевое голосование» из других регионов. «Мы получили обращение Общественной палаты Республики Алтай, обеспокоенной поляризацией общественных настроений в регионе в связи с объявлением результатов конкурса, — сказал он. — Данная ситуация идет вразрез с идеологией конкурса — сохранение исторической памяти и объединение жителей региона вокруг имен выдающихся соотечественников. Поэтому мы приняли аргументы алтайских коллег и решили вывести аэропорт Горно-Алтайска из проекта с возможностью проведения нового голосования в следующем году» - пояснил секретарь Общественной палаты РФ Валерий Фадеев. Мы благодарим всех, кто поддержал нас голосом, молитвой, добрым словом. И надеемся, что в следующем году про нас забудут.) 46. Ответ на 34., Василий В.В.: . Восток преображает в человеке ум, приводя его к просветлению и пробуждению, а Запад - тело человека, и в конечном итоге приводит его к воскресению из мертвых. А поскольку в человеке ум не существует отдельно от тела, то и на Западе есть то, что характерно для Востока, а на Востоке - то, что характерно для Западной религиозности. У вас проблемы с западом и востоком. Если так любите географию, оперируйте уж Ближним и Дальним Востоком. 45. Ответ на 43., Василий В.В.: Никакой личности, ни личностного блжества в буддизме нет и никогда не было. «Спасение» понимается как полная аннигиляция - стремление к небытию. Это чистейший сатанизм.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/11/26/na...

Да споспешествует нам в этом Основатель и Глава Церкви - Христос Спаситель, да укрепит всех нас могуществом силы Своей (Еф. 6, 10) в единомыслии и мире (2 Кор. 13, 11) совершить предстоящие деяния. Да почиет на нас " Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия " (Ис. 11, 2). Аминь. СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ   I.                   В межсоборный период (со времени Архиерейского Собора 2016 года) Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил следующие заграничные визиты в Дальнее зарубежье: 1.      11-14 февраля 2016 года - визит на Кубу; 2.      14-16 февраля 2016 года - визит в Парагвай; 3.      19 февраля 2016 года - визит в Чили; 4.      19-22 февраля 2016 года - визит в Бразилию; 5.      27-29 мая 2016 - паломнический визит на Святую Гору Афон; 6.      15-18 октября 2016 года - визит в Великобританию; 7.      3-5 декабря 2016 года - визит во Францию; 8.      6-7 декабря 2016 года - визит в Швейцарию; 9.      26-28 октября 2017 года - визит в Румынию. II.                В межсоборный период Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил следующие епархии (курсивом выделены повторные посещения) :   В 2016 году: 1.        15 февраля - Каракасскую и Южно-Американскую; 2.        19-20 февраля - Аргентинскую и Южно-Американскую; 3.        15-16 апреля - Санкт-Петербургскую; 4.        17 апреля - Тихвинскую; 5.        15 мая - Пятигорскую; 6.        4 июня - Нефтекамскую; 7.        4-5 июня - Уфимскую; 8.        12 июня - Йошкар-Олинскую; 9.        26 июня - Сыктывкарскую; 10.    26 июня - Воркутинскую; 11.    12 июля - Санкт-Петербургскую; 12.    20-21 июля - Казанскую; 13.    28 июля - Орловскую; 14.    1 августа - Нижегородскую; 15.    14 августа - областную часть Московской епархии (г. Зарайск); 16.    18 августа - Североморскую; 17.    19 августа - Мурманскую; 18.    31 августа - Горно-Алтайскую; 19.    3-4 сентября - Южно-Сахалинскую; 20.    6-8 сентября - Анадырскую; 21.    9 сентября - Якутскую; 22.    9 сентября - Салехардскую;

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

В Российской империи уже в XVIII веке существовала серьезная военная промышленность в трех центрах: Тула, Сестрорецк, Ижевск. В том же столетии была создана горная и металлургическая промышленность – на Урале в основном. Тогда сложились три старейших русских промышленных района – центральный с Москвой, северо-западный с Санкт-Петербургом и уральский. В XVIII и начале XIX века были созданы грандиозные водные системы – Тихвинская, Вышневолоцкая, Мариинская, построены тракты, связавшие страну в единое экономическое пространство. В целом на рубеже XVIII и XIX веков промышленность трех стран-лидеров – России, Франции и Англии – была сопоставима по масштабам, что, кстати, проявилось и во время Наполеоновских войн. И в первой половине XIX века русская промышленность продолжала расти. В это время были созданы мощные текстильная и пищевая промышленность, начали развиваться машиностроение и паровое кораблестроение. Но вплоть до последнего десятилетия XIX века британская, французская, а потом и немецкая и американская промышленность росли быстрее. Одной из главных причин этого было создание грандиозных колониальных империй (прежде всего Британской), разорение и подчинение Западом огромных экономик Индии и Китая, раздел «испанского наследства». Другой причиной был технологический переход. В частности, в XIX веке промышленность стран Запада перешла с дров на каменный уголь. У России в XIX веке не было ни колоний, ни угля. Серьезная добыча каменного угля в России началась в последнее десятилетие XIX века с созданием так называемого горно-промышленного района юга России – Донбасса. Чтобы угольная и металлургическая промышленность юга России стала быстро развиваться, Российская империя должна была много чего сделать. Во-первых, надо было решить политические проблемы, выиграть кровопролитные русско-турецкие войны, построить города и порты Новороссии – Одессу, Николаев, Екатеринослав. Потом по воле Николая I и Александра II русские инженеры во главе с великим Павлом Петровичем Мельниковым должны были проложить сеть железных дорог. И только тогда новый, четвертый промышленный район России – Донбасс – дополнил прежние.

