Таким образом, мы должны отметить, что написанные Святителем жития святых являются настоящей глубокой источниковедческой исследовательской работой над историческими материалами, которую нельзя не назвать научной. Свт. Дмитрий верно изучал источники житий святых, с помощью критического аппарата и духовного видения определяя истинное. Исследуя исторические тексты житий, свт. Дмитрий не сомневался в правдивости описанного там, из чего и проистек соответствующий методологический подход к текстам и их интерпретации. Цель истинной методологии – обработать источник, чтобы выразить истинное, отвергнув ошибочное, неточное, но не отвергать источник без необходимых исследований. Другой же метод – критика, основанная на предвзятом отношении к истинности житий. Он существенно отличается от первого, православного святоотеческого метода. Источниковедческий анализ таких критических идей показывает, что аргументы этой позиции при обработке и верном анализе теряют силу. Использование научного метода против критических идей, отличающихся от работы свт. Димитрия, показывает ложность его оппонентов. Можно выразить критерий различия – доверие описанному в житиях, а если быть точнее, не отвержение исторических источников, а использование необходимых методов, тщательный разбор рукописей со всевозможных сторон и позиций, без слепого доверия прошлым идеям 784 . Православная отеческая методология и отношение к источникам не дают оснований сомневаться в истинности святоотеческой литературы. 1 См.: Антощенко А.В. Историографический обзор исследований жизни и творчества А.В. Карташева //Ученые записки Петрозаводского Государственного Университета. 2019. 4 (181). С. 26–33; Антощенко А.В. А.В. Карташев и становление Русского Православного Института в Париже//Международные «Макарьевские чтения», посвященные 210-летию со дня основателя Алтайской духовной миссии св. Макария. Горно-Алтайск: Горно-Алтайский государственный университет, 2002. С. 89–93.; Антощенко А.В.Два взгляда на раскол русской православной церкви ( В.О. Ключевский и А.В. Карташев) [Электронный ресурс]//Электронная библиотека: публикации о музее-заповеднике «Кижи». URL: (дата обращения: 28.01.2021).; Антощенко А.В. «Евразия» или «Святая Русь»? Российские эмигранты «первой волны» в поисках исторического самосознания: дис. … д. ист. н.: 07.00.09//СПбГУ. СПб, 2003. 432 с.; Антощенко А.В. Национальнотеократическая концепция «Святой Руси» А.В. Карташева//Трибуна русской мысли. М., 2002. 2. С. 82–93.

