15 У Фоссати (Aya Sophia 1852) в описании 3-й таблицы сказано: широта здания 72 метра (т. е. около 34 саж.), длина 81 м. 5 с. (более 38 саж.), а купол возвышен на 55 метров (26 саж.) над полом; диаметр его в 31 м. 5 с. (около 15 саж.). Киевский Собор в широте имеет 25½ саж., в длину, от горнего места до западного порога, 17 саж., в вышину до купола 10, а в поперечнике главного купола 3 саж. (10 арш.). 16 В числе колонн было 8 из порфира и 16 серпентинных. Над ними верхний ярус, в коем меньшие колонны мраморные с капителями из красного мрамора, серпентина и бронзы. Перила галереи мраморные же полы из мрамора и других камней в виде мозаики. См. в Описании К.-Софийск. Собора пр. Евгения и Фоссати. В Киевском Соборе перила на верхних галереях из плит красного лещадника с высеченными на них фигурами. Пол, вероятно, был так же из разноцветных плит, как в Десятинном. См. обозрение Киева в отношении к древностям изд. К. Гр. Губ. И.И. Фундуклеем. К. 1847 г., стр. 29. 17 Иисус Христос Представлен вдвойне. На левой стороне раздаёт Он Св. хлеб, на правой Он же подаёт Св. Чашу. На каждой стороне по 6 Апостолов, простирающих обе руки для принятия Св. Даров. В середине картины Престол, на коем видны: дискос с раздробленным Св. хлебом, золотой 4-угольный крест, губа, копие или нож, а по сторонам престола два Ангела с рапидами. Надпись греческая по золотому полю чёрная и не вся уцелела: при конце она надписана краской, как и 2 Апостола на правой стороне. 18 Ныне изображения Святителей древние не целы; на них, до половины к низу, осыпалась мозаика и на месте её дописаны изображения красками. Святители изображены в священнических фелонях, с белыми омофорами, в одной руке держащие Евангелие, другой благословляющие, либо поддерживающие Евангелие. Архидиакон Стефан держит в правой руке кадило, в левой – камень, Лаврентий так же в одной руке – кадило, а в другой – ладанницу (малый ковчег). Ниже полосы Святителей ещё полоса, по сторонам кафедры архиерейской (которая из камней и украшена разноцветными стёклами или камушками), составленная из четырёхугольных плит мраморных и муравлёных, и последние испещрены квадратиками синими и зелёными. По концам полосы, к престолу, изображены кресты так же из квадратиков зелёных и жёлтых.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Skvorcov...

Макария памяти, церк. древн., стр. 43. 44. СПб. 1857 г. 222 Собр. л. 3, 93. 4, 83. Никон. л. 4, 129–131. 299. 300. Степ. кн. 1, 527. 528. Иосифа просветитель, стр. 596. 597. 225 Никон. лет. 4, 142. 144. 147. 148. Типогр. лет., стр. 184. 185. Продолж. Нестора, стр. 137–142. 185. Собр. л. VIII, 48. 49. Соборное деяние 1389 г. у Калачева в архиве, стр. 15. 226 По продолж. Нестора скончался 15 окт. 6894. По воскр. лет. (соб. летоп. VIII, 49) скончался 15 окт. 6893 (1384). По Львов. лет. 2, 186: «тогда же (6893) преставися в Киеве Дионисий митрополит октяб. 25 и положен в пещере». В синодике Нижегор. Печерск. монаст. сказано: «преосв. митрополит Дионисий, иже бысть архиепископ Суждальский, а прежде того был начальником Печерского монастыря, преставися 6983 окт. в 15 д., а память его в 26 день июня». Ниже о нём же: «на память преп. отца нашего Давида (26 июня) и на преставление в 15 день октяб. – в оба дни служити собором и кормы на братию ставити большия». Это записано конечно скоро после смерти Дионисия. 227 Типогр. лет. 184. 185. Львов. лет. 2, 166: «глаголют, яко и доныне лежит в теле». Степ. кн. 1, 528: «глаголют же, яко и доныне в теле лежит». Воскр. лет. (собр. лет. VIII, 49): «положен был в пещере Антониеве и тело же его и доныне цело есть и нетленно»; а ниже под 1389 г.: «лежит в пещере Феодосиевой», стр. 342, – В Софийск. (V. 239): «положен бысть в пещере Онтониеве». Ныне в Феодосиевой пещере пр. Дионисий. 