Русская Православная Церковь имеет в Республике А. 3 благочиния (Горно-Алтайское, Акташское и Онгудайское), входящие в юрисдикцию Барнаульской и Алтайской епархии ; 20 приходов, из к-рых 9 приписных. Окружной благочинный служит в ц. Преображения Господня в Горно-Алтайске. Кроме Горно-Алтайска правосл. приходы имеются в селах Онгудай, Акташ, Чемал, Майма, Бирюля, Усть-Кокса, Усть-Кан, Шебалино, Паспаул, Александровка, Усть-Муны, Чоя, Артыбаш, Турочак, Кебезень, Усть-Улаган, Балыктуюль, Ко и Балыкча. В 3 последних приходах (Улаганский р-н) все прихожане - алтайцы, на богослужениях в этих приходах используется значительное число молитвословий на алтайском языке. Среди коренного населения Горного Алтая в XIX - нач. XX в. Православие распространялось благодаря деятельности Алтайской духовной миссии , центральный стан к-рой находился в Улале (совр. Горно-Алтайск). Старообрядчество. Общины старообрядцев в Республике А. почти все принадлежат к часовенному согласию, общины немногочисленны: в Горно-Алтайске и селах В. Уймоне, Мульте, Замульте, Гагарке (Уймонская долина). Старообрядцы, преимущественно заводские и крепостные крестьяне, переселялись в различные р-ны Сибири в XVIII в., в т. ч. на Горный Алтай (в «камень»), где получили прозвание «каменщиков». Горный Алтай - ущелья верхнего течения Бухтармы и ее притоков, верховья Катуни - ассоциировался в народном сознании с Беловодьем (см. Беловодская иерархия ) - легендарной страной, где процветала старая вера. Католичество. В 2000 г. существовала католич. община в с. Иогач Турочакского р-на (зарегистрирована 13 сент. 1999). Протестантизм и сектантство. В 2000 г. существовали протестант. орг-ции, появившиеся на территории республики в 90-х гг. XX в.: евангельская община «Благодать», орг-ция пятидесятников «Новая жизнь» (Горно-Алтайск), 2 общины адвентистов седьмого дня (Горно-Алтайск и с. Озеро-Куреево Турочакского р-на), община Свидетелей Иеговы (Горно-Алтайск). Ислам. В республике 2 мусульм. орг-ции: религ. объединение с. Тобелер Кош-Агачского р-на (зарегистрировано в дек. 2000, относится к Духовному управлению мусульман азиатской части России) и община мусульман в Горно-Алтайске (зарегистрирована в марте 2000).

http://pravenc.ru/text/115082.html

Правила о церковно-приходских школах, высочайше утвержденные 13 июня 1884 года. – Одесса, 1884. Правила о церковных православных братствах и положение о приходских попечительствах при православных церквах. – СПб., 1904. Путинцев М, протоиерей. Алтай. Его святыни. Миссионерство… -М., 1891. Радлов В.В. Из Сибири: Страницы дневника. – М., 1989. Расова Н.В. Миссионерская деятельность Русской Православной Церкви на Алтае в XIX– начала XX века. Дисс. канд. ист. наук. – ГорноАлтайск, 2002. Реморов, Александр, протодьякон. Алтайский миссионер протоиерей Василий Вербицкий. Дисс. канд. богосл. – Загорск, 1984. Сатлаев Ф.А. Горный Алтай в составе России. – Горно-Алтайск, 1991. Сборник действующих и руководственных церковных и церковно– гражданских постановлений по ведомству православного исповедания/Сост. Г. Барсов. Т. 1. – СПб., 1885. Сборник документов и статей по вопросу об образовании инородцев. – СПб., 1869. Сборник исторических материалов о жизни и деятельности настоятеля Болховского Троицкого Оптина монастыря, отца архимандрита Макария Глухарева. – Орел, 1897. Сведения об АДМ за шесть лет (с августа 1856 г. по август 1862 г.) начальника миссии, протоиерея Стефана Ландышева. – М., 1863. Скрынников Р. Г. Сибирская экспедиция Ермака. – Новосибирск, 1982. Список населенных мест Сибирского края. Вып. Х. Ойротская область. – Новосибирск, 1928. Справочник по городу Бийску и Бийскому уезду за 1911 год. – Бийск, 1911. Справочная книга по Томской епархии за 1898/99 г. – Томск, 1900. Справочная книга по Томской епархии за 1902/03 г. – Томск, 1903. Справочная книга по Томской епархии за 1909/10 г. – Томск, 1911. Справочная книга по Томской епархии за 1914 г. – Томск, 1914. Тадыкин В.Н. К 100-летию «Грамматики алтайского языка»//Ученые записки Горно-Алтайского НИИИЯЛ. Вып.9. – Горно-Алтайск, 1970. Тощакова Е. М. Алтайская женщина в дореволюционном прошлом//Ученые записки Горно-Алтайского НИИИЯЛ. – Вып. 2. – Горно-Алтайск, 1958. Тыбыкова А. Т. Происхождение алтайской письменности и современный этнокультурный процесс//Язык и культура алтайцев. – Горно-Алтайск, 1993.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/altajs...