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

13(26).06.1928–1928: Герман Ряшенцев Вятская см. Кировская Гайсинская (обн.) 1924–1925: Иоаким Пухальский Гайсинская (укр.) 1927–1927 (?) Николай Борецкий Галицкая см. Львовская Гдовская 24 .01(06.02).1910 –25.05(07.06).1917: Вениамин Казанский 1917–1925: 30 .12(12.01).1925–12.1927: Димитрий Любимов Гдовская (иос.) 12 .1927–1934: Димитрий Любимов Гдовская (обн.) 21 .07(03.08).1926–1933: Николай Платонов Гельсингфорсская 1940–: Александр Карпин Гжатская 29 .03(11.04).1921–1923: Феофан Березкин 1923–1927: Феофан Березкин, паки Гжатская (обн.) 1923–1923: Феофан Березкин Глазовская 17(30).01.1905–1918: Павел Поспелов 1919–1921: Николай Покровский 1923–1927: Виктор Островидов 1924–1927: Симеон Михайлов 1926–10.1926: Мелхиседек Аверченко 02(15).11.1928–2.1929(?): Иоанн 22 .02(07.03).1929–1931: Авраамий Дернов 1931–1935: 09(22).05.1935–25.12(07.01).1936: Авраамий Дернов, паки Глуховская 14(27).09.1923–1923: Дамаскин Цедрик, в. у. Гомельская 13(26).01.1913–1922: Варлаам Ряшенцев , в. у. 1922–1924: 1924–03.1925: Никон Дегтяренко, в. у, 09(22).03.1925–04(17).03.1934: Тихон Шарапов 1926–1926: Варлаам Пикалов, в. у. 1926–1933: 1933–1933: Стефан Адриашенко, в. у. 17(30).12.1934–14(27).05.1935: Серафим Кокотов Гомельская (обн.) 1923–1923: Тихон Василевский 07(20).11.1923–01(14).05.1924: Пётр Сергеев 1923–1925: Константин Булычев, в. у. 05(18).07.1924–08(21).01.1925: Симеон Канарский 10 .1925–16(29).06.1926: Пётр Виноградов 1926–1929: 1929–1933: Досифей Степанов 1931–1935: Варлаам Покровский Гомельская (укр.) 1943–1943: Григорий Бартошевич Горийская 15(28).01.1912–12(25).03.1917: Антоний Георгадзе Горно-Алтайская и Горно-Алтайская (обн.) см. Алтайская и Алтайская (обн.) Городецкая 25 .04(08.05).1927–19.07(01.08).1929: Неофит Коробов Городнянская 1917–1922: Никифор Богословский Никон 1926–1927: Матфей Храмцев Горьковская 13(26).08.1910–28.03(10.04). 1918: Иоаким Левицкий 1918–03 (16).06.1922: Евдоким Мещерский 06 .1922–03.1924: 18(31).03.1924–14(27).04.1934: Сергий Страгородский 13(26).09.1929–29.01(11.02). 1934: Александр Похвалинский, в. у.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Горно-Алтайск. Кафедральный собор Макария Алтайского (Глухарева). Макариевская церковь Карта и ближайшие объекты Строительство церкви начато в 2004 году, в 2006 году состоялось освящение храма. В дальнейшем рядом с церковью были построены здания воскресной школы, трапезная, водосвятная часовня и др. Все здания построены с имитацией древнерусского деревянного зодчества. Церковь является практически точной копией церкви Николая Чудотворца в Саввинской слободе близ Звенигорода. Храм постройки XXI века, расположенный на левобережье, в пойменной части р. Каяс, левого притока р. Маймы, имеет сложную форму – восходящую ступенчатость, несмотря на лежащие в его основе простые объемы. Современное видение объединяет различные стилевые направления. Трапезная двухскатная, фактически сращена с притвором, над которым находится колокольня. В процессе строительства проект был изменён с добавлением с запада сруба, завершенного килевидной бочкой, который стал выполнять функции притвора. Восьмигранная, крытая небольшим шатром и увенчанным главкой с крестом над трапезной колокольня, несколько нарушает традиционную схему храма. Граненность колокольни напоминает башенки русских фортификационных сооружений, а вид просветов с балясинами и перильцами на ней — садово-парковую беседку, деталь, заимствованную из светской архитектуры. Высота сруба определяет основную часть - церковь, в высокую двухскатную кровлю которой врезано основание для главки с крестом. Объём составлен из срубов. Каждый сруб увенчан своеобразной кровлей. Трапезная покрыта простой двухскатной кровлей. Боковые крыльца имеют фронтончики, притвор - бочковидное завершение. Боковые нарядные крыльца напоминают древнерусские жилища, красиво украшенные парадные входы и воспринимаются как сложные и ярусные. Боковые и главный вход выполнены в едином стиле, с акцентом на оформлении. Западное крыльцо высокое, с перилами. Марш-сходы двухсторонние, напоминающие дворянские усадьбы. Красиво оформленная торцевыми выходами церковь и аскетичный пятигранный алтарь также создают сложный объём. Значительность объема алтаря подчеркивается линией карниза, которая на несколько венцов повыше трапезной.