228 Синодик 1552 г. Нижег. Печерского мон. «писан в Печерском монастыре Вознесения Господа нашего – и преподобного чудотворца Дионисия» (Макария памятники, стр. 364). В месяцеслове Любецкого, СПб. 1730 г., и в других, равно и в новом месяцеслове Вершинского (СПб. 1857 г.), память св. Дионисия, архиеп. Суздальск., под 26 июня. Читать далее Источник: Жития святых, чтимых Православною Церковию, с сведениями о праздниках Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах/Составленные преосвященным Филаретом (Гумилевским) архиепископом Черниговским, с дополнениями из других: С изображениями святых и праздников академика Ф.Г.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

846 Потамионами назывались иноцветные, набранные мозаикой или мрамором в полу св. Софии полосы, шедшие параллельно солее, рядами, в известном расстоянии одна от другой, от северной стены храма к южной. Они между прочим обозначали места остановок тех или иных из священнослужащих лиц, направлялись ли последние процессией в алтарь от западных дверей, как в данном случае, или обратно – из алтаря через средину храма в его притворы и двор. Голубцов А., Из христианской иконографии, стр. 56; проф. И. Д. Мансветова , Церковный устав, стр. 247–248. 849 Симеона Солунск. De sacra precat. у Миня, t. 155 col. 553–556, 643; русск. пер. в Писаниях, т. II стрр. 403–405, 496. 852 В Чиновнике Холмогорского Преображенского собора говорится (стр. 89), что на утрени „в пятую неделю поста” читалось два евангелия: по степеине праздничное и воскресное по великом славословии, потому что на этот день пал праздник Благовещения в 1682 году. 853 Чиновник Новгородск. Софийск. соб., стрр. 159,179. Полн. собр. русск. летопи. т. VI, стр. 295. Архим. Макария Археологич. опис. церковн. древн. в Новгороде, ч. I стрр. 17, 28, 36, 88, 98, 117. Нашему теперешнему выражению: „Ходят с иконами” равносильно древнерусское: „Ходят со кресты, на похрестья”, откуда и сам термин: Крестный ход. 854 Одинцов, Порядок обществ. и частн. богослуж., стр. 193; Дмитриевский, Чин пещного действа, стрр. 10–11, 47. 855 Ср. Дополн. Акт. Истор. т. V стр. 106; Р. И. Б. III, 123–124; сн. современную практику Ростовского Успенского собора. 876 Ак. эксп. т. 1, 306, т. II, 14 и 17. Ак. ист. т. IV, 24. Ак. эксп. т. IV, стр. 261 и др. 878 Неправильность такого отношения правительства к общецерковному делу и тогда ясно сознавалось более передовыми лицами среди духовенства. Так известные протопоп Иоанн Неронов в челобитной к государю, указывает ему на тот единственно-правильный путь, каким надлежит следовать, чтобы вывести тогдашние запутавшиеся церковные дела на их настоящую дорогу. Он приглашает государя созвать для решения церковных дел собор „истинный“, „а не сонмище иудейское“. На этом истинном соборе должны присутствовать не одни архиереи, но и архимандриты, игумены, протопопы, священно-иноки. иереи, диаконы – хорошо знающие божественное писание, а также и мирские всякого чина люди, известные своей добродетельной жизнью, и наконец пустынники, сподобившиеся особых дарований от Бога. Таким образом у нас ещё в XVII веке истинным настоящим церковным собором признавался только тот, на котором присутствовали, кроме архиереев и монахов, протопопы, иереи, диаконы и мирские люди, – только такого состава собор обладал полной компетенцией в общецерковных делах.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