В тот же день Его Святейшество совершил чин освящения закладного камня в основание строящегося храмового комплекса в честь Собора святых Новомучеников и исповедников Церкви Русской, возводимого в центральной части Норильска. Затем Святейший Патриарх Кирилл посетил лабораторию инновационного творчества «FabLab-Hopuльck» и шахту «Скалистая» рудника «Комсомольский» Заполярного филиала Горно-металлургической компании «Норильский никель» в районе Талнах близ Норильска. 17 сентября Предстоятель Русской Православной Церкви прибыл в Горноалтайскую епархию и в ходе Первосвятительского визита 19 сентября 2015 года побывал на Архиерейском подворье во имя святителя Макария (Невского), митрополита Московского, Алтайского, находящееся близ села Чемал в Чемальском районе Республики Алтай. Комплекс подворья включает деревянный храм святителя Макария, монашескую женскую общину во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, а также Иоанно-Богословский скит на острове Патмос, устроенный на реке Катунь. 20 сентября 2015 года Святейший Владыка в сослужении управляющего делами Московской Патриархии митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия, митрополита Кемеровского и Прокопьевского Аристарха, митрополита Барнаульского и Алтайского Сергия, руководителя Административного секретариата Московской Патриархии епископа Солнечногорского Сергия, епископа Горноалтайского и Чемальского Каллистрата, духовенства Горноалтайской епархии совершил Божественную литургию на центральной площади города Горно-Алтайска. На богослужении присутствовали глава Республики Алтай А.В. Бердников и другие официальные лица региона. В дни пребывания в Горноалтайской епархии Его Святейшество совершил чин освящения поклонного креста на месте основания Алтайской духовной миссии в центре Горно-Алтайска, чин освящения закладного камня в основание храма во имя святых Петра и Февронии Муромских в новом микрорайоне Каяс города Горно-Алтайска, чин освящения колокола для звонницы Макариевского кафедрального собора Горно-Алтайска.

http://patriarchia.ru/md/db/text/4250908...