http://sobory.ru/article/?object=11471

18. Польский Михаил, свящ. Положение Церкви в Советской России: Записки бежавшего из России священника/Священник Михаил. СПб, 1995. 19. Виноградов Василий, прот. О некоторых важнейших моментах последнего периода жизни и деятельности Святейшего Патриарха Тихона//Церковно-исторический вестник, 1998. С. 8–40. 20. Георгий (Шавельский), прот. Воспоминания последнего протопресвитера русской армии и флота. В 2 т. М.: Крутицкое Патриаршее подворье, 1996. 21. Святитель Тихон – Патриарх Московский и всея России. М.: Сретенский мон-рь, 1995. 22. «Чертог Твой вижду, Спасе мой…»: Архим. Даниил (Сарычев): Жизнеописание. Воспоминания духовных чад. Избранные проповеди. М.: Техинвест, 2009. 23. Иоанн (Крестьянкин), архим. Проповеди. Размышления. Поздравления. М.: Правило веры, 2007. 24. Московский старец протоиерей Николай Голубцов. М.: Изд-во Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2008. 25. Василий (Кривошеин), архиеп. Воспоминания. Письма. Нижний Новгород: Изд-во братства во имя святого князя Александра Невского, 1996. 26. Акафист иже во святых отцу нашему святителю Тихону, Патриарху Московскому и всея России чудотворцу. М.: Изд. Донского мон-ря, 1993. 27. Донская икона Божией Матери. М.: Изд. Донского мон-ря, 1991. 28. Попов А. В. Православная Церковь Америки: От духовной миссии к Поместной Церкви//Макарьевские чтения, посвященные 210-летию со дня основателя Алтайской духовной Миссии Св. Макария: материалы первой международной конференции. Горно-Алтайск: Горно-Алтайский государственный университет. 2002. – С. 82–89. 29. Сайт Москва. – 2011 [Электронный ресурс] URL: http://moskvam.ru (дата обращения 11.02.2011). 30. Официальный сайт Московской Патриархии. – 2011 [Электронный ресурс] URL: http://patriarchia.ru (дата обращения 12. 06. 2011). 31. Сайт Православие. Ru. – 2011 [Электронный ресурс] URL: http://pravoslavie.ru (дата обращения 13.06.2011). 32. Сайт Русское небо. – 2011 [Электронный ресурс] URL: http://rus-sky.com (дата обращения 25.09.2011). 33. Сайт Полный Православный молитвослов. – 2011 [Электронный ресурс] URL: http://molitvoslov.com (дата обращения 15. 03. 2011).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Хуже мы его не сделали, а для себя однозначно – лучше. Потому что вход на колокольню был прямо с трапезной. Сделали притвор и вынесли её туда, наверх, на колокольню. Увеличили алтарь, сделали на два метра больше. Подняли его. Цокольный этаж внизу не предполагался. И по мелочам вносили поправки. Мы сохранили основу храма. Это проект Петра Дмитриевича Барановского. По этому проекту было построено несколько храмов. Мне сказали, что те, кто нам предложил проект, видели храм и они не против этих небольших изменений, которые мы внесли». 30 апреля 2003 года, в присутствии первых лиц республики и города, епископом Максимом (Дмитриевым) был совершен торжественный молебен на начало строительство храма. В исправительно-трудовой колонии-поселении был сделан сруб. По договору колония выделила площадку и трех-четырех рабочих на ошкурение и окантовку бревен. С июля 2003 года работы на строительстве храма вел мастер Андрей Рукавишников, который помимо подбора и организации людей сам активно участвовал в процессе изготовления. Материал для строительства, буквально по бревну, на основе добровольных пожертвований, собирался в разных лесхозах Горного Алтая. 19 сентября 2003 года Владыкой Максимом совершается освящение закладного камня и начинается бетонирование цокольного этажа. Все необходимые бетонные работы проведены за два месяца, после чего сразу начата сборка сруба на фундаменте. Сруб был готов и смонтирован к концу весны. 28 мая 2004 года, в ещё строящейся церкви, служится первая литургия, в сентябре на храме устанавливается главка с крестом, а концу года подключается центральное отопление. 14 января 2005 года малым чином иереем Георгием Балакиным и иереем Лаврентием Донбаем освящается, в качестве крестильного, нижний придел. Начинаются регулярные службы. 3 мая 2005 года епископ Максим (Дмитриев) возглавляет первое архиерейское богослужение. В течение 2005-2006 годов проводятся отделочные работы... 19 сентября 2006 года состоялось торжественное освящение Свято-Макариевского храма. Богослужение совершили епископ Барнаульский и Алтайский Максим, епископ Абаканский и Кызыльский Ионафан, епископ Кемеровский и Новокузнецкий Аристарх. Участвовали также первые лица Горно-Алтайска и Республики Алтай, сотни горожан и гостей города...