http://pravoslavie.ru/105134.html

А теперь поговорим не о придирках и возможных недочетах, а о явных ляпах и просто недостойных и порочных методах ведения общественной полемики. Твердо убежден - никакие высокие национальные цели не оправдают идиотских и варварских поступков тех, кто посмел облить красной краской памятник и могилу Канта в Калининграде. Чем это лучше полыхающих книг в Берлине в начале 30-ых годов? Там ведь тоже боролись такими перформансами за чистоту своей расы. Но прежде, чем была пущена в ход некими дебилами краска, в общественное пространство бросили мысли о том, что великий философ Кант - отъявленный русофоб и вообще двурушник. Так ради победы своих сторонников решили «топить и мочить» исторических конкурентов, мазать их не только краской, но и дегтём, навешивая позорные ярлыки. Одно это уже делает конкурс провальным. Или взять спорную ситуацию с голосованием за имя аэропорта в Горно-Алтайске. Где, напомню, разница в голосах за Рериха и алтайского художника, человека удивительной и трагической судьбы Чорос-Гуркина, составляет в итоге всего 1%. Лично я всей душой за алтайца, но стоит ли при этом бороться методами, что называется «от противного» (что противно), напоминая, что Рерих-то у нас и теософ, и оккультист по большому счету. Успокойтесь - у него и без вас всемирная слава, несмотря на отступление от «генеральной линии». А подобные ярлыки не красят прежде всего тех, кто их использует. Иначе, один в один повторим историю с «Товарищем Пенкиным». И конечно, апофеоз общественного раздрая произошел с именем аэропорту Мурмаши в Мурманске. Здесь уже, как все знают, в ход пошла крупная артиллерия компромата на известного полярника ради поддержки Николая II, подписавшего в 1916 году указ о создании города Романов-на-Мурмане. Имя это, кстати, просуществовало меньше года и было упразднено не ненавистными и кровавыми большевиками, а еще временным правительством под громогласные приветствия общественности той поры. И, похоже, есть сторонники тех, кто считает, будто отменив необольшевистским нахрапом «несправедливость» столетней давности мы вернем в наш дом единство и гармонию. Нет. Как показали события последних дней, несмотря на явную победу «по очкам» Николая II (с 48% голосов) страсти вокруг его имени кипят с новой силой. Недовольна Мурманская общественная палата, готовят акцию протеста коммунисты. И, что неслучайно, родственники одного из претендентов на увековечивание памяти - боевого летчика, дважды героя Советского Союза Бориса Сафонова, погибшего в 1942 в небе Заполярья, попросили снять его имя с конкурса. Повлияло на их решение вся эта кампания травли и унижения претендентов.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/12/10/ka...

Матушка Евфросиния в течение всей жизни поминала своих учителей, свою и папину няню, замерзшего бабушкиного кучера. Владыке Иоанну надо было всего несколько дней провести в Грузии, чтобы всегда поминать патриарха Каллистрата, митрополита Ефрема, впоследствии патриарха, а также иереев, протоиереев, иеромонахов из Тбилиси и Кутаиси, игумению Ангелину с сестрами из Ольгиного скита в горах Грузии, послушников и помощников. Эти имена переписывались в новые тетради, когда старые ветшали. Владыка составлял помянники в соответствии с церковной иерархией – первыми в списке шли патриархи, архиереи, потом священники, их матушки, детушки, родные и близкие, а также писатели, художники, музыканты. В помянниках же за упокой непременно отмечалась дата и место кончины того человека, которого поминали. Через год после приезда в Ташкент второго сентября 1934 года в день памяти святого пророка Самуила отец Гурий постриг Константина Николаевича в монахи. «Новое имя выбрал для меня отец Гурий – Иоанн, в честь святителя Иоанна Златоуста . Это блистательнейший святой с огромным духовным наследием, очень оптимистичный в своем богословии. Пожалуй, наиболее оптимистичное его слово, проповедующее спасение и победу жизни над смертью через воскресшего Христа, читается в Пасхальную ночь на Христовой заутрени. Златоуст был любимым автором читающей (и слушающей) публики Древней Руси. Я очень доволен своим именем… А день моих именин отец Гурий предложил мне самому выбрать». Репрессии тридцатых годов. Война Среднеазиатский индустриальный институт был основан на Казанскую. Как будто сама Матерь Божия покрыла Александро-Невское братство своим омофором – дала и кров, и стол. 4 ноября 1933 года вышло правительственное постановление: «Объединить находящиеся в Ташкенте горный, строительный и энергетические институты Наркомата тяжелой промышленности Союза ССР в Среднеазиатский индустриальный институт (САИИ) со следующими факультетами: горно-геологический, энергетический и строительный». В короткое время Ташкент стал одним из крупнейших геологических центров страны.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vendland...