Уже после освящения в храме монтируется тябловый иконостас, иконы которого написаны под руководством уроженца Горно-Алтайска архимандрита Алипия в иконописной школе при Тобольской Духовной семинарии. После того как храм начал действовать, у его входа народным умельцем по собственному почину сделан резной крест — распятие. С января 2007 года по 3 ноября 2016 года настоятелем храма, а после его почетным настоятелем храма является иерей Павел Иванович Богомолов. К июню 2007 года завершается строительство трапезной и просфорной. В августе 2007 года начинается возведение воскресной школы в два этажа, запущенной в 2017 году, и здания администрации. «С самого начала храм задумывался, как памятник всем миссионерам алтайским. Как напоминание о том, что мы в России живём. Мысль такая, что этот храм должен стать как бы кусочком Руси. А все последующие стройки пытались проводить в каком-то едином ансамбле. Всё задумывалось как единый комплекс... Е. Гаврилов, 5 декабря 2017 г. Информация предоставлена иереем П. И. Богомоловым Первый храм Горно-Алтайска, который путник встречает, въезжая в город, является Свято-Макариевский. Основной целью Алтайской Духовной Миссии стало христианское просвещение коренного населения Алтая. Создателем Алтайской Миссии, св. преподобным Макарием (Глухарёвым) была разработана система миссионерской деятельности, направленная на изменение всех сфер жизни коренных народов Алтая. За годы деятельности Алтайской Миссии была создана сеть миссионерских поселений, храмов, монастырей, систем учебных и благотворительных заведений. В начале 40-х годов XIX века была создана письменность на алтайском языке на основе русской графики. В 1868 году Миссией создан букварь на алтайском языке, в 1869 - грамматика алтайского языка. Так, в недалёком прошлом единственный город в республике Алтай - Горно-Алтайск - это инородческие села Улала и Ойрот-Тура, богатые своей неповторимой историей. 180 лет назад архимандрит Макарий Глухарёв в маленьком селении Улу Уул основал миссионерский стан - Алтайскую Духовную Миссию, которая дала толчок развитию поселения. После долгих дискусссий, годом основания села Улала решили считать 1824 год, ссылаясь на книгу первого алтайского священника Михаила Чевалкова " Памятное завещание " . Как живой памятник всем алтайским миссионерам, как продолжение их дел, задумывался Горно-Алтайский храм в честь преподобного Макария Алтайского. В 2002 году по благословению Владыки Максима, епископа Барнаульского и Алтайского начинается строительство церкви. В 2003 году был залит фундамент, в мае 2004 года в Свято-Макариевском храме прошла первая литургия. Куполом молящимся служило небо, и ветер свободно гулял между пустых оконных пролётов, пока возводился дом Божий на народные пожертвования. Осенью того же года на крыше церкви появился первый деревянный купол. С 2005 года в храме проводятся регулярные службы, создаётся постоянная община.

