45 «Тоя же весны (1396) за две недели до велика дни князь великий Василий Дмитриевич еде с Москвы в Смоленск, с ним же вкупе и Киприан митрополит… и оттоле иде к Киеву и тамо пребысть полтора года». (Древний летописец ч. II, стр. 285; Новгор. I, 96–98; Софийск. I, 244–246; 249; Софийск. II, 128). 49 «Летопись великих князей Литовских» стр. 40 (Ученыя Записки II отделения Академии наук кн. I). Густин. Лет. 352. 50 Нужно, впрочем, заметить, что известия, сохранившиеся относительно этого наместника, не во всеми согласны. Самое имя его называют не одинаково. По летописи, Скиргайла отравил Фома чернец (Густ. 352); по Стрыйковскому – Авраамий, печерский игумен и наместник (Kronika Stryjkowskiego 1846. XIV, 103), а Длугош говорит только, что Скиргайло умер «ab uno religioso Ruthenorum veneuatus (Hist. Polon. X, 45). С другой стороны мы имеем известие, что Скиргайло был не отравлен, а убит в Вышгородском замке за свое тиранство (Маркевич, История Малороссии, 1842 г. I, 14–15). 51 Из Никоновской летописи видно, что из Москвы Киприан выехал 20 июля 1401 г.; затем «неколико время» был в Литве и имел свидание с Витовтом, после чего поехал уже в Киев. 13-го же февраля 1405 г. Киприан был уже во Владимире Волынском, где поставял в епископы попа Гоголя. Отсюда можно думать, что в самом Киеве Киприан был три или четыре месяца (Никон лет. IV, 312–318). 58 Никоновская же летопись, говоря о прибытии Фотия, замечает: «и прияша его с великою радостию и любовию и со многою честию вси князи рустии и бояре и людие; и бысть радость по всей земли» (V, 32. 34). 61 Это видно из дошедшего до нас послания Фотия, писанного в Киеве в 1411–1412 г. В этом послании Фотий, давая наставления Киево-печерской братии, говорит между прочим так: «и о сем, возлюблении во прешедших летех вашей любви слово наказаньих духовных изрекох» (Дополн. к актам истор. т. I. 180. стр. 315). Выражение «во прешедших летех указывает, вероятно, на время первого посещения Фотием Киева. 62 «Поеха Фотей митрополит в Литву и тамо на Киев постави Савостия на владыку ко Смоленску» (Лит. лет. по изд. Данилов. 234; Ник. лет. V, 33: 51. 53. 106).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

189 Вот почему в грамотах Великого Князя Московского и других князей, после смерти Фотия до посвящения святого Ионы в митрополита, не встречается обыкновенного вступления «по благословению отца нашего Митрополита», и пр., но грамоты начинались так: «Божиею милостию,» и пр. Что замечено и Историографом (И.Г.Р. Т. V, стр. 154.) слич. Собрание Государственных грамот. Т. I, грамоты 45–50 и 52–74, писанные с 1443 г. до 1448 г. с грамотами 75–81, 84, 85, писанными с июля 1450 г. до кончины святого Ионы. 190 Письмо к Патриарху напеч. В Акты Исторические. Т. I. 39. К Императору то же самое, с нужною переменою некоторых выражений, в Софийск. Временник. 11, 34–39. И в Церковной Истории митрополита Платона. I, 256. По разным счислениям лет от просвещения России христианством, показанных в том и другом послании, полагают, что к Патриарху Великий Князь писал в 1441 г., а к Императору спустя два года (см. примеч. к I тому Акты Исторические. На грамоту 39). Но из сего последнего послания нисколько не видно, чтоб ему предшествовало какое-нибудь другое уведомление о делах Исидора и о прочем, к императору, или Патриарху. 191 Так свидетельствует Софийск. Врем. II, 39 Свидетельство Летописи подтверждается послание Великого Князя к преемнику Ионна Палеолога, Константину, где он пишет: «за все того желахом происковахом, еже како бы послати к царскому граду послов своих и извещений (о извещении?) соединения Святейшия Божия Вселенския Церкви, и о православии, и о поставлении Митрополита. И многолетне того искахом и желахом, но не улучихом сего». Акты Исторические. Т. I, ст. 494. Сам митрополит Иона, после поставления своего, писал в Киев: «до сего времени во Святейшей Рустей Митрополии не бывало Митрополита; не к кому было посылать. Царь не таков, а ни Патриарх не таков». 