http://sobory.ru/article/?object=11471

Успенский собор Построен в 1903 году. Великолепен в архитектурном отношении и является украшением старой части города. Именно это обстоятельство позволило сохранить храм от разрушения в хрущевскую " оттепель " . В годы богоборчества причт храма окормлял верующих на обширной территории предгорий и гор Алтая. Храм свт. Димитрия Ростовского Бывшая Казанская домовая церковь при бийском Архиерейском доме, построена в 1891 году тщанием благодетелей и крестьян Алтайского округа в память императора Александра II - освободителя горно-заводских крестьян. В пятидесяти метрах от храма находится бывший дом архиерея, внешний облик которого в целом сохранился. В нем, в частности, находилась приписная домовая церковь свт. Димитрия Ростовского. Женский Тихвинский монастырь Находился в нескольких километрах от Бийска по Солтонскому тракту. После закрытия монастыря здесь располагались различные учреждения. Ныне это село Боровое. Из монастырских построек сохранились каменный дом игумении, дом священника, школы, свечной заводик, частично - келейный корпус. Сохранился вековой тополь, ровесник монастыря (год образования - 1900). У основания обхват дерева составляет почти шесть метров. Александро-Невский храм Здание частично сохранилось. Имеются фрагменты росписей. Используется заводом в качестве кузнечно-прессового цеха. Коробейниковская икона Божией Матери Старинное алтайское село Коробейниково было одним из торговых центров Алтая. Здесь в 1906 году был построен большой Каменный однопрестольный храм. После разорения храм был превращен в зерносклад, а многие иконы были " пущены " на технические нужды. Половой плахой стала служить одна из больших икон - Казанская. После видения благочестивой девице Ольге икона, во многом утратившая изображение, была спасена от дальнейшего поругания. В 1960 году икона перевезена в Барнаул. Она сохранялась верующими, и перед ней совершались молитвы. В 1972 году в Пасхальную ночь икона полностью обновилась: поверхность ее стала гладкой, изображение четкое и яркое. Этому было несколько свидетелей.