241 Вот магистры нашего курса: Тим. Барсов, А. Катанский , Ник. Барсов († и. д. орд. проф. СПб. акад.), Е. Мегорский (рект. Новгор. сем., † настоят. Казан. собора в СПб.), А. Тачалов (псал., потом прот. Висбаденской ц., † настоят. Парижской посольской ц.), Ив. Образцов († прот. спб. Вознесенской ц., проф. спб. Историко-филол. института, член Учебн. ком. при Св. Синоде), иером. Владимир Никольский († еп. Нижегород.), Г. Пеньковский († препод. Новгор. сем.), Ф. Елеонский († засл. орд. проф. СПб. акад.), О. Щербицкий († инспект. Литовской сем.), Н. Благовещенский († директ. народн. учил.), А. Некрасов († и. д. орд. проф. Казан. акад.), Андрей Вещезеров († препод. Тверской сем.). С правом на степень магистра, по представлении новых сочинений, – Ф. Смирнов († секр. Литовской консист.), П. Иовлев († прот. спб. Конюшенной ц.), В. Голубков († испект. Яросл. сем.). 242 Из кандидатов нашего курса самым выдающимся и занявшим самое высокое положение среди всех своих однокурсников оказался Алексей Алексеевич Опоцкий, псковской уроженец, еще здравствующий, ныне Высокопреосвященный архиепископ и член Св. Синода Алексий, пребывающий на покое в московском Донском монастыре. А. А. Опоцкий, общий всего курса любимец за свою доброту и симпатичный характер, 1864 – инспект. Виленск. дух. учил., 1871 – прот. гроднен. Софийск. соб. и законоучитель Гроднен. гимн., 1872 – утвержд. в степ. канд. богосл., 1891 – архим. и рект. Литовск. сем., 1893 – еп. Балахн., вик. Нижегор., 1896 – еп. Вятский, 1901 – архиеп., Экзарх Грузии, 1905 – архиеп. Тверской и член Св. Синода, 1910 – на покое в моск. Донск. мон., с управлением его. Не раз случалось мне слышать восторженные отзывы о нем как законоучителе гимназии, от бывшего его питомца, орд. академика Академии наук и директора с.-петербургского Историко-филол. института, В. В. Латышева. Помнится, в первый раз слышал их от этого глубокоученого академика при посвящении Преосв. Алексия в Александро-Невской Лавре, куда горячий его почитатель, В. В. Латышев, нарочно прибыл, чтобы видеть хиротонию своего бывшего законоучителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

234 Мелетий Сириг в каноне святым Киевским призывает в помощь иерархов Луку и Германа. Акафисты, К. 1674 г. 236 КалайдовичК.Ф. Памятники русской словесности XII века. М., 1821. «Телнога ради женскаго с Оркадьем молвих, се со игуменом, а творяшеся и епископа прошав и иных, а не подкладоша ни за что же». О другом предмете: «Прашах и сего: аж девица лезет на девицу... И Аркадий молвяше: то есть как содомский грех». 239 Стихирарь Новгород. Софийск. б-ки на л. 99 приписка: «коньцяшася книги эта мес. сентября в 13 день на канон Воздвиженья, от мес. июня при епископе Аркадии и при тиюне Тупочеле». После того одним и тем же почерком написаны стихиры и канон св. кн. Борису и Глебу и канон апостолам Петру и Павлу. Содержание стихи­раря см. в: ИОРЯС. Т. VI. Начальных 8 тетрадей его недостает. Но другой стихирарь того же XII века, принадлежащий ныне академии наук, сохранился во всей полноте (Записки Императорской Академии Наук. Кн. 2). 241 Святцы: «св. Аркадий епископ преставился в л. 6671 мес. сент. в 18 день». В минее Макария память св. Аркадия, епископа Новгород. – под 18 сент. В Отенских святцах 1718 г. прибавлено: «положен бысть в Мартириевой паперти: повествует о нем в письменных четьих минеях, в соборе в той день», т. е. читают в соборе 18 сент. житие его по Четьям-Минеям Макария. Словарь святых: «память его празднуется в соборе февр. 10 и окт. 4 обще с другими угодниками». 245 Собр. л. под 6696 и 6697; Известия императорского Русского археологического общества. В 10 т. СПб., 1859–1884. Т. II (далее – Известия Археологического обще­ства. – Ред.). 246 Собр. л. 3, 17–21. 216. 217. 5, 168.169. Ркп. святцы. «Святой Григорий архиепи­скоп, брат Иоаннов, преставился 6700 месяца в день». Соловьев П. Описание новгород­ского Софийского собора. Здесь в надписи на гробнице день преставления – 24 мая. 248 Собр. л. III, 23. 24. 52. 217. IV, 18. 94. Макарий (Миролюбов) , архим. Археологи­ческое описание церковных древностей в Новгороде Ч. 1. Только напрасно о. Макарий из того, что новгородцы считали свт. Кирилла защитником своим от татар, выводит заключение, будто монастырь после 1239 т. был вновь перестроен. Иначе точно та­кое же заключение надлежало бы составить и о храме св. Софии.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