1983. Год 15. 1/3. С. 1-16; Фuлocoфuja и мистика//Там же. С. 16-25; Марксистичко и peлuruje и фuлocoфuje//Там же. С. 131-144; и као чувар и бранилац же. 1984. 16. 1/2. С. 69-79; Исус Христос jeдuhu света у православной мисли данас//Там же. С. 49-68; као човека//Там же. 3/4. С. 163-173; Nampoлoruja. Приручник за студенте. Београд, 1984. Св. 2: Источници и писци IV и V од Hukeje до Халкидона, 325-451; Сусрет схоластике и исихазма код Нила Кавасиле//Теолошки погледи. 1985. 17. 4. С. 201-212; Летопис манастира 1985; Ohaj koju jecme - живи и истинити Бог Светог Гpuropuja Паламе//Теолошки погледи. 1985. Год 17. 1/3. С. 95-119; Од Косова до Jaдobha: Путни записи. Београд, 1987; Задужбине Косова: Споменици и српског народа/Уред. А. J. Призрен; Београд, 1987; за Христом. Београд, 1989: и патристика//Теолошки погледи. 1989. Год 21. 1/2. С. 41-52; срба на Косову и Memoxuju од 1941 до 1990. Приштина, 1990; Духовност Београд, 1990; Света Ucmopuja и эcxamoлoruja//Теолошки погледи. 1990. Год 22. 1/3. С. 97-107; На путевима Отаца. 2. Београд, 1991; личности у ucmopuju//Теолошки погледи. 1991. Год 23. 1/4. С. 19-33; Свети Сава и Косовски Завет. Београд, 1992; Српска Црква у другом светском рату. Београд, 1992; Le royaume céleste dans le destin historique du peuple Serbe//Russie: Mille ans de vie chrétienne. Chambésy, 1993. P. 197-204; L " infinito cammino: Umanazione di Dio e deificazione dell " uomo. Sotto il Monte, 1996; Знак препоречни: Разговори у времена смутна. Београд, 1994; Etudes hésyhastes. Lausanne, 1995. (La lumière du Thabor); Српски Православни буквар. Београд, 1997; Распета Херцеговина/Приредио Велибор В. 1997. Пер.: Makabejcke. 1996. На рус. яз.: Учение о Пресв. Богородице у св. Иоанна Дамаскина//Правосл. мысль. П., 1971. Вып. 14. С. 40-61; Человек полагает, а Бог располагает//Беседа. Л.; П., 1984. С. 217-221; Покаяние, исповедь и пост. Фрязино, 1995; Новое слово о покаянии, исповеди и посте. М., 1996; Православный экуменизм//Церковь и время. М., 1998. 4 (7). С. 63-74. Лит.: [Предисловие]// Amahacuje. Знак препоречни: Разговори у времена смутна. Београд, 1994. С. 9; 1991. 582. 15 jyh; Светигора: Образник веры, культуры и воспитания. 1994. 1. С. 100; Orthodoxia. 1999-2000. P. 183. И. А. Чарота Рубрики: Ключевые слова: ГЕРАСИМ (Петранович; 1820 - 1906), еп. Бока-Которский, Дубровникский и Спичанский, духовный писатель и богослов ИЛАРИОН (Зеремский Владимир; 1865 - 1931), еп. Горно-Карловацкий Сербской Православной Церкви в 1920-1931 гг., церковный историк, богослов, переводчик НЗ НИКОЛАЙ (Велимирович Никола; 1880-1956), еп. Жичский Сербской Православной Церкви (СПЦ); богослов, духовный писатель АМФИЛОХИЙ (Радович Ристо; род. 1938), митр. Черногорско-Приморский, Брдско-Зетский и Скендерийский Серб. Правосл. Церкви; экзарх Печского Патриаршего престола; богослов, духовный писатель ВЕНЕДИКТ (Кралевич, наст. фамилия Пачавура (серб. по др. данным, Полизович; 1765, по др. данным, 1767 - 1862), еп. Далматинский

http://pravenc.ru/text/76888.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010