192 «Призва к себе Епископа Рязанскаго Иону на Москву». Софийский Временник. II, 53. Следовательно, святой Иона жил не в Москве, a, вероятно, в Рязани. 193 Игумен Кирилловский Трифон тогда же взят был в Москву в настоятеля Спасского Монастыря, и потом в 1462 году возведён на престол архиепископский в Ростов.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

2209 Полн. Собран. Русск. Летоп. т. VI. Софийск. 2-ая, стр. 234. М.Л. Геннадий, архиепископ Новгородский. Чтен. Обществ. Любит. Духовн. Просвещ. 1875 г., ч. II, стр. 465 и след. 2234 Печерскхй монастырь еще при жизни преп. Феодосия, по свидетельству Нестора, получил в дар села, которыми управляли монастырские приставники, тиуны и слуги. Е. Голубинский цитов. соч., т. I, 1-я полов., стр. 597. Преп. Антоний Римлянин купил и приложил к своему монастырю соседнее село Волховское с тремя семейными холопами. Истор. Российск. иерарх. III. Грамата преп. Антония (2-я), стр. 125–126 Преп. Варлаам Хутынский, как говорит его вкладная грамата, оставил своему монастырю два села с небольшим числом холопов. Дополн. к Акт. Истор. т. 1, 5, стр. 8. Первые христианские князья на Руси жертвовали на содержание монастырей земли, ограждая при этом их неприкосновенность проклятиями тех, кто дерзнул бы «обидеть» монастырь, – отнять пожертвованное владение. Павлов. Исторический очерк секуляризации церковных земель в России, ч. I. Одесса. 1871 г., стр. 3. 2239 «Князь великий (Иоанн III) " … взял… у Юрьева монастыря в половине 720 обежей, а у Аркажи 333, а у Благовещенского 293, а у Никольского Неревского конца 251, и у Онтонова 50 сох. Полн. Собран. Русск. Летоп. т. VI, Софийск. 2-ая, стр. 216–217. 720 обеж=от 8.640 до 10.800 десятин; 333 обж.=от 3.996 до 4.995 десят.; 253 обж.=от 3.036 до 3.795 десят.; 251 обж.=от 3.012 до 3.765 десят.; 50 сох, т.е. 150 обж.=от 1.800 до 1.950 десят. Преосвящ. Макарий. Истор. Русск. Церкви, т. VIII, стр. 239. 2240 Милютин. О недвижимых имуществах духовенства в России гл. IV, Чтен. Общ. Импер. и Др. Рсс. 1860 г., кн. III, стр. 220–265. 2242 Великие Минеи-Четьи. Сентябрь, изд. Археограф. Комисс. Спб. 1868 г. Духовная грамота преп. Иосифа. Столб. 506. 2250 Акт. Эксп. т. 1, 239, стр. 252, столб. 2. Сравн. Послания старца Артемия. Русск. Истор. Библиот. т. IV, столб. 1399. 2262 Великие Минеи-Четьи. Сентябрь. Цит. изд. столб. 559–560. Срав. Предисловие к уставу Корнилия Комельского. Истор. Российск. иерарх., ч. IV стр. 668.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Точно так же и преднесение светильников. Последнее в Византии взяло свое начало от ношения факелов пред Римскими августами в процессиях. Пред Византийским императором при некоторых церемониях особый чиновник, лампадарий, нес «дивамвул», драгоценный подсвечник с золоченой лампадой, края которой были окрашены киноварью. Похожий подсвечник, называвшийся «монамвул» (в эти слова входят числа 1, 2 с каким-то другим неизвестным словом), носился в Византии пред патриархом 2212 . Пред Иерусалимским патриархом в VIII-IX в. в торжественных случаях шло 12 монахов со свечами 2213 . Новоизбранного епископа в древней России провожали к царю, патриарху и в собор с 12, 8, 6 или 4 свечами, которые несли пред ним особые клирики – «пламенники», или «огненники» 2214 . По Типикону Великой Константинопольской церкви, вечернему входу предшествовало три светильника 2215 . К 140 псалму вход приурочен был, так как с этого псалма в древности начиналась вечерня. На песненной вечерне вход