3 Гр. Хвостов. О Переяславле Залесском. 1823; Свирелин А.И. Истор. стат. описание Переясл.-Троицкого монастыря. М., 1860. 4 Погодин. Древняя русская история до монгольского ига. Т. I. 593. Его же: Князь Андрей Юрьевич Боголюбский. М., 1850. 6 Лаврент. 140, 141, 143, 156. Плат. 111–113. Сн. «История Русской церкви» пр. Макария. Т. III, 269. 7 Софийск. врем. 1. 218–219: «Не взношашеся, ни величашеся о себе, но на Бога о всем возлагаше всю свою надежду, и Бог покоряше под нозе его везде вся враги его». Лавр. 184–185. Переясл.-Суздал. 110. 9 Соф. 1, 266 : «Яко же Святое Писание глаголеть: «да кто положить душу свой за другы своя»; сии же Великый князь положи душу свою за вся люди земли Русьскыя, и причте его Господь ко избранному своему стаду, зане же бяше милостив ко всякому, требующим не-взбранно даяше». Степен. кн. I, 321, 324. Архивск. 271. 10 О предках св. Александра по матери. Соф. 1, 228 : «Князи же милостивии, племя княже Ростиславле, и до хрестиян добры». В Новгородской летописи о Мстиславе Храбром: «Сь же благоверный князь Мьстислав взрастом середний бе и лицем леп, и всею добродетелью украшен и благонравен, и любовь имеаше ко всем, и милостини прилежаше, монастыри набдя... Бе бо крепок на рати; всегда бо тесняшеся умрети за Русскую землю, и тако молвяше дружине: братье! ничто же имейте в уме своем; еще ныне умрем за христианы, то очистимся грехов, умрем же всяко,.. Бе бо налюбезник на дружину, и не збираше злата, ни сребра, но дааше дружине, ово же правяше души своей... Не бе бо тоа земле в Руси, котораа же его не хотяше, не любляше... Плакашеся по нем вся Рускаа земле». По кончине его говорили: «Уже бо солнце наше зайде нам!» См. Карамзина «История государства Российского», т. III, 57. Прим. 54. Мечислава Мстиславича современники называли Удатным, Храбрым, даже Великим, позднейшие историки – Удалым. 12 Ярослав Всеволодович был женат два раза. В первый брак он вступил в 1206 году с Юрьевною Кончаковича (Лавр. 180), во второй – в 1214 году с дочерью Мстислава Удалого, названного при рождении Ростиславою, а при крещении Феодосиею.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

показаны в прологах отверзение дверей великой церкви (в софийск. новгор. прологе до 1250 г. с особым тропарем), светохождение вокруг великой церкви, 23 дек. память самого освящения церкви. В греческих памятниках нет другого праздника Софии – Премудрости Божией, как у нас в позднейшее время в Новгороде 15 августа, в Киеве 8 сентября. Вероятно, празднование памяти освящения Софии константинопольской и был храмовой праздник 23 декабря. В киевской Софии тоже было в древности 4 ноября. Посему естественно полагать, что еще до студийского устава патриарха Алексия в России известен был чин празднования в память освящения церкви. Но в уставе 1398 года описана обстоятельно причина праздника 14 августа: освящение св. обители от Алексия св. нашего владыки и всея вселенного патриарха. Освятижеся реченая церковь в 14 день того ж месяца в лето 6542 в тот же день среду (это было 1034 года от Р. X.). Начало чина: во время божественные литургии собравшимся людям в притвор св. Дмитрия... Притвора мученика Димитрия не было тогда ни в успенском храме Богоматери в Москве, ни в киевопечерской обители. Все это показывает, что чин сей списан именно с устава обители патриарха Алексия. Напротив за происхождение синаксаря устава 1398 года в России говорит 1) то, что некоторые русские святые: Борис и Глеб, св. Леонтий ростовский, пр. Феодосий печерский поставлены в нем на первом месте с показанием чина службы им, с опущением службы дневным святым 172 ; 2) есть ошибки в синаксаре, сходные с ошибками славянских прологов: 20 июня св. Мефодия моравского вместо патарского; ошибка славянина от смешения с Мефодием просветителем славян. Вообще же по соображении всех признаков греческого студийского происхождения и русского, кажется, более остается весу за теми, которые говорят за происхождение сего синаксаря из студийской обители 173 . Устав студийский типографский 1236 XIV в.) в синаксаре, который кончается 17 днем мая за утратою листов, много сходствует с уставом 1398 года и, по всей вероятности, автор его имел в виду сей устав, но избегал его особенностей и во многие дни дополнял; вообще он богаче памятями как сего устава, так и устава 905 синодального.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