http://azbyka.ru/palomnik/Горно-Алтайск

Община жила по уставу Саровской общежительской пустыни, которую Костромина получила от строителя пустыни иеромонаха Исаии в 1802 году. В 1807 году, при поддержке местных купцов Калашникова, Мартынова, мещанина Бронникова, обещавших построить церковь в честь императора Александра I и его ангела хранителя Святого князя Александра Невского, Татьяна отправилась в Петербург к самому императору и Священному синоду с просьбой о разрешении преобразовать общину в женский монастырь. У Костроминой ушло два года на получение разрешения. Наконец, 31 декабря 1809 года Священным Синодом был утверждён Екатеринбургский Ново-Тихвинский трехклассный женский монастырь. Сама Татьяна стала монашкой в 1811 году в Санкт-Петербургском Воскресенском монастыре, взяла имя Таисия и стала первой игуменьей новоутверждённого монастыря. Таисия получила из Новгородского Софийского кафедрального собора 25 частиц святых мощей, которые по освящении обряда водоосвящения в Петербургском Петропавловском Соборе были уложены в специально подготовленный образ и с иконой Тихвинской Божией Матери отправлены в Екатеринбург. По прибытии иконы в монастырь было устроено торжество с крёстным ходом вокруг обители и по улицам города, что вошло в традицию. В 1822 году монастырь был переименован в Горно-Уральский Ново-Тихвинский монастырь первого класса, что в Екатеринбурге. Пермский епископ Иустин сказал: «А гора Урал, изобилующая золотыми, медными и железными рудниками, а так же драгоценными цветными камнями и драгоценными разных пород ископаемыми произведениями наипаче обогащает и поддерживает благосостояние, величие и славу отечества нашего. На сей горе возвышающийся град Екатеринбург заключает собой как бы врата в богатую и доселе ещё невездеобозримую Сибирь. Достойно убо будет и правдено на всей горе Урал в знак благодарения Богу нашему в честь и славу Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии восстановить означенную пустошь в первоклассный монастырь с наименованием той: Горно-Уральский Ново-Тихвинский девичий монастырь. Пусть каждый россиянин, входя и проходя в сии врата в страну Сибирь, взирает на сию святую обитель, яко памятник воздвигнутый».

http://sobory.ru/article/?object=13445

Суд приговорил отца Александра Корина к принудительным работам сроком на 1 год с высылкой из пределов области и запрещением проживать во всей европейской части РСФСР сроком на 5 лет. 10 . Турапин Степан Агапович, 47 лет, уроженец с. Морши Большеглушицкого района Самарского округа, без определённых занятий, неграмотный, со слов не судимый. По обвинению его в совершении преступлений, предусмотренных ст. 17, 58–10 ч. 2-й Уголовного кодекса. «Старец» Степан Турапин «полуоборванный, черноволосый, тип цыгана, угрюм» 538 , обвиняется в том, что «во время проводимых в посёлке Горно-Шишканский молений доводил отдельных женщин до истерики, читал над ними разные заклинания и всячески использовал религиозные предрассудки для осуществления темных своих замыслов. Оставаясь в посёлке Турапин продолжал говорить о святости Вавилова Дола, читал акафисты, проверял документы, собирал на „конский волос“ для старцев-пещерников и в заключение заявил горно-шишканцам, что они увидят его в последний раз при сошествии Христа судить живых и мёртвых» 539 . 11 . Молодых Кондратий Фёдорович, 58 лет, уроженец с. Ореховки Бузулукского района Самарского округа, без определённых занятий и постоянного местожительства, со слов не судимый, неграмотный. По обвинению его в совершении преступлений, предусмотренных ст. 17, 58–10 ч. 2-й, 142 ч. 2-й и 152 Уголовного кодекса. «Перед судом невысокого роста, юркий, грязно одетый старец Кондратий. Всклокоченная борода, закрывающая лицо, шапка густых, с проседью, волос; бегающие, колющие острием своим глаза... На суде всё время ссылается на „контузию головы“, свою болезнь и жестами, движением рук, глаз старается получить поддержку со стороны врачебной экспертизы. Упорно не признаётся в своей вине: „врут всё, клевещут на меня по злобе своей“, – отвечает он на показания свидетелей. Уличённый свидетельскими показаниями и материалами следствия, отец Кондратий к концу следствия постепенно начинает рассказывать правду о своих похождениях» 540 . Из показаний Кондратия Молодых на суде: «Чем больше молишься, тем больше платят. Я где молюсь, там и свалюсь. Любил больно выпить и поспать. К хлыстам-баптистам ходил на пробу, присмотреться. У меня Богородицы не было. Акафисты, канты я говорил, читал и пел, случалось, что говорил и под пляску. Я человек больной» 541 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Форма и технология изготовления глав храма полностью соответствует национальной традиции и покрыты они русской черепицей — продолговатыми, слегка изогнутыми дощечками в форме лопатки, т.н. лéмехом. Бревенчатые стены храма, не обшитые и не окрашенные, отсутствие подкупольного пространства, сведённая до минимума современная отделка, позволяют почувствовать теплоту дерева - традиционного русского строительного материала. Иконостас, имеющий некоторые современные «вкрапления», выполнен в традиционном древнерусском стиле — пятиярусный, тябловый. Комплекс, дополненный рядом строений, с многочисленными срубами, двухскатными кровлями, шатровыми и бочковидными мотивами, симметрией фронтонов, объединенных общим стилем, скорее всего, представляет собой уже единый архитектурный ансамбль. Идея возведения церкви родилась еще в конце 1990-х годов среди членов братства в честь преподобного Макария Алтайского (Глухарева), действовавшего на основе Горно-Алтайской Преображенской церкви. В рождественские дни 2000 года епископом Барнаульским и Алтайским Антонием на «жилмассиве» было освящено место под строительство. На месте строительства храма был установлен неказистый большой деревянный крест. Вначале он стоял в зарослях и года два-три его было не видно с дороги. Потом поставили металлический. Преимущество нового места заключалось в том, что оно находилось в густонаселенной части города и достаточно далеко от действующих храмов. Два года работы по строительству практически не велись. Они активизировались после 20 января 2002 года, когда Барнаульскую епархию возглавил епископ Барнаульский и Алтайский Максим (Дмитриев). По его благословению, в 2002 году благочинный иерей Георгий Балакин зарегистрировал новый православный приход во имя преподобного Макария Алтайского. Председателем приходского совета был избран активный участник братства Павел Иванович Богомолов (ныне почётный настоятель храма). Попечительский совет по строительству Свято-Макариевского храма было предложено возглавить мэру города.