совершался на 8 ст. 140 пс: «яко к Тебе, Господи, Господи» (Вступ. гл., 342). Но уже Студийские уставы указывают вход после Богородична на Господи воззвах 2216 . Потому нынешняя молитва входа имеет отношение главным образом к этому псалму. В большинстве древних Евхологиев эта молитва надписывается «входная». Но Евхологий в рукоп. Афоно-Пантократорской библ. 149 XV в. имеет такую молитву входа: «Входу нашему, Христе Боже, к жертвеннику Твоему, всякия скверны изменену, приятися от Тебе благоволи; измыв сердца наши от совести лукавыя, сподоби молитве нашей взыти яко фимиаму пред Тобою молитвами Всечистыя Матере Твоея и всех святых Твоих, яко подобает Тебе…» 2217 . По некоторым Евхологиям, в качестве молитвы для вечернего входа (очевидно, в отличие от литургийного) положен краткий стишок, вроде нынешнего благословения входа. Так, в грузинской рукоп. Имп. Публ. библ. 208 XIII в. «молитва входа»: «Благословенно пришествие св. славы Твоея, Христе Боже наш всегда…». В Служебнике Новгородской Софийск. библ. (при СПб. Дух.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

В древних рукописных святцах праведные Иоанн и Мария называются начальниками древнего Устюга. Описание о российских святых XVIII в. в Московск. академии, то же библиотека Киево-софийск. собора. Преподобный Киприан устюжский Издавна, едва ли не с самого основания древнего города Гледена, находился в нем монастырь св. Троицы. Тут в первых годах XIII века один богатый замлевладелец двинской трети, устюжской волости, презрев прелести мира, решился посвятить себя иноческой жизни и принял пострижение с именем Киприана. Достигший исполнения своего задушевного желания, новый инок со всем усердием предался подвигам поста и молитвы, безропотного послушания и труда. После всех пришедши в монастырь, он хотел сравняться в подвигах с поседелыми старцами и усвоить себ все их добродетели. Такая жизнь не могла не обратить на Киприана всеобщего внимания жителей, и слава о молодом подвижнике быстро начала распространяться в окрестности. Благочестивые граждане Гледена привыкли посещать монастырь св. Троицы и находить для себя утешение в душеполезных беседах с иноками. Но в то время река Юг стала подмывать Гледенскую гору и горожане вынуждены были переселиться на Черный Яр, за реку Сухону, и построить нынешний Устюг. Посещение Троицкого монастыря, от которого они были теперь отделены большой рекой, сделалось для них неудобным. Жалея о трудности посещать любимое место своего богомолья и желая иметь иноческую обитель вблизи нового места своего жительства, устюжане стали просить пр. Киприана устроить монастырь близ их нового города. Предлагая ему любое место близ города для построения обители, граждане желали посещать новый монастырь вместо Троицкого и в тишине иноческой ограды отдыхать и успокоиваться от забот и треволнений житейских. Устрашился сначала смиренный подвижник предложения граждан, долго отказывался он, считая себя и недостойным и неспособиым для такого дела, но не мог устоять против усиленных просьб устюжан и согласился наконец принять на себя этот труд для общей пользы. Обойдя город и осмотрев места, – удобные для иноческой жизни, он избрал место при озерках, за Острожною осыпью или валом города, поставил себе здесь малую кельицу и стал подвизаться в ней в непрестанных трудах, посте и молитве.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