160 Запустение Киевской области рисует Иоанн де Плано-Карпини в своем путешествии к Монголам («Собрание путешествий к татарам и другим возточным народам, в XIII, XIV и XV столетиях» СПб., типография департамента народного просвещения. 1825). 161 Акт конфедерации, заключенный дворянством в Вильне в 1599 г. Митр. Евгений в прибавлении о софийск. соборе 15. 162 Речь Древинского напечатана у Н. Н. Бантыш-Каменского в «Историческом известии о возникшей в Польше унии...», стр. 69–73 167 Н. Н. Бантыш-Каменский. «Историческое известие о возникшей в Польше унии...», стр. 116, 120–122. 180 Адам Олеарий – «Путешествие в Московию», гл. 2, стр. 79. в переводе П. П. Барсова изд. в Москве 1870 г. 184 Ответ собора 4-й. «Акты Исторические», т. 5 75 сравн. тот-же ответ собора в Приложении 9, 10. 190 М. О. Коялович. «История воссоединения западных Униатов старых времен (до 1800)», стр. 1. С.-Петербург, 1873 г. 191 В письме с 6 ст. эта, поставленная в скобках, прибавка составляла особое предложение, которое читалось так: «В монастырех же для совершенного воздержания и крепкого монашеского жития, возбранено св. отцы, чтоб отнюдь пития хмельного не имели, а ныне то пренебрежено и чинится от того многая душевная пагуба». 192 «Акты Исторические», 1 т. 5, 24, 37, 265, 276. и др.; «Акты Археографической экспедиции» т. 1. 108 и 381; «Акты Исторические», 4 т. 151; 5 т. 65; «Акты Археографической экспедиции», 4 т. 37, 116, 118, 162, 165, 116, 161, 162, 165.. 194 «Апокрифическая беседа преподобных Сергия и Германа Валаамских чудотворцев о нестроении последнего времени». «Чтения в Обществе Истории и Древностей Российских» 1859 г. кн. 3, отд. III, стр. I–VIII, 1–16. («Рассуждение инока – князя Вассияна о неприличии монастырям владеть отчинами», с предисловием О. М. Бодянского). О. М. Бодянский ошибочно приписал «Беседу» Вассияну Патрикееву. Вскоре А. С. Павлов высказал сомнение в авторстве Патрикеева и отнес «Беседу» ко второй половине XVI века, гипотеза О. М. Бодянского надолго утвердилась в литературе. «Беседа» вышла отдельным изданием в 1889 г. – В. Г. Дружинин и М. А. Дьяконов . «Беседа преподобных Сергия и Германа Валаамских чудотворцев» Апокрифический памятник XVI в. СПб. Тип. И. Н. Скороходова. 1889 (На обл. год изд.: 1890).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

741. Воскресенский – Вознесенский – Подлютовский – Тухольский или под Лютовою горою, мужской, ныне приписная церковь св. Николая слободы Подлитовье к Яму Зайцеву, Новгородской губ., Крестецкого у., в 28 вер. к сев.-зап. от Крестцов и в 3 вер. от Яма Зайцева, при ррч. Работке и Нише. Он уже существовал в 1555 г., когда в нем был игумен Геннадий, и по описи 1581 г. находился в следующем положении: «Монастырь под Лютовою горою на речке на Нише. А на монастыре церковь Вознесенье Хр., да придел Покров Св. Богор., да теплая церковь Варламей Чудотв. В монастыре игумен Иона, да 12 келей, а в них живут старцы черноризцы; да за монастырем слободка». В 1572 г. «свящали в монастыре на Лютове на горе, по Московской дороги, церковь Воскресение Христово, священник Софийской Иев да диакон Анцифор, при строителе монастыря старце Геннадии да священнике Иоасафе“. В 1692 г. был приписным к Новг. архиер. дому, в 1764 г. упразднен, а церковь приписана к Ям Зайцеву. “Полн. собр. лет.», III, 168; “Ист. Росс. Иер.», V, 