http://sobory.ru/article/?object=11471

Недостаток священников, кроме будимской епархии, замечается ещё в епархиях пакрачской и горно-карловицкой. В пакрачской епархии по отчёту епархиальной консистории к 1 января 1900 г. было 36 приходских мест без священников. В горно-карловицкой епархии не лучше того 995 . Где причины этого прискорбного явления? Указывают на слишком большие требования, предъявляемые к кандидатам священства, вследствие чего немного находится охотников поступать в духовное звание, на неустройство священнического материального положения, постоянные задержки священнической платы. Да и одной семинарии недостаточно. Сами священники указывают на настоятельную потребность основать по крайней мере ещё одну семинарию в Пакраце или Платком, хотя бы с низшей подготовкой для сельских приходов 996 . Карловицкая семинария с высшей подготовкой 997 могла бы давать кандидатов священства для епархий сремско-карловицкой, бачской, темишварской и вершецкой, а другая – для будимской, пакрачской и горно-карловицкой 998 . Как видно из 11-го отчёта о состоянии православно-серб- —368— ского богословского училища (семинарии) в Карловцах за 1899–1900 учебный год, в семинарии состояло 11 преподавателей и 83 ученика, именно – в I классе 30, в II – 15, в III – 18 и в IV – 20. По епархиям – из архиепископии было 34 воспитанника, из бачской епархии 22, темишварской 10, горнокарловицкой 8, вершецкой 5, пакрачской 2 и будимской 2. Стипендиатов было 57. На стипендии и различные пособия ученикам израсходовано 15585 корон (франков) и кроме того значительная сумма – на пособия и лечение больных – из общества св. Иоанна Милостивого. Есть особый фонд для выдачи наград за письменные работы. К концу 1899–1900 года его было 535 кор. Награждены два сочинения по два дуката, а шесть получили похвальные отзывы. К экзаменам допущены были 76 учеников, выдержали экзамен 60. 13-го июня после молебствия розданы были ученикам свидетельства об успехах. – В 1900–1901 учебном году занятия начались 23 августа. В первый класс поступило 39; в том числе из архиепископии 12, из бачской епархии 9, темишварской 6, вершецкой 2, будимской 1, горно-карловицкой 7 и пакрачской 2, а всего в четырёх классах 89 слушателей.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Вечером 17 сентября Святейший Патриарх Кирилл прибыл в Горноалтайскую епархию. 19 сентября Святейший Патриарх Кирилл посетил Архиерейское подворье в честь святителя Макария (Невского), митрополита Московского, Алтайского, находящееся близ села Чемал в Чемальском районе Республики Алтай. Здесь Предстоятель посетил Иоанно-Богословский скит на острове Патмос на реке Катунь. 20 сентября, в Неделю 16-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию на центральной площади г. Горно-Алтайска. Вместе с Предстоятелем Русской Церкви на площади молились около 5 тысяч человек. По окончании Литургии состоялась беседа Святейшего Патриарха Кирилла с главой Республики Алтай А.В. Бердниковым. После этого Предстоятель Русской Церкви совершил чин освящения поклонного креста на месте основания Алтайской духовной миссии в центре Горно-Алтайска и чин освящения закладного камня в основание храма в честь святых Петра и Февронии Муромских в новом микрорайоне Каяс. В этот же день Святейший Владыка посетил Макариевский кафедральный храм г. Горно-Алтайска и епархиальное управление Горноалтайской епархии, расположенное на территории храма. Вечером 20 сентября Святейший Патриарх Кирилл прибыл из Горно-Алтайска в Барнаул. 21 сентября, в праздник Рождества Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии, Предстоятель Русской Церкви совершил чин великого освящения восстановленного храма святителя Димитрия Ростовского в Барнауле и Божественную литургию в новоосвященном храме. После богослужения Святейший Патриарх Кирилл совершил чин освящения закладного камня в основание Спасского кафедрального собора г. Барнаула. Затем Предстоятель Русской Церкви провел встречу с губернатором Алтайского края А. Б. Карлиным.   В завершение многодневной поездки Святейший Владыка ответил на вопросы журналистов об итогах Первосвятительского визита в северные и западносибирские епархии Русской Православной Церкви, после чего отбыл в Москву. Патриархия.ru Календарь ← 19 апреля 2024 г. (6 апреля ст.ст.) пятница Свт. Евтихия, архиеп. Константинопольского (582).

http://patriarchia.ru/db/text/4228141.ht...

Закрыть В Горно-Алтайске состоялась пробежка «За трезвое Отечество!» под девизом «Трезвый праздник, чистый город, добрые люди» 03.04.2017 508 Время на чтение 5 минут В четверг, 30 марта, в День памяти святителя Патрикия Ирландского, в Горно-Алтайске состоялась очередная пробежка «За трезвое Отечество!» под девизом «Трезвый праздник, чистый город, добрые люди», сообщили «Русской народной линии» устроители мероприятия. В пробежке приняли участие православный клуб «Остров» и 5 спортивных клубов города и Маймы: «Император», «Торнадо», «Барс», «Олимп», «Воркаут», а также все желающие вести здоровый образ жизни – всего около 85 человек. «Сбор участников проходил возле городского ДК. После небольшой разминки, пробежка двинулась по направлению к площади, где, выступили ребята из клуба «Workout Горно-Алтайск». Под аплодисменты зрителей они выполняли сложные комбинации на подручном «турнике» и пригласили желающих показать свое умение, - говорится в пресс-релизе. - На приглашение откликнулись священники, выступающие организаторами пробежки - о.Лаврентий и о.Павел, чем вызвали аплодисменты всех участников пробежки и многочисленных зрителей – горожан, оказавшихся в этот час на центральной площади. Но гвоздем программы стало перетягивание каната. Участники его просто порвали надвое! Дважды. И всем стало понятно, что, действительно, победила дружба! Затем пробежка двинулась в сторону автовокзала. По дороге к ней присоединялись люди, которым тоже захотелось пробежаться по вечернему весеннему городу. Так, среди бегущих оказалась одна молодая мама с сыном, до этого просто шедшая с работы. 4-летнему сыну идея бежать со всеми очень понравилась и маме ничего не осталось, как присоединиться к бегущим. Ей и её сыну все это настолько понравилось, что они решили участвовать в пробежках и в дальнейшем. Разминки проводились несколько раз: на площади, возле музея им. А.В.Анохина, около вокзала. На обратном пути, на площади Ленина , участники пробежки устроили традиционные молодецкие игры «Стенка на стенку», после которых вернулись к точке старта, где их ждал радушный прием с чаем в церкви Покрова Пресвятой Богородицы. За чаем все пообщались, и с интересом выслушали о.Павла Тайченачева».