63 «Допол. к истор. актам» т. I, 180. В этом послании Фотий говорит, между прочим, так: «радованно и потщительно приидох к вашей любви и слово наказаньих духовных полагаю вы к доводу всякому духовному и ползе (т. I. стр. 315). Отсюда видно, что послание писано в самом Киеве. Но самим Фотием оно не было читано, как это видно из неоднократного употребления в нем слова «пишу» (т. I. стр. 322). – Впоследствииш, в послании, писанном по смерти Григория Цамблака, Фотий так говорил о своем (втором) посещении печерской лавры: «о Хрисге сожительства вашего вмале видех, и духовныя вашея любви и соводворения духовнаго довольно како не насладихся, по времени, убо, како нуждьно ми бяше и от вас удалился, желанием же духовных желах и скоро како посещати вас Христову паству, с духовными духовныя събеседовати» (Ibid. 181, стр. 223). 64 «Клеветы многи сотвориша на него лукавии человецы, иже бежаша от Фотеа с Москвы свои сущее к Черниговскому владыце, а оттуда в Литву к Витовту». Никон. лет. V, 53. 67 Впрочем, в сочинении Buwita Wina, изданном в 1621 г., сказано, что Фотий переносил эти сокровища не в Москву, а в Константинополь (Архив Ю. З. Рос. I, 7: 450). 69 «И грады митропольская Киевския церкви великия соборныя, и власти и села раздаде паном своим; а наместников Фотиевых митрополичих ограбив, отосла в Москву» (Никон. лет. V, 53; Густин. 353; Новгор. I, 105; Софийск. I, 140; Coф. II, 140 ). 70 В 1414 г. дочь великого князя Василия Дмитриевича, Анна вступила в брак с Иоанном Палеологом, сыном императора Мануила. Соловьев, т. IV, стр. 285. 73 Новгор. I, 109; Новгор. IV, 71. 73. По свидетельству же одного молдавского летописца, Григорий в этом году не скончался, а только переселился, неизвестно почему, из России в Молдавию, где будто бы жил очень долгое время, и в 1439 г. был утвержден в звании молдавского митрополита. М. Макарий, Ист. Рус. Цер. IV, 100 101. 75 Ibid. т. I, 181. Что послание писано в Киеве, – видно из таких же выражений, какие мы указывали выше в послании 1411–1412 года О путешествии Фотия в Литву см. Никон. лет. V, 80. 96. 97. Летоп. велик. князей литовских стр. 56 (Ученые Записки II отд. Акад. Наук. кн. I).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

1768 . Николаевская – Иловицкая, мужская пустынь, ныне погост Никольская пустынь или Иловицы, Твер­ской губ., Вышневолоцкого у., в 58 вер. к юго-зап. от Вышнего Волочка. В 1670 г. упоминается строит. Александр. Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 486. 1769 . Николаевская – Мокрая, мужская пустынь, совсем упраздненная, Вологодской губ., Грязовецкого у., в 40 вер. к вост. от Вологды и верстах в 20 к сев.-сев.-вост. от Грязовца, на правом берегу р. Сухоны, недалеко от ны­нешнего сельца Никольского Старого. Ис­тория ее неизвестна, но в начале XVI ст. в ней был строителем Антоний. В 1620 г. приписана к Вологод. архиер. дому; около 1764 г. сгорела и не была возобновлена. “Ист. Росс. Иер.”, V, 93; Суворов, “Владим. Заоник. пуст.”, 28; Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 763; “Акты истор.”, III, 84 (Ж. гр. 1620 г. Вологод. Софийск. собору на монастырек Никола чудотв. Мокрой); “Чтения в И. Общ. ист.”, 1860 г., III, Отд. 1, 150 (в 1744 г. имела 6 душ крест.); “Опис. Москов. архива Мин. Юстиции”, I, 245 (дозорная книга 1613 г. владений пустыни); “Опис. докум. и дел архива св. Синода”, VIII, 1728 г., прилож., CXV, XI (в ней находились 2 начальствующих и 10 монахов). 1770 . Николаевская – Пироская, мужская пустынь, ныне погост Пирос, Новгородской губ., Боровичского у., в 22 вер. к югу от Борович, на зап. берегу обширного оз. Пироса, близ Ни­колаев. ж. дороги. В грамоте патр. Ни­кона 1664 г. читаем: «В нынешнем в 172 г., февр. в 10 день, бил нам челом Новгородцкого уезду Николской пустыни старец Пимин: состроил де он в Пироском погосте, по благосло­вению митроп. Макария, новую церковь Николы чудотвор., а старой де церкви, что впусте стояла, сыскал образы, кои были рознесены, и обыскал де он ныне местный образ Николы чудотв., и из алтаря местные иконы, да клепало желез­ное...». Затем старец