557; Неволин, “Пятины, в Зап. И. Р. Геогр. Об.», VIII, прилож. VIII, 262; “Акты истор.», V, 214 (Ц. гр. 1692 г.; роспись приписн. м-рей); “Памят. ку. Новгор. губ. на 1858 г.», прилож., 10; “Новгор. сборн.», IV, Отд. I, 26; Строев, “Спис. иер. и наст.», 126, 95; “Дополн. к Акт. истор.», I, 51 (Грам. 1555 г. по судным делам; статья XX, челобитная игум. Геннадия); Макарий, “Ист. Р. Ц.», VII, 30; “Опис. докум. и дел архива св. Синода», II, ч. 1, 46 (дело 1722 г. об отягощениях крестьян приписного к Софийск. дому Подлютов. м-ря); “Русск. истор. Библиот.», V, 799, 309 (грам. 1671 г. митроп. Новгор. Питирима иером. Иоилю о переписи имущества Подлютовского м-ря, что на Москов. дороге, и о назначении строителем Исаака вместо престарелого его отца Филки). 742. Воскресенский – Истринский Новый – Иерусалим, мужской, ставропигиальный, 1-го класса (с 1764 г.), при заштатном гор. Воскресенске, Московской губ., Звенигородского у., в 20 вер. к сев. от Звенигорода, расположен на красивом гористом полуострове, образуемом течением р.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

В.В. Виноградов Витать ВИТАТЬ Слова, вошедшие в состав русского литературного языка из языка старославянского, имели сложную и разнообразную судьбу на русской почве. Активно приспособляясь к историческим изменениям семантической системы русского языка, многие из старославянизмов теряли свои наследственные значения и становились яркими русизмами. Исторические закономерности в ходе этих семантических и стилистических преобразований не открыты до сих пор. Прежде всего необходимо установить основные вехи исторических трансформаций книжных славянорусизмов. Ценные указания в этом направлении можно извлечь из изучения семантической истории слова витать в русском литературном языке. Слово витать в старославянском языке значило «жить, получать приют где-нибудь, пребывать где-нибудь» 70 . В таком же значении оно употреблялось и в языке древнерусской письменности. (Ср. в «Словаре церковнославянского языка» А. Х.  Востокова (1, с. 43): витати – καταλειν, commorari, Ant.; витальница– κατλυμα, deversorium; вишалиште– ξενα, hospitium. Barl. Krm. Те же слова с теми же значениями отмечены и в «Материалах» И. И. Срезневского (1, с. 264–265): Витати, витаю – обитать, commorari. Например: «Витаеть посреддому его». Панд. Антиоха XI b. «Виташав виталищи (т. е. в гостинице. – В.  В.)». Жит. Триф. 1, Мин. Чет. февр. 2; витатися– приветствовать, здороваться; виталище, витальница (гостиница), витальник. Вместо витают Лавр. Летоп. в списке (Публичн. библ. XVII b. Типогр. Летоп. ПСРЛ, 24, с. 18; Пг., 1921) читается: «И приходящимъ имъ, да видають у святого Мамы»). По-видимому, без больших семантических потрясений, лишь с некоторым сдвигом в сторону значений: «гостить, находить ночлег, приют, временно располагаться где-нибудь на отдых» – или, под влиянием украинского и западнославянских языков, в сторону значений: «приветствовать, радушно встречать, принимать привет гостей» – это слово дожило в русском литературном языке до второй половины XVIII b. Трудно сомневаться в том, что витать как слово высокого книжного слога уже в XVI – XVII bb. требовало разъяснения для многих читателей. Во всяком случае, в азбуковниках с конца XVI b. встречаются такого рода толкования: «Витают, еже кто мимоходя и в дом чужд вшед, мало почиет, или колико время ту пребудет яко странен, и таковое пребывание, еже есть в чужом доме, наричется: витание, еже есть и странствие» («Азбуковник» – Сахаров, 2, с. 149). Ср. в «Житии» св. Николая Нового Софийск., 58 (по югославянской рукописи XVI b.): витать – νοικεν, habitare, обитать. В «Житии» Аввакума: «В горах тех обретаются змеи великие; в них же витают гуси и утицы – перие красное, вороны черные, а галки серые» (Аввакум, с. 87–88).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010