http://ruskline.ru/news_rl/2017/04/03/v_...

Белуха, гора. Часовня Михаила Архангела. Аккемская часовня /// Епархия неизвестна Деревянная часовня. Действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Освящена в честь: Михаила Архангела Год постройки:Между 2005 и 2021. 13.06.2020 г. сгорела, в 2021г. восстановлена. Архитектор:К. Хромов Адрес: Горный Алтай, подножие горы Белухи, выше Аккемского озера Координаты: 49.883464, 86.551468 Проезд:Ближайший поселок - Тюнгур или Кучерла, далее либо пешком по горным тропам, либо на лошадях. Возможна заброска вертолетом из Горно-Алтайска Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Начало строительства 2005, завершение - 2006. Построена из кедра силами и на деньги спасателей и родственников погибших альпинистов, строительные материалы доставлены вертолетом. Архитектор Кирилл Хромов. Службы совершаются раз в год о.Георгием из п.Майма, бывшим альпинистом. Он ее и освятил. Дополнителнение и уточнение информации о часовне: идея - 2003 года, разработка и утверждение проекта - 2004 г. Часовня посвящена памяти оставшимся в горах. Строилась на деньги не только родственников, но и (в основном) на деньги альпинистов, туристов, друзей и просто хороших людей со всей территории России и стран бывшего СССР. Б. Манернов, участник организации строительства Сруб размером 4 на 6 метров из алтайского кедра построен на 2-х километровой высоте в районе озера Ак-Кем, к которому приходит очень много путешественников и туристов. Цель создания церкви - сохранение памяти о людях, оставшихся в горах навсегда. Часовня святого Архангела Михаила у подножия горы Белухи – самая высокогорная часовня в России. Организаторы проекта - Горно-Алтайская ПСС (поисково-спасательная служба) и Туристско-Спортивный Союз РА. Строительство велось по благословению епископа Барнаульского и Алтайского Максима. Богослужения в часовне проводит раз в год настоятель Свято-Духовской церкви села Майма протоиерей Георгий. Возводили часовню братья Евгений и Владимир Корчугановы из Горно-Алтайска, которые строили храм в Антарктиде.