Пимин просит все это возвратить, а патр. Никон ука­зал Иверскому архим. Филофею все эти вещи розыскать. Митроп. Макарий был в 1542–1563 г., следоват., Пимену было более 100 лет. В писцовой книге Деревской пятины, 1581 г., значится: «Погост Пироской на оз. на Пиросе. А на погосте храм верховныи Апостоли Петр и Павел, да придел Никола чудотв., да теплый храм Козма и Дамьян, сто­ят без пенья». Таким образом ста­рец Пимен сделал неверное показание; вероятнее, что пустынь была заведена здесь значительно позднее. Существующая церковь во имя ап. Петра и Павла осно­вана в 1757 г. Неволин, “Пятины, в Зап. И. Р. Геогр. Общ.”, 1857 г., VIII, прилож., 248; “Па­мятн. кн. Новгор. губ. на 1858 г.”, прилож., 25; “Русск. истор. Библиот.”, V, 452.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

584 По «слову св. Григория» (прилож. стр. 25) пользовались тропарем Рождеству Богородицы; по «Заповеди св. вторую трапезу крестили тропарем Пресвятые Богородицы (Проф. Смирнов, Древнерусский духовн., стр. 126, 392, материал). Очевидно, пользовались не одним и тем же тропарем, а разными. 592 См. статью Велинского «К литературной истории жития Василия Нового2. Записки Им. Новороссийск. Универс., т. 109, 1907 год, стр. 175–176. Там же на 189–190 стр. о пьянственном мытарстве по ркп. 18 в. Имп. Публ. Биб. 7. 1. 701. 596 Чин исповедания, помещенный в устав преп. Саввы, ркп. Импер. Публ. Биб. гл. 103, ч. 1. Отчет о шестнадцатом присуждении наград гр. Уварова. СПБ. 1874 г., стр. 136. Krek, Einleitung in die slav Literat. 2 изд. Стр. 407, прим. 1. 597 Ркп. Софийск. библ. л. 195–196, 224. Христианск. Чтение 1877 г., ч. 1, стр. 433. Статья Каратыгина – Обзор некоторых особенностей в чинопоследованиях рукописных требников, принадлеж. биб. СПБ. Дух. Академии. 603 Может быть здесь имеется в виду известная легенда о пьяном, пожелавшем в вывороченном тулупе испугать проходившего мимо Спасителя. 605 Жизнь и творчество крестьян Харьковской губ. Очерки по этнографии края. Под редакцией В.В. Иванова, Изд. Харьковск. Губерн. Статическ. Комитета, т. 1, 1898 г., стр. 297. 607 Бестужев-Рюмин. Русск. истор. 1, стр. 24. «Пирра – не была божеством-создателем» Соловьев. Русск. истр. Кн. 1, стр. 76, прим. 5. 613 Розыскания в области русск. дух. стиха, 13. Сборник отдел рус. языка и слов. Импер. Акад. Наук, т. 46. 614 Верования сербов в судьбу мы касались в нашей статье: «Мифологический элемент в сербской народной поэзии. Среча и Усуд». Филол. Записки 1901 г., вып. 1, 2. 631 Пыпин. Истор. рус. лит. Изд. 2, 1902 г., ч. 1, стр. 259. – Точнее Азбуковник был реальным словарем к важнейшим произведениям древне-русской литературы, преимущественно церковной, как определяет азбуковник. Тихонравов. Сочин. Т. 1, ст. 40 – Древнейший азбуковник словотолкователь помещен в Новгородской кормчей 1282 г.; другой по времени подобного рода памятник найден в списке сочинений Иоанна Лествичника 1431 г. Напечатаны Калайдовичем. Экзарх. Болг. Приложение 12 и 13, ст. 193–197. Распространение Азбуковников отностится к 14–16 векам.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

славян. рукописей Москов. Синод. библиотеки Горского и Невоструева. Отд. 3. 431, стр. 554 и проч. Снес. История Русской Церкви. Голубинского. Т. I, ч. I, стр. 349 и 441 93 Описание Киева Закревского, изд. 2, стр. 778. Митрополит Феопемпт упоминается в летописи в 1039 г. 95 В Типограф. минее один только канон и притом взят с 23 апреля: теплою верою... В Софийск. минее служба также общая, а не в России составленная, но в точности нам неизвестная, вероятно, та же, что и в Типографской минее 97 Русские святые Филарета Черниговск. 15 апр. Истор. Канонизации Святых в русск. цер. Голубинского, стр. 35 99 Карамз. примеч. 