http://sobory.ru/article/?object=11471

Частью покупкой, частью благодаря пожертвованиям библиотека за отчётный год значительно обогатилась по всем отделам преподаваемых наук, разных журналов получала 33. Материальное положение профессоров значительно улучшено против прежнего. Стипендию недостаточных учеников резолюцией конгресса 1902 года решено повысить с 240 корон до 400 кор., но это определение ещё не приведено в исполнение. На стипендии 69 слушателям из фонда Иоанна Милостивого и других многочисленных фондов израсходовано всего 21461 кор. Шесть богословских сочинений награждены из специального фонда в сумме 200 кор. В конце 1902–1903 учебного года было всего 105 слушателей, именно: из архидиецезы 38, из горно-карловицкой 15, из бачской 24, из вершецкой 7, из темишварской 16, а из будимской ни одного! Как говорят цифры, из епархий горно-карловицкой, пакрачской и будимской нет даже и приблизительно такого количества кандидатов священства, какое требуется. Необходимо серьёзно позаботиться о приготовлении добрых пастырей в достаточном количестве. Когда будет открыто общежитие при богословском училище (здание общежития уже выстроено), оно, предполагается, будет содержаться всецело на средства богатого фонда Саввы Текелия, и тогда стипендии из других фондов могли бы специально употребляться на приготовление кандидатов богословия для тех епархий. Из 22 слушателей IV класса экзамен выдержали только 12, из 29 – III класса 18, из 31 – II класса 18 и из 23 слушателей I класса 12. Такой неуспех учеников объясняется тем, что слушатели в значительном количестве пропускали уроки. Благодаря тому, что ученики рассеяны по частным квартирам, строгий инспекторский контроль невозможен. Настоятельно требуется устроить интернат для учащихся, что устранило бы многие препятствия правильным их занятиям и доброму успеху 1484 . Нельзя поэтому не приветствовать решение патриарха —547— Георгия Бранковича выстроить новое здание интерната для учащихся сирот – гимназистов и богословов. Патриарх Георгий любит строить: он выстроил на счёт народно-церковных фондов великолепный патриарший дворец, народный дом, богословское общежитие.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010