http://sobory.ru/article/?object=12580

Гончарова О. А. История становления и развития здравоохранения национальных районов юга Сибири в 1920–1941 гг. – Томск, 1995. Гончарова О. А. Культура, здоровье, здравоохранение: История народной медицины в Горном Алтае. – Горно-Алтайск, 1999. Гурьев В. Распространение христианства и развитие промышленности на Алтае//Томские губернские ведомости. – 1864. – 41. Демидов В. А. От Каракорума к автономии. – Новосибирск, 1996. Записки Алтайского миссионера Черно-Ануйского отделения священника Филарета Синьковского за 1876–1881 гг. – М., 1883. Записки миссионера Кузнецкого отделения Алтайской Духовной Миссии священника Василия Вербицкого за 1861 год. – М., 1862. Записки, находящегося в Бийском округе для обращения иноверцев к христианству, архимандрита Макария и братий его//Сборник исторических материалов о жизни и деятельности архимандрита Макария Глухарева. – Орел, 1897. Записки Улалинского отделения Алтайской Духовной Миссии миссионера Иоанна Смольянникова за 1858 год. – М., 1860. Златкин И.Я. История Джунгарского ханства. – М., 1964. Еркинова Р. М. Я сын Алтая//Наука, культура, образование. – ГорноАлтайск, 2000. – 6–7. Ерошов В.В., Кимеев В.М. Тропою миссионеров. Алтайская духовная миссия в Кузнецком крае. – Кемерово, 1995. Из духовного наследия алтайских миссионеров. – Новосибирск, 2000. Извлечение из всеподданейшего отчета обер-прокурора Святейшего Синода К. Победоносцева , по ведомству православного исповедания за 1879 год. – СПб., 1881. Извлечения из записок сотрудника Алтайской миссии священника Василия Вербицкого за 1857 год. – М., 1859. Извлечения из путевых записок миссионера архимандрита Макария//Памятник трудов благовестников русских с 1793 по 1853 г. – М., 1857. История Сибири. – Т. 2. – Л., 1968. Исупов С. Бийск: острог, крепость, город. – Бийск, 1999. Казагачева З. С. Зарождение алтайской литературы. – Горно-Алтайск, 1972. Казагачева З. С. К истории народного образования//Кан-Алтай. – Горно-Алтайск, 1994. – Январь – март. Кацюба Д. В. Благотворительная роль Алтайской Духовной Миссии//Этнография Алтая. – Барнаул, 1996.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/altajs...

Крейдун Ю. А. Становление структуры миссионерских учреждений на Алтае//Материалы XV ежегодной богословской конференции Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Т.2. -М. 2005. – С. 40–47. Крейдун Ю. А. 175 лет со дня основания Алтайской духовной миссии и приезда архимандрита Макария (М. Я. Глухарева) на Алтай//Алтайский край, 2005 г.: Календарь знаменательных и памятных дат. – Барнаул, 2005. – С. 98–102. Крейдун Ю. А. Бийский Тихвинский женский миссионерский монастырь//Бийский район: История и современность/Отв. ред. Т.К. Щеглова: В 2 т. – Т. 1. – Барнаул, 2005. – С. 42–49. Крейдун Ю. А., Завидов Д. С. О личности святителя Макария//Бийск православный. К истории православия в городе Бийске (приложение к альманаху «Бийский вестник». – 2006. 1). – Бийск, 2006. -С. 90–97. Крейдун Ю. А. О принципах территориального обустройства Алтайской духовной миссии/Макариевские чтения: Материалы пятой международной конференции (21–22 ноября 2006 года)/Отв. ред. В.Г. Бабин. – Горно-Алтайск, 2006. – С. 15–23. Крейдун Ю. А. Храмы в честь святителя Иннокентия Иркутского в Алтайской духовной миссии//Известия Архитектурно-этнографического музея «Тальцы»/Отв. ред. Ю.П. Лыхин. – Вып. 5. – Иркутск, 2006. – С. 93–95. Крейдун Ю. А. Дневник миссионера Иоанна Штыгашева как источник по изучению взаимоотношений православных миссионеров с населением Урынхайского края в начале ХХ века//Актуальные проблемы этнической, культурной и религиозной толерантности коренных народов Русского и Монгольского Алтая: материалы международной научной конференции (23–24 ноября 2006 года)/Отв. ред. В.Г. Бабин. – Горно-Алтайск, 2006. – С. 164–166. Кривоносое Я. Е, Скворцова Т. И. Православные храмы Барнаула. – Барнаул, 2001. Колоткин М.Н. Христианизация алтайцев в XVIII в.//Макарьевские чтения: материалы второй международной конференции (21–22 ноября 2003 года)/Отв. ред. В.Г. Бабин. – Горно-Алтайск, 2004. Ландышев Вас., свящ. Воспоминания о Высокопреосвященнейшем Владимире, Архиепископе Казанском и Свияжском, бывшем начальнике Алтайской и Киргизской миссии//Томские епархиальные ведомости. – 1900. – 21.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/altajs...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010