137 к. Т. V. Была в Киеве церковь Воздвижения будто князем Романом Мстиславичем Смоленским в 1212 году выстроенная. Но о ней идет спор. См. описание Киева. Н.Закревского. Изд. 2. 1868 г., стр. 413. В москов. Синод. библиотеке есть пролог пергаменный XIV века 239 за сентябр. полугодие, писанный Козмой поповичем. Не этот ли Козма писал с отцем и пролог, что в Синодальной типографии? Но мы почерков не сравнивали 100 Это предисловие есть и в некоторых экземплярах славянских прологов в переводе. См. Полн. Месяцесл. Востока. Т. I, стр. 282 101 Не пересмотрены известные нам пергаменные прологи в Императорской публичной библиотеки 47 и 48, Троицкой лавры 33 и Московской синодальной библиотеки 839 (последний 1425 года) 104 Об этой церкви много говорится в сочинении В.Доброхотова: «Древний Боголюбов город и монастырь». Изд. 1852 года 109 Летоп. Ипат. под 1176 г. и Лаврент. см. Древности Владимиро-Сузд. области. Выпуск I, стр. 21, 34 112 Священник Андрей Федоров заведовал церковью 85 лет и умер в 1799 году. В 1805 году во священника этой церкви определен Иван Андреев (не сын Андрея Феодорова) и при нем в 1825 году Покровская церковь передана Боголюбову монастырю. Здание и имущество Покровского монастыря в 1764 году переданы были в нее казначеяведе духовных вотчин Владимирского уезда 113 В.Доброхотов написал, что Покровская церковь передана в заведование Боголюбскому монастырю в 1794 году вместо 1825 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

317). 243 В списке грамоты 1504 г., отысканной в Новгородском консисторском архиве старых дел, сказано, что пошлины проскурная (т. е. за просфоры, которые брали для церквей от Софийского просфиряка или просфорпи), антиминсная и праздничная (т. е. за служение в церквах литургий и пение молебнов соборным протоиереем или священниками в праздничные дни) шли по старине; и обозначен самый раздел пошлин между соборным причтом. Из собранных пошлин получали: протопоп полторы выти, протодиакон и попы все по выти, диаконы в полы попа – полвыти, два крылошанина да дьяки застенные все в полы диакона – четверть выти. (Описание Новгородского Софийск. собора, составл. протоиереем Петром Соловьевым. Спб. 1858 г., стр. 35. Сн. 11. См. тоже в Актах Археол. Экспед. т. 3, 306). 244 Если иногда, например при Патриархе Филарете, дан был антиминс безпошлинно (см. выше стр. 92, примеч.); то это бывало исключением из общего правила, в уважение лица (Сапеги), просившего антиминс, и по случаю несчастных обстоятельств церкви (разорения храма врагами). 245 Там на стр. 28-й в Соборном изречении святейшего Иоакима, Патриарха Московского и всея России, и преосвященных Митрополитов, Архиепископов и Епископов Российских 1675 года, между прочим, напечатано: «Антиминсы всем Архиереом присылати печатати в царствующем граде Москве, – книг печатного дела во дворе, по благословению святейшего Патриарха. Платы же даята на их весьма добрые и честные и художнику за труд коемуждо Архиерею свое иждивение. Свящати же я коемуждо Архиерею самому во своей токмо епархии. И отдаяти я туне безмездно, а не продажно в новозданныя церкви (или во обетшалых место) во всей своей епархии. В новозданныя храмы посылали антиминсы преждеосвященныя и совершенныя с вложенными в них святыми мощами, с Архимандритом или игуменом, или протопресвитером или пресвитером благоговейнейшим, и им велети святити храм малым священием, сему искусным и вообычайным, с положением прежде священного антиминса от самого Архиерея. Идеже церковь святится совершенно самим Архиереем, тамо полагати антиминсий без мощей святых, понеже мощи тогда в самом освящении храма полагает сам Архиерей во святой трапезе в среднем столпе, яко обычаи есть».

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010